Полеты во сне и наяву о чем

В чем пророчество фильма «Полеты во сне и наяву»?

Пересмотрела фильм Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Удивительно, как с возрастом меняется восприятие!

Полеты во сне и наяву о чем

Первый раз, в подростковом возрасте, когда эмоции не терпели полутонов, фильм вызвал возмущение и скуку. Раздражали все «лишние» сцены, явный вызов главного героя.

Позже фильм не смотрела, «пробегала», выхватывая фрагменты. Но эти фрагменты уже завораживали, останавливали.

Потребовалось много лет, чтобы понять, что это, действительно, шедевр. Даже не множество скрытых смыслов создают это ощущение, а заложенное в нем пророчество. А еще это кино — хороший тест для любого общества. Рецензии на фильм — лучшее описание «истории болезни». Полеты во сне и наяву о чем Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
Фото: kinopoisk.ru

Роман Балаян снял «Полеты во сне и наяву» в 1982 году. Главного героя, сорокалетнего Сергея Макарова, сыграл Олег Янковский. Великолепный актерский состав: Олег Табаков, Людмила Гурченко, Людмила Иванова, Людмила Зорина, Елена Костина, Никита Михалков, Александр Адабашьян (его озвучил Юрий Богатырев), Олег Меньшиков.

Сергей Макаров показан накануне своего сорокалетнего юбилея, времени переосмысления жизни. Не случайно многие пишут, что этот фильм о кризисе среднего возраста. Разумеется, этот фильм и о кризисе, но мне кажется, что герой показан в критическое время, чтобы высветить остроту «спрятанных» проблем.

У него есть жена и маленькая дочка, есть молодая любовница Алиса, есть коллега, бывшая любовница Лариса Юрьевна, он пользуется ее машиной и без всякого стеснения кредитуется. Коллегу-любовницу играет Людмила Гурченко. В Ларису Юрьевну влюблен начальник, а по совместительству и друг Макарова — Николай Павлович (в исполнении Олега Табакова).

Сергей Макаров мечется между женщинами, работой, подобно мотыльку. Грезя полетами над всей этой иллюзией жизни. Иногда кажется, что он и есть единственный живой человек в «механической» реальности. Человек, которому не хватает воздуха без Неба. Удивительная харизма притягивает к нему и женщин, и друзей.

Казалось бы, совершенно незаслуженное внимание, внимание к человеку, который за поиском потерял сам предмет этого поиска. Он не способен любить, ему чужды и другие человеческие чувства. Будто испытывает близких на прочность, постоянно провоцируя. Но это провокация себя через них, словно стремится достигнуть собственного дна, стремится исчезнуть, но исчезнуть красиво — в полете.

Многие писали, что это фильм о невозможности свободы в эпоху позднего застоя, да и сам режиссер как-то обмолвился о «лишнем человеке», невозможном для него расписанном пути (холодильник, ковер, квартира). Но через тридцать с лишним лет все видится иным.

Герой Михалкова (странно видеть в эпизоде) — человек будущего, человек, созданный для нашего сегодняшнего времени. Он в любом балагане — главный, ведь только он, созданный из цинизма, умеет «договариваться», умеет убедить любого, особенно «человека летающего». От него веет беспринципной прагматичностью.

И герой Табакова вползет в будущее, потому как ему и надо-то немного. Потому как таких — большинство, они основа. Им важна любовь, важна дружба, они ответственны, но их не смущает ложь «во благо», они готовы многое стерпеть… Полеты во сне и наяву о чем Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»

А как много героинь Людмилы Ивановой! Зайдите на любой форум, включите ток-шоу. Они всегда «знают, как надо», они жизнь свою положили на «экспертную деятельность».

И молодому другу юной любовницы Алисы в роли Олега Меньшикова тоже есть место, а уж пресловутые 90-е были и вовсе его временем. А вот «летающему Макарову» места нет, кончилось его время. И то, что в конце застоя воспринималось тюрьмой для полетов, теперь выглядит иначе. Это остатки атмосферы для них, пусть уже и «кислотной».

Фильм многоплановый, воспринимается зрителями по-разному. Интересный и ненавязчивостью образов, которые раскрывают смыслы. Общую фальшивость «рисует» музыка, сцены непонятной свадьбы, съемок странного фильма. Путешествия по мирам, сны наяву — как свобода от каких-либо привязанностей. Не случайно он забывает о юной любовнице, когда она пряталась в машине от знакомых.

Почему этот человек обладает такой манкостью, таким притяжением? Вытянутый серый свитер, который он не снимает все время действия, подчеркнутая стертость образа, и только глаза — в которых какой-то иной блеск, а может, просто жизнь?

И финальная сцена, сцена, в которой герой становится совершеннейшим ребенком, бегая с мальчишками, а потом — сворачиваясь эмбрионом в стоге сена, мучаясь от холода, «рождаясь наоборот», умирая…

Тема детства присутствует все время, не зря же постоянны обращения к матери. Но у героя инфантилизм как вызов, как инструмент провокации, полета. Он «улетел», остались только те, которых придавило притяжение. Остался и инфантилизм, только как новое правило существования, как основа нового мира. В котором комфортно глупенькой Алисе, осуждающим «экспертам», всем героям, не жаждущим полетов.

Источник

В чем смысл фильма «Полеты во сне и наяву»?

Главный герой фильма, Сергей, находится на пороге сорокалетия. Он переживает кризис среднего возраста. Жизнь ему кажется запутанной, бессмысленной и непонятной. У героя есть жена и дочка, молодая красивая любовница, а также коллега по работе, влюбленная в него и помогающая финансово. И работа архитектором в бюро. Но он не ценит то, что имеет.

В фильме показаны два дня перед днем рождения главного героя и собственно его юбилей. Вероятно, все остальные дни своей жизни герой проживает примерно также: попадает в нелепые ситуации, обманывает, врет и мечется из стороны в сторону.

Сергей очень тоскует по матери, но не может (или не хочет) навестить ее, пытается написать ей письмо, но не получается: мучается, комкает листы бумаги. За этим занятием его застает жена, с которой он ссорится. На работе врет, отпрашивается, чтоб увидеться с любовницей. В итоге, жена застает героя в машине с любовницей, происходит скандал, супруга забирает у Сергея ключи.

Далее Сергей пытается поехать к матери, но волею случая оказывается избитым и выброшенным из поезда, работница железнодорожной станции жалеет его и помогает добраться до дома. Но Сергея не пускает домой обиженная жена, поэтому он приходит с бутылкой к своему начальнику и другу, они засиживаются за разговорами до поздней ночи.

Юбилей Сергея весь коллектив решает отметить на природе. Люди веселятся, выпивают, танцуют, общаются. Сергей ревнует любовницу Алису (которая тоже приехала на праздник) к ее новому знакомому и делает вид, что бросился с качелей в реку ( на улице — поздняя осень). Коллеги напуганы, бегут на помощь, но оказывается, что Сергей пошутил — он выходит из-за дерева, живой-здоровый. Обиженные гости быстро расходятся, а главный герой сворачивается калачиком в стоге сена, одинокий и несчастный.

Характеристика главного героя

Кризис среднего возраста главного героя показан в фильме очень явно: Сергей, почти дожив до 40 лет, мечется, сомневается в себе и окружающих, обесценивает для себя все то, что ранее было нажито им: семью, знакомых женщин, коллег, друзей. Герой словно бунтует (взрослый мужчина бунтует словно подросток) против окружающей его серости и обыденности. Решения его спонтанны, он словно потерял голову. Поэтому и попадает в сомнительные истории в течении фильма.

Сергей эгоистичен, его беспокоят только собственные чувства, собственный кризис. Чувства людей, которых он обманывает или использует в своих целях, его не волнуют. Он не переживает, что предал жену и дочь, что разочаровал начальника и обидел коллег. Не хочет нести ответственность за свою жизнь, за семью, за работу. И неизвестно, кризис ли это сорока лет или мужчина всегда был таким.

Почему фильм назван «Полеты во сне и наяву»?

Фильм назвали так из-за того, что главному герою очень хотелось «летать». Не в буквальном смысле. Сергей хотел взлететь над обыденностью, над людьми, которые живут так, как должны жить. Кульминацией фильма становится полет героя с тарзанки в реку. И становится понятно, что его романтические «полеты» — не более, чем иллюзия и попытка оправдать свой эгоизм, ложь и непонятные поступки.

Смысл фильма

У фильма «Полеты во сне и наяву» глубокий смысл. Здесь показано противостояние одного человека, у которого настроение, поведение, идеи и мечты отличаются от других, к общей массе людей. Но в этом фильме противостояние показано не совсем традиционно. Масса людей здесь изображена достаточно неплохо с моральной точки зрения (так в СССР жили практически все люди), а вот сам герой — скорее, с отрицательной стороны. Сергей не доволен прожитой жизнью, но он не стремиться изменить ее к лучшему, напротив, своими действиями он разрушает и себя, и окружающих, вносит бессмысленный хаос и суету в свою жизнь. И мы видим, как постепенно даже самые терпеливые и доброжелательно настроенные люди от него отворачиваются. Сергей в конце фильма остается один, из дома его выгнала жена, ранее любящие женщины от него отвернулись, не осталось друзей, работы (он успел уволиться). Не осталось ничего, поле, он и стог сена.

Фильм учит тому, что надо нести ответственность за свои поступки. Даже кризис среднего возраста рано или поздно перестал быть оправданием поступкам, которые совершал Сергей.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.6 / 5. Количество оценок: 8

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *