Полетела 1с бухгалтерия что делать
Вирус уничтожил бухгалтерскую программу (базу данных): порядок действий
Что делают в таких случаях? Нужно ли посылать объяснения в налоговую инспекцию? Как правильно составить документ-объяснение?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации предприятию следует:
назначить приказом комиссию для проведения служебного расследования, результаты работы комиссии утвердить актом;
зафиксировать факт обращения к техническим специалистам и составить акт технического обследования;
проинформировать налоговую инспекцию, подав заявление (уведомление, письмо), составленное в произвольной форме, приложив копии документов, подтверждающих причину утраты, а также одновременно запросить предоставить копии сданных отчетов и деклараций за прошедшие периоды.
Обоснование вывода:
В силу ч. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях (ст. 314 НК РФ).
Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после отчетного года.
Сроки хранения электронных документов (регистров) устанавливаются в том же порядке, что и для документации, формируемой на бумажных носителях. Средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Налоговый кодекс РФ обязывает хранить документы, необходимые для исчисления налогов, в течение четырех лет (пп. 1 п. 8 ст. 23 НК РФ)*(1).
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и регистров налогового учета и их защиту от изменений (ст. 29 Закона N 402, ст. 314 НК РФ).
Отсутствие регистров бухгалтерского или налогового учета является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. За совершение такого нарушения предприятие может быть привлечено к ответственности по ст. 120 НК РФ.
За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб. (повторное нарушение влечет штраф от 10 000 руб. до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП РФ)).
Кроме того, при отсутствии документов и регистров учета налоговый орган может воспользоваться правом, предоставленным ему пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, и определить суммы налогов расчетным путем на основании данных о налогоплательщике и об аналогичных налогоплательщиках. Высока вероятность, что рассчитанные таким образом налоги будут больше, чем фактически следует к уплате, на основании чего могут быть доначислены суммы налогов, пени, а также штрафные санкции.
Чтобы избежать штрафов, предприятию необходимо подтвердить, что документы и регистры (в т.ч. электронные) хранились надлежащим образом и его вина в пропаже или уничтожении документов отсутствует. Для этого необходимо иметь документы, которые подтверждают тот факт, что чрезвычайные обстоятельства действительно имели место.
Руководителю предприятия необходимо назначить приказом комиссию для проведения служебного расследования о причинах утраты документов, а также для решения вопроса по восстановлению бухгалтерской базы данных, утерянной вследствие поражения сервера вирусом. Результаты работы комиссии следует оформить актом и утвердить руководителем.
Также следует зафиксировать факт обращения к техническим специалистам и составить акт технического обследования.
На основании пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
Поэтому после того, как причина утраты базы документов будет задокументирована, следует проинформировать налоговую инспекцию о факте утраты документов. Для этого в налоговый орган по месту регистрации подается заявление (уведомление, письмо), составленное в произвольной форме, к которому прикладываются копии документов, подтверждающих причину утраты. При утрате бухгалтерской и налоговой отчетности организации следует обратиться в налоговую инспекцию с запросом о предоставлении копий сданных отчетов и деклараций за прошедшие периоды. Данный запрос целесообразно оформить вместе с уведомлением о пропаже или уничтожении документов.
Отметим, что вывод о том, что вина за технические неполадки программы не может быть возложена на организацию пользователя программы, сделан судьями в постановлениях Одиннадцатого ААС от 30.05.2018 N 11АП-5662/18, от 04.06.2018 N 11АП-5328/18, Десятого ААС от 15.03.2019 N 10АП-1213/19.
При этом предприятие должно предпринять все возможные действия к восстановлению электронной базы и утраченных документов. Отсутствие мер по восстановлению может трактоваться как противоправное бездействие, приведшее к совершению налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).
Указания контролирующих органов о том, что документы, утраченные налогоплательщиком, должны быть восстановлены, содержатся в письмах Минфина России от 11.08.2011 N 03-02-07/1-288, от 07.06.2013 N 03-02-07/1/21191, от 22.07.2013 N 03-02-07/2/28610 (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 15.08.2013 N АС-4-3/14759@).
По нашему мнению, во избежание повторения негативных последствий предприятию необходимо сохранять резервную копию базы данных. Хранить ее нужно таким образом, чтобы в случае чрезвычайных обстоятельств (вирусы, выход из строя жесткого диска компьютера) резервная копия базы данных не пострадала.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Хранение, уничтожение и восстановление документов организаций и индивидуальных предпринимателей;
— Энциклопедия решений. Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности;
— Утеря или уничтожение документов: предотвращение, последствия, восстановление (И. Кензеева, «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 51, декабрь 2005 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Отметим, что для некоторых документов другими нормативными актами установлены иные сроки хранения. Подробнее смотрите второй рекомендуемый материал.
Как восстановить файлы 1С из резервной копии: пошаговая инструкция восстановления файловой базы из бэкапа
Учетная система предприятия содержит огромное количество ценной информации, требующей надежного хранения. Однако даже при использовании проверенных программ всегда есть вероятность того, что неаккуратные действия или ошибки, со стороны как пользователей, так и специалистов технической поддержки, могут стать причиной повреждения данных. Отсутствие полноценного доступа к отчетности — серьезная проблема, требующая оперативного решения, а также определенных навыков и знаний. Впрочем, сегодня восстановить файлы 1С не так уж и сложно — особенно в тех случаях, когда вы располагаете резервной копией.
Зачем это может понадобиться
Практика показывает, что ситуации, связанные с обращением к бэкапам, встречаются достаточно регулярно. Среди наиболее распространенных причин отмечают:
Стоит отметить, что перед тем как загрузить резервную копию в 1С, следует повторно сохранить текущую конфигурацию, поскольку она также может понадобиться в дальнейшей работе. Целесообразной считается даже фиксация состояния нерабочей версии, особенно в том случае, если она осуществляется через средства сервера SQL. В целом, привычка регулярного создания дублирующих и промежуточных файлов рассматривается как положительная практика, поскольку непредсказуемость возникновения неполадок требует наличия дополнительных гарантий. Оптимальный график — ежедневное копирование, исключающее необходимость глубокого отката с несохраненными изменениями.
Как восстановить базу данных программы 1С из резервной копии (пошагово)
Существует несколько способов, эффективность применения которых зависит от специфики и природы возникновения технической неисправности. В этом случае не стоит совершать «резких движений», поскольку нередко оказывается, что проблема носит локальный характер, и не требует привлечения сторонней поддержки.
В первую очередь рекомендуется сохранить то, что есть на момент выявления неисправности, скопировав файл 1Cv8.1CD в каталог, в котором по умолчанию хранятся бэкапы. После этого можно переходить к следующему этапу.
Способ 1. Восстановление базы данных 1С из файла *.dt
Методика в том числе актуальна и для клиент-серверных БД, и предусматривает выполнение определенной последовательности действий:
Система автоматически приступит к выгрузке, по окончании цикла выведя на экран уведомление с предложением перезапуска (не нужно). После этого — если все прошло успешно — вы сможете получить доступ к исходным данным, актуальным на момент создания «запасной» версии.
Способ 2. Как восстановить базу из файла *.1cd
В этом случае речь идет о работе с учетными программами файлового типа. Применяемый алгоритм крайне прост. Все, что требуется для исправления технической неполадки — провести замену объекта в папке хранения. Перед тем, как запустить 1С из резервной копии, понадобится найти адрес расположения архива «1Cv8.1CD». — для этого можно воспользоваться формой выбора ИБ. Ну и, конечно, не забывайте о повторном копировании, нередко позволяющем избежать более серьезных проблем.
Загрузка в режиме Конфигуратора
В ситуациях, когда архивный файл создавался при помощи стандартной процедуры (то есть через подменю «Администрирование» — «Выгрузить»), для реконструкции исходной конфигурации потребуется запустить учетную систему в соответствующем формате. В данном случае восстановление БД 1С 8, вне зависимости от версии (Предприятие, Бухгалтерия, Управление торговлей и т.д.), выглядит следующим образом:
После актуализации архивная копия полностью заменит информацию в программе учета.
Восстановление в пользовательском режиме
В ситуациях, когда для создания бэкапа применялась автоматическая система копирования, либо сохранение было инициировано одним из пользователей (через меню «Администрирование» — «Обслуживание»), осуществлять загрузку следует с помощью этого же раздела. Причина — использование в процессе сохранения формата WinRaR, при котором окончательное расширение файла базы становится не *.1cd, а *.zip.
Как и в предыдущих случаях, укажите путь для реконфигурации, ориентируясь на характеристики архива (дата/время). После этого запустите процесс, который вскоре вернет рабочий доступ к общей системе.
Автоматическая архивация
Методика, применяемая для восстановления файловой базы информационных данных программы 1С из резервной копии (бэкапа), во многом определяется исходным способом формирования архивного документа. Штатная ситуация — самостоятельное создание в соответствии с настройками СУБД — предусматривает следующий цикл действий:
Зайдите в уже знакомое меню «Администрирование» — «Обслуживание» и выберите нужный пункт.
В появившемся окне кликните на троеточие, выделите подходящий архив и нажмите на «Открыть». Стоит отметить, что здесь также присутствует возможность выбора отдельного файла.
Проверьте путь, указанный к подходящему сохраненному элементу — если все верно, запускайте восстановление базы 1 С из резервной копии.
Система отметит изменения в базовом размещении ИБ, что обуславливает автоматическое появление запроса, уточняющего специфику операции. Планируя в дальнейшем использовать архив в качестве основного, отметьте, что в данном случае выполняется перемещение. Если же бэкап применяется для временной работы с учетными сведениями, потребность в которой обуславливается текущей производственной ситуацией (к примеру, поступление входящего запроса из контролирующих органов) — выберите соответствующий пункт всплывающего окна с формой подтверждения. После завершения вы сможете вернуться к актуальной версии.
Загрузка информационной базы
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Какие есть дополнительные средства
Что еще можно сделать, если «полетела» база 1С? В каждой версии платформы есть встроенная утилита, предназначенная для восстановления архивов, которые повредились. Ее нельзя вызвать через внутреннее меню системы — для запуска потребуется открыть локальную папку компьютера, в которую по умолчанию устанавливается ПО, обычно расположенную по адресу C:\Program Files (x86)\1cv8\8.3.8….\bin. При этом цифры после третьего слэша могут отличаться, поскольку зависят от текущей нумерации релиза.
В открывшемся окне нужно найти и выбрать файл, который называется chdbfl.exe. Именно он запускает отладочное приложение, заранее подготовленное разработчиками на случай внештатных ситуаций. После начала работы утилиты выберите проблемную базу данных (через троеточие рядом с полем «Имя БД»), отметьте опцию «Исправлять обнаруженные ошибки», и запускайте процесс корректуры. Все выявленные отклонения, а также перечень действий, совершаемых отладчиком, отображается в смежном окне в реальном времени.
Какие тонкости следует учитывать при проверке
Практика показывает, что уведомление об ошибке СУБД, вызванной повреждением, чаще всего является следствием файлового режима работы с конфигурацией, не предусматривающего использование сторонних баз. К числу факторов, способных создать проблемы, относят:
В большинстве ситуаций, даже если пользователь случайно удалил базу 1С, возникшая ошибка подлежит исправлению. Однако, ввиду специфики работы программного обеспечения, негативный прецедент может оказать влияние на внутреннюю структуру файла, что в конечном счете становится причиной повторных сбоев и некорректной обработки информации. В подобных случаях рекомендуется провести оптимизацию сетевых мощностей компании, улучшив ресурсные возможности, а также — локально — протестировать текущее состояние БД, используя входящую в комплектацию при поставке утилиту chdbfl, или встроенную функцию системы.
Для этой цели снова откройте программу в режиме Конфигуратора, после чего выберите в меню разделы «Администрирование» — «Тестирование и исправление». В открывшемся окне отметьте нужные опции и запустите операцию (кнопка «Выполнить»).
Продолжительности цикла определяется объемом исследуемой и восстанавливаемой ИБ, так что оптимальным решением считается последовательное применение каждого из проверочных тестов, с обязательной оценкой работоспособности системы после очередной процедуры корректуры ошибок.
В число режимов, доступных по умолчанию, входят следующие способы проверки:
Запущенные случаи
Конечно, оптимальный вариант — когда потребность в рассматриваемых процедурах не возникает, а рабочий процесс остается стабильным и спокойным. Чтобы избежать необходимости восстановления, а также обезопасить организацию от возможных трудностей, рекомендуется регулярно создавать резервные копии базы данных. Для этого можно использовать как штатные методы, встроенные в структуру платформы, так и специализированное программное обеспечение.
Также не лишним будет внедрение на предприятии терминального режима доступа к БД. Система отличается рядом положительных аспектов — к примеру, исключает передачу информации в рамках локальной сети между отдельными компьютерами. Передается только виртуальный рабочий стол, используемый для установки соединения, а вся нагрузка приходится на сервер. В подобных случаях, при наличии мощного источника бесперебойного питания, работе с ПО не угрожают сетевые обрывы или спонтанные отключения электроэнергии.
Кроме того, для полноценной автоматизации учета и маркировки, а также ускорения большинства рутинных процессов, рекомендуется использование интегрированных программных решений, предлагаемых компанией «Клеверенс». Специализированное обеспечение упрощает выполнение базовых задач организации и позволяет избежать ненужных финансовых и временных затрат.
Заключение
Итак, теперь вы знаете, можно ли восстановить удаленную базу данных в 1С из архива бэкапа, и как именно это сделать. Конечно, каждый случай индивидуален — однако ситуации, в которых состояние БД полностью исключает возврат доступа, встречаются не столь часто.
Полетела 1с бухгалтерия что делать
Очень часто ко мне с подобными просьбами обращаются читатели сайта. Пишут на почту, пишут на странице отзывов, пишут в контакт, в одноклассники. таких писем поступает десятки в день!
Итак, с базой что-то пошло не так. выдаются ошибки на этапе запуска или уже в процессе работы или там обновиться не получается. Неважно. После выполнения всех шагов из этой инструкции с огромной долей вероятности проблема исчезнет.
Инструкция
Перезагрузка компьютера
Многие, конечно, посмеются над этим советом, но он (совет) от этого не становится менее актуальным.
По-прежнему бывают случаи, когда работоспособность программы (особенно если неработающая часть функционала завязана на какие-то внешние компоненты) восстанавливается после перезагрузки компьютера.
Создание резервной копии
Будем считать, что копию одним из способов вы успешно сделали. Идём дальше.
Чистка кэша
Тестирование утилитой chdbfl
Тестирование из конфигуратора
Проверка осталась ли проблема
Смена клиента
Проверка осталась ли проблема ещё раз
Обновление платформы
Восьмое, обновите платформу 1С до последней версии. Вот инструкция (ссылка).
Обновление конфигурации
Девятое, обновите базу 1С (конфигурацию) до последней версии. Вот инструкция (ссылка).
Опять проверка
С уважением, Владимир Милькин (преподаватель школы 1С программистов и разработчик обновлятора).
Подписывайтесь и получайте новые статьи и обработки на почту (не чаще 1 раза в неделю). |
Вступайте в мою группу ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook или Google+ — самые последние обработки, исправления ошибок в 1С, всё выкладываю там в первую очередь.
Как помочь сайту: расскажите (кнопки поделиться ниже) о нём своим друзьям и коллегам. Сделайте это один раз и вы внесете существенный вклад в развитие сайта. На сайте нет рекламы, но чем больше людей им пользуются, тем больше сил у меня для его поддержки.
Нажмите одну из кнопок, чтобы поделиться:
Восстановление базы 1С 8.3 (8.3) из резервной копии
Думаю, сегодня никому не стоит объяснять, как важно делать копии важных файлов. К этому относится и система 1С. Несмотря на надежность системы, никто не застрахован от любых вариантов развития события. Восстановление 1С — процесс достаточно простой, если у Вас есть резервная копия. Мы рекомендуем делать бекапы каждый день. Рассмотрим краткий мануал для начинающих, как восстановить базу данных 1С из резервной копии.
Инструкция
Если же нехорошая ситуация произошла и Вам всё-таки пришлось восстанавливать базу, не расстраивайтесь. При наличии копии восстановить базу данных 1С очень легко.
Восстановление базы из файла *.dt
Этот способ справедлив как для файловой, так и для клиент-серверной СУБД. Если Вы пытаетесь загрузить бекап из файла с расширением «dt», Вам необходимо проделать следующие манипуляции.
Откройте 1С в режиме «Конфигуратор»:
Войдя в конфигуратор, выберите пункт «Администрирование», затем «Загрузить информационную базу»:
Получите понятные самоучители по 1С бесплатно:
Выберите на диске расположения файла с копией. Система начнет восстанавливать базу. После завершения появится следующее сообщение:
Восстановление базы из файла *.1cd
Способ применим только для файловой СУБД. Этот способ восстановить базу 1С совсем прост. Достаточно заменить файл в папке, где располагается файловая база данных 1С.
Узнать расположение можно, просмотрев путь к файлу в форме выбора ИБ:
Проследовав по указанному пути, Вы найдете файл «1Cv8.1CD». Это и есть база данных 1С. Перед тем как заменить данный файл своим, на всякий случай сделайте копию «сломанной» базы, она может впоследствии пригодиться.
Запущенные случаи
Очень часто в организациях просто игнорируют правила создания копий базы данных. Рано или поздно «форс-мажор» всё равно случается, и только тогда можно понять всю важность этого регламента. В таких случаях восстановление базы является очень сложным и кропотливым процессом.
Не расстраивайтесь! Любую систему возможно восстановить. Однако сделать это может далеко не каждый технический специалист. Для таких целей лучше найти очень опытного программиста. Мы можем предложить и свои услуги — подробности.
Если у Вас не было резервной копии, а база данных 1С сломалась, попробуйте способы из этого видео:
К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.