Покров святой богородицы что за праздник
14 октября 2021: Покров Пресвятой Богородицы
Что такое Покров Пресвятой Богородицы
Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы
Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы
События Покрова Пресвятой Богородицы
История празднования Покрова Пресвятой Богородицы
Икона Покрова Пресвятой Богородицы
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
Величание Покрова Пресвятой Богородицы
Покров день — народные традиции праздника
Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери
Приблизительное время чтения: 14 мин.
14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова.
Что такое Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.
Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).
Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы
На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.
События Покрова Пресвятой Богородицы
История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.
Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.
Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.
Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.
Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…
Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.
Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».
История празднования Покрова Пресвятой Богородицы
Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).
На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы
Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.
Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.
В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога
Величание Покрова Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.
Покров день — народные традиции праздника
На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.
В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.
В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.
Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.
Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.
Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.
В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.
В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.
В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Но вы скажете: Как это сделать? Где найти силы. Апостол Павел обратился к Богу, видя, что ему надлежит совершить на земле, обратился к Нему с мольбой о силе, и Христос ему ответил: Довольно тебе Моей благодати, сила Моя в немощи твоей проявляется. В какой немощи? Конечно, не в страшливости, не в трусости, не в лени, не в унынии, а в той немощи, которую мы можем явить, когда мы отдаем себя беззащитно, как ребенок себя отдает в объятия матери, не защищаясь, просто зная, что он безопасен в ее объятиях. Вот как мы должны отдать себя Богу, и тогда сила Божия в нас совершится, не мудростью наших слов, не силой наших действий, а открытостью нашей благодати Божией, которая будет изливаться через нас на всё и на всех вокруг нас.
Рекомендовано для использования на уроках ОПК.
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Покров Пресвятой Богородицы
Праздник Покрова Богородицы
В этот день Церковь вспоминает событие, произошедшее в византийской столице в начале Х века, во время которого Небесная Владычица, зримо явившись блаженному Андрею, показала Себя Заступницей и Покровительницей всего христианского рода. Она всегда простирает Свой Покров над гонимыми и обездоленными, не имеющими иной надежды, кроме Нее. Такова основная суть данного праздника – невидимое предстательство Небесной Владычицы перед Своим Сыном за весь мир.
Эта же мысль звучит на праздничном богослужении в словах кондака:
Когда отмечается Покров в Церкви
Празднование Покрова Пресвятой Богородицы совершается 14 октября.
Существует несколько версий, обосновывающих эту дату. По одной из них, именно в этот день в 910 году произошло чудесное явление Богородицы во Влахернском храме. По другой, этот день выбрано потому, что к этому времени заканчивались все полевые работы, и можно было спокойно праздновать святое событие. Этого мнения придерживался, в частности, известный подвижник XIX столетия архиепископ Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский). Он обращал внимание также и на то, что остальной период годового богослужения занят либо постами, либо долгими празднованиями двунадесятых праздников.
Также следует отметить, что 2(15) октября Церковь прославляет память Андрея Юродивого – святого, бывшего непосредственным участником удивительного события в Константинополе.
История события
Истоки праздника берут начало в событиях, произошедших около 910 года в Константинополе, в правление императора Льва Мудрого.
Спасаясь от осаждающих город сарацин, жители укрылись во Влахернском храме. Среди них были Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, будущий Константинопольский патриарх. Во время Всенощной службы Андрей и Епифаний увидели идущую по воздуху Пречистую Деву в окружении светозарных ангелов. Остановившись над престолом, Владычица преклонила колени и долго молилась Божественному Сыну, прося проявить милость к собравшимся. После этого Пречистая Дева сняла с головы омофор (покров) и распростерла его над собравшимися в храме людьми.
Иконография: Покров Богоматери Датировки: XIX в. Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 31,5 см, ширина 26,5 см. Композиция иконы двухчастная. В верхней половине изображена Богородица, которая левой рукой протягивает свиток Христу, изображенному в левом верхнем углу. Полуфигура Христа изображена на облаке. За Богородицей стоит группа апостолов в несколько рядов, над ними изображены два ангела. В нижней половине иконы изображены святые на фоне схематического архитектурного сооружения. Инв. № КГИАХИМ КП 6826. © Каргапольский государственный историко-архитектурный и художественный музей
Андрей рассказал о своем дивном видении. Узнав об этом, горожане поняли, что Сама Царица Небесная защищает и покрывает их от постигшего бедствия, и воспряли духом. А вскоре, осаждавшие городские стены сарацины, действительно, поспешно отступили.
Судьба священного омофора Богородицы неизвестна. До наших дней сохранились лишь пояс и Ее честная риза. Риза хранится в Грузии, во дворце-музее мегрельских князей Дадиани. Пояс же со временем был разделен на части, которые хранятся сегодня в разных православных странах: Болгарии, Грузии, Греции, на Кипре, и, конечно же, в России.
В Византии этот праздник не получил широкого распространения. Однако его с благоговением восприняли на Руси.
Викарий патриарха Московского и Всея Руси, митрополит Волоколамский Илларион (Алфеев) говорит об этом так:
«Удивительно, что в Греции этот праздник не прижился. На Руси он сразу стал одним из самых популярных праздников, после того как был перенесен сюда в XII веке святым князем Андреем Боголюбским. Образ Богородицы, покрывающей народ честным Своим омофором, сразу же полюбился русским людям. Всякий раз, когда наступала критическая минута, русский человек обращался к Пресвятой Богородице и получал чудесным образом Ее Помощь и Заступничество».
Историк Елена Юхименко по этому поводу добавляет:
«Праздник Покрова Богородицы, не получивший в Византии большого распространения, закрепился в знаменитой церкви Покрова на Нерли и получил государственный общецерковный статус. Посвятив этот храм празднику, Андрей Боголюбский дал ему, тем самым, такую широкую жизнь в нашей Церковной Истории».
В «Слове об установлении праздника Покрова» князь Андрей Боголюбский благоговейно объясняет причину введения в церковный календарь нового праздника: «Се убо егда слышах то помышлях како страшное и милосердное видение бысть без празненства. Восхотев да не без празненства останется Святой Покров Твой Преблагая».
Заступница, Покровительница и Молитвеница
Точку зрения Русской Православной Церкви о значении данного праздника лучше всего выражают священнослужители, разъясняя духовный смысл чудесного события в своих проповедях.
К примеру, митрополит Волоколамский Илларион (Алфеев) характеризует значение праздника следующими словами:
«Праздник Покрова напоминает нам о том, что за реальностью этого видимого мира есть иная реальность, которую Господь открывает Своим избранникам. Приходя в храм Божий на богослужение, мы должны помнить о том, что богослужения совершаются не только теми людьми, которые в нем участвуют: священниками, архиереями, мирянами, но что в богослужении участвует и весь невидимый мир, включая святых, Матерь Божию и ангелов. В этот праздник мы молимся Матери Божией, как нашей Заступнице, Покровительнице и Молитвеннице за весь человеческий род. Она является Матерью Церкви и Матерью всех христиан. Будем же просить Пресвятую Богородицу, чтобы Она покрывала нас от всякого зла. Будем просить Господа, чтобы Он открывал наши духовные очи, и чтобы мы, за реальностью физического мира, видели бы реальность мира горнего, к которому все мы призваны. Дай Бог всем нам идти по тому пути ко спасению, на котором нашей Путеводительницей является Сама Пресвятая Богородица».
А эти слова из праздничной проповеди выдающегося духовного деятеля прошлого века, главы Церковной дипломатии (1946-1960 гг.), открыто выступавшего против активизации атеистической и антирелигиозной политики во время правления Н.С. Хрущева, митрополита Николая (Ярушева):
«Что это за Покров Божией Матери над нами?
Это, дорогие мои, ходатайство Божией Матери за нас, грешных, перед нашим Сладчайшим Спасителем. Это — ходатайство, по которому прощаются наши грехи, утоляются наши скорби и продолжается долготерпение Божие, дающее нам, грешникам, дни и годы нашей жизни земной.
Покров Божией Матери — это молитва Ее о нас, которая нашу слабую, немощную, грешную молитву делает доходной до Престола Божия, потому что Она Сама наши молитвы подымает на Своих Материнских руках и складывает их у ног Христовых.
Покров Божией Матери — это любовь Ее к нам, та любовь, какая укрепляет нас в бедах и несчастьях, осушая наши слезы, та Ее любовь и милосердие, которые помогают нам совершать наше вечное спасение по пути к последнему часу жизни на земле, неизбежному для каждого часу своей смерти».
Как совершается богослужение
Явившись святому Андрею во Влахернском храме, Богородица, тем самым, как бы символично показала верующим, что в Церкви человек может с особенно ясно ощутить свою сопричастность Царствию Божию.
Покров – праздник не двунадесятый, поэтому он не имеет предпразнства и послепразнства. Чин богослужения этого дня описан в Типиконе, в котором праздник помечен особым символом — «крестом, совершенно окруженным», свидетельствующем о бденном характере богослужения.
Тропарь Праздника является одним из самых древних Богородичных песнопений. Известен он с XIII века. Во время богослужения часто звучат слова, прославляющие чудесное явление Богоматери в Константинополе и блаженного Андрея, узревшего Небесную Владычицу, идущую по воздуху.
На Утрени Покрова, как и других Богородичных праздников, читается отрывок из библейской книги притчей Соломоновых. После чтения кафизм, между которыми, по Уставу, возглашается Малая Ектинья и читаются праздничные седальны, совершается полиелей. А вслед за чтением полиелейных псалмов провозглашается Величание Празднику:
Божественная Литургия в этот день, в целом, не имеет особых отличий от прочих Богородичных праздников. Однако, имеется некоторая особенность, объединяющая богослужения Праздников Покрова и Введения во храм Пресвятой Богородицы. В качестве Апостольского чтения в эти дни звучат слова 320 зачала, заимствованного из Посланий Апостола Павла к евреям (Ев. 9:1-7), где говорится об устройстве ветхозаветной Скинии.
Нужно указать на еще одну особенность праздничного богослужения, появившуюся совсем недавно и имеющую место в практике чинопоследования Московской городской епархии: по окончании Праздничной Литургии читать особый молебен о православных христианах, пребывающих в заключении. Это объясняется тем, что в акафисте Покрову Богородицы есть слова: «Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании; радуйся, Попечительнице во узах и темнице сидящих». Поэтому Божию Матерь испокон веков считали Заступницей и Утешительницей пребывающих в темнице и Усердной Ходатаицей за них перед Ее Божественным Сыном.
Какими словами можно поздравить близких в это день, что уместно подарить
Желая подчеркнуть особый характер праздника, верующие, поздравляя друг друга, используют традиционные для этого дня пожелания, в которых присутствуют слова «покров», «покровительство». Например, следующие:
«Да хранит Вас Пресвятая Богородица под Пречистым Своим Покровом!»
«Пусть оберегает Вас Покров Пресвятой Богородицы!»
«Покровительства Вам Пресвятой Богородицы!»
«Пусть святой Покров Богородицы хранит Вас от всякого зла!»
Можно, конечно же, поздравить близких и просто обычными добрыми словами. Главное, чтобы пожелания были сказаны от души и с сердечной теплотой.
Подарки в церковные праздники делают такие, которые послужат душевной пользе близких. В день Покрова можно подарить праздничную икону или любую другую икону Богородицы. Можно подарить ладанку или нательный образок Пречистой Девы. Хорошим подарком будет также книга на религиозную тематику, подобранная с учетом духовных запросов и интересов близкого человека. После Божественной Литургии можно посетить приходскую лавку и подобрать подходящий по случаю сувенир, ассортимент которых всегда очень велик.
А еще, поскольку Покров в народе всегда связывали с преддверием зимы, с давних пор дарили люди друг другу в этот день разные элементы теплой одежды. Причем, чаще всего ручной работы.
В некоторых губерниях, отличавшихся особо старательными мастерицами, принято было в качестве сувенира дарить в этот день близким белую кружевную салфетку, очень похожую на невесомую воздушную снежинку и напоминавшую о скором приходе зимы.
Икона
Старейшим памятником иконографии праздника искусствоведы считают знаменитые Суздальские врата, выполненные в технике золотой наводки. Датируются они приблизительно 30-ми годами XIII века.
Покров Богородицы на вратах собора Рождества Богоматери, Суздаль.
Наиболее известными древними иконами, прославленными многими чудесами, являются икона Покрова Богородицы в московском храме Василия Блаженного и Псковско-Покровская икона, защитившая в 1581 году жителей Пскова от нашествия полчищ польского короля Стефана Батория.
В иконографии праздника Покрова издревле выделялись две иконописные школы: суздальская и новгородская. Оба направления сформировались в XIV веке.
Иконография: Покров Богоматери Датировки: XIX в. Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 31,5 см, ширина 26,5 см. Композиция иконы двухчастная. В верхней половине изображена Богородица, которая левой рукой протягивает свиток Христу, изображенному в левом верхнем углу. Полуфигура Христа изображена на облаке. За Богородицей стоит группа апостолов в несколько рядов, над ними изображены два ангела. В нижней половине иконы изображены святые на фоне схематического архитектурного сооружения. Инв. № КГИАХИМ КП 6826. © Каргапольский государственный историко-архитектурный и художественный музей
На иконах суздальской школы Богородица, простирая плат над присутствующими, всегда Сама держит его в руках. Обязательно здесь присутствует изображение Влахернской церкви, в которой произошло чудесное событие. Покров чаще всего напоминает собой приподнятый занавес, символизирующий знаменитое в ту пору «еженедельное чудо», происходившее во Влахернском храме. По письменным воспоминаниям русских паломников XII — XIV веков главная святыня константинопольского храма – Влахернская икона Божией Матери была прикрыта воздушной пеленой, чудесно приподнимающейся без посторонней помощи каждую пятницу в начале Всенощной и самостоятельно опускавшейся каждую субботу после Утреннего богослужения. Это чудо, о котором хорошо знали на Руси, и символизировало собой изображение покрова на иконах суздальского направления.
Иконография: Покров Богоматери Датировки: XIV в. Конец XIV в. (около 1399 г.)Иконописная школа или художественный центр: Новгородская школа Происхождение: Из церкви Покрова Зверина монастыря в Новгороде.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 151 см, ширина 126,5 см. Композиция иконы принадлежит к «новгородскому» типу и является наиболее ранним его примером. Отличительные особенности этого типа следующие: ангелы держат покров над Богоматерью Орантой; над ее головой — поясное изображение благословляющего Христа; справа и слева от ее фигуры представлены лики святителей и ангелов; внизу, в центре — закрытые Царские врата, по сторонам которых слева стоят Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и апостолы, а справа — Андрей Юродивый, Епифаний и мученики. Инв. № 11170. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Литература: Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI века. М., Авторы проекта Л.В. Нерсесян и С.В.Обух. М. 2008. № 15. С. 197-199. (описание Е. В. Гладышевой)
В новгородской школе плат Богородицы удерживают ангелы, а не Сама Пречистая Дева. Художественная композиция данного направления разделяется на три регистра. В нижнем изображают Андрея Юродивого, Епифания, Иоанна Крестителя, апостолов и мучеников. В центральном, по обе стороны от Пречистой, изображают архангелов и Вселенских учителей: святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В верхнем регистре – благословляющего Христа и держащих омофор ангелов. Небесная Владычица находится в центральной части композиции и изображается с молитвенно воздетыми к Небу руками в позе Оранты.
В XVII веке появились иконы, на которых Богородица изображалась в молитвенном положении в трехчетвертном повороте ко Христу, образ Которого располагался в верхнем левом сегменте.
Со временем в иконографию праздника Покрова стали включать все больше действующих лиц. Так, на более поздних иконах можно увидеть изображения святого Романа Сладкопевца, память которого также чтут 1(14) октября, Византийского патриарха Тарасия, защищавшего почитание икон в период иконоборчества, императора Льва Мудрого с супругой, в правление которого произошло Влахернское чудо. Одновременно происходило смешение и взаимное проникновение элементов обеих иконописных направлений.
Омофор Богородицы чаще всего изображается красным (в старину для этой цели использовали киноварь), потому что в житии блаженного Андрея сказано, что покров Ее был подобен молнии. Красный цвет подходил для художественного выражения подобного описания как нельзя лучше. Впоследствии стали писать иконы с белым епископским омофором.
Знаменитые Покровские храмы и монастыри
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли
Храм Покрова на Нерли. Первый храм на Руси в честь Покрова Пресвятой Богородицы воздвиг князь Андрей Боголюбский в благодарность Небесной Царице за победу над Волжской Булгарией и в память о погибшем в этой войне любимом его сыне Изяславе. Это знаменитая на весь мир Церковь Покрова на Нерли, которую строили мастера, присланные другом князя – императором Фридрихом Барбароссой. Место для строительства было выбрано уникальное: заливной луг на пересечение двух водных путей – рек Нерли и Клязьмы. Чтобы сооружению не страшны были наводнения, его фундамент углубили на 5 метров, создав, таким образом, своеобразный рукотворный «остров». Во время половодья, храм возвышается над водой, подобно настоящему кораблю. Стены его украшены рельефными композициями, основным героем которых является библейский царь Давид.
Храм Покрова Богородицы, Москва
Храм Покрова на Рву. Московский храм Покрова на Рву известен во всем мире под вторым своим названием – храм Василия Блаженного. В день Покрова Богородицы, 1(14) октября 1552 года, войска Иоанна Грозного покорили Казанское Ханство, и в честь этого события царь повелел воздвигнуть на Красной площади величественный собор. Сегодня этот храм является символом не только Москвы, но и всей России. Историк Елена Юхименко объясняет, почему собору дано именно такое название:
«Посвящение главного престола Празднику Покрова, конечно же, знаменовало собой победу христианства над язычеством. Эта победа была очень важным событием, поскольку мы знаем, что два предыдущих похода Иоанна Грозного на Казань закончились неудачей. Это, действительно, была настолько укрепленная крепость, что только с помощью заступничества Богоматери можно было ее взять».
Престол Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме и, как бы, объединил вокруг себя остальные восемь пределов собора.
Интересные факты о храме
Храм Покрова Богородицы в Медведково
Храм Покрова Богородицы в Медведково. Этот приход воздвигнут в 1635 году князем Дмитрием Пожарским в его родовом имении Медведково. Посвящен он освобождению Москвы от поляков. Высокое шатровое сооружение имеет особенную, сокровенную символику: оно знаменует собой единую поминальную свечу за всех погибших воинов, отдавших свои жизни за освобождение Отечества в 1612 году. Это один из последних шатровых храмов, строительство которых было запрещено патриархом Никоном в 1652 году, как не соответствующих церковному чину. Храм этот один из немногих не пострадавших в период богоборчества.
Домовый храм Московской Духовной Академии. Также освящен в честь праздника Покрова. Во время продолжительных богослужений и Всенощных бдений в стенах этого прихода укрепляется дух будущих православных пастырей. Под Покровом Богородицы учащихся рукополагают в дьяконов и священников. Здесь они произносят свои первые проповеди.
Покровский и Воскресенский храм. Покровский ставропигиальный женский монастырь. Фото: Виктор Корнюшин
Храм Покрова Богородицы в Мариенбурге
Среди многих святынь храма есть редкий образ Спасителя «Плач Христа об убиенных младенцах», перед которой замаливают грех женщины, совершившие аборт.
Покровский женский монастырь, Киев
В честь Покрова Богородицы освящена церковь в Бутырском тюремном замке, построенном в 1771 году по распоряжению Екатерины Великой. Архитектор Матвей Казаков спланировал постройки так, что церковь находится в самом центре. К осужденным в России всегда относились с жалостью и великодушием. А жалея, не только хотели наказать преступников, но и защитить их души от еще большего зла. А кто убережет заблудшие сердца лучше, чем Божия Матерь? Ничто не защитит их лучше Ее Покрова. Поэтому тюремный храм решено было освятить в честь этого праздника.
Картины
Праздничному событию посвящены многие художественные произведения, выполненные лучшими отечественными живописцами. Среди них следующие известные полотна.
Бруни Федор Антонович «Покров Божией Матери» (1839-1941гг.)
Бруни Федор Антонович «Покров Божией Матери»
К созданию этой картины известный русский художник приступил, находясь в Италии, куда в 1838 г. выехал вместе с супругой. Образ создавался для алтаря Казанского собора. В центре нижнего яруса композиции изображены святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний в окружении молитвенно взывающих о помощи прихожан Влахернского храма. Над ними, в верхнем ярусе полотна, простирает Божественный Плат Пречистая Дева Мария в окружении святых угодников. Стиль изображения довольно строгий, выполнен в темных тонах.
Нефф Тимофей Андреевич «Покров Богородицы» (1846-1848 гг.) Исаакиевский Собор.
Нефф Тимофей Андреевич. «Покров Богородицы»
Это живописное полотно мастера расположено в проеме северо-восточной стены знаменитого собора. Выполнено оно в стиле популярного в то время академизма – живописного направления, основанного на традициях античности и эпохи Возрождения, однако более усовершенствованного и имеющего особые правила построения композиции. Образ считается одним из лучших произведений великого живописца. Воссоздает сюжет константинопольского события. По окончании серии религиозных полотен для Исаакиевского Собора Нефф получил звание профессора исторической живописи.
Нестеров Михаил Васильевич «Покров Богоматери» 1914г. Государственная Третьяковская галерея.
Нестеров Михаил Васильевич «Покров Богоматери» 1914г.
После безвременной кончины любимой супруги живописца, темой его произведений стали, в основном, Евангельские сюжеты.
Картина «Покров Богородицы», находящаяся ныне в Государственной Третьяковской галерее, выполнена по эскизам односюжетной фрески церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители, росписью которой занимался живописец в 1910-1911 годах по приглашению великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. Мастер часто повторял свои произведения, всякий раз внося в них что-то особое, вкладывая новый смысл. С данной картины художник сделал миниатюрную копию для известной оперной певицы Ксении Георгиевны Держинской (1889-1951 гг.), произведшей на него неизгладимое впечатление исполнением главной партии в опере Римского-Корсакова «Боярыня Вера Шелога».
Чупятов Леонид Терентьевич «Покров Богородицы над осажденным городом» 1941 г.
Чупятов Леонид Терентьевич «Покров Богородицы над осажденным городом»
Художник был представителем отечественного авангардизма, учеником К. Петрова-Водкина. Принимал участие в выставках «Мир искусства», «Жар-цвет». Во время немецкого нашествия он остался в осажденном Ленинграде. В одном из писем близким Л. Чупятов писал:
«Я умру здесь, и моя семья, так мы решили… Я погибаю как художник, гибнут все мои честно, бескорыстно написанные вещи (может быть, никому не нужные, что поделать, очевидно, такие случаи редкие, но бывают), написанные в течение 30 лет…»
Его полотно «Покров Богородицы над осажденным городом» стало символом блокады. Это последнее произведение художника, умершего в декабре 1941 года. Находилась картина в коллекции академика Дмитрия Лихачева, знакомого с художником, и впоследствии вспоминавшего:
Стихи
Среди прекрасных поэтических произведений, посвященных празднику Покрова, можно отметить «Покров» Михаила Кузьмина, «К Тебе, о Матерь Пресвятая» Н.В. Гоголя, «Хвала Богометери» Максимилиана Волошина, «Чую радуницу Божью» Сергея Есенина, «Пресвятая Богородице!» иеромонаха Романа (Матюшина).
С особым трепетом перечитываются пронзительные строки Анны Ахматовой, написанные ею в жарком июле 1914 года, в период мобилизации Первой Мировой войны:
«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».
Из современных поэтов, посвятивших свои произведения священному событию, можно выделить оренбургского поэта Алексея Никуленкова («Покров»), православную поэтессу Людмилу Колодяжную («К Покрову») и поэта, участника восстановления разрушенных приходов, Терентия Травника («Канун Покрова»).
Чувство особого благоговения и духовной радости испытывают верующие, соприкасаясь с творчеством одного из любимых и почитаемых в народе подвижников, прозорливца ХХ века, пастыря и утешителя страждущих, примера подлинного православного старчества, отца Николая Гурьянова, который тоже посвятил дивному событию в Константинополе стихотворные строки:
В святом Цареграде творит Патриарх
Во храме Влахернском моленье;
С ним молится вместе Лев, мудрый монарх,
Прося от врагов избавленья.
Пред Ликом Пречистой там к полу приник
Главою Андрей юродивый,
И с ним Епифаний, его ученик,
В молитве стоит молчаливо.
Вдруг храм озарился небесным огнем,
В нем велие чудо свершилось:
Среди херувимов в величьи святом
Пречистая Матерь явилась.
Молящихся в храме усердно людей
Покрыла Она омофором…
«Ты видишь-ли, видишь-ли?» вскрикнул
Андрей
С блистающим радостью взором.
И молвил ему Епифаний в ответ:
«Да, отче, Пречистая Дева
Покровом Своим нас спасает от бед,
От вражьего страшного гнева».
И бросивши лагерь свой, злой сарацин
Бежал из под стен Царяграда:
Набегу неверных свирепых дружин
Предстала незримо преграда….
Издревле Христов непреложный закон
Принявши из рук Византии,
И мы с незапамятных древних времен
Все молимся Деве Марии.
Народные приметы, связанные с праздником
Покров – праздник особый. Стоит он на перепутье осеннего и зимнего сезонов. В некоторые годы уже и первый снежок выпадал к этому времени. В старину люди говорили:
С этого времени заканчивались молодежные уличные гуляния, и начинались домашние посиделки.
В старину верили, если на Покров выпало много снега, значит, будет много свадеб, поскольку белое покрывало земли связывали в народе с подвенечной фатой невесты. Свадьбы в деревнях играли обычно после того, как заканчивались полевые работы, и праздник Покрова очень подходил для этой цели.
В этот день первыми на праздничную службу старались прийти незамужние девушки. Считалось, что та из них, которая первой поставит свечу перед образом Покрова Богородицы, и свадьбу непременно справит первой. На этот случай у девиц тоже были особые присказки: «Покров-Праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом!», «Пресвятая Богородица, покрой мою голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!»
С Покрова в горницах начинали протапливать печи. Народная пословица гласит: «Батюшка Покров не натопит хату без дров». С этого времени начинали утеплять избы: затыкали заранее приготовленным сухим мхом все щели и пустоты между сложенных бревен, не давая таким образом проникать холодному воздуху в дом.
К этому дню традиционно было приурочено множество примет. Вот лишь некоторые из них:
Если журавли улетят до праздника – жди раннюю зиму.
Если ветер в праздник восточный, зиме быть морозной, если северный – очень суровой, если меняющийся – погода будет переменной.
Если суббота накануне праздника Покрова будет бесснежной, то и на Дмитрия (8 ноября) снежок не выпадет.
Если снежинки стали кружиться в воздухе еще до Покрова, зима будет суровой и длительной.
Если березы и дубы к этому дню остались полностью без листвы, зиме быть обильной снегом.
С Покрова прячутся змеи.
Татьяна Расновская
Тропарь
Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.
Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.
Молитва первая
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́ Пресвята́я, прия́телище си́рым и стра́нным Засту́пнице, бе́дствующих по́моще и озлобля́емых покро́ве, зри́ши мою напа́сть, зри́ши мою́ скорбь: отвсю́ду искуше́нием одержи́м есмь, а заступа́ющаго несть. Ты у́бо сама́ помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна, наста́ви я́ко заблу́ждша, уврачу́й и спаси́ я́ко безнаде́жна. Не и́мам бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных! При́зри у́бо на мя, гре́шнаго и во озлобле́нии су́щаго, и покры́й мя пресвяты́м омофо́ром Твои́м, да изба́влен бу́ду от зол, мя обыше́дших, и восхвалю́ вы́ну препе́тое и́мя Твое́. Ами́нь.
Канон Покрову Пресвятой Богродицы
Ирмо́с: Отве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну Цари́це Ма́тери, и явлю́ся, све́тло торжеству́я, и воспою́, ра́дуяся, Тоя́ чудеса́.
С чи́нми святы́х А́нгел, и с собо́ры проро́к и апо́стол, во сла́ве вели́цей, я́ко Ма́ти Бо́жия, дне́сь в це́рковь вше́дши, за христиа́ны мо́лишися, от напа́сти и печа́ли избавля́еши вся́, покрыва́ющи Твое́ю ми́лостию.
Ски́нию Тя́ Моисе́й и же́зл Ааро́нов именова́: Ты́ бо живо́тное дре́во, Христа́, процвела́ еси́, к Нему́же дерзнове́ние иму́щи, за ны́, че́ствующия Тя́, Цари́це, помоли́ся, изба́вити на́с от вся́каго зла́, да Твоего́ Покро́ва пра́здник сла́вим.
Не я́ко пред киво́том дре́вле, собра́в, Дави́д, ли́ки, игра́ет, но па́че ны́не с чи́нми святы́х пред Тобо́ю теку́щи в це́рковь, Тебе́ кла́няющеся, глаго́лют: моли́ за че́ствующия Тя́ лю́ди, да Тво́й сла́вяще Покро́в, че́стно пра́зднуем.
Пою́т Тя́, Богоро́дице, А́нгельстии чи́ни, и сла́вят патриа́рси со святи́тели пред лице́м Ти́, теку́ще в це́рковь. С ни́миже Тя́ тогда́ святы́й Андре́й ви́де, за ны́ гре́шныя к Бо́гу моля́щуюся, поми́ловати лю́ди, сла́вящия Твоего́ Покро́ва пра́здник.
Ирмо́с: Твоя́ песносло́вцы, Богоро́дице, живы́й и незави́стный исто́чниче, ли́к себе́ совоку́пльшия, духо́вно утверди́, в Боже́ственней Твое́й сла́ве венце́в сла́вы сподо́би.
Кла́с прозя́бшая Боже́ственный, я́ко ни́ва неора́нная я́ве, ра́дуйся, одушевле́нная трапе́зо, Хле́б Живо́тный вме́щшая. Ра́дуйся, Живо́тныя воды́ исто́чниче неистощи́мый, Влады́чице.
Твои́ раби́, Влады́чице, в це́ркви Твое́й ве́рою предстоя́ще, Твоея́ ожида́ем ми́лости: посети́ на́ше смире́ние и Твои́м святы́м Покро́вом защити́ лю́ди от вся́каго зла́.
Многоимени́тая Де́во, проро́ки проображена́ че́стно, и́же Тебе́ ны́не со А́нгелы слу́жат, с ни́миже о на́с Бо́гу моли́ся, да Твоего́ Покро́ва святы́й де́нь, ра́дующеся, вси́ све́тло пра́зднуем.
Гедео́н Тя́ руно́ прообрази́, на Тя́ бо, я́ко роса́, Христо́с Бо́г сни́де, к Нему́же, Богоро́дице, моли́ся, побе́ду да́ти во́инству на́шему на враги́, да я́ко Мадиа́мы низложи́в, просла́вим святы́й Тво́й пра́здник.
Па́че со́лнечных лу́ч Твои́м блиста́ющим омофо́ром освеща́еши Це́рковь и лю́ди и тьму́ грехо́в на́ших отго́ниши посеще́нием Твои́м, Богоро́дице, к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу за ны́ моля́щися.
Те́плая Предста́тельнице и непобеди́мая, упова́ние изве́стное и непосты́дное, стено́, и покро́ве, и приста́нище прибега́ющим к Тебе́, Присноде́во Чи́стая, Сы́на Твоего́ и Бо́га моли́ со А́нгелы умире́ние да́ти ми́ру, и спасе́ние, и ве́лию ми́лость.
Ирмо́с: Седя́й в сла́ве на Престо́ле Божества́, во о́блаце ле́гце, прии́де Иису́с Пребоже́ственный, нетле́нною дла́нию, и спасе́ зову́щия: сла́ва, Христе́, си́ле Твое́й.
Во гла́сех пе́ний, Де́во, Тебе́ вопие́м, Всепе́тая: ра́дуйся, ту́чная горо́ и усыре́нная Ду́хом. Ра́дуйся, све́щниче и ста́мно, Ма́нну нося́щая, услажда́ющая все́х благочести́вых чу́вства.
Па́че Ааро́ня киво́та всю́ Тя́ Бо́г освяти́л е́сть Ду́хом, Богоро́дице, Святы́м, и А́нгелом служи́ти Тебе́ повеле́, с ни́миже за гра́д и лю́ди моли́ся, Тво́й сла́вящих честны́й пра́здник.
Прииди́ ны́не в сла́ве в Твою́, Богоро́дице, Це́рковь с собо́ры все́х святы́х, я́коже иногда́ Тя́ святы́й Андре́й ви́де на возду́се све́тле за христиа́ны моля́щуюся, и пода́ждь на́м Твою́ ми́лость.
Укрепи́, Влады́чице, сла́вящее Тя́ во́инство на́ше на проти́вныя враги́, я́ко Дави́да на Голиа́фа, да Тебе́, веселя́щеся, вопие́м: ра́дуйся, покро́ве святы́й и Засту́пнице гра́ду на́шему.
Тебе́ припа́даем, Госпоже́, ве́рою и, покланя́ющеся, благода́рно вопие́м Ти́: ра́дуйся, Богоблагода́тная Де́во, покро́ве, и огражде́ние на́ше, и Помо́щнице в беде́ су́щим, спаси́ на́с, к Тебе́ прибега́ющих, на Тя́ бо наде́емся.
Ирмо́с: Ужасо́шася вся́ческая о Боже́ственней сла́ве Твое́й: Ты́ бо, Неискусобра́чная Де́во, име́ла еси́ во утро́бе над все́ми Бо́га и родила́ еси́ Безле́тнаго Сы́на, все́м воспева́ющим Тя́ ми́р подава́ющая.
О́др Тя́ дре́вле Соломо́н написа́ и ло́жницу Небе́снаго Царя́, обступа́ему Серафи́мы, е́же о Тебе́ рече́ся, Богоро́дице. Те́м Тя́ ны́не мо́лим, Ма́ти Бо́жия Всесвята́я: покры́й на́с от все́х бе́д.
Тебе́ А́нгелов старе́йшины и честни́и проро́цы со апо́столы я́ко Ма́тери Бо́жии че́стно слу́жат, ви́дяще Тя́ за ми́р моли́тву творя́щу; Твоя́ же проше́ния послу́шав, Госпо́дь спаса́ет гра́д и лю́ди, на Тя́ наде́ющияся.
Вели́кий Тя́ во проро́цех Иса́ия прорече́, глаго́ля, Бо́га роди́ти неискусобра́чно: Ты́ бо, Чи́стая Мари́е, святе́йши все́х была́ еси́, Бо́га бо во утро́бе и на руку́ носи́ла еси́. Ему́же за ны́ моли́ся, Твои́м осеня́ющи Покро́вом ве́рою Тя́ сла́вящих.
Духо́вными паря́ще кри́лы, святы́х собо́ри та́йно приидо́ша Тебе́ послужи́ти, Богоро́дице, ви́дяще Тя́ на ле́гце о́блаце сла́вы, ко Спа́су Христу́ моля́щуюся, пода́ти побе́ду во́инству на́шему, погуби́ти вою́ющих на́с.
Ирмо́с: Боже́ственное сие́ и всечестно́е соверша́юще пра́зднество, Богому́дрии, Богома́тере, прииди́те, рука́ми воспле́щим, от Нея́ ро́ждшагося Бо́га сла́вим.
Иере́и Богому́дрии, в це́ркви Твое́й с людьми́ благочести́выми предстоя́ще, Твое́й ожида́ют, Богоро́дице, ми́лости: премени́ на ра́дость на́шу печа́ль, Ра́дость бо родила́ еси́, все́х челове́ков грехи́ отпусти́вшаго.
Тебе́ вся́ земля́ да́ры прино́сит я́ко Цари́це Бо́жии Ма́тери: архиере́и кла́няются и лю́дие вси́ веселя́тся, покрыва́еми от вся́каго зла́ Твои́ми, Богоро́дице, моли́твами.
Го́ру Тя́ вели́ку Дании́л пронаписа́: из Тебе́ бо без се́мене роди́ся Христо́с и сокруши́ всю́ де́монскую ле́сть, и всю́ Своея́ ве́ры испо́лни зе́млю. К Нему́же за ны́, Богоро́дице, моли́ся, сла́вящия Твоего́ Покро́ва пра́здник.
А́нгельский гла́с взыва́ем Ти́, Пречи́стая: ра́дуйся, Престо́ле Бо́жий, на Не́мже Иезекии́ль ви́де Го́спода в подо́бии челове́ка, носи́ма Херуви́мы. С ни́миже за ны́, Богоро́дице, моли́ся, да спасе́т ду́ши на́ша.
Де́ва дне́сь предстои́т в це́ркви и с ли́ки святы́х неви́димо за ны́ мо́лится Бо́гу, А́нгели со архиере́и покланя́ются, апо́столи же со проро́ки ликовству́ют: на́с бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.
Тоя́ пресла́вных чуде́с, прииди́те, лю́дие, наслади́мся: Се́ю бо Ада́м от тли́ изба́вися. Та́ бо и ковче́г, не Но́ем, но Бо́гом сотворе́н бы́сть. Дре́вле у́бо Моисе́й в купине́ о́гненней Бо́га ви́дети не возмо́же, ны́не же от Тоя́ Ро́ждшагося вся́ земля́ зна́ет Сы́на Бо́жия, к Нему́же за ны́ мо́лится. Сего́ ра́ди прославля́ем Ю́ я́ко Бо́жию Ма́терь: на́с бо ра́ди Богоро́дица мо́лит Преве́чнаго Бо́га.
Ирмо́с: Не послужи́ша тва́ри богому́дрии па́че Созда́вшаго, но о́гненное преще́ние му́жески попра́вше, ра́довахуся, пою́ще: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г благослове́н еси́.
Неиспи́санная мно́гими проро́ки, несве́дома же бы́сть, Де́во, Небе́сными служа́щими Бо́гу А́нгелы; ны́не же вси́ ве́мы Тя́ Богоро́дицу, и Твоея́ тре́буем по́мощи и заступле́ния, Благослове́нная.
Гора́, усыре́нная Ду́хом, ю́же Авваку́м ви́де точа́щу ве́рным целе́бную сла́дость, Богоро́дице Де́во, исцели́ ны́, Сы́ну Твоему́ вопию́щия: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.
Преклони́вый Небеса́ в Тя́, Де́во, всели́ся и ны́не на моли́тву Твою́ зри́т, Богоро́дице Чи́стая, Твое́, Цари́це, исполня́я проше́ние: Ему́же за ны́ усе́рдно помоли́ся, на Тя́ бо наде́емся, Благослове́нная.
Тво́рче, Спа́се на́ш, Христе́ Бо́же, приими́ моли́тву Твоея́ Ма́тере, ю́же Тебе́ за ны́, гре́шныя, прино́сит, да Тебе́, ра́дующеся, пое́м: препе́тый оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Ирмо́с: О́троки благочести́выя в пещи́ Рождество́ Богоро́дичо спасло́ е́сть, тогда́ у́бо образу́емое, ны́не же де́йствуемое, вселе́нную всю́ воздвиза́ет пе́ти Тебе́: Го́спода по́йте дела́ и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.
С чи́нми А́нгел, Влады́чице, с честны́ми и сла́вными проро́ки, с верхо́вными апо́столы, и со священному́ченики, и со архиере́и за ны́, гре́шныя, Бо́гу помоли́ся, Твоего́ Покро́ва пра́здник в Росси́йстей земли́ просла́вльшия.
Горды́ню и шата́ния низложи́ и сове́ты непра́ведных разори́, зачина́ющих ра́ти погуби́, о Бо́жия Ма́ти, Цари́це Всечестна́я, правосла́вных ро́г возвы́си, да Тво́й пра́здник сла́вим, Пречи́стая Богоро́дице Де́во, зову́ще: Го́спода воспева́йте дела́, и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.
Усты́ принося́ще Тебе́ пе́ние, и душе́ю ве́рно покланя́емся: и́бо вну́трь сердца́ на́ша горя́т. Ма́ти Бо́жия Пречи́стая, поми́луй на́с, моля́щихся Тебе́, и Го́спода воспева́ющих, и превознося́щих Его́ во вся́ ве́ки.
Мно́гими отягчи́хся грехи́, недоуме́ю по достоя́нию написа́ти Твоего́ Покро́ва, Богоро́дице, похвалы́, но я́ко Ма́ти Бо́жия украси́ Тво́й пра́здник чудесы́, да вси́, ра́дующеся, пое́м Го́спода и превозно́сим Его́ во вся́ ве́ки.
Ирмо́с: Вся́к земноро́дный да взыгра́ется, Ду́хом просвеща́ем, да торжеству́ет же Безпло́тных умо́в естество́, почита́ющее свяще́нное торжество́ Богома́тере, и да вопие́т: ра́дуйся, Всеблаже́нная Богоро́дице, Чи́стая Присноде́во.
Высо́кий Царю́, со Отце́м седя́й и от Серафи́м воспева́емый, при́зри на моли́тву Ма́терню, ю́же Тебе́ за ны́, гре́шныя, прино́сит, и очи́сти грехи́ на́ша, спаси́ гра́д и лю́ди умно́жи, да́ждь на́м здра́вие телесе́ и на пога́ныя побе́ды, моли́твами Ро́ждшия Тя́.
А́нгельский гла́с вопие́м Тебе́, Де́во Богоизбра́нная: ра́дуйся, Я́же Ада́ма па́ки в ра́й вве́дшая; ра́дуйся, де́моны прогоня́щи Твои́м и́менем; ра́дуйся, наде́жде христиа́н; ра́дуйся, освяще́ние ду́ш; ра́дуйся, Храни́тельнице гра́да на́шего.
Помяни́ на́с во Твои́х моли́твах, Госпоже́ Де́во Богоро́дице, да не поги́бнем за умноже́ние грехо́в на́ших. Покры́й на́с от вся́каго зла́ и лю́тых напа́стей: на Тя́ бо упова́ем и, Твоего́ Покро́ва пра́здник честву́юще, Тя́ велича́ем.
Да́р от Бо́га прия́ла еси́, я́ко Ма́ти Бо́жия, все́х христиа́н неду́ги исцеля́ти, и от бе́д избавля́ти, и грехи́ отпуща́ти, и от плене́ния спаса́ти и вся́кия ну́жды. Но и на́с не пре́зри, Госпоже́: ве́си бо, и́хже тре́буем, здра́вия телесе́м и душа́м спасе́ния.
О Пресвята́я Госпоже́, Де́во Богоро́дице! Покры́й на́с чуде́сным Твои́м омофо́ром, сохраня́я гра́д и лю́ди от вся́каго зла́, я́коже Тя́ пречу́дный Андре́й ви́де во Влахе́рнстей це́ркви моля́щуюся; и ны́не на́м, Госпоже́, посли́ вели́кую Твою́ ми́лость.