Поколение зет что это такое

Разница поколений: какие они — Generation Z и идущие следом «альфы»?

Поколение зет что это такое

Термин «поколение Z» предложили наряду с определением «поколение Родины» (от англ. Homeland Generation) американские исследователи Уильям Штраус и Нил Хау. Они сформулировали теорию поколений.

Сейчас ими принято считать тех, кто родился:

с 2005 года по настоящее время — по Штраусу-Хау;

с конца 1990-х до начала 2000-х — согласно словарю Merriam-Webster;

с 1997 по 2012 год — по трактовке исследовательского центра Pew;

с 2003 и до 2024 года — согласно данным российской компании RuGenerations;

а также тех, кто повзрослеет ко второй декаде XXI века, — согласно Оксфордскому словарю английского языка.

Некоторые другие названия: «центениалы» (от англ. centennial — столетие), iGeneration (iGen) по аналогии с iPhone (предложила психолог Джин Твенге), digital natives (от англ. — цифровые аборигены), «зеты» и «зумеры».

«Поколение Альфа» — один из вариантов обозначения генерации, следующей после «центениалов». Термин предложен австралийским ученым Марком МакКриндлом. По его определению, «альфа» — это дети, родившиеся после 2010 года.

О «зетах» психологи и маркетологи говорят довольно часто, но что собой представляют дети следующего за ними поколения, на самом деле неизвестно. Почему?

«Зеты» в моральном и психологическом плане уже почти сформировались — их можно изучать с точки зрения поведения и привычек. Но «альфа»-детям сейчас не больше десяти лет. Поэтому говорить об их чертах характера можно лишь в обобщенном виде.

У «альф» пока нет и общепринятого определения: вариант, предложенный МакКриндлом, еще не устоялся.

Неясно, кого считать «зетами» и «альфами»: поколения, согласно разным исследователям, измеряются интервалами в 5–10 лет или 15–20 лет.

Самая известная и широко используемая теория поколений Уильяма Штрауса и Нила Хау была разработана на основе поколенческих циклов англо-американской истории. Поэтому переносить ее реалии других государств нужно с поправками: например, вероятно, надо сдвинуть временные границы и изменить отличительные черты.

Жестких границ, отделяющих одно поколение от другого, не существует в принципе, отмечают в своей книге «Четвертое превращение» вышеупомянутые исследователи.

Демографические факторы и отдельные характеристики личности обычно не учитываются при анализе.

И все же ключевые явления в мире, влияющие на всех людей и позволяющие прослеживать общие черты у поколений, существуют.

Кто такие центениалы?

Социологи посвящают им исследования, медиа берут у них интервью. О них рассказывают на научных и практических конференциях, за их внимание борются маркетологи и HR-отделы компаний.

Отношение к технологиям и общение

Это люди, которые не представляют себя без интернета, смартфона и социальных сетей. Они домоседы, проводят много времени под присмотром родителей и не торопятся от них съезжать, меньше встречаются с друзьями и реже ходят на свидания.

Отношение к своему здоровью

«Зумеры» больше обращают внимание на здоровье, меньше склонны к курению и употреблению алкоголя. По исследованию некоммерческой организации Hope Lab и фонда Well Being Trust, почти две трети подростков и молодых людей используют мобильные ЗОЖ-приложения.

Потребление информации

И хотя считается, что современные подростки многозадачны и могут, например, слушать музыку, просматривать Instagram и делать домашнее задание одновременно, это не совсем так: в итоге внимание рассеивается, а информация усваивается гораздо сложнее. Кроме того, заучивание и запоминание у них не в приоритете, ведь вся информация есть в интернете. На первый план выходят навыки ее поиска и верификации.

«Наше восприятие любых явлений — клиповое. Картинки убедительнее текста. Чем короче текст, тем лучше. Сложное отсекается. Нам трудно долго на чем-то фокусироваться».

— Представитель «зетов» Иван Сурвилло

Отношение к учебе и работе

Теперь, когда есть полезные онлайн-курсы, не всегда очевиден выбор в пользу традиционного вуза. Но при этом современная молодежь нацелена на получение действительно полезных знаний и на успешную карьеру, которую, кстати, не всегда связывает с офисом, ведь работать удаленно бывает комфортнее, учитывая свойственные нынешней молодежи индивидуализм и обостренное чувство справедливости.

Поколение зет что это такое

Несмотря на внешний инфантилизм, задумываться о карьере представители «зетов» стараются раньше: для них очень важно найти возможность для самореализации. Просто им труднее становиться самостоятельными и выбирать путь в постоянно меняющемся мире.

77% представителей поколения Z ожидают, что при поиске работы им придется столкнуться с большими трудностями, чем миллениалам, а также работать усерднее, чем предыдущим поколениям.

— По данным консалтинговой фирмы Robert Half

Кроме того, они более требовательны при выборе будущей компании. Среди приоритетов «зумеров» — собственный бизнес, который они иногда начинают строить еще в школе с помощью соцсетей. Кумиров при этом у них нет, ведь сейчас на YouTube каждый подросток может стать знаменитым, если создаст интересный контент.

Поколение зет что это такое

Психология и страхи

Среди их основных страхов, по словам доктора психологических наук Тимофея Нестика, на первом месте экологические вызовы, за ними идет коррупция, а проблемы в экономике — в конце списка.

«При всем своем прагматизме молодежь острее переживает тревожные новости, более склонна верить в приближение глобальной катастрофы»,

— Тимофей Нестик в интервью «Российской газете».

Кроме того, подростки очень трепетно относятся к вопросу безопасности и плохо приспособлены к неопределенности. Свою роль здесь сыграло то, что они растут во времена финансовых кризисов, терроризма, стрельбы в школах и колоссального развития технологий.

Они чаще страдают от тревожности и депрессии, что в немалой степени провоцируется большим количеством времени, проведенным в Сети. Психолог Джин Твенге определила взаимосвязь между использованием смартфонов и настроением. Кроме того, известен факт негативного влияния яркого света от экранов на засыпание — как следствие, подрастающее поколение чаще страдает бессонницей и в целом плохо высыпается. Интересно, что даже сами подростки осознают свою зависимость: 60% респондентов компании Pew в возрасте 13–17 лет указали на то, что слишком много времени проводят с телефоном в руках, причем девять из десяти подростков называют это серьезной проблемой.

Поколение зет что это такое

Отношение к вере

Противоречива информация по поводу отношения молодых людей к вопросу веры. Так, Джин Твенге в своей книге «Поколение I: Почему поколение интернета растет менее бунтарским, более терпимым, менее счастливым — и совершенно неподготовленным к жизни» утверждает, что в 2016 году каждый третий молодой человек в США в возрасте от 18 до 24 лет не верил в Бога. При этом российские исследователи приводят иные данные.

«На этапе экономического кризиса, который идет сейчас, всегда неясно, что хорошо, что плохо. Все меняется. Поэтому на этом этапе обостряется ценность религии»,

— основатель RuGenerations Евгения Шамис в разговоре с Esquire. По ее словам, вера позволяет молодым людям чувствовать себя более стабильно.

Что еще?

При этом многие социологи сходятся во мнении, что подрастающее поколение проявляет намного большую толерантность, чем предшественники, ведет себя осознаннее в отношениях и осторожно подходит к институту брака. Кроме того, они рациональны в финансовых вопросах, не стремятся садиться за руль, отлично разбираются в тенденциях моды, а также являются активными потребителями «умных» товаров, упрощающих жизнь.

Кто такие «альфа»-дети?

На пятки центениалам начинают наступать дети нового поколения, на которых ученые обращают пока менее пристальное внимание, чем на предшественников. И зря: несмотря на юный возраст, «альфы» уже довольно активно влияют на своих родителей и мир вокруг.

Это люди, родившиеся примерно после 2010 года: вышеупомянутый исследователь Марк МакКриндл предложил назвать их поколением «альфа». Почему? Все просто: латинский алфавит кончился, в науке в таком случае принято переходить к греческому. Это имеет и некий символический подтекст: новый алфавит, новая буква, новое начало. Ученый дает им и другое определение — «поколение стекла».

«Альфы» являются участником непреднамеренного глобального эксперимента. Им с самого младшего возраста вместо пустышек, аниматоров и обучающих книжек предлагают смотреть в экраны».

— Марк МакКриндл в интервью The New York Times.

В мире еженедельно рождаются более 2,5 млн «альфа»-детей

Когда родятся последние представители поколения (примерно в 2025-м), их будет почти 2 млрд. Что нам ждать от них? Можно строить только общие предположения, однако уже сейчас понятно, что влияние технологий на их жизнь будет колоссальным. Они будут расти, взаимодействуя с искусственным интеллектом, роботами, «умными» игрушками.

Большое значение в их формировании будут играть социальные сети

Для «зетов» Facebook или Snapchat — это инструмент, для «альф» — образ жизни. Подрастающие дети будут иметь «цифровой след», прежде чем даже поймут, что это за термин. У них уже сейчас есть аккаунты в Instagram, которые ведут их родителями. Запускаются YouTube-каналы «альфа»-детей, которые имеют большое влияние на сверстников. При этом дети уже сейчас обеспокоены чрезмерным документированием родителями их жизни в интернете, и не без оснований: здесь встают на первый план вопросы репутации и кибербезопасности. Как пишет The Guardian, новому поколению свойственно умение обнаруживать fake news и более осознанное и рациональное использование времени, проведенного в Сети.

«Альфы» будут функционировать в мире, где все подобрано специально под них — от новостных лент до набора услуг.

Поскольку они, с большей вероятностью, будут единственными детьми в семьях, поколение «альфа» имеет больше шансов вырасти эгоистичным и ожидающим мгновенного достижения желаемого. Они активно влияют на родителей в вопросе приобретения вещей, а также имеют достаточно карманных денег, чтобы совершать самостоятельные покупки, что уже сейчас становится предметом для размышлений среди маркетологов.

Поколение «альфа» является самым материально обеспеченным, технологически подкованным и образованным на сегодняшний день.

Им потребуются интерактивные персонализированные программы и методы обучения, потому что изменятся и образование как таковое, и восприятие информации людьми. Судя по мировым трендам, большой процент детей перейдет на онлайн-обучение. У них еще раньше, чем у «зумеров», будут формироваться четкие посылы, к чему нужно стремиться: это наука, технологии. Профессор Университета Крэнфилда Джо Неллис отмечает, что поколение «альфа» займется работой, которой еще не существует.

Ожидаемая продолжительность их жизни вырастет

Они будут еще больше следить за здоровьем, переживать по поводу глобальных проблем и вопросов, связанных с экологией. Кроме того, «альфы» уже сейчас активно интересуются вопросами полетов в космос.

86% детей в возрасте от 8 до 12 лет заинтересованы в его освоении. Почти все респонденты из Китая (97%), США (88%) и Великобритании (87%) предполагают, что в будущем человек отправится на Марс. Однако тот же опрос показал, что сегодняшние дети в три раза чаще стремятся стать YouTube-блогерами (29%), чем астронавтами (11%), что может говорить о том, что они пока в достаточной степени не осознают влияния космических путешествий на повседневную жизнь.

Кто дальше?

Марк МакКриндл ждет на смену «альфам» детей поколений Бета и Гамма, но так далеко пока заглядывать никто не решается. Несмотря на то что теория поколений подвергается периодической критике, а четких рамок в этом вопросе не существует, модели активно применяются футурологами, социологами, специалистами по рекламе, HR-менеджерами, да и обычными родителями для получения представления о молодых людях, выявления общих черт, а также для общих прогнозов и анализа изменений будущего. И совсем скоро мы их будем наблюдать в режиме реального времени.

Искусственное деление?

Несмотря на то что поколенческие модели активно применяются в футурологии и социологии, в бизнесе и воспитании детей, все подобные теории периодически подвергаются критике.

«Люди принимают информацию о различных поколениях с такой серьезностью, как будто действительно верят, что человечество массово размножается раз в 20 лет. Люди верят в разницу поколений так свято, как в гороскопы, хоть и то, и другое никак не подтверждено наукой. И так же, как и в случае с астрологией, поколенческие стереотипы действительно влияют на жизнь других только из-за того, как много людей в них верят».

Ей вторит психолог Сент-Луисского университета Корт Рудольф: «Когда вы начинаете изучать поколенческие отличия, то просто не находите никаких научных подтверждений того, что они существуют. Вся эта история про поколения — совершенная глупость».

Это, конечно, не значит, что совсем не нужно обращать внимание на отличительные черты, к примеру бабушек, дедушек и их внуков, но подходить к теориям поколений надо осторожно. Как говорят специалисты, это не более чем гороскоп. Он может позабавить, дать ориентир или пищу для размышлений, однако относиться к этой информации чрезмерно серьезно не стоит.

Источник

Что такое поколение Z и как оно видит свое образование

Поколение зет что это такое

Что такое теория поколений?

Это исследовательский подход, получивший популярность в начале 1990-х гг., авторами которого являются Нил Хау и Уильям Штраус. Они утверждают, что исторический контекст определяет поведение человека: у групп, родившихся в одинаковый промежуток времени, есть сходные социально-психологические черты, универсальные для всего поколения.

Поколенческие циклы составляют 15-20 лет и в общих чертах классифицируются следующим образом:

Временные границы поколений «плавающие». Дело в том, что для разных стран они сдвинуты на пять-шесть лет и более. Это связано с разными темпами индустриализации, экономического развития и переживаемых общественно-политических изменений. Также это обусловлено стадией так называемого демографического перехода — смены темпов рождаемости и смертности (снижение того и другого), в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений, а не приросту численности.

Российские социологи считают, что «Поколение Z» в нашей стране появилось после 2000 года. Рожденные в период с 1995 по 2000 год относятся к переходному поколению и по ценностным ориентациям и информационному поведению относятся скорее к «поколению Y».

Зачем нужно изучать поколения?

Поколенческий подход чаще всего используют маркетологи для того, чтобы понять, как продать товар разным целевым аудиториям. Социологи смотрят на поколения через призму исторического контекста и демографических процессов, а политики рассчитывают, как повлиять на выбор при голосовании.

Есть и еще одна сфера, для которой изучение поколенческих сдвигов и изменений ценностных ориентиров становится жизненно важным — это система образования.

Специалистам этой области необходимо понять, как учить детей, которые садятся за парты школ и поступают в университеты. Как выйти из круга «они не понимают» и вести диалог с теми, кто «по другую сторону» учительского стола. А может быть, этот стол давно уже пора выбросить и заменить чем-то другим?

Сейчас российская высшая школа имеет дело с представителями двух поколений — Y и Z. Мы поговорим подробнее про последних.

Поколение зет что это такое

Как учится поколение Z?

Российские ученые довольно активно дискутируют на тему того, как учить современную молодежь. Нынешний вызов в виде вынужденного перехода на дистанционное обучение только ярче «подсветил» проблему обучения цифровых аборигенов теми преподавателями, которые до сих пор чувствуют себя в виртуальной среде неофитами.

В чем основная сложность:

Ценностный профиль поколения Z: учатся «для корочки» или из интереса?

«Поколение Z» изучали специалисты Сбербанка в 2017 году, социологи из РАН в 2012-м, эксперты Высшей школы экономики и многие другие.

Социологи обычно сходятся на том, что «поколению Z» свойственна тяга к безопасности, а удовольствие, простота и интерес важнее высокого заработка. Они менее склонны к риску и бунту, находятся под влиянием родителей и ровесников, настроены изменить общество, обучаются самостоятельно, боятся «застрять» на не приносящем радости месте. Рано начинают работать, совмещая работу и учебу, занимаются самообразованием.

Представленные данные — часть исследования «Рождение российской магистратуры», проекта-победителя «Стипендиальной программы Владимира Потанина» Благотворительного Фонда Владимира Потанина и Институтом образования Высшей школы экономики. Были опрошены студенты бакалавриата и магистратуры 19 российских вузов.

Для начала посмотрим, как студенты в возрасте от 16 до 25 лет ответили на вопросы от том, что бы они предпочли больше:

На графиках, представленных ниже, четко виден тренд в ответах, на которых наблюдается поколенческий «переход» — это те самые «безопасность» и «интерес», которые смешаны в поколении Z.

Конечно, основываясь только на этих иллюстрациях, мы не даем строгого научного подтверждения типологии поколений, но именно эти результаты подтолкнули нас к «поколенческой» интерпретации данных.

Поколение зет что это такое

У тех, кто выбирает любой вуз вне зависимости от престижности, четко виден возрастной «слом» — 21 год: и он также соответствует примерной поколенческой границе между «миллениалами» и «поколением Z» (начало 2000-х).

Поколение зет что это такое

Такой же «горб» (даже более четко выраженный) мы видим при ответе на вопрос, важно ли обучаться на бюджете или важно то, что интересно.

Поколение зет что это такое

Поколение зет что это такое

Может ли YouTube заменить классический университет?

В перспективе вызов для высшего образования весьма значителен. Сейчас нужно готовить образовательные траектории уже под следующее поколение, для которых «умные» технологии становятся не просто инструментом коммуникации и обучения, а обычными социальными практиками.

Конечно, нам не грозит потеря системы высшего образования в одночасье, но все больше его функций будут брать на себя другие структуры: корпоративные университеты, микрообучение (microlearning), конкурсы Worldskills, которые для работодателей становятся важнее любого диплома.

Как подготовить систему образования к особенностям восприятия, обучения и ценностям следующих поколений? Ведь если не думать на два шага вперед, то система рискует начать пробуксовывать, догоняя более адаптивные социальные институты.

На сегодняшний день главным трендом на глобальном рынке труда является увеличение позиций, требующих нерутинных умений и навыков. Он не только дает толчок инновационной экономике, но и ведет к потребности в высокоразвитых адаптивных умениях у работников. Чтобы оставаться востребованными в эпоху искусственного интеллекта, молодым людям придется постоянно учиться, приобретать новые навыки и менять вид деятельности. Через десять лет им будет по 20 или чуть меньше, и они будут задаваться вопросом: а стоит ли тратить пять-шесть лет на получение академического образования в условиях постоянно совершенствующихся технологий?

Кто следующий? «Поколение альфа» и «закат» университетов

Университеты в классическом понимании могут оказаться для следующего поколения вовсе не нужны. Пожалуй, так можно сказать, если мы понимаем университеты только как фабрики знаний и производителей дипломов. Но не стоит забывать, что вуз — это не диплом, это среда для коммуникации, причем среда в том числе визуальная.

Для «поколения Альфа» прогнозируется новый стиль лидерства — вернее, его фактическое отсутствие. Например, условный «лидер» будет встроен в процесс как со-создатель какого-то продукта, услуги. Факторы горизонтального общения и «реальных дел» становятся решающими. Проще говоря, «альфам» важнее будет построить, разобрать что-то реальное, чем слушать или читать об этом что-либо, кроме короткого мануала.

Но это пока лишь экспертные рассуждения, подкрепленные небольшим количеством эмпирических данных, а сами «альфы» пока еще слишком юны, чтобы делать категоричные заявления о том, какие же они.

Наша задача — попробовать спрогнозировать то, как должна меняться система образования, чтобы она не оказалась на «обочине» прогрессивного мира.

Что еще почитать о «поколении альфа» и «зетах»:

Виртуальная реальность вместо класса

Что нужно поколению Z от вуза и как подготовить систему образования к наступающим на пятки «альфам»? Например, магистр не должен учиться на очном отделении в классическом понимании — аудиторные занятия должны занимать незначительную часть обучения, проводиться вечером, дистанционно, необходимо менять формат аудиторных работ, не исключая из процесса преподавателя.

Говоря о том, какие формы обучения подходят для современного поколения, в качестве глобальной тенденции отмечается микрообучение (microlearning) — здесь образовательные платформы и бренды конкурируют за быстрые и сжатые курсы в режиме коротких аудио- и видеосообщений, статей и сториз.

Универсальными навыками в современной системе образования считаются социальная практика, проектная деятельность, навыки коммуникации. Перспективной моделью видится «liberal arts», которые концентрируются на развитии общих навыков (general skills, критического мышления, эмоционального и социального интеллекта).

Но открытым остается вопрос, насколько российское образование готово к принятию такой модели.

Источник

«Они меня пугают». Поколение Z: что это за люди и почему они лучше нас?

Поколение зет что это такое

Постмиллениалы сильно отличаются от всех предыдущих поколений. Люди, родившиеся после 1996 года, к 2020 году будут составлять треть населения Земли! Давайте разберемся, что же это за поколение и в чем его главные особенности.

Самостоятельность

Постмиллениалы хотят начать самостоятельно зарабатывать и обеспечивать себя раньше, чем их родители. Многие современные дети родились в эпоху глобального экономического кризиса, поэтому среди них редко можно встретить мечтателей и дауншифтеров: 72% подростков стремятся создать собственный стартап или бизнес. Кроме того, постмиллениалы мечтают превратить свои увлечения в источник стабильного дохода.

При этом недавний опрос ВЦИОМ показал, что 75% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет считают жизненный опыт родителей довольно бесполезным. Они выбирают собственный путь и не хотят учиться на ошибках предыдущих поколений. «Зеты» предпочитают не ломать систему, а преуспеть в ней. На первое место в системе ценностей нового поколения выходят способность к адаптации и креативность.

Свобода

Поколение Z довольно часто упрекают в индивидуализме. Это вполне оправданно, поскольку им чужда стандартная модель поведения, которая, на их взгляд, не может быть эффективной.

Вместе с индивидуализмом приходит и свобода. У нового поколения в почете непритязательный стиль нормкор, как у Кендалл Дженнер, и спокойное отношение к расовому вопросу.

То есть «зеты» гораздо менее подвержены переживаниям относительно своей внешности или гендерной принадлежности. Недавний опрос показал, что лишь 63% европейских подростков относят себя к гетеросексуалам, а каждый пятый указал на свою бинарность. Другими словами, новое поколение не хочет сковывать себя какими-либо рамками. Возможно, в России этот тренд пока проявляется не так явно, но в городах-миллионниках он определенно набирает обороты.

В тренде у постмиллениалов и гендерная нейтральность. Например, дочь Стинга Элиот Самнер, кстати, тоже певица, вполне вписывается в это понятие. Она не подчеркивает свою женственность, выставляя на передний план творчество, а не пол.

Реалистичность взглядов

Поколению Z пришлось взрослеть в так называемом «мире после 11 сентября», поэтому они привыкли к атмосфере неопределенности и изменчивости. В силу этих обстоятельств постмиллениалы более здраво смотрят в будущее, особенно это касается карьерных ожиданий. Хедхантеры говорят, что 77% молодых людей понимают, что им придется довольно агрессивно бороться за свои рабочие места.

Также «зеты» более требовательны по отношению к корпорациям и брендам, молодые люди хотят получить желаемое быстро и без особых затруднений. При этом поколение Z выше всего ценит честность, реализм и открытость. Такого же отношения они ждут и от бизнеса, предпочитая рекламу с обычными людьми, а не со звездами.

Честность и естественность

Постмиллениалам гораздо менее симпатичен мир гламура и фотошопа. Во главу угла ставятся естественность, натуральность и простота. То, что дано тебе с рождения, гораздо более ценно, чем красота под копирку. Женщины с идеальными модельными лицами (вроде Ирины Шейк или Анджелины Джоли), конечно, красивы, но для молодежи они кажутся несколько устаревшими идеалами. Ведь пластическая хирургия легко может воссоздать подобный тип красоты с точеным носом и пухлыми губами.

Подростки все реже пытаются себя приукрасить и выставить в лучшем свете. Поэтому в тренде оказываются модели с нестандартной внешностью и необычными лицами.

Многие молодые люди показывают себя в соцсетях без прикрас: без макияжа, в простой бесформенной одежде, на фоне панельных домов, в естественных позах. Возможно, подростки устали от визуальной среды, которая была перегружена глянцем, так что часто звездами ютуба становятся обычные люди, которые выросли в экспертов в той или иной области.

Желание сделать мир лучше

Молодежь поколения Z не просто стремится к материальным благам, но и хочет сделать мир лучше. Многие подростки занимаются волонтерской деятельностью и социальным предпринимательством.

Причем «зеты» начинают свою активность в довольно юном возрасте. Недавно весь мир узнал о 16-летней Грете Тунберг, которую шведские и норвежские политики номинировали на Нобелевскую премию мира за вклад в движение по борьбе с глобальным потеплением.

Логан ЛаПланте в 13 лет уже выступает на конференции TEDx в качестве теоретика современного образования. Ролик с его участием набрал более 10 млн просмотров на YouTube.

Жизнь в эпоху Интернета

Поколение Z уже родилось в эпоху глобальной сети, поэтому не представляет своей жизни без Интернета. Более 40% подростков говорят, что они сильно привязаны к гаджетам, при этом чаще пользуются смартфоном, чем смотрят телевизор.

Многие пользуются разными устройствами и за день успевают поглотить большой объем информации. Как результат у молодежи возрастает скорость восприятия. Кроме того, поколение Z привыкло к многозадачности, может быстро и эффективно переключаться между разными видами работ, а также концентрироваться на деле, невзирая на отвлекающие факторы.

Правильные интересы

Люди поколения Z более активны в общественной жизни и неравнодушны к социальным проблемам. Подростки готовы отстаивать свои права на митингах и пикетах и создают школьные профсоюзы. «Зеты» интересуются экономическими процессами и воздействием человека на окружающую среду.

При этом большинство из них ценит личное пространство и не всегда любит делиться приватной информацией со всеми, предпочитая «Фейсбуку» довольно обособленный Snapchat.

Также представители цифрового поколения заботятся о собственном здоровье: они чаще готовят еду дома и стараются придерживаться правильных пищевых привычек.

Меньший интерес к вредным привычкам и раннему сексу

А что о поколении Z думают люди разного возраста? Мы выяснили:

Инна, 18 лет

— Я думаю, поколение Z — это поколение потребления и многозадачности: мы можем выполнять сразу множество задач, но у нас слабо развиты индивидуальные способности к созиданию — мы привыкли брать, из всех источников сразу, ничего не отдавая взамен.

Кира, 26 лет

— Могу сказать точно, что поколение Z более загруженное, чем были мы в свое время. У них сейчас на неделе по 3 занятия у разных репетиторов, спортивная секция, основы программирования и еще йога по открытию творческих чакр на выходных. Наше детство было детством, а их «беззаботное» время превратилось в подготовку к взрослой жизни. С одной стороны это восхищает, так как эти дети мастерски справляются с бешеным ритмом, добиваются нереальных результатов, с другой — хочется, чтобы дети как можно дольше оставались детьми.

Максим, 40 лет

— У меня двое сыновей, 11 и 15 лет. Как по мне, так это самые что ни на есть обычные дети с обычными интересами и потребностями. Но, если задуматься, то, безусловно, время накладывает отпечаток. Моим детям очень комфортно в цифровом мире. Это не означает, что они только играть на планшетиках могут. Нет, они запросто найдут ответ на любой вопрос, зарегистрируют аккаунт где угодно, скачают/установят/настроят.

Второй важный нюанс: они живут в эпоху социальных сетей, когда каждый немного блогер. Сами они не выпячивают себя в соцсетях, но других смотрят и читают с большим интересом. Блогеры с YouTube и Twitch для них куда интересней программы Первого канала. Новые звезды из народа заменили им телек. Среди этих звезд тоже хватает полудурков, но мне кажется, их там поменьше, чем сейчас в прайм-тайм на телевидении. Так что я только за.

Елена, 30 лет

— В отличие от нас, молодое поколение повернуто на брендах. Раньше тоже такое было, но выглядело как-то более размыто: один похвастался, второй позавидовал, а потом все вместе пошли копаться в одной песочнице. Сейчас, если у ребенка во втором классе нет айфона или хотя бы умных часов — пиши пропала. В магазинах, возле фирменных стендов с техникой — дети лет 10. Очень многие зациклены на этикетках и необходимости все время быть в курсе последний тенденций. Мне кажется, это тяжело.

Виктория, 45

— Иногда они меня пугают. Например, тем, что совершенно не хотят выглядеть как мужчины и женщины. Такое впечатление, что современные подростки прилагают максимум усилий, чтобы скрыть свой пол, как нечто неприличное. Нас бабушки на скамейках ругали за то, что у парней длинные волосы, а девушки носят брюки и курят: «Мужики выглядят, как девки. А девки – как мужики!». Современных подростков можно ругать лишь за то, что они выглядят, как андроиды: внегендерная безликая одежда, одинаковые бесполые прически, спортивная обувь, ароматы унисекс. Я не ругаю, хотя и беспокоюсь.

А эти постоянные разговоры о смене пола? Хотеть поменять – необязательно, но трещать об этом — хороший тон. И почему-то о феминизме и стереотипах. Еще одна тема – только не смейтесь – судьба России, ни больше ни меньше. «Я буду возрождать Россию!» — то и дело доносится из-за закрытой двери комнаты, в которой зависло очередное подростковое сборище.

Если уж выбирать профессию, то, как минимум, самолетостроение или трансплантологию. Архитектура еще подойдет, а то у нас города очень некрасивые. А пока можно ремонтировать велосипеды и раздавать листовки. Искать работу они начинают лет в 11 и к 13-14 благополучно находят. Причем, насколько я знаю, никто из родителей их к этому не подталкивает. Но у детей нынче модно жить на свои деньги.

Они куда большие пуритане, чем были мы в их возрасте. Нас родители выгоняли из комнаты, если по телевизору показывали что-то серьезнее поцелуя. Наши дети уходят сами, окинув взрослых сочувственным взглядом. Впрочем, это бывает редко. Телевизор они смотрят разве что за компанию. Новости не смотрят совсем и не отличают мэра от губернатора.

Они меня пугают, но я за них не боюсь. Во-первых, они не пропадут и сами себя прокормят. Во-вторых, эти девушки не станут ломать ноги на каблуках, «чтобыпонравиться мужчинамведькаждаядевушкадолжна…». Собственную психику ломать не станут тем более. Ну, и, наконец, с Россией рано или поздно придется что-то делать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *