Поклонный крест для чего ставят

Крест поклонный

Поклон­ный крест – мону­мен­таль­ное соору­же­ние в виде креста, уста­нов­лен­ное вне здания, пред­на­зна­чен­ное для молитвы и покло­не­ния рас­пя­тому Спа­си­телю.

Поклонный крест для чего ставят

Поклон­ный крест могут иметь как вось­ми­ко­неч­ную так и четы­рех­ко­неч­ную форму. Иногда имеют «крышу» (т. н. голу­бец) и при­креп­лен­ные иконы. Своей плос­ко­стью такой крест ори­ен­ти­ро­вался на восток, при этом при­под­ня­тый конец его пере­кла­дины должен был ука­зы­вать на север. Изго­тав­ли­вают кресты из дерева или камня, очень редко – из металла. Высота обычно около двух или более метров в высоту, могут укра­шаться резь­бой и орна­мен­тами.

Часто при уста­новке креста у его под­но­жия дела­лось воз­вы­ше­ние, сим­во­ли­зи­ро­вав­шее Гол­гофу – место рас­пя­тия Гос­пода Иисуса Христа. Осно­ва­нием подоб­ного воз­вы­ше­ния слу­жили горсти земли, при­но­си­мые на место уста­новки креста участ­ни­ками этой хри­сти­ан­ской тра­ди­ции.

Поклон­ный крест воз­во­дится, как пра­вило, на откры­той часто воз­вы­шен­ной мест­но­сти из камня или дерева и может дости­гать высоты несколь­ких метров (4–12 м).

Когда начали уста­нав­ли­вать поклон­ные кресты на Руси?

Тра­ди­ция воз­ве­де­ния поклон­ных кре­стов воз­никла на Руси даже раньше ее кре­ще­ния в 988 году и воз­во­дится ко вре­ме­нам апо­стола Андрея. Согласно «Пове­сти вре­мен­ных лет» св. Нестора Лето­писца, во время своего пре­бы­ва­ния «на Киев­ских горах» апо­стол «сказал бывшим с ним уче­ни­кам: «Видите ли горы эти? На этих горах вос­си­яет бла­го­дать Божия, будет город вели­кий, и воз­двиг­нет Бог много церк­вей». И взойдя на горы эти, бла­го­сло­вил их, и поста­вил крест, и помо­лился Богу, и сошел с горы этой, где впо­след­ствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру». Это был первый поклон­ный крест на Руси, тогда еще язы­че­ской.

Тра­ди­ция уста­нов­ле­ния кре­стов на Русь пришла, по всей види­мо­сти, из Чехии и Мора­вии, где про­по­ве­до­вали святые Кирилл и Мефо­дий. В целом, тра­ди­ция воз­ве­де­ния памят­ных кре­стов общая для всей Восточ­ной Европы – как у пра­во­слав­ных, так и у като­ли­ков. Формы креста раз­ли­ча­ются, но моти­ва­ция одна и та же: испро­ше­ние у Гос­пода защиты, бла­го­дар­ность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспом­нить о Боге.

На Руси тра­ди­ция ста­вить кресты более всего была раз­вита на Севере, на побе­ре­жье Белого моря. Видимо, потому, что в Сред­ние века это был фор­пост Пра­во­сла­вия, рус­ские люди осва­и­вали эти про­стран­ства в борьбе и с труд­ными при­род­ными усло­ви­ями, и с язы­че­ской куль­ту­рой автох­тон­ных наро­дов Севера. Про­ис­хо­дила война рели­ги­оз­ных сим­во­лов – кресты воз­дви­га­лись там, где ранее стояли идолы.

Кроме того, если под Русью пони­мать именно мир рус­ской пра­во­слав­ной куль­туры, а не РФ в ее нынеш­них гра­ни­цах, то нельзя не ска­зать об Укра­ине. Там тра­ди­ция уста­нав­ли­вать кресты, осо­бенно при­до­рож­ные, всегда была крайне попу­лярна.

С какой целью уста­нав­ли­ва­ются поклон­ные кресты?

Древ­ние подвиж­ники, когда при­хо­дили в пустын­ное место, ста­вили там дере­вян­ный крест – тем самым, освя­щая эту пустыню, сви­де­тель­ствуя о бла­го­дати Божией и изго­няя бесов. Это известно из мно­же­ства житий рус­ских святых. Кроме того, поклон­ный крест мог являться знаком духов­ной войны с язы­че­ством, так было, напри­мер, на Севере Руси.

Однако кресты ста­вили не только святые подвиж­ники, но и обыч­ные люди из разных сосло­вий – от царей до кре­пост­ных кре­стьян. Кресты воз­дви­га­лись, напри­мер, для покло­не­ния в тех местах, где не было храмов и часо­вен. У таких кре­стов соби­ра­лись мест­ные жители и моли­лись Богу, такие кресты напо­ми­нали о Боге пут­ни­кам.

Часто поклон­ные кресты уста­нав­ли­ва­ются на месте уни­что­жен­ного или буду­щего храма и явля­ются его свое­об­раз­ным заме­сти­те­лем в деле мар­ки­ровки сакраль­ного про­стран­ства.

Ста­ви­лись и охран­ные кресты – фак­ти­че­ски такие кресты были зримым вопло­ще­нием молитвы к Гос­поду об избав­ле­нии от вся­кого зла. Постав­ля­лись кресты и по лич­ному обету – скажем, в бла­го­дар­ность за исце­ле­ние, по случаю избав­ле­ния от напа­стей, на месте гибели хри­стиан (-ина), за избав­ле­ние от моро­вого повет­рия, за спа­се­ние от гибели.

Но были и вне­ре­ли­ги­оз­ные цели уста­новки кре­стов – для ори­ен­ти­ровки на мест­но­сти. Напри­мер, мно­го­мет­ро­вые (до 10 метров в высоту) при­мет­ные кресты, рас­по­ло­жен­ные по бере­гам Белого моря, были своего рода мая­ками, нави­га­ци­он­ными зна­ками, ука­зы­вали море­хо­дам путь к спа­си­тель­ной гавани. Но это было не только на Севере. Кресты ста­ви­лись и по бере­гам рек в каче­стве ори­ен­ти­ров и меже­вых знаков. Напри­мер, Стер­жен­ский и Лопа­стиц­кий кресты XII века, сейчас они нахо­дятся в Твер­ском госу­дар­ствен­ном объ­еди­нен­ном музее-запо­вед­нике. Эти камен­ные кресты явля­ются одно­вре­менно и охра­ни­тель­ными, и меже­выми, и памят­ными зна­ками.

Каково было отно­ше­ние к поклон­ным кре­стам в совет­ское время?

Совет­ская власть с первых же дней своего суще­ство­ва­ния объ­явила войну кре­стам, в резуль­тате тра­ди­ция уста­новки кре­стов на несколько деся­ти­ле­тий пре­рва­лась. Кресты раз­би­ва­лись, сжи­га­лись, спи­ли­ва­лись. Неко­то­рым кре­стам повезло больше – они выстав­ля­лись в музеях как «сим­волы рели­ги­оз­ного мра­ко­бе­сия».

Какие молит­вен­ные пра­вила при­нято совер­шать около поклон­ных кре­стов?

Кресты всегда вос­при­ни­ма­лись как знак Божи­его при­сут­ствия здесь, в данной мест­но­сти, как напо­ми­на­ние о вере. Поэтому возле кре­стов соби­ра­лись люди, они устра­и­вали молебны или пани­хиды — осо­бенно там, где побли­зо­сти не было храмов. В случае отсут­ствия свя­щен­но­слу­жи­теля, веру­ю­щие совер­шали (и нередко совер­шают в насто­я­щее время) чтение кано­нов и ака­фи­стов. А, напри­мер, у неко­то­рых вала­ам­ских палом­ни­ков и труд­ни­ков суще­ствует тра­ди­ция читать у поклон­ных кре­стов утрен­нее и вечер­нее пра­вила, каноны и После­до­ва­ние ко Свя­тому При­ча­ще­нию.

По мате­ри­а­лам: статьи Е.М. Гуре­ева «Поклон­ные кресты Рус­ского Севера XVI–XVII вв.: обзор оте­че­ствен­ной исто­рио­гра­фии»; статьи П.В. Бояр­ского «Рус­ский крест в сакраль­ном про­стран­стве Арк­тики»; статьи «Поклон­ные кресты в России: исто­рия вопроса» / Пра­во­слав­ный журнал ФОМА; сво­бод­ной энцик­ло­пе­дии Вики­пе­диЯ; откры­тых источ­ни­ков.

Источник

Храм Святителя Николая Чудотворца, в поселке Светлый Яр

Русская Православная Церковь, Волгоградская митрополия, Калачевская епархия, Светлоярское благочиние

Поклонный крест для чего ставят

Установка поклонного креста

Примером миссионерского креста вполне можно считать и крест святой равноапостольной Ольги, поставленный на берегу реки Великая вблизи Пскова, в месте, где святая княгиня и ее спутники увидели три небесных луча, сходящихся на земле. А также крест святителя Стефана Пермского на месте его первой проповеди пермякам.

Обычай устанавливать поклонные кресты на русской земле берет начало в глубокой древности. Наши православные предки, имея крепкую веру, знали о значении и важности установки поклонных крестов в сей временной жизни и для спасения в вечности душ своих и ближних. Поэтому поклонные кресты ставили на особых памятных местах, на перекрестках дорог, неподалеку от сел и деревень, дабы, отправляясь в путь или входя в село, человек попросил милости и помощи или вознес благодарственную молитву Господу и небесным заступникам.

Такие кресты назывались придорожные, межевые, устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия. В наше время стало традицией освящать установкой поклонного креста опасные участки автодорог. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы сельскохозяйственных угодий. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались «голубцами».

Иногда ставили крест по обету, например при рождении наследника или по случаю важного события в жизни семьи и такие кресты на Руси назывались обетными.
Например, недалеко от Переяславля-Залесского до сих пор стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 году наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Обет поставить поклонный крест могли дать всем селом, например, по случаю Небесного заступничества при эпидемиях, падеже скота, засухе и прочих бедах и напастях. Кресты ставили также в честь почитаемых в данной местности святых, церковных праздников, знаменательных событий в жизни страны и царствующей семьи. С водружением креста пустынножители начинали свое отшельническое житие, и очень часто на этом месте позднее образовывалась обитель.

Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней деревянные и каменные поклонные кресты в России. Православные поклонные кресты чаще всего встречаются деревянные, реже — каменные четырехконечные или литые. Они могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток. В подножье Креста обычно укладывали камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос. Участники события укладывали несомую с собой от своего порога горсть земли под основание Креста.

Для крестьянской культуры Северного Поволховья характерно наличие большого количества деревянных крестов XVII-XIX вв. Наиболее ранние из них — крест 1625 г. из д. Бор и крест 1626 г. из д. Неважа.

Эти памятники почти не привлекали внимания исследователей региона; в то же время они довольно информативны — и благодаря сохранившимся на них надписям, и в связи с их функциями в народной культуре. Так, многие деревянные кресты содержат надписи, предписывающие праздновать определенные праздники: «Празновать праздник Всемилостивому Господу Богу Спасу Иисусу Христу и святому великомученнику Христову Георгию» «Празновать преподобному отцу Сергию Радонежскому».

Кроме того, на большинстве крестов указано, чьим «повелением» они поставлены: «Поставлен сий Святый и Животворящий Крест Господень на поклонение православным христианом повелением раба Божия Василия Симановича и сына его Михаила Васильевича Желтухиных 7196 (1688) г августа в 5 день».

Крест ставится по какому-то случаю, имеющему привязку к исторической дате, событию духовной жизни, и необходимо отразить это не только текстом, но и накрестным изображением. Смысл поддерживается, наполняется и акцентируется иерархией имен, символическими знаками и так далее.

Почитаемы в России и кресты, поставленные в память каких-либо знаменательных событий, сыгравших в жизни православных христиан важную роль, такие кресты называются памятными. Перечислим наиболее известные из них.

К 1238 году относится Игнач крест — знак в виде креста, стоящий на поворотном пункте Батыева нашествия от Новгорода. В 1352 г князь Суздальский Борис Константинович ставит церковь Спасо-Ефимиева монастыря, и святитель Иоанн водружает здесь деревянный крест. Примерно в 1359 г сооружен и крест преподобного Стефана Махрищского.

В 1371 г при основании Прилуцкого монастыря у Вологды преподобный Димитрий ставит деревянный крест; около 1380 г святой Стефан Пермский поставил на месте первой своей проповеди зырянам деревянный крест и часовню.

Примечателен и еще один крест ХVII века, который был сделан и поставлен Петром I в Унской губе на побережье Белого моря в знак спасения во время бури 2 июня 1694 г при посещении им Соловецкого монастыря.

Петр I сам вырезал на кресте такую надпись: «Сей крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694». После этого уникальный памятник истории несколько раз менял свое местоположение: в 18 веке крест «за подгнитием» был перенесен в Успенскую церковь Пертоминского монастыря. По желанию архангелогородцев и с разрешения императора Александра I в 1805 г крест перевезли со всеми почестями в Троицкий кафедральный собор Архангельска.

В северных краях кресты часто служили навигационными знаками (верхний конец наклонной перекладины указывал точно на север), сведения о них содержались в морских лоциях. Такие кресты назывались приметными и служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м.

Существует на Руси традиция устанавливать поминальные кресты, которые не всегда совпадают с местом захоронения христианина, а ставятся на месте его внезапной гибели, часто в наше время их можно видеть вдоль дорог.

В России возрождается традиция установления поклонных крестов. Сегодня их ставят при въезде в города, на месте разрушенных храмов, на возвышенностях, в память о жертвах репрессий, вдоль автотрасс в местах аварий и даже в честь создателей танка Т-34.

В 2003 году в деревне Шолохово под Москвой около Музея танка Т-34 был установлен поклонный крест в честь конструкторов танка и всех его боевых экипажей. Около него служат молебны и панихиды.

В мае 1994 года в память и в честь св. Кирилла и Мефодия, учителей славянских был установлен и освящен поклонный памятный четырехконечный каменный крест на постаменте на пересечении улицы Пушкинской и Университетского переулка в Ростове-на-Дону, в небольшом сквере. Автор этого памятника — московский скульптор Вячеслав Клыков. Ежегодно 24 мая Православная церковь и весь славянский мир чтит память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — создателей славянской письменности.

Поклонный крест — это духовный щит от всех врагов видимых и невидимых. Многие крупные города России огорожены с четырех сторон поклонными охранительными крестами.

Все поклонные кресты, имея разные памятные и знаменательные значения, прежде всего, служат верующим местом для молитвы и поклонения Господу и Богу нашему Иисусу Христу.

Источник

ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ

Поклонные кресты изготовляются из дерева, реже из камня или металла, обычно двух или более метров в высоту, могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток. В подножье Креста часто укладывают камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь Иисус Христос.

Обетные, памятные, благодарственные

Ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 году наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые

Ставятся у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий и даже государств. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались голубцами. В начале XXI века стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог.

Поминальные

Ставятся на месте внезапной гибели христианина, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест. Один из наиболее известных поминальных крестов установленных в России последних лет был воздвигнут на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне в 2007 году.

Приметные

Служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Они были распространены у поморов северной Руси. Приметный крест также стоит и на вершине Святой Горы Афон.

Заместители храма

Источник

Что такое поклонный крест и для чего его ставят?

Поклонный крест для чего ставят

Наверное, каждый из нас, хоть раз видел большие деревянные кресты вдоль дорог, на въезде в город (иногда в его черте), да и просто в поле. И наверняка, не все знают, зачем они там установлены. Вот как раз с этим моментом и будем разбираться в этой статье.

Поклонные кресты. Что это такое?

Для начала стоит отметить, что стоящие вдоль дорог кресты имеют, помимо некоего сакрального значения, и свое название – Поклонные, и даже свои виды, в зависимости от целей, которые преследовали те, кто их воздвигал.

Традиция установки Поклонных крестов очень и очень древняя и уходит своими корнями к временам становления христианства на Руси. Считается, что одними из первых Поклонных крестов были те, которые воздвигали по приказу княгини Ольги на месте уничтоженных языческих идолов, перекрестках дорог и отдаленных деревнях в Псковских и Киевских землях.

Поклонный крест для чего ставят

Золотой стандарт ответственно устанавливает исторические размеры православного поклонного креста. Это руководство по его изготовлению и установке.

«Ранее кресты устанавливали по разным причинам: на въезде в деревню, обетные кресты в честь рождения первенца, охранные, перед строительством церкви. Смысл в том, что где считали нужным, там и ставили. Это и есть дар свободной воли, которую даёт Бог человеку. Есть навигационные кресты на побережье морей. Даже ставили межевые кресты для видимого определения границ. Сейчас большинство крестов устанавливают на въезде в город, селение и перед началом строительства храма. Также устанавливают кресты в памятных местах. В данном золотом стандарте приведен пример установки поклонного православного креста в сердце деревни на видном месте. Преимущества очевидны: из большинства домов видно крест. Безликая деревня, каких много, приобрела сокровище в сердце деревни. Будет на этом месте жизнь и благодать».

По своим функциям Поклонные кресты можно разделить на несколько, скажем так, видов:

Вот как раз кресты, воздвигнутые Ольгой, и есть миссионерские. Своего рода символ победы христианства над язычеством.

Высота таких крестов достигала 14 метров, так как они служили ориентиром для путешественников, в том числе и моряков. Так что такая высота вполне оправдана, ведь приметить такой ориентир нужно было издалека.

Были весьма популярны в дореволюционной России. Ставились такие кресты рядом с селениями, вдоль дорог (как раз их мы и видим чаще всего). Делалось это для того, чтобы путник по прибытии в город(или село-деревню и тому подобное)мог воздать молитву Всевышнему за окончание трудного пути. Так же такими Поклонными крестами обозначались границы крупных сельскохозяйственных угодий.

У таких крестов даже своя особая конструкция: крест венчался двускатной крышкой из двух дощечек. Нередко под «крышей» этой устанавливали киот с иконой и лампадкой. Такой крест назывался «голубец». Иногда такими крестами отмечались освобожденные от захватчиков селения и города. Места, в которых уже безопасно и жители могут возвращаться обратно.

Это, пожалуй, самый распространенный вид Поклонных крестов, по ним буквально можно читать историю Руси. Устанавливались в качестве благодарности Всевышнему (за удачный исход войны, рождение наследника и тому подобное). Иван Грозный и Петр Первый устанавливали такие кресты. Первый за рождение сына, второй – как благодарность за спасение в шторм.

Само слово «обетный», говорит нам о том, что воздвигался крест по «обету», то есть, обещанию, и нередко в отдаленных местах, укромных уголках (лесах, полях и т.п.). Но чаще всего, на перекрестках и вдоль дорог, где кресты было хорошо видно прохожим.

Ни для кого не секрет, что крест для православного человека – символ святости, чистоты. И силу он имеет немалую: охранят места, очищает их от скревны. Люди считали, что установив Поклонный крест при въезде в город, уберегут его жителей от болезней, разбойников и нечисти. Некоторые огорода отмечены аж с четырех сторон подобными символами.

. такой крест поставили «в одном из костромских лесов при дороге, на месте, где разбойники убили почтальона». Крест должен был обезопасить это место от «повторения на нем подобных несчастий».

Такие кресты устанавливались на месте разрушенных(сгоревших) храмов и часовен, чтобы оставить верующим людям возможность воздать молитву в святом месте. Крест воздвигали именно в том месте, в котором когда-то стоял престол.

Иногда же, наоборот, сначала ставили крест, а потом на его месте воздвигали храм.

Такие кресты не всегда ставят в месте погребения человека, иногда Поминальный крест воздвигают на месте его гибели. В современном мире все чаще и чаще можно встретить такой крест: в месте, где произошел террористический акт, авто-или авиакатастрофа, и так далее.

Как воздвигали Поклонные кресты

Установка таких крестов в древние времена была особым ритуалом, к которому подходили со всей серьезностью, ответственностью и почтением. Обычно, люди собирались всей деревней для совершения этого обряда.

Вы, наверняка видели, что стоят Поклонные кресты на небольшой горке (символ Голгофы), так вот, чтобы создать такое возвышение, каждый селянин приносил горсть земли и водружал ее на место будущего подножия креста.

Традиционно такие кресты изготавливали из дерева, реже из камня и совсем редко из металла. При установке ориентировались на стороны света: плоская часть креста обращалась на восток, а приподнятый конец нижней перекладины – на север.

Подытожим: зачем устанавливают Поклонные кресты?

Чуть выше мы с вами выяснили, что Поклонные кресты устанавливали в определенном месте:

И то, что функции у них тоже были различны, в зависимости от места установки, и целей, которые преследовали создатели «памятника». И то, что традиция эта очень и очень древняя, даже если не брать в расчет Русь, а заглянуть еще дальше – в Римскую Империю, во времена правления Константина (312 год). По легенде, накануне его сражения с Максенцием (заклятый враг, кстати), Константину приснился сон, в котором он увидел крест с посланием: «Сим победишь!». Действительно, победил, а после своей триумфальной победы установил на главной площади Рима памятник, изображающий, естественно, себя любимого с копьем, а копье это было увенчано, как раз, крестом и надписью: «Этим спасительным знамением я спас город от ига тирана».

Фото поклонных крестов

Вопрос-ответ

Друзья, мне частенько задают некоторые вопросы, касающиеся поклонных крестов, их установке и так далее. Чаще, конечно, про установку. Так вот, я решила на некоторые из них дать ответ. Ответы не с потолка беру, с различных сайтов (авторитетные источники, между прочим) православной тематики.

Нужно благословение. И сама установка происходит с обязательным участием священнослужителя. Существует специальный чин освящения поклонного креста, на него возливается святая вода, священник читает молитвы.

Нет, поклонные кресты не ставят там, где над ними легко могут надругаться. Кресты — для верующих, а не вопреки неверующим.

Но я отвлеклась. Так вот, традиция эта древняя, но жива до сих пор(и даже больше, чем жива). Поклонные кресты до сих пор продолжают оберегать наши города, и напоминать о прошлом, иногда печальном, иногда нет. И думаю, что еще очень и очень долго мы будем встречать деревянные кресты, возвышающиеся вдоль дорог.

Источник

Поклонные кресты в России: история вопроса

Приблизительное время чтения: 12 мин.

На волне недавних акций со спиливанием поклонных крестов к этой теме возник общественный интерес. При этом даже среди церковных людей далеко не все знают, как сложилась на Руси традиция ставить кресты вне храмов и кладбищ и как она развивалась.

Об этом рассказывает кандидат искусствоведения Светлана ГНУТОВА, автор-составитель книги «Крест в России» и научный редактор серии сборников, посвященных исследованиям истории креста в России.

Как возникла традиция

Традиция ставить кресты возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году. Согласно «Повести временных лет» святого Нестора Летописца, святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила». Равноапостольный князь Владимир также следовал традиции водружения крестов. Кресты устанавливались на месте закладки города, церкви, монастыря, крепости — это свидетельствовало об освящении места и об испрошении от Господа благословения на начало строительства.

Что касается происхождения этой традиции, то, по всей видимости, на Русь она пришла из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий.

Вообще, отмечу, что традиция возведения памятных крестов общая для всей Восточной Европы — как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге.

На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. По выражению П. В. Боярского, происходила «война религиозных символов» — кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.

Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не РФ в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция устанавливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна, и, кстати, местные жители проявляют к таким крестам большее уважение, чем многие наши соотечественники.

С какой целью?

Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест — тем самым освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов.Это известно из множества житий русских святых.

Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий — от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам. Ставились и охранные кресты — фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету — скажем, в благодарность за исцеление, за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.

Поморы, кстати, ставили кресты и как знак духовной войны с язычеством северных народов — ненцев и сиртя (народа, который то ли был уничтожен ненцами, то ли ассимилирован ими к XVII веку). Приведу цитату из работы П. В. Боярского «Русский крест в сакральном пространстве Арктики», опубликованную в первом выпуске Ставрографического сборника: «Здесь веками складывалась, имея мощную подпитку из Соловецкого монастыря, особая православная островная культура мореходов. И морской “перекресток” востребовал свой вид межевых крестов на островах, архипелагах и побережье Арктики. Обетные, приметные, поклонные, поминальные и намогильные кресты на побережье выполняли разнообразные функции, порой глубоко отличные от замысла тех, кто их возводил. Во многих северорусских преданиях остров воспринимался как место обитания иноземцев, как сакральный центр чужого мира. Здесь как бы существовала граница жизни и смерти. И смертельно опасный путь по морю помора-морехода в колдовском мире шаманской антикультуры должен был иметь пристанища, где сам мореплаватель и его душа могли спастись и отдохнуть в привычном духовном пространстве. Центральным символом обустроенного для христианина пространства был восьмиконечный православный крест».

Кстати, как отмечается в этой же работе, ненцы переняли от поморов традицию ставить кресты на могилах.

Но были и внерелигиозные цели установки крестов. Прежде всего, это навигация. Многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. Процитирую художника А. А. Борисова (1866–1934), занимавшегося помимо искусства еще и исследованиями Русского Севера и опубликовавшего в 1907 году книгу «У самоедов. От Пинеги до Карского моря»: «Здесь, на Вайгаче и вообще на севере часто ставят вместо морских знаков кресты, обозначая этим места, удобные для стоянок судов. И сюда, если застигнет буря, идут, не боясь ни мелей, ни камней: значит, вход безопасный и есть где укрыться».

Но это было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, сейчас они находятся в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике. Эти каменные кресты являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.

Извивы традиции

В старину люди испытывали огромное уважение к уже поставленным крестам. Как пример можно привести историю креста, установленного царем Петром Первым. Местные жители на протяжении многих поколений обновляли этот крест — совершенно самостоятельно, без всякого понуждения со стороны светских и церковных властей.

Сейчас иногда сомневаются: а понимали ли наши предки надписи на таких крестах? Ведь они, дескать, были неграмотны. Тут можно ответить, что не надо преувеличивать неграмотность. Грамотных людей на Руси, причем и среди крестьян, было достаточно много, и такая проблема — невозможность прочитать надпись на кресте — просто не стояла. Всегда нашлись бы те, кто прочитал бы и разъяснил написанное. Другое дело, что надписи на крестах, особенно деревянных, за несколько веков могли стать трудноразличимыми — древесина на открытом воздухе неизбежно портится. Но в любом случае существовала и устная традиция: старики рассказывали детям, что это за крест стоит близ их деревни, кто его воздвиг, что там написано. Разумеется, эти рассказы могли со временем обрастать фольклорными элементами, но основа оставалась неизменной.

Ну а что касается общего отношения — оно было благоговейным. Кресты воспринимались как знак Божиего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Возле крестов люди собирались, устраивали молебны — особенно там, где поблизости не было храмов. Были ли случаи пренебрежительного отношения или тем более святотатства, я сказать не могу, такие сведения мне не встречались. Конечно, я сейчас говорю не о XX веке, а о более старых временах.

А вот в ХХ веке судьба крестов складывалась тяжело. Советская власть и церкви-то не щадила, что уж говорить о стоящих вне храмов «символах религиозного мракобесия». Кресты уничтожались воинствующими безбожниками. Вновь приведу несколько цитат. «Известнейший северный ученый, почетный житель города Архангельска Ксения Петровна Гемп (1894—1998) в своих воспоминаниях говорит: “. Я помню, как на площади перед Троицким собором молодежь с песнями и плясками жгла на костре крест. Нет, не церковный, а опознавательный крест, вытесанный и установленный Петром Великим на Красной горе, в устье Унской губы”». (цитирую работу В. Н. Абрамовского «Две заметки по историческим крестам». Неизвестно, действительно ли это был крест Петра Первого или его копия (тут исследователи не пришли к согласию), но что это меняет!

Вторая цитата — из уже упоминавшейся работы П. В. Боярского. «И почти на каждом мысу острова Матвеев мы обнаружили в 1991 г. останки поморских крестов. Они так почему-то мешали строителям геодезических знаков и активным атеистам, что спиливались, срубались или в лучшем случае использовались как надежная “несущая конструкция” триангуляционных знаков».

В результате традиция установки крестов на несколько десятилетий практически прервалась. Хотя и далеко не сразу. Да, советская власть с первых же дней своего существования объявила войну крестам — но кресты до поры до времени продолжали ставить, пускай уже и не с религиозными целями. Так, в 1920-е годы научные экспедиции, исследовавшие Новую Землю, устанавливали четырехконечные кресты — как знак своего пребывания там. То есть, заметим, цели уже нерелигиозные, но форма еще прежняя.

Понятно, что в сталинские времена за установку поклонного креста можно было поплатиться жизнью, да и крест такой простоял бы недолго. Были ли такие случаи, мне неизвестно, но совершенно исключить это нельзя.

В постсоветские времена традиция установки крестов восстановилась. Порой спрашивают, чем эти современные кресты отличаются от старинных. Если говорить о технологиях, материалах — да, конечно, отличия могут быть, особенно что касается металлических крестов. Деревянные более традиционны. Ну а что касается мотивации их установки, тут можно лишь констатировать, что у всерьез верующих православных людей мотивация та же, что и столетия назад. Могу предположить, сейчас отходит на дальний план «охранная» мотивация, то есть защита от нечисти, а на первое место выступают благодарность Богу за Его милосердие и напоминание христианам об их вере.

ВАЖНО:

Что такое распятие? *

Крестное распятие, применявшееся римлянами во времена Христа Спасителя, было не просто мучительной казнью, но и средством запугивания и психологического воздействия римской власти на местное население провинций. Эта практика восходит к древней восточной традиции публичных казней.

Распятие стало часто использоваться и в провинциях Римской империи (граждан Рима казнили усекновением мечом). Римляне усовершенствовали восточную технику казни с целью причинить жертве еще больше боли и унижения. Для этого стали распинать на крестах двух форм — так называемом «латинском кресте» (известном нам на примере Креста Христова, †) и «тау-кресте» (в виде буквы T). Оба они состояли из вертикальной стойки и горизонтальной перекладины (патибулума). Распинаемого на латинском кресте клали на вертикальную балку и поднимали всю конструкцию целиком; распинаемого на тау-кресте поднимали вместе с патибулумом и размещали на прежде установленной вертикальной стойке. Руки и ноги фиксировались веревками или пробивались железными гвоздями либо деревянными кольями (руки — в районе запястий, а не ладоней, чтобы гвозди не прорвали ткани и тело не сорвалось со креста). Ступни опирались на подставку и также прибивались гвоздями. Страдания казненного на кресте могли продолжаться от 3-4 часов до 3-4 дней. В 1968 году в гробнице на горе Скопус в Иерусалиме был найден фрагмент пяточной кости с застрявшим в ней гвоздем. Исследования показали, что первоначальная длина гвоздя составляла 17 см, а голени этого человека были перебиты.

Крест в Евангелии

В раннем христианстве символика Креста присутствует с начала существования Церкви: в Евангелиях и посланиях святого апостола Павла — как вероучительный образ, позже — в виде графического символа. Господь Иисус Христос сравнивает жизнь своих последователей с человеком, приговоренным к крестной казни и идущим с патибулумом к месту исполнения приговора (Мф 16:24; Мк 8:34; 10:21; Лк 9:23; 14:27). Святой апостол Павел указывает, что учение о «распятом Христе» и «слово о Кресте» стали центром его проповеди (1 Кор 1:18, 23—24), поскольку на Кресте Сыном Божиим принесена жертва Отцу во искупление человеческого рода (Еф 1:7; Кол 1:14). Эта символика дополняется для апостола Павла символикой «заботы о других» (Флп 2:4), а для апостола Иоанна Богослова — жертвенной любви, которые показал нам Спаситель (1 Ин 3:16), в послушании Небесному Отцу умаливший («смиривший») Себя даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8), что должно быть примером для всех нас (1 Ин 3:16).

Виды крестов

Поклонные кресты

Ставились вне храмов для напоминания верующим о Христе.

Обетные кресты

Ставились людьми по обету, как знак благодарности Богу за помощь в беде, за чудесное спасение.

Охранные кресты

Ставились в качестве духовной защиты от нечисти, от болезней, от всякой беды.

Памятные кресты

Ставились в знак памяти о каком-то значимом событии, на местах сражений, на местах гибели людей — с целью призвать к молитве за них.

Деление крестов на виды — довольно условное. Часто установленный крест оказывался и памятным, и поклонным, и охранным, а также служил внерелигиозным целям.

Рождение символа

Несмотря на яркую вероучительную символику, ранние христиане избегали использовать графические изображения креста как символ своей веры, поскольку практика этих страшных казней продолжалась вплоть до IV века, когда христианство стало официальной религией Римской империи. Однако после середины II века в христианских общинах появляется практика почитания Креста Христова, в том числе — богослужебная. Первое свидетельство об этом имеется у Марка Минуция Феликса, который на рубеже II и III вв. говорит, что враги обвиняют христиан в почитании «древа креста». Тертуллиан в 204 г. упоминает о том, что христиане в течение дня при разных обстоятельствах регулярно полагают знамение креста на лоб. Однако широкое богослужебное почитание Креста возникает уже после первой четверти IV века — после обретения Креста Христова святой императрицей Еленой.

Изображение так называемого «простого», или «греческого креста» (с одинаковой длиной всех перекладин, +), было найдено в римских катакомбах начала III века. В период до IV века в катакомбах широко используются изображения якоря как символа надежды, в том числе — с перекладиной, ясно напоминающей крест. Наиболее ранние изображения «латинского» креста (†) найдены на римских саркофагах знатных христиан середины и конца IV века по Р. Х. Большое количество различных изображений христианского креста появляется на монументальных памятниках с V века. Кресты с изображением на них фигуры Спасителя известны с конца VI века. Параллельно с богослужебным почитанием Креста к IV веку возникло и ношение нательных крестов. Хронологически первое упоминание об этом относится к концу этого столетия и имеется в одной из бесед святителя Иоанна Златоуста.

*Справки подготовил прот. Димитрий Юревич, проректор Санкт-Петербургской духовной академии по научной работе. — Ред.

Иллюстрации из книги «Крест в России», издательство «Даниловский благовестник», 2006

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *