Покажите что государство является главным звеном политической системы
ГОСУДАРСТВО – ГЛАВНОЕ ЗВЕНО ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.
Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:
• Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.
• Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.
• Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.
• Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.
• Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.
• Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.
Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.
Дата добавления: 2016-06-02 ; просмотров: 2165 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Государство — основное звено политической системы общества
Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на всё население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные
стороны жизни общества. Поэтому степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит от сущности государства.
Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы — партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля.
Выделяя государство, как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить, непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как: Германия, Франция, Япония, США, Швеция.
В Конституции США, например, записано: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки». Подобные отсылки к народу содержатся и в Конституции России 1993 г.
Отсылки к народу содержатся и в конституциях Белоруссии,
Украины, Литвы, Латвии. Нередко эти конституционные тексты на
практике остаются ничем иным, как декларациями. «Народ зачастую
при этом является не более чем социальным фоном, политической или
идеологической ширмой, за которой скрывается реальная
государственная власть, принадлежащая определенному
господствующему слою, классу» 1 — отмечает М.Н. Марченко.
Особое место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. Это можно было наблюдать на примерах социалистических стран, в том числе и в бывшем СССР.
Согласно конституции 1977 г. в исключительной собственности государства находились земли, ее недра, а также воды и леса. Советскому государству принадлежали основные средства производства, основной городской и жилищный фонд. По оценкам специалистов это составляло до 95% всех видов собственности. В настоящее время, действующее законодательство России имеет тенденцию на отказ от приоритета государственной собственности. В стране проведены приватизация и денационализация. Однако для
Марченко М.Н. Теория государства и права. — М., Юр. кол., 1995 г., с. 174.
стабильности государства важным условием является, как показывает опыт многих стран, наличие хорошо развитой государственной формы собственности.
Сравнивая масштабы огосударствления в разных странах, можно отметить, что на долю государственного сектора в экономике Англии приходится около 53% валового национального продукта, в национальном доходе Франции — около 48%, в Германии — 47%. Масштабы огосударствления в США и Японии несколько меньше. Тем не менее, государственная собственность в этих странах играет значительную роль в качестве материальной базы.
Исключительное место и роль государства в политической системе определяется еще и наличием у него специального аппарата управления и принуждения. Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре правоохранительных и силовых органов (суд, милиция, прокуратура, вооруженные силы, органы государственной безопасности). Кроме того, они не обладают государственно-властными полномочиями.
Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества также и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативные правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.
Государство в политической системе общества
Понятие и структура политической системы общества
Политическая система как совокупность власти и политических отношений начинает формироваться в обществе с появлением частной собственности, классов, с образованием государства. Хотя сам термин в те далекие времена не применялся, но уже древнегреческий мыслитель Аристотель (382-332 гг. до н. э.) понимал политику как сложный комплекс элементов, в который входят экономика, мораль, право, образ правления /власть/ и тип правления.
Другой философ древнего мира Полибий, рассматривая государственное устройство Древнего Рима, подчеркнул сложный характер смешанной системы правления.
а) само государство;
б) негосударственные структуры;
в) органы местного самоуправления.
Политическая система общества развивается и трансформируется в более сложную системную связь совместно с развитием государства. Этот процесс носит постоянный характер. Необходимо отметить, что власть (читай: государство) занимает столько места, сколько ей позволяет это сделать общество.
К числу общественных объединений, участвующих в политической жизни, прежде всего относятся политические партии, коалиции, движения, блоки и т.п. Их создание предусмотрено основными законами государств как необходимое условие реализации провозглашаемых прав и свобод.
Порядок создания и правовые рамки их функционирования определяются соответствующим законодательством. Статья 13 Конституции Российской Федерации установила «политическое многообразие» и многопартийность. Это является важнейшим показателем демократизма любой развитой политической системы общества. Для стран с авторитарными политическими режимами, становящимися на путь демократических преобразований, но не имеющих соответствующего опыта, в этом кроется и определенный негативный момент. В эти периоды государство, в силу объективных причин (переходный период), не всегда бывает готовым эффективно отстаивать свои интересы.
Существуют также многочисленные объединения «по интересам», например, общества книголюбов, филателистов, любителей музыки и т.п. Их влияние на власть и политику является преимущественно интеллектуальным.
По данным министерства юстиции, в Российской Федерации в 2004 г. действовало около 150 тыс. общественных объединений.
Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит от сущности государства.
Выделяя государство как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, Франция, Япония, США, Швеция.
Особое место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. Это можно было наблюдать на примерах социалистических стран, в том числе и в бывшем СССР.
Согласно Конституции СССР 1977 г. в исключительной собственности государства находились земли, ее недра, а также воды и леса. Советскому государству принадлежали основные средства производства, основной городской и жилищный фонд. По оценкам специалистов это составляло до 95% всех видов собственности. В настоящее время действующее законодательство России имеет тенденцию на отказ от приоритета государственной собственности. В стране проведены приватизация и денационализация. Однако для стабильности государства важным условием является, как показывает опыт многих стран, наличие хорошо развитой государственной формы собственности.
Исключительное место и роль государства в политической системе определяется еще и наличием у него специального аппарата управления и принуждения. Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре правоохранительных и силовых органов (суд, милиция, прокуратура, вооруженные силы, органы государственной безопасности). Кроме того, они не обладают государственно-властными полномочиями.
Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества также и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативные правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.
Государство посредством использования прямых и косвенных методов воздействия на законодательной основе может принимать меры по дозированию информации, распространяемой средствами массовой информации. В каких объемах (в минутах) информируются российские телезрители о деятельности государственных структур и общественных объединений (проправительственных и оппозиционных политических партий), можно узнать из следующей таблицы. Мониторинг был проведен Центром экстремальной журналистики и Союзом журналистов Российской Федерации в конце апреля 2006 г.
Персонаж | «Первый канал» | «Россия» | НТВ | ТВЦ | Ren-TV |
---|---|---|---|---|---|
Президент | 35,15 | 19,04 | 24,9 | 30,88 | 10,49 |
Администрация президента | 1,27 | 1,76 | 0,89 | 1,13 | 0,35 |
Правительство | 48,03 | 52,77 | 51,35 | 41,76 | 38,44 |
ФСБ | 0,89 | 0,56 | 0,66 | 0,95 | 0,45 |
«Единая Россия» | 7,1 | 14,2 | 10,82 | 16,48 | 15,85 |
ЛДПР | 0,45 | 0,51 | 1,3 | 0,55 | 3,22 |
КПРФ | 0,3 | 3,68 | 1,77 | 2,28 | 1,74 |
«Родина» | 3,29 | 2,17 | 4,64 | 0,77 | 5,99 |
Российская партия жизни | 1,34 | 4,27 | 1,56 | 1,48 | — |
СПС | 0,12 | — | — | — | 3,56 |
«Яблоко» | — | — | — | — | 0,57 |
СДПР | — | — | — | 0,8 | 0,58 |
Республиканская партия | — | — | — | — | 4,1 |
Народная партия | — | — | — | — | 2,03 |
Независимые депутаты | — | — | — | — | 2,55 |
Другие | 1,94 | 0,4 | 0,71 | 1,76 | 8,63 |
Государство и политические партии
Политическая партия представляет собой один из видов общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества (участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления) посредством формирования и выражения политической воли граждан.
Политическая деятельность может рассматриваться как разновидность социальной деятельности, связанной с отстаиванием (или представлением) интересов больших социальных групп (классы, нации, народы, иные социальные общности).
В конституциях различных государств отсутствует определение понятия «политическая партия». В них следующим образом определяются только цели и задачи. Например, политические партии: «содействуют выражению мнений голосованием» (ст. 4 Конституции Франции); способствуют «выражению народной воли и организации политической власти» (ст. 47 Конституции Португалии); «должны служить свободному функционированию демократического режима» (ст. 29 Конституции Греции); должны «демократическим путем содействовать определению национальной политики» (ст. 49 Конституции Италии).
Цели и задачи политических партий отражаются в их уставах и программах. В зависимости от этого выделяются консервативные, либеральные, демократические, революционные, реформистские, буржуазные, крестьянские, пролетарские и иные политические партии. Иногда их деятельность носит прямо противоположный, а иногда и тождественный характер по отношению друг к другу. Для современных политических партий характерны следующие черты:
Первые политические партии стали создаваться еще в Древней Греции. Наиболее авторитетными и стабильно функционирующими современными политическими партиями являются: Демократическая партия США (образована в 1828 г.), Республиканская партия США (1854 г.), Рабочая партия Франции (1879 г.), Народная партия Болгарии (1894 г.), Лейбористская партия Великобритании (1900 г.), Консервативная политическая партия Великобритании.
Самой массовой и многочисленной политической партией в современной российской политической системе является «Единая Россия», насчитывавшая по состоянию на октябрь 2005 г. 521827 членов (в марте 2006 г. ее численность превысила уже 1 миллион человек). Численность КПРФ, ставшей преемницей КПСС, составляла менее 140000 членов.
Со ссылкой на опыт Либерально-демократической партии Японии высказывается точка зрения о целесообразности формирования в стране фактически монопартийной системы на базе «Единой России». В то же время у нее пока отсутствует собственная идеологическая платформа, кроме однозначной поддержки политики, проводимой действующими органами государственной власти. По мнению Е.М. Примакова, «такая поддержка приводит в партию многих из тех, кто рассчитывает на нее как на трамплин к занятию тех или иных должностей в законодательной и исполнительной ветвях власти всех уровней. Но не будем забывать, как в одночасье рухнула КПСС, в члены которой тоже многие вступали по аналогичным соображениям».
Во избежание повторения опыта однопартийных тоталитарных режимов в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Копенгагенская встреча 1990 г.) рекомендовано не предпринимать действий, направленных на слияние партий с государствами.
Законодательства государств запрещают политическим партиям использовать наименования, оскорбляющие расовые, национальные и религиозные чувства, нарушающие общепризнанные нормы морали. Символика политических партий должна быть индивидуализированной и не совпадать с символикой других государственных и негосударственных структур. В ряде стран законодательством предусматривается запрет для государственных служащих на членство в политических партиях. В Российской Федерации политические партии могут начинать свою легальную деятельность только после регистрации своего устава в Министерстве юстиции.
Деятельность политических партий должна носить определяемый государством законный характер и не нарушать права и свободы граждан. В демократических странах на законодательном уровне определяются случаи вмешательства органов государственной власти и должностных лиц, носящие ограничительный характер, в деятельность политических партий. Как правило, это возможно при наступлении чрезвычайных ситуаций в период действия особых правовых режимов, каковыми являются: военное время, военное положение, чрезвычайное положение.
В то же время мировое сообщество выступает единым фронтом за прекращение деятельности экстремистски настроенных политических партий и общественных движений. Не всегда такие усилия приносят положительные результаты. Например, в результате выборов в парламент Палестины (январь 2006 г.) безоговорочную победу одержали представители движения ХАМАС. Это обстоятельство поставило как мировое сообщество, так и отдельные государства перед сложной дилеммой признания этой победы и дальнейшего сотрудничества с Палестиной, или игнорирование результатов прошедших выборов. Ряд стран (Израиль, США) сразу отказались сотрудничать с этим движением. Другие (ООН, Россия, Франция) предпринимают усилия по налаживанию переговорного процесса.
Истории известно много примеров, когда, придя к власти, радикально настроенные политические партии и общественные движения кардинально меняли свои взгляды и убеждения. Одно дело объявлять приоритеты в период предвыборных кампаний, когда отсутствует ответственность за положение дел в государстве. Совсем другой становится ситуация, когда возникает необходимость формирования правительства, которое обязано решать реальные проблемы людей, оказавших ему доверие на выборах. Выбор палестинцев заключается не в желании без конца находиться в состоянии необъявленной войны, а в стремлении большинства из них к миру и нормальной жизни.
С принятием Федерального закона «О политических партиях» (2001 г.), определившего более строгие требования к процессу их создания, количество политических партий сократилось. В избирательной кампании по выборам в Государственную Думу России в декабре 2003 г. приняло участие 24 политических партий и общественных объединений. На этот раз парламентскими стали четыре из них: «Единая Россия» (около 38%), КПРФ, ЛДПР, «Родина».
В состоявшихся в марте 2006 г. выборах в Кнессет Израиля приняло участие 32 политические партии и общественных блока. В проходивших в эти же сроки выборах в Верховную Раду Украины приняло участие 25 политических партий и общественных блоков. Установленный законом проходной балл (3%) для признания партии парламентской смогли преодолеть только пятеро.
По состоянию на сентябрь 2005 г. 14 политических партий, набравших в декабре 2003 г. на выборах в Государственную Думу России менее 2%, остаются должниками за пользование бесплатным эфиром и газетными площадями в государственных СМИ 440,52 млн. руб. В этот список входили следующие партии.
Политическая партия | Задолженность по итогам выборов, млн. руб. | Остаток долга на 28 сентября 2005 г., млн. руб. |
---|---|---|
Народная партия | 66,07 | 66,03 |
«Единение» | 64,57 | 64,54 |
«Русь» | 57,07 | 57,07 |
Конституционно-демократическая партия | 50,99 | 50,99 |
Народно-республиканская партия | 50,12 | 50,12 |
«Развитие предпринимательства» | 49,98 | 49,98 |
Партия возрождения России | 31,95 | 31,95 |
Демократическая партия | 21,91 | 21,90 |
Республиканская партия | 20,54 | 20,54 |
Российская партия мира | 20,54 | 20,54 |
Российская партия жизни | 31,95 | 2,65 |
Партия мира и единства | 2 | 2 |
Экологическая партия «Зеленые» | 1,05 | 1,05 |
Законодательство Российской Федерации предъявляет к политическим партиям следующие финансовые требования. В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О политических партиях» запрещены пожертвования политическим партиям от:
Название политической партии | Всего поступивших средств | В том числе пожертвования | Всего израсходованных средств | Расходы на содержание руководящих органов | Расходы на проведение референдумов и выборов |
---|---|---|---|---|---|
Аграрная партия | 1634052,16 | 1333000 | 1780398,70 | 400929,71 | нет данных |
«Единая Россия» | 268535384 | 264823117 | 265852370 | 5564654 | 14625300 |
КПРФ | 4037924 | 2400966 | 3934115 | 1439818 | 100000 |
ЛДПР | 24694664 | 24590000 | 29493448 | 181510 | 13928278 |
Народная партия | 2988200 | 2985000 | 2996051 | 2735041 | нет данных |
«Родина» | 31060000 | 31060000 | 29446648 | 13876706 | нет данных |
Российская партия жизни | 15094085 | 92400 | 30349522 | 16552730 | 100000 |
Российская партия пенсионеров | 2212741 | 2146178 | 5100422 | 546293 | 1750000 |
СПС | 9805000 | 4405000 | 4908109 | 2012795 | нет данных |
«Яблоко» | 12361870 | 12361870 | 10201868 | 773535 | 3977898 |
Государство в соответствии с требованием Федерального закона «О политических партиях» берет на себя обязательство по финансированию деятельности политических партий, набравших на последних выборах в Государственную Думу Российской Федерации (2003 год) три и более процентов голосов или проведших в парламент по одномандатным округам не менее 12 депутатов.
До 2006 г. общая сумма государственной поддержки политических партий определялась исходя из 50 копеек за каждый полученный голос. С 2006 г. цена возросла в 10 раз и каждый партийный голос стал оплачиваться государством уже по 5 руб. Согласно установившейся практике, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет расчет с политическими партиями на текущий год в период с конца марта по начало апреля. Из приведенной ниже таблицы видно, каков объем финансирования со стороны государства следующих 12 политических партий.
Процесс финансирования парламентских и оппозиционных партий со стороны зарубежных государств осуществляется более активно, чем в России. Это делается на основе детально разработанной правовой основы. Такая политика государства рассматривается одним из основных факторов создания реальной гарантии независимости в деятельности как парламентских, так и оппозиционных политических партий. В 2005 г. политические партии получили от российского государства 27 миллионов рублей. Это составило только 1,6% всех их доходов. Только 4,6% получаемых средств поступает в качестве пожертвований от граждан.
Основными гарантами финансового благополучия партий остаются юридические лица. 30% своих доходов партии тратят на содержание центральных органов и 70% поступают в региональные структуры. Более конкретно доходы и расходы крупнейших политических партий России в 2005 г. можно узнать из следующей таблицы.
Партия | Остаток на начало года | Поступление денежных средств | Расходы на уставную деятельность | Остаток на конец года |
---|---|---|---|---|
«Единая Россия» | 350075351 | 1007064385 | 989484476 | 393288751 |
Российская партия жизни | 12129053 | 137703435 | 144554652 | 12274165 |
«Родина» | 8029457 | 130942073 | 121737600 | 18993278 |
ЛДПР | 1485798 | 93234720 | 93735708 | 934810 |
КПРФ | 15971184 | 61713622 | 59219097 | 19754589 |
«Яблоко» | 21424844 | 35147553 | 29334646 | 26602697 |
СПС | 9431655 | 45044523 | 38155787 | 15129554 |
Российская партия пенсионеров | 1172667 | 34615740 | 34452176 | 339271 |
Аграрная партия | 2296455 | 25230776 | 25378304 | 2070927 |
Народная партия | 9544143 | 18766897 | 18576105 | 7580872 |
В Министерстве юстиции Российской Федерации было зарегистрировано 138 оргкомитетов (2005 г.) по созданию политических партий в соответствии с новым «партийным» законодательством. Действующий Закон предусматривает два способа формирования партий: через учредительные съезды и через преобразование в партию общественных объединений. Второй способ, по мнению специалистов, не всегда носит объективный, а чаще конъюнктурный характер и поэтому его следует запретить. В то же время процесс партийной реорганизации путем объединения нескольких партий через проведение учредительных съездов должен носить законодательно легализованный характер.
Постепенно «партийное» законодательство Российской Федерации становится все более системным, основывающимся на предшествующем собственном и зарубежном опыте партийного строительства, а также особенностях ментальности многонационального населения.
15 декабря 2004 г. Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел обращения представителей трех политических партий: «Российская Христианско-Демократическая партия», «Православная партия России» и «Русский Общенациональный Союз». Основанием для обращения стал отказ Министерства юстиции Российской Федерации зарегистрировать их. Причиной отказа было использование в названиях слов «православный», «русский» и «христианство». Конституционный Суд согласился с такой позицией Министерства юстиции.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении мотивировал решение по отказу заявителям тем, что «принципы плюралистической демократии, многопартийности и светского государства не могут истолковываться и реализовываться без учета особенностей исторического развития России, вне контекста национального и конфессионального состава российского общества». Поэтому создание политических партий по религиозному или национальному признаку может открыть путь к фундаментализму и клерикализации партий. Создание в многоконфессиональной стране политических партий, представляющих отдельные виды религий или национальности могут привести не только к непредсказуемым, но и к катастрофическим последствиям для общества и государства в целом.
Пока такое невозможно в условиях современной России, где понятия «христианский», «мусульманский», «русский», «татарский» и другие в общественном сознании ассоциируются не с общей системой ценностей российского народа в целом, а с конкретными конфессиями и отдельными нациями. Принимая в большей степени политическое (и это не в первый раз), нежели правовое решение, Конституционный Суд Российской Федерации, по мнению его председателя В. Зорькина, исходил из того, что Россия пока «не приучена к толерантности».
Государство и религиозные организации
История развития цивилизаций свидетельствует, что светское государство может признавать определенный, а иногда и весьма значительный вклад той или иной религии в формирование духовного и культурного своеобразия населения страны. Это относится и к мусульманской религии, и к православной (Греция, Кипр). Влияние религии проявляется во всех сферах общественной жизни.
Среди десяти самых популярных в мире праздников, отмечающихся на государственном уровне, большинство в той или иной степени связаны с христианской или мусульманской религией. Из светских праздников в этот список попали только Новый год и 1 Мая. Это наглядно свидетельствует о роли религии в современном обществе (см. таблицу).
Религиозные объединения создаются с целью реализации свободы вероисповедания, права каждого объединяться с другими для исповедания определенной религии и возможности совершения в соответствии с избранными убеждениями религиозных обрядов и церемоний, распространения своих религиозных убеждений, религиозное обучение и воспитание, благотворительность, миссионерскую, подвижническую и иную деятельность, определяемую соответствующим вероучением (статьи 28 и 30 Конституции Российской Федерации).
В мире насчитывается более 26 тыс. православных храмов, а в России (по состоянию на 2004 г.) было зарегистрировано более 20 тыс. религиозных организаций. По состоянию на февраль 2006 г. в России профессиональное религиозное образование можно было получить в 162 религиозных учебных заведениях, зарегистрированных в Министерстве юстиции России. Среди них 75 исламских, 49 православных, 4 католических, 2 буддийских, 2 иудаистских и других учебных заведений. Процесс обучения в них не контролируется государством. Поэтому дипломы, получаемые выпускниками религиозных учебных заведений, не признаются государством, а значит, они недействительны для работы в нерелигиозных структурах.
Поэтому различные религиозные конфессии и, в частности, церковь, в последние годы неоднократно вынуждены были разъяснять свою позицию о недопустимости поддержки религией конкретной политической партии. Это противоречит самой природе религии, выполняющей объединительную миссию на Земле. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом.
В то же время религиозные иерархи нередко высказывают свое отношение к вопросам организации светской жизни. Например, бывший глава римской католической церкви Папа Иоанн Павел II в своих трудах (12 энцикликах) так определял свою политическую позицию: «Я могу сказать, что испытываю почти политическое неприятие коммунизма, однако когда я вижу, что представляет собой общество цивилизации на Западе, невольно задаюсь вопросом: какой из двух режимов лучше?»
В построении государственно-религиозных отношений всегда доминируют взаимные интересы обеих сторон. Все народы и государства имеют свои исторические особенности и правовые традиции в выстраивании этих отношений, привнося в них характерные черты ментальности наций. Одной из важнейших обязанностей государства является его обязанность по созданию реальных условий реализации гражданами их религиозных убеждений.
В современных условиях история опять возвращает религию в центр общественной жизни. Государство должно уметь вести диалог с религиозными организациями, в том числе и межконфессиональный. Прежде всего это необходимо для создания соответствующего политического порядка, способного консолидировать гражданское общество на основе изначальных и не подлежащих коррозии духовных ценностей, выработанных человечеством.
Проблема толерантности весьма характерна и для многоконфессиональной России, на территории которой проживает 176 национальностей. Например, в Татарстане, где проживает более 110 национальностей на протяжении длительного времени, можно убедиться, что разговоры о столкновении цивилизаций, изначальной несовместимости ислама и христианства в большей степени носит конъюнктурный характер. В августе 2005 г. Казань отметила свое тысячелетие.
Расположенный на пересечении торговых и культурных путей Востока и Запада, мусульманского и христианского миров, город стал центром двух культур, гармонично развивающихся в условиях межнационального мира и спокойствия. В столице Татарстана действуют 153 религиозные организации, в том числе 48 православных и 68 мусульманских. Функционируют 23 православных храма и 33 мечети, а также религиозные учреждения других конфессий. Успешно работают теологические учебные заведения.
Отличительной чертой государственно-конфессиональных отношений в этом субъекте Российской Федерации на современном этапе следует отметить постепенное правовое, общественно-политическое, а также организационное формирование модели характера взаимоотношений между государством и религиозными структурами.
По опросам, проведенным в 2005 г. список самых религиозных стран в Европе (без учета бывших советских республик) выглядел следующим образом.
В то же время достоверность этих опросов требует более детальной проработки. Например, выделения пяти факторов для определения степени религиозности (воцерковленности): периодичность посещения храмов, чтение религиозных книг, причащение, совершение религиозных обрядов, соблюдение постов.
Предпринимаются постоянные попытки, направленные на то, чтобы религия и наука нашли общий язык. Например, лауреат Нобелевской премии (1964 г.) выдающийся физик Чарлз Таунс в марте 2005 г. опубликовал программную статью «Сближение науки и религии». Ученый попробовал «реабилитировать» христианство в глазах научного сообщества. В статье утверждается, что противоречия между двумя мировоззрениями поверхностны, а Библия вовсе не нуждается в буквальном понимании.
Представляется симптоматичным факт согласия Иоанна Павла II со ставшими знаменитыми словами Галилея: «Богословие должно отвечать на вопрос, как попасть на небо, а не как движутся небеса». Подобное признание было сделано по результатам более чем 10-летней работы специальной комиссии, рассматривавшей по заданию Папы дело Галилея.
О роли и значении религии в современных условиях убедительно свидетельствует следующая таблица.
(млн. чел.) | 1900 г. | 2000 г. |
---|---|---|
Все население мира | 1,630 | 6,044 |
Христиане | 558 | 1,995 |
Католики | 270 | 1,046 |
Православные | 109,6 | 151,5 |
Ислам | 216 | 1,180 |
Сунниты | 198 | 993 |
Шииты | 18 | 187 |
Индуисты | 223 | 888 |
Буддисты | 127 | 354 |
Иудеи | 10,6 | 14,3 |
Традиционные вероисповедания | 158 | 132 |
Неверующие | 5 | 1,208 |
В ряде государств, несмотря на их светский характер, действуют отдельные законы, а чаще всего это отражается в статьях (например, в России) уголовных или административных кодексов, предусматривающих жесткую юридическую ответственность (прежде всего гражданско-правовую) за святотатство. Они предназначены защищать государством религиозные догмы с целью сохранения стабильности и устоявшегося баланса интересов в обществе.
Диалектика развития общественных отношений выявила в этом вопросе существенные недостатки. Например, в современных европейских государствах национальное законодательство отдает предпочтение в применении защитных мер только в отношении отдельных религий. В Англии действующий более 300 лет закон о святотатстве предусматривает защиту только христианских догм, а с 1938 г. и вовсе только догматы англиканской церкви. Ранее наказание должен понести каждый, кто публично позволит себе усомниться в устоявшихся догматах христианской веры. Теперь возможно применение денежного штрафа или лишение свободы лишь в отношении лиц, выставляющих «Бога, святых или Евангелие в непристойном свете».
В царской России православие являлось официальной государственной религией. Нередко в отношении лиц, публично сомневавшихся или не разделявших догматы российской православной церкви, применялась такая мера, как отлучение от церкви. Наиболее известным случаем является действующее до сих пор определение Святейшего Синода в феврале 1901 г. об отлучении от церкви знаменитого русского писателя Льва Николаевича Толстого. До сих пор на его могиле запрещено ставить крест.
Следует отметить, что среди известных людей в России также были атеисты (Тургенев И., Горький А.М., Чехов А.П.), не скрывающие своего скептически отрицательного отношения к религии. Однако они не высказывались публично в резкой форме так, как это делал Л.Н. Толстой против догматического учения Церкви.
В современной России действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (1997 г.) в ряде статей предусматривает возможность применения уголовной ответственности за следующие признаваемые преступными деяния, имеющие отношение к религии:
Говоря о роли православия в современных светских государствах патриарх Московский и всея Руси Алексий II со ссылкой на Основы социальной концепции Русской православной церкви отметил: «. нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Светскость государства предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга. Исходя из подобного понимания разделения компетенций, мы активно сотрудничаем с государствами в самых разных областях общественной жизни».
Государство и предпринимательские структуры
Государство и органы местного самоуправления
Конституция Российской Федерации различает государственную власть и местное самоуправление (см. ст. 12) и соответственно их органы. Властные, самостоятельные в рамках их компетенции органы местного самоуправления образуются «в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций» (ст. 131 Конституции).