Показатель ответ вагонов может быть равен или больше чем показатель погружено вагонов
Приложение N 2. Методика оценки эффективности использования железнодорожного подвижного состава
Методика
оценки эффективности использования железнодорожного подвижного состава
(утв. приказом Минтранса РФ от 5 мая 2012 г. N 136)
1) оборот вагона по составляющим:
простой на технических станциях;
простой под грузовыми операциями, в том числе на местах необщего пользования;
2) среднесуточный пробег вагона;
3) производительность вагона.
4. В ходе проведения оценки эффективности анализируется изменение значений показателей, указанных в пункте 4 настоящей Методики, и их составляющих за отчетный период и с начала года в среднем по всем типам железнодорожного подвижного состава и в отдельности по:
специализированному железнодорожному подвижному составу;
универсальному железнодорожному подвижному составу;
5. Оборот вагона (цикл операций от момента окончания погрузки вагона до момента окончания следующей его погрузки) исчисляется в сутках и определяется по формуле:
Полный рейс вагона рассчитывается по формуле:
,
где — груженый рейс вагона;
— порожний рейс вагона;
— участковая скорость;
— среднее число технических станций, которые вагон проходит за время оборота;
— средний простой вагона на одной технической станции;
— коэффициент местной работы, который показывает количество грузовых операций за время оборота грузового вагона.
Для сети железных дорог коэффициент местной работы определяется как:
где — погрузка в вагонах;
— выгрузка в вагонах;
— работа сети в вагонах, равная + , где — прием груженых вагонов по внешним стыкам;
— среднее время простоя вагона под грузовыми операциями.
Средние величины указанных показателей рассчитываются по фактическим данным, собираемым в процессе мониторинга.
6. Среднесуточный пробег вагона грузового парка характеризует скорость его продвижения, выражается в км/сутки и рассчитывается по формуле:
где — среднесуточный пробег вагона.
7. Среднесуточная производительность вагона характеризует его использование в процессе перевозки грузов и исчисляется в тонно-км нетто, выполненных вагоном рабочего парка за сутки по следующей формуле:
где — среднесуточная производительность вагона;
— средняя динамическая нагрузка на груженый вагон;
— коэффициент порожнего пробега.
Средние величины указанных показателей рассчитываются по фактическим данным, собираемым в процессе мониторинга.
7.1. Средняя динамическая нагрузка вагона характеризует среднюю загрузку груженого вагона на всем пути следования и рассчитывается по следующей формуле:
— средняя дальность перевозки груза;
— коэффициент отношения эксплуатационных тонно-км к тарифным тонно-км.
Средние величины указанных показателей рассчитываются по фактическим данным, собираемым в процессе мониторинга.
7.2. Коэффициент порожнего пробега () характеризует величину порожнего пробега и определяется как отношение порожнего пробега к груженому пробегу и зависит от особенностей работы и использования вагонов, их специализации, а также размещения пунктов производства и потребления, сырьевых источников и пунктов переработки продукции.
7.3. Кроме того, проводится анализ коэффициента переработки вагонов на технических станциях (), оказывающего влияние на производительность вагона и характеризующего уровень маршрутизации перевозок.
Коэффициент переработки вагонов представляет собой соотношение между количеством транзитных вагонов с переработкой и без переработки, проходящих через техническую станцию, и рассчитывается по формуле:
где — количество транзитных вагонов с переработкой;
— количество транзитных вагонов без переработки.
8. Составляющие показателей эффективности использования вагонов делятся на три основные группы:
объективные показатели, зависящие от текущих условий работы организаций железнодорожного транспорта (средняя дальность перевозки груза, полный рейс вагона, количество технических станций, коэффициент порожнего пробега, средняя динамическая нагрузка);
субъективные показатели, зависящие от качества работы организации железнодорожного транспорта (участковая скорость, средний простой вагонов на технической станции);
субъективные показатели, зависящие от качества работы грузоотправителей, грузополучателей (среднее время простоя под грузовыми операциями, в том числе в части времени нахождения вагона в местах необщего пользования, средняя статическая нагрузка вагона).
9. В процессе оценки:
устанавливается рост/снижение значений показателей и их составляющих на конец отчетного периода в сравнении со значениями показателей на начало отчетного периода и в сравнении со значениями показателей на начало года;
определяются темпы изменений значений показателей;
определяются тенденции изменений значений показателей;
определяется степень влияния изменения значений составляющих показателей на изменение значений показателей в целом с учетом пункта 8 настоящей Методики.
Показатели работы и использования вагонов
Об эффективности эксплуатации вагонов можно судить по количественным показателям, характеризующим объем работы, и качественным, отражающим использование их по времени.
К количественным показателям относятся пробеги вагонов в вагоно-километрах, количество погруженных, выгруженных, принятых, сданных и проследовавших с переработкой и без переработки вагонов в вагоно-часах и вагоно-сутках.
Качественными показателями являются: время оборота, статическая и динамическая нагрузки, полный, груженый и порожний рейсы, среднесуточный пробег, производительность вагона, общий простой в неисправном состоянии, среднее время нахождения под одной грузовой операцией, среднее время нахождения транзитного вагона на одной технической станции — для грузовых и пассажирских вагонов, время оборота состава, его среднесуточный пробег и средняя населенность вагона.
Характеристикой использования вагонов в перевозочном процессе может служить общий пробег в вагоно-километрах , который определяется как сумма произведений числа вагонов на пройденное ими расстояние по главным путям на каждом участке дороги:
.
Кроме общего пробега, для грузовых вагонов учитывается отдельно пробег груженых и порожних вагонов, т. е.
.
Отношение пробега порожних вагонов к пробегу груженых называется коэффициентом порожнего пробега
Оборот вагонов в пределах сети дорог выражает время, затрачиваемое на выполнение полного цикла операций, связанных с перевозками, т. е. время от начала одной погрузки вагона до начала следующей. Для железных дорог и отделений оборот вагона исчисляют в сутках на один погруженный и принятый груженый вагон, т. е. время, исчисляемое от момента приема в груженом состоянии или начала погрузки до следующей погрузки или сдачи на соседнюю дорогу (отделение). Оборот вагона в сутках определяется по формуле
,
Количество грузовых операций, приходящихся на единицу работы, представляет собой коэффициент местной работы;
,
где — соответственно число погруженных и выгруженных вагонов на дороге (отделении) в сутки; — работа вагонного парка дороги (отделения) в вагонах в сутки.
Работой вагонного парка дороги (отделения) называют число вагонов, погруженных и принятых в груженом состоянии с соседних дорог (отделений) в сутки:
.
Среднее время нахождения вагона под грузовой операцией определяют делением вагоно-часов простоя под грузовыми операциями на число грузовых операций.
К показателям, характеризующим степень использования грузовых вагонов, относятся статическая и динамическая нагрузки. Статическая нагрузка показывает, какое количество груза в тоннах приходится в среднем на один физический вагон при погрузке ( — количество погруженного груза).
Динамическая нагрузка груженого вагона показывает, какое количество тонн груза приходится в среднем на один груженый вагон в движении: ( -тонно-километры нетто по сети дорог, дороге или отделению; — пробег груженых вагонов на соответствующем полигоне, вагоно-км).
Среднее время нахождения транзитного вагона на одной технической станции определяют делением вагоно-часов простоя на технических станциях на число вагонов, прошедших через технические станции.
Расстояние, проходимое вагоном за время оборота, называют полным рейсом вагона. Для дороги полный рейс вагона складывается из груженого и порожнего рейсов:
;
,
где — соответственно суммарный пробег вагонов на дороге и сети дорог за сутки.
Среднесуточный пробег вагона определяется делением расстояния полного рейса на оборот вагона или общего пробега в вагоно-километрах на рабочий парк:
.
Среднесуточная производительность FB является обобщающим показателем использования грузовых вагонов и измеряется в тонно-километрах нетто, приходящихся на один вагон рабочего парка:
( — динамическая нагрузка вагона рабочего парка).
Оборотом пассажирского состава называют время в сутках, проходимое от момента отправления его в рейс из пункта формирования до следующего отправления состава из этого же пункта:
,
где — время нахождения состава соответственно в пункте формирования и в пункте оборота, ч; — расстояние от пункта отправления до пункта назначения, км; — соответственно маршрутная скорость следования поездов от пункта формирования до пункта оборота и обратно, км/ч.
Количество составов, требующихся для обслуживания одной пары поездов, равно числу суток оборота. По времени оборота и коэффициенту регулярности отправления пассажирских поездов можно определить потребное число составов для обслуживания данного направления:
.
При ежедневном отправлении поездов в рейс принимают коэффициент , при отправлении поездов через день — .
Среднесуточный пробег состава определяют делением пробега пассажирских составов в поездо-километрах (за сутки) на число составов , находящихся в обращении, или делением удвоенной длины рейса поезда на время оборота состава :
.
Населенность пассажирского вагона выражается средним числом пассажиров, приходящихся на один вагон, занятый под перевозки. Населенность определяют делением пассажиро-километров на вагоно-километры пробега :
.
При исчислении населенности вагона учитывают общий пробег вагонов пассажирского парка (без почтовых, багажных и прочих) и вагонов грузового парка, если они были заняты под перевозку пассажиров.
Средняя густота пассажирского движения определяется количеством проследовавших по данному направлению (участку) за определенный период времени поездов, вагонов, пассажиров соответственно:
; ;
.
Контрольные вопросы по главе 2
1. Какие вагоны составляют грузовой и пассажирский парки.
2. Чем отличаются инвентарный и наличный парки грузовых вагонов?
3. Какая единая система нумерации подвижного состава введена на железнодорожном транспорте? Опишите её для грузовых и пассажирских вагонов.
4. Какие отличительные знаки и надписи должен иметь каждый вагон в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог?
5. Перечислите показатели работы и использования вагонов.
Система показателей эксплуатационной работы
Для характеристики работы подвижного состава, определения потребности в материальных, денежных и трудовых ресурсах, расчета потребных парков вагонов и локомотивов применяют объемные (количественные) и качественные показатели.
Объемные показатели эксплуатационной работы можно подразделить на три группы: показатели, отражающие выполненные циклы работы; пробеги подвижного состава; затраты времени вагонами и локомотивами.
К показателям первой группы относят: количество погруженных вагонов, количество принятых вагонов от соседних дорог (отделений) и сданных на другие дороги (отделения). Сумма погруженных и принятых от соседних дорог или отделений груженых вагонов характеризует работу дороги или отделения.
Работа станций определяется количеством не только погруженных, но и выгруженных и переработанных транзитных вагонов.
К показателям второй группы относят пробеги вагонов и локомотивов. Пробег вагонов измеряется вагоно-километрами и подразделяется по видам движения, типам вагонов и состоянию (груженое, порожнее). Это один из важнейших показателей, определяющих расходы вагонного хозяйства на перевозки. Пробег локомотивов исчисляют в локомотиво-километрах. Подразделяется он по роду тяги, виду движения и выполняемой работе. Для характеристики работы локомотивов применяют показатель «тонно-километры брутто», определяемый по виду движения и роду тяги. Как самостоятельный количественный показатель рассчитывают поездо-километры.
К показателям третьей группы относят вагоно-часы и локомотиво-часы, по которым определяют потребные парки вагонов и локомотивов. Рассчитывают эти показатели по виду движения, роду тяги и элементам перевозочного процесса.
На объемные показатели эксплуатационной работы влияют размеры и характер перевозочной работы, а также уровень эксплуатационной работы, характеризующийся качественными показателями использования подвижного состава.
Качественные показатели эксплуатационной работы отражают уровень организации труда коллективов, технологические параметры производства, а также технические и управленческие характеристики, степень освоения научно-технического прогресса. Их можно подразделить на следующие группы.
1. Показатели использования подвижного состава по мощности и грузоподъемности вагонов и силе тяги локомотивов:
• средний вес поезда (брутто и нетто);
• средняя нагрузка вагонов (статическая и динамическая).
2. Показатели использования подвижного состава во времени:
• скорости движения поездов, локомотивов (участковая, техническая);
• среднее время простоя вагонов на грузовых и технических станциях;
• среднее время простоя локомотивов в депо;
• среднесуточные пробеги вагонов и локомотивов.
3. Показатели, отражающие долю непроизводительной работы подвижного состава:
• коэффициенты порожнего пробега вагонов;
• ряд коэффициентов вспомогательного пробега локомотивов (одиночное следование, простои).
4. Обобщающие, или синтетические качественные показатели:
• полное время оборота вагонов, локомотивов;
• среднесуточная выработка (производительность грузового вагона и поездного локомотива).
Эти показатели отражают качество всей эксплуатационной работы. Следует отметить, что качественные и количественные показатели использования подвижного состава образуют единую систему и могут быть рассчитаны и проверены с помощью формул и соотношений. Различают два вида формул:
объемные, в которых уровень качества оценивается через объемы работы с использованием норм эксплуатации;
аналитические, где показатель рассчитывается с помощью других качественных показателей.
Качественные показатели использования грузовых вагонов. Основными показателями использования грузовых вагонов являются:
• средняя статическая нагрузка грузового вагона;
• средняя динамическая нагрузка груженого вагона;
• средняя динамическая нагрузка вагона рабочего парка;
• средний вес вагона брутто;
• полное время оборота вагона;
• полный рейс вагона;
• груженый рейс вагона;
• процент порожнего пробега к груженому;
• средняя участковая скорость;
• средняя техническая скорость;
• время нахождения вагонов в движении за оборот;
• время нахождения вагона на промежуточных станциях;
• среднее время нахождения вагона под одной грузовой операцией;
• коэффициент местной работы;
• время нахождения вагона под грузовыми операциями за оборот;
• среднее время нахождения вагона на одной технической станции;
• вагонное плечо;
• число технических станций, проходимых вагоном за оборот;
• время нахождения вагонов на технических станциях за оборот;
• среднесуточный пробег вагона;
• среднесуточный полезный пробег грузового вагона;
• суточная производительность (выработка) вагона рабочего парка.
Качественные показатели использования пассажирских вагонов. Основными показателями использования пассажирских вагонов являются:
• населенность вагона;
• оборот состава;
• среднесуточный пробег состава;
• производительность пассажирского вагона.
Качественные показатели использования локомотивов. Основными показателями, характеризующими использование локомотивов, являются:
• средний вес поезда брутто;
• средний вес поезда нетто;
• средний состав поезда в вагонах;
• скорость движения поезда: ходовая, техническая, участковая, маршрутная;
• эксплуатируемый парк поездных локомотивов;
• среднесуточный пробег;
• среднее время оборота локомотива;
• процент вспомогательного пробега локомотивов;
• суточная производительность локомотива.
Admin добавил 26.04.2012 в 12:43
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор