Показатель наследуемости интеллекта во взрослом возрасте равен 0 5 это значит что
Что означают цифры наследуемости?
Что означают цифры наследуемости?
Необходимо, однако, задуматься над тем, что же означают цифры наследуемости интеллекта. Тогда мы неминуемо приходим к выводу, что эти цифры означают не более чем вклад генетических факторов при разбросе средовых условий, существующих в современном обществе, и разбросе генотипического разнообразия современного человека. Поясним этот момент. Если предположить, что мы изучаем выборку, живущую в особо разнообразных условиях, некоторые члены которой получили воспитание на уровне Маугли, а другие напротив подверглись воздействию сверхэффективных развивающих методик, то произойдет, конечно, повышение вклада средовых факторов.
Если же условия будут более единообразными, то средовые факторы уступят часть своего влияния генетическим. Например, если представить себе гипотетическое общество светлого будущего, в котором психология создаст такие методы, что позволит каждому развить максимум своих способностей, то средовой разброс вообще станет равным нулю, а интеллект полностью будет определяться генетикой.
Точно так же при повышении генетического разнообразия выборки (в пределе – при включении в нее не только представителей homo sapiens) вклад генетических факторов повысится, а средовых – уменьшится (шимпанзе не станет умнее человека, как ее ни воспитывай). При анализе более генетически гомогенной популяции произойдет обратный эффект – увеличение средового вклада.
В связи со сказанным цифры наследуемости в 40 или 80 % сами по себе не значат ничего. Они только говорят о том, что интеллект обусловлен и генотипом, и средой, а также свидетельствуют о разбросе условий существования в современном обществе и степени генетической однородности населения. Высокие цифры наследуемости свидетельствуют о том, что в западных обществах, где проводится большинство этих исследований, условия жизни и воспитания людей относительно близки, что делает генетику основным фактором, влияющим на интеллект.
Можно предположить, что в менее развитых обществах, где больше контрасты, оценки наследуемости интеллекта окажутся ниже. По крайней мере Бронфенбренер (Bronfenbrenner, 1975) показал на существовавших к тому времени данных по разлученным близнецам, что корреляции падают с показателей, превышающих r = 0,8 для сходной экологии до всего лишь r = 0,28 в случае, если они воспитываются в совершенно разной среде (сельскохозяйственный или шахтерский городок против промышленного города).
Похоже, что в настоящее время бессмысленно отрицать как генетическую обусловленность интеллекта, так и влияние на него среды, а все численные оценки влияния этих факторов указывают на степень вариации условий существования людей в современном обществе и степень их генетического разнообразия.
Обследованные в настоящее время более 10 000 пар близнецов, 25 000 пар сиблингов и 8000 пар родитель – ребенок дают основание считать выводы о наследуемости окончательными и перейти к анализу более интересных проблем, позволяющих искать ключи к описанию механизмов формирования когнитивных способностей.
Как пишут авторитетные специалисты в области психогенетики, « наследуемость когнитивных способностей, особенно – общих (g), или интеллекта, является наиболее доказанным результатом, полученным генетикой поведения. По этой причине сейчас нет смысла проводить исследования на близнецах и приемных детях лишь для того, чтобы показать наследуемость когнитивных способностей. Исследования в области генетики поведения вышли за пределы простой констатации наследуемости и стали посвящаться более интересным генетическим проблемам» (Пломин, Прайс, 2001, с. 7). К числу этих более интересных проблем можно отнести вопросы изменения генетической и средовой детерминации в онтогенезе и различной наследуемости разных когнитивных функций.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
БОЮСЬ ЦИФРЫ «19»!
БОЮСЬ ЦИФРЫ «19»! У меня проблемы нет, но я очень боюсь! Все мои подруги развелись, когда их браку исполнилось 19 лет. Прямо какая-то заговоренная цифра! Я вышла замуж после остальных, поэтому наши «19 лет» с мужем еще впереди. Но уже скоро! И я постоянно думаю, что вот будет 19
Что означают ваши симптомы
Что означают ваши симптомы В таблице ниже приведены медицинские объяснения симптомов паники. Отметьте те симптомы, которые беспокоят вас больше всего. На карточку, которую можете носить с собой, перепишите медицинское толкование каждого выделенного вами панического
Глава 4. Пурпурные цифры и острый сыр
Глава 4. Пурпурные цифры и острый сыр Вы анаете мой метод, Ватсон. Он основан на наблюдении за мелочами Шерлок Холмс В XIX веке викторианский ученый Фрэнсис Голтон, который был двоюродным братом Чарлза Дарвина, обнаружил нечто очень странное. Он обратил внимание на то, что
Глава 4. Пурпурные цифры и острый сыр
Глава 4. Пурпурные цифры и острый сыр 1. У многих более «грубых» синестетиков особые цвета связаны не только с цифрами но и с буквами, с тем, что мы называем графемами. В этом случае, по-видимому, зрительный образ буквы также представлен в веретенообразной извилине. Таким
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ВАШИ ОТВЕТЫ
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ВАШИ ОТВЕТЫ Если вы выбрали один или более из ответов 1б, 2а, 3в, 4а, 5а, обратите внимание на следующие моменты в вашем видении защиты своего ребенка:• ожидаете слишком многого и слишком рано;• позволяете вашему ребенку испытывать новые ощущения без
Что означают ваши ответы?
Что означают ваши ответы? Если вы ответили «да» хотя бы на несколько из этих вопросов, значит, в вашей жизни есть «вредная» личность. Как видно из опросника, вредные люди могут «задевать» любую сторону вашего существования. И разные вредные люди по-разному влияют на
6.2. Цифры и память
6.2. Цифры и память Каждый из нас сталкивался со сложностью запоминания столь абстрактной информации, как цифры и числа. Разработано большое количество всевозможных методов, ориентированных на запоминание цифр. Один из наиболее простых в применении и при этом действенных
3. Посмотрите на цифры с противоположной точки зрения
3. Посмотрите на цифры с противоположной точки зрения Я действительно уверен, что сейчас – самое лучшее за всю историю человечества время для того, чтобы найти новую работу. Двадцать лет назад нельзя было зайти в интернет и изучить состояние целой отрасли за считаные
Цифры никогда не лгут. В отличие от нас
Цифры никогда не лгут. В отличие от нас «Сколько у вас было половых партнеров?»Когда студенты из Государственного университета Огайо столкнулись с этим вопросом в анкете, которую они согласились заполнить, безусловно, он вызвал много шума. Одни студенты возмущались
Что означают красивые слова?
Что означают красивые слова? Прежде чем говорить о таком всем известном и в то же время чрезвычайно загадочном феномене, как счастье, надо договориться о понятиях, которые используются в этой книге и которые кажутся очевидными. Но не все так
Текст книги «Психология общих способностей»
Автор книги: Владимир Дружинин
Жанр: Общая психология, Книги по психологии
Текущая страница: 8 (всего у книги 27 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]
Влияние генетической составляющей на различия в общем интеллекте равно как минимум 0,50. Причем данные исследования весьма надежны и воспроизводятся на разных выборках, разными исследователями, в разное время и в различных этнокультурных условиях.
Рассмотрим более детально, какова доля генетической детерминации индивидуальных различий при развитии специальных познавательных способностей.
Первоначально исследователей интересовало различие в показателях наследуемости вербального и невербального интеллекта. В качестве наиболее распространенного инструмента для подобных исследований большинство психогенетиков выбрало тест Д. Векслера.
С. Ванденберг выявил значимые различия в величине показателя наследуемости способностей, тестируемых отдельными субтестами шкалы Векслера: наибольший показатель наследуемости был у способностей, тестируемых вербальной шкалой («Общая осведомленность», «Арифметический», «Общая понятливость», «Словарный», «Шифровка», «Сходство»), а также у субтестов невербальной шкалы «Кубики Косса» и «Последовательные картинки». Между тем по субтестам «Сложение фигур», «Недостающие детали» различия между группами МЗ и ДЗ близнецов оказались незначительными. Более того, различия в уровне вербального интеллекта в целом более генетически детерминированы, чем в уровне невербального интеллекта. Влияние средовой составляющей на невербальный интеллект гораздо более значительно [8].
Наиболее полное и интересное исследование провел в 1979 году Р. Роуз: он сравнивал семьи взрослых МЗ близнецов, их супругов и детей. Исследование проводилось, в частности, для выявления влияния так называемого «материнского эффекта»: при его наличии полусибсы, матери которых являются МЗ близнецами, будут обладать большим сходством по уровню интеллекта, чем полусибсы, у которых отцы МЗ близнецы. Этот эффект выявился только для двух субтестов шкалы Векслера. Кроме того, был обнаружен аддитивный характер наследования способностей, входящих в структуру невербального интеллекта.
Наконец, Дж. Горн с коллегами (1982), анализируя результаты техасского исследования, пришел к выводу, что показатели невербального и вербального интеллекта в равной мере детерминированы генотипом, но изменчивость невербального интеллекта в большей мере обусловлена семейной средой [9].
Если взять за основу факторную структуру способностей (по Терстоуну), то становится очевидно, что многочисленные исследования практически полностью воспроизводят один и тот же порядок, показывающий меру генетической детерминации тех или иных способностей. В наибольшей мере генетически детерминированы уровни развития вербальных способностей (V-factor), пространственные (S-factor), беглость речи (W-factor). Относительно математических способностей результаты, полученные в различных исследованиях, расходятся.
Однако особое внимание исследователи уделяют пространственным способностям (в смысле Л. Терстоуна и М. Мерфи). В психологии устоялась точка зрения, согласно которой пространственный интеллект относительно независим от скоростного, измеряемого групповыми тестами интеллекта (а по некоторым данным – корреляция между ними отрицательная), и, более того, в некоторых исследованиях выявлена отрицательная корреляция пространственных и вербальных способностей. Пространственный интеллект является одной из основных специальных познавательных способностей (по данным Дж. Дефриза). Как мы уже отмечали, Терстоун выделяет две основные составляющие пространственного фактора: во-первых, это способность к мысленному вращению двух-или трехмерных объектов в пространстве (пространственное воображение); во-вторых, ряд способностей, определяющих успешность опознания пространственных конфигураций при изменении их ориентации (коррелирует с «полеза-висимостью-поленезависимостью», успешностью решения сенсомоторных задач и пр.).
Од нако исследования Д. Гудинафа и его коллег [10], проведенные с помощью методов генетических маркеров, не выявили единого механизма наследования пространственных способностей. Гудинаф отобрал для исследования 30 семей, в каждой из которых было не менее трех сыновей. В качестве «генетических маркеров» брались красно-зеленая цвето-слепота (дальтонизм) и одна из групп крови (XYa). Пара братьев, совпадающих по одному из генетических маркеров, сравнивалась с парами братьев, различающихся по этому маркеру. Предполагалось(по механизму сцепленного наследования), что если у братьев, совпадающих по маркеру, сходство по уровню развития пространственных способностей будет больше, чем у братьев, различающихся по маркеру, то пространственные способности детерминированы генетически. Были использованы 7 различных тестов пространственных способностей. В итоге не выявлено единого генетического механизма детерминации различий в пространственных способностях [2].
Что касается «полезависимости-поленезависимости», тестируемой с помощью теста «Включенных фигур» Н. Уиткина или с помощью теста «Стержень– рамка», то, по данным Н. С. Егоровой, сходство в результатах, показываемых МЗ близнецами, очень велико (г = 0,70), между тем корреляции у ДЗ близнецов очень низки 0 > Предыдущая | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Следующая
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Наследуемость интеллекта
М.А. Холодная определяет интеллекткак форму организации индивидуального ментального опыта, связанную с тем, как человек воспринимает, понимает и объясняет происходящее. В психологическом словаре даётся следующее определение понятия «интеллект»:
1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.
В психогенетических исследованиях применяются тесты интеллекта, которыми тестируются люди с различной степенью родства: монозиготные близнецы, дизиготные близнецы, родители и дети и др. Потом вычисляются коэффициенты корреляции в парах. Обобщённые данные многих исследований представлены в табл. 7.1 ниже (приведён сокращённый вариант таблицы).
Таблица 7.1. Коэффициент внутрипарной корреляции по интеллекту при разной степени родства
Степень генетического родства | Коэффициент внутрипарной корреляции |
Один и тот же человек, тестированный дважды | 0,87 |
МЗ-близнецы, выросшие вместе | 0,86 |
МЗ-близнецы, разлучённые | 0,75 |
ДЗ-близнецы, выросшие вместе | 0,53 |
Братья / сестры | 0,34-0,49 |
Дети и родители | 0,35-0,50 |
Приёмный ребёнок и биологический родитель | 0,31-0,45 |
Приёмные дети между собой | 0,23 |
Приёмный ребёнок и усыновитель | 0,15-0,20 |
Супруги | 0,29-0,44 |
Проанализировав табл. 7.1, можно сделать вывод: различия между людьми по баллам коэффициента интеллекта являются результатом не только обучения и воспитания, но и различий в их наследственности.
В табл. 7.2 приведены результаты исследований по выборке генетически связанных (биологические матери и дети) и не связанных людей. Более высокая корреляция показателей интеллекта между детьми и биологическими родителями ещё раз подчёркивает значимость генетических факторов в развитии интеллекта.
Таблица 7.2. Показатели интеллекта у приёмных детей и их родителей
Семья | Дети | Биологические матери | Матери-усыновители |
А | 105 (-2) | 95 (-2) | 107 (0) |
Б | 106 (-1) | 96 (-1) | 105 (-2) |
В | 107 (0) | 97 (0) | 109 (+2) |
Г | 108 (+1) | 98 (+1) | 106 (-1) |
Д | 109 (+2) | 99 (+2) | 108(+1) |
среднее х = 107 | среднее х = 97 | среднее х = 107 |
В психогенетических исследованиях интеллекта получен ряд неожиданных фактов:
1) более высокая генетическая обусловленность показателей вербальных тестов (в норвежском исследовании близнецов коэффициент наследуемости вербального интеллекта — 0,92, невербального — 0,56; в шведском — 0,7 и 0,5 соответственно). Чёткого объяснения данному парадоксальному факту пока нет;
2) коэффициент наследуемости меняется с возрастом и увеличивается по мере взросления — в первый год жизни от 0% до 50%, в старости — 80%.
На сегодняшний день ясно, что в формировании интеллекта участвуют факторы как среды, так и наследственности. Рассмотрим факторы наследственности. По утверждению Джинкса и Фалкнера, в процессе наследования интеллекта участвует 20 и более генов, поэтому число возможных комбинаций может быть очень велико. Предположительно, высокоинтеллектуальные люди — это те, у кого большая часть этих генов определяют развитие соответствующих интеллектуальных качеств. Люди с низким интеллектом — те, у кого таких генов значительно меньше.
Такое сложное наследование объясняет большую часть наблюдаемых фактов передачи интеллектуальных способностей по наследству. Известная пословица «на детях гениев природа отдыхает» имеет в виду ситуацию, когда у одного из родителей имеются нужные аллели всех 20 генов интеллекта, однако при формировании половой клетки (гаметы) необязательно в неё перейдут эти 20 аллелей именно в нужном сочетании. При скрещивании этой клетки с другой гаметой проявится рекомбинативная изменчивость и исходная уникальная комбинация разрушится. Скорее всего, ребёнок будет достаточно умным, но не со столь же высоким интеллектом, как у родителя.
Возможно и обратное явление. Родители обладают средним интеллектом (в их геноме присутствуют только по 10 нужных аллей). Однако при сочетании гамет (если выпадет случай, что отцовская и материнская гаметы будут нести именно этот набор аллелей) произойдёт необычное — рождение у обыкновенных родителей ребёнка с выраженным интеллектуальным талантом. Но это — уникальные случаи.
Т. Мейснер приводит формулу, по которой можно рассчитать наиболее ожидаемый коэффициент интеллекта ребёнка, если знать интеллект родителей. За уровень наследования он принимает — 70%.
Влияние среды на уровень интеллекта весьма велико. Из средовых факторов необходимо выделить:
1) отсутствие вредных факторов;
2) грудное вскармливание;
3) низкая вирусная нагрузка;
4) число детей в семье;
6) родительская депривация.
Приведём один пример эффекта от тренировки интеллектуальных функций. Одно из наиболее известных свидетельств такого рода — воспитание Карла Витте — «чудо-ребёнка» 19 века. Он родился в семье пастора. В начале того года, когда появился на свет маленький Карл, его отец выступил перед учителями городской гимназии, утверждая, что талант — не врождённое свойство, а результат воспитания. В разгар дискуссии он воскликнул: «Пусть Бог пошлёт мне сына, и я сделаю из него выдающегося человека!». Через полгода родился сын — Карл.
Все учителя города следили за экспериментом, сначала мальчик рос ленивым и казался неспособным к наукам, однако к 4-5 годам Карл догнал сверстников, а к 6 годам их перегнал. В 9 лет Карл читал произведения латинских и итальянских авторов в подлиннике, а в 10 лет по
Рисунок 7.1. Норберт Винер (1894-1964). Фотография
ступил в Лейпцигский университет, в 13 лет экстерном закончил его, через 2 года ему было присвоено звание доктора юридических наук.
В 32 года он стал заведующим кафедрой в университете г. Бреслау. Умер Карл Витте в 83 года, окружённый почётом и уважением. Профессор Лео Винер (20 век) учил и воспитывал своего сына Норберта по методике пастора Витте. Его сын Норберт Винер — основатель кибернетики (рис. 7.1).
Однако есть в истории и противоположные факты. После Второй Мировой войны в США получила распространение позитивистская теория, согласно которой плохие ученики — следствие плохой работы учителей и плохих методов обучения. Правительство США оказало значительную финансовую поддержку при разработке коррекционных программ, которые должны были помочь тем, «кто, родившись бедным, не должен был оставаться глупым».
Дж. Кольман, изучивший опыт работы 4000 американских школ, работавших по этой программе, представил правительству отчёт, в котором утверждал, что успеваемость школьников в очень малой степени зависит от качества обучения. Подтверждением выводов Кольмана является Милуосский проект раннего вмешательства. В рамках данного проекта дети тренировались от 3 месяцев до 6 лет, после окончания тренировок вначале разница в коэффициенте интеллекта была 30 баллов, через 8 лет — 10 баллов. Затраты составляли в течение 14 лет — 23 тыс. долларов на 1 балл у одного ребёнка. Эксперимент оказался экономически неэффективным.
Таким образом, неоднократные попытки повысить уровень интеллекта путём воздействия среды бывают успешными только в единичных случаях. Скорее всего, именно в тех случаях, когда исследователи имели дело с детьми, чей генетически предопределённый уровень интеллекта был весьма высок. Все же массовые эксперименты оказывались неудачными.
Сравнительные данные о коэффициенте интеллекта выдающихся деятелей мира представлены в табл. 7.3, рассчитанные по двум методикам.
Таблица 7.3. Коэффициент интеллекта выдающихся людей (по Кокс и с поправкой Флинна)
Выдающийся деятель | Коэффициент интеллекта (по Кокс) | Коэффициент интеллекта с поправкой Флинна |
Гёте | ||
Паскаль | ||
Ньютон | ||
Байрон | ||
Да Винчи | ||
Гюгл | ||
Микеланджело | ||
Спиноза | ||
Штраусе | ||
Вагнер | ||
Бах | ||
Бетховен | ||
Дарвин | ||
Гайдн | ||
Мольер | ||
Бальзак | ||
Рембрант | ||
Линкольн | ||
Наполеон | ||
Вашингтон | ||
Кромвель |
Для отдельных когнитивных способностей, измеренных по тесту Векслера, корреляция между МЗ- и ДЗ-близнецами представлена в табл. 7.4 и 7.5.
Таблица 7.4. Корреляция между МЗ— и ДЗ-близнецами по отдельным когнитивным способностям (по даннымЕ.В. Воробьёвой, В.А. Поповой)
Субтест | Дизиготные близнецы | Монозиготные близнецы |
Вербальная понятливость | ||
Математические способности | ||
Пространственное восприятие | ||
Память | ||
Логические рассуждения | ||
Беглость речи | ||
Дивергентное мышление |
Таблица 7.5. Внутрипарные корреляции показателей теста Векслера у МЗ— и ДЗ-близнецов
Субтесты | Значения коэффициента корреляции для | |
МЗ-близнецов | ДЗ-близнецов | |
Осведомлённость | 0,83 | 0,42 |
Понятливость | 0,85 | 0,54 |
Арифметический | 0,79 | 0,37 |
Сходство | 0,71 | 0,39 |
Повторение цифр | 0,75 | 0,54 |
Словарный | 0,81 | 0,38 |
Шифровка | 0,59 | 0,29 |
Недостающие детали | 0,78 | 0,55 |
Кубики Косса | 0,81 | 0,55 |
Последовательность картинок | 0,67 | 0,45 |
Складывание фигур | 0,67 | 0,38 |
Вербальный интеллект | 0,88 | 0,53 |
Невербальный интеллект | 0,77 | 0,51 |
Общий показатель интеллекта | 0,85 | 0,53 |
Таким образом, интеллектотносится к сложным признакам, кодируемым значительным количеством генов, поэтому в настоящее время сделать какие-то предположения о типе его наследования затруднительно.
Рассмотрим случаи снижения интеллекта — умственную отсталость (УО) — синдром нарушения развития, который может встречаться при самых различных заболеваниях. Она может быть обусловленной как средовыми, так и генетическими факторами. К УО относят непрогредиентные психические расстройства, общим признаком которой является наличие врождённого или приобретённого в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.
Классификация умственной отсталости по степени выраженности интеллектуального дефекта:
50-69 баллов по шкале ¡0 — лёгкая умственная отсталость, дебильность;
35-49 — умеренная умственная отсталость, имбецильность; 20-34 — тяжёлая умственная отсталость, имбецильность; ниже 20 — глубокая умственная отсталость, идиотия. Частота встречаемости различных форм умственной отсталости примерно такова:
• лёгкая умственная отсталость составляет 85% всех случаев умственной отсталости;
Генетически детерминированные формы составляют 25-50 % случаев умственной отсталости, формы со средовой детерминацией — около 10%. Оставшиеся случаи приходятся на долю олигофрении, причину которой выяснить не удаётся. Это так называемые недифференцированные формы умственной отсталости. Конкордантность (сходство) монозиготных близнецов составляет около 90%, дизиготных — 40%.
Различают две группы генетических причин умственной отсталости (табл. 7.6):
1) хромосомные аномалии;
2) аутосомные доминантные и рецессивные заболевания, связанные с полом аномалии.
Таблица 7.6. Генетические аномалии и связанные с ними особенности интеллектуального развития