Покахонтас это что такое
Покахонтас
Покахонтас (ок. 1595, Виргиния — 21 марта 1617, Грейвсенд) — прозвище индейской принцессы Матоака, данное ей отцом Похатаном — вождём индейского племени поухатанов, жившего на территории современной Виргинии. Прозвище переводится как «маленькая баловница» (англ. Little Wanton ). В 1607 г. Покахонтас спасла английского капитана-авантюриста Джона Смита от смерти (он был захвачен индейцами во время поисков источников пропитания для Джеймстауна — колонии в Чесапикском заливе). По легенде, когда индейцы собирались раздробить Смиту череп, она закрыла его голову своей. Остальные не посмели навредить дочери вождя. Позже, выйдя замуж за поселенца Джона Рольфа, гарантировала мирное сосуществование между индейцами и колонистами. В 1616 г. Покахонтас переехала с мужем в Англию. В Англии она стала знаменитостью, была даже представлена ко двору. Вскоре заразилась оспой и скончалась 21 марта 1617 г. в возрасте 22 лет.
От Томаса Рольфа, сына Джона Рольфа и Покахонтас, происходят ряд знатных семейств Виргинии.
Немного точных сведений сохранилось о жизни этой девушки. Она родилась около 1595 года, в Веравокомоно / Werawocomono / (сейчас это Викомико / Wicomico /, штат Вирджиния) к северу от реки Памаунки-Ривер / Pamaunkee River / в семье могущественного индейского вождя Похатана / Powhatan /, который возглавлял своеобразную конфедерацию, состоящую из 25 племён. Настоящее имя принцессы было Матоака / Matoaka /, но, согласно индейским поверьям, знать его могли лишь члены племени. Поэтому все колонисты знали её как Покахонтас, что переводится как «маленькая резвая девочка».
В первый раз маленькая резвая принцесса увидела белых пришельцев в мае 1607 года, когда корабль англичан зашёл в гавань Чесапикского залива. Лично она познакомилась с ними позже, когда капитан Джон Смит, предпринял дерзкую экспедицию в поселения индейцев. На то были серьёзные причины: корабль, который должен был доставить припасы поселенцам, затерялся в пути, и несчастные колонисты умирали от голода на пустынном берегу. Однако вылазка Смита не увенчалась успехом: один из братьев Покахонтас Опенчанканаф / Opechancanough / захватил его в плен. Его отправили к вождю племени, который вначале тепло приветствовал его, угостил роскошным обедом, после чего приказал отвести капитана к месту казни, где его должны были забить палками до смерти. Когда посох был занесён над головой Смита, маленькая принцесса «любимая дочь вождя племени… обняла его голову руками и склонилась над ним, спасая от смерти». Похатан объявил, что отныне Джон Смит — его сын и друг. Некоторые источники свидетельствуют о том, что это был всего лишь розыгрыш «казнь и спасение», традиционная церемония, широко распространённая среди индейцев. Так или иначе, Джон Смит и Покахонтас стали друзьями.
Отношения между поселенцами и индейцами также заметно улучшились, Покахонтас вместе с соплеменниками стала часто приходить в Джеймстаун, обменивая еду на орудия труда и разные безделушки. Джон Смит так описывает её в своей книге: «…это была очаровательная молодая девушка, своим самообладанием, осанкой выделяющаяся среди всех индейцев, а духом, умом своим превосходившая всех вокруг…».
В октябре 1609 года капитан был тяжело ранен взрывом чёрного пороха и вынужден был вернуться в Англию. Покахонтас сказали, что он умер. Отношение между индейцами и поселенцами стремительно ухудшались, число столкновений росло, взаимное неприятие крепло, хотя торговля предметами первой необходимости продолжалась. Покахонтас тем временем в 1610 году вышла замуж за своего соплеменника Кокоума / Kocoum / и жила вместе с ним в своём племени, хотя и поддерживала связь с англичанами.
Один из них, капитан Сэмюель Аргалл / Arhall / задумал похитить принцессу, чтобы затем заставить её отца возвратить английских пленных и обеспечить поселенцев зерном. Он осуществил свой план в конце 1612 года. В апреле 1613 вместе с Покахонтас он приехал в Джеймстаун, откуда принцессу отправили в поселение Хенрико / Henrico /, главой которого был сэр Томас Дейл / Sir Thomas Dale /. Именно там Покахонтас выучила английский, начала своё знакомство с христианством и Джоном Ролфом / John Rolf / — удачливым табачным плантатором. В конце 1613 года, получив выкуп, англичане вернули Покахонтас домой, но там она объявила своим братьям и отцу, что любит Ролфа и намерена выйти за него замуж. Решение принцессы было одобрено как её отцом, так и англичанами, потому как это была прекрасная возможность заключить мир. Жених же, человек глубоко религиозный, долго мучился, потому как женитьба на принцессе-язычнице не сулила ему ничего хорошего в загробной жизни. Покахонтас, знакомая с базовыми принципами христианства, не колеблясь, приняла эту веру. В 1614 году в Джеймстауне англиканский священник Александр Уайтэйкер / Whiteaker / окрестил индейскую принцессу Покахонтас Ребеккой. Её христианское имя, к слову, было выбрано не случайно: кожа библейской Ребекки немного смуглая и она становится матерью близнецов, двух наций. Индейская Ребекка стала матерью лишь одного ребёнка — Томаса, после свадьбы, состоявшейся 5 апреля 1615 года. После свадьбы установился долгожданный мир, длившийся 8 лет.
Этого небольшого срока было достаточно, чтобы колония окрепла и обрела прочную экономическую основу — в торговле табаком. Это был единственный приемлемый конкурентоспособный товар, который маленькая колония Джеймстаун могла поставлять в Европу. Завоевать английский рынок было необходимо — только так колонисты могли удержаться на плаву и в будущем, быть может, даже рассчитывать на прибыль. Для этого необходимо было добиться аудиенции у короля и получить разрешение на торговлю. С этой целью весной 1616 года плантатор Ролф отправился в Лондон вместе с женой, сыном и ещё несколькими индейцами. Их прибытие в Лондон стало сенсацией. Семья была принята королём Яковом I и высшими кругами лондонского общества. В Англии её принимали, как особу королевской крови, называя Индейской Принцессой. Все находили Покахонтас красивой и очаровательной. Действительно, она блистала своим умом, великолепным английским и горделивой осанкой. Также принцесса смогла увидеться со своим старым другом Джоном Смитом.
Через 7 месяцев Джон Ролф получил необходимую его продукции поддержку и в марте 1617 года вместе с семьёй отбыл в Вирджинию. Но Покахонтас заразилась оспой — смертельным для всех индейцев заболеванием — и была вынуждена вернуться в Англию. Там, умирая, она успокаивала мужа: «… всё должно когда-нибудь умереть, достаточно того, что наш ребенок жив…». В том же месяце её не стало. Ей было всего 22 года. Покахонтас похоронили в часовне приходской церкви городка Грейвсэнд / Gravesend /, Англия.
Печальная судьба настоящей Покахонтас
Красивый мультипликационный фильм, выпущенный студией Дисней в 1994-м году, рассказывает романтическую историю любви индейской принцессы Покахонтас и английского колониста Джона Смита. В этой экранной версии сильная, молодая женщина, дочь вождя племени Поухатана влюбляется в доброго, чуткого и искреннего капитана корабля, на котором «бледнолицые» прибыли в Новый Свет. Конечно, от мультфильма можно ожидать романтизации, но в этом случае масштабы ее зашкаливают невероятно. Настоящая история Покахонтас куда более мрачная, печальная и жестокая.
Покахонтас и Джон Смит
При рождении дочь вождя получила имя Амонут, но среди близких была известна как Матоака. Покахонтас было прозвищем, данным ей отцом. На языке ее народа это означало нечто вроде «проказницы» или «шаловливого ребенка». Девочка родилась либо в 1595-м, либо в 1596-м годах. Вождю Поухатану подчинялось около 30 местных сообществ, объединенных языком и культурой, все вместе они формировали племя поухатанов. Покахонтас впервые увидела европейцев, вероятно, в 1607-м или в 1608-м году, это были колонисты из Джеймстауна — английского поселения в Вирджинии. Одним из управляющих в этой колонии был тот самый капитан Джон Смит.
Единственным письменным источником, содержащим информацию о том, что именно происходило во взаимоотношениях Смита с племенем поухатанов, является свидетельство самого капитана. Притом даже в его записях показания разнятся. Сначала он делает заметку о том, что был принят вождем со всеми почестями и насладился гостеприимством индейцев, но затем отправляет письмо на родину, в Англию, где сообщает королеве, что был захвачен в плен и чуть не погиб, однако на помощь ему пришла принцесса Покахонтас. Смит описывает ту самую растиражированную историю, где дочь вождя закрывает тело Смита своим и подставляет голову для удара, чтобы спасти бледнолицего пришельца от казни.
Позже, уже в 1624-м году он выпускает еще и книгу, куда включает эту же сцену, а также добавляет романтический мотив. Интересно, что книга увидела свет, когда почти все, кто сопровождал Смита в экспедиции, уже умерли, так что подтвердить или опровергнуть его слова никто не мог. Сомнения в правдивости капитана возникают не только у нынешних исследователей: рассказам Смита не очень-то верили и его современники. Возможно, отчасти потому, что моряк в принципе любил сочинять невероятные истории о своих приключениях, сильно приукрашивая действительность, и его окружению это было известно. В конце концов, он прославился не только как мореплаватель и путешественник, но еще и как писатель.
Контакты Смита с Покахонтас, скорее всего, происходили во время визитов девушки в Джеймстаун, который располагался на расстоянии 12 миль от ее родного поселения. У колонистов был заключен некий договор с вождем племени, и индейцы поставляли англичанам провизию, взамен те не трогали аборигенов. Конфликты, тем не менее, вспыхивали регулярно: племени было нелегко прокормить прожорливых европейцев, и те грозили им бунтами. В один из визитов в Джеймстаун Покахонтас захватили в плен.
Принцесса в заточении
В плену Покахонтас пытались переучить на английский манер: заставляли носить соответствующую «цивилизованную» одежду (которую она порой рвала на части, так как считала эти одеяния крайне неудобными), учили говорить и читать по-английски, а также посвятили в основы христианской религии. Вскоре Покахонтас крестили, она приняла новое имя и стала Ребеккой.
Временное перемирие
Тогда же девушка обратила внимание на Джона Рольфа, богатого джентльмена и плантатора. Рольф очень долго пытался отыскать табак, который пришелся бы по вкусу у него на родине. Англичане не жаловали табак, привезенный из Вирджинии, он был слишком терпким и горьким. Со временем Рольф заполучил образцы семян, из которых ему удалось культивировать подходящий сорт, более мягкий и сладковатый. Сам Рольф был вдовцом, потерявшим жену и новорожденную дочь. Не совсем ясно, из каких побуждений он решил жениться на Покахонтас, был ли это исключительно политический расчет, или же там нашлось место для настоящей романтики. Он долго сомневался, но окончательно созрел, когда дочь вождя приняла христианство.
Этот союз стал знаменательным не только для молодых, но и для обеих враждующих сторон. Расчет оказался верным: индейцы пошли на очередное временное перемирие с англичанами. Относительное спокойствие продолжалось 8 лет.
Вскоре у пары появился сын, которого назвали Томасом. Неизвестно наверняка, кто являлся настоящим отцом мальчика, так как по некоторым предположениям, Покахонтас неоднократно подвергалась сексуальному насилию в плену. Более того, сомнению подвергают и добровольное согласие принцессы на этот брак. Косвенно против этого свидетельствует то, что она формально все еще находилась в плену у англичан, а ее отец не присутствовал на свадебной церемонии и вообще больше никогда не виделся с дочерью.
Путешествие в Англию
В 1616-м году Джон отправился обратно в Англию, где намеревался представить высшему свету свою новую жену. В путешествие взяли также Томаса, сестру Покахонтас-Ребекки Маттачанну и еще нескольких представителей индейского племени. Одной из главных целей поездки было продемонстрировать западному сообществу идею «дикаря цивилизованного», а также убедить в возможности мирного сосуществования англичан с местными народами при условии обращения их в христианство. Все это — ради неиссякаемого финансирования миссии дальнейшего освоения континента правительством.
Принцессу принимали при дворе как настоящую знаменитость, с почестями, подобающими истинной королевской особе (именно так ее и представили, как дочь могущественного индейского правителя). Покахонтас очаровала англичан: она свободно изъяснялась на их языке, владела манерами и этикетом, была одета как настоящая европейская аристократка.
В Англии Покахонтас увиделась вновь со своим давним знакомым Джоном Смитом. Тот описал их встречу как весьма приятную и эмоциональную. Согласно другим свидетельствам, девушка отказалась здороваться со Смитом и обвинила его в жестокости по отношению к своему народу.
Покахонтас умерла в возрасте примерно 21 года. Ее сын остался с родственниками в Англии, где и вырос, а муж возвратился обратно в Вирджинию. После смерти Покахонтас хрупкий мир между индейцами и англичанами продержался недолго. Вождь Поухатан скончался в 1618-м году, о судьбе дочери ему было известно. Вскоре племена подняли восстание против колонистов, вылившееся в кровавую бойню.
Среди потомков индейской принцессы есть несколько довольно знаменитых в США людей, например, Эдит Вильсон, супруга президента Вудро Вильсона, актер Гленн Стрейндж, астроном Персиваль Лоуэлл и сенатор Джинн Шейхин.
Покахонтас
Покахонтас — дочь индейского вождя. Она воплощает в себе главные черты своего племени: смелость, свободолюбие, любовь к земле и заботливое отношение ко всему живому. Она живёт в полной гармонии с природой, и ей нравится исследовать мир вокруг себя.
Когда в места, обжитые её племенем, прибывают англичане, неравнодушная принцесса делает все, что в её силах, чтобы предотвратить войну. А ещё открывает новые, неведомые раньше чувства, на которые способно её сердце.
Видео
Галерея
Онлайн-игры
Рапунцель: Запутанная история. Пазлы
Принцесса и Лягушка: Пазлы
Ответы на популярные вопросы о принцессе Покахонтас
Как выглядит принцесса Покахонтас?
Покахонтас — стройная девушка со смуглой кожей и длинными черными волосами, а также с татуировкой на правой руке. Как настоящая индианка, она носила одежду из натуральных материалов, а также головные уборы и украшения из перьев. Ее костюм — это бежевое платье на одно плечо, украшенное бахромой.
В каком году вышел фильм с Покахонтас?
Анимационный фильм «Покахонтас» вышел в 1995 году. А его продолжение «Покахонтас 2: Путешествие в Новый свет» в 1998 году.
Как оделась бы Покахонтас в реальной жизни?
Посмотрите ответ на Disney Fashion!
Из какой страны принцесса Покахонтас?
Принцесса Disney Покахонтас из Северной Америки.
Как зовут возлюбленного Покахонтас?
Покахонтас влюбляется в капитана Джона Смита.
Как зовут друзей Покахонтас?
Лучшая подруга Покахонтас — Накома, а во всех приключениях её сопровождает енот Мико и колибри Флит.
Как зовут питомцев принцессы Покахонтас?
Рядом с Покахонтас всегда енот Мико.
Из какого анимационного фильма Disney принцесса Покахонтас?
Принцесса Disney Покахонтас — главная героиня анимационного фильма «Покахонтас».
Как зовут героев анимационного фильма «Покахонтас»?
Главных персонажей анимационного фильма Disney «Покахонтас» зовут Покахонтас, Джон Смит, енот Мико, колибри Флит, бабушка Ива, Рэтклифф.
Настоящая история Покахонтас.
Герои мультфильма *Покахонтас*
Гравюра Симона де Пасса 1616 г. – единственный известный прижизненный портрет Покахонтас, и портрет Джона Смита
Алонзо Чаппел. Покахонтас спасает Джона Смита
Джон Чепмэн. Крещение Покахонтас, 1840
Памятник Покахонтас в Великобритании
ЗЫ. Вся информация взята из интернета.
Это некропостинг уже, но все же.
Памятник очень хорош, передает легкость и в то же время уверенность девушки в себе, даже благородство своего рода. Очень впечатлил
весьма напоминает это кино
Ближайшие-прошлое
Правда ли, что первый День благодарения был празднованием геноцида индейцев?
В ряде источников утверждается, что один из главных американских праздников, чьё появление описано в красивой легенде, на деле изначально был приурочен к резне коренного населения континента. Мы проверили, правда ли это.
(Спойлер для ЛЛ: фейк. Геноцид индейцев не имеет отношения к этому празднику)
Контекст. Традиционно считается, что, прибыв в Америку в конце 1620 года, переселенцы тяжело пережили зиму, но затем научились у местных индейцев выращивать кукурузу и другие культуры, отличать съедобные растения от ядовитых, заодно переняв ещё много полезных навыков. Осенью 1621 года колонисты собрали хороший урожай, за который они решили поблагодарить Господа. На торжество были приглашены индейцы, помогавшие колонистам. С тех пор празднование стало регулярным и в наши дни известно под названием День благодарения.
«Во время одной из очередных войн индейцы собрались на свой Праздник зелёного урожая. Сейчас там штат Коннектикут, город Гротон. Индейцев было 700 человек — женщины, дети, мужчины и старики. Они собрались в одном большом доме. Переселенцы, узнав об этом, выследили их и устроили нападение. Мужчин убили на улице, всех остальных сожгли в большом доме. Часть индейцев были проданы в рабство. В честь этой победы губернатор колонии объявил День благодарения. Так в первый раз отметили этот праздник. Вдохновившись победой, колонисты стали уничтожать одну деревню за другой. Часть индейцев убивали, а часть продавали. Из Америки стали отплывать корабли с индейскими рабами. За скальпы назначались награды. После очередной удачной резни был объявлен второй День благодарения. На этот раз это случилось в штате Массачусетс, город Стэмфорд. Так продолжалось много раз. Зверства приобретали всё более массовый характер. Джордж Вашингтон заметил, что праздник надо отмечать один раз в году, а не каждый раз после удачной резни. Позже Авраам Линкольн сделает День благодарения официальным государственным праздником. В день утверждения праздника Линкольн отдаст приказ наступления против умиравших от голода индейцев сиу, штат Миннесота. По факту День благодарения — это день геноцида индейцев».
Подобную информацию можно узнать как из русскоязычных публикаций в соцсетях, так и из англоязычных. Во втором случае историю рассказывает Джей Уинтер (Ночной Волк) — представитель коренного населения и бывший ведущий радиошоу «Правда об американских индейцах и других коренных народах». В публикации авторитетного журнала Time за 2019 год уточняется, что речь идет о первом официальном упоминании Дня благодарения — после резни представителей племени пекотов в 1637 году в Коннектикуте. Более подробно эта история рассказывается в газете Huffington Post. Во многих публикациях звучит призыв заменить День благодарения Днём геноцида индейцев.
Давайте разберёмся, что известно наверняка о событиях 1637 года. В ночь на 26 мая отряды колонистов вместе с представителями двух местных племён напали на укреплённую деревню пекотов у реки Мистик. Этот поход стал одним из эпизодов длительной войны, в которой союзниками указанного племени были голландские переселенцы, а этнические англичане действовали в коалиции с историческими врагами пекотов. В результате нападения погибли не менее 500 местных жителей, включая мужчин, женщин и детей, а деревня была сожжена дотла. Дошедшие до нас сведения позволяют говорить о том, что случившееся действительно можно назвать резнёй или даже попыткой геноцида, учитывая как свидетельства командовавших нападением англичан, так и тот факт, что война унесла жизни более чем половины всех пекотов планеты. Вскоре для этого племени была организована одна из первых резерваций, а к 1910 году численность этнической группы упала до 66 человек. В наши дни тенденцию вроде бы удалось выправить.
Теперь о реакции на уничтожение деревни. Джон Уинтроп, губернатор колонии Массачусетс (тоже воевавшей с пекотами), написал в своём дневнике 15 июня 1637 года: «Во всех церквях состоялся благодарственный молебен за победу над пекотами и другие благодати».
Аналогичное мероприятие состоялось и в октябре, по случаю новых триумфов над пекотами. По-видимому, эти молебны и стали основанием для появления рассматриваемой нами версии происхождения Дня благодарения. Ведь в английском языке благодарственный молебен обозначается тем же словом thanksgiving, которое фигурирует в названии любимого американцами праздника. И в церквях, и за их пределами подобные религиозные посвящения (назовём их даже днями благодарения) в те времена устраивались регулярно. Тот же Джон Уинтроп часто упоминает их в своём дневнике — например, «день благодарения на всех плантациях» за благополучное прибытие кораблей из Англии в июле 1630 года, за семь лет до резни у реки Мистик. Ещё один день благодарения был объявлен в сентябре 1641 года «за успех парламента в Англии».
Индейцы, которые, как считается, помогли в 1621 году первым поселенцам обжиться в Плимутской колонии (ныне штат Массачусетс, к востоку от Коннектикута), принадлежали к племени вампаноагов. Дэвид Сильверман, профессор Университета Джорджа Вашингтона и автор книги «Эта земля — их земля: индейцы вампаноаги, Плимутская колония и тревожная история Дня благодарения», в ответ на вопрос о связи праздника с резнёй заявил:
«Нет никаких сомнений в том, что в Коннектикуте и Массачусетсе после тех событий прошёл благодарственный молебен… но проводить связь между ним и современным праздником несостоятельно. Среди англичан было традицией отмечать дни благодарения Богу за благодати. Были сотни, если не тысячи дней благодарения. Некоторые из них были связаны с победами над индейцами, но большинство — нет».
Аналогичного мнения придерживается и Крис Ньюэлл, экс-руководитель отдела образования в Музее и исследовательском центре пекотов.
«Что касается английских дней благодарения, имевших место в XVII веке, то они не имеют ничего общего с праздником, который мы отмечаем сегодня, — говорит он. — Этого праздника не было до XIX века. Английский день благодарения был днём молитвы… днём поста, совершенно отличным от праздника».
Праздником же День благодарения стал действительно при президенте Аврааме Линкольне. Считается, что это была попытка объединить страну на фоне Гражданской войны. По словам Ньюэлла, хрестоматийная история о совместном праздновании была выбрана просто как красивый фундамент. Причём в продвижении этой истории в газетах и учебниках ключевую роль сыграла Сара Джозефа Хейл, которая больше известна как автор детского стихотворения «У Мэри был барашек».
Дэвид Сильверман же считает, что красивая предыстория появилась чуть позже, ближе к концу XIX века. Он добавляет, что дружественные отношения вампаноагов с европейцами, действительно имевшие место, были результатом холодного политического расчёта аборигенов — пусть и ошибочного, поскольку это не спасло их племя от завоевания. Праздник урожая в 1621 году состоялся, но без индейцев.
Ну и, наконец, факты говорят о том, что День благодарения отметили и ещё раньше, в 1619 году, в колонии Вирджиния. Просто, по-видимому, в дни Гражданской войны упоминать южный штат в положительном ключе сочли нецелесообразным, и роль первопроходца досталась Северному Массачусетсу.
Таким образом, хотя традиционная история Дня благодарения не обошлась без мифов, история геноцида индейцев не имеет к нынешнему празднику практически никакого отношения.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.