Покахонтас что это означает
Печальная судьба настоящей Покахонтас
Красивый мультипликационный фильм, выпущенный студией Дисней в 1994-м году, рассказывает романтическую историю любви индейской принцессы Покахонтас и английского колониста Джона Смита. В этой экранной версии сильная, молодая женщина, дочь вождя племени Поухатана влюбляется в доброго, чуткого и искреннего капитана корабля, на котором «бледнолицые» прибыли в Новый Свет. Конечно, от мультфильма можно ожидать романтизации, но в этом случае масштабы ее зашкаливают невероятно. Настоящая история Покахонтас куда более мрачная, печальная и жестокая.
Покахонтас и Джон Смит
При рождении дочь вождя получила имя Амонут, но среди близких была известна как Матоака. Покахонтас было прозвищем, данным ей отцом. На языке ее народа это означало нечто вроде «проказницы» или «шаловливого ребенка». Девочка родилась либо в 1595-м, либо в 1596-м годах. Вождю Поухатану подчинялось около 30 местных сообществ, объединенных языком и культурой, все вместе они формировали племя поухатанов. Покахонтас впервые увидела европейцев, вероятно, в 1607-м или в 1608-м году, это были колонисты из Джеймстауна — английского поселения в Вирджинии. Одним из управляющих в этой колонии был тот самый капитан Джон Смит.
Единственным письменным источником, содержащим информацию о том, что именно происходило во взаимоотношениях Смита с племенем поухатанов, является свидетельство самого капитана. Притом даже в его записях показания разнятся. Сначала он делает заметку о том, что был принят вождем со всеми почестями и насладился гостеприимством индейцев, но затем отправляет письмо на родину, в Англию, где сообщает королеве, что был захвачен в плен и чуть не погиб, однако на помощь ему пришла принцесса Покахонтас. Смит описывает ту самую растиражированную историю, где дочь вождя закрывает тело Смита своим и подставляет голову для удара, чтобы спасти бледнолицего пришельца от казни.
Позже, уже в 1624-м году он выпускает еще и книгу, куда включает эту же сцену, а также добавляет романтический мотив. Интересно, что книга увидела свет, когда почти все, кто сопровождал Смита в экспедиции, уже умерли, так что подтвердить или опровергнуть его слова никто не мог. Сомнения в правдивости капитана возникают не только у нынешних исследователей: рассказам Смита не очень-то верили и его современники. Возможно, отчасти потому, что моряк в принципе любил сочинять невероятные истории о своих приключениях, сильно приукрашивая действительность, и его окружению это было известно. В конце концов, он прославился не только как мореплаватель и путешественник, но еще и как писатель.
Контакты Смита с Покахонтас, скорее всего, происходили во время визитов девушки в Джеймстаун, который располагался на расстоянии 12 миль от ее родного поселения. У колонистов был заключен некий договор с вождем племени, и индейцы поставляли англичанам провизию, взамен те не трогали аборигенов. Конфликты, тем не менее, вспыхивали регулярно: племени было нелегко прокормить прожорливых европейцев, и те грозили им бунтами. В один из визитов в Джеймстаун Покахонтас захватили в плен.
Принцесса в заточении
В плену Покахонтас пытались переучить на английский манер: заставляли носить соответствующую «цивилизованную» одежду (которую она порой рвала на части, так как считала эти одеяния крайне неудобными), учили говорить и читать по-английски, а также посвятили в основы христианской религии. Вскоре Покахонтас крестили, она приняла новое имя и стала Ребеккой.
Временное перемирие
Тогда же девушка обратила внимание на Джона Рольфа, богатого джентльмена и плантатора. Рольф очень долго пытался отыскать табак, который пришелся бы по вкусу у него на родине. Англичане не жаловали табак, привезенный из Вирджинии, он был слишком терпким и горьким. Со временем Рольф заполучил образцы семян, из которых ему удалось культивировать подходящий сорт, более мягкий и сладковатый. Сам Рольф был вдовцом, потерявшим жену и новорожденную дочь. Не совсем ясно, из каких побуждений он решил жениться на Покахонтас, был ли это исключительно политический расчет, или же там нашлось место для настоящей романтики. Он долго сомневался, но окончательно созрел, когда дочь вождя приняла христианство.
Этот союз стал знаменательным не только для молодых, но и для обеих враждующих сторон. Расчет оказался верным: индейцы пошли на очередное временное перемирие с англичанами. Относительное спокойствие продолжалось 8 лет.
Вскоре у пары появился сын, которого назвали Томасом. Неизвестно наверняка, кто являлся настоящим отцом мальчика, так как по некоторым предположениям, Покахонтас неоднократно подвергалась сексуальному насилию в плену. Более того, сомнению подвергают и добровольное согласие принцессы на этот брак. Косвенно против этого свидетельствует то, что она формально все еще находилась в плену у англичан, а ее отец не присутствовал на свадебной церемонии и вообще больше никогда не виделся с дочерью.
Путешествие в Англию
В 1616-м году Джон отправился обратно в Англию, где намеревался представить высшему свету свою новую жену. В путешествие взяли также Томаса, сестру Покахонтас-Ребекки Маттачанну и еще нескольких представителей индейского племени. Одной из главных целей поездки было продемонстрировать западному сообществу идею «дикаря цивилизованного», а также убедить в возможности мирного сосуществования англичан с местными народами при условии обращения их в христианство. Все это — ради неиссякаемого финансирования миссии дальнейшего освоения континента правительством.
Принцессу принимали при дворе как настоящую знаменитость, с почестями, подобающими истинной королевской особе (именно так ее и представили, как дочь могущественного индейского правителя). Покахонтас очаровала англичан: она свободно изъяснялась на их языке, владела манерами и этикетом, была одета как настоящая европейская аристократка.
В Англии Покахонтас увиделась вновь со своим давним знакомым Джоном Смитом. Тот описал их встречу как весьма приятную и эмоциональную. Согласно другим свидетельствам, девушка отказалась здороваться со Смитом и обвинила его в жестокости по отношению к своему народу.
Покахонтас умерла в возрасте примерно 21 года. Ее сын остался с родственниками в Англии, где и вырос, а муж возвратился обратно в Вирджинию. После смерти Покахонтас хрупкий мир между индейцами и англичанами продержался недолго. Вождь Поухатан скончался в 1618-м году, о судьбе дочери ему было известно. Вскоре племена подняли восстание против колонистов, вылившееся в кровавую бойню.
Среди потомков индейской принцессы есть несколько довольно знаменитых в США людей, например, Эдит Вильсон, супруга президента Вудро Вильсона, актер Гленн Стрейндж, астроном Персиваль Лоуэлл и сенатор Джинн Шейхин.
Совсем не Дисней: какой была настоящая история Покахонтас?
В 1995 году вышел полнометражный мультфильм «Покахонтас», основанный на «реальных событиях», а сама Покахонтас стала одной из принцесс Диснея. На тот случай, если вы забыли сюжет, коротко напомним: солдат Джон Смит приплывает в Америку в поисках золота и встречает дочь вождя Покахонтас. Они учат друг друга языку, обсуждают «экологическую повестку» и, конечно, влюбляются.
Идиллию нарушает один из моряков, застреливший «дикаря» (по совместительству — жениха Покахонтас), после чего индейцы решают казнить Джона Смита. Разумеется, принцесса спасает главного героя, помогает племени заключить мир с белыми колонизаторами, после чего, фигурально выражаясь, машет платочком вслед Смиту, возвращающемуся в Европу. Конец.
Девушка отправляется в Лондон вместе с дипломатом Джоном Рольфом (предыдущий Джон «убит»), чтобы продемонстрировать королю Якову свою цивилизованность и заключить надежный мир. В процессе развивается любовная линия между Покахонтас и Рольфом, происходят разнообразные приключения с тюрьмой, побегом, королем и Джоном Смитом (он жив!), армада готова отплыть в Новый свет за золотом и массовой резней. Но, конечно, все заканчивается хорошо — завоевание остановлено, Джон Смит остается без девушки, а Джон Рольф — наоборот.
Что из этого правда? Немногое. Более того, совсем немного правды в истории, которая легла в основу мультфильмов. Давайте разберемся, кем была Покахонтас на самом деле.
Миф о Покахонтас — часть американского нарратива, который дети осваивают еще в детстве. Он описывает, как молодая индианка, дочь вождя Поухатана, якобы рисковала собственной жизнью, чтобы спасти капитана Джона Смита от неминуемой казни. Она отвернулась от своего народа, чтобы спасти англичанина. Было ли это так? Не совсем. Как и многие легенды, передаваемые из поколения в поколение, история Покахонтас с годами трансформировалась в соответствии с потребностями рассказчиков и эпохи.
Покахонтас — это не имя, а прозвище
Согласно биографии, опубликованной на историческом сайте Службы национальных парков в Джеймстауне, девушку звали Амонут. Было у нее и более личное имя — Матоака, или «цветок между двумя ручьями». Покахонтас означает «игривый» или «плохо воспитанный», и это прозвище дал отец любимой дочери. Она родилась примерно в 1596 году в Виргинии, в племени Паманки. Отец Покахонтас, Повхатан, был правителем 30 племен в округе, который англичане назвали бы Джеймстауном, штат Виргиния.
Покахонтас было, скорее всего, от 9 до 11 лет, когда капитан Смит прибыл в Новый Свет в 1607 году
Он был захвачен индейцами и удерживался в течение нескольких месяцев. Согласно рассказам, которые Джон Смит написал и продвигал, его привели к вождю Повхатану, чтобы казнить (так он думал). Голова Смита была помещена между двумя камнями, когда Покахонтас бросилась спасать его, положив свою голову поверх его. Исторические исследования поставили под сомнение эту версию, но капитан Смит все же был освобожден и вернулся в Джеймстаун. Коренные американцы посылали еду голодающим поселенцам; некоторые считают, что Покахонтас сама доставляла провизию.
Версия Смита опровергнута в книге «Правдивый рассказ о Покахонтас: другая сторона истории», опубликованной в 2007 году доктором Линвудом «Маленький Медведь» Касталоу и Анджелой Л. Дэниел «Серебряная Звезда». Их книга основывалась на устной истории племени Маттапони.
Покахонтас не должна была присутствовать, так как была слишком молода. По словам Касталоу и Дэниел, Смит не встречался с Покахонтас, пока она не прибыла со своими людьми, чтобы доставить еду в Джеймстаун. Вопреки устойчивыми мифам, Покахонтас не могла привезти провизию самостоятельно, так как была маленьким ребенком.
Примерно в 1610 году Покахонтас, которой тогда было около 14 лет, вышла замуж за Коума, возможно, из племени Патавомек
По некоторым данным, у пары был ребенок. Вот, что известно достоверно: в 1613 году капитан Сэмюэл Аргалл похитил Покахонтас с целью выкупа; Коум был убит. Находясь в плену, она страдала от депрессии и, скорее всего, подвергалась насилию. Девушка изучила английский язык, обычаи и религию. В 1614 году Покахонтас приняла христианство, приняла имя «Ребекка» и вышла замуж за фермера Джона Рольфа, выращивающего табак.
В какой-то момент у Покахонтас родился сын Томас, хотя был ли он ребенком Джона Рольфа или какого-то неназванного насильника — вопрос исторических дебатов. Женитьба на Покахонтас позволила Рольфу научиться методам выращивания табака у племенных вождей, что превратило его ферму в прибыльное предприятие.
В 1616 году семья отправилась в Лондон вместе с Аргаллом, похитителем Покахонтас, и ее сестрой Маттачанной
Позже она напишет об их приключениях. Покахонтас, теперь Ребекка Рольф, была представлена английскому обществу, чтобы продемонстрировать, что «дикари» могут быть «цивилизованными»; возможно, она даже встречалась с королем Яковом I и королевой Анной. В конце концов Рольфы поселились в сельской местности.
Капитан Джон Смит и Покахонтас встретились еще раз — тот писал, что девушка, которой сообщили, что он умер, была переполнена эмоциями. Но, по словам Смита, встреча прошла не слишком хорошо, они «разошлись во мнениях о том, как называть друг друга».
Так почему же миф о том, что Покахонтас спасла — и даже полюбила — капитана Джона Смита, просуществовал столько лет?
Потому что это была история, в которую многие (белые) американцы хотели верить. Так объяснила Смитсоновскому институту Камилла Таунсенд, авторка книги «Покахонтас и дилемма Поухатана» и профессорка истории в Университете Рутгерса. В 2017 году институт выпустил документальный фильм «Покахонтас: за пределами мифа», для которого Таунсенд дала комментарии.
«Легенда о Покахонтас — это идея о «хорошем индейце», — рассказала Таунсенд. — Она восхищается белым человеком, восхищается христианством, восхищается культурой. Она хочет установить мир с этими людьми, хочет жить с ними, а не со своим народом, выходит замуж за одного из них. Вся эта идея заставляет людей в белой американской культуре хорошо относиться к нашей истории, верить, что «мы не делаем ничего плохого индейцам, а действительно помогаем им», и «хорошие» индейцы это ценят».
Мы уже не узнаем всей правды о Покахонтас, истина затеряна в веках. Но ее история снова и снова вдохновляет людей искать правду — или, хотя бы, создавать мультфильмы и блокбастеры вроде «Аватара».
Реальная история Покахонтас | 10 интересных фактов
Покахонтас была индеанкой, которая остается одной из самых известных культурных икон в Соединенных Штатах. Однако ее биография была построена благодаря ее связи с английскими колонистами в Америке. Из-за этого большая часть ее жизни до сих пор оспаривается или горячо обсуждается историками. Прежде всего, Покахонтас не было ее настоящим именем. На самом деле, когда она родилась, ее назвали Амонут. Она была дочерью влиятельного вождя племени в районе Чесапикского залива, где находились Ричмонд, Ньюпорт-Ньюс, Норфолк и Вирджиния-Бич. Наиболее известная история про Покахонтас рассказывает нам о том, что она спасла жизнь английского колониста капитана Джона Смита. Более того, многочисленные изображения ее в искусстве, литературе и кино показывают, что у них были романтические отношения. На самом деле, она, скорее всего, не спасла ему жизнь и они в лучшем случае были друзьями. Узнайте больше о реальной истории Покахонтас из этих 10 интересных фактов.
Покахонтес было её не настоящее имя
Настоящее имя Покахонтас на момент ее рождения примерно в 1596 году было Амонут. Ее также звали Матоака, что означает «цветок между двумя ручьями». Согласно некоторым источникам, это имя было дано ей, поскольку она родилась между двумя реками Маттапони и Памункей. Ее прозвище «Покахонтас» означает «игривый» или «дурной ребенок». В рассказе колониста Уильяма Стрейчи Покахонтас описывается как ребенок, игравший с мальчиками и названный Покахонтас из-за своего игривого характера. Ее настоящее имя было скрыто от английских колонистов из-за суеверного страха, что, если они узнают ее настоящее имя, они смогут каким-то образом навредить ей. Год рождения Покахонтас также неясен. В 1608 году Джон Смит в своей книге «Истинное отношение к Вирджинии» описал Покахонтас как ребенка около 10 лет, что подтверждает ее рождение примерно в 1596 году. Однако в письме, адресованном королеве в 1616 году, Смит упоминает, что Покахонтас была ребенком от 13 до 14 лет, что существенно противоречит его предыдущим оценкам.
Изображение Покахонтас XIX века
Она была дочерью могущественного лидера более 30ти племен
Покахонтас была любимой дочерью Поухатаны, могущественного правителя племенной нации Поухатаны, которая состояла из более чем 30 алгонкинско-говорящих племен. Поухатан — индейцы, коренное население региона восточная Вирджиния, которое из-за своего языка широко известно как Вирджинские Алгонкины. Имя матери Покахонтас не упоминается ни в одном историческом документе и поэтому считается, что она имеет низкий статус. Ее мать была первой женой вождя Поухатана и умерла при родах.Покахонтас. О детстве Покахонтас известно немногое. Как дочь вождя Поухатана, она, возможно, имела больше роскоши, чем ее сверстники. Однако ей все еще приходилось изучать работу, выполняемую женщинами племен, например, сельское хозяйство, приготовление пищи, сбор трав и т. Д.
Мантия вождя Поухатана
Вероятно Покахонтес не спасала капитана Смита от смерти
Капитан айн Джон Смит вместе со 100 другими английскими поселенцами прибыл в Вирджинию в мае 1607 года. Они построили форт на полуострове у реки Джеймс и имели дружеские отношения с некоторыми коренными жителями и враждебным с другими. В декабре 1607 года, во время охоты возле реки Чичахомини, капитан Джон Смит был захвачен Опечанканоуг, младшим братом Покахонтас. Затем его доставили в Веровокомоко для встречи с вождем. То, что последовало после того, сильно оспаривается и горячо обсуждается среди историков. По словам Смита, его голова была поставлена на камень, а мозг должен был быть выбит дубинкой. Однако Покахонтас, самая дорогая дочь вождя, «взяла его голову в руки и возложила свою голову на его, чтобы спасти его от смерти». В итоге вождь решил, что Смит должен жить. Большинство современных историков считают, что рассказ Смита выдумка. Некоторые также считают, что его жизни ничего не угрожало, и он неправильно понял трехэтапный ритуал, предназначенный для принятия его в конфедерацию. Сенсационная версия была опубликована во время всплеска насилия против индейцев, вероятно, чтобы показать их опасными людьми. Как бы то ни было, капитан Смит провел некоторое время с Покахонтас, где они пытались научить друг друга своим языкам.
Изображение Покахонтас, спасающей капитана Джона Смита
Капитан Смит утверждал, что Покахонтес спасла ему жизнь дважды
Покахонтас — Картина по гравюре 1616 года
Покахонтес вышла замуж за индейца
Говорят, что Покахонтас посещали английские колонисты, иногда принося индейцам пищу. По мере роста напряженности между английскими колонистами и индейцами обе стороны начали брать в плен из других лагерей. Покахонтас была отправлена вместе с переговорщиком для заключения сделки. Почти наверняка она перевела переговоры советника с англичанами и освободила пленных туземцев. Покахонтас перестала приезжать в английский лагерь, когда достигла брачного возраста. Считается, что Покахонтас вышла замуж за уроженца по имени Кочум. Кочум, вероятно, был патовомеком и не имел политических связей. Таким образом, можно сделать вывод, что ее брак не был политическим и был произвольным. После одного-трех лет брака ее муж, похоже, исчез. Поскольку он был воином, он мог быть убит в бою. Некоторые историки считают, что Покахонтас зачала ребенка от первого брака.
Покахонтес была в плену у английских колонистов
Покахонтес приняла крещение ради колониста по имени Джон Рольф
Обращение «дикарей» в христианство было главной целью английских колонистов. Таким образом, пока Покахонтас находилась в неволе, она узнала о христианстве и получила поощрение к дальнейшему совершенствованию своего английского. Покахонтас обратилась в христианство и после крещения приняла христианское имя «Ребекка». Джон Рольф был колонистом, который путешествовал из Англии в Вирджинию. Он потерял свою жену Сару Хакер и ребенка во время кораблекрушения на Бермудах. Рольф основал ферму и выращивал табак. Покахонтас заинтересовала 28-летнего вдовца. Однако, даже несмотря на то, что Покахонтас приняла христианство, Рольфа беспокоили моральные последствия брака с язычницей. Его опасения были упомянуты в письме, которое он написал губернатору, в котором он просил разрешения жениться на Покахонтас по двум причинам: во-первых, он очень любил ее, а во-вторых, он верил, что женившись на ней, он спасет ее душу. Джон Рольф и Покахонтас поженились 5 апреля 1614 года. У них родился сын по имени Томас в январе 1615 года. Хотя их брак был спорным, он привел к некоему миру между колонистами и индейцами.
Крещение Покахонтас (1840 г.) — Картина Джона Гэдсби Чепмена
В Англии к ней относились как к принцессе
Брак Рольфа и Покахонтас дал возможность осуществиться Вержинской компании, чтобы продемонстрировать результат преобразования Покахонтас от дикарки до леди. Таким образом, в 1616 году пара отправилась в Англию. Покахонтас была замечена на нескольких общественных мероприятиях после того, как она приехала в Англию. Она была представлена английской публике как королевская принцесса из-за того, что родилась дочерью вождя племени. В то время многие англичане ошибочно полагали, что Поухатан был правитель империи в Вирджинии. Это может быть связано с капитаном Смитом со ссылкой на ее отца в качестве «главного короля» в своем письме. Благодаря этому Покахонтас стала важной фигурой в Англии. Однако многие историки также считают, что к Покахонтас относились с любопытством, а не с уважением к ее происхождению. Англичане в основном называли ее «вирджинкой». Во время пребывания в Лондоне, Покахонтас также стало известно, что Джон Смит жив. Она была рада его видеть, но также упрекнула его за невыполнение обещаний, данных ее отцу.
Покахонтес умерла в молодом возрасте
В марте 1617 года Покахонтас, ее муж и сын отплыли в Вирджинию. Однако вскоре после отъезда из Англии Покахонтас и ее сын Томас серьезно заболели. Хотя ее сын выжил, ухудшилось здоровье Покахонтес, а вскоре после этого она умерла. Ее отец Поухатан умер в отчаянии в следующем году. Приблизительно, Покахонтас было 21 год на момент ее смерти. Причина ее смерти так и не была определена. Хотя существуют теории заговора, согласно которым она была отравлена, более вероятно, что она заразилась пневмонией и что ее тело не имело иммунитета, чтобы противостоять этому. Последние слова Покахонтас были «все должны умереть, но мне достаточно того, что мой ребенок жив». Ее похороны состоялись в церкви Святого Георгия в Грейвсенде 21 марта 1617 года. Она была похоронена под алтарем церкви. Однако точное местонахождение ее могилы не известно, так как церковь была разрушена в 1727 году из-за пожара. В память о ней в церкви установлена бронзовая статуя.
Памятная почтовая марка 1907 года с изображением Покахонтас