Похоть очей что это

Как противостоять похоти очей?

Каждый день наш взгляд сталкивается с огромным количеством картин в жизни, которые далеко не всегда пробуждают в душе благие порывы. Церковь называет это похотью очей, с которой нужно бороться во имя спасения собственной души.

Что это такое

Термин «похоть» означает противоестественное желание, перечащее Закону Божьему, влекущее ко злу и греху. К понятию похоть можно отнести не только блудные страсти, как в большинстве своем думают люди. Сюда причисляются все стремления человека услаждаться греховными вещами.

Все в мире материальном есть грех, потому святые подвижники всегда стремились удалиться от мирской суеты, чтобы не грешить. И поскольку большую часть информации об окружающем мире люди воспринимают через органы зрения, то похоть очей, возможно, является одной из самых опасных.

О Божьих заповедях:

И тут некоторые могут возразить — зачем же тогда Господь дал глаза, если посредством их в человеке пробуждается похоть? Сами по себе глаза — не греховны. С их помощью человек может созерцать красоту природы, работать и спасать от опасности себя и других. Но многие сознательно обращают свой взор на то, что не угодно Богу, что отделяет людей от Него. Дьявол предлагает людям массу развлечений, глядя на которые человек начинает с вожделением желать насладиться ими.

Похоть порождает грех, а грех приводит к смерти. Современный человек, устремляя свой взор на окружающий мир, берет для себя из него много примеров для подражания. И как правило, эти примеры далеки от праведности.

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».

Эти слова должен взять на вооружение каждый христианин, поскольку все в этом мире временно, после смерти — вечность. И какой она будет для каждого — люди решают сами, поддаваясь или противостоя своим внутренним страстям. Вовремя отвернувшись от греховных картин, мы спасаем свою душу и даем себе шанс на спасение.

Как бороться

Лучшим средством в борьбе с похотью любой природы всегда являлась молитва. Человек, живущий по воле Божьей, всегда сумеет найти в себе силы для борьбы с греховными желаниями.

Сознательное ограждение себя от потока лишней информации извне также будет полезно. Лучше почитать духовную литературу вечером, нежели провести время за просмотром очередного фильма сомнительного содержания. Лучше поиграть с ребенком в развивающие игры, чем усадить его за просмотр телевизора и уйти в виртуальную реальность собственного смартфона.

Совет! Начиная новый день, лучше всего первым делом помолиться и попросить напутствия у Всевышнего. Все возможно с помощью Божьей!

Толкование

Согласно толкованию святителя Луки Крымского, похоть очей — это соблазн наших глаз. Глаза наши соблазняют нас срамными видениями и видениями той блистательной жизни, которой живут люди, далекие от Христа.

В этом толковании очень емко и ясно дано определение такому понятию, как похоть очей. Ее предмет — вещественные блага и всяческие услаждения, которые на самом деле способны загубить душу.

Каждый верующий христианин в силах совладать с собственными желаниями, но только с помощью Отца Небесного. Поэтому ежедневная молитва должна стать неотъемлемой частью жизни, как и посещение храма.

Источник

Гордость житейская

«Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». 1Иоан.2:16,17

Сегодня мы не будем много говорить о «похоти плоти» и «похоти очей», а поговорим больше о «гордости житейской». Скажу лишь два слова.

Похоть плоти – это когда человек стремится удовлетворить каждый свой импульс, каждое своё желание, без исключения. Про такого человека можно сказать: «глаза завидущие, руки загребущие».

Мода и реклама управляет плотскими желаниями людей, разжигая страсть к приобретению совсем ненужных, бесполезных или даже вредных товаров. Каждую неделю появляются все новые модели мобильных телефонов, хотя хороший аппарат может служить много лет. Мобильные телефоны перестали быть средством связи, теперь это – предмет гордости. IPhone выпустил телефон стоимостью 8 миллионов долларов, сделанный из розового золота, корпус усыпан 500-ми бриллиантами. Машина как средство передвижение стоит 10000 долларов, но производители машин давно перестали предлагать машины просто как средство передвижения, машина тоже стала предметом гордости.

Огромное распространение получают различные кредиты, нам предлагают потратить деньги ещё до того, как мы их заработали, с тем, чтобы мы удовлетворили свои: похоть очей, похоть плоти и гордость житейскую. Единственный выход из всего этого мракобесия – самодисциплина.

Но давайте подробнее остановимся на теме гордости.

В Википедии гордость определяется как положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства и собственной ценности. Что же в этом плохого?

Преп. Мун говорит о гордости так:

«Мы живем надеждой. В этом наша гордость. То же можно сказать и обо мне, преподобном Муне. Как вы думаете, чем я горжусь? Тем, что не боюсь ничего. На земле и на небе нет ничего, что испугало бы меня, потому что все мои усилия направлены на исполнение Божьей воли». Преп. Мун Сон Мён

С другой стороны, когда Иисус рассказывал о том, что человека оскверняет, а что не оскверняет, то в один ряд со всеми остальными грехами он поставил и гордость:

Каждое послание Апостола Павла начинается с того, что он говорит о себе как об Апостоле, Божием избраннике, и это тоже похоже на то, что он гордится своим положением.

Поэтому, видимо, гордость гордости рознь. И одно дело, когда Апостол Павел говорит, что он Апостол или Истинные Родители, говорят что они Истинные Родители, провозглашая тем самым свою ответственность перед Богом и другими людьми и совсем другое, когда мы начинаем подчёркивать свою позицию, совершенно забывая об ответственности.

«А вы знаете – я пастор! Именно я!» Такая гордость заставляет нас превозноситься над другими и, безусловно, разрушает нашу душу.

Стремление достичь авторитета и позиции является естественным, подспудно каждый человек желает взять на себя больше ответственности, получить больше возможностей, чтобы творить добро и заботиться о других. Мы хотим приносить радость другим и для этого быть авторитетными и уважаемыми, чтобы к нам прислушивались, а мы могли бы быть полезными как можно большему числу людей.

«Один настоятель монастыря молился и просил Бога показать самого смиренного монаха в монастыре. Бог откликнулся и показал самого смиренного монаха. Настоятель монастыря возмутился: «Как же так, это же самый большой матерщинник и богохульник во всём монастыре». Бог ответил: «Если бы он ежесекундно не боролся с самим собой, то уже давно поубивал бы вас всех».

Гордый человек всегда хорошо видит недостатки других, и очень плохо видит свои, зато очень хорошо видит свои достоинства и плохо замечает достоинства других. Гордый бизнесмен гордится своей деловой хваткой, тем, что смог подняться с самых низов и заработать себе состояние самостоятельно. Постепенно гордость приводит к тому, что он начинает пренебрегать людьми, которые не смогли достичь таких же успехов. Гордый учёный сыплет мудрёными витиеватыми фразами, гордится своим высоким IQ, какими-то невероятными достижениями или умениями, но при этом он совершенно лишен способности любить. «Как, вы не читали Библию в оригинале? Да как же вы после этого по свету белому ходите?» Однако, когда в доме прорывает трубу, даже Действительный Член Российской Академии Наук обращается к обычному, порой даже не слишком образованному сантехнику, а когда отвалится каблук – к сапожнику. Гордый сантехник может в свою очередь сказать: «Ты даже не можешь починить трубу, что ты за мужик после этого».

Такая гордость становится препятствием в общении между нами и Богом, между нами и другими людьми.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Иаков.4:6

«Если бы люди не пали, а достигли совершенства, они образовали бы всемирную семью, напоминающую человеческое тело, все члены которого взаимосвязаны друг с другом и с Богом — их главой». Божественный Принцип

Более того, счастливым человек становится только в гармоничных взаимоотношениях и никак не в одиночку, сам по себе. Другие люди необходимы нам для нашего же собственного счастья.

Гордый человек не любит заниматься тем, что у него не получается, потому что можно «упасть в грязь лицом», а для гордого человека общественное мнение очень важно. Он очень болезненно переживает все свои ошибки, и при любой удобной возможности ищет оправдание своим неудачам. Если же нет возможности свалить свою вину на кого-нибудь ещё, то у гордого человека напрочь отпадает желание заниматься той деятельностью, которая у него не получается.

«Будьте осмотрительными в том, что произносят ваши уста, следите за тем, что попадается вам на глаза, а также за тем, какие слова достигают вашего слуха, и не ищите для себя оправданий». Преп. Мун Сон Мён

При изучении Слова Бога всегда нужно брать на заметку Слова, которые можно применить к себе. Только гордый человек использует Истину применительно к другим и требует от других больше, чем от себя самого. Когда мы указываем пальцем на других, в этот самый момент как минимум 3 других пальца указывают на нас самих. Значит, прежде чем обвинять кого-либо, необходимо трижды проверить себя самого.

«Божьи любовь, жизнь и истину можно обрести и усовершенствовать лишь на основе самообладания». Преп. Мун Сон Мён

Гордому человеку трудно говорить честно и от чистого сердца, так как другие могут понять его проблему и начать подсказывать пути к решению, а ему этого не хочется. У меня своя правда, у меня своя истина, у меня свой путь. Такой взгляд на вещи хорошо отражён в песне группы Louna, «Каждый может выбирать»

«Каждый вправе возражать,
Каждый вправе бить в ладоши,
Каждый вправе просто спать,
Но свои права знать должен!
Каждый вправе выбирать,
Каждый вправе быть свободным,
Каждый вправе выражать,
Все, что хочет, где угодно.
Каждый вправе быть плохим,
Каждый вправе быть хорошим,
Каждый вправе быть любым,
Но свои права знать должен!»

В книге Клайва Льюса, «Расторжение брака», очень хорошо показано, что с точки зрения Бога всем нам лучше бы поменьше бороться за свои права и требовать то, что нам полагается по праву.

В книге «Мои посмертные приключения» Юлия Вознесенская так описывает то, что говорил ей сатана:

«С самого твоего рождения ты отмечена мной. Я с любовью и тревогой следил за твоим развитием, заботился о тебе, хотя ты этого не могла заметить. Это я помог тебе взрастить самые прекрасные твои качества – гордость и чувство собственного достоинства, независимость суждений и непризнание авторитетов. Я любовался тем, как смело ты ломала любые рамки, если тебе навязывали их со стороны, я подталкивал тебя к свершению самых смелых твоих поступков. Я – единственный настоящий Властелин человеческого мира, так было и есть с самого появления человека на Земле. Но я еще и будущий властелин ВСЕГО мира! Уже сейчас мне принадлежат самые прекрасные его уголки, а скоро будет принадлежать все!»
Сатана, конечно, лжец и отец лжи, но, воспитывая в нас гордость, он делает самое главное: не позволяет нам смириться перед Богом, получить Его Силу и защиту, не позволяет прислушаться к другим людям, которые могли бы вовремя нас остановить и поддержать на пути жизни в вере.

Гордость, в конце концов, может привести, к тому, что человеку становиться так важно управлять и манипулировать людьми, что он уже не может думать ни о чём другом, кроме этого. Такому человеку не нужны деньги, он готов ходить в одной одежде всю жизнь, такой человек даже готов вести скромный и аскетический образ жизни, лишь бы упиваться своей властью. Ничто кроме власти не может его порадовать. Православная Церковь называет такое явление «сатанинской гордостью».

В повести «Отец Сергий», Лев Толстой описывает жизнь священника, который начал гордиться своими духовными дарами, что, в конце концов, и привело его к падению.

«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность». Притч.16:18

«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость». Притч.11:2

Никто не думает, что слегка задранный нос, лёгкое чувство собственного превосходства над другими или небольшое зазнайство будет стоить нам семьи, разрушенной духовности, потери нравственных ориентиров, банкротства и разрушения всех человеческих взаимоотношений, но гордость ведёт именно к этому.

Процесс деградации часто почти незаметен, поэтому, чтобы защитить свою семью, свою духовную жизнь, своё любимое дело и призвание, нам жизненно необходимо дисциплинировать себя и строить близкие отношения с другими людьми, которые могли бы поддержать нас и остановить в момент нашего зазнайства.

«Те, кто оправдывается, не смогут войти в Царство Небесное. Вас должны оправдывать другие. В Царстве Небесном вы не сможете гордиться своими достижениями. То, что вам казалось стопроцентным, с точки зрения Бога может составлять лишь один процент. Царство Бога начинается с абсолютной веры». Преп. Мун Сон Мён

Чтобы избежать гордости, даже оправдания должны исходить от других людей.
Итак, нам поможет избежать гордости самодисциплина, близкие отношения с другими верующими. Надо меньше «качать свои права» в поисках того, что мы заслужили по праву, и больше думать о Божьем проведении и своем участии в нём.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 1 Ин. 2:16

Свт. Лука Крымский

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Не любить мира, не любить утех мирских, не любить услаждений и утех плоти – ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2:15-16).

Глаза наши соблазняют нас, соблазняют и срамными видениями, и видениями того, как блистательно живут люди богатые, далекие от Бога, от Христа. В этом похоть очей.

Гордость житейская возбуждается в нас когда достигнем успехов на этом пути; сребролюбием заражаемся мы, а сребролюбие есть корень всех зол, ибо оно подвигает нас ко многому дурному и преступному и в конце концов приводит нас к тягчайшей страсти – гордости, которая есть гибель духовная. Так говорит святой апостол Иоанн.

Проповеди. Том I. Слово в неделю о блудном сыне. Плоть и дух.

Прп. Антоний Великий

яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть

Апостол Иоанн в трех вещах совмещает все человеческие похоти, говоря: все, еже в мiре, есть похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Похоть плоти есть насыщение чрева множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная. Похоть очес имеет предметом своим вещественные блага, при обладании коими око или возносится, или влагает в сердце нечистые виды. Гордость есть мирская любовь к шумной славе (высокое о себе мнение, самовосхваление, и жажда хвалы от других), которая заседает в умах наших по причине суетных и преходящих внешних достоинств каких-нибудь.

Поучения.

Прп. Иоанн Кассиан

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Прп. Максим Исповедник

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Прп. Иустин (Попович)

яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть

Мир святой евангелист считает любовью ко греху, плотской похотью, невоздержанностью глаз, житейской гордостью, что суть первейшие грехи, первейшие орудия греха. Посредством любогреховности (т. е. любви ко греху) тело становится жаровней греха, рассадником греха. И ненасытные глаза увлекают человеческий род в грех. Глаза являются самыми ненасытными, самыми жаждущими и алчущими похотей греховных. Если человек не будет их обуздывать мудростью и воздержанием, если их не обновит милостью, если их не утихомирит покаянием, если их не смягчит милосердием, тогда они полностью поглотят грехи, и те, в свою очередь, наполнят и опустошат душу. Горе человеку, у которого такие глаза, кто использует глаза как орудия неправды (Рим. 6:13). Счастлив же тот человек, который уши и глаза использует как орудия праведности (Рим. 6:13). Каков третий грех, который включает все грехи? – Это гордость житейская. Это первый грех для всех людей, грех сатаны и источник всех грехов. Таким он был от начала и таким пребывает всегда.

Мы можем сказать, что гордость – это все-грех. Каждый грех своим жизненным нервом исходит от нее и поддерживается ею. Гордость житейская состоит из бесчисленного количества разных видов гордости, маленькой и большой, кратковременной и долговременной. Упомянем главнейшие. Гордость по причине славы (научной, государственной и т. д.), гордость по причине красоты, гордость по причине богатства, благодеяний, по причине милости, удач. Ведь разве существует добродетель, которой бы грех не смог превратить в порок (если мы не внимательны)? Так гордость в молитве превращает молящегося в фарисея и постящегося в самоубийцу. Так же каждый грех есть в действительности грех по причине гордости, потому что сатана есть сатана по причине гордости. Если бы не существовало гордости, то не существовало бы и греха ни в ангельском, ни в человеческом мире, ведь она несть от Отца. От Отца – Единородный Сын Божий. И Он вочеловечился, воплотился и облекся смирением со всеми Своими Божественными совершенствами. И в Его Евангелии главной заповедью, все-заповедью (заповедью заповедей) является смиренномудрие (Мф.5:3). Да, смиренномудрие – это единственное лекарство от гордости и остальных грехов.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Итак, вожделение это, которое не есть от Отца, но от мира, чем делается в человеке острее и жгучей, тем более каждый ради того, по отношению к чему это вожделение испытывает, становится терпеливей в перенесении любых тягот и страданий.

О терпении.

Стало быть, эта любовь к миру, которая заключает в себе всеобщее вожделение по отношению к миру, есть обычный повсеместный блуд, из-за которого совершается прегрешение в собственном теле. И потому, что всяким телесным, и видимым, и преходящим желаниям и удовольствиям человеческий дух непрестанно служит, Самим Творцом всего он оставлен и покинут.

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-17 ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Беда Достопочтенный

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Эти определения указывают на все виды порока.

О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Ничто из суетного и полного тления не пребывает вечно, но оно временно и испорчено и слабее всякой паутины.

Фрагменты.

Иларий Арелатский

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Трактат на семь Кафолических посланий.

Еп. Михаил (Лузин)

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

В мире все противоположно тому, что требует и что любит Бог; основные начала жизни мира, которыми он движется, или управляется, не любовь к Богу, к творению и святости самого человека, а похоть в ее троечастном виде — похоть плоти, похоть очей и похоть ума, или гордость житейская. Похоть, о которой говорит здесь апостол Иоанн, это то, что по словоупотреблению святого апостола Павла называется вообще греховностию, как злое греховное расположение извращенной природы человека по падении (см. особенно Рим. 7:7 и далее и парал.). В этой природе человека кроются три страсти, на которых, как на рычаге, вертится мир, лежащий во зле, и со стороны которых искушал Самого Господа Иисуса Христа искуситель на горе в пустыне (ср. Мф. 4:1-11 и парал.; см. прим.). Первая из этих похотей, или страстей, есть похоть плоти, или вообще чувственности. Это — страстные возбуждения, раздражения и пожелания плотские, или чувственные, во всех многообразных их видах. Главное действующее начало в них не тело, не телесные потребности и склонности естественные, но греховное начало, действующее чрез члены тела и, следовательно, противное Богу и несогласное с любовию к Богу и ближним. Сфера действия этой похоти чрезвычайно обширна; чувственность почти главный рычаг действия греховного мира на человека. Похоть очей: это та исконная похоть, или страсть, которой изначала искушены были наши прародители и которой они согрешили и грешат все их потомки, это — все, что приятно для глаз и вожделенно потому, что дает знание (Быт. 3:6), всякое греховное и страстное желание и вожделение видеть, знать, испытывать. Сфера действия этой похоти так же обширна, как и похоти плоти, но эта похоть еще глубже входит в душу, чем чувственность, и тоньше действует и на ум, и на более глубокие способности души. — Гордость житейская: если похотию очей и вожделением знания согрешили прародители, то похотию гордости согрешил диавол, и потому эта похоть, как начало, действующее в мире, может быть еще сильнее и страшнее, чем указываемые две похоти. Сфера действия ее так же широка, как и тех, но еще глубже действует в мире, и на мир, и на человека. — Это три страшные пружины, которые управляют миром, во зле лежащим, и все, что ими живет и управляется, не есть от Бога, но от мира сего, и, следовательно, в том нет любви Отчей. Потому, не любите мира, ни того, что в мире, тем более что и мир проходит, и похотъ его. Это — новое побуждение, не любить мира и того, что в мире: мир и похоть его проходят: все предметы и вещи мира, все, к чему человек питает пристрастие и привязанность, к чему прилепляется более, чем к Богу, в которых мнит найти счастие и наслаждение, все это — греховное, порочное и злое, все проходит, минует, не может постоянно продолжаться, потому что и сам человек проходит, и скоро, как тень, как сон жизнь его, и не будет его и не познает ктому * места своего. Наконец и весь этот мир не вечен, со всеми его похотями прейдет, или изменится в новый вид. Что же будет тогда с любящими мир, привязанными к нему, которые, вместо того чтобы прилепляться любовию к Богу, прилеплялись к этому преходящему и время.

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Апостол сам раскрывает, как надобно понимать его слова: не любите мира, ни того, что в мире, и почему в том, кто любит мир, нет любви к Богу. Слова Апостола: ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего, – ясно показывают, что св. Иоанн, говоря: кто любит мир, в том нет любви Отчей, – разумеет любовь порочную, пристрастную к вещам, любовь к тварям преобладающую. Когда человек так любит мир, тогда эта преобладающая порочная любовь, занимая всю душу человека, делает его неспособным достойно любить Бога. Когда так любит кто мир, тогда, по свойствам нашей природы и также по качеству любимых предметов, – любовь бывает или похотью плоти, или похотью очей, или гордостью житейскою. А все это, говорит Апостол, не есть от Отца, но от мира сего есть. Такие похоти или порочные страсти не от Бога, но от мира сего. Бог, как всеблагий и всесвятой Отец всех тварей, не сотворил зла или порока. Все сотворённые существа в начале были, как изрек сам Бог, хорошо и хорошо весьма (Быт. 1:12, 31). И сам человек, созданный по образу Божию, вышел из рук творческих правым. Но человек, злоупотребив высокий дар Божий – свою свободу, преступил заповедь Божию, и чрез грех сделался виновником того нестроения в мире, о котором говорит св. Иоанн: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская произошли от грехопадения человеческого. Чрез грехопадение человека и окружающая его тварь, созданная для человека, по слову Апостола, подверглась суете, не сама собою, но тем, кто подверг ее: ибо знаем, пишет св. Павел, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим.8:20, 22). Апостол Иаков говорит: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак.1:13, 14).

Все, что в мире, – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Что такое похоть плоти? – Беспорядочные порочные чувственные желания, неумеренность в пище и питии, объедение, пьянство, сластолюбие, изнеженность, особенно пороки противные целомудрию (1 Кор. 6:9; Гал. 5:19; Кол. 3:5). Что такое похоть очей? – Вообще, всякое беспорядочное или порочное удовольствие, получаемое посредством зрения, или, еще обширнее, всякое порочное желание видеть, знать и испытывать. Сюда принадлежат: неблагонамеренное или суетное желание знать тайны и тайные грехи других, страсть остротами оскорблять других, также пристрастие к созерцанию соблазнительных или бесполезных изображений, зрелищ и подобного. А в более тесном значении под похотью очей разумеется скупость или корыстолюбие: потому что одержимые этою страстью смотрят на золото, серебро и всякие драгоценности с пристрастием к этим вещам, и притом жаждут иметь их, или, имея такие вещи, питают слепое пристрастие к ним. Потому апостол Павел любостяжание называет идолопоклонством (Кол. 3:5). Что такое гордость житейская? – Гордость, самомнение, тщеславие, надменность и другие названия, выражающие тот же корень пороков, означают порочное желание человека ставить себя выше других, быть видимым, особенно уважаемым, восхваляемым, быть предметом удивления. Одержимый страстью гордости ищет почестей и отличий, любит хвалиться своими достоинствами или какими-нибудь преимуществами, высоко ценит свои качества, познания, заслуги, иногда, не имея других преимуществ, любит выделяться одеждами, жилищем, роскошью жизни и подобным.

Все это, учит Апостол, не от Отца, но от мира. Все эти пороки произошли от греха, и с распространением греха, распространились в мире, заразили человеческий род, и зараза распространилась на самые твари, окружающие человека: предназначенные на служение человеку, вместо того, чтобы призывать человека к прославлению Бога, они подверглись суете грехов человеческих.

Это предложил Иоанн как побуждение к тому, чтобы не любить мира: любовь мира лишает любви к Богу, всеблагому Отцу; плоды мирской любви противны Богу, как не от Него происходящие. Не любить Бога, всеблагого Отца, питать нечистые мысли, желания и порочные страсти, и чрез то удаляться от Бога – это великое несчастие для человека, понимающего свое истинное счастье, свое высочайшее благо – любить Бога более всего и жить в Боге. Это сильное побуждение не любить мира, ни того, что в мире. Раскрывая и усиливая это побуждение, Апостол присовокупляет: И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *