Похороните меня за социум что это значит

Алёна швец. «Похороните меня за социум». Рецензия.

Сначала. Я узнал об этом альбоме со странным названием (ох, уж эти отсылки) так же, как всегда узнаю о новинках. Внезапно. Несмотря на то, что я подписан на пару сотен тематических пабликов (я стараюсь сокращать это количество), я редко захожу в ВК и не особо слежу за тем, что там происходит. И тут, заинтересованные (внезапно) в моём мнении, многочисленные (всего один) читатели мне посоветовали послушать новый альбом и поделиться впечатлениями. И вот моё субъективное мнение в непрофессиональной школьной рецензии.

Тексты. «Я, конечно, всё понимаю, но вот этого я не понимаю». Обычно, текстам про проблемы в «школьном» сеттинге я придаю значение. Никакое. Наверное, в силу того, что романтические переживания в школьный период – это несерьёзно и не инфантильно одновременно. С другое стороны, о школьных переживаниях повествует Misery business – одна из моих любимых песен любимой группы Paramore. Но там это обыграно с юмором и сарказмом, а исполнение мощное, так как это панк. Что до песен Алёны. то там ирония проскальзывает только в интонациях, а тексты пытаются угнаться за монеточкой. Рефрены, двойные рифмы и метафоры с уменьшительно-ласкательными морфемами пытаются показать «детскость» и женскую натуру автора (школьницы). «Ты пытался» хочется сказать тексту песни про школьницу, например. Певица хочет быть модной, и сейчас #Втренде мейнстрим для школьников. Тогда ладно (нет).

Музыка. Акустическая гитара. Простой бой, три аккорда и красивые переборы. Я бы сказал, что это шедевр техники, но Эстас Тонне возвёл очи горе, Джим Рут покачал головой, а Ведроголовый и вовсе махнул рукой. Так что извиняюсь (нет).

Вокал. Единственное, что радует, это вокал. Интересные переходы между октавами и резкие смены ритма и темпа. «Вот ОНА, вот ОНА!» – закричал бы я, если бы не Катя Яшникова, Flëur и GLAZA. Это первые ассоциации после прослушивания. Но если бы не было ассоциации, то она была бы особенной, оригинальной. Наверное (нет).

В итоге. Тут подходит цитата охранника из бара «100 рентген»: «Проходи, не задерживайся». Потому что этот альбом – проходной мейнстрим. И он будет актуален, только пока автор и слушатели – школьники. О чём они будут ностальгировать через 10 лет? А пока:

Источник

Фильм «Похороните меня за плинтусом» смотрим вместе с психологом

Бабушка, а для чего тебе такое больное сердце?

Похороните меня за социум что это значитПохороните меня за социум что это значитПохороните меня за социум что это значитПохороните меня за социум что это значитПохороните меня за социум что это значит

Похороните меня за социум что это значит

Трудно писать о фильме, который повествует о таких мерзких проявлениях человеческой природы, что сразу после просмотра невольно хочется откреститься, плюнуть через плечо и забыть про все увиденное, дабы не ходить потом с гадким ощущением вины за невольное соучастие.

Еще труднее в этой ситуации не выступить в роли адвоката или обвинителя, потому как имеем мы дело с ситуацией уникальной, которая исключает возможность применения категории вины — ситуацией всепоглощающей, животной, надрывной «любви на выживание».

Итак, жили-были персонажи повести Павла Санаева, а потом и одноименного фильма Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом»: мама Оля (Мария Шукшина), бабушка Нина (Светлана Крючкова), дедушка Савельев (Алексей Петренко), внук Саша (Саша Дробитько) и художник дядя Толик-алкоголик (Константин Воробьев), по совместительству теперешний муж мамы Оли. И разыгралась в этой отдельно взятой семье форменная шекспировская драма с бушеванием страстей и смертоубийством. Но странным образом по итогам разыгравшейся трагедии из всей этой «честной компании» никого не жаль, кроме пацана, потому что он совсем еще маленький.

ЛЮБОВЬ КАК ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Поскольку вся эта история снята в жанре фильма-воспоминания, существуют два больших соблазна. С одной стороны, ограничиться в объяснении происходящего психиатрическим диагнозом бабушки и алкогольной созависимостью дочери. А с другой — увидеть в этом повествовании очередную «чернуху» на советские времена и свести все к «объективным обстоятельствам» — мол, при Союзе все так жили.

Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая ускорит исполнение!

В обоих случаях картинка получится, мягко говоря, неполной.

Так что договоримся сразу — антисемитизм стариков, психиатрию бабушки, дедушкино звание народного артиста СССР и диссидентские замашки Толика-алкоголика можно смело выносить за «скобки» происходящего.

Итак, начнем, конечно же, с бабушки.

Во-первых, как поется в известной песенке: «Отц-тоц-первертоц, бабушка здорова!» «Пограничненькая», конечно (то есть бабуля находится на грани нормы и патологии), но здоровая старушенция, масштабностью своего образа и роковыми последствиями деяний вполне достойная занять место в ряду знаменитых отечественных литературных персонажей: старой графини из пушкинской «Пиковой дамы», старухи-процентщицы Федора Достоевского и прочих обитателей этого виртуального дома престарелых, вплоть до «Старухи» Хармса. Вот только вместо песенного компота («Отц-тоц-первертоц, кушает компот!») наша героиня с аппетитом поглощает самых близких ей людей. Честно говоря, поражает убедительность этого образа — ничего лишнего, все логично, последовательно и страшно…

Можно бы было попытаться все списать на тяжелую жизнь и потерю первенца, если бы не несколько раз подчеркиваемое в сюжете «актерство» бабушки, которое она сознательно использует для манипуляции. Похоже, что бабушка в какой-то момент сочла свои страдания настолько невыносимыми, что приватизировала право не только страдать самой, но и вовлекать в это страдание окружающих.

Таким образом, бабушка адаптировалась, выжила, преодолела свою беспомощность ценой того, что она всех вокруг сделала беспомощными. При этом она продолжает жить в режиме выживания. Отсюда патологическая жадность, боязнь перемен, подозрительность и мизантропия. Если перефразировать Эриха Фромма, это не выживание «для», а выживание «от», ну или точнее — «за счет». Энергию бабушка черпает в том, что беспрерывно навязывает окружающим чувство вины, тем самым делая их зависимыми и беспомощными, а потом за эту самую беспомощность она их и «распинает».

В результате длительного применения такого оригинального способа адаптации у бабушки возникает несколько сквозных жизненных тем.

ЧЕСТНОСТЬ

Непозволительная, «предельная» честность во взаимоотношениях с окружающими, доступная только окончательно разложившейся личности. Ведь что происходит? Бабушка, спасая внука от многочисленных болезней (причиной которых во многом она сама), уже не имеет душевных сил на лицемерное отношение к «вечно болящему» и потому режет правду-матку, потчуя сознание ребенка замечательными определениями — «гнилье», «падаль», «сволочь» и так далее.

При этом патологичность ситуации проявляется еще и в том, что «в норме» именно сильно болеющие дети являются в семье главными манипуляторами, а в нашем случае эту роль безапелляционно монополизировала бабушка, которая и есть «самый больной ребенок». Недаром она закатывает ему граничащую с ночным кошмаром «детскую» истерику (валится на пол, орет, царапает себе лицо), вынуждая 7-летнего мальчика занять по отношению к себе утешающую позицию взрослого мужчины.

По большому счету бабушка в воспитании Саши совершает фактически единственную ошибку и единственное же преступление — проецируя на внука свои конфликтные взаимоотношения с дочерью, она требует от ребенка не просто проявления «союзнической» позиции, а осуществления выбора между нею и матерью. А дети такие вещи не прощают!

ВИНА КАК СТРАСТЬ

Собственно говоря, Саша — единственный из всех участников драмы, который в силу возрастных особенностей почти не подвластен главному «тайному оружию бабушки» — виртуозному навязыванию окружающим чувства вины. Внушая это замечательное чувство, можно с людьми творить чудеса. Оно дает непомерную власть, но власть хрупкую перед детской любовью.

ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОКЛЯТИЕ

Вообще-то, первый «сбой» модель бабушкиного воспитания дала еще на маме Оле, которая вполне закономерно выросла человеком зависимым, но умудрилась при этом не только реализовать свою протестную природу, но и каким-то чудом дважды вырвалась из заботливых объятий бабушки замуж, оставив в заложниках сына Сашу. А бабушке осталось только злобствовать, совместно с дедушкой молчаливо наблюдая за «грехопадением» бестолковой «дочки-матери», и настраивать против «отступницы» ее сына. При этом престарелые супруги воспринимают жизнь дочери исключительно как укор за то, что «проморгали» красавицу, а теперь уже ее поздно воспитывать, но они честно пытаются. Кстати, бабушка так и не озвучивает, какие такие ее надежды не оправдала дочь.

И вот тут на сцене появляются мнимые «антиподы» стариков — парочка мама Оля и Толик-алкоголик, отставная актриса без определенных занятий и алкаш-художник. Замечательные они в том смысле, что являют собой яркий пример созависимых интеллигентских отношений, то есть мутную смесь инфантильности, беспомощности, неизбывной тяги к высокому и алкоголизма. При этом остатки демонстрируемой ими нравственной свободы четко отрегулированы бедностью существования, а способность «совершить поступок» проявляет себя только в логике затянувшегося подросткового кризиса. Потому как и покупка Саше железной дороги на вырученные от продажи чужого бинокля деньги, и демонстративное возвращение деду Савельеву купленной за его же деньги дубленки, несмотря на весь кажущийся пафос происходящего, вдребезги разбиваются об один маленький факт — Оля и Толя давно уже живут за дедушкины деньги. И на поверку являются такой же неотъемлемой частью созданной бабушкой созависимой системы семейных отношений, как и вечно виноватый перед супругой народный артист.

По большому счету вся эта история являет собой подробный экскурс по извращенным, неуклюжим способам проявления любви. Дед на словах ненавидит дочь, а на деле помогает ей деньгами. Бабка ненавидит всех и обожает внука, но больше всего любит себя. Мама Оля любит Сашу, но связана по рукам и ногам усвоенным с детства мифом о собственной никчемности, Толик любит Олю, но неспособен справиться со своим диагнозом. И только маленький Саша действительно способен на подвиг ради любимой мамы.

Приглашаем на живые онлайн-вебинары:

Кстати, замечателен и уход бабушки, которая в какой-то момент «заигралась» и не рассчитала степень своего морального падения, за что, продемонстрировав на прощанье своим потомкам оголенную задницу, честно поплатилась жизнью.

При этом своею смертью она фактически поставила большой вопросительный знак в дальнейшей судьбе всех выживших персонажей. Удастся ли им преодолеть себя? И насколько сильнее здравого смысла окажутся плоды бабушкиного воспитания?

Впрочем, ростки выздоровления посажены в душу Саши самой бабушкой: равнодушие — очень сильное лекарство.

Источник

Смысл книги «Похороните меня за плинтусом»

Повесть, написанная Павлом Санаевым, впервые была напечатана в журнале «Октябрь» в 1996 году. Повесть является в определенной степени автобиографической, поскольку свое детство Павел провел в семье бабушки и дедушки – народного артиста СССР Всеволода Санаева.

Деспотичная и нездоровая психически бабушка всячески издевается над внуком, искренне считая при этом, что все это она делает для блага мальчика. Бабушка Нина Антоновна любит внука, но от подобной любви мальчик, которого зовут Саша Савельев, невыносимо страдает и сам становится неврастеником. Дедушка Семен Михайлович с трудом переносит выходки жены, лишь изредка взрываясь.

В повести периодически появляется мать Саши Ольга (в жизни Елена Санаева), которая когда-то отдала ребенка на воспитание родителям, за что они отлучили дочь от воспитания сына, считая ее непутевой. Ее муж — отчим Саши Толя старается соблюсти нейтралитет в отношении всех персонажей, хотя мальчик воспринимает его скорее позитивно, вовсе не считая, что по вине этого «карлика-кровопийцы» мать была изгнана из семьи. Прототипом Толи является Ролан Быков, который впоследствии воспитал Павла в атмосфере уважения и любви к литературе, искусству и кинематографу.

Нина Антоновна не дает дочери видеться с сыном, но однажды Ольге удается выкрасть Сашу. Ребенок живет с матерью и отчимом и однажды узнает, что бабушка умерла.

Гнетущий и вызывающий местами жалость, а местами отвращение, фон повести заставляет читателя испытывать противоречивые чувства. После прочтения подобных книг обычно говорят: «Хорошая книга, но осадок остался».

История, рассказанная ребенком, поражает своей непосредственностью. Саша Савельев слаб физически, а благодаря гиперопеке бабушки не становится сильнее и здоровее.

Основная эмоция мальчика – страх. Страх перед всем и перед всеми. Саша боится бабушку, деда тоже, хотя и не так сильно. Бабушка постоянно твердит мальчику, что любит его, что вся ее жизнь посвящена внуку. Но делает она это так, что лучше бы не делала. Ее любовь выражается в истериках, в криках и даже в физическом насилии.

Кроме страха перед людьми Сашу угнетает страх перед событиями. Он боится, что бабушка умрет, хотя временами даже желает этого, поскольку в такие моменты страх переходит в ненависть. Он боится, что мама не придет или что бабушка его к ней не пустит. Уставший от подобной жизни так, как даже взрослый человек не устает, Саша мечтает превратиться в ничто, в человека-невидимку, которого никто не замечает.

Тогда он станет таким маленьким, что его можно будет похоронить за плинтусом в доме матери и их уже никогда не разлучат.

Другой доминирующий мотив в повести – любовь. Любовь уродливая и непредсказуемая. Семен Михайлович любит жену, хотя она относится к нему то с презрением, то с ненавистью. Да и Нина Антоновна любит мужа, хотя вряд ли признается в этом даже себе самой. В основном она тиранит супруга, пытаясь доказать тому его ничтожество.

У рок-группы Kingdom Come есть композиция под названием «What Love Can Be» (Какой может быть любовь). Хотя сама песня вовсе не об этом, но название, как нельзя лучше, характеризует обстановку, описанную в повести.

Самое страшное, что есть в произведении, это любовь бабушки к внуку. Она то кричит на него: «Чтоб ты сдох», «Когда же ты сдохнешь?», то причитает над ним, называя сиротинушкой, то обнимает и целует лишь для того, чтобы в следующий момент дать ему оплеуху. От такой любви Саше хочется убежать, забиться в угол, стать глухим и немым.

В глубине души Нина Антоновна любит Ольгу, хотя никогда не признается в этом даже себе. Дочь, в свою очередь, пытается разбудить в себе любовь к матери, представляя ее более молодой и психически более здоровой. Лишь единственный адекватный герой повести «карлик-кровопийца» Толя действительно любит жену и пасынка, а к теще относится отстраненно, понимая всю степень запущенности ее болезни.

И вот жуткий, но закономерный финал. Саша живет с матерью и отчимом в атмосфере любви и относительного спокойствия. И в это момент Нина Антоновна умирает. Это происходит по естественным причинам, но это как бы вызов внуку и дочери, Саше, в первую очередь. «Посмотри, что ты наделал» — голос из могилы. «Я тебя так любила, так заботилась, так оберегала, а ты меня убил». И чувство вины на всю жизнь – это, пожалуй, то, что чего она хотела добиться от внука своей уродливой любовью. И избавиться от этого чувства Саше, возможно, никогда не удастся. Как маленький червячок оно будет грызть его, заставляя думать о том, что бабушка была не так уж и плоха. Как известно, плохое всегда забывается быстрее.

Еще одна точка зрения на повесть, которую поддержат далеко не все, что читателю предлагается черная комедия. Но чтобы так считать, нужно обладать определенным уровнем здорового цинизма. Вряд ли сам автор согласился бы с подобной трактовкой. Так что, не хороните себя за плинтусом в детстве, чтобы, став взрослым, не погрузиться в бездну, полную уродливых призраков и разъедающих душу химер.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.6 / 5. Количество оценок: 134

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *