Похоронить за плинтусом что означает

Что означает выражение » Похороните меня за плинтусом «?

Похоронить за плинтусом что означает

Выражение «Похороните меня за плинтусом» используется в одноименной автобиографической повести Павла Санаева. Мальчик с 4 до 11 лет жил у своей бабушки, которая страдала психическим заболеванием и тиранила своего внука, которого не отдавала матери (своей дочери). Мальчик был запуган бабушкой до такой степени, что боялся умереть. И мечтал, что после смерти его похоронят не на кладбище, а за плинтусом в маминой квартире, в самом безопасном для него месте, чтобы он оттуда мог наблюдать за мамой. Отсюда и такое выражение.

Похоронить за плинтусом что означает

Есть такая повесть- «Похороните меня за плинтусом» — автобиографическая повесть Павла Санаева, написанная в 1994 году на основе его детских лет, когда он девять лет (с двух до одиннадцати лет) прожил в семье его деда, известного советского актёра Всеволода Санаева и его жены Лидии[1]. Повесть Санаев посвятил своему отчиму Ролану Быкову.

Была опубликована в 1996 году в журнале «Октябрь». Удостоена премии журнала «Октябрь» за 1996 год, номинировалась на Букеровскую премию.

Похоронить за плинтусом что означает

Потому что эти парни реально были первыми на деревне по всем показателям. Жил я в одной деревушке, так там был такой, аномальный. Не пил и не курил потому что. А ещё здоровенный, и впридачу работящий и с чувством юмора, и авторитетный среди остальных, ещё и заместитель главы администрации района. Служивший где-то под грифом секретности и неразглашения.

Но есть и такое, когда парней просто нет. Как поется: первый парень на деревне, а в деревне один я.

Похоронить за плинтусом что означает

Это означает или несколько ножей-бабочек (здоровенные такие китайские парные ножи) воткнутых в живот или ощущение щекотки под диафрагмой (как будто бабочки слегка касаются машущими крыльями), от ожидания чего-то волнующего. В общем, и то и то одинаково стрессовая ситуация.

Похоронить за плинтусом что означает

Похоронить за плинтусом что означает

Похоронить за плинтусом что означает

Это значит, что что-то делать с большим трудом и при этом допускать ошибки. Например, кто-то нарисовал рисунок. Кто-то другой посмотрел результат этой работы, и сказал: «Это с натяжкой можно назвать твою идею рисунка». То есть человек нарисовал не совсем то, что надо. То есть высказывание «Делать с натяжкой» означает некоторые ошибочные действия при выполнении работы. Отсюда как следствие этого выражения вытекает фраза: «Это с натяжкой можно назвать. «. Низкое качество работы в некоторых случаях может вызывать высказывание «Так сойдёт». Иначе исполнителя могут заставить переделать работу, особенно если он делал работу для кого-то за деньги. Понятие «С натяжкой» может означать частичное согласие человека со словами собеседника.

Похоронить за плинтусом что означает

Все люди разные по своей натуре и привычкам. Если нам начинает кто-то нравиться, мы стараемся привлечь внимание этого человека. А как? Конечно же постараться быть идеальной.

Ты можешь заинтересовать человека, но в процессе общения все равно всплывут истинные привычки и понятия. И если они не соответствуют желаниям другого человека, из этого общения ничего не выйдет.

Будьте самим собой. И именно такой вы должны понравиться своей половинке. Вот что обозначает данное выражение.

Источник

Похороните меня за плинтусом (значения)

Похороните меня за плинтусом:

Похоронить за плинтусом что означает

Похоронить за плинтусом что означаетСписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Смотреть что такое «Похороните меня за плинтусом (значения)» в других словарях:

Похороните меня за плинтусом (фильм) — Похороните меня за плинтусом … Википедия

Похороните меня за плинтусом — Жанр: повесть Автор: Павел Санаев Язык оригинала: русский Год написания: 1994[источник не указан 301 день] … Википедия

Брежнев (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Брежнев (значения). Брежнев Жанр фильм биография В главных ролях Сергей Шакуров Светлана Крючкова Мария Шукшина … Википедия

Белая гвардия (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Белая гвардия (значения). Белая гвардия … Википедия

Невозвращенец (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Невозвращенец. Невозвращенец Жанр драма Режиссёр С.С. Снежкин Автор сценария А.А. Каба … Википедия

Источник

Смысл книги «Похороните меня за плинтусом»

Повесть, написанная Павлом Санаевым, впервые была напечатана в журнале «Октябрь» в 1996 году. Повесть является в определенной степени автобиографической, поскольку свое детство Павел провел в семье бабушки и дедушки – народного артиста СССР Всеволода Санаева.

Деспотичная и нездоровая психически бабушка всячески издевается над внуком, искренне считая при этом, что все это она делает для блага мальчика. Бабушка Нина Антоновна любит внука, но от подобной любви мальчик, которого зовут Саша Савельев, невыносимо страдает и сам становится неврастеником. Дедушка Семен Михайлович с трудом переносит выходки жены, лишь изредка взрываясь.

В повести периодически появляется мать Саши Ольга (в жизни Елена Санаева), которая когда-то отдала ребенка на воспитание родителям, за что они отлучили дочь от воспитания сына, считая ее непутевой. Ее муж — отчим Саши Толя старается соблюсти нейтралитет в отношении всех персонажей, хотя мальчик воспринимает его скорее позитивно, вовсе не считая, что по вине этого «карлика-кровопийцы» мать была изгнана из семьи. Прототипом Толи является Ролан Быков, который впоследствии воспитал Павла в атмосфере уважения и любви к литературе, искусству и кинематографу.

Нина Антоновна не дает дочери видеться с сыном, но однажды Ольге удается выкрасть Сашу. Ребенок живет с матерью и отчимом и однажды узнает, что бабушка умерла.

Гнетущий и вызывающий местами жалость, а местами отвращение, фон повести заставляет читателя испытывать противоречивые чувства. После прочтения подобных книг обычно говорят: «Хорошая книга, но осадок остался».

История, рассказанная ребенком, поражает своей непосредственностью. Саша Савельев слаб физически, а благодаря гиперопеке бабушки не становится сильнее и здоровее.

Основная эмоция мальчика – страх. Страх перед всем и перед всеми. Саша боится бабушку, деда тоже, хотя и не так сильно. Бабушка постоянно твердит мальчику, что любит его, что вся ее жизнь посвящена внуку. Но делает она это так, что лучше бы не делала. Ее любовь выражается в истериках, в криках и даже в физическом насилии.

Кроме страха перед людьми Сашу угнетает страх перед событиями. Он боится, что бабушка умрет, хотя временами даже желает этого, поскольку в такие моменты страх переходит в ненависть. Он боится, что мама не придет или что бабушка его к ней не пустит. Уставший от подобной жизни так, как даже взрослый человек не устает, Саша мечтает превратиться в ничто, в человека-невидимку, которого никто не замечает.

Тогда он станет таким маленьким, что его можно будет похоронить за плинтусом в доме матери и их уже никогда не разлучат.

Другой доминирующий мотив в повести – любовь. Любовь уродливая и непредсказуемая. Семен Михайлович любит жену, хотя она относится к нему то с презрением, то с ненавистью. Да и Нина Антоновна любит мужа, хотя вряд ли признается в этом даже себе самой. В основном она тиранит супруга, пытаясь доказать тому его ничтожество.

У рок-группы Kingdom Come есть композиция под названием «What Love Can Be» (Какой может быть любовь). Хотя сама песня вовсе не об этом, но название, как нельзя лучше, характеризует обстановку, описанную в повести.

Самое страшное, что есть в произведении, это любовь бабушки к внуку. Она то кричит на него: «Чтоб ты сдох», «Когда же ты сдохнешь?», то причитает над ним, называя сиротинушкой, то обнимает и целует лишь для того, чтобы в следующий момент дать ему оплеуху. От такой любви Саше хочется убежать, забиться в угол, стать глухим и немым.

В глубине души Нина Антоновна любит Ольгу, хотя никогда не признается в этом даже себе. Дочь, в свою очередь, пытается разбудить в себе любовь к матери, представляя ее более молодой и психически более здоровой. Лишь единственный адекватный герой повести «карлик-кровопийца» Толя действительно любит жену и пасынка, а к теще относится отстраненно, понимая всю степень запущенности ее болезни.

И вот жуткий, но закономерный финал. Саша живет с матерью и отчимом в атмосфере любви и относительного спокойствия. И в это момент Нина Антоновна умирает. Это происходит по естественным причинам, но это как бы вызов внуку и дочери, Саше, в первую очередь. «Посмотри, что ты наделал» — голос из могилы. «Я тебя так любила, так заботилась, так оберегала, а ты меня убил». И чувство вины на всю жизнь – это, пожалуй, то, что чего она хотела добиться от внука своей уродливой любовью. И избавиться от этого чувства Саше, возможно, никогда не удастся. Как маленький червячок оно будет грызть его, заставляя думать о том, что бабушка была не так уж и плоха. Как известно, плохое всегда забывается быстрее.

Еще одна точка зрения на повесть, которую поддержат далеко не все, что читателю предлагается черная комедия. Но чтобы так считать, нужно обладать определенным уровнем здорового цинизма. Вряд ли сам автор согласился бы с подобной трактовкой. Так что, не хороните себя за плинтусом в детстве, чтобы, став взрослым, не погрузиться в бездну, полную уродливых призраков и разъедающих душу химер.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.6 / 5. Количество оценок: 134

Источник

Урок по повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Разделы: Литература

Цель: показать учащимся, как в повести Павла Санаева решается проблема детства.

1. Краткое сообщение ученика о Павле Санаеве.

2. Вопрос классу: О чем рассказывается в этой повести? (О детстве).

3. Вспомните, кто из русских писателей обращался к этой теме. С.Т.Аксаков, Н.Г. Гарин-Михайловский, Л.Н. Толстой, А.М. Горький).

5. Вопрос классу: Можем ли мы сказать, что у героя повести было счастливое детство? (Вряд ли можно так сказать.)

6. Вопрос классу: Почему нельзя сказать, что у героя было счастливое детство? (Разлучен с матерью, тяжелая атмосфера в семье).

7. Вопрос классу: С чем связана тяжелая атмосфера в семье? Тяжелая атмосфера в семье связана с трудным характером бабушки и ее неуравновешенным психическим состоянием.

8. Вопрос классу: Как можно определить отношение бабушки к внуку? (Она любит его, но странною любовью. Ее любовь соединяет в себе грубость, резкость, ругательства с добротой и заботой).

9. Задание классу: Приведите примеры, показывающие разное отношение бабушки к внуку. (Грубая, резкая манера общения: «хоть бы они все сдохли и ты вместе с ними»; «Ой скотина. Все пальто изгваздал. Душу тебе так бы изгваздали» и т.д. Болезненная забота о здоровье внука. История с магнитофоном говорит о том, что бабушка старается доставить внуку радость.)

10. Вопрос классу: Почему у бабушки такой трудный и психически неустойчивый характер. С чем это связано? (Это связано с прошлым бабушки.)

Рождение дочери после войны. Дочь постоянно болела, и бабушка очень боялась ее потерять. Соседка по квартире писала на всех доносы, и бабушка боялась, что ее арестуют. Психиатрическая больница: решили, что у бабушки мания преследования. Из больницы она вернулась, по ее словам, «калекой психически ненормальной.

Глава «Ссора», с. 177–183

12. Вопрос классу: Как такой характер бабушки повлиял на внука. Докажите. (Пытался приспособиться к жизни с бабушкой.)

13. Вопрос классу: А как дедушка относился к бабушке? (Дедушке было нелегко с женой, но он понимал причины такого состояния жены).

14. Вопрос классу: Перед каким выбором бабушка поставила свою дочь? (Бабушка поставила свою дочь перед выбором: ребенок или любимый мужчина. Бабушка не любила мужа дочери и не могла ей простить, что та променяла ребенка на карлика.)

Глава «Чумочка», с. 246.

15. Вопрос классу: Кто из героинь русской классической литературы стоял перед таким же выбором? (Анна Каренина).

16. Вопрос классу: Что можно сказать о матери Саши Савельева, главного героя? (Очень любит сына. Но у нее слабый характер.)

17. Вопрос классу: В чем проявляется слабость характера матери? (Она не может противостоять своей матери и забрать сына к себе.)

18. Вопрос классу: Как герой относится к своей маме? (Он ее очень любит. Самые счастливые минуты для мальчика, когда мама приходит к нему и он может с ней играть, разговаривать. Саша называл маму любовно Чумочкой.)

Глава «Чумочка», с. 206.

19. Вопрос классу: После того как Саша понял, что он уже навсегда останется жить у Чумочки, произошел между ним и мамой следующий разговор.

– Мама, спросил я. – А ты обиделась, когда я сказал, что хочу жить с бабушкой?

– Что ты! Я же понимаю, что ты для меня это сказал, чтобы мы не ругались.

– Я не для тебя сказал. Я сказал, потому что ты бы ушла, а я остался. Прости меня.

Как вы можете объяснить эти слова Саши? (Живя с бабушкой, Саша научился приспосабливаться и говорить не то, что он думает).

20. Вопрос классу: В чем трагедия бабушки? (Серьезный конфликт с дочерью, которую она, можно сказать, ненавидит. Дедушка с ней общается мало, Саша ее не любит, и она, как выясняется в конце, это понимает, Бабушка – одинокий и больной человек).

Глава «Чумочка», с. 266.

22. Вопрос классу: Всем было нелегко с бабушкой. Но все плакали, когда ее хоронили? Почему? (Бабушка была частью жизни всех героев повести. Может, каждый из героев считал, что он в чем-то виноват перед бабушкой.)

23. Вопрос классу: Как вы понимаете смысл названия повести? (Саша никогда не мог находиться с мамой столько, сколько он хотел. Не мог общаться с ней тогда, когда хотел. Он, живя у бабушки, всегда боялся потерять мать. Выражение «Похороните меня за плинтусом» метафорично. Оно означает, как мне кажется, желание ребенка всегда быть рядом матерью, всегда ощущать на себе ее любовь.)

24. Заключительное слово учителя.

Саша часто спрашивал себя, почему, оставшись с жизнью один на один, он должен быть с ней заодно; почему жизнь запрещает любить маму… почему бабушка – жизнь, а мама редкое счастье.

«Рядом со мной и утром, и перед сном была жизнь, а счастья можно было только дождаться и прикоснуться к нему».

Когда мама в конце повести забирает Сашу к себе, он не может поверить, что теперь счастье может стать жизнью.

Я вам желаю, чтобы у вас всегда счастье совпадало с жизнью.

Страницы указаны по тексту: Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом». ООО «Издательства Астрель» 2007.

Источник

Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Просмотр содержимого документа
«Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»»

Министерство образования и науки РБ

XVII Республиканская научно-практическая

конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам

Номинация:Литература XX века

Тема: Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева

«Похороните меня за плинтусом»

Автор:Лобсанова Александра, ученица 10 Акласса

МАОУ «СОШ № 25» г.Улан-Удэ

Домашний адрес: г. Улан-Удэ,ул.Солнечная 20-35

Руководитель:Шатохина Алена Ильинична,

§1. Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Повесть «Похороните меня за плинтусом» была написана Павлом Санаевым в 1994 году. Опубликовано произведение было лишь в 1996 году. По словам самого автора, эта повесть была основана на событиях, произошедших с ним в детстве, но не является при этом полностью автобиографичной, так как не лишена художественного вымысла. Это произведение произвело большой фурор в отечественной современной литературе, было номинировано на Букеровскую премию. В данной научной работе анализируется значение слова «плинтус» в повести Санаева. Повесть не исследована литературоведами, что подтверждается небольшим количеством статей о ней, которые скорее являются отзывами о повести, нежели чем научным трудом.

Цель данной научной работы: выяснение значения слова «плинтус» в художественном тексте Павла Санаева.

отобрать эпизоды, в которых упоминается это слово;

выяснить значение слова в толковых и этимологических словарях;

сопоставить литературный и языковой материал;

проанализировать значение слова «плинтус» в собранных фрагментах и эпизодах повести, где оно упоминается.

Гипотеза: в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» слово «плинтус» обретает символическое значение.

имманентный анализ текста;

Работа состоит из нескольких глав. Во введении обозначена актуальность и новизна работы, определены цели и задачи исследования, указан объект и методы исследования. Первая глава посвящена анализу эпизодов повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», в которых упоминается слово «плинтус». В заключении сформулированы результаты исследования.

Объектами исследования является повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Предмет исследования – значение слова «плинтус».

Практическая значимость определяется возможностью использования текста исследовательской работы в форме реферата в качестве справочного и обучающего материала на уроках литературы в 10-11 классах.

§ 1. Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

«Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, — придумал я однажды. — Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище»[1].

Фраза «Похороните меня за плинтусом» первый раз была упомянута именно в этом отрывке повести. И именно она стала названием данного произведения. Так какой смысл, какое значение приобрело слово «плинтус» в тексте Павла Санаева? Авторы различных толковых и этимологических словарей поясняют слово «плинтус» по-разному. Однако нечто схожее в его истолковании все же имеется.

По словарю Ожегова:

1)планка, закрывающая щель между стеной и полом;

2) наружный выступ в нижней части какого-нибудь сооружения [2].

1) плинт м. греч.подножье, стояло;

2) нижняя полоса стены, печи, выступом;

3) панель, пришивная, по стенам по полу дощечка;

4) наружный уступ стены, против полу;

5) Плинф м. церк. Кирпич [3].

1) профилированная деревянная или пластиковая рейка, предназначенная для прикрытия щелей между полом и стеной;

2) элемент архитектурного оформления помещения [4].

По этимологическому словарю Фасмера:

«четырехугольное основание колонны, нижний обвод стены, печи». Из греч., вероятно, через лат. Plinthus [5].

По толковому словарю Ушакова:

1) узкая планка, закрывающая щель между деревянным полом и стеною;

2) наружный выступ на стене здания на высоте пола;

3) нижняя полоса печи, идущая выступом [6].

Итак, во всех словарях главная роль плинтуса – прикрытие щели между стеной и полом. Во-первых, действие имеет практическое значение, так как защищает дом от проникновения мышей и других вредителей, а во-вторых, носит эстетический характер. Какое же значение приобретает в произведении слово «плинтус»?

«”Никогда” было самым страшным в моем представлении о смерти. Я хорошо представлял, как придется лежать одному в земле на кладбище под крестом, никогда не вставать, видеть только темноту и слышать шуршание червей, которые ели бы меня, а я не мог бы их отогнать. Это было так страшно, что я все время думал, как этого избежать»[1].

В итоге после долгих размышлений главный герой и приходит к выводу о том, что похороны за плинтусом – идеальный для него исход. Таким образом, он сможет уйти от одиночества, от темноты, от безвозвратности. Слово «никогда» прекратит преследовать его и рядом будет самый дорогой для ребенка человек – мать. И стоит отметить, что Саша просит похоронить его не за любым плинтусом. Он хочет, чтобы плинтус, за которым он будет похоронен, принадлежал его матери. Чумочка (как ласково мальчик называл свою маму) была для Саши единственной радостью жизни. Он жил для нее, его целью жизни были встречи с ней, безумно редкие, но спасавшие его от гибели личности от тирании, дающие ему ощущение любви и тепла. Мама главного героя была для него «лучом света в темном царстве». Во время встреч с ней он как никогда остро осознавал губительность бабушкиной опеки, понимал, что жизнь может состоять не только в вечных походах по врачам и запретах, но и в окружении, способном дарить чувство защищенности, когда Саша мог говорить то, что думает, ничего не боясь, быть самим собой. Мама была для мальчика светлым идеалом, праздником меж серых будней. Его связь с ней не могла быть подавлена ни редкостью их встреч, ни всепоглощающей любовью бабушки, ни долгими разлуками. Эта связь, любовь матери и сына способны были отогнать ужасы смерти, ее присутствие (пусть мальчик и будет за плинтусом, но она будет рядом) будет дарить ему защиту, спокойствие.

В этом произведении плинтус становится не просто элементом декора. Плинтус для Саши в первую очередь – это граница между миром живых и тем инобытием, которого он боялся. Это не тяжелый крест, не могильный памятник, который задавит, не позволит выбраться и спастись от своих страхов, от боязни темноты и от бесконечности, проведенной в полном бездействии и одиночестве. Это небольшая планка. Планка, которая позволит мальчику подглядывать за этим миром, уйти «не навсегда». Этим значение слова «плинтус» в многочисленных толковых и этимологических словарях и отличается от значения этого слова в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Слово «плинтус», имеющее довольно узкое истолкование, приобретает метафоричное значение.

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности, были собраны фрагменты и эпизоды, в которых упоминалось слово «плинтус», выяснены значения этого слова в различных толковых и этимологических словарях, сопоставлен собранный литературный и языковой материал, проанализированы фрагменты и эпизоды, в которых упоминалось данное слово.

Данная работа позволяет сделать вывод о том, что в контексте повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» слово «плинтус» обретает более глубокий смысл и используется в переносном значении. Слово «плинтус» в этом произведении приобретает значение «граница между миром живых и миром мертвых».

СанаевПавел. Похороните меня за плинтусом. Издательство: МК–Периодика, 2007 г.–184 стр.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российский фонд культуры – М.: АзъLtd., 1992. – 960 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / М.: «Русский язык», 1978.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. – 4-е изд. стереотип. / М.: Астрель: АСТ, 2003.

Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Ред. УшаковД.Н./ М.: Вече: Мир кн., 2001.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *