Поездка в турцию на машине через грузию что нужно знать

Как съездить в Турцию на машине

Поездка в турцию на машине через грузию что нужно знать

Узнайте, как съездить в Турцию на своём автомобиле. Ситуация в 2021 году, расстояния, документы и нюансы прохождения границы.

Путешествия в Турцию на машине становятся всё популярней. Причины очевидны: это не дороже перелёта, ехать не так уж далеко, можно за одну поездку искупаться в Средиземном и Черном морях, увидеть руины античных городов и древние крепости. Ко всему прочему, вы побываете в Грузии или Болгарии в зависимости от выбранного маршрута, что тоже сделает поездку интереснее. Столь приятную картину портят лишь сложности пересечения границ из-за ковидных ограничений. Давайте посмотрим, какие у нас есть варианты.

Содержание:

Наш опыт

Мы много путешествуем на автомобиле и активно пропагандируем этот вид туризма уже многие годы. Из России в Турцию мы пока не ездили, однако накопили уже немало опыта поездок по разным частям этого маршрута. Весной 2021 года мы арендовали авто в Турции и целый месяц активно путешествовали по стране, проехав более 3000 км. В Грузии мы тоже много катались на взятой напрокат машине в июне 2021: от Кахетии до Имеретии, а также по всей Военно-Грузинской дороге. Опыт пересечения границы в «Верхнем Ларсе» у нас тоже имеется, правда, на трансфере. Всю южную часть России, до самого Владикавказа, мы тоже уже успели проехать на своей машине. Иными словами, почти весь маршрут из Центральной России до турецких курортов мы знаем по личному опыту, который получали по частям. Буду рад поделиться им с вами в этой и других наших статьях.

Поездка в турцию на машине через грузию что нужно знатьПриехали в Каппадокию на машине. Поездка в турцию на машине через грузию что нужно знатьФото из нашего автопутешествия по Грузии в июне 2021. Я, наш арендованный старичок БМВ X5 и красавица Военно-Грузинская дорога.

Можно ли сейчас выехать на машине из РФ

По состоянию на июль 2021 года гражданам РФ запрещено ездить за границу с туристическими целями. Летать и ходить морем можно, по земле — нельзя. Поехать за границу на машине можно только при наличии оснований: к близким родственникам, с целью лечения, для получения образования и т. п. Полный перечень смотрите здесь.

При этом наземная граница Турции и Грузии, насколько я понимаю, сейчас открыта для туристов. Так что единственный сложный вопрос — выехать из России.

Таким образом, поехать в Турцию на машине через Грузию или Болгарию с туристическими целями пока нельзя. Однако я знаю, что нынче работают посредники, оформляющие приглашения на лечение в Грузию. При остром желании покинуть пределы РФ именно на машине, изучите эту возможность. Увы, контактами и наводками поделиться с вами не могу — гуглите.

Если в Турцию вы едете ради отдыха, то могу посоветовать не усложнять себе жизнь: спокойно улететь туда на самолете, а на месте, как и мы, арендовать машину на Myrentacar.com и кататься в своё удовольствие. Так сейчас будет намного быстрее, спокойнее и дешевле, чем ехать на своей машине. Узнайте больше про аренду авто в Турции — делюсь нашим опытом и даю ценные советы.

Путь в Турцию через Грузию

Самый популярный вариант поездки на машине в Турцию — через Грузию. Так получается проще и быстрее, чем через Болгарию.

Сколько ехать: 3700 км — это расстояние от Москвы до Антальи по самому короткому пути без заездов в сторону. Такое расстояние получится преодолеть лишь за 4-5 дней с учётом прохождения двух границ. Дорога в Турцию из городов юга России будет примерно на тысячу километров и один день пути меньше.

Сколько ехать до турецкой границы через Грузию (без учета пробок и времени на прохождение российско-грузинской границы):

Пункт отправленияРасстояние в км до КПП «Сарпи»Время в пути
Москва23001,5-2 дня
Краснодар115020 часов
Ставрополь90015 часов
Санкт-Петербург30002-3 дня
Ростов-на-Дону125020 часов
Воронеж18001,5-2 дня
Самара21501,5-2 дня
Казань24002-3 дня
Екатеринбург31002-3 дня
Нижний Новгород23001,5-2 дня

Время в пути, конечно, примерное: каждый ездит по-разному, да и ситуация на дорогах меняется.

Эти расстояния уже включают 500 км пути через всю Грузию от КПП «Верхний Ларс» до «Сарпи». Военно-Грузинскую дорогу вы будете проезжать не менее 3-4 часов без учёта остановок: там и лихие серпантины, и пробки, и медленные фуры, и разбитый асфальт. Так что будьте готовы! Зато от Тбилиси до Батуми вы будете ехать достаточно быстро по отличной трассе (хотя местами китайцы ведут там глобальную стройку новой дороги, так что заторов не избежать). Кстати, на заметку: грузинские камеры пока не умеют читать российские номера.

Учитывайте, что от КПП «Сарпи» до Антальи ехать ещё 1400 км, то есть примерно полтора дня. А вот черноморские курорты Турции значительно ближе.

Держа путь через Грузию в Турцию, обязательно посмотрите главные грузинские достопримечательности по пути. На машине это сделать очень удобно. На Военно-Грузинской дороге посмотрите на великолепную Троицкую церковь в Гергети, Арку Дружбы и многочисленные смотровые площадки. При наличии свободного дня загляните в Тбилиси и погуляйте по Старому городу. Учитывайте, что в столице всегда большие пробки. В Гори можно заехать ради дома-музея Сталина, он весьма любопытный, и древнего пещерного города Уплисцихе. Хотя последний вполне можно пропустить, если поедете в Каппадокию — там примерно то же самое, но ещё круче. В Кутаиси можно не заезжать, там не слишком интересно. Лучше посвятите время отдыху на лучших пляжах Грузии, ведь по дороге в Турцию вы будете проезжать все главные курорты: Уреки, Кобулети, Батуми и другие. Узнайте больше про отдых на море в Грузии.

Поездка в турцию на машине через грузию что нужно знатьВоенно-Грузинская дорога, по которой вы будете проезжать по пути в Турцию. Красота невероятная! Поездка в турцию на машине через грузию что нужно знатьВереница фур, ожидающих свою очередь перейти границу на КПП «Верхний Ларс». Летом выстраиваются очереди и из легковых машин с автобусами — учитывайте это.

Прохождение границы и документы

Граница «Россия — Грузия»

Единственно возможное место пересечения границы между Россией и Грузией — это КПП «Верхний Ларс». Проезд через Абхазию и Южную Осетию невозможен.

На границе нужны загранпаспорта для водителя и пассажиров, водительское удостоверение и СТС. Международный страховой полис Green Card для въезда на территорию Грузии не нужен (страна не участвует в этой международной ассоциации), но он потребуется при пересечении турецкой границы. Однако для въезда в Грузию на машине обязательно нужно оформить местную страховку по типу нашего ОСАГО. Купить полис можно на официальном сайте (на русском языке). Страховка для легкового авто на 15 дней стоит 30 лари (≈10$).

Советую оформить также и медицинскую страховку для Грузии и Турции с покрытием лечения ковида. Выгоднее всего покупать её на сайтах Сравни.ru или Cherehapa.

На российско-грузинской границе летом бывают очереди — лучше запастись едой, водой и терпением. В низкий сезон прохождение занимает 1-2 часа, при этом задержки бывают только на российской стороне. По отзывам туристов, машину досматривают быстро и без особых придирок. Сам осмотр автомобиля пограничниками и паспортный контроль занимают всего 15-20 минут. Эту информацию подтверждаю: мы пересекали границу в июне 2021, когда она была минимально загружена из-за пандемии, но даже так на российской стороне пришлось отстоять очередь около часа-полутора.

Поездка в турцию на машине через грузию что нужно знатьГрузинская сторона на КПП «Верхний Ларс». Границу со стороны Грузии мы пересекли за считанные минуты без очередей и прочих задержек.

Граница «Грузия — Турция»

Чтобы попасть в 2021 году в Турцию на машине из Грузии, нужно проехать через КПП «Сарпи» (у моря) или КПП «Вале», который находится в Адигенском районе Грузии. Дорога через КПП «Сарпи» популярнее, и там часто выстраиваются многочасовые очереди. Через КПП «Вале» проезд свободный.

Оба погранпункта работают круглосуточно. Везде пограничники проверяют документы и досматривают автомобиль. Согласно таможенным правилам, беспошлинно в Турцию туристам разрешено ввозить до 600 сигарет, 1 л алкоголя крепче 22% или 2 л менее крепких алкогольных напитков, а также шоколад, кофе и чай весом до 1 кг.

Водительское удостоверение международного образца не требуется ни в Грузии, ни в Турции. Достаточно обычных российских прав, где информация дублирована латиницей.

После пересечения границы Грузии и Турции советую посвятить денёк-другой черноморским курортам и «турецким Альпам». Мы собираемся съездить туда в следующий раз. Если вы держите путь на Анталью или другой южный курорт, то непременно заезжайте в Каппадокию. Наши путеводители подскажут вам, что стоит увидеть в этом регионе, как полетать на воздушных шарах и где лучше остановиться. Если вы едете на курорты Эгейского моря, то по пути заезжайте в Памуккале.

Особенности прохождения границы между Турцией и Грузией вы узнаете из видео:

Поездка в турцию на машине через грузию что нужно знатьДо чего же приятно кататься по турецким дорогам! Мало того что они хороши в плане качества, так ещё и чертовски красиво. Это участок трассы по пути из Каппадокии в Анталью.

Путь в Турцию через Украину и Болгарию

Некоторые туристы объезжают Черное море с запада. По сравнению с дорогой через Грузию, путь в Турцию через Болгарию на машине более сложный и затратный. Это из-за многочисленных границ и необходимости получать визы Румынии и Болгарии. Правда, если вы уже обладаете многократной шенгенской визой, границы для вас открыты.

Самая короткая дорога на машине в Турцию пролегает через территорию Украины, Румынии и Болгарии. Хотите объехать территорию Украины? Отправляйтесь транзитом через Беларусь, Польшу, Словакию, Венгрию, Румынию (или Сербию) и Болгарию. Узнайте больше о поездке на автомобиле в Болгарию.

Сколько ехать: 3100 км — это самая короткая дорога из Москвы в Анталью через Украину, Румынию и Болгарию.

Паромная переправа Сочи-Трабзон

До недавнего времени из Сочи ходил паром в Трабзон. В 2018 году паромная переправа приостановлена. В 2021 году паром всё ещё не ходит. Тем не менее она может быть открыта в любой момент. Поэтому мы даем полную информацию об этом способе попасть в Турцию на машине.

Переправа на пароме снимает множество проблем, которые возникают в путешествии через транзитные страны, но имеет и свои минусы. Билет на паром стоит 4000-5000 ₽ на человека, провоз легковой машины — от 13500 ₽, внедорожника — от 16500 ₽, микроавтобуса — от 20000 ₽. Купить билеты на паром можно за день до отплытия с 10:00 до 18:00 и с 9:00 в день отплытия. Опытные туристы советуют приезжать в порт за 7 часов до отплытия парома.

Дорога по морю занимает от 12 до 18 часов. Большой минус в том, что пассажиры все время находятся не в отдельных каютах, а на общей палубе. В стоимость билета входит еда, но ее явно недостаточно. За блюда, которые продают на пароме, просят втридорога, поэтому большинство отдыхающих берут в дорогу собственные продукты и питье.

Карта маршрутов для поездки в Турцию на машине

Стоит ли ехать в Турцию на автомобиле

Доводы за:

Доводы против:

Источник

На машине в Турцию через Грузию

Автотуризм внутри своей страны и за рубежом – далеко не одно и то же. Нужно знать правила пересечения границы и иметь нужные документы. Внутри другого государства действуют иные законы, говорят на другом языке. Только тщательная подготовка к смелой поездке на собственном авто «за тридевять земель» наполнит путешествие приятными эмоциями и оставит восторженные впечатления.

Отважным путешественникам, которые собираются проложить маршрут в Турцию через Грузию на автомобиле, эти заметки будут полезны.

Цель – Военно-грузинская дорога

Из какой бы российской точки вы не выезжали, держите курс на Владикавказ – Батуми. Преодолеть расстояние 1770 километров между городами Москва — Владикавказ можно за сутки с одной ночевкой. Все пути ведут через Краснодарский край, живописные калмыцкие степи, Ставрополье, Кабардино-Балкарию и Северную Осетию. Остановки можно совмещать с осмотром достопримечательностей и делать фото на память. По ходу следования встречаются водоемы. Остановитесь, чтобы искупаться и отдохнуть. Тогда вождение не будет столь утомительным, хотя дороги хорошие.

Российская трасса

Основные ремонтные работы на дорогах выполняют летом и южное направление – не исключение. На отдельных участках функционирует одна полоса, по которой поочередно пропускают машины в обе стороны. Это задерживает автопутешествие, но ненадолго. Краснодарская федеральная трасса М4 хорошего качества. Четырехполоска сменяется двумя полосами в Кабардино-Балкарии и заканчивается у границы, после которой начинается горная дорога.

Наша граница

На Военно-Грузинской дороге в 40 км от Владикавказа на единственном сухопутном переходе через границу выставлены шлагбаумы контрольно-пропускного пункта Верхний Ларс. Режим работы зависит от природных катаклизмов. В хорошую погоду КПП работает круглосуточно, при неблагоприятных условиях – с 6 утра до 21 часа. Летом в связи с большим трафиком лучше встать в автомобильную очередь с вечера, если отменен круглосуточный график. Это позволит меньше времени провести днем под палящим солнцем.

Правила при пересечении границы

До двух часов занимает полный осмотр машины, багажа и документов со стороны России:

На противоположном шлагбауме КПП «Казбеги» процедура проходит быстрее.

Грузинская сторона

Пограничники сопредельного государства выполняют идентичные обязанности по установлению личности и законности пересечения рубежа российскими и другими гражданами.


Из-за вооруженных российско-грузинских конфликтов в 90-х и в 2008 году дипломатические связи между государствами прервались, но это не привело к жестким санкциям в отношении поездок.

На граждан бывших стран СССР, кроме Туркменистана, распространяется безвизовый режим. Поэтому россиянам виза не требуется на срок до трех месяцев.

Поездка в турцию на машине через грузию что нужно знать

Паспорт

Документы на транспорт

Страховка

Обязательного страхования машины и гражданской ответственности в стране нет, если автомобиль находится меньше 15 дней. Дополнительные сборы и налоги при пересечении границы Грузии тоже отсутствуют.

Эти бонусы вдохновляют на продолжение необычного путешествия на машине через Грузию в Турцию.

По горам и предгорьям Сакартвело

Военно-Грузинская дорога – первая достопримечательность, которую видит автотурист. Она проходит по живописной гористой местности, связывая между собой Владикавказ и Тбилиси.

Картины потрясающих горных пейзажей сменяются Жинвальским водохранилищем. Невозможно не остановиться у Троицкой церкви Гергери или крепости Ананури. Исторические реликвии веками поражают своими архитектурными чудесами: замок царицы Тамары и храм Джвари над древней Мцхетой.

Поездка в турцию на машине через грузию что нужно знать

И даже обрывистые обочины Крестового перевала заставляют замирать от восхищения и ужаса. У некоторых водителей путь от Коби до Гудаури вызывает шок из-за отсутствия асфальта, особенно с низкой посадкой. И только мастерство позволяет миновать рискованные участки без ущерба для «железного коня». Последние 100 километров трассы Тбилиси – Батуми радуют замечательной трехполосной автострадой с разграничительным бруствером и дорожными развязками. Пройденное от границы расстояние в 470 км преодолевается за 8 часов.

Топливо

Банковские карточки грузины принимают почти на всех заправках, даже в глубинках. На оплату долларами можно договориться, если нет при себе местной валюты.


Топливо в Сакартвело (внутреннее название страны) стоит около 1 евро, что значительно превышает российские цены. На турецкой стороне бензин дороже в два раза. Предусмотрительные туристы полностью заправляют автомобиль в Грузии, продолжая путешествие в Турцию.

Пограничный пост Грузия – Турция

Существуют два перехода: КПП Вале и КПП Сарпи. Первый вариант находится намного дальше, поэтому многие стремятся попасть на ККП Сарпи – 18 километров от Батуми. В живописной бухте с мелкогалечным пляжем, который признан одним из лучших на аджарском побережье, расположился одноименный поселок. Численность населения не дотягивает до 1000 человек. За счет туристов он кажется многолюдным. Сюда приезжают купаться и на экскурсии, полюбоваться водопадом со скульптурой Андрея Первозванного. Соблазнившись близостью заставы, отдыхающие переходят на другую сторону границы. Формальности занимают несколько минут, как для пеших, так и для автомобильных туристов.

Паспорт, виза

Особенности заезда

Переезжая из Грузии в Турцию на авто, водитель должен предъявить документы, разрешающие на автомобиле передвигаться по стране.

Грин-карта или страховой полис. На турецком языке звучит как «сигорта». Можно оформить на заставе, заплатив 90 лир, или 30 долларов. Желательно оплатить без сдачи, так как остатки выдадут по заниженному курсу. Страховой полис готовится около часа.

Поездка в турцию на машине через грузию что нужно знать

Водительские права

Нет требований к наличию международных водительских прав. К радости наших автотуристов, полиция редко останавливает транспорт с российскими номерами для проверки документов. Главное, не нарушать правила и не попасть в аварию.

Дорожный сбор. Карточка продается на КПП, либо на заправке. Виньетку желательно приклеить на лобовое стекло, чтобы машину с иностранными номерами не тормознули полицейские. Неуплата сбора карается крупным штрафом.

Правила провоза багажа

Грузинский транзит для наших туристов запоминается знаменитым грузинским вином, с помощью которого хочется расслабиться после утомительного переезда. Многие не могут устоять перед соблазном купить вина в дорогу. Много спиртного через границу не провезти. Ограничения касаются и других категорий:

Деньги

Нет ограничений на иностранную валюту и турецкие лиры.

С какой валютой лучше ехать? На территории Турции курс евро выгоднее, чем менять доллары. Поэтому лучше иметь евро. В любом обменнике можно купить лиры и трогаться в путь.

Турецкий автобан

По турецким дорогам хочется мчаться с ветерком. В отдаленных аулах проложены трассы с идеальным покрытием. Разметки на автобане в каждом направлени по три полосы. Дорожные указатели встречаются повсеместно и дублируются по английски. Дорожные указатели встречаются повсеместно и дублируются на английском языке. Поездка по некоторым автомагистралям платная. Проезжая Стамбул через Босфорский пролив, тоже придется заплатить. Размер оплаты зависит от пройденного расстояния и класса автомобиля. На автозаправках «Shell» продаются специальные карты «KGS», которыми являются платежным пропуском.

Транспортная инспекция

Ограничивающих скорость знаков нет, но больше 110 километров в час ездить не рекомендуется. Водителю за рулем запрещено разговаривать по телефону без использования hands-free. Все пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности.

Если случилась неприятность в виде штрафа, его можно заплатить в любой Налоговой инспекции. Желательно оплатить в течение двух недель, чтобы получить скидку 25 %.

Топливо

В три раза дороже, чем в России стоит бензин в Турции. Можно в Грузии взять с собой запас бензина, но не больше 20 литров, все что свыше – контрабанда. Качество топлива высокое и оправдывает свою цену: 5 лир за литр 95 бензина. В два раза дешевле газ, дизельное топливо – чуть больше 4 лир. Стоимость бензина постоянно меняется, а летом – традиционно увеличивается. Бензин составляет основную часть расходов у автотуристов. Зато впечатления и эмоции от путешествия по Турции не купишь ни за какие деньги.

Поездка в турцию на машине через грузию что нужно знать

Сказочная страна

Многие исторические памятники и чудеса архитектуры можно увидеть в одно автопутешествие. «Железный конь» домчит до берегов Мраморного, Эгейского и Средиземного моря. Можно приехать в Анталию позагорать на пляже. Оттуда взять курс в межконтинентальный мегаполис – Стамбул, стоящий между Европой и Азией. Затем вернуться обратно другим маршрутом, дополняя фотоальбомы, отзывы и впечатления о прекрасных странах.

Полезные советы

Длинная дорога через две границы оставляет не только воспоминания о прекрасных пейзажах, снежных вершинах, степных просторах и бескрайних морских берегах. Неведомые земли наполняют эмоциями и чувством единения с другими народами, на каких бы языках они не говорили.

Источник

Путешествие по Турции через Грузию на машине

Первая часть отчета о поездке на машинах большой компанией в Турцию через Грузию с посещением Сиваса, Эрзурума, развалин старого города-призрака Ани, офф-роуд приключениями, множеством увиденных мечетей и природных красот.

Турция очень хорошо известна российским туристам. И скорее всего, более половины населения нашей страны там побывало, но далеко не многие ездили туда на своих машинах, и еще меньше туристов путешествовало по ее восточной части, по Восточно-Анатолийскому региону. Описание ориентировано в помощь тем, кто собирается поехать на авто в данном направлении.

Наш маршрут:

Протяженность маршрута туда-обратно от Москвы – 9000 км. Период путешествия – с 26 апр. 19 г. по 12 мая 19 г. (16 дней). Изначально маршрут данной экспедиции был подготовлен Михаилом (RML) и Анной (Зима) на Land-Cruiser.ru. По ходу движения в маршрут были внесены некоторые изменения и дополнения.

Формат экспедиции предусматривал 3 точки сбора – в Мск на выезде с МКАД, в Грузии в районе Степанцминды и после пересечения турецкой границы в Вале в пригороде г. Карс. Движение по маршруту и осмотр достопримечательностей строго не регламентировался и все могли выбрать для себя наиболее интересные объекты для посещения и осмотра самостоятельно или группами.

Необходимые документы для этого путешествия и основные особенности

По Грузии Грин карта не действует. У них страховку можно оформить сразу при пересечении границы или тоже заранее. Лучше оформить заранее в онлайн режиме на сайте: https://www.tpl.ge. Справа вверху выбор языка на русский, далее все интуитивно понятно. Стоимость на 15 дней 30 лари, что составляет приблизительно 750 р.

В Турции, как впрочем и в Грузии, движение крайне хаотичное и разнообразное по передвигающему по дороге транспорту.

В Турции, так же как и в Грузии, любят сигналить по любому поводу и без повода. Даже, если вы просто стоите на светофоре первым, вам машина сзади будет сигналить сразу, в ту же секунду, как только загорится желтый свет. В населенных пунктах пешеходы не смотрят на машины и просто бросаются под колеса. Коровы, телята и овцы вообще стоят на дороге, где угодно и сколько угодно и могут неожиданно броситься в любую сторону. Нужно быть очень внимательным, т.к. неожиданно опасность может возникнуть с любой стороны. В нашей команде одну из машин задела в правое крыло турецкая машина, которая неожиданно задом тронулась от места парковки. Впоследствии, удалось получить компенсацию с турецкой страховой компании, но это заняло немало времени и усилий, и этой машине пришлось повторно возвращаться в город, где случилось ПТД. Не у всех на это хватит времени, сил и желания. Водители в городах вообще не смотрят по сторонам и лезут в любую щель, в том числе на обочины и тротуары.

На дорогах между населенными пунктами много пропускных пунктов, особенно ближе к границе с Сирией и Ираном. Полицейские и жандармы к нашим машинам сильно не привязывались и часто просто пропускали, внимательно смотря с интересом вслед. Причем, Патриот, явно вызывал у них некий неподдельный интерес. Видимо, не столь часто они видят в Турции российские внедорожники. При этом только один раз у нас попросили открыть багажник и несколько раз поверяли документы. В большинстве случаев, хватало одних загранпаспортов, без проверки прав и документов на машину.

КПП на границе с Турцией

При проезде контрольных пропускных пунктов не нужно полностью останавливаться перед знаком DUR, как это принято у нас перед знаком СТОП. Это они сами нам сказали, когда мы вначале стали перед ними тормозить. Нужно проезжать медленно и смотреть на движение рук полицейских. Если они не проявляют никаких действий, нужно просто медленно проезжать мимо без остановки.

Пропускной пункт в Турции

На пропускных пунктах всегда встречается такая или иная военная техника:

Военная техника на пропускном пункте

Заправок по трассе много. Есть местные бренды, а есть и хорошо нам знакомые:

Цены в лирах на заправке Lukoil

Для движения по платным дорогам нужно покупать стикер, но какое-то время можно ездить и без него: krass56.ru

Мы покупали стикер перед выездом на платную дорогу, уже когда возвращались из Мерсина.

Стикер на лобовое стекло для проезда по платным дорогам Турции

Минимальная стоимость там была 70 лир. Сам стикер HGS стоил 20 лир. Остальные 50 лир на счет. До этого при выезде с платной дороги светофор горел красным и громко жужжал. Стоящие за ним полицейские не обращали на нас никакого внимания, но было как-то тревожно и не спокойно, и мы решили не испытывать судьбу на обратной дороге. После наклейки стикера все светофоры на въезде на платные дороги стали приветливо загораться зеленым светом.

Мед. страховку мы не делали. Но это, кто как сам решит для себя. Можно сделать там же в Альфа страховании или на сайте: https://tour-turkish.ru/medicinskaja-strahovka-turciju

Для связи между экипажами пользовались рациями УКВ диапазона. Как показала эта поездка стационарный вариант УКВ намного лучше, чем СиБи. При наличии стационарной рации УКВ диапазона, устойчивая связь между машинами поддерживается на расстоянии 40 и более км, в зависимости от местности.

Навигация у всех экипажей была своя, но у всех был установлен OsmAnd. Хотя наш экипаж больше пользовался Navitel-ом, наверное в силу многолетней привычки и потому что многие точки, карты и координаты по этому маршруту и более ранним маршрутам, были в нем уже забиты и установлены.

Старт нашего экипажа на УАЗ Патриоте (дв. Iveco): 26.04.19 г. в 16-00 из Мск (Мск-Тамбов-Волгоград)

Мы решили выехать чуть раньше намеченного старта из Мск основной группы машин и встретиться с ними на точке сбора №2, уже после пересечения грузинской границы, т.к. они запланировали выезжать на следующий день утром и ехать по платной дороге через Ростов, а мы решили проехать через Волгоград и Элисту.

Предпраздничные пробки на МКАД кое-как удалось объехать по Новорязанскому ш. по М5 и далее, отвернув в Коломне на второстепенные дороги, уйти в сторону Каширского ш., по которому после моста через р.Ока транспортный поток уже более-менее двигался равномерно. Выезд на Е115 занял чуть более двух часов, что не так уж и плохо для вечера пятницы перед длительными майскими выходными. Далее, было спокойное разреженное вечернее движение по однополосной дороге до Тамбова и потом до Волгограда. После Тамбова дорога резко портится, много ремонтов и реверсивного движения на мостах. На ночевку встали в первом часу ночи в 200 км. от Волгограда. За этот день проехали около 800 км.

27.04.19 г. (Волгоград-Элиста-Мин.воды)

Проснулись в 8 утра уже под палящими лучами волгоградского степного солнца. Быстро позавтракали и через 3 часа остановились на Мамаевом Кургане. Ранее, когда ездили в Астрахань и на Ахтубу, всегда проезжали Волгоград транзитом. В этом году решили остановиться и спокойно погулять по городу. Сразу повезло с экскурсией. Потом посмотрели смену караула.

Волгоград, Мамаев Курган

Обелиск Родина Мать планируют реставрировать и закрыть лесами. Пока работы не начаты, самое время там побывать.

Волгоград, Мамаев Курган

После обеда над городом стали нависать тучи и мы решили, что пора выдвинуться в сторону Элисты. Дорога от Волгограда до Элисты в хорошем состоянии и очень нам в этом году понравилась. Интенсивность движения была как никогда низкая, дорога совсем не напрягала. Проехали несколько постов ДПС. Нас нигде не остановили.

Элиста, буддийский храм

В Элисте проехали по городу, перекусили в кафе и поехали дальше в сторону Кавказа. В Мин.водах были в 12 часов ночи. Там же остановились на ночевку. Проехали за этот день 900 км.

28.04.19 г. (Мин. воды-Железноводск-Аушигер-Владикавказ-Верхний Ларс-(переход границы с Грузией)- Степанцминда)

Утром заехали на могилку к Феодосию Кавказкому и далее, проехали до Железноводска за минеральной водой, Прасковейским коньяком и вкусным завтраком. У нас многое связано с этим местом, периодически приезжаем в Железноводск в санаторий, уже несколько лет встречаем там Новый год. Было приятно снова погулять по знакомым улочкам и центральному парку, где находятся Смирновский и Славяновский бюветы. Далее, поехали в Аушигер, где теплые нарзанные источники образовали целебное озеро, которое пригодно для купания в любое время года. С удовольствием поплавали в этой теплой воде и сняли усталость от пройденных 2 тыс.км. Пообедали в стиле кабардино-балкарской кухни с шашлыками и местными хичинами (лепешками с сыром или мясом и зеленью).

Владикавказ решили проехать не по объездной, а тоже через центр города, чтобы заехать в магазины и просто посмотреть сам город. Продукты купили, а вот заправки на объездной из-за этого пропустили. Пришлось заправляться на последней к границе заправке, на которой солярка явно не того качества. Потом не знали, когда она закончится, т.к. машина на ней нормально ехать отказывалась.

К КПП Верхний Ларс подъехали в 7 часов вечера. Очереди было 3 машины. Переход занял не более получаса. Там же поменяли рубли на первое время на лари, т.к. курс на границе не самый выгодный.

Грузия, КПП Верхний Ларс

К точке сбора в Степанцминде подъехали уже в темноте. В конечном итоге на живописной стоянке в Степанцминде собралось 7 машин.

В точке сбора в Степанцминде

Место красивое, на горе выше поселка, но очень прохладное. Температура не выше +5 С. Что делать, это выгорогорье. Но, в хорошей компании холода не замечаешь, а настойка с кангалом, чача, вино и грузинская кухня быстро согревают. Ужин прошел весело. Как будто всех знали и раньше.

Напротив, перед нами, как на ладони, лежал поселок Гергети, а выше него возвышалась Церковь Троицы Живоначальной.

В ранних поездках по Грузии мы туда поднимались на машине. Подъем крутой и в сырую погоду небезопасный. Но, место очень живописное, красивое и завораживающие, обязательно нужно посетить, если еще там не были.
Пробег в общей сложности в этот день составил 350 км.

29.04.19г. (Степанцминда-Боржоми-Ахалцихе-Вале(переход границы с Турцией)-Карс-Ани)

Все проснулись раньше 7 часов утра, хотя выезд был назначен на 9 часов.

Не знаю почему, но в горной местности всегда быстро высыпаешься. Ранее, в пеших походах по горам, когда ложишься спать, сил нет совсем, а через 4-5 часов уже полностью восстанавливаешься и высыпаешься. И здесь, легли поздно, но выспались так, как будто спали ночь и еще день. Выехали на полчаса раньше назначенного времени.

Военно-Грузинская дорога живописна в любое время года. Ребята по рации рассказывали о тех или иных достопримечательностях по дороге, о сторожевых башнях на вершинах близлежащих гор и вообще, все дружно общались по рации и делились впечатлениями о ранних поездках по Грузии.

Мы последний раз были здесь 5 лет назад и тоже очень радовались тому, что снова оказались в знакомых местах. Днем подъем на Крестовый перевал (2.379 м.) не очень сложен.

Грузия, Крестовый перевал

Грузия, Крестовый перевал, смотровая площадка

Не смогли не остановиться на смотровой площадке, чтобы полюбоваться прекрасными видами на снежные вершины, озеро и ущелье (Гудаурскую пропасть).

Грузия, Крестовый перевал, вид со смотровой площадки

Далее движение до Боржоми по новой автомагистрали. По дороге купили местного вина.

В Боржоми выбрали брендовое кафе или скорее это был ресторан в центре, недалеко от входа в лечебный парк. Но, похоже, сделали это зря, т.к. персонал там явно не успевал обслуживать поток туристов и обед растянулся на два часа. Сам обед был вкусным. В источнике, возле парка набрали минеральной воды Боржоми в дорогу.

Грузия, Боржоми, ул. 9 апреля

До границы с Турцией в районе Вале доехали без остановок. Границу прошли быстро, очереди вообще не было. На турецкой стороне из нескольфких машин заставили вынимать вещи и сумки. Проверили содержимое, но бегло и без пристрастия. Мы проходили осмотр последними из всех машин нашей команды, и к нам отнеслись как-то менее требовательно, чем к другим экипажам. Наверное, таможенники уже утомились от нашей команды. У нас проверили только одну сумку, даже не вынимая ее из машины.

На турецкой границе просят показать Грин карту, потом идешь к оператору, где машину заносят в базу и выдают талон на осмотр. После осмотра таможни на этом талоне ставят штамп и можно ехать к КПП, где все выходят из машины, даже водитель, и проходят через турникет. Там же таможенник ставит печать в загранпаспорте и уже на машине пропускают в Турцию.

Кстати, при въезде в Грузию и при выезде страховку не спрашивали и ни разу не проверили. Только на выезде из Турции, уже на грузинской таможне уточнили о ее наличии, но получив утвердительный ответ, проверять не стали. После въезда в Турцию через КПП Вале-Пософ нас ждал новый перевал до Карса.

Солнце быстро спускалось за горизонт, начинались сумерки, температура местами опустилась до +2-5 С. Головные машины колонны прибавили скорость и мы, замыкая движение колонны, еле за ними поспевали.

Турция, перевал в районе Пософ

Экипажи, выехавшие еще раньше нас, уже встали на стоянку за Карсом в сторону Ани (Ani Ruins), куда у нас было намечено посещение на завтра в первую очередь. Стоянка оказалась рядом с дорогой, практически в поле, со всех сторон продуваемом ветрами.

Но, там такая местность, что найти что-то другое было невозможно. Все быстро поужинали на пронизывающем ветру и разошлись спать, т.к. ветер с каждой минутой все усиливался и продувал одежду насквозь. В этот день было пройдено в районе 500 км.

30.04.19 г. Начало экспедиции по Турции

К утру ветер утих, выглянуло ласковое солнце и местность дружелюбно преобразилась. «Степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. В траве забавно перекликались суслики».

Турция, точка сбора не доезжая г.Ани N40.57097 E43.51253

К 8 утра на стоянке собрались все 14 машин. Михаил провел брифинг, было сделано общее фото.

Турция, общее фото на точке сбора

Фото на точке сбора перед г.Ани

Построение колонны перед г.Ани

На этот день было назначено посещение развалин средневекового армянского г. Ани и города крепости Карс.

Турция, развалины г.Ани

Турция, развалины г.Ани

До этого Ани много раз разграблялся и снова восстанавливался, переходя от армян к туркам, курдам, монголам и грузинам. В период своего расцвета население города насчитывало до 1 мл. чел. Тогда город являлся армянской столицей, которая была перенесена туда из Карса.

Турция, развалины г.Ани

Видно, что сейчас турецкие власти за городом, вернее за его развалинами, следят мало.

Турция, развалины г.Ани

Кое-где стоят строительные леса в соборе и церкви, и металлические фермы, поддерживающие полуразрушенные арки, но реставрационные работы не ведутся.

Турция, развалины г.Ани

Хотя на входе собирают по 10 лир с чел. за посещение развалин. Но, тем не менее, побывать там все-таки стоит. Уже одно то, что находишься в месте, где расцвет и запустение, взлет и падение, радость и горе столько раз сменяли друг друга, вызывает непередаваемое ощущение связи с многовековой историей. Трудно сказать что-либо лучше уже ранее написанного историками: «…Когда я вспоминаю об этих бедствиях, дух мой смущается, мысли останавливаются, ужас вызывает дрожь в руках, и я не в силах продолжать повествование, ибо горек рассказ мой, он достоин великих слез!»

Турция, развалины г.Ани

Через несколько часов мы вернулись назад в г. Карс, который вчера проехали по объездной.

Турция, крепость Карс

Город был основан в 4-м веке. Он расположен на Армянском нагорье на высоте около 2 км. над уровнем моря.

Турция, вид на город из крепости Карс

Турция, крепостные стены крепости Карс

В период русско-турецких войн 19 в. войска России осаждали город более 30 раз и около 10 раз брали его штурмом. Вплодь до распада СССР (1991 г.) турецкие власти практически никак не финансировали строительство в Карсе. Они считали, что в случае конфликта, это территория будет для них потеряна.

Карс 40 лет являлся административным центром Карской области Российской империи (1878-1918 гг). За эти годы в нем появилось множество домов в стиле классицизма и он приобрел свой характерный облик, столь ярко отличающий его от других турецких городов. Именно поэтому символ города — не знаменитая цитадель X в. и не десятки культовых сооружений разных эпох и народов, а жилые кварталы — копия русских и армянских городов конца XIX в. Это 2-3-х этажные особняки и казармы, шатровые крыши, характерные карнизы, балконы с коваными решетками, булыжные мостовые, газовые уличные фонари (давно не работающие). Многие здания заброшены и пустуют.

Летом дневная температура может подниматься не выше +24 С. Сейчас основной состав населения города – турки и азербайджанцы. В настоящее время город представляет музей под открытым небом, где в своем первозданном виде представлены черты армянской, турецкой и русской культур.

Знаменитая цитадель Карса, или форт Кале, которую только русские войска брали приступом трижды, находится на возвышенности над городом. Крепость почти разрушена в ходе многочисленных войн, сейчас в ней городской парк. Местные жители приходят сюд, чтобы поклониться могиле мусульманского святого XIV в. Джелал-Баба.

Турция, Крепость Карс

По дороге к цитадели находится древний Таш-Корпу, или «Каменный мост», сложенный из базальта.

Турция, г.Карс, древний мост Таш-Корпу

Историческую ценность представляют и руины нескольких бань-хаммамов, одну из которых в свое время посещал поэт А.С. Пушкин по дороге в Эрзурум.

Об истории города рассказывает Музей Карса с его обширной этнографической и археологической экспозицией, а также большим собранием предметов местных декоративно-прикладных промыслов. В настоящее время Карс — центр сельскохозяйственного района, где преобладают молочное животноводство и овцеводство. Город известен своими традициями ковроткачества, а также изготовлением предметов одежды и обуви из шерсти, фетра и кожи.

По нашим оценкам, здесь самые низкие цены для шопинга, причем здесь цены не увеличивают сразу в 2 раза, как на Южном побережье Турции, когда видят иностранных туристов.

В Карсе продают очень вкусный сыр, айран и мед, и здесь за полноценный обед с шашлыком с нас взяли всего по 15 лир с чел. (на наши деньги, это где-то около 160 руб. с чел).

Турция, г.Карс, Кафе в центре

Мы заезжали в Карс 2 раза, когда ехали туда и потом обратно. Сначала осматривали Крепость и центр, на обратном пути гуляли по улочкам города и заходили в кафе и магазины.

Здесь оказалось не очень просто поменять наличные доллары на лиры. Кто-то менял в обычных торговых лавочках, т.к. обменных пунктов нет, кому-то удалось поменять в банке.

Но далеко не во всех банках, почему-то, можно поменять по загранпаспорту. Такая же ситуация и в других городах Турции. По нашим наблюдениям легче всего и быстрее снимать в уличных банкоматах с карточек Тинькофф или Виза, только нужно интуитивно разобраться в меню на турецком. Как вариант обмена, может быть покупка чего-либо в любом местном магазине. Если попросить просто поменять доллары на лиры, мало где соглашаются. В основном, более охотно меняют в ювелирных лавках. А если просто выбираешь какой-то товар, договариваешься с продавцом о стоимости и протягиваешь 100 или 50 долларов, продавец тут же пересчитывает их в лиры и как правило по курсу даже лучше чем в банке и выдает сдачу уже в лирах. Также оказалось сложно и долго покупать местную сим карту для интернета. Сложно объяснить на турецком, что нужно и долго потом оформлять.

Во всех городах Турции, в том числе и в Карсе, достаточно сложно купить спиртные напитки, включая пиво. Спиртные напитки продаются только в отдельных специализированных небольших закрытых магазинах, больше напоминающие лавки и стоят они там не дешево. К примеру, банка пива Efec от 100 руб и выше.

Турция, магазин по продаже спиртных напитков

Турция, трасса на Эрзерум

В 15-00 все дружно, колонной выехали из Карса и поехали искать место стоянки ближе к Эрзуруму. Изначально планировалось остановиться в районе Сарыкамыша, но по мере приближения к нему стало понятно, что там высокогорье, где снег еще не везде растаял и опять будет холодно и к тому же сыро.

Турция в районе Сарыкамыша

Решили проехать дальше и найти место стоянки пониже, где-нибудь на поляне в лесу. Небольшими группами разъехались по разным местам в поисках стоянки.

Отворот на место ночевки

Мы тремя машинами углубились в лес, нашли неплохое место, но основная часть команды уже остановилась на другой поляне в нескольких км от нас, заехав туда по другой дороге. Решили доехать до них, не выезжая на трассу по проселочным дорогам.

Проехали по ним несколько км. Оказалась, что ни одна из них туда, куда нужно, не выходит и пришлось ехать просто по азимуту без дороги.

А это уже поля с булыжниками, крутые спуски в ложбины по косогорам и такие же крутые подъемы. Получился офф-роуд на голом месте и море адреналина.

Взятие подъема через косогор

Мы с женой конечно волновались за машину. Было интересно и в тоже время страшно что-либо сломать или погнуть в начале экспедиции и еще так далеко от дома. До лагеря, без каких либо дорог все-таки удалось проехать.

Спасибо за это приключение ребятам из Екатеринбурга и экипажу Фултайт! Впоследствии, когда я спрашивал жену, о ее самых ярких впечатлениях о Турции, она в числе первых, как ни странно, назвала именно это приключение. Значит, оно того стоило и было пройдено не зря.

Поляна, на которой все разместились, была закрыта пологим косогором и окружена хвойным еловым лесом.

Вторая ночевка в Турции

Рядом рос дикорастущий можжевельник. Было безветренно, тепло и комфортно. Это был один из самых душевных вечеров в этой поездке. Можно было развести настоящий костер, нас никто не тревожил в этот вечер из местного населения и можно было по-настоящему расслабиться и отдохнуть.

Вторая ночевка в Турции

Было много пива, вина, чачи, овощей/фруктов и целая коробка вяленой рыбы с Алтая! Евгений устроил настоящий концентр под гитару. За этот день было пройдено в районе 200 км.

01.05.19 г. (Эрзурум- терм. источник Ылыджы-оз.Терджан)

Выехали со стоянки, как обычно, чуть раньше 9 часов утра.

Турция, трасса в сторону Эрзурума

В Эрзурум приехали в 11-30. Остановились на удобной стоянке автобусов и такси в центре города (N39.90258, E41.27496).

Эрзурум расположен на горном плато на высоте около 2000 м и окружен труднопроходимыми горами высотой до 3200 м.

Турция, г.Эрзурум, вид из крепости

Турция, Эрзурумская крепость

Турция, г.Эрзурум, Башня с часами

За полторы тысячи лет крепость несколько раз разрушалась и вновь восстанавливалась. Так что сегодня она представляет из тебя коллективное многовековое военно-инженерное творчество захватчиков и строителей.

Турция, г.Эрзурум, крепостные стены

Турция, г.Эрзурум, внутри крепости

Взобравшись на башню внутри крепости и преодолев довольно старые и крутые средневековые ступени.

Турция, г.Эрзурум, крутая лестница в башне с часами

Турция, г.Эрзурум, часовой механизм в башне с часами

Мы были вознаграждены возможностью насладиться замечательным видом, открывающимся с этого места на центр Эрзурума.

Турция, г.Эрзурум, панорама города

Турция, г.Эрзурум, смотровая площадка на башне с часами

Всё самое интересное в Эрзуруме можно осмотреть буквально за несколько часов.

Медресе Чифте Минарели (39.906089, 41.278281), одна из самых значимых и уважаемых богословских школ Анатолии, расположено напротив замка Эрзурум с его знаменитой Часовой башней, о которой я только что рассказал. Название медресе переводится как «двойные минареты», что является прямым указанием на главную архитектурную особенность здания – два рифленых минарета высотой 26 метров, которые обрамляют главный фасад. Двойная дверь медресе украшена растительными элементами, характерными для сельджукских построек. Кирпичные минареты декорированы глазурованной плиткой.

Турция, г.Эрзурум, Чифте Минарели

Турция, г.Эрзурум, Чифте Минарели

В центре медресе располагается двор размером 26×10 метров, вокруг которого построены корпуса с жилыми и ученическими комнатами, с запада ко двору примыкает мечеть, а в южной части этого пространства находится крупнейший в Анатолии мавзолей, где были обнаружены останки, скорее всего, основательницы школы – Хуанд хатун.

Турция, г.Эрзурум, Мечеть Лала Мустафа Паша

Турция, г.Эрзурум, Мечеть Ибрахим Паша

Мечеть Ибрахим Паша (39.904967, 41.274417) находится на пересечении проспекта Али Рави с улицей Османпаши. Сооружение вполне типично и традиционно для Эрзурума по виду и масштабу. Она не очень большая, но выглядит очень даже неплохо. При строительстве использовался тот же камень, из которого воздвигнуты стены Эрзурумской крепости. Это сразу же бросается в глаза. Здание выполнено в форме четырехугольника. Большая часть крыши занята полусферой главного купола. Над центральным входом имеются три купола немного меньшего размера. Минарет пристроили непосредственно к мечети, то есть он не стоит отдельно от нее.

Интерьер не выделяется особой роскошью, он мало чем отличается от убранства остальных подобных заведений, потому внутрь заходить не обязательно, достаточно будет сделать несколько фотографий с улицы.

Турция, г.Эрзурум, Медресе Якутие

Турция, г.Эрзурум, Медресе Якутие

Сооружение относится к виду медресе, имеющих закрытый двор и четыре террасы, между которыми находятся кельи. Терраса, расположенная с западной стороны построена, в отличие от других, в два этажа, а южная имеет такую же планировку, как и мечеть, поэтому на её стенах размещаются надписи–пластины, выполненные из мрамора. По бокам от входного портала раньше располагались 2 высоких минарета, отделанных глазурью. Но один минарет (слева от входа) не дошел до наших времен, потому что был разрушен землетрясением в XVIII веке, сейчас на его месте башенка с конической крышей. Сейчас внутри выставлены произведения этнографического значения, характеризующие местное население и коренные народы эрзурумской губернии.

Турция, г.Эрзурум, Турецкие бани

Турецкие бани (39.908912, 41.273754), расположенные на бьющих из земли источниках чистейшей воды, функционируют в Эрзеруме уже с XIX века. В 1829 г. здесь побывал А.С.Пушкин, написав своё знаменитое «Путешествие в Арзрум». Он крайне негативно отзывался об этих банях. Главным образом, ему не понравились антисанитарные условия в помывочных помещениях. Сейчас все выглядит благопристойно, но мы зашли только во внутренний дворик, где продается много разных сувениров и ювелирных изделий, а сами бани не посещали.

Турция, г.Эрзурум, внутренний двор турецких бань

В Эрзуруме и по сей день очень чистая горная вода, которую пить можно прямо из крана. Питьевые источники в свободном доступе по всему городу, на них написано, кто и когда их построил.

Турция, г.Эрзурум, источник питьевой воды с чашей для питья

В самом центре Эрзурума сейчас очень красиво и благоустроено. Несколько лет назад здесь извели весь восточный колорит с кривыми улочками и старыми домами. Но, некий местный колорит, по крайней мере для нас, все таки можно увидеть, если внимательно присмотреться.

Турция, г.Эрзурум, уличная торговля на колесах

Ещё в XIX веке в Эрзуруме проживало несколько десятков тысяч армян, но к 1919 году все они были либо убиты, либо изгнаны. В настоящее время Эрзурум является одним из центров исламизма в Турции.

Турция, г.Эрзурум, Чифте Минарели

Турецкие мужчины следят за собой, одеты число и аккуратно, часто их можно увидеть в хорошо сидящих на них костюмам. Их можно встретить неспешно пьющими чай или кофе, сидящими прямо на улице или около кафе или праздно гуляющими по улицам турецких городов.

В Эрзеруме мы увидели давно отжившую у нас колоритную профессию чистильщиков обуви, с арсеналом антуражного инструмента. Еще в Эрзеруме интересен квартал самоваров (39.910145, 41.274618), который находится в районе улицы Юзбаши, за турецкими банями. Это одна из интересных торговых улиц города, где расположены десятки лавок и магазинов, специализирующихся на торговле самоварами, чайниками и кофейниками ручной работы.

Турция, г.Эрзурум, улица самоваров

Рестораны в Эрзуруме очень хорошего качества с большим разнообразием блюд и очень демократичными ценами, в чем мы, конечно же, воочию убедились, пообедав в одном из таких национальных турецких ресторанов. Все было вкусным. По ценам получилось в районе 40-50 лир с чел. (450-550 руб. с чел.).

Рядом с Эрзурумом находятся известные геотермальные источники: Ылыджа и Думлу, волечебница и минеральная вода Пасинлер, источник Тортум. Пасинлер мы проехали мимо, он расположен до Эрзерума, если ехать из Карса.

Турция, отворот на источник с минеральной водой Пасинлер

Напротив развалин крепости, нужно было повернуть налево (N39.97520, E41.68357).

Турция, крепость напротив отворота на источник Пасинлер

О нем мало информации в интернете и поэтому отзывы о чистоте воды выглядят противоречиво. Поэтому, решили заехать на источник Ылыджа (N39.94630, E41.104490), который находится в 15 км. после Эрзурума по ходу нашего маршрута, в селении Азизие и который является довольно современным термальным центром. Вода данного минерального источника плюс 38°. Вход 20 лир с чел.

Есть отдельное семейное отделение. В общем отделении выдают полотенца, пледы для отдыха и резиновые тапочки. На 2-м этаже кабинки для переодевания, хамам, сауна, зал для отдыха, где можно купить чай и воду в бутылках и турецкая помывочная, в которой за дополнительные 20 лир банщик вас сам помоет мыльным раствором и протрет полотенцем на специальном теплом камне в центре этой помывочной. Те, кто моются сами, сидят с двух сторон, возле кранов и поливают себя водой из ковшиков. Скорее всего, это что-то традиционное, т.к. на 1-м этаже, перед входом в бассейн с термальной водой, есть нормальные душевые кабины с горячей и холодной водой.

Сам источник с бассейном не очень большой и не глубокий, народу не очень много, но это конечно зависит от времени суток и дня недели. Теплая минеральная вода в этом бассейне приятно расслабляет тело. Наши девочки, после купания, выглядели веселыми, отдохнувшими, завораживающе красивыми и очень привлекательными. Далее поехали искать запланированную ночевку на одном из озер, перед Терджаном.

Турция, заезд на ночевку перед Терджаном

Местность оказалась плотно населенной и конечно, наше движение не осталось незамеченным местным населением, хотя мы постарались заехать с трассы на проселочную дорогу быстро и отъехать достаточно далеко от основной дороги и населенных пунктов, и встали, как нам казалось в глуши, не у озера, а у небольшого горного ручья между сопками.

Турция, место 3-ей ночевки перед Терджаном около озера Baraji N39.76768 E40.43355

Конечно, обсуждали события дня и приготовили ужин из местных продуктов.

Как только совсем стемнело, к нашей стоянке подъехала какая-то машина, быстро развернулась и тут же уехала. А через час к нам подъехала уже военная полиция с автоматами, тут же собрали у всех загран. паспорта. Только благодаря гугл переводчику удалось их понять и ответить на их вопросы, что мы тут делаем, почему выбрали именно это место и когда отсюда уедем. Это совсем не туристические места и местных напугало такое скопление машин и незнакомого народа. Получив от нас исчерпывающие ответы, нам вернули паспорта и разрешили остаться до утра.

Хотя за этот день было пройдено всего 250 км., день получился сложным, продуктивным и насыщенным, все устали и быстро разошлись отдыхать по машинам и палаткам. Только сейчас, описав все, что удалось охватить за этот день, сам до конца осознаю, насколько он был объемным по впечатлениям. День, насыщенный событиями и впечатлениями, в действительности пролетает очень быстро, но зато потом, в воспоминаниях, он такой огромный и значимый, в чем вы тоже смогли только что убедиться, если все до конца прочитали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *