Поезд вск что это
Категории поездов РЖД
Категории пассажирских поездов
Категории пассажирских поездов различаются в зависимости от следующих факторов:
1. Дальность следования
Пассажирские поезда делятся на дальние и пригородные (до 200 км, АО «ФПК» не обслуживает) в зависимости от расстояния следования и условий проезда.
2. Скорость движения
Различают скоростные, скорые и пассажирские поезда:
скоростные пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость не менее 100 км/ч при допускаемых скоростях движения в интервале
141-200 км/ч;
скорые пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость не ниже 50 км/ч.;
пассажирские поезда имеют маршрутную скорость менее 50 км/ч.
3. Регулярность движения
Пассажирские поезда делятся на поезда круглогодичного, сезонного и разового назначения.
4. Периодичность движения
Пассажирские поезда делятся на ежедневные, следующие через день (по нечетным или четным числам), следующие по дням недели или числам месяца.
5. Уровень предоставляемого сервиса
Пассажирским поездам с высококлассным сервисом и широким перечнем услуг присваивается категория фирменный. Поезда, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом, делятся на поезда повышенной комфортности и без предоставления дополнительных услуг.
Нумерация, установленная для пассажирских поездов
Поезда перевозчика АО «ФПК имеют следующую нумерацию:
Скорые сезонного и разового обращения
Пассажирские поезда сезонные, разового назначения и детские
Скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом
(кроме скоростных и высокоскоростных)
Типы пассажирских вагонов
Все вагоны поездов АО «ФПК» оборудованы системой отопления (работает в зимний период, на летний период консервируется). Вагоны в зависимости от класса обслуживания могут быть оборудованы биотуалетами, кондиционерами (работают в летний период, на зимний период консервируются), в них могут предоставляться дополнительные платные услуги, входящие в стоимость проезда.
В составах пассажирских поездов АО «ФПК» курсируют следующие типы пассажирских вагонов:
На локомотивной тяге:
Вагоны класса «Люкс»
Вагоны имеют нескольких разновидностей: с шестью купе в вагоне, с пятью и с четырьмя. В вагонах, в которых расположено четыре купе, оборудован салон-бар.
Купе вагона класса «Люкс» больше стандартного в 1,5 раза в вагоне с шестью купе и в 2 раза – с четырьмя. В купе 2 спальных места: это диван, который трансформируется в полутораспальную кровать шириной 120 см, и верхняя полка шириной 90 см. В купе – кресло и откидной столик.
В каждом купе – индивидуальный санузел с умывальником, вакуумным туалетом, который функционирует даже во время стоянок, и душем (в вагоне с четырьмя купе – душевой кабиной). Пол в санузле подогревается.
Купе вагона класса «Люкс» оборудовано индивидуальной системой кондиционирования, есть телевизор, DVD-проигрыватель и радио.
Вагоны СВ
В вагоне находятся 8 или 9 2-местных купе с местами для лежания, два туалета с умывальниками.
В купе расположены два нижних или нижнее и верхнее спальное место, стол, зеркало на двери купе и стенах (кроме вагонов трансформеров), вешалки для одежды, места для размещения ручной клади.
Купейные вагоны
Купейный пассажирский вагон имеет 9 четырехместных купе, 2 туалета с умывальниками.
В каждом купе находятся две верхние и нижние полки, стол, зеркало на двери купе, вешалки для одежды, места для размещения ручной клади.
В более чем 150 поездах курсируют купейные вагоны со специализированным купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.
Вагоны МИКСТ
Это вагоны, которые имеют признаки двух типов вагонов («Люкс» и СВ или СВ и купе).
Плацкартный пассажирский вагон имеет 9 купе открытого типа, 2 туалета с умывальниками.
Вагон рассчитан на 54 спальных места, по 4 места в каждом купе: два нижних места, два верхних и 18 боковых мест: верхних и нижних. В каждом купе, а также на боковых местах имеется стол, места для размещения ручной клади, крючки для одежды.
Общие вагоны
Вагон с местами для сидения. Как правило, используются плацкартные вагоны – мест для сидения 81, иногда купейные – мест для сидения 54.
Вагоны с местами для сидения
Это вагоны, оборудованные комфортабельными местами для сидения.
Вагоны подразделяются на вагоны со стандартной компоновкой мест (50-70), с улучшенной (до 50) салонного типа и вагоны на базе купейного вагона. В вагонах 2 туалета с умывальниками.
Также в поездах курсируют двухэтажные купейные вагоны, вагоны СВ и с местами для сидения.
Вагоны международного сообщения
В международном сообщении (кроме стран СНГ и Балтии, Китая, Монголии, Северной Кореи) курсируют вагоны «Люкс», СВ и купейные вагоны габарита РИЦ. В страны СНГ и Балтии, Китай, Монголию, Северную Корею курсируют стандартные (как во внутригосударственном сообщении) вагоны «Люкс», СВ и купейные.
Кроме того, во внутригосударственном и международном сообщении курсируют поезда «Стриж» с вагонами (купейные вагоны, вагоны с местами для сидения, СВ, «Люкс») производства компании TALGO.
Моторвагонный подвижной состав
В межрегиональном сообщении курсируют моторвагонные поезда «Ласточка» и другие электро и дизель-поезда с местами для сидения.
Количество мест зависит от конструкции вагона.
Принципиальным отличием моторвагонного подвижного состава от состава на локомотивной тяге: в нем все или некоторые вагоны оборудованы и двигателями, предназначенными для тяги, и салонами для перевозки пассажиров; в поезде с локомотивной тягой вагоны являются несамоходными.
Классы вагонов поездов
При покупке билета на поезд через интернет вы можете заметить, что каждый вагон относится к какому-либо классу. Сокращённо они обозначаются как 2К, 2Л, 1С, 3Э и т.п. Суть обозначения — показать пассажиру тип вагона (плацкарт, купе, люкс и т.п.) и примерный список услуг, которые должны быть в нём предусмотрены.
Детали зависят от перевозчика — каждый из них подразумевает под классом вагона свои нюансы. Большинство российских поездов формируются «Федеральной пассажирской компанией» (ОАО «ФПК»), к тому же в общем и целом принципы совпадают. Поэтому ниже маркировка вагонов пояснена по нормам ФПК с отдельными дополнениями от других перевозчиков.
Поезда «Сапсан»
Все вагоны кондиционируются.
Поезда «Стриж»
Во всех вагонах есть кондиционер и питьевая вода (бесплатно). Работают биотуалеты, видеомониторы, поезд сопровождает охрана. Во всех вагонах есть индивидуальные розетки — под креслами или в купе
Общий вагон
Сидячий вагон
Сидячие вагоны (категория С) оборудованы индивидуальными креслами. При этом условия, удобство, компоновка вагона могут существенно различаться, поскольку к этой категории относятся и «Сапсаны», и межобластные дешёвые вагоны. В последних всё чаще стараются создать максимально комфортные условия: откидные столики, розетка под каждым креслом и др.
Плацкартные вагоны
Это вагоны с местами для лежания, 52 или 54 полки на вагон. Обычно обозначаются как 3 класс.
Вагон разделён на закрытые купе по 4 полки в каждом. Всего в вагоне от 32 до 40 мест. Маркируется как 2 класс. В стоимость билета в купе всегда включено постельное бельё.
Люкс (СВ)
Мягкий вагон
Это также вагоны 1 класса, но более комфортные, чем вагоны класса люкс. Двухместные купе, 8–12 мест на вагон.
Вагоны РИЦ
В международных поездах (Москва — Берлин, Москва — Париж и т.п.) могут быть вагоны принципиально другой компоновки — вагоны габарита РИЦ. Они разделены на купе, каждое из которых может быть двухместным или трёхместным.
Информация носит справочный характер. При необходимости уточните её у перевозчика.
Порядок нумерации поездов по категориям
Чтобы присвоить номер тому или иному поезду, нужно сначала понять его категорию. Каждой из них выделен свой диапазон номеров:
1. Номера с 001 по 148 выделены скорым поездам круглогодичного обращения. Таковых большинство и они ходят постоянно и по всей стране. К примеру, поезд номер 31/32 «Вятка» сообщением Москва-Киров-Москва или поезд 001/002 «Россия» сообщением Москва-Владивосток-Москва.
2. Номера с 151 по 178 даются скоростным поездам. Проще говоря, речь здесь идет о «Сапсанах» и «Ласточках».
3. Номера с 181 по 298 также принадлежат скорым поездам, но тем, которые ходят не круглый год, а только по определенным сезонам. Как правило летом или перед новогодними праздниками.
4. Номера с 301 по 398 присваиваются пассажирским поездам круглогодичного обращения в дальнем сообщении.
5. Номера с 401 по 498 принадлежат также пассажирским поездам сезонного обращения в дальнем сообщении.
6. Номера от 501 до 598 присваивают поездам, аналогичным с предыдущей категорией, при разовом назначении поездов, в том числе для организованных групп пассажиров. В пути они следуют с большим количеством остановок и продолжительными стоянками на них. Те самые, не раз воспетые народным фольклором, «500-веселые».
7. Номера от 601 до 698 даются так называемым «местным» поездам с маршрутом следования до 700 км. В качестве примера можно привести поезд №603 сообщением Москва-Смоленск. Номера от 701 до 748 присваивают поездам служебного назначения.
8. Номера от 801 до 848 дают ускоренным поездам /составами электро- и дизель-поездами/, курсирующим в дальнем и местном сообщении, но имеющим повышенную комфортность. Под нумерацией этого диапазона ходит, в частности, экспресс из Москвы в Орел №825, делающий за четыре с небольшим часа в пути всего три остановки в пути.
9. Номера от 851 до 898 присваивают ускоренным поездам дальнего и местного сообщения /составами электро- и дизель-поездами/, где в пути следования пассажирам не предоставляются дополнительные услуги. Среди таковых можно выделить поезд номер 853/854 Москва-Тверь.
Здесь, наверное, стоит сделать небольшую ремарку и рассказать тем, кто не знает об этом подвижном составе подробнее. Так, грузопассажирские поезда формируются из вагонов пассажирского и грузового парка на малодеятельных участках с незначительными пассажиропотоками. Почтово-багажные поезда формируются из почтовых и багажных вагонов, а людские поезда предназначаются для перевозки людей пассажирскими вагонами, включенными в состав грузовых поездов. Туристические же поезда формируются из пассажирских вагонов любого типа. Как говорится, любой каприз за ваши деньги.
Для обычных пригородных поездов выделены номерные емкости от 6001 до 6998, для скорых пригородных – от 7001 до 7398 и для пригородных служебного назначения – от 7481 до 7498. Тех, кто уже утомился, спешим обрадовать: с первым этапом нумерации поездов мы разобрались.
Теперь давайте посмотрим как определить какому поезду в конкретной категории присвоить номер. Здесь железнодорожники руководствуются несколькими правилами. Во-первых географический фактор – если состав следует с юга на север или с запада на восток, то номер у него должен быть четным. К примеру: №032 Москва-Киров, №030 Москва-Кемерово, №226 Адлер-Мурманск, №140 Адлер-Новосибирск. Если же состав следует с севера на юг или с востока на запад, то нумерация у него будет нечетная. К примеру: № 001 Владивосток-Москва, №009 Иркутск-Санкт-Петербург, №029 Москва-Калининград. Но не всегда географический фактор может быть определяющим в нумерации поезда. Иногда бывает так, что поезд в пути следования может поменять направление. В таком случае для нечетного поезда нумерация может меняться в процессе поездки на ближайший номер в сторону увеличения. К примеру, был №001 — стал №002, для четного в обратном направлении.
Номера поездам присваиваются таким образом, чтобы ни на одной станции поезда одинакового номера, но разных направлений никогда не встретились. В противном случае, возникла бы настоящая путаница. Если же углубиться в историю, то можно констатировать, что за годы существования железных дорог порядок нумерации поездов менялся неоднократно.
Так, в 1929 году Народным комиссариатом путей сообщения был принят первый порядок присвоения номеров пассажирским составам. Посмотрите, как он разительно отличался от нынешнего:
1. Номера с 001 по 008 давались курьерским поездам, то есть поездам, маршрутная скорость которых превышала 100 км/час и которые формировались только из мягких вагонов.
2. Номера с 011 по 038 полагались скорым поездам Номера с 041 по 058 присваивались почтовым поездам.
3. Номера с 061 по 078 – пассажирским.
4. Номера с 081 по 085 — товарно-пассажирским Номера с 101 по 895 получали пригородные составы.
5. Номера с 901 по 988 имели так называемые «трудовые» поезда, формировавшиеся для доставки рабочих к месту службы и обратно. Затем порядок номеров вновь изменился. В него включили уже сезонные пассажирские, местные пассажирские, туристические, грузопассажирские составы, а когда появились «Эр-200» и «Аврора» отдельный диапазон появился для скоростных поездов.
На этом с цифрами, пожалуй, все. Но если бы на железных дорогах для идентификации поездов использовались только цифры, то никаких трехзначных номеров не хватило бы. Поэтому в системе «Экспресс-3» для каждого поезда назначаются еще и литеры, обозначаемые четвертым символом после номера. Рассмотрим два поезда — №002А Москва-Санкт-Петербург, №002М Москва-Владивосток и №002Й Москва-Казань. Буквы «А», «М» и «Й» означают филиал Федеральной пассажирской компании, которая сформировала поезд.
Иногда «родных» букв может не хватать и тогда для конкретизации поезда железнодорожники могут использовать и «чужие» литеры. Стоит отметить, что точного соответствия всех литер поездов буквам, закрепленным за железными дорогами нет. Исключение в данном случае имеют лишь поезда, следующие с Украины: при выборе буквы для поезда украинского формирования, обязательно ставится одна из «украинских» букв «К», «Д», «Л», «О», «Ш», «П». Для поездов, следующих на Украину ставится любая другая буква.
Таким образом, представленный ниже «алфавит» носит, скорее всего, примерный характер. Итак, буквы для идентификации поездов: А – Октябрьская /РЖД/ Б — Белорусская /Беларусь/ В — Юго-Восточная /РЖД/ Г – Горьковская /РЖД/ Д — Донецкая /Украина/ Е — Свердловская /РЖД/ Ж — Приволжская /РЖД/ И — Восточно-Сибирская /РЖД/ Й — Куйбышевская /РЖД/ К — Юго-Западная /Украина/ Л — Львовская /Украина/ М — Московская /РЖД/ Н — Западно-Сибирская /РЖД/ О — Южная /Украина/ П — Приднепровская /Украина/ Р — Латвийская /Латвия/ С — Северо-Кавказская /РЖД/ Ц – Казахстанские /Казахстан/ У — Южно-Уральская /РЖД/ Ч — Забайкальская /РЖД/ Ш — Одесская /Украина/ Ы — Красноярская /РЖД/ Ь — Молдавская /Молдова/ Э — Дальневосточная /РЖД/ Я – Северная /РЖД/.
Поезд пассажирский: назначение, категории, типы вагонов
Рассмотрим все существующие категории российских поездов и типы вагонов, а также узнаем, чем отличается четный номер поезда от нечетного, зачем ставят букву в номер состава, какие самые комфортабельные вагоны курсируют по отечественным железным дорогам.
Назначение и категории пассажирских поездов
Классификаций категорий пассажирских составов несколько:
2. По периодичности:
5. По уровню сервиса:
Нумерация поездов
Поезд пассажирский нумеруется, в зависимости от своей категории:
Категория: | Номер: |
Пригородный | 6000 и больше |
Грузопассажирский | 900-999 |
Коммерческий, турист-маршруты | 921-940 |
Ускоренный, без повышенного сервиса | 851-898 |
Комфортабельный ускоренный | 800-848 |
Высокоскоростной | 751-788 |
Скоростной | 701-750 |
Местный | 600-699 |
Сезонный | 500-598 |
Детский, разовый | 400-499 |
Летний | 301-399 |
Скорый сезонный | 201-298 |
Ускоренный | 171-198 |
Скоростной | 151-168 |
Скорый круглогодичный | 1-148 |
Особенности нумерации
Можно также заметить, что к трехциферному номеру состава прибавляют еще и букву. Делается это лишь оттого, что комбинаций из трех цифр на все курсирующие поезда не хватает. Притом, чтобы избежать путаницы и неразберихи среди пассажиров, поездам, встречающимся друг с другом на пути, не дают обозначения, различные только в одной букве, к примеру, 222а и 222г.
Типы пассажирских вагонов
Мы будем рады, если статья помогла вам освежить свои знания, или, если вы с ее помощью узнали про поезд пассажирский что-то новое для себя.
Поезда и вагоны
Поезда и вагоны. При покупке билета на поезд обратите внимание на то, что каждый вагон относится к какому-либо классу. Они обозначаются как 2К, 2Л, 1С, 3Э и т.п. Суть обозначения — показать пассажиру тип вагона (плацкарт, купе, люкс и т.п.) и примерный список услуг, которые должны быть в нём предусмотрены.
Детали зависят от перевозчика — каждый из них подразумевает под классом вагона свои нюансы. Большинство российских поездов формируются «Федеральной пассажирской компанией» (ОАО «ФПК»), к тому же в общем и целом принципы совпадают. Поэтому ниже маркировка вагонов пояснена по нормам ФПК с отдельными дополнениями от других перевозчиков.
Категории пассажирских поездов
Категории пассажирских поездов различаются в зависимости от следующих факторов: 1. Дальность следования Пассажирские поезда делятся на дальние и пригородные (до 200 км, АО «ФПК» не обслуживает) в зависимости от расстояния следования и условий проезда. 2. Скорость движения
Различают скоростные, скорые и пассажирские поезда:
3. Регулярность движения
Пассажирские поезда делятся на поезда круглогодичного, сезонного и разового назначения. 4. Периодичность движения
Пассажирские поезда делятся на ежедневные, следующие через день (по нечетным или четным числам), следующие по дням недели или числам месяца.
5. Уровень предоставляемого сервиса
Пассажирским поездам с высококлассным сервисом и широким перечнем услуг присваивается категория фирменный. Поезда, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом, делятся на поезда повышенной комфортности и без предоставления дополнительных услуг.
Нумерация
Поезда перевозчика АО «ФПК имеют следующую нумерацию:
Категория поезда | Нумерация |
---|---|
Скорые круглогодичные | 1 — 150 |
Скорые сезонного и разового обращения | 151 — 298 |
Пассажирские круглогодичные | 301 — 450 |
601 — 698 | |
Пассажирские поезда сезонные, разового назначения и детские | 451 — 598 |
Скоростные | 701 — 750 |
Высокоскоростные | 751 — 788 |
Скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом (кроме скоростных и высокоскоростных) | 801 — 898 |
Туристические (коммерческие) | 921 — 940 |
Типы пассажирских вагонов:
Все вагоны поездов АО «ФПК» оборудованы системой отопления (работает в зимний период, на летний период консервируется). Вагоны в зависимости от класса обслуживания могут быть оборудованы биотуалетами, кондиционерами (работают в летний период, на зимний период консервируются), в них могут предоставляться дополнительные платные услуги, входящие в стоимость проезда.
В составах пассажирских поездов АО «ФПК» курсируют следующие типы пассажирских вагонов:
На локомотивной тяге:
Вагоны класса «Люкс»
Вагоны имеют нескольких разновидностей: с шестью купе в вагоне, с пятью и с четырьмя. В вагонах, в которых расположено четыре купе, оборудован салон-бар.
Купе вагона класса «Люкс» больше стандартного в 1,5 раза в вагоне с шестью купе и в 2 раза – с четырьмя. В купе 2 спальных места: это диван, который трансформируется в полутораспальную кровать шириной 120 см, и верхняя полка шириной 90 см. В купе – кресло и откидной столик.
В каждом купе – индивидуальный санузел с умывальником, вакуумным туалетом, который функционирует даже во время стоянок, и душем (в вагоне с четырьмя купе – душевой кабиной). Пол в санузле подогревается.
Купе вагона класса «Люкс» оборудовано индивидуальной системой кондиционирования, есть телевизор, DVD-проигрыватель и радио.
Вагоны СВ
Купейные вагоны
Купейный пассажирский вагон имеет 9 четырехместных купе, 2 туалета с умывальниками.
В каждом купе находятся две верхние и нижние полки, стол, зеркало на двери купе, вешалки для одежды, места для размещения ручной клади.
В более чем 150 поездах курсируют купейные вагоны со специализированным купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.
Вагоны МИКСТ
Это вагоны которые имеют признаки двух типов вагонов («Люкс» и СВ или СВ и купе).
Плацкартные вагоны
Это вагоны с местами для лежания, 52 или 54 полки на вагон. Обычно обозначаются как 3 класс.
Вагон разделён на закрытые купе по 4 полки в каждом. Всего в вагоне от 32 до 40 мест. Маркируется как 2 класс. В стоимость билета в купе всегда включено постельное бельё.
Общие вагоны
Вагон с местами для сидения. Как правило, используются плацкартные вагоны – мест для сидения 81, иногда купейные – мест для сидения 54.
Вагоны с местами для сидения
Сидячие вагоны (категория С) оборудованы индивидуальными креслами. При этом условия, удобство, компоновка вагона могут существенно различаться, поскольку к этой категории относятся и «Сапсаны», и межобластные дешёвые вагоны. В последних всё чаще стараются создать максимально комфортные условия: откидные столики, розетка под каждым креслом и др.
Также в поездах курсируют двухэтажные купейные вагоны, вагоны СВ и с местами для сидения.
Вагоны международного сообщения
В международном сообщении (кроме стран СНГ и Балтии, Китая, Монголии, Северной Кореи) курсируют вагоны «Люкс», СВ и купейные вагоны габарита РИЦ. В страны СНГ и Балтии, Китай, Монголию, Северную Корею курсируют стандартные (как во внутригосударственном сообщении) вагоны «Люкс», СВ и купейные.
Кроме того, во внутригосударственном и международном сообщении курсируют поезда «Стриж« с вагонами (купейные вагоны, вагоны с местами для сидения, СВ, «Люкс») производства компании TALGO.
Вагоны РИЦ
В международных поездах (Москва — Берлин, Москва — Париж и т.п.) могут быть вагоны принципиально другой компоновки — вагоны габарита РИЦ. Они разделены на купе, каждое из которых может быть двухместным или трёхместным.
Моторвагонный подвижной состав
В межрегиональном сообщении курсируют моторвагонные поезда «Ласточка» и другие электро и дизель-поезда с местами для сидения.
Количество мест зависит от конструкции вагона.
Принципиальным отличием моторвагонного подвижного состава от состава на локомотивной тяге: в нем все или некоторые вагоны оборудованы и двигателями, предназначенными для тяги, и салонами для перевозки пассажиров; в поезде с локомотивной тягой вагоны являются несамоходными.
Поезда «Сапсан»
Все вагоны кондиционируются.
Категории пассажирских поездов
Пассажирские поезда перевозчика ДОСС подразделяются на:
Скорые поезда имеют маршрутную скорость более 50 км/час. Скоростные и высокоскоростные поезда – более 91 км/час.
В настоящее время Дирекция скоростного сообщения – филиал ОАО «РЖД» осуществляет пассажирские перевозки в дальнем сообщении.
В пригородном сообщении Дирекция скоростного сообщения – филиал ОАО «РЖД» не является перевозчиком и предоставляет свой подвижной состав в аренду пригородным компаниям.
По заказу ГУП «Московский метрополитен» обеспечивает транспортное обслуживание пассажиров МЦК электропоездами «Ласточка» серии (ЭС2Г).
Типы вагонов:
В составы поездов перевозчика ДОСС включены вагоны с местами для сидения (количество мест зависит от конструкции вагона). Пассажирам предлагается несколько классов обслуживания: купе-переговорная; вагоны первого класса, бизнес-класса, эконом-класса, вагон-бистро.