Поет зима аукает о чем

Сергей Есенин

Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает… (+ Анализ)

Поет зима аукает о чем

Поет зима аукает о чем

Поет зима аукает о чем

Поет зима аукает о чем

Анализ стихотворения Есенина «Поет зима – аукает…»
1 вариант

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает…», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.

Стихотворение начинается со строчки о том, что зима «поет» и «мохнатый лес баюкает». Поэтому создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую». Но погода обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в бескрайнюю снежную пустыню. Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом пережить непогоду. Но подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Я усталым таким ещё не был… (+ Анализ)

Впрочем, внезапная вьюга совсем не пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным, автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

Анализ стихотворения «Поёт зима – аукает» Есенина
2 вариант

Одним из наиболее ярких произведений раннего творчества Сергея Александровича Есенина по праву считается стихотворение «поёт зима – аукает», в котором он в трогательной манере передал образ зимы.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поёт зима — аукает.

История создания – Стихотворение написано в 1910 году.
Тема стихотворения – Природа, красота и суровость зимней поры года.
Композиция – Построена на противопоставлении суровой зимы и долгожданной весны.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием парной и кольцевой рифмы.
Метафоры«плывут в страну далёкую», «стозвон сосняка».
Эпитеты«седые», «игривые», «бешеный».
Сравнения«как детки сиротливые». «метелица ковром шелковым стелется».
Олицетворения«мохнатый лес баюкает», «вьюга злится всё сильней».

Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.
Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, незрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.
Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.

Пускай ты выпита другим.. (+ Анализ 2 варианта)

Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своём произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны.
Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стихотворения представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает», укрывая его мягким снежным покрывалом.
Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.
В произведении Есенина природа живёт, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.

Сюжет стихотворения ясен и прост. Композиция состоит из трёх условных частей. В самом начале автор повествует о зиме и жителях леса – воробышках, которые жмутся друг к другу в надежде хоть немного согреться. Кульминацией произведения служит описание разбушевавшейся вьюги, от которой ни спрятаться, ни скрыться. Демонстрация могущества зимы уступает место сладким мечтам о скорой весне.
В своём произведении поэт прибегает к антитезе (противопоставлению), игре на контрастах. Зима предстает то заботливой матушкой, то суровой мачехой. Лютые морозы и снежные вихри олицетворяют собой безжалостность зимней поры, которой противопоставляется весна – солнечная, радостная предвестница счастливых перемен.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с использованием парной и кольцевой рифмы.
Отличительной чертой данного произведения является необычное построение строк. Каждая строфа выглядит как обычное четверостишие, но, по сути, является шестистишием, что приводит к особенному звучанию стиха, с перебивкой ритма.

Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения. Оно пропитано мыслями и чувствами лирического героя. Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в тёплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.

При описании неповторимой красоты и самобытности русской природы поэт мастерски использует различные средства художественной выразительности. Это и метафоры («стозвон сосняка»), и эпитеты («мохнатый», «седые», «игривые», «бешеный»), и олицетворения («мохнатый лес баюкает», «вьюга злится всё сильней»).

Пороша (Еду. Тихо. Слышны звоны) (+ Анализ)

Замерзших воробышек Есенин сравнивает с «детками сиротливыми», вызывая у читателя неподдельное чувство жалости к птичкам. Тем самым он подчёркивает, что всё живое бессильно перед могуществом и величием природы, наделенной властью щедро одаривать и беспощадно отнимать свои дары.

Анализ стихотворения «Поет зима, аукает» Есенина
3 вариант

В раннем периоде творчества Есенина в наибольшей степени проявилась его чистая и светлая душа. Уже с самых первых произведений его интересовал удивительный и волшебный мир природы. Народные сказания и легенды, которые поэт слышал в детстве, одушевляли этот мир, придавали ему человеческие черты и качества. Стихотворение «Поет зима – аукает…» было написано Есениным в 1910 г. Он считал его детским и незрелым литературным опытом. Впервые оно было опубликовано только в 1914 г. под названием «Воробышки».

Стихотворение напоминает прекрасную детскую сказку. С первых же строк в нем появляются волшебные персонажи. Зима предстает в образе любящей матери, поющей колыбельную песню «мохнатому лесу». Завораживающая картина сна дополняется «тоской глубокою» облаков. Появляется традиционный сказочный образ «страны далекой», олицетворяющей волшебные надежды и мечты.

Метелицу можно сравнить со снежной королевой, которая невыносимо прекрасна, но «больно холодна». Любовь к ней может свести человека с ума и навсегда оставить в ледяном плену. Поэт вводит центральный образ стихотворения – «воробышков», которые напоминают «деток сиротливых». Все живые существа стремятся задолго до наступления зимы запастись припасами и обустроить жилище. Лишь для беззаботных воробьев каждый раз приход зимы – внезапная неожиданность. Им остается надеяться на милость и доброту человека. Очень трогательно выглядит картина прижавшихся у окна «пташек малых». Разошедшаяся вьюга, олицетворяющая злую волшебницу, стремится сорвать свою злость на беззащитных птичках. Спасение «воробышек» заключается в их взаимной поддержке. Сбившись в тесную кучку, они покорно переносят холод, голод и усталость. Во сне к ним приходит счастье в образе долгожданной «красавицы весны».

В целом в стихотворении явно прослеживаются черты народного творчества. Есенин употребляет традиционные эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака». Главные образы-персонажи четко поделены на добрых и злых. В отношении самых слабых автор использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «детки», «пташки». Они пользуются искренним расположением и участием автора. «Сказка», как и положено, имеет счастливый конец, но только во сне.

Стихотворение относится к лучшим произведениям литературы для детей. Оно способно научить ребенка понимать и ценить красоту родной природы, а также воспитать чувства добра и сострадания.

Источник

Краткий анализ стихотворения Есенина «Поёт зима, аукает…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» было написано в 1910 году.

Есенину исполнилось на тот момент 15 лет. Юношу глубоко трогала красота русской природы.

Суровая сила русской зимы и драма маленьких замерзающих пташек задела его за живое, стала темой отдельного стихотворения, которое впоследствии вошло в школьные учебники и полюбилось многим детям.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистической манере, по звучанию и стилю оно напоминает произведения крестьянских поэтов И. Никитина и А. Кольцова.

Однако Есенин привносит в описание зимы новую ноту: память о лютости стихии, её беспощадности. Он даёт почувствовать, что зима не только прекрасна, но и страшна для всего живого.

3. Род

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» — образец пейзажной лирики.

4. Жанр

По жанру это лирическое стихотворение, тяготеющее к народной песне.

Многие произведения Есенина стали песнями, так как они мелодичны, напевны, задушевны.

5. Проблематика

Поэт затрагивает проблему сурового русского климата.

Озябшие пташки могут замёрзнуть, ведь зима не знает жалости. Они засыпают с думами о весне. Разговор о борьбе за тепло – это вариация на тему жизни и смерти.

6. Тематика

Стихотворение рассказывает о суровости зимы и жажде жизни, которая присуща каждому живому существу даже в холодную пору вьюг.

Тема произведения: хрупкость мира.

7. Идея

Зима радует своей красотой: снегами, ледяными узорами на окнах, но в эту пору трудно приходится тем, у кого нет крова и хлеба.

Чтобы пережить зиму, крестьянин трудится весь год. А вот бедные пташки, о которых некому позаботиться, брошены на произвол судьбы. Они вот-вот замёрзнут. Им остаётся лишь мечтать о приходе весны.

8. Пафос

Стихотворение наполнено тревогой за судьбы маленьких птенцов, трепетом перед природной стихией, уважением к холодной красоте зимы и зимнего леса.

9. Система образов

Образы зимы в стихотворении разнообразны.

С одной стороны, это нечто роскошно-праздничное, как «стозвон сосняка» и «шелковые ковры» метелицы, с другой – это стихия смерти, беспощадная и злая («а вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешеным»).

Образы пташек по-детски трогательны. Они противопоставлены суровой непогоде. Нежные, беспомощные, маленькие, жмутся они к окнам, надеясь уцелеть в снежной буре.

В стихотворении много контрастов. Зима противопоставлена весне, жизнь – смерти.

Промежуточным звеном между ними становится сон. Метель «баюкает» «мохнатый лес»; пташки «дремлют у окна». Вся природа пережидает это время и надеется на счастливое пробуждение.

10. Центральные персонажи

Главные герои происходящей драмы – метель и птенчики. Они вступают в неравный бой.

Метель огромна, стихийна, неразборчива. Ей нет дела до каких-то крошечных пташек. «Пташки малые» озябли, они «жмутся поплотней», изо всех сил стараясь не потерять последнее тепло.

В лице этих двух персонажей борются стихии жизни и смерти.

11. Лирический герой

Лирический герой отсутствует, но у происходящего есть наблюдатель, который сочувствует бездомным птицам.

12. Сюжет

Есенин недолюбливал это своё стихотворение, признавая, что оно лишено сюжета. Однако в его основе лежит конфликт, который заменяет развитую сюжетную линию.

Маленькая сценка, увиденная в метели на крестьянском дворе, — это и есть нехитрый сюжет произведения.

13. Композиция

Композиция произведения линейная. В 4 строфах стихотворения рассказывается о лютости зимы.

В первых двух строфах подробно и образно описан снегопад: сначала поэт говорит о наступлении зимы, звуках, которые его сопровождают; затем переносит изображение в деревенский двор, масштаб происходящего меняется. Мы видим крошечных птенчиков, сидящих у тёплого окна избы.

Кульминация стихотворения – это его третья строфа. Метель достигает предела злости, а птички сжимаются под вихрями снега.

В последней строфе намечается спад напряжения: птички засыпают, убаюканные воем вьюги.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения прост и понятен даже детям. Поэт пользуется общелитературными словами. Среди них преобладают прилагательные и глаголы, ведь поэт создаёт описание и одновременно передаёт контрасты, которые проявляются через действия.

Поэт использует приёмы народного творчества:

Необычность стихотворения связана с его особой ритмикой и строфикой. Есенин находит интонацию, схожую с завыванием ветра, рёвом метели. Это делает стихотворение лёгким для восприятия, музыкальным.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с чередованием дактилической и мужской рифмы.

В стихотворении 4 строфы. В рамках строфы каждая картинка выглядит завершённой, словно закольцованной кружением метели.

В каждой строфе – по 6 строк, связанных между собой особой схемой рифм: ААБВВБ. То есть параллельная рифмовка сочетается с перекрёстной.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

В целом стихотворение держится на антитезе: вьюга, метель противопоставлена сиротливым воробышкам.

Аллитерации («з», «с», «ц») и ассонансы («о», «у») помогают представить звуки метели, нагнетают волнение и тревогу, вызывая мысль о чём-то грозном и неотвратимом.

17. Значение произведения

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» рисует русскую зиму во всех красках, подчёркивая как положительные, так и отрицательные её стороны.

Контраст живого, тёплого и равнодушно-холодного поражает читателя своей яркостью. Образ, найденный Есениным, удивителен в своей ёмкости. Это маленькое художественное открытие поэта.

18. Актуальность

Произведение не теряет своей актуальности. Россия – страна снегов и морозов. Мы любим зиму, но где-то в глубине души немного боимся её, потому что в нас говорит память предков.

Зиму нужно пережить, переждать, тогда и придёт красавица весна. Так происходит каждый год, это учит нас тому, что жизнь изменчива и разнообразна.

19. Моё отношение

Стихотворение «Поёт зима, аукает…» заворожило меня картинами зимней природы. Но мне очень жаль маленьких птенчиков, которым некуда спрятаться от стихии.

Я подумал(а), что надо жалеть тех, у кого нет дома, по возможности, заботиться о них.

20. Чему учит

Стихотворение учит состраданию, доброте, сочувствию к окружающим, заботе о тех, кому холодно и голодно.

Источник

Краткий анализ стихотворения Есенина «Поёт зима, аукает…» по плану

Поет зима аукает о чем Поет зима аукает о чем Поет зима аукает о чем

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Система образов

Образы зимы в стихотворении разнообразны.

С одной стороны, это нечто роскошно-праздничное, как «стозвон сосняка» и «шелковые ковры» метелицы, с другой – это стихия смерти, беспощадная и злая («а вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешеным»).

Образы пташек по-детски трогательны. Они противопоставлены суровой непогоде. Нежные, беспомощные, маленькие, жмутся они к окнам, надеясь уцелеть в снежной буре.

В стихотворении много контрастов. Зима противопоставлена весне, жизнь – смерти.

Промежуточным звеном между ними становится сон. Метель «баюкает» «мохнатый лес»; пташки «дремлют у окна». Вся природа пережидает это время и надеется на счастливое пробуждение.

Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своём произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны.

Главный образ произведения – зима, которая в первых строках стихотворения представляется ласковой, заботливой матерью. Она с нежностью «мохнатый лес баюкает», укрывая его мягким снежным покрывалом.

Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.

В произведении Есенина природа живёт, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.

Композиция

Композиция произведения линейная. В 4 строфах стихотворения рассказывается о лютости зимы.

В первых двух строфах подробно и образно описан снегопад: сначала поэт говорит о наступлении зимы, звуках, которые его сопровождают; затем переносит изображение в деревенский двор, масштаб происходящего меняется. Мы видим крошечных птенчиков, сидящих у тёплого окна избы.

Кульминация стихотворения – это его третья строфа. Метель достигает предела злости, а птички сжимаются под вихрями снега.

В последней строфе намечается спад напряжения: птички засыпают, убаюканные воем вьюги.

История создания

Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.

Сергей Александрович долгое время не решался на публикацию своего «зимнего» стихотворения, полагая, что оно излишне наивное, незрелое, лишенное толкового сюжета. Однако в дальнейшем это произведение было признано одним из лучших в раннем творчестве поэта именно благодаря своей трогательности и простоте восприятия.

Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.

Художественные особенности

Язык стихотворения прост и понятен даже детям. Поэт пользуется общелитературными словами. Среди них преобладают прилагательные и глаголы, ведь поэт создаёт описание и одновременно передаёт контрасты, которые проявляются через действия.

Поэт использует приёмы народного творчества:

Необычность стихотворения связана с его особой ритмикой и строфикой. Есенин находит интонацию, схожую с завыванием ветра, рёвом метели. Это делает стихотворение лёгким для восприятия, музыкальным.

Тема стихотворения

Главные герои стихотворения Есенина — суровая зима со своими слугами (вьюгами и метелями) и воробушки, которым нужно выжить в стужу и дождаться прихода красавицы-весны. Оно пронизано оптимизмом и призывает читателя быть стойким перед лицом бед. При этом поэт затрагивает проблему сурового русского климата, восхищается красотой и неповторимостью холодного времени года.

Радуя красотой заснеженных долин, зима приносит беду тем, у кого нет еды и крова. Чтобы пережить суровые времена, крестьянин трудится круглый год, обеспечивая хлебом свою семью и господ. О диких зверях и птицах некому позаботиться. Они оставлены на произвол судьбы и только мечтают о потеплении.

В авторских строках звучит тревога за судьбы маленьких птиц, трепетом перед натиском стихии, уважением к холодной красоте зимнего леса. Природа у Есенина живет, дышит, чувствует. Несмотря на противоречивый нрав, она вызывает восхищение.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

В целом стихотворение держится на антитезе: вьюга, метель противопоставлена сиротливым воробышкам.

Аллитерации («з», «с», «ц») и ассонансы («о», «у») помогают представить звуки метели, нагнетают волнение и тревогу, вызывая мысль о чём-то грозном и неотвратимом.

Содержание произведения

В лирических строках Сергея Александровича описан день снегопада. Природное явление привычно для жителей средних и северных широт в холодный период года, и под конец зимы не вызывает никаких эмоций. Однако в сочинении поэт сумел подобрать слова и описать метель в разных образах.

В начале произведения описывается заснеженный мир, в котором властвует зима, баюкая мохнатый лес. В авторских строках чувствуется умиротворение и спокойствие, которым веет от заснеженных шапок деревьев, сугробов. Ощущается безмолвие седых косматых облаков, плывущих в далекую страну.

Поет зима аукает о чем

Однако зимняя погода изменчива. Настроение композиции быстро меняется, и вот уже по двору шелковым ковром стелется метелица. Усиливается ветер, и приближается снежная буря, готовая смести все на своем пути. В предчувствии непогоды воробьи, как сиротливые дети, жмутся друг к другу. Они рассчитывают вместе дать отпор ненастью.

Однако зима угадывает их замысел и злится еще больше. Из заботливой покровительницы полей она превращается в надменную и коварную ведьму, которой известно о своей власти над природой. В ярости она стучит по ставням и усиливает натиск. Но это не пугает крохотных птичек — они засыпают под песни метели и видят сны о красавице-весне. План пересказа стихотворения на уроке литературы может выглядеть так:

Символика и ритм

Поет зима аукает о чем

Стихотворный размер произведения Есенина «Поет зима» неслучайно выбран автором таким необычным. Сочетая в шестистопном стихе параллельную и перекрестную рифмовку, поэт добивается эффекта схожести ритма стихотворения со звуками завывающей вьюги и метели. Нетривиальная строфика и ритмика являются средством художественной выразительности в этом литературном шедевре, наравне с эпитетами и метафорами.

Сергей Александрович использует двусложный четырехстопный ямб с пиррихием. Наряду со спокойной общей интонацией произведения и отсутствием восклицаний и вопросительных предложений, такой размер стихосложения создает ощущение безжизненности и мрачности в период царствования зимы.

В произведении присутствует намеренная сбивка стихотворного ритма, которая, как виртуозный прием художественной выразительности, помогает передать смену настроений зимы от тихого пения колыбельной и до устрашающего рева.

Есенин в стихотворении словно показывает, что природные силы нужно принять, как данность и покорно переждать суровое холодное время. Красота зимы соседствует с ее зловещей стороной, что отображается в тексте произведения контрастными эпитетами: «стозвон сосняка» зимы и «шелковые ковры» метели сменяются в кульминационной строфе «бешеным ревом» вьюги.

Интересным и очень символичным автор умело создает образ воробушков. С помощью приема сравнения Есенин сопоставляет птичек с «детками малыми», подчеркивая невинность и беззащитность этих созданий матери — природы. Неслучайно поэт выбирает именно маленьких птиц, которым гораздо сложнее пережить холода, нежели их крупным и окрепшим собратьям.

Кроме того, писатель намеренно обращается к образу воробья — серой и неприметной птички, как символу простого человека из народа, который истинно любит свою родину. Как эти маленькие птички стойко зимуют на родимой земле и не стремятся в теплые края, так и русский крестьянин, согласно замыслу автора, ни на что не променяет своей родной сторонушки.

Я ПО ПЕРВОМУ СНЕГУ БРЕДУ…

Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.

Я не знаю — то свет или мрак? В чаще ветер поёт иль петух? Может, вместо зимы на полях, Это лебеди сели на луг.

Хороша ты, о белая гладь! Греет кровь мою лёгкий мороз. Так и хочется к телу прижать Обнаженные груди берёз.

О лесная, дремучая муть! О веселье оснеженных нив! Так и хочется руки сомкнуть Над древесными бедрами ив.

Краткий анализ

Произведение написано в реалистичной манере, напоминает по стилю и звучанию труды крестьянских поэтов А. Кольцова и И. Никитина. Автор вносит в описание зимы новые ноты: память о ее лютости, беспощадности. Это дает возможность остро почувствовать то, что холодное время года может стать губительным для всего живого. Проводя краткий анализ стихотворения «Поет зима — аукает» в младших классах школы, следует придерживаться плана:

Поет зима аукает о чем

В произведении противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение одиночества, любование красотой природы и тоска по идеалу, безысходность и надежда. Ранний труд демонстрирует самобытность творчества, которая всегда будет отличать Есенина от других поэтов Серебряного века.

«Зима» С.Есенин

Вот уж осень улетела, И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали И сковали все пруды. И мальчишки закричали Ей «спасибо» за труды.

Вот появилися узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется, Ложится велой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.

Анализ стихотворения Есенина «Зима»

«Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе, находившейся в Спас-Клепиках. Большая часть лирики, относящейся к тому периоду, отличается подражательным характером и скромной художественной ценностью. Было бы странно и нелепо обвинять в этом исключительно Сергея Александровича. Дело в том, что в Спас-Клепиках не нашлось ни одного преподавателя, который мог разглядеть в Есенине задатки великого лирика. Некому было сориентировать юношу в многообразии литературного мира. Все учителя оказались не способны помочь ему расти и развиваться в творческом плане.

В произведениях Сергея Александровича всегда преобладала тема Родины. Воспевание дорогих сердцу просторов стало едва ли не главной целью поэта. Как правило, в стихотворениях его встречаются описания природы средней полосы. С ней Есенин был знаком с детских лет, проведенных в Рязанской губернии. Родное село Константиново Сергей Александрович сильно любил, часто возвращался туда, будучи уже взрослым состоявшимся человеком. Природе средней полосы России посвящено и стихотворение «Зима». Его форма далека от идеальной. Чего стоит только рифма в первом четверостишии «улетела — прилетела». Странно выглядит и последняя строфа. В ней почему-то применена рифмовка, отличная от той, что используется в предыдущих четверостишиях. Кроме того, в произведении нет ярких образов, коими впоследствии славился Есенин. Зато здесь есть восторженно-юношеское восприятие зимы. Сергей Александрович отмечает моменты, которые зачастую дарят необыкновенную радость именно мальчишкам. Речь идет о скованных морозами прудах, где можно кататься на льду целыми днями, дивной красоты узорах на окнах, сверкающем под солнечными лучами инее.

В лирике Есенина природа демонстрируется в вечном движении и развитии. Поэтому так часто поэт употребляет олицетворения, что характерно и для раннего стихотворения «Зима»: «осень улетела», «затрещали морозы», «иней сверкает», «снег мелькает, вьется». В пейзажном творчестве Сергея Александровича нашла отражение идея о единстве всего сущего на земле. Стихии, человека, животных, растения, предметы Есенин воспринимал как сыновей одной матери — природы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *