Поэт утверждавший что он не байрон сканворд
351. Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…. Русский язык, литература
Анализ стихотворения — Нет, я не Байрон, я другой…. Русский язык и литература
Стихотворение было написано поэтом в преддверии 18-летия. В то время в России была популярна поэзия европейского романтизма. В стихотворении автор использует сравнение лирического героя с Байроном ― английского поэтом-романтиком, чья известность имела успех даже после его смерти (это явление назвали байронизмом). Лермонтов читал его с детства и в своем творчестве придерживался романтического направления, поэтому упоминание лорда Байрона вполне закономерно. К тому же, его герои ― гонимые обществом «мрачные эгоисты». Лермонтов поддерживал похожую концепцию в своем творчестве.
Стихотворение написано в традициях романтизма, в жанре лирической философии.
Основная тема ― познание героя самого себя, своей судьбы. В самом начале он пытается сравнивать себя с Байроном, называет «странником», но в то же время понимает, что он другой. Его отличает «русская душа» от английского поэта. Герой уверен, что совершит меньше, потому что не обладает теми же выдающимися качествами, и ему раньше суждено умереть. Во втором четверостишии он словно пытается определить свою судьбу (сам поэт Лермонтов погиб в возрасте 34 лет, а Байрон пережил его всего на два года): «я начал раньше, кончу ране…». Герой выражает горькую надежду о том, смогут ли его понять при жизни или после смерти. Словно он оставляет вопрос будущим потомкам. Герой не знает, что ждет его впереди, но чувствует возможное забвение: «или никто!». Таким образом, звучит новая тема ― отчуждение людей и страх быть забытым всеми. Это помогает выделить главную идею стихотворения: одинокий бунтарь, осуждаемый обществом, вынужден скитаться и не надеяться на понимание.
Сюжет развивается постепенно. Сначала герой размышляет о своей судьбе, об уверенности недолгой жизни. Отождествление с Байроном помогает ему познать себя, каков он есть, найти между ним и собой отличия, тем самым выделив собственные черты личности. Далее он говорит о своей душе, как океане, показывая глубину и необъятность внутренних переживаний. В конце стихотворения ощущается отчаяние и сомнение: «кто толпе мои расскажет думы?». Так лирический герой раскрывает истинные чувства: неуверенность в смысле своей жизни и вероятной возможности быть непонятым и «гонимым» современниками и потомками.
Чтобы передать переживания героя автор использует несколько художественных приемов. Эпитеты: неведомый странник, разбитые надежды. Метафоры: ум совершит (наделение ума человеческими качествами), угрюмый океан (наделение океана человеческих чувств). Использование «тире» в последнем строчке четверостишия подчеркивает важные мысли героя и придает больше экспрессии.
Стихотворение написано в трех строфах. Использован четырехстопный ямб с кольцевой рифмовкой в первом четверостишии (АББА) и перекрестной в двух последних (АБАБ).
Стихотворение вызывает чувство смятения и сопереживания герою, который смело бросает вызов судьбе и обществу.
Вариант 2
Произведение относится по жанровой направленности к философской элегии, представленной в форме послания, и является частью раннего творчества поэта.
Ключевой тематикой стихотворения являются авторские размышления в отношении судьбы души странствующего человека, представленного автором в образе лирического героя, именующего себя странником и пытающегося познать собственную душу, увидеть черты далекого будущего.
Структурная композиция стихотворения, выполненная как монолог лирического героя, условно разделяется на две части, первая из которых представляет собой сравнительное описание поэта с Байроном, указывающее на схожие и отличительные черты знаменитого поэта, а вторая часть повествует о душевном состоянии лирического героя. При этом отличительной особенностью произведения является отсутствие деления стихов на строфы.
Произведение «Нет, я не Байрон, я другой» создается поэтом с использованием в качестве стихотворного размера четырехстопного ямба в сочетании с перекрестной рифмовкой, а также включением женских и мужских рифм, позволяющих усилить эмоциональную окраску стихотворения и передать чувства грусти, тоски лирического героя, размышляющего о собственной дальнейшей судьбе.
Среди средств художественной выразительности, позволяющих придать произведению оригинальность и яркость, присутствуют метафоры в развернутом виде, а также сравнения и эпитеты. Кроме того, поэт применяют особую звуковую интонацию в монологе лирического героя, расставляя в повествовательном содержании смысловой акцент, при помощи вопросительных предложений, а также в форме восклицания.
Своеобразие в стихотворении подчеркивается аллитерацией, художественным приемом, четко передающим мятежность, пылкость, бунтарство душевного состояния лирического героя, ощущающего себя в окружающем мире одиноким и непонятым.
Произведение воспринимается как исповедь лирического героя, осознающего свою избранность, но отчужденного толпой, которая не в состоянии понять мечущую поэтическую душу, сравнимую с океанской безбрежностью и грустными, неизведанными тайнами.
Анализ стиха 3
Стихотворение написано Михаилом Лермонтовым в 1832 году. Оно лишний раз заставляет задуматься о даре поэта. Он в нескольких строчках рассказывает о своей судьбе, как сделал это в стихотворении «Сон». Лермонтов открыто говорит «Я начал раньше, кончу ране». Это и оказалось судьбой поэта, погибшего на двадцать шестом году своей жизни.
Мы понимаем, читая стихотворение, что в основном Лермонтов рассказывает о своей судьбе и как обычного человека, и в качестве поэта. Он говорит с самых первых строк, что он еще не знаменит, он как Байрон, но с русской душой. Лермонтов предчувствует, что он успеет совершить немного, но кто, если не он?
Во всех стихотворениях Михаила Юрьевича Лермонтова есть особый смысл, который он с детальной точностью преподносит читателю. Данное стихотворение не является исключением. Лермонтов не просто рассказывает о том, кто он и о своей судьбе, он также раскрывает роль поэта. В последней строфе он написал «Я-или Бог-или никто!».
Свое призвание Лермонтов осознал в довольно раннем возрасте для нашего времени. Когда он написал стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой», ему было 17 лет. На самом деле Михаил Лермонтов не превозносил своего таланта, как, например, Александр Пушкин.
Почему именно Байрон? Лермонтов читал его творения с детства. Хотя интересен тот факт, что судьбы Лермонтова и Байрона невероятно похожи. Как и Байрон, Лермонтов обладал вспыльчивым характером и обидчивостью. Лермонтова не понимали сверстники, современники, поэтому он чувствовал, что создан для другого времени. Байрона также не понимали современники.
В какой-то мере, Михаил Лермонтов в стихотворении осознает свое дальнейшее одиночество и похожую с судьбой Джорджа Байрона свою судьбу. Он связывает их незримой нитью. Но пытается отказаться от этого, говоря, что он не Байрон, он другой…
Анализ стихотворения Нет, я не Байрон, я другой… по плану
Стихотворение и анализ «Нет, я не Байрон, я другой…»
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!
Краткое содержание
П. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова в штатском платье. 1840
В начале произведения автор делает отсылку к личности Байрона. У них много общего: оба пребывают в затяжном конфликте с окружающим обществом. Лермонтов даёт меткое определение, именуя Байрона и себя «странниками», гонимыми ветром судьбы. Затем автор проводит сравнение эмоций романтического героя с океанской стихией, говоря о том, что душевные переживания бушуют, подобно океанским волнам, поглощая в своей пучине поэта. У лирического героя рухнули надежды на счастье: больше ничто не способно доставить ему удовольствие.
Надежды героя, прежде всего, связаны с его личными терзаниями души. Также его беспокоит судьба русской литературы: ведь, направление «байронизм», популярное среди отечественных литераторов и основанное на идеях декабристов, к окончанию двадцатых годов стало невостребованным.
Тогда ещё не успели сформироваться революционно-демократические идеалы и стремления. Поэт не способен отыскать своё место в жизни: будущая судьба представляется ему туманной. В завершении произведения Лермонтов размышляет о толпе, сожалея о том, что некому будет передать молодому поколению его мысли. Он высказывает сомнение относительно своего жизненного предназначения, как поэта.
История создания
История появления на свет этих стихотворных строк напрямую связана с творчеством великого английского поэта Байрона, чьи произведения во многом определили выбор вектора литературного направления Лермонтова. Стихотворные строки датируются 1832 г. К моменту написания произведения Лермонтов ещё не достиг восемнадцатилетнего возраста. Живительный «родник» своего вдохновения юный автор видел не только в стихах Байрона, но и в его трагической судьбе.
Лермонтов не уставал проводить биографические параллели между собой и любимым поэтом, отмечая сходство общих черт характера. Лермонтов и Байрон являлись двумя сложными гениальными личностями, которых людская толпа не желала принимать и понимать. Ранняя кончина матери, вынужденное расставание с отцом, мучительный поиск себя – всё это способствовало тому, что Лермонтов взялся за перо, чтобы излить свои переживания в этих стихах. Первые читатели смогли познакомиться с произведением в 1845 году на страницах «Библиотеки для чтения».
Жанр, направление, размер
Стихотворение относится к жанру элегии: в нём преобладают глубокие философские мотивы. Повествуя о своей жизни, лирический герой не скрывает эмоций грусти и печали. Произведение соответствует чертам литературного направления «романтизм», точно так же, как и всё творчество Лермонтова.
Поэтический размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. В стихотворном тексте представлены женские и мужские рифмы.
Композиция
Композиционное «здание» произведения состоит из двух частей:
Образы и символы
В стихотворении представлена следующая семантически значимая образная палитра:
Темы и настроение
В произведении Лермонтов поднимает сразу несколько важных тем:
Настроение произведения преисполнено тревожностью и тоской лирического героя, не понятого и гонимого миром.
Основная идея
Основной смысл стихотворения – демонстрация творческого кредо, своеобразная «визитная карточка» с указанием основных мыслей, чувств и особенностей поэта-романтика. Лермонтов стремится показать читателям, что он вовсе не Байрон. Творческое кредо автора индивидуально. Лермонтов говорит о том, что у каждого литературного творца имеется своя «визитная карточка». Поэтому он вовсе не желает, подобно Байрону, получить признание высшего света.
Средства выразительности
Лермонтов использует следующие средства выразительности:
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» по плану
М. Ю. Лермонтов – представитель романтизма. Он увлекался творчеством английского романтика Дж. Байрона. Это отобразилось в стихотворении, о котором рассказывается в статье. Изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Нет, я не Байрон, я другой» по плану.
История создания
История создания стихотворения тесно связана с творчеством английского поэта Д.Г. Байрона. Именно его труды определили выбор литературного направления М. Ю. Лермонтова. Этого курса он придерживался всегда.
Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» датировано 1832 годом. Юному поэту не было и восемнадцати лет.
Источник вдохновения Лермонтов видел не только в творчестве, но и в судьбе Байрона. Поэт заметил биографические параллели и схожесть характеров. Это были две закрытые личности, которых общество отказывалось понимать.
Смерть матери, разлука с отцом, рухнувшая надежда стать филологом – все эти трагические события подтолкнули Лермонтова излить свои чувства в стихотворении.
Первая публикация стихотворения была в 1845 году в журнал «Библиотека для чтения».
Тема и идея
Впервые стихотворение появилось в журнале для публичного ознакомления в 1845 году, спустя 13 лет с даты его создания. Основная тема, которую автор пытается донести до читателя, — судьба одинокого странника. В произведении отчетливо прослеживаются черты романтизма. Центральным образом текста выступает лирический герой, всеми силами пытающийся познать самого себя и определить свое будущее.
Первые строки стихотворения опровергают сравнение Лермонтова с английским поэтом, именно они и стали названием литературного шедевра. Но при этом, подобно настроениям Байрона, юноша считает, что он избранный, особенный, «гонимый миром». С помощью такой метафоры писатель подчеркивает отчужденность от общества, которое не в состоянии понять его неспокойную, склонную к скитаниям душу.
При написании «Нет, я не Байрон» Лермонтов отождествляет себя со странником, бунтарем, позволяет читателю заглянуть в его душу и увидеть «надежд разбитых груз». Свои мысли поэт настойчиво скрывает от толпы, ведь он уверен, что его никто не поймет и не поддержит.
Кроме того, Михаил Юрьевич раскрывает и другие идеи в своем произведении:
Предугадывая события ближайших лет, автор утверждает, что даже не успеет насладиться своим успехом, так как его дни сочтены. Этим он пытается доказать различие между собой и Байроном, убедить читателя в том, что пишет он не ради славы и лавров, а только для обретения своего литературного образа. Он откровенно выражает то, что накопилось у него на душе, даже если об этом уже говорил не один писатель до него.
Проблематика
Поэт, сравнивая себя с Байроном, осознает свое одиночество и пытается показать то, насколько глубоко это чувство и почему он чувствует себя одиноким. В тоже время поэт говорит, что он совсем другой, а не такой, каким его видят другие.
Непонятый окружающими, поэт приходит к выводу, что родился не в то время. Сердца людей очерствели и одеты в броню. Очень сложно достать до самого сердца.
Литературные труды Лермонтова никого не впечатляют и никто ими не проникается. Для этого нужно много трудиться. Именно это вызывает беспокойство.
История творчества Лермонтова
Личность английского поэта, представлявшего эпоху литературного романтизма, заинтересовала русского писателя еще в молодом возрасте. Он внимательно следил за его творчеством, а впоследствии отмечал, что именно этот человек был его вдохновителем. Влияние Байрона со временем усиливалось, Лермонтов с удовольствием сравнивал факты из биографии и личной жизни, подмечал сходства. Особенно сильно он выделял их общую черту — желание посвятить поэзии всю жизнь и безмерная любовь к литературе.
В произведениях Джорджа Гордона просматривается огромная любовь к свободе и явный дух протеста. Личным примером и литературными шедеврами он будоражит разум молодежи, пробуждает в ней чувство патриотизма и гражданственности. Михаил Юрьевич считал настроения зарубежного автора близкими своему духу, и уже в 15 лет он сделал первый перевод с английского.
Известный стих «Нет, я не Байрон, я другой» Лермонтова появился на свет в 1832 году. Написано произведение накануне 18-летия поэта, уже в этот период своей жизни он осознавал, что будет неразрывно связан с литературой всегда. Творчество Байрона не находило признания в его обществе, но оно оказалось глубоко почитаемыми многими русскими писателями.
Англичанин сам по себе был очень угрюмым, нелюдимым, достаточно восприимчивым и обидчивым. Лермонтов где-то в глубине души ощущал, что с такой же участью может столкнуться и он, называя себя «гонимым миром странником, только с русскою душой». Он подчеркивал однозначное сходство в их судьбах, но при этом старался опровергнуть свое подражание иностранцу.
Будучи еще в молодом возрасте, русский писатель понимал, что родился не в нужном для него месте и не в то время. Целью его жизни было донесение до людей правды, изменение общества, влияние на умы народа. Однако именно в эту эпоху реализовать такие намерения посредством литературы было невозможно, поэтому Лермонтов и предсказывал себе, по аналогии с Байроном, недолгую жизнь и недлинный творческий путь:
Такие пессимистичные настрои выражались в готовности русского автора остаться одиноким, встретившись с агрессией и непониманием общества. Но при этом он ни за что не изменит своих убеждений и взглядов. По его мнению, только он способен раскрыть глаза толпе или исключительно сам бог.
Тематика
Главная тема произведения – это сопоставление Байрона и Лермонтова, сравнение судеб двух поэтов. В то же время, Лермонтов стремится показать всем свою индивидуальность.
Аналогия личностей проводится лишь раз в строчке «Как он, гонимый миром странник».
Основная мысль – раскрыть душу и мысли странника.
Тема одиночества также прослеживается в стихотворении. Поэт называет себя «гонимым странником» и испытывает отторжение от общества. Русскую душу поэта никому не понять. Оттого чувство печали никак не может уняться.
Жанр, направление, размер
Как во многих стихотворениях поэта, в этом произведении нельзя однозначно определить жанр. Его можно отнести к элегии: оно содержит философские мотивы, рассуждение над своей жизнью.
Стихотворение написано привычным для Лермонтова размером: четырехстопный ямб. Размышления о собственной судьбе, о своем поколении, чувство совершенного одиночества – все это позволяют отнести произведение к философской лирике.
Направление – романтизм, ведь перед нами классический букет того периода: разбитые надежды (в 17 лет!), мысли о смерти и бренности бытия, противопоставление себя, непонятого, но гордого, презренной толпе. Все черты романтизма в сборе, и осталось только махнуть на прощание белым парусом.
Пафос
Лермонтов осознает неизбежность своей преждевременной смерти. Слова о короткой жизни окажутся пророческими.
Лермонтов передает грусть и тревожность лирического героя, гонимого миром.
Одиночество будет бесконечным. Герой смиряет себя с мыслью о том, что он всегда будет одинок. Вместе с тем, поэта огорчает человеческий произвол и гордыня. Всё это отдаляет человека от Бога и искусства.
Система образов
В центре внимания – лирический герой, эмоциональное состояние которого передают два образа: океан и толпа.
Душа – океан бушующих страстей. Когда корабль тонет во время шторма, груз уходит на дно океана. Также и в душе героя переживания лежат мертвым и не подъемным грузом:
В душе моей как в океане, Надежд разбитых груз лежит.
Романтический символ бездонной стихии, хранящей очень глубоко тайны, не может смириться с действительностью.
Образ толпы появляется в последней строчке стихотворения и передает одинокое состояние поэта, разлад с обществом. Размышления поэта, по его мнению, никому не понятны.
Сильной эмоциональной нагрузки образ толпы не несет. Поэтому описание скудное. Главная цель — показать поэта в лучшем свете на её фоне.
Анализируемое стихотворение можно считать программным, ведь в нем отобразились особенности романтизма. В его строках поэт рассказывает о судьбе души странника. В центре произведения лирический герой, который пытается познать самого себя и предсказать будущее. Лирическое «Я» полностью сливается с автором.
В первых строках герой уверенно заявляет, что он не Байрон. Тем не менее, он не скрывает, что считает себя избранным. Юноша не отрицает некоторую схожесть с английским поэтом, считая, что оба они странники «гонимые миром». Эта метафора намекает не только на отчужденность от толпы, неспособной понять мятежную душу, но и на скитания Лермонтова, связанные со службой. Лирический герой называет себя странником. Такое восприятие одинокой бунтарской души характерно для романтизма.
Герой рассказывает, что он обратился к творчеству раньше Байрона, поэтому считает закономерным «кончить ране». Он позволяет себе приоткрыть занавес своей души. Читатель может видеть, что в ней «надежд разбитых груз лежит». Лирический герой тщательно скрывает свои мысли от толпы, осознавая, что найдет в ней только непонимание и осуждение. Его думы известны пока только ему самому и Богу.
Центральные персонажи
Центральных персонажей здесь два: Байрон и Лермонтов.
Поэт находится в некой постоянной конфронтации с высшим светом. Он видит себя изгоем, скитальцем. Нередко одинокий и разочарованный герой бросает вызов укоренившимся порядкам.
Байрон тоже странник со своим внутренним конфликтом и окружающей действительностью. Что отличает двух персонажей? Байрон – английский поэт, а Лермонтов – поэт с русской душой.
Чужая душа, как говорится, потёмки. А русская душа загадочна. Она неоднозначна, чувственна и эмоциональна.
Кто такой Байрон?
Джордж Гордон Байрон – английский поэт-романтик. Рано остался без отца. Из-за бедности и недостатков внешности испытывал душевные страдания, избегал общения с людьми. Прожил всего 36 лет, полных приключений и авантюрных похождений. Байрон писал в жанре романтической поэзии. Стал родоначальником целого литературного направления, получившего название байронизма. В поэме «Чайльд-Гарольд», завоевавшей популярность во всей Европе, в том числе и в России, он изобразил себя, таким как видел себя сам.
Делакруа. Иллюстрация к одной из восточных поэм Байрона.
Байрон много путешествовал по южной Европе и Азии. Был в Испании, Италии, Португалии, Албании, Греции, Турции. Переплыл пролив Дарданеллы. Участвовал в греческом освободительном движении. Все эти обстоятельства возвышали Байрона в глазах романтически настроенной молодежи. Мода на байронизм продержалась всю первую половину XIX века. Этим направлением в литературе был увлечен и Лермонтов.
Лирический герой
Лирический герой занят самокритикой и самокопанием. Быть занятым в трудах не значительных – это не его мечта. Он хочет добиться всего и сразу.
Такой образ мыслей свойственен юности и раннему творчеству. Позднее, при создании образа Печорина, Лермонтов отойдет от этой линии. Его мировоззрение поменяется, и он с сожалением покажет, к чему может привести подобный инфантильный настрой через призму жизни персонажа произведения «Герой нашего времени».
Основная идея
Лирический герой размышляет над своим предопределением. Он считает себя самобытным, хоть и видит некие сходства и различия с Байроном.
Лермонтов чувствует особое предназначение в жизни. В стихотворении автор предсказывает свою недолгую творческую карьеру, непонимание со стороны общества и одиночество. Смысл произведения заключается в том, что оно является некой визитной карточкой писателя, в которой отображены его чувства и мысли.
Лермонтов понимал, что существует ещё множество писателей, которые разочаровались в своей жизни, поэтому он решил заявить о себе. Поэт подмечает собственные новаторские идеи, которые могли бы принести ему славу, но он не сможет ей насладиться. Михаил Юрьевич пытается донести, что в творчестве он излагает свои мысли, а не подражает Байрону и не пишет только ради популярности.
Поэт выражает своё душевное состояние при помощи поэзии, даже если кто-то это уже до него делал.
Сюжет
Сначала поэт делает отсылку на личность Байрона. У обоих конфликт с окружающим миром. Поэт называет их гонимыми ветром странниками. Общность заключается в избранничестве и своей исключительности.
Далее, Лермонтов сравнивает душу лирического героя с океаном. Внутренние переживания бушуют как волны океана и поглощают самого поэта. Надежды рухнули, и ничего не приносит ему радость.
С чем связаны были его надежды? В первую очередь, это личные переживания. Муки души. Во-вторых, это судьба литературы в России: байронизм в России основывался на идеях декабристов, а конце 20-х годов эти идеи сошли на нет.
Революцонно-демократические идеи еще не зародились. По этой причине Лермонтов не может найти себе места. В период затишья будущее поэта кажется ему туманным.
В конце стихотворения поэт говорит о толпе «кто толпе мои расскажет думы?». Он выражает сомнения и неуверенность в своем предназначении и смысле жизни.
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой»
Дж. Гордон Байрон — один из самых знаменательных поэтов Великобритании. При жизни он не был понят и принят своими современниками, лишь сейчас, с расстояния в несколько веков, перед нами раскрываются все краски его творчества.
Байрон был человеком скрытным, одновременно заносчивым и тихим, немного угрюмым и несколько меланхоличным. Неудивительно, что Лермонтов в самом начале своего творческого пути невольно сравнивал себя с ним. В возрасте 18 лет, когда к нему пришло осознание того, что жизнь свою он хочет связать с искусством, с литературой, он написал стихотворение, в котором не только противопоставил личности Байрона личность свою, но и сравнил судьбу английского поэта с возможным развитием своего собственного жизненного пути.
Так же, как и Байрон, Лермонтов был весьма скромны человеком, с изрядной толикой самоедства. Он никогда не считал себя поэтом особого таланта, не любил славу, а лестные отзывы воспринимал как сигнал для того, чтобы писать еще лучше. В том возрасте, Лермонтов считал себя «еще неведомым избранником», которому только предстоит выбрать свою судьбу. Сравнив себя и Байрона, Лермонтов находит много общего, и, в тоже время, отказывается подражать ему. Да, у обоих поэтов сложная судьба, но Лермонтов «другой», он начал раньше, позже и закончит. Этими строками он предрекает себе скорый конец, смиряется с тем, что его жизнь как поэта будет весьма скоротечной.
Рассматривая перспективы своего творчества, Лермонтов пессимистично и иронично о. Он видит, что в те смутные времена, творчеством и стихами вряд ли можно будет как-то повлиять на умы людей, изменить жизнь к лучшему. Эта ноша тяжким грузом легла на плечи поэта, этот лейтмотив разочарования, собственного бессилия проходит сквозь все его дальнейшее творчество.
Отрицая попытки подражать Байрону в его мрачной, ироничной и циничной манере, Лермонтов дает понять, что готов встретиться с недопониманием, тоской и людской злобой. При этом, он хочет сохранить в своей душе веру в лучшее, веру в людей и в бога. Уже тогда, в столь юном возрасте, Лермонтов понимает, что выбранный им путь сулит лишь одиночество и душевные муки. Но он не в силах, не в праве изменить это.
Обрекая себя на отрешенность от общества, он словно добровольно соглашается на сделку с некими высшими силами. Можно ли назвать это пассивностью, можно ли обвинить Лермонтова в пессимизме? Нет, конечно. Не нам судить, сквозь пелену времен. Но если взглянуть под правильным углом, то станет ясно. Выбор Лермонтова — это самый настоящий стоицизм. Это проявление веры в некие высшие идеалы. Это отказ от жизни по уже проложенному пути.
Рекомендуется к прочтению:
Композиция
Композиция стихотворения состоит из двух частей.
Первая часть сосредоточена на доказательствах того, что между Лермонтовым и Байроном есть существенные различия.
Вторая часть по объёму меньше и состоит из четырех строчек. Ритмически вторая часть отличается от первой. Здесь кроются мотивы, то есть, почему было написано это стихотворение. Он говорит о том, что у него не получится дожить до своего успеха и признания:
Я раньше начал, кончу раньше, Мой ум немного совершит.
Темы и настроение
В стихотворении поднимается несколько тем, характерных для творчества М.Ю. Лермонтова.
Художественное своеобразие произведения
Все произведение построено на антитезе, осознанном отделении, которое усиливает мотив одиночества.
С первых строк поэт сравнивает себя с Байроном, отмечая, что они оба «гонимые странники». И эта схожесть отделяет Лермонтова от общества.
А в следующих строках поэт отделяется и от своего соратника, отмечая, что в отличие от него обладает «русскою душой».
В следующих строках поэт говорит о своей ранней кончине, об отделении от всего мира. Лермонтов заканчивает стихотворение утверждением, что никто не в силах понять его и избавить от одиночества.
Сходства и различия в судьбах и характерах Байрона и Лермонтова
В судьбах Лермонтова и Байрона читатели и те, кто знали Лермонтова, находили много общего:
В отличие от Байрона Лермонтов не тяготился недостатком средств. Бабушка выделяла достаточно средств на содержание внука, кроме этого, он получал за службу. В отличие от Байрона, Лермонтов никогда не был игроком и мотом. Байрон уехал из Англии по своей воле. Лермонтова на Кавказ ссылали. Да и внешне высокий блондин Байрон существенно отличался от низкорослого шатена Лермонтова.
Байрон был женат и развелся, у него было немало романов, Лермонтов никогда не был женат, и в Донжуанских похождениях не был замечен.
Средства художественной выразительности
В тексте стихотворения преобладают метафоры: «гонимый миром странник», «мой ум немного совершит», «в душе моей… надежд разбитых груз лежит», «океан угрюмый».
Дополняют картину эпитеты: «русская душа», «неведомый избранник», «разбитые надежды». Понятие русской души включает национальное определение, самопознание, исторический фон.
Смысловую и эмоциональную нагрузку несёт интонация в вопросительных и восклицательных предложениях: «Кто может, океан угрюмый, твои изведать тайны?», «Кто толпе мои расскажет думы?»
Стоит отметить экспрессивный синтаксис и пунктуацию в стихотворении. Например, тире выполняет выделительную функцию. Появляется треугольник «Я — или бог — или никто!», в котором слышна вершина мотива одиночества.
Светские, увеселительные мероприятия для поэта пустышка и фальшь. Единомышленников нет и среди близких друзей. Понять его идеи могут только двое: сам поэт и Бог.
Структура стихотворения построена на антитезе, он противопоставляет себя обществу, природе, Байрону. Этот художественный приём позволяет создать контраст, выделить мысли лирического героя.
Сравнение «в душе моей, как в океане» показывает насколько трагичен настрой поэта и как глубоки его думы. Наряду с этим поэт сомневается в своих силах и возможностях.
«Нет, я не Байрон, я другой», анализ стихотворения Лермонтова
Михаил Лермонтов. тоже знакомый с творчеством английского поэта, накануне своего совершеннолетия создает короткое стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой». в котором практически предопределяет свою дальнейшую судьбу. Молодой Лермонтов в буквальном смысле сравнивает себя с английским лордом, понимая, что он тоже «гонимый миром странник», но только «с русскою душой».
Ощущение своей ненужности в русском обществе пришло к Михаилу не сразу. Оставшись без матери в трехлетнем возрасте, усилиями бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой он лишился отца и нормального детства. Бабушка посчитала, что лучшим вариантом воспитания для мальчика должно стать военное воспитание. С 13 лет кочуя по казармам, мальчик, тем не менее, был очень привязан к бабушке. Лишенный связи с единственным родным человеком, живущий в атмосфере вечной муштры и дисциплины, творческий ребенок постепенно превращался в угрюмого и замкнутого подростка.
Зная о нелегкой судьбе Байрона, Лермонтов внутренне противится ее повторению: «Нет, я не Байрон, я другой». Ему не хочется быть таким же изгоем, каким долгое время был сам английский поэт-романтик. Широко известен факт, что свою 36-летнюю жизнь Джордж Гордон Байрон завершил в Греции, где, поддерживая повстанцев, заболел лихорадкой, а после умер. Поэту пришлось покинуть родину, где, по мнению Байрона, его все забыли.
Противопоставляя свою судьбу судьбе английского поэта-романтика, Лермонтов подчеркивает, что он пока «неведом» миру, он пока – «неведомый избранник», потому что «с русскою душой». Главное его отличие в том, что он начал раньше (очевидно, творить), и закончит свой путь тоже намного раньше:
Мой ум немного совершит.
Нужно понимать, что в лирическом произведении совсем иная реальность. Когда поэт пишет «Я», то подразумевает некоего лирического героя, чья судьба вполне может быть схожа с автором, но герой приобретает обобщенное значение. И все-таки мотив изгнанничества и одиночества станет ведущим мотивом творчества Михаила Юрьевича Лермонтова.
В заключительной части стихотворения звучит уже знакомый по творчеству Александра Сергеевича Пушкина мотив: противопоставление поэта и толпы. Этот мотив появится в творчестве Лермонтова еще не раз в таких стихотворениях, как «Поэт», «Кинжал». «Пророк». И если в «Пророке» поэт предпочитает удалиться в пустыню, чтобы только не видеть толпу своих гонителей, то в данном произведении герой придерживается другой идеи. Отвечая на вопрос «Кто толпе мои расскажет думы?», сам поэт подчеркивает, что, кроме него и Бога, никто не сможет передать окружающим истины, а это тяжелое испытание, которое не каждый может выдержать.
В стихотворении преобладают романтические средства: сравнение со стихией («в душе моей, как в океане»), метафоры («надежд разбитых груз лежит»). Сама идея произведения, герой которого одинок и противопоставлен всему миру, и есть главная идея романтизма.
Несмотря на небольшой объем, это произведение смело можно отнести к разряду «вечных», так как мысль о собственном предназначении в этом непростом мире тревожит всех, кто неравнодушен к собственной судьбе и судьбе своей страны.
Актуальность
Стихотворение остается актуальным по сей день. Во все времена были свободолюбивые мыслители, поэты и другие деятели искусства, которые остаются верны своим представлениям.
Исследуя лирику М. Ю. Лермонтова можно предположить, что поэт был сверхчувствительной личностью. Лермонтов не был пророком как таковым, но был всегда на шаг вперёд своего времени.
Он искренне не принимал политический строй того времени с его самодержавно-крепостнической действительностью. Поэта не пугают гонения, он остаётся верен своему признанию до конца жизни. Лермонтов прекрасно понимает свою ответственность за свою деятельность не столько перед властью и народом, сколько перед Богом.