Поэт словно разговаривает с письмом чем это вызвано сожженное письмо

Комментирование и анализ текста.

— Вам не показалось, что поэт словно разговаривает с письмом? Чем это вызвано?

(Письмо для него — не просто лист бумаги со словами любви. Оно от любимой. Оно для него — часть возлюбленной, и поэт обращается к нему, как к живому существу.)

— Покажите одушевленность сжигаемого письма.

(Поэт словно просит простить его: что делать — она велела! Поэт обращается к нему: прощай, гори, листы твои, пепел милый, останься. Для него — это письмо живой любви, все радости мои».

«Прощай, письмо любви, прощай! Она велела. »).

— Велела! Почему выбран именно этот глагол? Можно ли его заменить? Подберите и сравните синонимы.

(Потребовала, приказала, попросила. Нет, именно «велела»! И никакое другое. В этом слове есть что-то царственное. Повелевает царица, королева, ее невозможно ослушаться.)

— Почему поэт не заканчивает фразу до конца, ставит многоточие, точно обрывает ее.

(Герой не в состоянии вымолвить приговор, и спазмы перехватывают горло. Фраза словно захлебнулась, оборвалась.)

Для поэта письмо любимой — свято. Его касались его руки, там дорогие слова. В письме — «все радости его». А нужна ли такая жертва? Ведь утаить письмо нетрудно. Никто и никогда не узнает о содержании письма, честь любимой, ее доброе имя будут сохранены, а для сердца поэта сохранится отрада — ее письмо.

— Возможна ли для поэта такая хитрость как ослушание?

(Нет, ни в коей мере. Для поэта требование любимой — священно. «Она велела. ». В пушкинскую эпоху этого было достаточно.)

Вспомним, чем завершается письмо Татьяны Евгению Онегину:

Кончаю! Страшно перечесть.

Стыдом и страхом замираю.

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю.

— Найдите строки, свидетельствующие о мучительном переживании перед принятием тяжкого решения.

(«Как долго медлил я, как долго не хотела / Рука предать огню все радости мои…»).

— Какой эффект достигается повторением: как долго. как долго?

(Мы чувствуем напряженность момента. Создается ощущение высокой патетики. )

— «Но полно, час настал. » Что означает этот час для поэта?

(Час пробил — напрашивается поневоле. Час настал, час пробил — так говорят о важном решении. Вместе с уничтожением письма гибнет и часть души поэта.)

— Какими словами передается полная отрешенность поэта от внешнего мира?

(«Ничему душа моя не внемлет». Поэт ничего не замечает кругом себя).

— Моление поэта беззвучно, явствен лишь один возглас: «О Провиденье!» Что означает это слово? Почему поэт обращается к Провиденью, о чем его мольба?

(Провиденье — это Бог, Судьба. Поэт сокрушен, он ищет в Боге духовную опору.)

— Письмо превратилось в пепел. «Свершилось!» Но даже пепел от письма снят для поэта. «Останься век со мной на горестной груди. » О какой традиции говорит здесь поэт?

(Для русского человека пушкинской эпохи был характерен обычай носить ладанку, то есть сумочку с ладаном или какою-нибудь святынею. Ладанка носилась вместе с крестом на шее и считалось оберегом. Святыня могла помещаться и в ювелирное изделие, например в медальон. Таким об разом, «милый пепел» стал для поэта оберегом.)

— Перед нами два письма о любви. Одно от Нее, ему суждено быть сожженным. А другое. от кого? Кому принадлежит?

(Второе письмо — горестный монолог самого поэта, где каждое слово дышит неподдельной любовью.)

Источник

II. Чтение и анализ стихотворения

Выразительное чтение стихотворения

Комментирование и анализ текста.

— Вам не показалось, что поэт словно разговаривает с письмом? Чем это вызвано?

(Письмо для него — не просто лист бумаги со словами любви. Оно от любимой. Оно для него — часть возлюбленной, и поэт обращается к нему, как к живому существу.)

— Покажите одушевленность сжигаемого письма.

(Поэт словно просит простить его: что делать — она велела! Поэт обращается к нему: прощай, гори, листы твои, пепел милый, останься. Для него — это письмо живой любви, все радости мои».

«Прощай, письмо любви, прощай! Она велела. »).

— Велела! Почему выбран именно этот глагол? Можно ли его заменить? Подберите и сравните синонимы.

(Потребовала, приказала, попросила. Нет, именно «велела»! И никакое другое. В этом слове есть что-то царственное. Повелевает царица, королева, ее невозможно ослушаться.)

— Почему поэт не заканчивает фразу до конца, ставит многоточие, точно обрывает ее.

(Герой не в состоянии вымолвить приговор, и спазмы перехватывают горло. Фраза словно захлебнулась, оборвалась.)

Для поэта письмо любимой — свято. Его касались его руки, там дорогие слова. В письме — «все радости его». А нужна ли такая жертва? Ведь утаить письмо нетрудно. Никто и никогда не узнает о содержании письма, честь любимой, ее доброе имя будут сохранены, а для сердца поэта сохранится отрада — ее письмо.

— Возможна ли для поэта такая хитрость как ослушание?

(Нет, ни в коей мере. Для поэта требование любимой — священно. «Она велела. ». В пушкинскую эпоху этого было достаточно.)

Вспомним, чем завершается письмо Татьяны Евгению Онегину:

Кончаю! Страшно перечесть.

Стыдом и страхом замираю.

Но мне порукой ваша честь,

И смело ей себя вверяю.

— Найдите строки, свидетельствующие о мучительном переживании перед принятием тяжкого решения.

(«Как долго медлил я, как долго не хотела / Рука предать огню все радости мои…»).

— Какой эффект достигается повторением: как долго. как долго?

(Мы чувствуем напряженность момента. Создается ощущение высокой патетики. )

— «Но полно, час настал. » Что означает этот час для поэта?

(Час пробил — напрашивается поневоле. Час настал, час пробил — так говорят о важном решении. Вместе с уничтожением письма гибнет и часть души поэта.)

— Какими словами передается полная отрешенность поэта от внешнего мира?

(«Ничему душа моя не внемлет». Поэт ничего не замечает кругом себя).

— Моление поэта беззвучно, явствен лишь один возглас: «О Провиденье!» Что означает это слово? Почему поэт обращается к Провиденью, о чем его мольба?

(Провиденье — это Бог, Судьба. Поэт сокрушен, он ищет в Боге духовную опору.)

— Письмо превратилось в пепел. «Свершилось!» Но даже пепел от письма снят для поэта. «Останься век со мной на горестной груди. » О какой традиции говорит здесь поэт?

(Для русского человека пушкинской эпохи был характерен обычай носить ладанку, то есть сумочку с ладаном или какою-нибудь святынею. Ладанка носилась вместе с крестом на шее и считалось оберегом. Святыня могла помещаться и в ювелирное изделие, например в медальон. Таким об разом, «милый пепел» стал для поэта оберегом.)

— Перед нами два письма о любви. Одно от Нее, ему суждено быть сожженным. А другое. от кого? Кому принадлежит?

(Второе письмо — горестный монолог самого поэта, где каждое слово дышит неподдельной любовью.)

Подведение итогов.

Поэт не только прощается с письмом — он прощается с любимой, иначе боль его не была бы так мучительна. Но «пепел милый» останется на груди, в душе — нетленные слова любви.

Домашнее задание

Выучить стихотворение; сделать письменный анализ.

Дополнительный материал для учителя[6]

«Души моей царицы…»

Среди пленительных женщин, вдохновлявших лиру Пушкина, были и кишиневские красавицы. За три года пребывания в Молдавии поэт сблизился со многими людьми. Среди новых знакомых наибольший интерес представлял круг командира 16-ой пехотной дивизии генерала М. Ф. Орлова, в который входила передовая офицерская молодежь. Многие офицеры были членами тайного общества «Союз благоденствия».

Пушкин часто бывал в доме Орлова, с женой которого, Екатериной Николаевной — старшей дочерью прославленного героя Отечественной войны 1812 года генерала Н. Н. Раевского, был знаком еще по Петербургу. Летом 1820 года, до приезда в Кишинев, поэт совершил путешествие с семьей Раевских по Кавказу и Крыму, О своих впечатлениях Пушкин писал брату Льву: «…Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провел я посреди семейства почетного Раевского. Я не видел в нем героя, славу русского войска, я в нем любил человека с ясным умом, с простой прекрасной душою. Все его дочери — прелесть, старшая — женщина необыкновенная. »

На полях рукописей быстрое перо поэта рисует классический профиль Екатерины и милое лицо Марии. Умная, гордая, с сильным характером, Екатерина произвела большое впечатление на Пушкина.

В начале 1812 года поэт вместе с братьями Давыдовыми, в имении которых — Каменке — он гостил (ноябрь 1820 — март 1821 гг.), побывал в Киеве, а семье Раевских. В это время в Киеве была ярмарка с театральными представлениями, балами. Однажды Пушкин явился невольным свидетелем того, как прихорашивалась перед зеркалом Екатерина Николаевна. Дверь в ее комнату была приоткрыта, и поэт пошутил: «Вам, кажется, не достает только алмазного венца!» Екатерина Николаевна запальчиво, правда, не без улыбки, ответила: «Может быть, вы и правы!» Тогда же, в Киеве, родилось стихотворение «Красавица перед зеркалом» (1821).

Взгляни на милую, когда свое чело

Она пред зеркалом цветами окружает,

Играет локоном — и верное стекло

Улыбку, хитрый взор и гордость отражает.

В феврале 1821 года к Екатерине Раевской посватался М. Ф. Орлов, служивший под началом ее отца начальником штаба корпуса в Киеве. Предложение было принято, и в мае 1821 года в Киеве состоялась свадьба.

После замужества Екатерина Николаевна жила в Кишиневе. В одном из писем к родным она писала: «Мы очень часто видим Пушкина, который приходит спорить с мужем о всевозможных предметах. ». Екатерина Николаевна любила поэзию и внимательно следила за успехами Пушкина.

В Кишиневе поэт посещал и гостеприимный дом князей Кантакузиных. Князь Георгий Кантакузин был женат на Елене Михайловне Горчаковой, сестре лицейского товарища Пушкина, будущего министра иностранных дел. В лицейские годы Пушкин посвятил ей (Е. Горчакова часто посещала своего брата в Царском селе) озорное стихотворение «Красавице, которая нюхала табак». Пушкин был поражен, что запах табака девушка предпочитала аромату роз, «душистых ландышей, ясминов и лилей».

Ах, если б, превращенный в прах,

И в табакерке, в заточеньи,

Я в персты нежные твои попасться мог,

Тогда б в сердечном восхищеньи

Рассыпался на грудь под шелковый платок

И даже. может быть. Но что! мечта пустая.

Не будет этого никак.

Судьба завистливая, злая!

Ах, отчего я не табак. (1814).

Когда Кантакузины узнали о приезде Пушкина, князь Георгий попросил Липранди устроить встречу с поэтом. Пушкин был принят у Кантакузиных с истинным радушием.

В доме богатого откупщика и владетеля больших имений в Бессарабии Иордаки Варфоломея собиралась молодежь на танцевальные вечера. Играл домашний цыганский оркестр, вальсы и мазурки сменялись мититикой, слышалась русская, молдавская, французская речь. Варфоломей искал жениха для единственной дочери Пульхерицы: зять ему нужен был русский, сильная рука которого поддержала бы его дело.

Пульхерица была очень миловидная девушка, хорошо танцевала и была в Кишиневе всеобщей любимицей. Когда проездом на Венский конгресс в 1818 году император Александр I посетил Кишинев, бессарабское дворянство дало в честь его бал. На балу император, слывший большим ценителем женской красоты, из всех девиц отличил одну Пульхерицу: пригласил ее на польский танец и задал ей несколько вопросов.

Обаятельная и немногословная, она умела говорить обезоруживающей улыбкой беззаботного сердца. Ее простодушие, подкупавшее Пушкина, было сродни равнодушию: она не ведала ни желаний, ни зависти. Многие молодые люди искали ее руки, пытались завоевать ее сердце. Все их объяснения Пульхерица прерывала шутливыми словами на французском: «Ах, какой вы! Все-то вы шутите!» И женихи отступались, не находи пути к ее сердцу.

Пушкин какое-то время тоже был увлечен гордой Пульхерицей, которая очень похожа на героиню его стихотворения «Дева».

Любимцы счастия, наперсники судьбы

Смиренно ей несут влюбленные мольбы;

Но дева гордая их чувства ненавидит

И, очи опустив, не внемлет и не видит.

Пульхерице посвящено и пушкинское стихотворение (1821 г.) «Если с нежной красотой! Вы чувствительны душою. »

Ближайшая подруга Пульхерицы — Мариола Ралли — считалась одной из самых красивых кишиневских девушек. В танцах Пушкин всегда отдавал ей предпочтение. Но у Ралли танцевали редко, чаще устраивали музыкальные вечера. Пушкин был дружен с братом Мариолы Иваном, часто вступал в беседы и любил поспорить со старшей сестрой Екатериной, умной и начитанной замужней женщиной строгих правил. Пушкин называл ее «скучной мадам Жанлис». Прозвище это так и утвердилось за ней в кишиневском обществе. А имя Мариолы упомянуть поэтом в эпилоге поэмы «Цыганы»: «И долго милой Мариулы / Я имя нежное твердил».

Говаривали, что «Пушкин любил всех хорошеньких, всех свободных болтуний». Кишиневский приятель Пушкина, офицер генеральского штаба В. П. Горчаков, бывавший с ним на танцевальных вечерах, вспоминал, что Пушкин любил танцы и «с каждого вечера сбирал новые восторги и делался новым поклонником новых, хотя мнимых богинь своего сердца».

В числе минутных очаровательниц Пушкина была и Мария Егоровна Эйхфельдт, родственница вице-губернатора Бессарабии М. Е. Крупенского. За восточный тип лица Пушкин прозвал Марию Егоровну «Прекрасною Еврейкою». Мужу ее, чиновнику горного ведомства Ивану Ивановичу Эйхфельдту, было за пятьдесят. Мария Егоровна была во всех отношениях интересная и образованная женщина. Ей посвящены строки Пушкина:

Ни блеск ума, ни стройность платья

Не могут вас обворожить;

Одни двоюродные братья

Узнали тайну вас пленить.

Лишили вы меня покоя, но вы не любите меня.

Одна моя надежда, Зоя:

Женюсь и стану вам родня.

Любопытно и знакомство Пушкина с Калипсо Полихронии — гречанкой, бежавшей из Константинополя вместе с матерью. В обществе Калипсо показывалась редко, но радушно принимала поэта у себя дома. Говорили, что в Константинополе она была возлюбленной великого английского поэта Байрона. Именно это обстоятельство и подогревало, главным образом, интерес к ней Пушкина нисколько не был влюблен в Калипсо.

Калипсо знала много песен греческих и турецких. Пела она на восточный манер — слегка в нос, сопровождая пение игрой глаз и движениями тонких рук, на запястьях которых позванивали браслеты. Иногда аккомпанировала себе на гитаре. В эти минуты она казалась Пушкину прекрасной:

Ты рождена воспламенять

Его тревожить и пленять

Любезной живостью приветов,

Восточной странностью речей,

Блистаньем зеркальных очей.

. После отьезда из Бессарабии Пушкин обменялся несколькими письмами со своим кишиневским другом Н. С. Алексеевым. В письме от 1 декабря 1826 года Пушкин писал: «Приди, о друг, дай прежних вдохновений, / Минувшею мне жизнию повей!»

Вспоминал поэт и о кишиневских женщинах-красавицах, волновавших его воображение: «Не могу изъяснить тебе моего чувства при получении твоего письма. Милый мой, ты возвратил меня Бессарабии. ».

Источник

«Сожженное письмо» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – история создания, идея, композиция, жанр

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Сожженное письмо» принадлежит любовной лирике, и в полной мерее раскрывает душевные переживания поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сожженного письма» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе.

Поэт словно разговаривает с письмом чем это вызвано сожженное письмо

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сожженное письмо.

История создания – Стих был написан в 1825 году. Женщиной, кому посвящено произведение, оказалась графиня Елизавета Воронцова.

Тема стихотворения – Обращение лирического героя к сожженному письму, в котором он видит крах своей любви.

Композиция – Композиция простая, состоит из трех условных частей: первая часть – монолог лирического героя, вторая – сожжение письма, третья – обращение лирического героя к пеплу, чтобы тот навсегда остался в его душе.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб, с применением смежной мужской рифмовки. В последних строчках стихотворения рифма отсутствует.

Метафоры – «письмо любви», «пламя жадное».

Эпитеты – «жадные», «заветные», «легкий».

Олицетворения – «предать огню все радости».

Инверсия – «как долго медлил я».

История создания

Во время своей южной ссылки Александр Сергеевич проживал в Одессе, где работал в канцелярии под руководством графа Михаила Воронцова. Между ними установились добрые приятельские отношения, которые резко испортились после знакомства молодого поэта с супругой графа, Елизаветой Воронцовой.

Графиня отличалась не только внешней привлекательностью: она была прекрасно образованна, начитанна, я слыла прекрасной собеседницей. С первых минут общения между молодыми людьми возникла взаимная симпатия, которая быстро переросла в сильное чувство.

Елизавета Воронцова не скрывала от мужа свои отношения с Пушкиным, и тот проявлял удивительную в этом вопросе лояльность. Но, когда по городу поползли нелицеприятные слухи, он сделал все возможное, чтобы как можно скорее изгнать соперника из города.

Перед отъездом своего возлюбленного графиня подарила ему на память о себе золотой массивный перстень с драгоценным камнем. Пушкин принял этот подарок, и в дальнейшем очень трепетно к нему относился.

Поэт прекрасно понимал, что уже никогда не встретится со своей возлюбленной. Какое-то время между Пушкиным и Воронцовой существовала переписка, но графиня всегда настаивала на том, чтобы все ее письма сжигались сразу после прочтения. Александру Сергеевичу было трудно выполнять эту просьбу, но он не мог идти против воли любимой женщины. Так, под влиянием сильных душевных переживаний в 1825 году им было написано стихотворение «Сожженное письмо», которое стало олицетворением ушедшей любви.

В произведении «Сожженное письмо» тема любви раскрыта в весьма необычной манере. Лирический герой обращается к письму своей возлюбленной, однако на самом деле речь идет об ушедшей любви. Письмо является лишь средством передачи душевных переживаний лирического героя, который придает особый смысл уничтожению любовного послания. Так он прощается не только с письмом, но и с любовью, которая покидает его навеки.

На протяжении всего стихотворение настроение лирического героя меняется: он то успокаивается, то вновь начинает судорожно метаться, страдая от своих сердечных ран. Даже в сожженном пепле он видит образ возлюбленной, и хочет сохранить его навсегда в своем сердце.

Основная идея произведения заключается в том, что необходимо сдерживать слово, данное любимому человеку, как бы сложно ни было это сделать. Лирический герой страстно мечтает оставить себе на память хотя бы письма любимой женщиной, с которой некогда был так счастлив. Однако он вынужден покориться ее просьбе сжечь все послания, и терзается тем, что утрачивает с возлюбленной последнюю ниточку, связывавшую их.

Композиция

Композиция произведения отличается простотой и последовательностью, и делит стихотворение на три условные части.

Произведение написано в жанре любовной лирики, однако в нем присутствуют характерные черты послания, романса, элегии.

Стихотворный, размер, используемый автором при написании «Сожженного письма» – шестистопный ямб со смежной мужской рифмовкой. Примечательно, что в последних строчках произведения рифма отсутствует. Подобный прием позволяет очень точно выразить состояние лирического героя, у которого от разочарования и печали опускаются руки.

Средства выразительности

Для раскрытия своих чувств и душевных терзаний Пушкин мастерски использует богатую палитру средств художественной выразительности. В произведении встречаются метафоры («письмо любви», «пламя жадное»), эпитеты («жадные», «заветные», «легкий»), олицетворения («предать огню все радости»), инверсия («как долго медлил я»).

Источник

Краткий анализ стихотворения «Сожженное письмо» по плану

Поэт словно разговаривает с письмом чем это вызвано сожженное письмо Поэт словно разговаривает с письмом чем это вызвано сожженное письмо Поэт словно разговаривает с письмом чем это вызвано сожженное письмо

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

История создания

Стихотворение «Сожжённое письмо» было написано в 1825 году в Михайловском по впечатлениям недавно разыгравшейся в жизни Пушкина личной драмы.
В 1823 году, находясь в южной ссылке, поэт познакомился с одной из самых обаятельных и умных женщин своей эпохи – графиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, супругой одесского генерал-губернатора, под наблюдением которого находился опальный поэт.

Последовавший за этим роман Пушкина и Воронцовой вскоре перестал быть тайной для окружающих, и по ходатайству Воронцова Пушкин был выслан в Михайловское.

По просьбе графини поэт сжигал редкие, полученные от неё письма. Свои послания к возлюбленной он запечатывал перстнем, копия которого хранилась у Воронцовой. Этот перстень Пушкин называл своим талисманом.

Память о поэте

Через 9 месяцев после жаркого лета 1824 года у графини родилась дочь Софья, которая, возможно, была плодом их тайной любви. После возвращения Воронцовых в Петербург Елизавета Ксаверьевна и Пушкин продолжают встречаться. Об их отношениях можно судить лишь по косвенным намекам в стихах. Греческий профиль графини часто украшает поля его рукописей.

Поэт словно разговаривает с письмом чем это вызвано сожженное письмо

Поэт, несмотря на свою открытость и страстный характер, никогда никому не выдал их любовь, не опорочил имя своей возлюбленной. Он сдержал клятву и до конца жизни не расставался с перстнем, подаренным Воронцовой. Поэт отправился с ним на дуэль с Дантесом, и этот перстень Жуковский снял с его руки после смерти.

Елизавета Ксаверьевна дожила до преклонных лет, сохраняя дорогую ее сердцу память о Пушкине. С возрастом она потеряла зрение, но ежедневно просила читать ей стихи поэта. С ними к ней возвращались воспоминания о молодости и встречах с возлюбленным.

Стихотворение «Сожженное письмо», наряду с другими произведениями, посвященными графине Воронцовой, считается одним из лучших образцов любовной лирики XIX века. Оно наполнено страстными переживаниями и глубокими чувствами, но, вместе с тем, необычайно лаконично.

Система образов

Символический образ письма является в стихотворении центральным. В нём сосредоточена мысль о последней ниточке дружбы, соединяющей поэта и его любимую женщину. Каждая строка этого письма – долгожданное сокровище.

Образ огня как очистительной и вместе с тем безжалостной стихии противопоставлен тонкости и беззащитности письма.

Сгорающие листы воспринимаются как живые существа, корчащиеся от боли и безысходности. По их движенью можно догадаться о том, что происходит с душой героя, его мыслями и чувствами.

Письмо превращается в пепел, но и его герой называет «милым». Этот ничего не значащий для посторонних прах он готов хранить на своей груди.

Образы и символы

Лирический герой, скребя сердцем сжигает письмо, содержание которого, очевидно, питает его силами, наполняет пережитыми чувствами, однако к нему, повзрослевшему и возмужавшему, не приходит наивное, но светлое ощущение всевозможности. Его душа “ничему уже не внемлет”, вся его неуверенность сублимируется в некий импульс, заставляющий покончить прошлым, хоть и бывшим для него мерилом счастья.

Герой начинает мыслить другими категориями, под влиянием которых и формируется новый, живительный аффект — “Отрада бедная в судьбе унылой”. Наблюдая за агонией письма, герой точно так же пылает, шипит и тлеет, с каждой минутой все больше жалея о содеянном, находя все более пустые оправдания столь бездумного убийства части себя. Он, подобно пропавшему в пустыне путнику, начинающему есть свою плоть, утешает себя тем, что боль естественна и неизбежна, и Всевышний и так милостив над ним: хотя бы в том, что дает ему выбор.

Центральные персонажи

Центральные персонажи произведения: он и она.

Героини не увидеть, но свидетельством её присутствия является письмо, которое хранит часть её души. Возлюбленная названа лишь в первой строке («Она велела»), но её тень печально и нежно ложится на всё происходящее.

Главный герой стихотворения – получатель письма, которому предстоит сжечь его сразу же по прочтении. Ему велено поступить так, чтобы не скомпрометировать отправительницу и самого себя, но за этим приказом чувствуется другое повеление: забыть и больше не писать.

Любовь более невозможна. Это и угнетает лирического героя.

Жанр письма в поэзии

В прозе давно был известен жанр письма. Вспоминается, например, знаменитый роман «Юлия, или Новая Элоиза» Жан Жака Руссо. Однако в поэзии письмо сделал популярным именно Серебряный век. В это время были созданы «Письма…» Есенина, Маяковского, а позднее Андрея Вознесенского и других выдающихся мастеров лирики.

Однако самыми трепетными являются произведения, которые поэты адресуют любимым женщинам. Свои послания Анне Керн Александр Сергеевич Пушкин называл не иначе как посвящениями, как будто не женщине, а богине. А вот Сергей Есенин свое творение назвал буднично и просто — «Письмо к женщине». В этой статье мы проведем анализ этого стихотворения.

Композиция

Композиция произведения линейная.

Очерёдность событий кратко и стремительно передана в 15-ти строках стихотворения (3 четверостишиях и 1 трёхстишии).

В начале стихотворения поэт обращается к письму, прощаясь с ним.

Затем предаёт его огню и наблюдает за тем, как гибнут его мечты о счастье.

Текст завершается новым обращением, но уже не к письму, а к пеплу: живой любви больше нет, осталось лишь её воспоминание.

Идейный и структурный анализ произведения

Текст написан пятистопным ямбом. Смежная рифма и ударение на второй слог задают особую атмосферу сильных эмоций и переживаний.

Текст обладает довольно быстрым темпом, который задает общую эмоциональную атмосферу: буря чувств, горечь и сожадение.

Особый ритм тексту также задают переходы настроения героя: только успокаиваясь, персонаж тут же погружается в страдания. Или, казалось бы окончательно приняв решение, вновь погружается в раздумья о его правильности.

Среди используемых выразительных средств наиболее ярко выделяются следующие:

Также применяет такая фигура речи как инверсия. Например, «как долго медлил я».

Нельзя не упомянуть и об обилии восклицательных знаков и троеточий, которые чередуются. И помимо средства передачи эмоций, выполняют функцию задания дополнительного ритма, где тихие периоды «молчания» контрастируют с сильными чувствами.

В данном поэтическом произведении Пушкина морфологические формы представлены в различных воплощениях, что обогащает общий текстовый состав.

Лексико-семантический состав «Сожженного письма» отличается экспрессивностью и контрастностью. Посредством этого автор в необычной манере усиливает воздействие строк на читателя и придает сказанному дополнительный вес.

Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения напоминает потрескивание огня.

Аллитерации с шипящими и свистящими звуками «ш», «щ», «с», в сочетании с повторяющимися твёрдыми и звонкими согласными «р», «д», «г» передают настроение неотвратимости приговора.

Ассонансы с «и», «у», «о» рождают ассоциацию с мучительной тоской, болью, тяжестью, которыми сопровождаются действия героя.

В тексте стихотворения преобладают глаголы и существительные.

Существительные описывают ряд эфемерных предметов, которые соединяют поэта с возлюбленной (письмо, сургуч, перстень, заветные черты, пепел).

Глаголы описывают этапы сожжения и разные стадии внутренней боли, которой отзывается на всё происходящее душа героя.

Чему посвящено произведение?

Это послание литературоведы считают целой поэмой. Они относят его к принципиально новому периоду творчества Есенина, когда его взгляды на будущее России кардинально переосмысливаются. Несмотря на то что название стихотворения несколько интимно (ведь письма адресованы кому-то лично, в данном случае — конкретной женщине), произведение посвящено теме определения во время исторического перелома отдельной личности. Лирическому герою именно форма письма помогает, обращаясь к любимой, поразмыслить о будущем и прошлом, как своем собственном, так и своей страны.

Средства художественной выразительности

Стихотворение изобилует эпитетами, с помощью которых мы узнаём о чувствах поэта к возлюбленной: «заветные черты», «пепел мил», «на горестной груди», «пламя жадное», «отрада бедная».

Особый драматизм придают произведению олицетворения: «пламя приемлет», «прощай, письмо любви». Обращаясь к письму, а после к пеплу, поэт очеловечивает их. Они хранят память о написавшей их душе и о руке, запечатавшей конверт.

Метонимия «все радости мои» и гипербола «ничему душа моя не внемлет» усиливают мотив внутреннего страдания.

Вариант №3

Поэт его написал, в годы нахождения в ссылке это был, 1825 год. Оно было посвящено его тайной любви к Елизавете Воронцовой. Почему тайной, потому что она была замужней женщиной. И не могла встречаться с Пушкиным в открытой форме, поэтому и называлась их любовь запретной. Елизавета все свои письма наказывала поэту сжигать. Тем самым подтолкнула на создание этого шедевра под названием «Сожженное письмо».

Произведение «Сожженное письмо» — было написано Александром Сергеевичем о несбывшейся любви лирического героя – в образе, которого выступал сам поэт и Елизаветы Воронцовой. По словам сжечь письмо – означало избавиться от любви навсегда. В стихотворении можно увидеть, как его герой не хочет всеми силами расставаться с любовью, но, приходя в здравый смысл, понимает, что так больше продолжаться не может. И сжигает письмо, не успевает еще развеяться пепел, как он хочет всеми силами вернуть его обратно и молит об этом.

И даже в последних строчках можно увидеть страдания поэта о потерянной и не сбывшейся любви. Стихотворение отличается большим использованием эпитетов и метафор, а также различных фраз, для того чтобы чутко передать душевное состояние героя произведения. Писал его поэт при помощи шестистопного ямба, с помощью которого можно увидеть быстрое стремление расстаться с прошлыми чувствами. Рифмы подобраны смежные, что означает беспомощность и отчаяние героя перед обстоятельствами.

Заключение

Это яркое пропитанное душевной болью лирическое произведения А.С Пушкина, безусловно, относится к одному из самых незабываемых произведений о любви поэта. И некого не оставит равнодушным после прочтения.

Итирия создания, кратко по плану

Поэтические тропы

Жанр стихотворения — романтизм, точнее определить его невозможно, поскольку в нём прочитывается элегия, послание, романс. При анализе стихотворения «Сожженное письмо» выясняется, что размером стал шестистопный ямб.

Пушкин использует эпитеты, нервно «подгоняя» их восклицательными знаками и «тормозя» умолчаниями с отточиями: пламя «жадное», дым «лёгкий», перстень «верный», листы «тёмные», пепел «милый» и «лёгкий», «отрада бедная», судьба «унылая», грудь «горестная», черты «заветные». Глаголы, которые используются в настоящем времени, делают нас свидетелями драмы лирического героя. Мы видим пламя камина, дрожащую руку с письмом и жалкую горстку пепла — всё, что осталось от послания любви.

На этом можно закончить анализ стихотворения «Сожженное письмо» Пушкина. Его можно дополнить личным впечатлением от прочтения этого произведения, внеся его в свой план.

Вторая пассия

Ольга Видова, доктор филологических наук, представляет всем своё видение романа Пушкина. Она утверждает, что поэт питал более глубокие чувства к княгине Вере Федоровне Вяземской.

Поэт словно разговаривает с письмом чем это вызвано сожженное письмо

Если судить только по портрету, той было далеко до царственной и величественной красоты Е. К. Воронцовой. Но, вероятно, ее обаяние было столь велико, что сам Пушкин в письме из Михайловского к ней говорил, что строки первой главы из «Евгения Онегина» о том, что вместе с волнами он желает коснуться милых ножек устами, посвящены именной ей. Анализ стихотворения «Сожженное письмо» устанавливает, что только от единственной женщины, а именно — от В. Вяземской, Пушкину в Михайловское приходили письма. Но всерьез, в его бытность в Одессе, В. Вяземская не воспринимала пылкого поклонника. Она спокойно писала о нём мужу, что он ежедневно бывает у неё, но вызывает только смех, хотя и ставит в затруднительное положение. Мы оставляем открытым вопрос, кому посвящено стихотворение «Сожженное письмо». Анализ начнем с другой стороны.

Переплетение двух линий

Анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине» показывает, что в нем сплетаются 2 линии, 2 пласта: общественное и личное, любовь к родине и любовь к женщине. Оно начинается личным воспоминанием. Лирический герой описывает сцену расставания с любимой женщиной, которая бросала ему в лицо горькие и резкие обвинения. Женщина хотела расстаться с ним, так как считала, что ему пора приняться за дело, что его измучила ее «шальная жизнь». Лирический герой в ответ выдвигает свои обвинения. Она просто его не понимала, не могла понять душевного разлада, а также трагедии в мире, когда безвозвратно в прошлое уходит одна страна, а что-то неизведанное и совершенно новое приходит ей на смену.

Женщина, которой адресовано письмо

В 1924 году написал Сергей Есенин «Письмо к женщине». Произведение адресовано было Зинаиде Райх, которая являлась, по сути, единственной супругой поэта. Зинаида Райх родила Есенину двух детей. После расставания с ним она стала супругой Всеволода Мейерхольда, режиссера, а также актрисой его театра. Именно после расставания с ней написал «Письмо к женщине» Есенин. Кому посвящено это произведение, вы теперь знаете. Рассмотрим некоторые важные особенности интересующего нас стихотворения.

Новое мирощущение лирического героя

Поэт словно разговаривает с письмом чем это вызвано сожженное письмо

Лирический герой, пройдя через «угар», падения, мучения, пришел, наконец, к иному мироощущению. Проведя анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине», вы заметите, что он принял то, что необходимость поиска «новой славы», «новой жизни» исторически закономерна. Он увидел, как ни странно, стремление воплотить в жизнь извечные ценности, такие как «светлый труд» и «вольность» в общественных преобразованиях. Лишь находясь далеко от родины, он смог это понять.

Две части в стихотворении

Поэт словно разговаривает с письмом чем это вызвано сожженное письмо

Можно выделить 2 части, проводя анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине». Они разделены отточием, а также противопоставлены в эмоциональном и содержательном плане. «Теперь» и «тогда» разделяет не только соотношение временное — это как будто две расколовшиеся половинки души лирического героя: надежда обрести смысл жизни, связанная с осознанием им своего «Я», и мучительное непонимание того, что происходит вокруг.

Время перемен

Поэт словно разговаривает с письмом чем это вызвано сожженное письмо

Сегодня особенно интересно читать «Письмо к женщине» (Есенин). История непростого послереволюционного времени, которую многие из нас знают лишь по школьным учебникам, отразилась в нем. Герой ощущает себя, подобно загнанной лошади, пассажиру гибнущего в шторме корабля. Он ищет сочувствия, понимания, любви. Сам лирический герой при этом страдает и не может найти поддержки у тех, кто оказался рядом. Прежде всего, это относится к любимой, ведь «маета» духовных исканий отпугнула ее, и герой ей больше не нужен. Вся Россия сравнивается здесь с кораблем во время морской качки. При этом люди страдают больше всего. Для того, чтобы передать их болезненное состояние ярче и сильнее, поэт использует вульгаризмы и просторечия. Время перемен, отмечает поэт, — это всегда тяжелое время, проверка людей на прочность, которую не выдерживают многие. Очень страшно смотреть на слабость человека («людскую рвоту»). Этого не выдержала тонкая душа героя. Она спряталась, в русском кабаке («корабельном трюме») найдя отдохновение.

Эксперимент Есенина

Почти век назад написал Есенин «Письмо к женщине», анализ (по плану) которого мы только что провели. Однако произведение это актуально и сегодня. Оно входит в школьную программу по литературе и любимо многими нашими соотечественниками.

Во 2-й половине 20 века героя будет принято называть точным своим именем: это Эдичка из произведения Э. Лимонова «Это я, Эдичка», Веничка Ерофеев в произведении В. Ерофеева «Москва-Петушки». Однако в первой половине 20 столетия было смелым экспериментом, впрочем, оправдавшим себя, «Письмо к женщине» (Есенин).

Кому посвящено произведение, вы теперь знаете. Анализ его мы также провели. Надеемся, информация, представленная в этой статье, была вам полезна.

В произведении «Сожженное письмо» тема любви раскрыта в весьма необычной манере. Лирический герой обращается к письму своей возлюбленной, однако на самом деле речь идет об ушедшей любви. Письмо является лишь средством передачи душевных переживаний лирического героя, который придает особый смысл уничтожению любовного послания. Так он прощается не только с письмом, но и с любовью, которая покидает его навеки.

На протяжении всего стихотворение настроение лирического героя меняется: он то успокаивается, то вновь начинает судорожно метаться, страдая от своих сердечных ран. Даже в сожженном пепле он видит образ возлюбленной, и хочет сохранить его навсегда в своем сердце.

Основная идея произведения заключается в том, что необходимо сдерживать слово, данное любимому человеку, как бы сложно ни было это сделать. Лирический герой страстно мечтает оставить себе на память хотя бы письма любимой женщиной, с которой некогда был так счастлив. Однако он вынужден покориться ее просьбе сжечь все послания, и терзается тем, что утрачивает с возлюбленной последнюю ниточку, связывавшую их.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *