Поэма что это кратко

поэма

Смотреть что такое «поэма» в других словарях:

Поэма — (греч. poiein «творить», «творение»; в немецкой теоретической литературе термину «П.» соответствует термин «Epos» в его соотнесенности с «Epik», совпадающем с русским «эпос») литературный жанр. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА. Обычно П. называют большое… … Литературная энциклопедия

Поэма — ПОЭМА слово греческое и таит в себе древнее значение «творение, создание» и не потому только, что она повествует о делах, «творениях» людских, но и потому, что сама она есть «действо песенное», «обработка песен», их объединение. Отсюда и… … Словарь литературных терминов

ПОЭМА — (греч., этимол. смотр. предыд. слово). Эпическое произведете, содержание которого составляет событие, характеризирующее быт народа или часть его, какой нибудь общественный слой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка

ПОЭМА — [по], поэмы, жен. (греч. poiema творение). 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие нибудь крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). Лирическая поэма… … Толковый словарь Ушакова

поэма — ы, ж. poème m. <гр. poiema творение. Комедия. Желательно было бы, чтобы автор к дарованию своему присоединил осмотрительность в сочинении планов для будущих своих поэм, и тогда, может быть, драматическия творения его послужили бы обогащением… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

поэма — См … Словарь синонимов

Поэма — (греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой называли монументальный героический эпос (эпопею) ”Илиаду”, “Одиссею”, “Песнь о Роланде”, что указывает на эпическую… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Поэма — ПОЭМА, один из центральных жанров поэзии Л., важный для понимания рус. романтизма в целом. За период 1828 41 Л. создал ок. 30 П. Сам же он опубл. три П.: «Песню про. купца Калашникова» и «Тамбовскую казначейшу» в 1838, «Мцыри» в 1840. «Хаджи… … Лермонтовская энциклопедия

ПОЭМА — ПОЭМА, ы, жен. 1. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера. П. Пушкина «Цыганы». 2. перен. О чём н. возвышенном, прекрасном. П. любви. П. весны. | прил. поэмный, ая, ое … Толковый словарь Ожегова

Источник

Поэма — что это?

Поэма что это кратко

Поэма как жанр, на сегодняшний день, имеет весьма размытые рамки. Дело в том, что возникла она очень давно, еще в древнегреческой традиции, и с тех пор непрестанно видоизменялась под воздействием разных литературных эпох, под пером писателей с различным видением. Так и получилось, что от классического образца поэмы, каким она была в мифическом эпосе Древней Греции и Рима, у Гомера и Вергилия, она прошла путь до прозаической «поэмы» Гоголя. Но, для начала разберемся, что такое поэма в классическом жанровом определении.

Поэма что это кратко

Что такое поэма? Определение

Исторически, поэма — это жанр лироэпики (изначально все же более эпический). Это произведение большого объема, пронизанное героическим или возвышенным пафосом, выполненное в стихотворной форме. Несмотря на стихотворную форму, изначально поэма была не лирической, то есть повествовала не о личном, не о чувствах и переживаниях, а о событиях большого масштаба, вроде космогонических зарисовок (о сотворении мира и установлении существующего миропорядка), о войнах и других крупных событиях в жизни стран и их властителей, о приключениях героев. Она вышла из эпоса и как литературное явление ближе именно к нему.

Что такое поэма в литературе? История развития

Классикой жанра принято считать поэму Вергилия «Энеида». Несмотря на то, что «Одиссея» и «Илиада» Гомера являются более ранними произведениями и соответствуют всем канонам жанра (героический пафос, стихотворная форма, крупное событие как основа сюжета), именно «Энеида» при всех тех же характеристиках всегда считалась более совершенной в художественном плане.

После образцового Вергилия можно начать рассматривать историю видоизменения поэмы, расширения рамок этого жанра.

Немалое влияние на поэму оказала, как это ни странно, рыцарская тематика. Странным это может показаться потому, что в 12 веке, когда данная тема в литературе процветала, истории о рыцарях традиционно преподносились в виде романов. Роман считался жанром более низким, развлекательным. Однако, если взять «Витязя в тигровой шкуре» Руставели, то это типичнейшая поэма. Типична она во всем, кроме того, что в ней исторический план, который был так важен для поэмы в силу ее эпического происхождения, теряет свое первостепенное значение, основой становится личность главного героя, его исключительные свойства. Так был сделан первый шаг к тому, чтобы поэма стала более лирическим жанром, более широким.

Важной вехой для поэмы можно считать и заключительный этап средневековья. Когда человеческая культура была на грани перехода в новую эпоху, эпоху возрождения, в свет вышла поэма Данте «Божественная комедия». Влияние этого произведения в том, что оно расширило спектр тем. Кроме поэмы героической и дидактической, то есть поучающей, образовательной, появилась поэма религиозная, поэма о поиске духовного пути.

Эпоха возрождения со своей страстью к античной культуре мало внесла в расширение жанра, эта эпоха скорее служила возрождению древнегреческого канона. Однако Милтон с «Потерянным раем» был куда ближе к Данте, чем к Вергилию.

Больше всего рамки жанра расширило привнесение в поэму комического, низовой культуры. В античной традиции смешение высокого и низкого было недопустимым. Примером фарса и юмора вместо возвышенного пафоса в поэме можно рассмотреть на примере «Орлеанской девственницы» Вольтера.

Ну а о том, как вольно трактовали жанр поэмы в России — это отдельный разговор. Некрасов писал этим высоким жанром на «низкие» темы, то есть о крестьянстве, а еще и использовал элементы фольклора. Ахматова составила поэму «Реквием» из нескольких абсолютно лирических произведений, а Гоголь и вовсе назвал поэмой классический по форме роман «Мертвые души».

Именно благодаря такому сложному историческому пути и огромному количеству метаморфоз, о том что стоит считать поэмой, а что нет, говорить теперь сложно. Однако литературоведы признают жанровым определением поэмы именно то определение, что могли бы дать своим произведениям древние греки и римляне.

Из чего состоит поэма?

Ответ прост и вытекает из жанрового определения:

В заключение можно сказать, что, если соблюдать все правила и каноны, то ограничений в творческом самовыражении не избежать. Но приниматься за эксперименты с формой стоит только если освоена классика жанра. Ведь даже авангардисты, пишущие картины, хаотично выливая краски на холст, могут считаться настоящими художниками, только если с легкостью напишут ренессансную Мадонну.

Источник

Занятие 24. Стихотворные жанры. Поэма

ПОЭМА (греч. poiema, от греч. poieo – творю), большая форма стихотворного произведения в эпосе, лирике или лиро-эпическом роде. Поэмы разных эпох и у разных народов, в целом, не одинаковы по своим жанровым признакам, однако, имеют некоторые общие черты: предметом изображения в них является, как правило, определённая эпоха, определённые события, определённые переживания отдельно взятого человека. В отличие от стихотворений, в поэме прямо (в героическом и сатирическом типах) или косвенно
(в лирическом типе) провозглашаются или оцениваются общественные идеалы; они практически всегда сюжетны, и даже в лирических поэмах тематически обособленные фрагменты объединяются в единое эпическое повествование.
Поэмы – самые ранние из сохранившихся памятников древней письменности. Они являлись и являются своеобразными «энциклопедиями», при обращении к которым можно узнать о богах, правителях и героях, познакомиться с начальным этапом истории нации, а также с её мифологической предысторией, постичь свойственный данному народу способ философствования. Таковы ранние образцы эпических поэм во многих национальных литературах: в Индии – народный эпос «Махабхарата» и «Рамаяна», в Греции – «Илиада» и «Одиссея» Гомера, в Риме – «Энеида» Вергилия.
В русской литературе начала 20 века наметилась тенденция превращения поэмы лиро-эпической в поэму чисто лирическую. Уже в поэме А. А. Блока «Двенадцать» чётко проступают как лиро-эпические, так и лирические мотивы. Ранние поэмы В. В. Маяковского («Облако в штанах») также скрывают эпический сюжет за чередованием разнотипных лирических высказываний. Особенно ярко эта тенденция проявится позднее, в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».

РАЗНОВИДНОСТИ ЖАНРА ПОЭМЫ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭМА примыкает к описательным поэмам и чаще всего – это поэма-трактат (пример «Поэтическое искусство» Буало XVII век).
Уже на ранних этапах эпохи античности большое значение придавалось не только развлекательной, но и дидактической функции поэзии. Художественная структура и стиль дидактической поэзии восходят к героическому эпосу. Основными размерами были первоначально дактилический гекзаметр, позднее элегический дистих. В силу жанровой специфики круг тем дидактической поэзии был необычайно широк и охватывал различные научные дисциплины, философию, этику. К другим образцам дидактической поэзии следует отнести произведения Гесиода «Теогония» — эпическую поэму об истории происхождения мира и богов — и «Труды и дни» — поэтическое повествование о земледелии, содержащее значительный дидактический элемент.
В 6 веке до нашей эры появились дидактические стихотворения Фокилида и Феогнида; такие философы, как Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, излагали в поэтической форме свои учения. В 5 веке не поэзия, а проза заняла ведущее место в дидактической литературе. Новый подъем дидактической поэзии начался в период эллинизма, когда показалось заманчивым применить художественную форму для изложения научных идей. Выбор материала определялся не столько глубиной познаний автора в той или иной области знания, сколько его стремлением рассказать как можно подробнее о малоизученных проблемах: Арат (дидактическая поэма «Явления», содержащая сведения об астрономии), Никандр
(2 небольших дидактических поэмы о средствах против ядов). Примерами дидактической поэзии являются поэмы о строении земли Дионисия Периегета, о рыбной ловле — Оппиана, об астрологии — Дорофея Сидонского.
Еще до знакомства с греческой дидактической поэзией у римлян существовали собственные дидактические произведения (например, трактаты по сельскому хозяйству), однако на них рано оказали влияние художественные средства греческой дидактической поэзии. Появились латинские переводы эллинистических авторов (Энний, Цицерон). Наиболее крупными оригинальными произведениями являются философская поэма Лукреция Кара «О природе вещей», представляющая собой изложение материалистического учения Эпикура, и эпическая поэма Вергилия «Георгики», в которой он, учитывая бедственное состояние сельского хозяйства Италии вследствие гражданской войны, поэтизирует крестьянский уклад жизни и восхваляет труд земледельца. По образцу эллинистической поэзии написаны поэма Овидия «Фасты» — поэтический рассказ о старинных обрядах и сказаниях, вошедших в римский календарь,— и его вариации на эротическую тему, содержащие элемент дидактики. Дидактическая поэзия использовалась также для распространения христианского вероучения: Коммодиан («Наставления язычникам и христианам»). Жанр дидактической поэзии существовал вплоть до нового времени. В Византии для лучшего запоминания многие учебные пособия были написаны в стихотворной форме.
(Словарь античности)

Баллада является одной из разновидностей романтической поэмы. В русской литературе появление этого жанра связано с традицией сентиментализма и романтизма конца XVIII — начала XIX века. Первой русской балладой считается «Громвал» Г. П. Каменева, но особую популярность баллада приобретает благодаря В. А. Жуковскому. «Балладник» (по шутливому прозвищу Батюшкова) сделал достоянием русского читателя лучшие баллады Гёте, Шиллера, Вальтер – Скотта и других авторов. «Балладная» традиция не замирает в продолжение всего XIX в. Баллады писал Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Утопленник», «Бесы»), Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. Толстой.
После того, как в русской литературе основным течением стал реализм, баллада как стихотворная форма пришла в упадок. Этим жанром продолжали пользоваться только поклонники «чистого искусства» (А. Толстой) и символисты (Брюсов). В современной русской литературе можно отметить возрождение жанра баллады путем обновления её тематики (баллады Н. Тихонова, С. Есенина). Эти авторы черпали сюжеты для своих произведений из событий недавнего прошлого — гражданской войны.

Философская поэма — жанр философской литературы. К наиболее ранним образцам этого жанра можно отнести поэмы Парменида и Эмпедокла. Предположительно к ним можно отнести и ранние орфические поэмы.
Большой популярностью пользовались в 18 веке философские поэмы А. Поупа «Опыты о морали» и «Опыт о человеке».
В 19 веке философские поэмы писали австрийский поэт-романтик Николаус Ленау, французский философ и политэкономист Пьер Леру. Заслуженную известность получила философская поэма «Королева Маб» (1813), первое значительное поэтическое произведение П.Б. Шелли. К философским поэмам относят также поэмы, написанные Эразмом Дарвиным (1731—1802), дедом Чарльза Дарвина. Среди философских поэм, созданных в 19 веке русскими поэтами, выделяется поэма М. Ю. Лермонтова «Демон».

Кроме вышеперечисленных типов поэм можно выделить также поэмы: лирико – психологические («Анна Снегина»), героические («Василий Тёркин»), нравственно-социальные, сатирические, комические, шутливые и другие.

Структура и сюжетное построение художественного произведения

В классическом варианте в любом художественном произведении (в том числе и в поэме) выделяют следующие части:
— пролог
— экспозиция
— завязка
— развитие
— кульминация
— эпилог
Рассмотрим по отдельности каждую из этих структурных частей.

1. Автор хочет начать повествование в спокойном тоне, постепенно, а потом сделать резкий переход к драматическим событиям, которые произойдут дальше. В этом случае в пролог вставляется несколько фраз, намекающих на кульминацию, но, разумеется, не раскрывающую ее.

2. Автор хочет дать полную панораму предшествующих событий, – какие поступки и когда были совершены главным героем раньше и что из этого вышло. Такой вид пролога позволяет вести неторопливое последовательное повествование с развернутой подачей экспозиции.
В этом случае допускается максимальный временной разрыв между прологом и основным повествованием, разрыв, который выполняет функцию паузы, а экспозиция становится минимальной и обслуживает только те события, которые дают толчок к действию, а не всё произведение.

3. Автор пытается настроить читателя на определенную эмоциональную волну.

— пролог не должен быть первым эпизодом повествования, насильно от нее отрезанным.
— события пролога не должны дублировать события начального эпизода. Эти события должны порождать интригу именно в сочетании с ним.
— ошибкой является создание интригующего пролога, который не связан с началом ни временем, ни местом, ни героями, ни идеей. Связь между прологом и началом повествования может быть явная, может быть скрытая, но она должна быть обязательно.

Экспозиция – это изображение расстановки персонажей и обстоятельств перед главным действием, которое должно произойти в поэме или другом эпическом произведении. Точность в определении персонажей и обстоятельств – вот что составляет главное достоинство экспозиции.

— определить место и время описываемых событий,
— представить действующих лиц,
— показать обстоятельства, которые явятся предпосылками конфликта.

По классической схеме на экспозицию и завязку отводится около 20% общего объема произведения. Но на самом деле объем экспозиции целиком зависит от авторского замысла. Если сюжет развивается стремительно, иногда достаточно и пары строк, чтобы ввести читателя в суть дела, если же сюжет произведения затянут, то вступление занимает гораздо больший объём.
В последнее время требования к экспозиции, к сожалению, несколько изменились. Многие современные редакторы требуют, чтобы экспозиция начиналась с динамичной и захватывающей сцены, в которой задействован основной персонаж.

В случае прямой экспозиции введение читателя в курс дела происходит, что называется, в лоб и с полной откровенностью.

Яркий пример прямой экспозиции – монолог главного героя, с которого начинается произведение.

Косвенная экспозиция формируется постепенно, слагаясь из множества накапливающихся сведений. Зритель получает их в завуалированном виде, они даются как бы случайно, непреднамеренно.

Какую экспозицию выбрать – решение автора, и это решение зависит от конкретных идейно-эстетических задач и стилистических особенностей произведения.

Одна из задач экспозиции – подготовка появления главного героя (или героев).
В подавляющем большинстве случаев в первом эпизоде главного героя нет, и связано это вот с какими соображениями.
Дело в том, что с появлением главного героя напряженность повествования усиливается, оно становится более насыщенным, стремительным. Возможности для сколько-нибудь детального пояснения если не исчезают, то, во всяком случае, резко убывают. Именно это и вынуждает автора повременить с вводом главного героя. Герой должен сразу же приковать к себе внимание читателя. И здесь самый надежный способ – ввести героя тогда, когда читатель успел уже заинтересоваться им по рассказам других персонажей и теперь жаждет узнать ближе.
Таким образом, экспозиция в общих чертах обрисовывает главного героя, намекает хороший он или плохой. Но ни в коем случае автор не должен раскрывать его образ до конца.
Экспозиция произведения готовит завязку, с которой она неразрывно связана, т.к.
реализует конфликтные возможности, заложенные и ощутимо развитые в экспозиции.

4. Первый абзац (первый куплет)

Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце,
во втором – сдавить покрепче и держать его у стенки
до последней строки.

Пол О Нил. Американский писатель.

Первый абзац – самый важный абзац во всём произведении. Он может возбудить в людях желание дочитать до конца, а может оттолкнуть, и тогда они поищут что-нибудь более интересное. Велика вероятность того, что если первые фразы не завладеют их вниманием, они вовсе не станут читать дальше.
Прозаические произведения отличаются от стихотворных, однако роль первого абзаца в них сохраняется. Первый абзац, который иногда называют вступлением, должен быть выстрелом в десятку. Он должен давать ясное представление о теме и настроении всей книги, в которой автор решил описать выдуманную или настоящую историю.

Начало развитию сюжета обычно даёт завязка. В развитии событий обнаруживаются воспроизводимые автором связи и противоречия между людьми, раскрываются различные черты человеческих характеров, передаётся история формирования и роста действующих лиц.
Обычно в середину произведения помещаются события, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации. Именно то, что автор хочет сказать своей поэмой, рассказом, повестью. Здесь происходит развитие сюжетных линий, идёт постепенное нарастание конфликта и используется прием создания внутреннего напряжения.
Самый простой способ создать внутреннюю напряженность – это так называемое создание беспокойства. Герой попадает в опасное положение, а затем автор то приближает, то отдаляет наступление опасности.

Технические приемы нагнетания напряжения:

1. Обманутое ожидание
Повествование строится таким образом, что читатель вполне уверен, что вот-вот наступит какое-то событие, тогда как автор неожиданно (но оправданно) поворачивает действие на другой путь, и вместо ожидаемого события наступает другое.

2. Тупики
Автор заводит персонаж в положение, из которого, казалось бы, нет никакого выхода, а затем неожиданно (но опять-таки оправданно) дает какой-нибудь выход.

Наряду с основной сюжетной линией, почти в каждом произведении присутствуют и линии второстепенные, так называемые «подсюжеты». В романах их больше, а в поэме или рассказе подсюжетов может и не быть. Подсюжеты используются для более полного раскрытия темы и характера главного героя.

Построение подсюжетов также подчиняется определенным законам, а именно:

— у каждого подсюжета должны быть начало, середина и конец.

— подсюжетные линии должны быть слиты с сюжетными. Подсюжет должен двигать вперед основной сюжет, а если этого не происходит, то он и не нужен

— подсюжетов не должно быть много (в поэме или рассказе 1-2, в романе не больше 4).

7. Развязка. Финал. Эпилог

Развязка разрешает изображаемый конфликт или подводит к пониманию тех или иных возможностей его разрешения. Это та точка в конце предложения, то событие, которое должно окончательно все разъяснить и после которого произведение можно завершать.
Развязка любой истории должна доказать ту основную мысль, которую автор стремился донести до читателя, когда начинал её писать. Не нужно излишне оттягивать концовку, но и торопить её – тоже не дело. Если в произведении некоторые вопросы останутся без ответа, читатель будет чувствовать себя обманутым. С другой стороны, если в произведении присутствует слишком много второстепенных подробностей, и оно чересчур растянуто, тогда, скорее всего, читателю скоро наскучит плестись следом за разглагольствованиями автора, и он покинет его при первом же удобном случае.

Источник

Поэма

теория по литературе 📖 формы произведений

Поэма (др.-греч. ποίημα «изделие; произведение») – это повествовательное стихотворное произведение большого объёма, в котором затрагиваются исторические, социальные и нравственные проблемы. Также говорят, что поэма – это своеобразная «энциклопедия» прошлого.

История возникновения (зарождения) жанра

Возникновение поэмы связано с лиро-эпическими песнями, существовавшими ещё в первобытном строе. Каждый народ через песни передавал потомкам исторические события и мифы. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос, который сочетает в себе историчность содержания, героичность, легендарность и патетичность.

К ранним образцам эпических поэм относятся:

В Средние века появляются памятник древнегерманского героического эпоса «Песнь о Хильдебранде» (VI-IX вв.), англосаксонская эпическая поэма «Беовульф» (VII-VIII вв.) и героическая поэма на старофранцузском языке «Песнь о Роланде» (IX-X вв.).

X-XI века – расцвет песен в Скандинавии. Доказательством этому служит поэтический сборник XIII в. древнеисландских песен «Старшая Эдда», в котором описываются судьбы богов и героев скандинавской мифологии. Сюда же примыкают сербские эпические песни и финские руны.

В русской культуре поэма зарождается из былинных песен. Прародителем всех поэм считают историческую древнерусскую песнь – «Слово о полку Игореве» (XII в.).

Важной вехой в развитии поэмы считается период проторенессанса – переход от Средних веков к Возрождению. В это время выходит поэма Данте Алигьери «Божественная комедия» (XIV в.), в которой затрагиваются политические, философские, моральные, богословские темы.

Поэма что это кратко

«Божественная комедия», Данте Алигьери, обложка

В эпоху Возрождения жанр поэмы тяготеет к античной культуре и древнегреческому канону. Постепенно рамки жанра расширяются привнесением в поэму комического. В сатирической пародийной поэме Вольтера «Орлеанская девственница» вместо возвышенного пафоса присутствуют фарс и юмор.

Позднее Возрождение представлено итальянскими именами М. Боярдо, Л. Ариосто и Т. Тассо. В Португалии к поэме обращается Л. де Камоэнс, а в Англии – Э. Спенсер.

В XVII веке появляется эпическая поэма Д. Мильтона «Потерянный рай», в которой автор затрагивает библейские темы и высказывает собственные теологические взгляды.

В период предромантизма и романтизма (поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта) на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика. Романтические поэмы приобретают социально-философский или символико-философский характер («Медный всадник» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова и др.). Так, например, в поэме Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» мысли и чувства главного героя уверенно берут верх над внешними событиями.

Во второй половине XIX в. появляются отдельные выдающиеся произведения: «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло, «Мороз Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов.

В XX веке поэмы сочетают в себе интимные переживания и великие исторические потрясения («Облако в штанах» В. В. Маяковский, «Двенадцать» А. А. Блок и т.д.), возрождают героическое начало («Василий Тёркин» А. Т. Твардовский, «Девятьсот пятый год» Б. Л. Пастернак).

Примером бессюжетной лирической поэмы служат произведения М. И. Цветаевой «Поэма Конца», А. А. Ахматовой «Поэма без героя», А. А. Вознесенского «Оза» и др.

Основоположники поэмы

Поэма что это кратко

«Илиада» и «Одиссея», Гомер

Родоначальниками поэмы считают древнегреческого поэта Гомера и римского поэта Вергилия. Эпические поэмы Гомера «Илиада» (IX-VIII вв. до н.э.) и «Одиссея» (прибл. VIII веке до н.э.) долгое время оставались единственными произведениями, написанными в соответствии со всеми канонами жанра:

Однако образцом принято считать поэму Вергилия «Энеида» (I век до н.э.), в которой рассказывается об Энее, легендарном троянском герое. По мнению учёных, римский поэт усовершенствовал и упорядочил поэтику Гомера.

Вергилий читает «Энеиду» Августу и Октавии (Ж. Ж. Тайяссона, 1787 г.)

Характерные особенности поэмы

Поэма как жанр литературы обладает следующими характерными особенностями:

Особенности построения сюжета и композиции в поэме

Поэма что это кратко

Вергилий читает «Энеиду» Августу и Октавии (Ж. Ж. Тайяссона, 1787 г.)

В поэмах соблюдается эпопейная композиция, в которую включается многогеройность, наличие нескольких сюжетных линий или вставных эпизодов, а также некая недосказанность.

Поэма претерпевает глубокие внутренние изменения: утратила многие признаки «классической поэмы» и вместе с тем значительно обогатилась за счет возможностей и средств прозаических жанров, драмы. Все больше обнаруживается в ней склонность к философским раздумьям о современности, тяга к монументальности и лаконичности формы.

Отличительными особенностями романтической поэмы стали сосредоточенность повествования вокруг наиболее драматичных моментов. Внутренняя жизнь центральных персонажей раскрывается через монологи и диалоги.

Произведения этого жанра имеют чёткую взаимосвязанную структуру. Композиция поэм обычно складывается из посвящения, эпиграфа, глав, эпилога.

Художественные приемы в поэме

Чтобы речь в поэме была яркой и выразительной, писатели используют специальные художественные приёмы, изобретательные и выразительные средства языка, пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Не обходится написание поэм без ярких метафор и сложных эпитетов. Также поэты часто прибегают к «гомеровским» сравнениям и поэтическим формулам. Не менее важным приёмом считается олицетворение, с помощью которого создаётся образ живой природы как помощника.

Деление внутри жанра: виды поэм

Эпическая поэма – длинная повествовательная поэма, повествующая о героических событиях, которые оказали влияние на ход национальной и общей истории. Главный герой таких произведений – это человек с высокими моральными качествами. Примеры: «Песнь о Нибелунгах», написанная неизвестным автором, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Россиада» М. М. Херасков и др.

Описательная поэма произведение, в котором описывается природный ландшафт. С помощью такого изображения удавалось запечатлеть многообразные чувства и переживания, способность человека откликаться на мельчайшие изменения в природе. Описательная поэма напрямую связана с таким направлением как сентиментализм. Примеры: «Времена года» Дж. Томсон, «Сады» Ж. Делиль и т.д.

Дидактическая поэма – произведение, которое заключает в себе описания и наставления («Труды и дни» Гесиод, «Наука любви» Овидий и др.).

Романтическая поэма – стихотворное произведение крупной формы, описывающее состояние души, поэтическое восприятие внутреннего мира человека («Войнаровский» К. Ф. Рылеев, «Мцыри» М. Ю. Лермонтов и др.).

Баллада – это разновидность романтической поэмы в стихотворной форме, написанное на историческую, легендарную тему. К примеру, «Громвал» Г. П. Каменев, «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкин, «Светлана» В. А. Жуковский и т.д.

Философская поэма – произведение, в котором присутствует поэтическое и философское видение истории, общества, личности, природы («Опыт о человеке» А. Поуп, «Королева Маб» П. Б. Шелли и др.).

Историческая поэма – лиро-эпические фольклорные произведения об исторических событиях, процессах и выдающихся лицах. Историческая конкретность содержания является важным основанием для выделения исторических поэм в отдельную группу, которая по структурным признакам является совокупностью различных жанров, связанных с историей.

Аудитория жанра

Жанр поэмы остаётся популярным и по сегодняшний день. Такие произведения нравятся людям, которые интересуются историей различных эпох.

Схожесть с другими жанрами

Поэма имеет схожие черты с одним из лиро-эпических жанров – балладой. Общее: стихотворная форма, наличие повествовательного сюжета на легендарную тематику. Также поэма приближается к рыцарскому роману.

Романтическая поэма роднится с драмой сосредоточиванием на особенных жизненных ситуациях. Критик Белинский говорил, что «в поэмах Байрона, Пушкина, Мицкевича жизнь человеческая представляется сколько возможно в истине, но только в самые свои торжественные проявления, в самые лирические свои минуты».

В годы Великой Отечественной войны поэма сближается с героической песней, которая строится на нравственной проблематике и раскрывает судьбу героя, сильной личности.

Яркие представители

Россия: М. М. Херсаков, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Ахматова, А. А. Блок, С. А. Есенин, Н. А. Некрасов и др.

Зарубежье: Гомер, Гесиод, Публий Овидий Назон, Вергилий, Ш. Руставели, Д. Алигьери, Т. Тассо, Дж. Мильтон, Дж. Байрон, С. Т. Колридж, Гёте и т.д.

Востребованность поэмы в разные периоды

Поэма в качестве литературного жанра появляется при феодально-рабовладельческом обществе и остаётся востребованной достаточно долго.

После выхода гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» поэма деградирует. Это связано с тем, что условия образования древнегреческих поэм не могли быть повторены.

Позже поэма расцветает благодаря римскому поэту Вергилию, который является автором известной дидактической поэмы «Георгики» и поэмы «Энеида» (I в. до н.э.).

Поэты разных стран активно обращаются к созданию поэм в первой половине XIX века, т.е. в эпоху романтизма (Г. Гейне, Дж. Байрон, А. Мицкевич, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и др.). Произведения этого периода отличаются социально-философским и символико-философским содержанием.

Во второй половине XIX века поэма утрачивает роль ведущего жанра. Гибкость и ёмкость формы поэмы делают её вновь одним из востребованных жанров в XX веке. Из лиро-эпической поэма превращается в лирическую. Душевные переживания смешиваются с историческими событиями у В. В. Маяковского, А. А. Блока, А. Белого, А. А. Ахматовой.

Представители жанра в школьной программе

В школьную программу по литературе входят следующие поэмы: «Илиада» (отрывки) Гомера, «Фуст» Гёте, «Анна Снегина», «Чёрный человек» С. А. Есенина, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины» Н. А. Некрасова, «Медный всадник», «Полтава», «Цыгане», «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, «Мцыри», «Демон», «Песня о купце́ Кала́шникове» М. Ю. Лермонтова, «Реквием» А. Ахматовой, «Облако в штанах», «Во весь голос», «Люблю» В. В. Маяковского, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *