Подтвердите с помощью исторических фактов что вкл являлось многоконфессиональным государством

Великое княжество Литовское никогда не было «белорусским государством»

Официозный ревизионизм в Белоруссии набирает обороты и продуцирует догмы явно мифического происхождения, которые последовательно вбиваются в головы школьников и студентов. Важнейшим постулатом националистической трактовки истории, фактически взятой на вооружение чиновниками пресловутой «идеологической вертикали», является миф о «тысячелетней истории белоруской государственности».

На примитивном уровне населению не разъясняют, в чём разница между историей белорусского государства и формами государственности на нынешних белорусских землях. В итоге чиновниками «идеологической вертикали», продажными пропагандистами из госСМИ и конъюнктурщиками из среды интеллигенции миф о «тысячелетней истории белоруской государственности» трактуется как якобы бесспорный научный факт. Белорусскому государству якобы тысяча лет.

Обоснование этого политического мифа было возложено на Институт истории НАН Белоруссии. К этому ревизионистскому сочинительству подключили «и других заинтересованных». Так, на основе националистического фейка начала XX века была развёрнута бурная деятельность по освоению огромных бюджетных средств. Пятитомник «истории белоруской государственности» издан Академией наук. На подходе ещё один «ценный научный труд» — 400-страничный талмуд по всё той же «истории белоруской государственности» в версии учебника для вузов.

Руководитель «рабочей группы по оптимизации содержания и структуры цикла социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования при Министерстве образования» Игорь Марзалюк, снова получивший мандат «палаточника» по итогам так называемых парламентских выборов, рассказал государственному информагентству БелТА:

«Рабочая группа при Министерстве образования была создана более года назад. За это время по нашей инициативе появилось около десяти программ по социально-гуманитарным дисциплинам. Эти программы были утверждены на уровне учебно-методического объединения БГУ. Одна из них посвящена философии, вторая — учебному курсу, который ранее никогда не читался».

Написание учебника под новую авторскую программу завершилось. Рукопись уже в Минобразе. Сообщается, что по этому учебнику новый курс будет читаться во всех вузах постсоветской республики. Возможно, главный автор даже подарит плод своих усилий послу России Дмитрию Мезенцеву, у коего регулярно бывает на приёмах.

В монографии три раздела: первый посвящён «истории государственных образований» на территории современной Белоруссии — от Полоцкого и Туровского княжеств до БССР и РБ. Второй раздел посвящён становлению и развитию институтов власти — от князей до президента (с «царскими полномочиями», как высказался о своём статусе Александр Лукашенко). Третья часть посвящена «основам белорусоведения» — дисциплины, которая давно преподаётся в вузах республики, даруя «хлебные карточки» не нашедшим себя в настоящей истории и других классических дисциплинах.

Согласно официальному сообщению, руководил проектом могилёвский историк и шоумен Игорь Марзалюк. Соавторами нового учебника стали такие известные проводники «белорусизации» новой волны, как ректор Могилёвского госуниверситета Денис Дук, получивший скандальную известность в процессе чудесного обретения и упорной атрибуции «тысячелетнего» так называемого «россонского идола». По совершенно случайному совпадению Игорь Марзалюк тоже числится сотрудником этого университета и соавтором совместных с Дуком исследований. Более того, он также имеет в активе свой идеологически заточенный фейк — «Шлем Изяслава».

В авторский коллектив также попали декан истфака Белгосуниверситета Александр Кохановский, профессор кафедры источниковедения этого же факультета Сергей Ходин, бывший декан этого же факультета, ныне директор Госинститута управления и социальных технологий БГУ Пётр Бригадин и другие «государственные учёные». К сожалению, им не удалось выйти за рамки краеведения и оставить заметный след в мировой науке. Однако по местечковым меркам эти деятели вполне-таки «ведущие ученые страны».

При СССР «навуковцы» подобного уровня находились в тени таких светил, как Борис Рыбаков и Валентин Янин. Ситуация радикально изменилась после расчленения государства на лимитрофные криптофеодальные уделы, следствием чего, помимо прочего, стала тотальная деградация науки. В новой политической обстановке возник запрос на ревизию официальной историографии. Спрос ринулись удовлетворять не только корыстолюбивые вчерашние преподаватели марксизма-ленинизма и мгновенно перековавшиеся корифеи диалектического материализма. Им на пятки наступали тщеславные представители молодой поросли, воспринявшей эксгумированный национализм как инструмент свержения авторитетов и завоевания своего места под солнцем со всеми сопутствующими бонусами.

В народной памяти этот период назвали «лихими девяностыми», а в националистической трактовке — «возрождением». Не случайно в туркменской постсоветской историографии официально прописан термин «великое возрождение», а в Белоруссии русофобы всех мастей сплотились вокруг «Белорусского народного фронта „Возрождение“». Члены БНФ тоже приложили руку к написанию академического пятитомника по «истории белоруской государственности», сторонники этой же партии задействованы и в написании вузовского учебника.

Нет ничего странного в том, что товарищи эмигрировавшего в США лидера БНФ Зенона Позняка теперь ходят в товарищах его непримиримого врага Александра Лукашенко. При этом одни считают, что Лукашенко стал жертвой манипуляций «свядомых», другие — что собственной поверхностности, наивности и некомпетентности. На самом деле Лукашенко остался верен себе и своей патологической жажде власти. Ради неё он в конце 80-х говорил одно, в начале 90-х — другое, а в начале 2000-х — третье.

Пресловутые «перевёртыши» — не перестроечный продукт советской эпохи, таких хватало всегда и везде, на Западе и на Востоке. Вспомнить хотя бы Германию 30-х, которую Лукашенко на заре своей президентской карьеры откровенно провозгласил «образцом президентской республики». Тогда, при гитлеровском режиме, вчерашние служители Веймарской республики за повышенный паёк создавали технологии перековки поколения в новый тип людей. И сейчас в Белоруссии апеллируют к «первому поколению», родившемуся и достигшему совершеннолетия при единственном бессменном правителе, как будто это серьёзный аргумент.

Ревизионизм и мифотворчество в духе этнического местечкового шовинизма позапрошлого века необходимо строителям «сильной и процветающей» в контексте синтеза новой идентичности белорусов. Потомки русских должны забыть о Древнерусском государстве, о многовековом угнетении под скипетрами литовских государей и польских королей, о кровавом этноциде и долгожданном воссоединении с Россией спустя почти шесть веков, о создании большевиками первого белорусского государства и о многом другом, что не вписывается в программы курсов «белорусоведения», «истории белорусской государственности» и тому подобных наукообразных коллекций побасенок.

Многие помнят, как Лукашенко характеризовал такое мифотворчество в первые годы своей президентской карьеры, ссылаясь на своего учителя истории Якова Трещенка. Могилёвский историк успел написать и в 2003 году издать свою «Историю Беларуси» в двух частях. В части первой — «Досоветский период», в третьем абзаце введения он констатировал: «Белорусское государство реально существует только с 1 января 1919 г., со времени образования БССР». В этом году, кстати, исполнилось 100 лет провозглашению этого самого государства, на что Лукашенко не отреагировал даже формальным поздравлением сограждан.

Прошло почти полтора десятилетия. В опубликованном 24 декабря интервью радиостанции «Эхо Москвы» ученик Трещенка ответил на вопрос Алексея Венедектова — братья ли белорусам литовцы?

«Конечно, братья. Учитывая особенно, что мы были когда-то в Великом княжестве Литовском. Это было белорусское государство, и литовцы там были, часть поляков. Белорусское. Как историк вы должны знать. И никто не оспаривает сегодня. Я не говорю о Речи Посполитой потом. И, конечно, мы очень близки, у нас корни там. У нас там женились, особенно на северо-западе, люди, некоторые еще и одинаково разговаривают с литовцами. Куда от этого денешься», — рассказал Лукашенко.

«То есть братья», — переспросил Венедиктов. Лукашенко ответил: «Да».

Вспомнились советские лозунги и плакаты с надписями «братья навек»: русский с китайцем, русский с негром, русский с ещё кем-то. Из относительно недавних скандалов на тему братства — фильм «Мы братья». Совсем свежий пример политических спекуляций на тему братства белорусов с литовцами и поляками — русофобская феерия с перезахоронением останков польских террористов в Вильнюсе, на которую был откомандирован зампред совмина Белоруссии Игорь Петришенко.

Белорусов как нации ещё не было — такое самоназвание закрепилось лишь к концу XIX века, а «белорусское государство» уже было. Монархи этого «белорусского» государства — сплошь «белорусы», судя по именам, от первых (Миндовг, Тройнат, Войшелк, Шварн, Тройдень, Довмонт и т. д.) до последнего — Станислава Августа Понятовского. Знать была представлена такими «белорусами», как Радзивиллы, Чарторыйские, Вишневецкие, Замойские… Ни один из них не называл себя белорусом, но государство у них было «белорусское».

Великое княжество Литовское — уже само название с очевидностью подтверждает слова Лукашенко. Герб литовских князей был государственным символом с XIV века? Не проблема: белорусские националисты объявили его в начале XX века «беларускай Пагоней», а литовскую династию Гедыминовичей — «беларусами».

Как говорится, если факты против такой теории, то тем хуже для фактов. Заявление о том, что её «никто не оспаривает сегодня» — откровенная ложь. Учёные Литвы и других стран никогда не признавали ВКЛ «белорусским» государством. Александр Носович в монографии «Почему Беларусь не Прибалтика» обратил на это внимание:

«По поводу собственного политогенеза в Литве нет никаких разночтений. Великое княжество Литовское — это государство литовцев, расширившееся до размеров балтийско-черноморской империи. ВКЛ было многонациональным государством, но его центром была сегодняшняя Литва и правили им литовские князья — этнические литовцы».

Белорусские учёные — Лев Криштапович, Всеслав Зинькевич и многие другие не считают ВКЛ даже формой «белорусской государственности». Например, в этом году профессор Криштапович опубликовал рецензию на пятитомное заказное сочинение статусных «змагаров», констатировав:

«Сотрудники Института истории НАН Беларуси, толкуя об исторической форме белорусской государственности в ВКЛ, отождествляют разные понятия — государственность на Белой Руси в эпоху ВКЛ и белорусскую государственность. В этом плане квазиисторики напоминают нерадивых учеников, которые при изучении стран мира путают Швецию со Швейцарией, а Австрию с Австралией. Что, кстати, доходчиво объяснил видный литовский историк Станислав Лазутка «белорусизаторам» по поводу их бредней о Великом княжестве Литовском как белорусском государстве. Cтанислав Лазутка отмечал, что Великое княжество Литовское — это государство «не «Русско-Литовское» или «Белорусско-Литовское» или как там еще, а именно Литовское, как это убедительно показал крупный советский русский историк Владимир Терентьевич Пашуто».

«Трактовки ВКЛ как белорусского национального государства неоднократно подвергались аргументированной критике, и на сегодняшний день можно с высокой долей уверенности говорить об их научной несостоятельности, несмотря на то, что они сохраняют свою актуальность в качестве идеологического концепта, используемого определенными политическими силами», — сделал вывод при разборе этого мифа современный белорусский учёный Всеволод Шимов.

Лукашенко хотелось бы, чтобы «никто» не оспаривал его тезисы о ВКЛ как белорусском государстве, об отечественных войнах как «не наших», об отсутствии среди белорусов сторонников вхождения Белоруссии в состав России, а также прочие заявления в максималистском духе. Однако чем чаще он произносит такие безапелляционные глупости, тем больше возникает подозрений в утрате им связи с объективной реальностью.

Многое сделано для того, чтобы возражения Лукашенко не звучали — по крайней мере публично. Хорошим уроком стал прошлогодний приговор по делу белорусских публицистов, критиковавших современное белорусское националистическое мифотворчество, ревизионизм и откровенную русофобию. После этого желающих открыто или под псевдонимами заявлять расходящееся с позицией официоза мнение существенно поубавилось.

При гитлеровской оккупации в Белоруссии также не наблюдалось особого плюрализма мнений, что не помешало Елене Мазаник в 1943 году отправить в ад немецкого генерал-комиссара Вильгельма Кубе. Обошлось без публицистической критики, митингов и тому подобного. Кстати, с тех пор на улицах Минска впервые исчез русский язык и появились вывески с латинским шрифтом.

Лукашенко в интервью Венедиктову заявил, что РФ должна оказывать экономическую помощь экс-БССР потому, что постсоветская Россия является правопреемницей СССР. Кремль мог бы посоветовать обратиться за помощью к другим бывшим метрополиям — Вильнюсу или Варшаве. Тем более, что в свете политического разворота Минска на Запад с литовцами и поляками обнаруживается всё больше «братства», да и фенотипического сходства обнаружено больше с «не чужими» людьми из стран Евросоюза.

Источник

Подтвердите с помощью исторических фактов что вкл являлось многоконфессиональным государством

Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское в истории и русской государственности

Факты, мифы и размышления

Подтвердите с помощью исторических фактов что вкл являлось многоконфессиональным государством

Развитие Русской государственности, как и любой другой, не могло проходить изолированно. Внешние условия, будь то военные или мирные, накладывали свой отпечаток на этот процесс везде и всюду, включая становление и развитие главных соперников за право собирания земель бывшей Киевской Руси — Великого княжества Московского и Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского (ВКЛ). Последнее существовало в 1235–1569 годах на территории нынешних Литвы, Беларуси, Украины, западных областей России и некоторых восточных воеводств Польши. По своей структуре и политическому устройству ВКЛ было государством полиэтническим, но в основном славянским и православным, интересным и необычным для своего времени, вписавшим яркую страницу в историю восточных славян, а где-то даже предвосхитившим стратегию, тактику и принципы формирования Российской империи после ее выхода за этнически русско-православные границы.

Великое княжество Литовское сформировалось в XIII–XIV веках в результате объединения вокруг Новогродского княжества (ныне белорусский город Новогрудок) древних соседних славянских княжеств — Полоцкого и Турово-Пинского, а также земель балтских племен: литва, аушкайты, ятвязь, жмудь и другие. Объединение происходило на военно-политической, экономической и культурно-этнической основе, но процесс формирования ядра будущего ВКЛ до сих пор хранит много загадок, начиная с названия княжества. По крайней мере есть немало очень серьезных оснований полагать, что территориально-этническим ядром и залогом могущества Великого княжества Литовского стали древние северо-западные княжества Киевской Руси с преобладанием белорусского этноса. Он же господствовал в политической, экономической и культурной жизни ВКЛ на протяжении всей его суверенной истории. По крайней мере официальным языком и средством общения между людьми разных национальностей с середины XIII века и до конца существования Великого княжества Литовского в этом государстве был старобелорусский язык. Именно на нем увидели свет все своды законов княжества: Висличский статут 1423–1438 годов, Судебник Казимира Ягайловича 1468 года, Статуты 1529, 1566 и 1588 годов, Трибунал 1586 года, первые печатные книги восточных славян, изданные в 20-х годах XVI века Франциском Скориной, множество религиозных и светских литературных произведений, огромное количество различных официальных документов, например метрик, которых насчитывается не одна сотня томов.

Подтвердите с помощью исторических фактов что вкл являлось многоконфессиональным государством

Великое Княжество Литовское в XIII–XV вв.

После присоединения к Великому княжеству Литовскому Смоленских, Черниговских, Волынских, Южных и Юго-Западных древнерусских земель более 90 % его населения являлось русскоязычным, исповедовавшим православное христианство, или как тогда его называли «русскую» (греческую) веру. Роль же балтского этнического элемента в ВКЛ во все времена его существования была второстепенной, а подчас и вовсе незначительной, несмотря на литовско-балтские корни правящей княжеской династии. Правовая структура княжества также базировалась преимущественно на нормах древнерусского права, которое в свою очередь испытывало огромное влияние норм византийского гражданского и уголовного права, тогда как основу правовой структуры западноевропейских стран, включая Польшу и Чехию, составляло римское право и латинский язык.

До 1387 года великие литовские князья, включая Ягайло, либо исповедовали православие, либо были язычниками, а древнерусские области, присоединяясь к Литве, не испытывали никакого национально-религиозного гнета. Строй и характер местной жизни не нарушался, потомки Рюрика полностью сохраняли свои экономические позиции, при этом мало теряя политически, поскольку государственный строй Литвы являлся федеративным. Великое княжество Литовское было скорее конгломератом земель и владений, чем единым политическим целым. Долгое время русское культурное влияние в ВКЛ нарастало. Гедиминовичи (потомки великого князя Гедимина, правившего в 1316–1341 гг.) обрусевали, становились православными, формировалась тенденция, ведущая к появлению в южных и западных землях бывшей Киевской державы самобытного варианта новой русской государственности. Даже по переписи 1897 года население Вильно (первоначально Вильня или нынешний Вильнюс), бывшего столицей ВКЛ со времен Гедимина, на 56 % состояло из белорусов, на 11 % из поляков, на 2 % из русских, на 12,7 % из евреев и только на 17,6 % из литовцев (в современном понимании принадлежности к данному этносу).

Тенденция была сломлена великим князем Ягайло. Его прозападная ориентация сформировалась в силу личных характеристик: властолюбия, тщеславия, жестокости и желания занять польский трон. В 1386 году он принял католичество, оформил Кревскую унию ВКЛ с Польшей, женился на несовершеннолетней польской королеве Ядвиге, стал польским королем Владиславом II (1386–1434) и основателем новой польской королевской династии Ягеллонов. Амбиции польской шляхты, связанные со стремлением проникнуть на обширные западнорусские земли, были потенциально удовлетворены, правда, не сразу и не без борьбы. Во время княжения Витовта (1392–1430) Великое княжество Литовское по всем параметрам оставалось суверенным государством, но после его ухода с исторической сцены права и привилегии польской (точнее католической) шляхты сравнительно быстро перевесили права русской (православной) аристократии. Началась католическая экспансия на западные земли Руси. Упраздняются крупные областные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других местах, а самоуправление заменяется наместничеством. Со временем прорусская культурная ориентация аристократии и шляхты ВКЛ меняется на пропольскую. Полонизация и окатоличивание захватывают немалую часть западнорусской знати, в то время как большинство простых людей «русской веры» сохраняли верность православию и древним традициям. Начинается национальная и религиозная вражда, которой до этого в ВКЛ вообще не было места. Постепенно она перерастает в жесткую политическую борьбу, в ходе которой у части национально мыслящего западнорусского населения укрепляются настроения в пользу единого Русского (Московского) государства, складывающегося в XIII–XIV веках в Северо-Восточной Руси.

Расположенное между Польшей и Московской Русью, Великое княжество Литовское и Русское не только являло собой определенный симбиоз политической, социальной и религиозной жизни своих соседей с приоритетом той или иной стороны в различные периоды истории и в разных местах, но и само активно диктовало правила игры на огромных просторах Восточной Европы. В том числе в Тверском, Рязанском, Смоленском, Черниговском, Стародубском и других северо-западных русских княжествах, Новгородской республике и Псковской земле. Их отношения с Литвой, как тогда обычно называли ВКЛ, были настолько тесными, что на протяжении как минимум трех веков имелась реальная возможность формирования и развития единого Русского государства по литовско-русскому пути. Более того, стартовые позиции ВКЛ для осуществления этой миссии первоначально были гораздо предпочтительнее, чем у Великого княжества Московского. По крайней мере великим князьям литовским не надо было ездить в Золотую Орду за ярлыком (разрешением) на княжение, да и экономический потенциал западнорусских земель был тогда мощнее московского.

Здесь нужно оговориться и отдать должное московским князьям, которые в объективно гораздо худших условиях сумели создать мощное этнически и религиозно однородное централизованное государство, которое в конечном итоге вышло победителем в гонке за лидерство с очень сильным соперником. Но это потребовало огромных усилий, в том числе военных, с обеих сторон. Московская и Литовская Русь (позже Речь Посполитая) воевали между собой великое множество раз на протяжении более трех столетий. Причем, вопреки бытующему мнению, по большей части это были братоубийственные войны восточных славян, прежде всего белорусов и великороссов, хотя и обставленные благими намерениями. Одновременно нормой вещей считался отъезд московских бояр на литовскую службу и наоборот. Достаточно сказать, что более трети ближнего окружения великого московского князя Василия III (Тёмного) составляло литовское боярство.

Источник

Являлось ли Великое княжество Литовское белорусским государством

Подтвердите с помощью исторических фактов что вкл являлось многоконфессиональным государством

Специфика истории ВКЛ

Великое княжество Литовское существовало на территории сразу нескольких современных держав Восточной Европы: Литвы и Белоруссии полностью, а Латвии, Украины, Польши и России — частично.

Конечно, в Средневековье не было принято национальное деление, хотя балты и славяне в ВКЛ очень серьезно отличались друг от друга уровнем культуры и государственности. При этом создание ВКЛ было делом именно литовской знати, долгое время выполнявшей роль правящего сословия. Политолог Константинов: Белорусов 70 лет учили, что они не русские

Подтвердите с помощью исторических фактов что вкл являлось многоконфессиональным государством

До недавних пор вопрос о преимущественно «белорусской» государственности в ВКЛ вообще не стоял. Он закономерно возник в начале 90-х гг., когда белорусские националисты приступили к переосмыслению средневековой истории. Фактическим «отцом» версии стал писатель Николай Ермолович, не имевший исторического образования, но одержимый идеей полностью нивелировать вклад иных народов в историю ВКЛ.

Для того, чтобы ответить на вынесенный в заголовок вопрос, необходимо не только изучить политическую историю данного государственного образования, но и оценить роль каждого народа в его историческом развитии.

При этом в разные периоды истории Великое княжество Литовское не было однородным в культурном и религиозном отношении. Во многом это сыграло роковую роль в XV-XVI веках, когда внутренние противоречия привели к фактической ликвидации местной государственности и ее растворению в польской по своему характеру Речи Посполитой.

Роль «литовской» и «белорусской» элиты в создании ВКЛ

Белорусско-литовская летопись 1446 года определенно свидетельствует о том, что основание ВКЛ было осуществлено балтскими князьями с территории современной Литвы.

На момент создания литовской государственности (XIII век) все земли, на которых проживают современные белорусы, находились в состоянии глубокой феодальной раздробленности. Полоцкое княжество, даже в пору своего наивысшего могущества находившееся на второстепенных ролях, при потомках Всеслава Чародея (ок. 1029—1101) окончательно распалось на ряд уделов, неизменно продолжавших дробиться в последующее время.

В XII-XIII веках мы не встречаем среди полоцких Рюриковичей сильных личностей, способных объединить страну. Более того, некоторое время Полоцком правит смоленская династия. Мятеж Михаила Глинского. «Не так восстали» или «хитрый план» Василия III

Подтвердите с помощью исторических фактов что вкл являлось многоконфессиональным государством

Возникает резонный вопрос: на каком основании создание ВКЛ приписывается западнорусским князьям?

Внятного ответа на него у создателей «белорусской» идентичности ВКЛ нет. Вместо этого они пытаются локализовать историческую Литву в пределах современной Белоруссии, а ее население отнести к славянам.

Вместе с тем непредвзятому историку очевидно, что основатель первой династии литовских князей Миндовг и последующие литовские князья белорусами не могли быть в принципе. Они носили балтские имена, открыто называли себя язычниками, их интересы на первоначальном этапе были локализованы прежде всего в балтских землях. А в середине XIV века Ольгерд и Кейстут, сыновья основателя самой известной династии великих князей литовских Гедимина, даже разделили государство на славянскую и балтскую части, чтобы упростить управление разнородными регионами.

Собственно говоря, летописцы однозначно свидетельствуют, что в западнорусских (белорусских) землях Миндовг и его дружина появились после гражданской войны в Литве. Воспользовавшись полной беспомощностью местной династии Рюриковичей, они взяли на себя роль правящей элиты и начали захватывать местные земли, неспособные оказать им сопротивление. При этом местная западнорусская элита чаще всего сохранила некоторые права в прежних владениях, а часть ее поступила на службу к литовским князьям.

Религиозный аспект

К середине XIII века все западнорусские земли были крещены по православному обряду.

Разумеется, вся западнорусская знать (без исключения) также была православной. Если бы именно она выступила создателем ВКЛ, то государство с самого начала было бы целиком православным.

Однако ничего подобного в Великом княжестве Литовском мы не наблюдаем. От Миндовга до Витовта все литовские князья являются язычниками. Битва за Микророссию. Исторические корни украинского церковного сепаратизма

Подтвердите с помощью исторических фактов что вкл являлось многоконфессиональным государством

Учитывая значимость религиозного вопроса в то время, мы вынуждены констатировать, что балтская знать настолько чувствовала себя хозяином положения, что не находила нужным уважать религиозные чувства на подчиненных ей территориях. В данном случае мы имеем совершенно уникальную для средневековья ситуацию, когда христианами управляли язычники, а местная знать с этим мирилась.

Действия литовских князей красноречиво свидетельствуют о том, что православные подданные для них были все-таки покоренным народом. Да, покорение проходило не в форме жестокого противостояния, однако строить свою государственность на наследии полоцких Рюриковичей литовские князья не стремились.

Более того, иногда они (как Ольгерд) даже казнили своих православных подданных за защиту веры.

Отмечу также, что когда принятие христианства стало насущной необходимостью для политических целей, то все литовцы крестились в одночасье по католическому обряду. То есть принятие веры западнорусских земель (православия) для правящей элиты не являлось обязательным. Понятное дело, что ни о каком западнославянском аспекте государственности в таких условиях говорить не приходится.

Культура

Сфера культуры ВКЛ наиболее подвержена мифотворчеству, поскольку является единственной областью, где западнорусский элемент сыграл решающую роль.

Балтские племена на середину XIII века не имели собственной письменности и сформированной государственности. Их элита, утвердившаяся в западнорусских землях, была вынуждена перенимать культурные достижения местного населения, чтобы эффективно управлять им. Однако, как сказано выше, это не приводило к ассимиляции литовцев и превращению их в часть западнорусского народа. Белорусские мифы. Как москали, укравшие у украинцев русское имя, навязали его литвинам

Подтвердите с помощью исторических фактов что вкл являлось многоконфессиональным государством

Здесь уместно привести пример с маньчжурской династией, в свое время утвердившейся в Китае. Ее правящая верхушка заимствовала у покоренных народов язык и некоторые обычаи, однако при этом продолжала считать себя маньчжурами. То есть четко отделяла себя от местного населения, хотя и использовала его культурные достижения.

Принятие определенных культурных навыков и практик не привело к ассимиляции. Литовская знать предпочитала просто быть правящим сословием. Именно поэтому в Великом княжестве Литовском православная культура так и не стала господствующей.

Разумеется, были и обратные примеры, в том числе среди потомков правящих литовских князей. Так, дети Ольгерда от витебской княжны Марии Андрей и Дмитрий были убежденными сторонниками православия и защитниками местных традиций. Впрочем, они скорее ассоциировали себя с западнорусской знатью, чем с литовской элитой.

Часть западнорусской знати, допущенной в окружение литовских князей, пыталась влиять на характер государственности, однако не преуспела в этом. Позже из нее стала формироваться оппозиция правящей династии.

Литва и Москва

Отношения ВКЛ и Москвы — еще одно яркое свидетельство литовского происхождения местной государственности.

Дело в том, что уже при первых успехах московских князей по объединению русских земель интересы почти всех православных феодалов западнорусских земель начинают вращаться вокруг нового центра объединения Руси. Князь Константин Острожский между Москвой и Литвой

Подтвердите с помощью исторических фактов что вкл являлось многоконфессиональным государством

Это свидетельствует о том, что именно православная московская государственность была для православной знати белорусских земель своей, и как этнически русская и как религиозно православная.

Позже это приведет к массовым переходам западнорусских князей под крыло Москвы. До тех пор, пока литовские князья были язычниками, они не слишком преследовали православие, однако с переходом в католичество начались настоящие гонения.

Согласно Городельской унии 1413 года, лишь католические феодалы могли занимать ключевые государственные посты. Если бы государственность ВКЛ была «белорусской», то ничего подобного не могло бы произойти.

Таким образом, уже в XIV веке литовская правящая династия не только не ассимилировалась с местным населением, но и приняла другую веру, которую распространила на литовскую часть своих подданных. А население западнорусских земель, входивших в состав ВКЛ, было вынуждено терпеть гонения на веру и находило спасение в бегстве в московские пределы.

Подтвердите с помощью исторических фактов что вкл являлось многоконфессиональным государством

Столица

Построение Гедимином столицы в литовских, а не западнорусских землях также не было случайным.

Дело в том, что изначально столица была еще и языческим центром государства. Именно здесь находилась резиденция главного жреца литовских племен, перенесенная из покоренной крестоносцами Пруссии. «Игра престолов» по-русски. Как Витовт, Эдигей и Тамерлан решили судьбу Восточной Европы

Подтвердите с помощью исторических фактов что вкл являлось многоконфессиональным государством

Христианские церкви в Вильно присутствовали, но не играли определяющую роль. Как я уже писал выше, литовские князья даже казнили наиболее ретивых православных, пытавшихся христианизировать местное население.

Языческий характер столицы был изжит лишь после того, как литовцы массово перешли в католичество. То есть приняли веру не западнорусских земель, а польских.

По той же самой причине в современном Вильнюсе много памятников литовской и польской культуры, но православные святыни практически отсутствуют.

Коренная Литва

Коренные литовские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского, так и не стали по своему характеру западнорусскими.

Более того, всю историю княжества сохранялся определенный антагонизм между ними и белорусско-украинскими территориями.

Правящая литовская династия никогда не делала каких-либо попыток сблизить эти земли. Они и до настоящего момента не имеют ничего общего с Белоруссией и Украиной.

Заключение

Подтвердите с помощью исторических фактов что вкл являлось многоконфессиональным государством

1) ВКЛ управлялось чуждой западнорусским землям иноземной династией, не разделявшей религиозных воззрений восточных славян.

2) Ближайшее окружение литовских князей состояло из балтской знати, позже крещенной в католичество. Подавляющее большинство магнатских родов ведут свое происхождение из коренной Литвы. Западнорусская знать представлена лишь небольшим количеством родов.

3) Столица государства располагалась в центре литовских, а не западнорусских земель, там же находился и языческий, а позднее католический ее центр.

4) Использование славянской письменности, а также западнорусской культуры носило вынужденный характер, не влиявший на самоидентификацию.

5) Западнорусская знать в XIV веке связывает свои надежды с единоплеменной Москвой, а не с Литвой.

6) Литовцы оставались в государстве особым этносом, не связанным с западнорусским населением.

Таким образом, нет никаких оснований считать ВКЛ «белорусским» государством. Предки современных белорусов лишь частично приняли участие в государственном строительстве этой державы. Западнорусские земли всегда сохраняли второстепенный характер по сравнению с Литвой. Люблинская «шахматная партия». Как украинские земли оказались в составе Польши

Подтвердите с помощью исторических фактов что вкл являлось многоконфессиональным государством

В конце XIV века начинается борьба между западнорусской знатью и литовцами. Она вылилась в две большие войны — Ягайло с Андреем Полоцким, а позже Сигизмунда Кейстутовича со Свидригайло. Поражение православной партии резко ухудшило положение западнорусского населения. Отныне и до конца существования ВКЛ многие его представители не просто находятся в дискриминационном положении, но и участвуют в противостоянии Москвы с Вильно.

В конечном счете ВКЛ из полуязыческой страны превращается в католическую, а государство перенимает польскую культуру и продолжает свое существование в русле польской государственности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *