Подтвердить что не робот
Блокировка сервиса и капча
Почему сервис заблокировали?
Сервис Яндекса может быть заблокирован, если на него поступает много похожих запросов от пользователей или программ. Например, если несколько человек пользуются каким-нибудь сервисом Яндекса с устройств, подключившихся к интернету с одного IP-адреса. В таком случае Яндекс принимает всех этих пользователей за одного и просит дополнительное подтверждение.
Почему после нажатия «Я не робот» мне предлагается ввести код?
Иногда подтверждения «Я не робот» недостаточно, чтобы отличить реального человека от программы. Мы постоянно работаем над улучшением алгоритмов, но иногда просим пройти дополнительную проверку.
Используйте строчные и прописные буквы. Знаки препинания и пробелы можно игнорировать.
Вместо символов с картинки можно ввести цифры из звуковой капчи:
Если символы введены верно, Яндекс запомнит ваш браузер как проверенный (при условии, что файлы cookie сохраняются в вашем браузере постоянно).
Если вам необходимо совершать именно автоматические запросы к Яндексу, воспользуйтесь сервисом Яндекс.XML.
Если вы долгое время не можете вернуться к сервису из-за дополнительных проверок, напишите об этом в cлужбу поддержки.
Как с моего IP-адреса может выходить в сеть кто-то другой?
Запросы, поступившие с вашего IP-адреса, не обязательно отправляются с вашего устройства. Интернет-провайдеры иногда объединяют нескольких абонентов под одним IP-адресом.
Если вы подключаетесь к общественной сети, например находитесь в кафе и выходите в интернет через Wi-Fi, то у вас один IP-адрес со всеми, кто пользуется той же точкой Wi-Fi.
Капча появляется слишком часто
Основные причины частого появления капчи:
Чтобы капча перестала появляться слишком часто:
Не вижу картинку капчи
Если после выбора опции «Я не робот» картинка капчи не появилась, посмотрите, виден ли логотип Яндекса в левом верхнем углу страницы:
Возможно, браузер блокирует отображение всех картинок:
Символы капчи неразборчивые
Если вы видите на картинке капчи неразборчивые символы:
Нет русской раскладки на клавиатуре
Используйте один из способов:
Написать в службу поддержки
Пожалуйста, обратитесь в службу поддержки этого сервиса напрямую. Для этого воспользуйтесь формой обратной связи в Справке этого сервиса (обычно формы расположены внизу страниц или доступны из оглавления). Так ваше сообщение сразу попадет к нужным специалистам, и вам ответят быстрее.
Чтобы сообщить о проблеме с вашим сайтом, перейдите в раздел Обратная связь справки Яндекс.Вебмастера.
Блокировка сервиса и капча
Почему сервис заблокировали?
Сервис Яндекса может быть заблокирован, если на него поступает много похожих запросов от пользователей или программ. Например, если несколько человек пользуются каким-нибудь сервисом Яндекса с устройств, подключившихся к интернету с одного IP-адреса. В таком случае Яндекс принимает всех этих пользователей за одного и просит дополнительное подтверждение.
Почему после нажатия «Я не робот» мне предлагается ввести код?
Иногда подтверждения «Я не робот» недостаточно, чтобы отличить реального человека от программы. Мы постоянно работаем над улучшением алгоритмов, но иногда просим пройти дополнительную проверку.
Используйте строчные и прописные буквы. Знаки препинания и пробелы можно игнорировать.
Чтобы сменить картинку капчи, нажмите значок .
Вместо символов с картинки можно ввести цифры из звуковой капчи:
У вас постоянно вылезает капча и достает вопросом «Вы не робот?» Зачем ее придумали и как от нее избавиться
Откуда взялась CAPTCHA?
Технология CAPTCHA (сейчас будет страшная расшифровка: Completely Automated Public Turing Test to tell Computers and Humans Apart — «полностью автоматический тест Тьюринга, разделяющий компьютеры и людей») появилась в 2000 году.
Это была первая успешная попытка установить «фейс-контроль» для каждого посетителя сайта. Сетевые боты только начали появляться, но разработчики подготовились с ними сражаться. Бот-системы могли перегружать сайты, делая их недоступными для живых людей. Так, например, на форуме без капчи в начале нулевых можно было автоматически зарегистрировать десятки тысяч фейков и заспамить форум рекламой.
Для борьбы с такими ситуациями в американском Университете Карнеги-Меллона придумали скрипт, который требовал при доступе к сайту ввести символы с трудноразличимой картинки. Для пользователя ребус был несложный: буквы, раскиданные по изображению в хаотичном порядке и искаженные помехами, легко считывались человеком. Зато компьютерные системы распознавания текста терялись. Такой простейший барьер позволил значительно снизить нагрузку на популярные сайты, а также защитить многие порталы от фейковых регистраций и комментариев.
Как CAPTCHA стала полезной
Когда «капчу» стали использовать чересчур часто, сообщество задумалось о более полезном применении технологии. В 2007 году появилась reCAPTCHA, где вместо абстрактных картинок пользователям показывали нераспознанные компьютером слова из сканов архивных выпусков газеты The New York Times.
Аудитория теперь не расшифровывала тарабарщину, а помогала оцифровывать бумажную прессу XX века. Подтвердил, что ты человек, а заодно добавил слово.
Вскоре технологию купила Google и использовала ее для оцифровки книг.
Боты тоже развивались и научились автоматически распознавать текстовую reCAPTCHA. Тогда Google выпустила принципиально новый алгоритм проверки. Теперь вместо расшифровки слов пользователям предлагали среди девяти картинок найти те, где есть котики, дорожные знаки или, например, бананы. reCAPTCHA вновь стала эффективной, а людям не пришлось ломать глаза в попытке распознать очередное неудачно отсканированное слово из книги.
В самой новой версии reCAPTCHA человеку вообще не нужно напрягаться, достаточно поставить галочку напротив отметки «Я не робот» — алгоритм анализирует движения курсора (бот пойдет по прямому кратчайшему пути) и IP-адрес. До недавних пор reCAPTCHA работала крайне эффективно и почти незаметно для пользователей.
Однажды что-то пошло не так
С первыми ошибками в работе reCAPTCHA столкнулись пользователи смартфонов. Заходишь в строку поиска Google, но вместо результата браузер показывает графическую «капчу». где надо искать объекты на матрице изображений. Причем успешно пройти тест порой было невозможно, reCAPTCHA требовала от пользователя вновь и вновь отмечать картинки.
Вслед за Google проверка пользователя всплыла и на других сайтах. Российский интернет наполнился жалобами на операторов связи, Google и даже Роскомнадзор — пользователей раздражало, что сайты при каждом посещении начали требовать подтверждения человеческой природы.
Первое время никто, включая техподдержку сайтов и провайдеров, не мог внятно ответить на вопрос, что же случилось и как пройти проверку reCAPTCHA. Когда специалисты взялись за изучение проблемы, всплыли сразу несколько причин, по которым сервис проверки на «человечность» начал неистово сбоить.
Обойти капчу, или Как сайты проверяют человека
Капча (CAPTCHA), требующая доказать, что «Я не робот», появляется на все большем количестве сайтов и сервисов, и раздражает пользователей. Есть несколько причин, из-за которых сайты принимают посетителей за ботов и требуют введения проверочным символов. Можно ли избавиться от повторяющейся проверки, что нужно изменить в настройках браузера и странице во «Вконтакте», как обойти капчу с помощью VPN-сервисов?
Что такое капча?
CAPTCHA — автоматизированный публичный тест Тьюринга. Он позволяет определить бота среди посетителей сайтов. Механизм защиты веб-сервисов от спама разработала в 2000 году команда университета Карнеги — Меллон. Идея теста в том, что предложенное задание легко выполняется людьми, но недоступно для машин.
Чаще всего пользователям нужно ввести символы с картинки. Они изображены с помехами, или полупрозрачны, чтобы машина не могла их распознать. Изначально система хорошо работала, снизила нагрузку на сайты, избавила их от фальшивых комментариев.
Через семь лет после создания теста Тьюринга появилась модификация — reCAPTCHA. Людям предложили распознавать слова отсканированных выпусков газеты The New York Times. Защита от спама одновременно помогала оцифровывать издание.
Но компьютеры становились все мощнее и стали способны распознать символы. Поэтому появились другие варианты: поиск кошек, дорожных знаков на картинках или галочка напротив фразы «Я не робот».
Полезный для администрации сайтов тест стал раздражать пользователей. Иногда приходится вводить капчу по несколько раз, чтобы увидеть какую-то страницу. Отдельной проблемой становится капча во «ВКонтакте».
Существует несколько причин, по которым пользователю приходится постоянно доказывать, что он не робот. Даже если человек не спамит, а просто оставляет комментарии или общается в соцсетях, его может преследовать ввод символов.
Подозрительный трафик с компьютера. Расширения браузера или вирусы на устройстве юзера могут стать частью сети ботов. За это reCAPTCHA блокирует его IP-адрес.
Плохая компания. Провайдеры выделяют для группы абонентов один реальный IP. Поэтому если один из них бот, его блокируют, и вся группа попадает в чёрный список.
Выключение JavaScript на смартфоне. Механизм reCAPTCHA — код JavaScript на сайте. Кодами пользуются не только сервисы, но и мошенники, поэтому в смартфонах для безопасности в браузерах отключен JavaScript. Это приводит к тому, что reCAPTCHA работает со сбоями.
Как избавиться от капчи
Пользователи Google Chrome могут избавиться от надоедливой защиты, отключив ряд расширений. Блокирующее рекламу расширение AdBlock или плагин RDS Bar часто приводят к появлению капчи.
Еще один вариант для компьютеров — заново подключиться к интернету. После перезагрузки модема или роутера юзер может получить новый внешний адрес, и избавиться от назойливой проверки.
Владельцы iPhone могут в разделе настроек Safari открыть вкладку «Дополнения» и включить JavaScript. Пользователям Android в Chrome, нужно нажать на меню с тремя точками, перейти в «Настройки», открыть «Настройки сайтов» и также активировать JavaScript. Еще один вариант для мобильных — ненадолго включить авиарежим, после которого смартфон перерегистрируют в сети, и сможет получить незапятнанный IP.
Избавиться от капчи «ВКонтакте» можно за несколько минут. В настройках страницы надо перейти в раздел «Безопасность», нажать на «Показать историю активности». Всплывшее окно покажет историю посещений сайта и IP, с которого осуществлялся вход.
Если в списке адрес, который отличается от адреса пользователя, нужно нажать «Завершить все сеансы». А затем сменить пароль. Кроме того, капча появляется реже, если страница привязана к номеру телефона.
Если капчу вводить лень даже изредка, это за плату сделают другие юзеры. На специализированных веб-сервисах возьмут примерно 40 рублей за разгадывание тысячи картинок. Пользователь же получит специальный ключ, позволяющий ему забыть о надоедливом тесте.
Если колдовство с настройками не помогло, придётся воспользоваться сервисами VPN. Крупные компании оказывают эту услугу платно. Но есть и бесплатные сервисы с хорошим интерфейсом и удобные в эксплуатации. Например, программа CyberGhost VPN (скачать бесплатно >>).
Сервис работает с всеми популярными браузерами, отлично защищен благодаря протоколу OpenVPN с 256-битным шифрованием AES. Бесплатно можно запускать только на одном устройстве. Пользователь получит доступ к 37 серверам в 12 странах, работает без перерыва около трех часов, после этого надо снова подключит и продолжить работу.
«Я не робот»: история Яндекса о том, как победить ботов, а не людей
Никто не любит капчу. Угадай слово по плохой картинке, собери пазл, отличи светофор от гидранта, сложи два числа и так далее. Формы бывают разные, но суть всегда одна: мы тратим своё время и нервы.
Чуть больше года назад моя команда взялась за модернизацию старой капчи Яндекса. Обычно в таких задачах стремятся повысить качество и полноту отсева ботов, оставив человеку шанс прорваться через капчу. Но мы зашли с другой стороны: решили сделать капчу более дружелюбной к людям, не ухудшив при этом защиту от ботов. Казалось бы, наивный подход. Но у нас получилось.
Сегодня я расскажу об этом подробнее. Вы узнаете, как мы отказались от распознавания текста и перешли к его генерации. Покажу примеры дружелюбной капчи. Расскажу о необычном опыте применения капчи в образовании. А ещё покажу текущий вариант капчи без капчи и немного поразмышляю о будущем.
Несколько слов о том, зачем нужна капча. Уверен, это и так не секрет, но историю всё же стоит начать с основ, чтобы быть на одной волне.
Капча — это инструмент, который помогает сервису понять, обратился к нему человек или робот. Это полезно, потому что роботы создают нагрузку или даже занимаются откровенным вредительством. При этом нужно показывать капчу не всем, а только тем, чьи запросы похожи на автоматические. Для этого надо проанализировать запрос. Анализ — это уже давно не просто подсчёт числа заходов с конкретного IP. Факторов для анализа намного больше, чем один. С другой стороны — сервис с нагрузкой в сотни тысяч RPS и с жёстким требованием к скорости ответа пользователю. Если снизить скорость ответа, то пострадают пользователи. Если снизить полноту выявления ботов, то в итоге опять же пострадают пользователи. Значит, нужно искать баланс между этими крайностями. И получается, всегда будут люди, которым покажут капчу.
Первые шаги
Год назад наши пользователи видели примерно такие задания:
Два слова. Одно мы знаем. Другое хотим узнать. Вряд ли я открою большой секрет, если расскажу, что капчу часто применяют для обучения компьютерного зрения. Раньше так было и у нас.
В целом ничего жуткого, да? Но могу и жути нагнать. Вот примеры более сложных (но крайне редких) вариантов:
Мы, конечно, такое вычищали. Использовали для этого как классификаторы неоднозначно читаемых картинок, так и данные о поведении пользователей (если человек даже не пытается ввести текст, то это плохой сигнал). Но и после таких изменений людям было очень сложно. Можно сказать, что старая капча отлично экономила ресурсы: её не могли пройти ни боты, ни люди. Только 35% реальных пользователей справлялись с первой попытки. Очень страшное число. Нужно было что-то менять.
Начали с анализа наиболее частых ошибок. В топе оказались знаки препинания, верхний и нижний регистр букв, лишние пробелы. Посчитали, как у ботов с этими проблемами. Оказалось, что можно безболезненно отказаться от их учёта при проверке результата. Эти элементарные, быстрые решения принесли нам с ходу +15%. Но дальше простые идеи закончились. Нужно было подойти к задачке более глобально.
Свои картинки с текстом
Поговорим о картинках. Так как их мы не генерировали, а вырезали из готовых, иногда там встречались очень необычные тексты. Их вы уже видели выше: это и перевёрнутые штрихкоды, и логарифмы. Их можно фильтровать с переменным успехом, но гибкости в работе с ними нет. Нельзя оперативно управлять сложностью, контролировать допустимый словарный запас, выбирать язык для разных стран. Если хочешь полностью контролировать качество капчи, то выход только один — генерировать картинки самостоятельно. Так мы и поступили.
Мы хотели создать капчу, которая будет существенно легче читаться людьми, но не ботами. На входе у нас есть какой-то текст и какой-то фон. Осталось понять, что нужно с ними сделать, чтобы добиться желаемого.
Наиболее эффектно, пожалуй, выглядит способ точечно искажать исходную картинку так, чтобы машина видела в ней совершенно не то, что видит человек.
Лёгкий шум превратил горы в собаку и рыбку в краба. Источник: https://arxiv.org/pdf/1710.06081v2.pdf
Но такой подход крайне чувствителен к изменениям алгоритмов распознавания на стороне роботов. Пришлось бы мониторить их особенно тщательно и слишком часто адаптироваться. Поэтому мы подошли более консервативно.
Задачу распознавания текста нейросетями сейчас решают хорошо, причём уже далеко не только лидеры индустрии. Но трудные задачки по-прежнему встречаются. Наиболее сложные датасеты с распознаванием слов на сегодняшний день представляют собой сильно искривлённые тексты (irregular text recognition).
Это то, с чем человек справляется относительно просто. Но не робот. Этот подход мы применили и у себя. Пример такой капчи:
Выглядит проще, чем раньше? Наши пользователи тоже так считают: эту капчу легко преодолевают уже 85% пользователей. А вот ребятам, которые учатся обходить нашу капчу, работы прибавилось.
Скриншот с одного из «секретных» форумов об автоматизации
Конечно, со временем к ней адаптировались, но масштабы проблемы в итоге не больше, чем у старой капчи. При этом людям стало существенно проще.
Полезная и добрая капча
Успех с генерацией собственных картинок воодушевил нас. Мы осознали, что капче не обязательно быть исключительным злом в глазах пользователей. Она может быть такой, какой мы захотим её сделать. Например, полезной для людей.
Каждый октябрь в России отмечают День учителя. Мы решили отпраздновать его по-своему и с пользой. Собрали данные о том, в каких словах пользователи чаще всего делают ошибки. (Яндекс по понятным причинам неплохо в этом разбирается.) На базе этого словаря сгенерировали капчу, отметив те буквы, в которых люди ошибаются. Выкатили на огромную аудиторию. Ботам это ничем не помогло, а вот людям (хочется верить!) пользу принесло.
Другой пример работы с капчей, чуть ближе к концу 2020 года. Хотелось немного поднять пользователям настроение. Придумали использовать для генерации капчи не какие попало слова и фразы, а только те, что несут положительный эмоциональный заряд. Проще говоря, такие слова, которые как минимум не портят настроение ещё больше, а в идеале улучшают его.
Собрали данные с помощью толокеров. Сгенерировали. Получили капчу, которая содержала фразы «Приятных эмоций», «Вам всё по плечу», «Продуктивного дня» и подобные.
В общем, идей для работы с капчей много. Но нельзя забывать самую главную: лучшая капча — это та, которой нет.
Капча без капчи
Вернёмся в самое начало нашей истории. Там я рассказывал о том, что капчу предлагают только тем пользователям, чьи запросы в результате быстрого анализа показались нам подозрительными. Быстрый анализ отрабатывает примерно за одну (!) миллисекунду. Делать это дольше без вреда для высоконагруженного сервиса и миллионов пользователей нельзя. Это значит, что нужно использовать быстрые алгоритмы, а они не всегда самые точные. Из-за этого люди видят капчу. Как можно обойти это узкое место? Использовать промежуточный шаг!
Если быстрый анализ вынес вердикт о подозрительности запроса, то мы можем перенаправить его на страницу с капчей. Но саму капчу пока что не показывать. Потому что в этот момент у нас появляется время на второй, более глубокий и сложный анализ. Мы можем потратить намного больше, чем одна миллисекунда, а значит, спасти существенное количество наших пользователей от необходимости преодолевать пусть и не страшную, но всё же капчу.
Теперь это работает так. Если человеку не повезло попасть на страницу с капчей, то вместо капчи он видит предложение поставить галочку и подтвердить, что он не робот.
Пока пользователь ставит галочку, мы проводим дополнительный анализ с использованием более сложной ML-модели. Если всё хорошо, то возвращаем на сервис. Если «подозрительность» сохраняется, то показываем текстовую капчу.
И ещё кое-что важное. Переход от бинарных вердиктов (бот — не бот) на первом этапе к вероятностным («робот на N%») на втором позволяет нам управлять сложностью капчи! Если на втором этапе мы по-прежнему считаем запрос подозрительным, но степень уверенности в этом не такая высокая, то показываем простейшую капчу. А вот если мы уверены, что перед нами робот, то можем сложность и приподнять. Простое, но эффективное решение.
Несколько слов о значимости этого решения для людей. Выше мы радовались тому, что 85% (а не 35%, как было раньше) пользователей справляются с новой текстовой капчей с первой попытки. Но с галочкой «Я не робот» ситуация изменилась радикально: теперь более половины пользователей возвращаются в сервис вообще без необходимости разгадывать капчу! Вот такая вот капча без капчи.
За последний год мы прошли длинный путь, но идей на будущее от этого меньше не стало. Мы уже работаем над тем, чтобы получать более точные вердикты в реальном времени и без перенаправления на промежуточные страницы. И уже есть первые успехи. Один частный пример: теперь в Safari в режиме Инкогнито встретиться даже с галочкой «Я не робот» вероятность примерно в десять раз ниже, чем раньше. Кроме того, хотим пробовать новые, более добрые форматы капчи для тех случаев, когда без неё никак.
Формы капчи могут быть разные, но главное в том, чтобы относиться к людям по-человечески и уважать их время.
Блокировка сервиса и капча
Почему сервис заблокировали?
Сервис Яндекса может быть заблокирован, если на него поступает много похожих запросов от пользователей или программ. Например, если несколько человек пользуются каким-нибудь сервисом Яндекса с устройств, подключившихся к интернету с одного IP-адреса. В таком случае Яндекс принимает всех этих пользователей за одного и просит дополнительное подтверждение.
Почему после нажатия «Я не робот» мне предлагается ввести код?
Иногда подтверждения «Я не робот» недостаточно, чтобы отличить реального человека от программы. Мы постоянно работаем над улучшением алгоритмов, но иногда просим пройти дополнительную проверку.
Используйте строчные и прописные буквы. Знаки препинания и пробелы можно игнорировать.
Вместо символов с картинки можно ввести цифры из звуковой капчи:
Если символы введены верно, Яндекс запомнит ваш браузер как проверенный (при условии, что файлы cookie сохраняются в вашем браузере постоянно).
Если вам необходимо совершать именно автоматические запросы к Яндексу, воспользуйтесь сервисом Яндекс.XML.
Если вы долгое время не можете вернуться к сервису из-за дополнительных проверок, напишите об этом в cлужбу поддержки.
Как с моего IP-адреса может выходить в сеть кто-то другой?
Запросы, поступившие с вашего IP-адреса, не обязательно отправляются с вашего устройства. Интернет-провайдеры иногда объединяют нескольких абонентов под одним IP-адресом.
Если вы подключаетесь к общественной сети, например находитесь в кафе и выходите в интернет через Wi-Fi, то у вас один IP-адрес со всеми, кто пользуется той же точкой Wi-Fi.
Капча появляется слишком часто
Основные причины частого появления капчи:
Чтобы капча перестала появляться слишком часто:
Не вижу картинку капчи
Если после выбора опции «Я не робот» картинка капчи не появилась, посмотрите, виден ли логотип Яндекса в левом верхнем углу страницы:
Возможно, браузер блокирует отображение всех картинок:
Символы капчи неразборчивые
Если вы видите на картинке капчи неразборчивые символы:
Нет русской раскладки на клавиатуре
Используйте один из способов:
Написать в службу поддержки
Пожалуйста, обратитесь в службу поддержки этого сервиса напрямую. Для этого воспользуйтесь формой обратной связи в Справке этого сервиса (обычно формы расположены внизу страниц или доступны из оглавления). Так ваше сообщение сразу попадет к нужным специалистам, и вам ответят быстрее.
Чтобы сообщить о проблеме с вашим сайтом, перейдите в раздел Обратная связь справки Яндекс.Вебмастера.
Блокировка сервиса и капча
Почему сервис заблокировали?
Сервис Яндекса может быть заблокирован, если на него поступает много похожих запросов от пользователей или программ. Например, если несколько человек пользуются каким-нибудь сервисом Яндекса с устройств, подключившихся к интернету с одного IP-адреса. В таком случае Яндекс принимает всех этих пользователей за одного и просит дополнительное подтверждение.
Почему после нажатия «Я не робот» мне предлагается ввести код?
Иногда подтверждения «Я не робот» недостаточно, чтобы отличить реального человека от программы. Мы постоянно работаем над улучшением алгоритмов, но иногда просим пройти дополнительную проверку.
Используйте строчные и прописные буквы. Знаки препинания и пробелы можно игнорировать.
Чтобы сменить картинку капчи, нажмите значок .
Вместо символов с картинки можно ввести цифры из звуковой капчи: