Подстричься в монахи что означает

Монашеский постриг: второе крещение, или брак души со Христом

Подстричься в монахи что означает

Говоря о святых таинствах, я хочу сказать о таинстве пострига. Является ли монашеский постриг таинством? Конечно, это таинство! Как для юноши с девушкой, которые желают создать семью, Церковь совершает таинство брака, так же и для юноши или девушки, которые хотят посвятить себя Богу и жить в целомудрии, Церковь совершает другое таинство — монашеский постриг! А как прекрасно чинопоследование этого таинства! Если вы узнаете, что в монастыре постригается монах или монахиня, пойдите туда, чтобы полюбоваться не только тем, что увидите, но и тем, что услышите!

По существу, монашеский постриг — это повторение крещения. Мы с вами все крещены и дали обет, что будем принадлежать Богу. Мы сказали: «Отрекся от сатаны» и «Сочетаюсь Христу», мы посвятили себя Богу через пострижение волос, но все это забыли. В самом деле, нашим крещением мы связали себя обязательством принадлежать Богу. Словом «отрекаюсь», которое мы тогда произнесли (через уста нашего восприемника), мы изгнали сатану из нашей жизни, еще и плюнули на него три раза и потеряли с ним всякую связь. Словом же «сочетаюсь» мы в присутствии ангелов и людей подписали священный договор о том, что теперь мы полностью принадлежим Богу. «Кто хочет идти за Мною…» — призывал Господь некрещеных. Нам же, крещеным, надлежит произносить: «Говори, Господи, ибо раб Твой слушает». Это большое дело, братья мои, что мы крестились и стали христианами. Плохо то, что мы забываем крещальные обеты и из-за этого теперь теряем благодать святого крещения.

Подстричься в монахи что означает

Но приходят избранные души — женщины и мужчины, юноши и девушки, которые желают обновить обеты святого крещения, сказать уже сознательно, что они отрекаются от дел сатаны и полностью принадлежат Богу, и вновь повторить пострижение волос, которое совершалось при крещении. Пострижение волос, во-первых, символизирует приношение от самой верхней части нашего тела Богу, а во-вторых, означает оставление плохих помыслов и посвящение нашего ума Богу.

Итак, монашеский постриг — это, прежде всего, повторение крещальных обетов. Но не только это. Монашеский постриг я теперь назову браком. Душа монаха или монахини вступает в брак со Христом, и ангелы присутствуют в этот момент и свидетельствуют о священности и нерасторжимости этого союза.

Подстричься в монахи что означает

Во время венчания мужчины и женщины священник читает одну молитву, где обращается к Богу и называет Его «иже тайнаго и чистаго брака Священнодействителю, и телеснаго Законоположителю». Что такое «телесный» брак, который «законоположил» Господь, — мы знаем. Это брак наших родителей, из которого родились и мы. Но что это за другой брак, «тайный и чистый», который Бог «священнодействует», как говорится в вышеупомянутой молитве? Это брак монахов и Бога, монашеский постриг. Это очень красивый и сладкий брак души со Христом. Монахиня знает, что Небесный Жених Христос никогда ее не ударит и не разведется с ней. Христос был побит и распят за Свою невесту, и Он приготовляет ей дворец на небе, Свое Царство Небесное! На монашеском постриге обильно изливается любовь Божия. «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением!»

Еще хочу сказать, что этот «тайный и чистый» брак не является естественным состоянием человека. Естественным для человека после падения является брак, когда женщина выходит замуж, а мужчина женится. Девственность — не естественное состояние, но сверхъестественное. Я спрашиваю: как монаху или монахине, имея тело, удается побороть естественное и жить сверхъестественно? Очень просто! Они достигают сверхъестественного, потому что имеют постоянное общение с Богом, Который выше всякого естества. Преподобный Иоанн Лествичник говорит так: «Нам необходимо знать, что там, где мы увидим, что побеждено естественное, там явится сверхъестественный Бог».

Подстричься в монахи что означает

У монахов и монахинь свой мир. Они все время живут «горе́ имеем сердца»! Примером того, что они отрезаны от мирского, является повязка на их глазах. Под повязкой на глазах я подразумеваю платок (в РПЦ — апостольник. — Прим пер.), который носят монахини, и клобук, который носят монахи и иеромонахи. Поэтому, мои дорогие христиане, будьте очень внимательны, когда вы встречаетесь с монахами и монахинями. Следите за тем, что говорите. Ваши беседы с ними должны быть не о мирском, но о божественном. Потому что, когда вы с ними говорите о мирских вещах, вы их извлекаете из их мира, из «их воды», как мы говорим. Вы им вредите. И, в конце концов, вред будет и вам самим. Ведь если монах прерывает свое общение со Христом, которое должно быть непрестанным, и болтает и занимается мирским, то, когда вы его попросите помолиться о ваших семейных проблемах, его молитва не будет иметь силы и не будет услышана. Когда ездите в монастыри, общайтесь с монахами и монахинями так, как будто вы сами являетесь монахами и монахинями. Так посещение монастыря будет приносить вам благодать от Бога и Богородицы.

Подстричься в монахи что означает

И в заключение я хочу вам сказать самое главное: если ваш ребенок, мальчик или девочка, скажет вам: «Мама, папа, я хочу посвятить себя Богу и уйти в монастырь», — не препятствуйте ему и не идите против желания, которое вложил в него Бог. Вы совершите величайший грех, если ему помешаете, даже больший грех, чем если бы вы разрушили храм. И сказать вам, почему? Если вы разрушите храм, мы соберем деньги и построим новый. Но если вы воспрепятствуете ребенку в его священном призвании, тогда это зло невозможно исправить. Это великая честь и великое благословение для семьи отдать своего ребенка Богу, чтобы он стал монахом или монахиней.

Перевод с греческого языка Екатерины Полонейчик

Источник

Мужской монастырь «Крестовая Пустынь», поселок Солох-Аул

Официальный сайт монастыря

Подстричься в монахи что означает

ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСТВО

Монашеские обеты

Подстричься в монахи что означаетИсполнение заповедей Господних — это узкий тернистый путь к жизни вечной. Множество препятствий, проистекающих от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1 Ин. 2, 16), встречают здесь благочестивого христианина. Тем, кто на пути веры, нравственного совершенства и любви почувствует себя немощным преодолевать эти препятствия, Церковь предлагает особые средства к победе над страстями. Эти средства состоят в принятии и исполнении обетов, которые в Евангелии предлагаются не как заповеди, но как советы для желающих преуспеть в нравственном совершенстве.

Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч. «монахос» — одинокий, отшельник) или иноками.

Монашество имеет три степени. Трехлетний искус, или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после этого произносили невозвратные обеты. Послушника, или иначе — новоначального, облекают с установленными молитвами не в полное одеяние инока, а лишь в рясу и камилавку и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношением рясы, дабы в ожидании; принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.

Пострижение должно совершаться в храме самим настоятелем, рядовые иеромонахи могут постригать только по благословению игумена, архимандрита или епископа.

Чинопоследования пострижения во все монашеские степени содержатся в Большом требнике.

Последование одеяния рясы и камилавки
Последование малой схимы, или мантии

Подстричься в монахи что означаетЧинопоследование пострижения в малую схиму (греч. «то микрон схима» — малый образ) совершается на литургии. При чтении часов, перед литургией, принимающий постриг приводится священнослужителем пред «святые двери», преклоняет здесь колени, затем кланяется братии и настоятелю обители. После этого выходит на паперть, где слагает свои обычные одежды и стоит в преддверии в одной власянице, не опоясан, не обувен, не покровен перед средними дверями из притвора в храм в знак отрешения от мира.

Братия с возжженными свечами при пении этого тропаря встречает кающегося как блудного сына евангельской притчи. Постригающийся трижды творит земной поклон: пройдя западные двери, в середине храма и перед царскими дверями, то есть перед алтарем. Здесь и совершается пострижение.

На солее, перед царскими дверями, устанавливается аналой, на котором полагаются Крест и Евангелие. Все держат возжженные свечи. Настоятель преподает постригаемому краткое увещание: призывает его отверзть уши своего сердца, внемля гласу Господа, зовущего взять Свое легкое иго и помнить, со страхом и радостью давая обеты, что Сам Спаситель, и Его Матерь, и все Небесные Силы внимают его словам, которые отзовутся ему в последний день воскресения.

Игумен молится о нем, вспоминая благоутробие щедрого Бога, сказавшего Израилю: «Аще бы и жена забыла исчадие свое, Аз не забуду тебе» ; укрепляет дух нового брата обетованием небесной силы в подвигах духовных и утешения Святого Духа и части святых Антония, Евфимия, Саввы и сущих с ними во Христе Иисусе.

Постригаемый преклоняет колени и склоняет голову, игумен возлагает на его голову книгу (Большой Требник, или Последование пострижения) и читает молитву, в которой просит Господа, признавшего достойными Себе служителями тех, кто оставил все житейское, и показавшего нам различные пути ко спасению, — оградить и этого раба Своего, силою Святого Духа, принять его чистую жертву Богу и с отнятием его волос отнять и всякую похоть бессловесную, сподобив его легкого Своего ига и соблюдения святых заповедей, и сопричтения к лику избранных.

Далее он облачается в мантию (п а л л и и), что знаменует обручение ангельского образа. Игумен говорит:.»Приемлет паллий, обручение великого и ангельского образа, в одежду нетления и чистоты». Мантия — знак покровительства Божия, она не имеет рукавов, напоминая иноку, что он не имеет воли творить дела ветхого человека, свободно развеваясь при ходьбе, она напоминает крылья ангела, сообразно монашескому образу.

Наконец, постригающемуся в малую схиму дается вервица, т, е. небольшая веревка с многими узлами, или нанизанными на нее деревянными, костяными бусинами, иначе называемая четками. По четкам считают совершенные молитвы и поклоны, положенные монаху по правилу.

По облачении новопостриженного игумен молится о нем, прося Господа ввести раба Своего в духовный Свой двор, чтобы сопричел к словесному Своему стаду, очистил его мудрование от плотских похотей и дал бы ему непрестанно вспоминать блаженство, ожидающее любящих Бога и распявшихся, житием монашеским, ради Царствия Небесного.

Если пострижение совершается не на литургии, далее возглашается мирная ектения, в которой возносятся моления о принявшем монашеский образ. После возгласа: «Яко свят еси, Боже наш…» поется: «Елицы во Христа крестистеся…» ; затем поется прокимен и читается Апостол (Еф. 6, 10 — 17) о духовной брани каждого человека, для которой надо облечься во всеоружие Божие. После пения аллилуйария читается Евангелие (Мф. 10, 37- 38; 11. 28-30), где благовествуется о том, что любовь к Богу должна быть более любви к отцу, к матери. и что тот, кто не. ддет во след за Господом, недостоин Его.

Если пострижение совершается, на литургии, то по облачении новопостриженного и цо молитве о нем игумена совершается Божественная литургия обычным чином. Во время причастна духовник берет’у стоящего перед иконой Спасителя инока Крест и свечу и он, приложившись к святому. образу, приобщается святых Божественных Тайн.

Чин пострижения в великую схиму

Принятие великого ангельского образа (греч.- ту мегалу ангелику схйматос», «великой схимы), — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения со Христом (Флп. 1, 23). Последование великого ангельского образа походит на чин пострижения в малую схиму, но совершается с большей торжественностью, строгостью, соответствующей высоте принимаемых обетов.

Затем настоятель предлагает принимающему великую схиму те же вопросы, какие предлагаются в чине малой схимы: «Что пришел еси, брате? Желаеши ли сподобитися ангельскому образу?» и т. д. и при этом вопрошает: «Отрицаешися ли мира, и яже в мире, по заповеди Господней?»

В Большом требнике сказано, что монах после пострижения (малого и великого) должен пребывать в церкви дней пять, упражняясь в чтении, и на это время освобождается от прочих послушаний.

Источник

Каким женщинам в старые времена и сейчас отказывают в монашестве

Подстричься в монахи что означает

Иногда в жизни человека бывают ситуации, когда единственным способом избавиться от груза проблем и суеты становится уход в монастырь. Как правило, такой вариант выбирают те, кто устал от переживаний и хочет обрести тихую гавань вдалеке от шумного города. Некоторые идут в монастырь с целью обрести душевную гармонию. Женщины более склонны к таким эмоциональным решениям. Однако, ни в коем случае не стоит идти на подобные меры из-за эмоций. Лучше все хорошенько обдумать и решить, что для вас лучше. А в данном обзоре мы рассмотрим, как происходит постриг в монахини и в каком случае женщине, желающей принять монашеские обеты, могут отказать в постриге сегодня.

Что такое монашество?

Подстричься в монахи что означает

Под монашеством подразумевается целый образ жизни, посвященный Богу. У священнослужителей постриг в монахи считается своеобразным крещением, которое помогает человеку переродится заново и обновить свою душу. При совершении пострига человек должен отказаться от своего земного мира и перейти в свой святой ангельский образ. Сама процедура проведения этого священного действия очень символична. Человек должен дать Богу пожизненные обеты. А Бог должен помочь ему справиться со своими душевными переживаниями.

Основные этапы

Как происходит постриг в монахини? Прежде необходимо пройти целый период испытаний. Существует три основных этапа перехода в монашество:

Трудник

Любой верующий христианин, который хочет выполнять какую-то работу в монастыре, может стать трудником. Такие люди совершенно не обязаны потом становиться монахами. Им разрешено иметь семью и заводить детей. Кроме того, они могут официально заключить трудовой договор с монастырем и даже получать заработную плату. Если трудник проживает в монастыре, он должен соблюдать устав и чтить традиции.

Кандидатки в монахини

Подстричься в монахи что означает

Женщина, которая хочет стать монахиней, после поступление в монастырь считается кандидаткой в послушницы. Она проходит подготовку к постригу, знакомится с уставом и принимает окончательное решение о том, подходит ли ей такая жизнь. Длительность периода подготовки определяется для каждого человека индивидуально настоятельницей и старшими сестрами. Если после испытательного срока желание остаться в обители у женщины остается, она становится послушницей. Настоятельница должна подготовить прошение на имя архиерея. Как только будет получено благословение епархиального начальства, на сестру одевают подрясник и полуаполстольник. После этого она официально считается послушницей монастыря.

Типы пострига

Подстричься в монахи что означает

В современной православной церкви выделяют три типа пострига в монахи:

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных выше типов.

Рясофор

При постриге в рясофор кандидатка в монахини должна не менее трех лет прожить в обители. В случае, если кандидатка страдает неизлечимым заболеванием, срок может быть уменьшен. В этом случае настоятельница может подать ходатайство о постриге раньше положенного времени. Священнодействие включает в себя чтение молитв, пострижение волос крестом, переменой или оставлением имени, отсутствием обетов и облачением в рясу. Хотя обеты во время пострига не произносятся, выступление на ионический путь считается обязательством чистого жития перед Богом. Можно считать, что рясофор – это своеобразная подготовка к монашескому постригу. Женщина после него может зваться инокиней, рясофорной послушнице или рясофорной монахиней.

Малая схима или мантия

Пострижение в мантию или малую схиму можно считать началом монашества. Именно на этом этапе кандидат дает обеты Богу. Он полностью отрекается от внешнего мира, получает новое имя и облачается в монашеские одежды. Обычно пострижение в малую схиму осуществляется после рясофора. Но на практике встречаются различные варианты. Иногда рясофор пропускают и сразу проводят малую схиму. Есть случаи, когда верующий сразу принимает великую схиму без получения предшествующих знаний. Здесь все строго индивидуально, и подбирается в зависимости от личных качеств и предрасположенностей человека.

Великая схима

Подстричься в монахи что означает

Пострижение в великую схиму представляет собой очень торжественную и серьезную процедуру. Послушнику снова дается новое имя. В одеянии кандидатки появляются куколь с аналавом и великий параман. После пострижения монахиню называют схимницей. Обычно в православной церкви в великую схиму постригают тяжелобольных и престарелых людей. Совершать таинство может правящий архиерей или высшие чины духовенства с его благословения.

Особенности монашеского пострига

Подстричься в монахи что означает

Пострижение в монахини считается символом послушания Богу. Это таинство официально не входит в перечень семи таинств, которые современные священники считают вторым крещением. Считается, что настоящее монашество зарождается с момента пострига в малую схиму. Данное священнодействие должно производится торжественно и занимает достаточно много времени. Начинается оно исполнение тропаря из недели о блудном сыне. Кандидатка в послушницы должна проползти на животе в длинной белой рубахе из притвора храма в его центр. Там она должна остаться лежать с распростертыми руками. Это действо должно символизировать монашество как путь плача и покаяния. После этого игумен обращается к кандидаткам с речью и подает им знак встать. Он должен задать ряд вопросов и предупредить о том, что данные ими обеты будут приняты Христом и Божьей Матерью.

Обеты

Подстричься в монахи что означает

Во время пострига послушницы дают следующие обеты:

После принятия этих обетов, игумен произносит поучение о сути монашеской жизни. После этого на голову постригаемой кладется книга и читается молитва о наставлении и вразумлении. Лицо, производящее постриг, считается духовником монахини. После обетов послушница должна трижды подать ножницы игумену, которые он намеренно бросает на пол. Эта процедура символизирует добровольность пострига. После этого послушнице крестообразно стригут волосы. В этот момент она впервые слышит свое новое имя.

Кому можно, а кому нельзя постричься в монахини?

Подстричься в монахи что означает

Существует ряд формальностей, о которых следует знать кандидаткам в послушницы. Прежде, чем принять обеты, необходимо решить все семейные, имущественные и юридические формальности. Женатых мужчин и замужних женщин не принимают в монашество. Если человек состоит в благополучных семейных отношениях и при этом желает уйти в монастырь, любой священнослужитель во время разговора скажет ему, что делать этого не стоит. Одиноким женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, также лучше отложить постриг в монахини. Вести детей за собой в монастырь неправильно, поскольку монашество является исключительно добровольным выбором каждого человека. Постриг обычно разрешается женщинам только после достижения возраста 30 лет. При этом если она все-таки решает оставить миру несовершеннолетних детей, необходимо предоставить свидетельство об опеке.

Источник

Степени монашества и чины пострижения

Подстричься в монахи что означает

Святая Православная Церковь в монашеском подвиге различает три состояния или степени:

Первая степень есть состояние испытания, которому подвергают тех послушников, которые готовятся к принятию самого подвига, то есть пострига в монашество.

Перед постригом недреманно каждый должен пройти самое строгое испытание, чтобы удостовериться в искренности и твердости принятого решения.

В монастыре новоначальные живут по многу лет послушниками. Они постепенно изучают все, что должен знать каждый монах, выполняют назначенное им молитвенное правило и усердно выполняют ту работу, которую поручают им делать. Так и миряне, желающие принять подвиг монашества, должны постепенно изучать все, что касается монашества, и по мере своих возможностей выполнять молитвенное правило, назначенное духовным отцом, а также добросовестно трудиться на общем послушании. И если Господу будет угодно, то придет время, когда усердный послушник воспримет подвиг и по лестнице добродетелей будет восходить все выше и выше. Вот и ваша племянница, боголюбивая матушка Д., если только она действительно имеет призвание к такой жизни, то пусть она пока трудится и очищает сердце от грехов. А дальше Господь Сам управит ее жизнь во спасение.

Итак, монашествующие первой степени называются послушниками, или новоначальниками.

Монашествующие второй степени называются малосхимниками, или совершенными.

Третью степень составляют великосхимники, или совершеннейшие.

Постриг обычно бывает за Литургией, изредка за вечерним богослужением. Существует три чина (обряда) пострижения:

1. В рясофор.
2. В мантию.
3. В схиму.

1-й чин называется последованием во одеяние рясы и камилавки.
2-й чин называется последованием малой схимы.
3-й чин называется последованием великой схимы. Третий чин установлен преподобным Пахомием Великим, до него было только два чина пострижения.

Самый короткий обряд, без произнесения обетов, это постриг в рясофор. После установленных молитв совершается крестообразное пострижение посвящаемого и на него одевают рясу и камилавку. Такой инок называется рясофорным, или рясоносцем.

Постриг в малую схиму продолжительный. Он делится на две части: оглашение и самое пострижение. В первую часть входит: увещание, произнесение обетов, наставление давшему обеты, молитва и наречение имени; во второй части совершается самое пострижение и облачение.

Подстричься в монахи что означаетОбряд пострижения совершается таким образом. При чтении часов постригаемый выводится из храма в притвор. Здесь он снимает с себя все обычные одежды и обувь и одевает власяницу (хитон). После малого входа, при пении тропаря «Объятия Отча отверсти ми потщися» постригаемый вводится в храм и при этом он трижды приклоняется, распинаясь на земле, в трех местах храма. Приводится он к Царским вратам, где на аналое лежит крест и Евангелие. Игумен выходит из Царских врат и говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении грехами». Потом испытывает его в твердости и добровольности при намерении принять подвиг иночества многими вопросами:
1. Пребудешь ли в монастыре и в постничестве даже до последнего твоего издыхания?
2. Сохранишь ли даже до смерти послушание к настоятелю и ко всей во Христе братии?
3. Претерпишь ли всякую скорбь и тесноту монашеского жития Царствия ради Небесного?
4. Сохранишь ли себя в девстве и целомудрии и благоговении?

На все вопросы постригаемый отвечает: ей, Богу содействующу.

Затем постригаемый наставляется (оглашается) в правилах совершеннейшего жития. Игумен говорит, что ему надо очистить себя от всякой скверны плоти и духа, стяжать смиренномудрие, отложить дерзость житейского обычая, пребыть в молитве терпеливым, не расслабляться и в посте, не лениться в бдениях.

И еще говорит:
— Подобает тебе, начавшему путь, ведущий в Царство Небесное, не возвратиться вспять (назад), иначе не будешь управлен в Царство Небесное. Да не предпочтешь что-либо Богу, не возлюбишь ни отца, ни мать, ни братий, ни иных кого-либо от своих, ни даже самого себя да не возлюбишь больше Бога ни все царства мира, ни покоя, или чести.

Постригаемый с клятвою заверяет исполнить обеты монашества. Тогда игумен кладет на голову коленопреклоненного инока Евангелие и молится, чтобы Господь оградил постригаемого силою Святаго Духа и даровал ему терпение. Потом трижды на Евангелие кладет ножницы и повелевает подать их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Затем игумен крестообразно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя. После пострижения посвящаемый облачается в иные одежды: хитон, параман, рясу, пояс, мантию, камилавку и клобук, сандалии и получает вервицу (четки).

После молитвы и ектении о новопостриженном после чтения Апостола (Еф. 6:10-17) и Евангелия (Мф. 10:37-38; 11:28-30) иноку вручается крест в напоминание подъятия им креста и последования за Христом (Мф. 8:34) и зажженная свеча с указанием на учение о свете добрых дел (Мф. 5:14). Потом бывает целование постриженного и отпуст.

Все одежды монаха имеют отношение ко всеоружию Божию, в которое он облекается для духовной брани (борьбы) против мира, плоти и дьявола.

Подстричься в монахи что означаетВласяница (хитон) напоминает обет добровольной нищеты.

Ряса при облачении называется ризою радования, так как она дается в напоминание обета послушания, которое вводит в блаженную жизнь вечную.

Пояс кожаный возлагается на чресла инока в знаменование препоясания силою истины, в умерщвлении плоти и обновлении духа.

Мантия (паллий) обозначает силу Божию, покрывающую и охраняющую инока. Эта одежда называется ангельскою, а облачение в мантию называется обручением великого ангельского образа.

Клобук (наглавник) называется шлемом надежды спасения, так как инок, подобно воину, надевает его, чтобы спастись от врагов, которые представляются в соблазнах мира.
Новопостриженный монах снимает клобук в шестой день после пострижения. Пять дней он безвыходно молится в храме, ежедневно приобщается Святых Животворящих Христовых Таин, потом его отводят в келью.

Сандалии указывают, что инок должен быть готовым на благое послушание и всякое дело благое и должен быть осторожен, чтобы не преткнуться и не быть угрызенным от злых помыслов.

Четки (вервица) даются для совершения молитвенного правила. Они символически указывают иноку на всегдашнее пребывание в подвиге молитвы и называются мечом духовным.

Пострижение в великую схиму совершается так же, как и в мантию, только этот чин пострижения отличается большею продолжительностью и торжественностью. К тому же при постриге в схиму отречение от мира выражено еще сильнее: произносится обет полного отречения от мира. Игумен спрашивает:
— Отрекаешься ли ты вторично мира и того, что в мире, по заповеди Господней?

Потом игумен говорит такие слова:
— Отречение есть не что иное, как обещание креста и смерти. Знай себя от нынешнего дня распятым и умерщвленным миру совершеннейшим отречением, ибо ты отрекаешься от родителей, братий, жены, родства, содружества обычного, отрекаешься от мирского мятежа, попечений, стяжаний имений, тщетной и суетной славы. и своей души. Приготовься ко всему скорбному и болезненному, что заключено в радостворном по Богу житии. Будешь алкать и жаждать, нагствовать, терпеть укоризны и досаждения, уничижения, и изгнания. и когда все это претерпишь, то радуйся, ибо велика твоя награда на небесах.

Итак, постриг в схиму есть образ смерти для земной жизни и предначатие жизни горней. При постриге в схиму посвящаемый получает новое имя и облекается в схимнические одежды: кукуль и аналав.

В восьмой день после пострижения великосхимник снимает кукуль и потом надевает его без повторного благословения настоятеля.

Аналав соответствует параману, но он украшен многими крестами и имеет вид широкой, длинной полосы с прорезью на середине. Одевается через голову и носится на груди и спине.

Украшение кукуля и аналава крестами означает образ жития крестоносного.

Чин пострижения составлен святыми отцами по внушению Духа Святаго. В нем нет ни одного слова, написанного зря. Но многие только отчасти улавливают или догадываются о том, к чему призывается человек, потому что вся сила этих слов заключается в опыте жизни, причем в опыте не лукавом, но искреннем.

Чтобы лучше представить весь смысл и дух монашества, перейду к раскрытию духовного содержания каждого из трех основных обетов: послушания, нестяжания и девства или целомудрия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *