Подросток ленивый что делать
Способы борьбы с ленью для подростков
Что такое лень? С точки зрения психологии лени не существует. За этим понятием всегда стоит что-то еще – отсутствие мотивации, страх неудачи. Сегодня будем разбираться, как избавляться от этого состояния.
Чаще всего родители жалуются на лень тинейджеров по отношению к учебному процессу – не хочет учиться, ленится делать домашние задания, не посещает курсы. Но с точки зрения психологии развития все логично! В подростковом возрасте учебная деятельность отходит на второй план, ее затмевает интимно-личностное общение со сверстниками, поэтому подростки чаще всего прогуливают школу в компании таких же общительных сверстников.
Как бороться с такой ленью? Стоит помочь подростку реализовать потребность в общении в школе и на дополнительных курсах. Да, здорово, когда подросток приходит в школу именно за получением знаний, но если у него мотивация – блеснуть знаниями перед новенькой девочкой в классе, это тоже весьма неплохо. Уточните, все ли хорошо у ребенка с одноклассниками, есть ли у него друзья, и если нет, то, возможно, нужно обратиться к школьному психологу за помощью. Будет общение — будет и мотивация учиться.
Почему подросток ленится делать домашние задания? Часто потому, что ему необходимо больше отдыха. В возрасте 11-16 лет происходит безумный скачок роста, который сопровождается сильнейшей гормональной перестройкой организма. В этот период многих подростков мучают физические недомогания – головные боли, постоянное чувство усталости, проблемы со сном и аппетитом. В такие моменты всё, что желает подросток после учебного дня – это лечь и лежать на кровати. Если причина подростковой лени в вашем случае кроется именно в этом, помогите тинейджеру перестроить режим дня – выделите больше времени на отдых, возможно, жертвуя очередными курсами по подготовке к экзамену. Если подросток будет уставшим, то он все равно не сдаст экзамены хорошо, даже если будет ночевать на учебных курсах.
Но что делать, если и дополнительные занятия посещать лень? Работать над учебной мотивацией. Это сложно и долго, конечно, но вполне возможно. К сожалению, учебная система построена таким образом, что дети не видят никакой связи между тем, что они учат в школе, и тем, что им может пригодиться в реальной жизни. Биология – это про птичек, физика – про лампочки, а география – про материки и почву. И правда, откуда тут возьмется интерес к учебе? Попробуйте заинтересовать подростка через хобби. Интересны компьютерные игры? Так вот же есть информатика, учи, поступай на программиста и создавай свои собственные игры! Любит путешествия? Отлично, ведь есть география! Выучи все страны мира, поступай на факультет туризма и будет тебе счастье! Девочка-подросток проводит все свободное время перед зеркалом? И это неплохо, учи химию с биологией, создавай собственные косметические средства или становись косметологом!
С учебной мотивацией разобрались. Но бывает такое, что и хобби у подростка нет. Никаких интересов, ничего не хочет, всё лень! Такая лень берется чаще всего от незнания возможностей. Может быть, ребенку были бы интересны курсы по выпечке или робототехнике, но он просто не знает об их существовании. А то, о чем он знает, его не интересует. В этой ситуации главный способ борьбы с ленью – просвещение и поиск интересов. Современный мир насчитывает безумное количество разнообразных способов проведения досуга. Показывайте подростку мир, рассказывайте о разнообразии деятельности, предлагайте самые разные развлечения – от самых банальных до необычных и даже экстремальных (но безопасных). Любому здоровому человеку все-таки хоть что-то, да будет интересно, главное — найти это что-то.
Здесь вы можете мне возразить. Нашли интерес, подросток хочет стать боксером, но все равно ленится позвонить и записаться на курсы. Даже родители его уже записали, но он прогулял первую же тренировку. Ну жуткий лентяй! Нет, рано его записывать в лентяи. Скорее всего, в нем сидит страх неудачи. Такие страхи свойственны многим людям, а уж подросткам – особенно, ведь в этом возрасте принятие человека группой лиц становится наиболее важным критерием для определения уровня самооценки. Помогите подростку бороться со своим страхом. Предложите ему свою помощь и поддержку, спросите, что вы можете для него сделать? Сходить вместе в магазин за боксерскими перчатками? Скачать ему фильм о великих боксерах? Позвонить тренеру и уточнить время тренировки? Нам, взрослым, это всё кажется такими мелочами, а для подростка они могут иметь первостепенное значение. Если страх слишком велик, возможно, потребуется помощь квалифицированного психолога. Предложите подростку избавиться от своего страха, нарисовав его и уничтожив рисунок – методы арт-терапии в борьбе со страхами по-прежнему очень действенны.
Иногда подростковая лень возникает от неумения планировать свою деятельность. Так долго собирался на тренировку, что опоздал и не пришел. Знакомо? Не рассчитал время и пришел уже под конец урока, пропустив важную контрольную. Таких примеров масса, и бороться здесь ни с чем не нужно, здесь нужно развивать в себе умение планировать дела. Помогайте в этом подростку, разработайте вместе режим дня, предлагайте поощрения за отсутствие опозданий и выполненную вовремя работу, демонстрируйте на собственном примере, как нужно составлять план действий и рассчитывать время. Это умение очень пригодится подростку в будущем, когда ему надо будет посещать лекции в университете или приходить на работу каждый день к 9 утра.
Как видите, за обычной подростковой ленью кроется множество разных причин. Если ваш тинейджер последнее время стал жутким лентяем, постарайтесь выяснить истинную причину его состояния и помогите ему эту лень побороть.
Что делать с ленивым подростком?
Как часто мы бываем недовольны ребенком: не хочет ничего делать, не помогает по дому, «зависает» перед компьютером. Сколько можно лениться?! Но психологи уверены, что за ленью может маскироваться переутомление или отсутствие мотивации!
Усталость
Обычно день подростка расписан буквально по минутам: школьные уроки, занятия с репетитором, дополнительные занятия. Учебные нагрузки тоже значительно выросли, ведь впереди экзамены! Некоторые дети еще успевают заниматься спортом или посещать кружки, так что времени на то, чтобы просто полежать на диване, практически не остается. Получается, что у подростка нет сил ни на что, кроме учебы и короткого отдыха, а для родителя нежелание заниматься домашними делами или выполнять просьбы может выглядеть как лень.
Решение
Пересмотрите расписание дня вашего ребенка так, чтобы оставалось время на отдых и ничегонеделание. И не стоит регламентировать эти часы, даже если ребенок поначалу будет проводить их перед компьютером.
Отсутствие мотивации
Часто подросток получает «ярлык» лентяя, если не проявляет интереса к учебе или урокам. Возможно, он просто не понимает, зачем ему знания, и эта проблема может быть «родом из детства». Например, если родители выдвигали слишком серьезные требования к оценкам или слишком активно участвовали в процессе обучения, лишая свое чадо возможности быть самостоятельным. Теперь подросший ребенок не представляет себе, куда двигаться дальше, как улучшить оценки, как выбирать будущую профессию.
Решение
Во-первых, подход к получению знаний придется пересмотреть: важно, чтобы ребенок чувствовал интерес к тому, что он изучает, понимал, как именно эта сфера знаний пригодится ему дальше. Во-вторых, помогите ребенку найти «зону успешности» – дело или занятие, которое у него получается, где он способен достичь успеха, получить похвалу, а значит, почувствовать уверенность в себе.
Страх неудачи
Неуверенность подростка в собственных силах со стороны может выглядеть как лень: чтобы не ошибиться, он предпочитает просто ничего не делать. Эта проблема часто возникает, если с детства ребенок привык получать негативную обратную связь, если на его ошибки и недочеты всегда обращалось больше внимания, чем на достижения.
Решение
Пока не поздно, постарайтесь укрепить самооценку ребенка. Это можно делать самостоятельно или с помощью психолога, но суть одна: необходимо менее эмоционально реагировать на ошибки и неудачи ребенка, просто отмечая их и определяя пути исправления, зато все, что получается, заслуживает немедленной горячей похвалы.
Физическое состояние
Возраст с 11 до 16 лет – это период бурного роста, и часто он сопровождается повышенной утомляемостью, сонливостью, нарушением внимания, неспособностью правильно планировать свое время. Ребенку сложно сосредоточиться на уроках и на просьбах родителей, но к лени его состояние не имеет отношения.
Решение
Проследите за режимом дня: подросток должен спать не менее 8-9 часов в сутки, вовремя и правильно питаться, хотя бы час в день проводить на свежем воздухе. Врач порекомендует витамины и подходящие ребенку физические нагрузки. И помогите ребенку с помощью таймера и расписания планировать время для уроков и отдыха.
Подросток ленивый что делать
Иногда подросткам так и хочется крикнуть: «Да отстаньте вы от меня со своими профессиями, кружками, тренировками. Не хочу я ничего! Мне все одинаково неинтересно. Оставьте меня в покое». Если у ребенка пропал аппетит, он не хочет никого видеть и по утрам встает с кровати совсем без сил — это повод обратиться за помощью к специалисту. Если же это разовый протест, волноваться особо не о чем, но можно попробовать помочь.
Доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская и детский социолог Александра Чканикова подскажут, как это лучше сделать.
Задайте правильные вопросы
Первый вопрос: давно ли тебе ничего не хочется?
В какой момент ребенок понял, что его ничто не вдохновляет? Может, в памяти всплывет какое-то событие, слово или даже период в жизни. Если ему удастся вспомнить момент, когда он впервые встретился со своим «ничего не хочу», будет очень хорошо.
«Ничего не хочу» появляется вдруг, а не находится с нами всегда. Все маленькие дети от природы любопытны и азартны, могут часами бросать камешки в пруд, бегать, ломать, строить, снова ломать и наслаждаться этими занятиями. Просто рано или поздно мы сталкиваемся с ситуациями, когда нашу жажду деятельности слегка охлаждают: сломал что-то — родители отругали, набегался в детском саду — воспитательница велела сидеть тихо до конца прогулки… Пара таких ситуаций — и азарт угасает. А если за свою активность ребенок получает только негативную оценку, вполне вероятно, что скоро он вообще расхочет бегать и что-то предпринимать.
Второй вопрос: из чего сейчас состоит твоя жизнь? Что ты делаешь каждый день, на что находишь силы?
Если утром ваш подросток встает с кровати, ест, не забывает мыться и чистить зубы — все не так плохо. Его «ничего» не такое уж абсолютное. Если он к тому же не против посмотреть телевизор, поиграть в приставку, посидеть в соцсети и погрызть конфет — все вообще отлично. Просто ему не хочется напрягаться. Это вполне нормальное состояние, особенно для человека, который сильно устал.
А вот если ребенку ничего не хочется в течение длительного времени — нужно срочно что-то делать. Возможно, нужен психолог или хороший терапевт, который поймет, каких витаминов и ферментов не хватает организму и почему появилась такая слабость.
Главное — понять, чего именно не хочется
Прилагать усилия
Подросток, может, и не против научиться танцевать хип-хоп или поступить на журфак, но вот бы оно как-то само собой получилось… Чаще всего человек не хочет напрягаться, если он сильно устал. А устаем мы от самых разных вещей:
А еще бывает так. У ребенка с самого начала все очень легко получалось. Например, он быстрее всех в классе научился читать, без особых усилий побеждал на олимпиадах, как-то с наскока, ярко и блестяще справлялся со всеми задачами. А потом вдруг обо что-то споткнулся. Например, с первого раза не получилось разобраться в новой теме по физике. Или никак не удается сочинение. И после каждой такой неудачи он не может заставить себя попробовать еще раз, постараться, подготовиться. Оказалось, что он не умеет прилагать усилия.
Делать то, что предлагают родители
Возможно, ваш подросток только и слышит: «Пойди займись делом, учись, стремись к совершенству, ну что ты все лежишь и время тратишь». И чем больше ему так говорят, тем крепче он прирастает к дивану. Мало кому нравится, когда за него решают, что делать и чем заниматься. Представьте: перед вами на столе миска черешни. Вы уже готовы ее попробовать, но тут вам говорят: ну угощайся же, чего ты ждешь? А ну ешь давай, кому говорю! И черешни уже совсем не хочется…
Источник
Если это ваш случай, очень важно перестать давить и осторожно подсказать, как можно поступить:
Делать то, что делал раньше
Зеленый пояс по айкидо у него уже есть, и он больше не может видеть этот спорткомплекс. И в школу больше не хочет. И кружок по авиамоделированию совершенно не интересует.
Скорее всего, ему просто надоело. Он уже вдоль и поперек изучил эту сторону жизни, и ему хочется попробовать что-то еще.
На самом деле это здорово: ужасно интересно, освоив одно занятие, переходить к другому. Дети растут, а вместе с ними растут их цели и потребности.
Теперь, когда вы разобрались, что происходит с подростком, какие вопросы ему нужно задать и как помочь понять, чего ему хочется, пора переходить к практике. Взрослым, кстати, тоже будет полезно.
Чек-лист: как придумать новую цель
ШАГ 1. Составить список всего, что интересно
Предложите ребенку записать все, приходит в голову и что вызывает положительные эмоции. Полеты, крутые ботинки, кофе, блоги, путешествия, Новый год, пение.
Пока без «примерки» на себя. Все это сейчас не важно. Мы просто составляем длинный-длинный список того, ради чего можно поднять свою пятую точку и начать что-то делать.
ШАГ 2. Выбрать из списка один пункт и составить «карту приятных занятий»
Например, кофе. Подростку нравится его вкус, запах. Может быть он задумывался сделать линию парфюмерии с кофейными ароматами? Кофейные чашки тоже очень интересные. Может, стоит заняться дизайном посуды? А может, вообще через пару лет выучиться на бариста? Они так красиво оформляют напитки в кофейнях.
Источник
У одного понятия — кофе — есть несколько ветвей: запах, чашки, дизайн, работа. Из каждой такой ветви могут выходить разные занятия и хобби, которые делают жизнь увлекательнее. Получается логическое дерево, которое и называется картой приятных занятий.
Пусть поначалу сами идеи кажутся не очень интересными — польза уже в том, что мы о них думаем и фантазируем. Наш мозг начинает работать и выстраивать нейронные связи: от темы — к удовольствиям, от удовольствий — к определенным занятиям. Это полезно.
ШАГ 3. Составить шорт-лист «кофейных» целей
1 — поехать на Коста-Рику и увидеть своими глазами кофейные плантации.
2 — расписать кофейные чашки.
3 — выучиться на бариста.
А дальше превращаем все эти цели в планы. Как расписать чашки? Где этому научиться? Найти курсы росписи по керамике? Найти и рассмотреть самые крутые дизайны чашек?
ШАГ 4. Не останавливаться
На этом этапе подросток может немного «забуксовать»: «Я же никогда не расписывал чашки, получится какая-то фигня…». Эти мысли — следы той самой причины, из-за которой он ничего не хочет. Может быть, он мало в себя верит или просто раньше цели были не его, а нашими. Теперь пришла пора понять, чего хочет он сам, и начать что-то делать, чтобы достичь цели.
Упражнение «Подогрей хотелку!»
Любая цель в жизни, даже самая маленькая, начинается с «хочу». Хочу чаю, поэтому пойду на кухню и поставлю чайник. Хотеть можно по-разному. По десятибалльной шкале — на девять: «Ой-ой-ой, как чаю хочется, скорее чайник ставить!» На пять: «Да, немного посижу, потом пойду и чайку попью». А на два балла будет примерно так: «Ну дава-аай, только если ты сам заваришь». И вполне понятно, что с двухбалльной хотелкой чаю попьешь не скоро, если вообще попьешь. Поэтому сейчас мы попробуем слегка повысить градус желания.
Источник
Можно нарисовать такой «термометр», где ноль — это «совсем не хочу», а десять — «ужасно хочу». Выбрать любое свое любое желание: пойти на фехтование, записаться на танцы, найти вузы с факультетом дизайна. Отметить на термометре, на сколько баллов сейчас хочется этим заниматься. Потом постараться представить все приятное, что связано с этим желанием: мечты, планы, вдохновляющие идеи. После этого нужно отметить на термометре, на сколько баллов теперь мы оцениваем свое «хочу». Попробуйте поднять градус хотя бы на пару делений, и, если поймете, что готовы действовать, — вперед!
Упражнение «А это точно моя цель?»
Иногда мы, близкие подростка, уверены, что очень хорошо его знаем. Замечаем его математические способности, помним, как в три года он виртуозно сортировал камешки или решал логические задачки. Мы им гордимся и хотим, чтобы он реализовал все свои таланты. Но ему, возможно, хочется другого!
Предложите ребенку следующее упражнение: нужно начертить на листе круг. Все пространство внутри круга — это какое-то важное дело или решение, которое касается его жизни. Спросите, какая часть этого дела сейчас принадлежит ему, а какая — окружающим: родителям, друзьям, учителям?
Источник
Например, если он сам нашел в интернете бесплатные курсы программирования, будет готовиться, поступать и учиться — это уверенные сто процентов. А если сходить на курсы его уговорил учитель информатики, а потом еще и мы настояли? Тут придется задуматься, какой кусок «пирога» в этом случае принадлежит родителям, какой — учителю, а какой — ему самому. Может быть, каким-то важным делом увлечены в большей степени друзья и родители, и цель вовсе не его?
Упражнение «Почему я ленюсь?»
Часто бывает, что желаний у человека море, а вот взять что-то и сделать — до этого руки не доходят. Лень.
На самом деле лень — это не дурная черта характера, а способность психики сохранять ресурс. Другими словами, нам лень делать то, в чем мы не видим смысла или на что у нас не хватает сил. Поэтому, когда вы замечаете, что ребенок начинает лениться, предложите ему такое упражнение:
Быть подростком — та еще задачка. Это примерно как полететь в космос без подготовки. Как устроен корабль, на котором ты отправляешься в путешествие? Как им управлять? На какие кнопки нажимать? Что делать-то вообще?!
В книге «33 важных «почему» Виктория Шиманская и Александра Чканикова помогают с этим разобраться, а еще отвечают и на другие вопросы ребят 12–16 лет о чувствах и эмоциях.
Статьи для р о дителей
Причина 1. Ребенок специально отрицает все, что предлагают родители, чтобы самому найти то, что ему подходит
10–14 лет — тот самый переходный период, когда ребенок из маминой конфетки и папиной гордости превращается в подростка. Быть подростком — настоящее испытание на прочность. Ты меняешься, отношения с приятелями усложняются, родители бесят. Рушатся опоры: тем, кем я был, я оставаться не могу, но и стать тем, кем я хочу быть, пока тоже не получается.
Детей штормит не только в период пубертата, но и до него. И одно из проявлений такого состояния — подростковый бунт, бессмысленный и беспощадный (то есть протест против всего просто ради протеста). Мама хочет, чтоб я ходил в кружок программирования? А вот назло не буду туда ходить. Любые предложения родителей отметаются только потому, что они исходят от родителей.
Что делать
Перестать диктовать свою родительскую волю и предложить ребенку обсудить на равных: чего же ему все-таки хочется. Иногда родители сами перекрывают возможность диалога, поскольку относятся к интересам ребенка пренебрежительно и навязывают собственное видение будущего.
Подростки отлично понимают, что если у них прав — как у детей, а требований — как у взрослых, это несправедливо. Примите как факт, что вы больше не можете заявлять «потому что я так сказал», не обсуждая ничего с ребенком. Ищите компромиссы, учитесь слушать детей и воспринимать их всерьез. Так вы быстрее и проще проскочите бунтарский период.
клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт Важно именно мягко и дружелюбно говорить с ребенком, не скатываясь в нравоучения или панибратство. Используйте «я-сообщения» — начинайте с себя, а не с ребенка. Например: «Я заметил, что за этот месяц ты ни разу не ходил гулять с Васей и Сашей и совсем забросил музыку. Я начинаю переживать, потому что не знаю, что с тобой происходит. Было бы здорово поговорить с тобой обо всем, что тебя волнует». А вот бодрые указания вроде «Чего разленился, давай поднимайся, бегом делом заниматься» вряд ли приведут к диалогу с ребенком. Причина 2. Ребенок слишком перегружен или, наоборот, недостаточно занятСовременные дети перегружены информацией гораздо больше, чем мы в их возрасте. У них школа, спортивная секция, два иностранных языка, репетитор и музыкалка. А еще — соцсети, челленджи и популярные блогеры, которых надо смотреть, чтобы не отстать от одноклассников. С одной стороны — разностороннее развитие, а с другой — ребенок может внезапно осознать, что просто устал от всего, и расхотеть делать что-либо вообще. Особенно часто такое случается примерно в 8–9-м классе, когда появляются новые сложные уроки, на горизонте маячат экзамены, а ресурса на все не хватает. Бывает и наоборот: ребенку, кроме школы, вообще делать нечего. Он смотрит на более успешных сверстников, у которых то концерт, то выставка, то олимпиада, и думает, что он не так хорош, как они. А значит, и стремиться некуда и незачем, и хотеть ничего не стоит. Что делатьОбсудить с ребенком загрузку. Если на нем уже десяток курсов и репетиторов, он наверняка тянет это из последних сил. Отличники могут делать это и без жалоб, просто в силу привычки, но это не значит, что они не устают. Может, имеет смысл от чего-то отказаться — но только после того, как вы обсудите это с ребенком. Сконцентрируйтесь на важном и отложите на время все, что изучается не ради будущей профессии или мечты, а для общего развития. Если у ребенка нет никакой дополнительной нагрузки, подумайте, что может ею стать. Не существует детей, которые не интересуются вообще ничем — чаще всего взрослые просто не знают о детских интересах или не считают их серьезными. Если вам действительно интересно, что увлекает ребенка, не ругайте его за то, что он сутки напролет сидит в сети, а спросите, каких блогеров он смотрит и какие подкасты слушает. Вас ждут удивительные открытия.
|