Подписание релиза модели что это
Model release. Как правильно составить договор с моделью
В интернете часто встречаются вопросы о том, что такое «модель релиз» и для чего он нужен. Model Release или просто договор с моделью — это самый главный документ для фотографов, которые проводят постановочные фотосессии с участием моделей.
Модель релиз официально подтверждает ваши права на продажу и распространение ваших фотографий.
В нашей статье мы расскажем, как правильно составить модель релиз, и покажем универсальный шаблон договора, который вы сможете использовать в своей работе.
По сути, модель релиз — это небольшой документ, в котором модель подтверждает, что все права на фотографии с ее участием принадлежат фотографу. А именно, фотограф может: изменять, редактировать и обрабатывать фотографии, так, как считает нужным, а также продавать и использовать их где угодно.
Многие ошибочно думают, что модель релиз — вещь, необходимая только коммерческим фотографам, продающим фотографии в фотобанки. Это не так. Если вы — фотохудожник и создаете творческие фотосессии, ваши модели также должны подписывать с вами договор. Возможно, ваши фотографии захотят купить галеристы для продажи коллекционерам или проведения выставки. Возможно, издательства захотят использовать их в оформлении книг и альбомов. Ваши фотографии могут понравиться фоторедатору журнала и вам предложат их опубликовать. Во всех этих случаях наличие договора с моделью — необходимость.
Даже если модель пообещала вам, что все права на фотографии ваши и только ваши, юридической силы эти обещания не имеют. Без письменного свидетельства вы не сможете полноправно распоряжаться своими фотографиями.
Поэтому следует запомнить — перед каждой съемкой модель должна подписать с вами договор.
На самом деле, в этом нет ничего сложного. Модель релиз должен содержать в себе лишь самую необходимую информацию:
Универсальный шаблон договора выглядит так (кликните для увеличения):
Также очень желательно сразу подписать и договор на английском языке. Это нужно на тот случай, если вы будете продавать фотографии заграницу.
Скачать шаблон договора с моделью на английском
Если вы фотографируете детей или несовершеннолетних, вам необходимо подписать специальной договор — Minor Release. То есть документ, в котором права на фотографии детей передают их родители или опекуны.
Скачать шаблон Minor релиза на русском языке
Скачать шаблон Minor релиза на английском языке
Важно помнить одно условие.
У вас есть все права на использование фотографии, с одним лишь исключением — использование фотографий не должно порочить честь и достоинство модели. И если вы, допустим, использовали фотографию в откровенно порочащем честь и достоинство контексте (например, в рекламе интим-услуг), модель имеет полное право подать на вас в суд даже при наличии модель релиза.
Но на практике подобные случаи происходят крайне редко, реально — они практически единичны. А вот судебных исков из-за отсутствия правильно составленного договора — в разы больше.
Что такое Model Release и Property Release?
Повторение — мать учения. Еще раз коротко разбираем, что такое модел-релиз и пропети-релиз.
Модел-релиз (Model-release)
Здесь все просто — если на вашей фотографии видны люди, которых можно идентифицировать, то для продажи такой фотографии на фотостоках вы должны предоставить подписанный модел-релиз. Соответственно должны быть модел-релизы (Model Release) подписанные всеми, кого можно распознать на фотографии. Иногда фотостоки требуют модел-релизы даже в том случае, если человека распознать нельзя, например, когда изображена только часть тела.
Модел-релиз — это соглашение между фотографом и моделью, которая изображена на снимках. Когда человек (модель) подписывает модел-релиз, тем самым она (или он) соглашается, что фотография с ее (его) изображением может быть использована в коммерческих целях по всему миру.
Договор Model Release должен содержать следующие данные:
Если модель несовершеннолетняя (младше 18 лет), дополнительно требуются:
Опционально могут быть и другие необязательные данные, которые могут помочь в случае возникновения спора.
Стоит отметить, что если на фотографии изображен сам автор, то модел-релиз все равно нужен, в данном случае подписанный самим автором два раза, в качестве модели и в качестве фотографа.
Property-release
Property-release необходим, если на вашей фотографии изображены объекты собственности (здания, предметы искусства, предметы интерьера и т.д.) охраняемые законом об интеллектуальной собственности.
К этому документы выдвигаются похожие требования как к модел-релизу. Владелец предмета интеллектуальной собственности должен дать согласие фотографу на использование изображения/фотографии его собственности в коммерческих целях.
Договор Property Release должен содержать следующие данные:
Каждый фотосток может выдвигать свои требования к данным, которые должен содержать property-release.
Если фотография здания или объекта выполнена в общественном месте (на улице или в другом общедоступном месте), то, чаще всего, на такие объекты не требуется пропети-релиз. При этом публичными местами не являются магазины, университеты, вокзалы, музеи, торговые центры и прочее. На фотографии выполненные в таком месте нужно будет предоставить разрешение владельцев.
Если во время выполнения фотографии интерьера или экстерьера здания вы находились на территории частной собственности, то вам также понадобиться property-release.
Универсальный модел-релиз
У каждого фотостока есть свои шаблоны модел-релиза или property-релиза, но можно использовать и универсальный шаблон. Существуют шаблоны модел-релизов, которые подойдут практически для любого фотостока.
Скачать их можно по этим ссылкам:
Я сам лично использую этот универсальный шаблон модел-релиза, все фотостоки его приняли.
Редакционная лицензия (Editorial)
Отдельно замечу, что если у вас есть фотография, на которой изображены люди или объекты частной собственности и у вас нет подписанных model-release или property-release, но вы все равно хотите попробовать продавать эти фотографии на фотостоках, то это возможно! Некоторые фотостоки (большинство из крупных, например Shutterstock или Depositphotos) принимают фотографии по редакционной лицензии (Editorial).
Такая лицензия позволяет использовать фотографии в информационных или образовательных целях, и запрещает использование изображения в рекламных, маркетинговых и других коммерческих целях. Не все фотографии подходят для продажи по editorial лицензии, например, фотографии человека, снятые крупным планом, когда конкретный человек является главным объектом съемки не примут на фотостоки для продажи по такой лицензии.
Рекомендую ознакомиться с требованиями фотостоков к фотографиям принимаемым по редакционной лицензии.
Последнее изменение: 17 октября 2019 в 18:08.
Релиз модели для фотостоков
Теория
Каждый стоковый фотограф обязан знать, что для продажи фотосъёмок с людьми нужен модельный релиз. (А как зарабатывать на фотографиях я в другой статье писал.) То есть ваша модель (или вообще все люди, которые вам позировали) должна подписать некую бумагу, расписку, что она… Что? «Ну, типа, разрешает фотографу продавать её фотки, как-то так.» В целом верно. Релиз это действительно письменное согласие модели на то, чтобы фотограф мог загружать её изображения на микростоки. Но не всё.
Коллеги, если вам нужно просто скачать форму релиза, то вам сюда:
Модельные и имущественные релизы различных фотобанков
Это коллекция наиболее популярных у стокеров расписок. Можете скачивать и пользоваться.
В модельном релизе написано, что модель, изображённая на фотографии, своей собственноручной подписью подтверждает, что она (или он):
(Тут, правда, почти всегда бывает оговорка: фотограф обязуется прилагать все усилия, чтобы изображение не было использовано как-нибудь непристойно. И, стало быть, если фотограф собственноручно сделал из фотографии модели и без её согласия какую-нибудь “клубничку” — вот тогда модель будет иметь полное право его засудить.)
Модельный релиз требуется прикладывать к любой фотографии, на которой есть люди, которых можно легко узнать. И при этом если фотография не является редакционной. То есть если явно видно, что эти люди вам позируют. Если на фотографии сам фотограф (автопортрет), то релиз тоже нужен, как бы странно это ни показалось начинающим стокерам! Просто нужно написать расписку самому себе!
Я писал уже про это в другой статье, но могу и повторить. Не следует загружать релиз «лишь бы был». То есть, например, мелкую, тёмную фотографию измятого листочка, на котором ничего не видно. И ничего невозможно прочитать. Мы читаем загружаемые релизы, поверьте. Мы должны их проверять, чтобы удостовериться, что всё там заполнено правильно. Если что-то заполнено неправильно, фотография будет отклонена.
Правила
Любой релиз модели для фотостоков, помимо текста, должен содержать три раздела — для фотографа, для модели и для свидетеля. В первых двух должны быть указаны:
В третьем разделе (свидетеля) должны быть указаны:
Контакты свидетеля, как видим, не нужны.
Релиз модель подписывает сама, если она совершеннолетняя. Если нет, то вместо неё документ подписывает родитель или другой законный представитель. И тогда помимо имя-фамилии модели в релизе должны быть имя-фамилия представителя. Вообще, в текстах релизов обычно напрямую написано что-нибудь вроде «все лица, подписывающие данный документ, подтверждают, что являются совершеннолетними и дееспособными».
Ещё нужно заметить, что свидетелем может быть только третье лицо! То есть понятно, что фотограф сам у себя свидетелем быть не может. Но также не может быть свидетелем, например, представитель несовершеннолетней модели, если он/она уже подписался за модель!
Однако фотограф может быть одновременно представителем несовершеннолетней модели! То есть вы можете фотографировать своего ребёнка и подписываться за фотографа и за его родителя. Такое бывает часто. Главное, чтобы свидетель был третий человек, не вы!
Там ещё могут быть даты съёмки, и они от даты подписания могут отличаться — ведь релиз вовсе не обязательно подписывается в тот же день, когда прошла съёмка, возможно и позже. Так вот, все три даты подписания должны совпадать! Это удостоверяет, что все три лица одновременно присутствовали при съёмке.
Кстати, не все знают, что фотография девушки в белье считается эротической, а в купальнике нет, и в этом случае прикладывать скан паспорта не нужно. По крайней мере, это так в фотобанке Лори.
Текст модельного релиза есть на сайте каждого фотобанка. Его оттуда можно скачать, заполнить, поставить подписи и вместе с фотографиями людей загружать обратно на сайт. Бумажные копии релизов фотобанкам не нужны, достаточно электронных копий — сканы или фотографии.
Нет необходимости для каждого фотобанка заполнять его оригинальный релиз, то есть ту конкретную форму, которую каждый фотобанк предлагает. Многие стоки принимают и чужие формы релизов. Кроме того, существуют признанные сообществом стоковых фотографов универсальные релизы. И ещё интереснее — автор может самостоятельно написать текст релиза и пользоваться им! Но для этого, правда, нужно быть серьёзно подкованным в юридической части.
На какой срок подписывается релиз — обычно бессрочно. И это часто пишется в самом тексте релиза. Если не написано, тогда действуют нормы общегражданского законодательства.
Так, с теорией хватит. Теперь интересности.
Критерии узнаваемости, или «а если на снимке один палец?»
Да, вот это интересный вопрос. Если на фотографии только небольшая часть тела, нужен релиз или не нужен? Скажем, женская рука держит телефонную трубку, или лист бумаги, или палец указывает на что-нибудь… Ну, тут вот ведь какое дело… У всех фотобанков разная политика по этому вопросу. У некоторых очень жёсткая. Они считают, что модель может себя узнать даже по одному пальцу — и потом доказать в суде, что это именно её рука. Поэтому требуют релиз и на палец. Другие стоки более лояльны, и позволяют своим инспекторам принимать даже людей, снятых со спины. Лишь бы лица не было видно.
Могу сказать по опыту, что старые фотостоковые волки часто присылают релизы и на части тела, и на размытое пятно вместо лица, когда модель вообще невозможно узнать — она далеко в нерезкости. Опытные фотографы подстраховываются; не хотят потенциальных неприятностей. А если у конкретного фотобанка мягкая политика в этом отношении, то инспектор просто отцепит релиз от фотографии, и все дела.
У некоторых фотобанков (например, у Лори) есть целая инструкция для авторов, что считать узнаваемым лицом. Читаем здесь. Если лень туда ходить, то вот:
Лицо человека считается узнаваемым, если:
Снимки глаз крупным планом узнаваемыми не считаются, если видимая полоса лица не выходит за границы «брови — переносица».
Подозреваю, что у других фотобанков такая инструкция тоже есть, только она «для служебного пользования», и авторам не видна. То есть в чём идея? Если на снимке модель крупным планом, полностью узнаваема, и при этом нет релиза, то такой снимок однозначно отклоняется. А если по этой вот инструкции модель нельзя узнать, то снимок принять можно даже и без релиза.
Что может случиться, или будьте бдительны
Всё это хорошо. Суха теория, как говорится. Главное не в этом. А в том, что модельный релиз, это документ, который защищает вас от возможных претензий модели, даже если вы ничего «такого» и не совершали! Рассказываю.
Вы договорились с молоденькой моделью пофоткать её на пляже в мокрой майке. Модель легко согласилась — девушки обычно любят такие вещи. Также она согласилась подписать вам релиз — после того, как вы попросили её об этом. Ну, что, типа, нельзя ли мне твои фотки загрузить на фотобанк, попродавать их, всё такое; да можно, какие вопросы; а ничего, что ты там вся такая прозрачная; да ладно, мне нравится, всё нормально… Вы подписали релиз, через пару дней отдали ей «вааащее клааассные» фотографии, залили съёмку на микростоки и радуетесь продажам.
Через пару лет девушка решила выйти замуж. А жених у неё оказался ревнивый и с принципами. И она боится, как бы он не обнаружил в Интернете ту фотосессию. Или может быть, никакого жениха и нет, а девушка просто хочет срубить деньжат по-простому — вы её не разгадали по-хорошему, поверили её честным глазкам, а она стервой оказалась. Или ещё что-нибудь такое… Короче, вот она откопала в старых записях ваш телефон, и теперь звонит с угрозами — ты не имел права меня фотографировать такую полуголую, у меня есть стопицот свидетелей, что ты меня заставил, напоил водкой, запугал и т. д. Давай мне пару миллионов отступных, иначе встретимся в суде!
И дальше вам понятно. Если тот релиз был заполнен правильно, если там ничего не было пропущено, если есть все подписи и все даты — то опасаться суда вам нечего. Вы выиграете дело. Потому что по релизу выходит, что фотосъёмка проводилась по обоюдному согласию, и модель отказалась предъявлять претензии. А теперь она их предъявляет, то есть нарушает договор. Ибо модельный релиз с точки зрения закона является договором гражданско-правового характера между фотографом и моделью. А вот если релиз был заполнен небрежно, не полностью, коряво, с неверными реквизитами — ну тогда всё очень неизвестно…
Тут можно спросить — а как суд удостоверится, что модель позировала или подписывала документ добровольно, без принуждения, будучи в ясном сознании? А для этого в любом модельном релизе предусмотрено место для подписи свидетеля! Он, свидетель съёмки, для того и нужен — он подтверждает полностью добровольный характер совершённых деяний. Идея понятная: если свидетель видит, что модель явно не в себе, то он откажется подписывать релиз, и документ будет недействителен. То есть теоретически на свидетеле тоже некая ответственность лежит.
Кстати, если вы снимаете сами себя, и выписываете сами себе релиз, то свидетель тоже нужен! Просто потому что… Откуда инспектор может знать, как там было на самом деле? Может, вы сняли вашего знакомого, а он отказался релиз подписать! И вы решили по-тихому выдать его за себя… Тут мне скажут — да кто там будет проверять? Как это кто? А вот тот мужик, который отказался подписать вам расписку! Увидит себя на огромном рекламном плакате над дорогой, вспомнит, кто его так сфоткал, и наедет на вас! А в суде выяснится, что вы мало того что продавали его изображение без разрешения, так ещё и документы подделывали! А это, знаете ли, уже совсем невесело, уголовкой пахнет!…
Всё это к чему? К тому, что не следует относиться к заполнению релиза как к глупой формальности. Он нужен не фотобанку — он нужен вам! Как страховка на всякий неприятный случай.