Подписание nda что это
Что такое NDA. Объясняем простыми словами
Соглашение о неразглашении (Non-disclosure agreement, NDA) — договор между двумя сторонами, предотвращающий утечки конфиденциальной информации.
Всего выделяется три основных вида NDA (по количеству участвующих сторон):
Одностороннее — включает в себя две стороны, одна из которых стремится защитить предоставляемую информацию. Наиболее частый пример такого вида NDA встречается в трудовых отношениях. Компания может потребовать от работника подписать документы о неразглашении коммерческой информации (коммерческой тайны и конфиденциальных данных, если такие данные и ответственность сотрудников указаны в локальном акте компании), которая может причинить ущерб бизнесу.
Двустороннее — в этом случае две стороны предоставляют друг другу сведения и стремятся избежать их утечки третьим лицам. Наиболее часто такой тип соглашений можно встретить между компаниями, которые готовятся к процедуре слияния или организации совместных проектов.
Многостороннее — в подписании подобного соглашения участвуют три и более стороны. Это избавляет от необходимости заключать несколько двусторонних соглашений.
Пример употребления на «Секрете»
«Перед тем как открывать детали проекта, руководитель должен заключить соглашение NDA, в котором следует указать, какая информация считается конфиденциальной, и предусмотреть ответственность за её нарушение. При судебных разбирательствах такое соглашение имеет вес, если в дальнейшем был введён режим коммерческой тайны».
(Создательница компании BioFoodLab Елена Шифрина — о том, как защитить бренд от копирования.)
Нюансы
В российском законодательстве NDA не работает, если у компании не введён режим коммерческой тайны, а в локальном акте не зафиксировано, какая информация является секретной и какое наказание ждет за её утечку. Для этого работодатель должен:
Как защититься с НДА
НДА — противоречивый документ: с одной стороны, компания может запретить разглашать информацию о ней, а с другой — есть правило публичности. Мы разобрались и вместе с юристом Владимиром Беляевым подготовили для вас шаблон НДА.
Пример НДА
НДА — это договор о неразглашении информации. Он называется «НДА» из-за кальки с английского «Non disclosure agreement» → NDA. На русском языке правильней говорить «ДНИ», но так никто не говорит.
НДА могут подписать любые компании, индивидуальные предприниматели и физлица. Ограничений нет.
«Витрина» продает торговое оборудование. Чтобы привлечь клиентов, она запускает рекламную кампанию и теперь выбирает рекламное агентство через тендер.
Для тендера она передает агентствам сведения о клиентах, ценах на услуги и конкурентах. Чтобы сведения не оказались у конкурентов, «Витрина» подписывает НДА с каждым участником тендера. Ее договор может быть таким:
Зачем нужен НДА
НДА — это способ защитить секреты, но он не единственный. Почти во всех договорах на услуги или поставку есть фраза, типа:
Информация, которую Сторона 1 передала Стороне 2 для выполнения заказа, считается конфиденциальной и не подлежит разглашению.
Такая фраза запрещает разглашать конфиденциальные сведения. Если агентство подписало договор на размещение рекламы, а потом передало клиентскую базу конкурентам, агентство нарушило обязательство. Можно подать в суд, даже если нет отдельного договора о неразглашении информации.
НДА понадобится, если договора на услуги еще нет, а передать конфиденциальные сведения надо:
«Витрина» встречается с рекламным агентством, чтобы обсудить тендер. Для тендера агентство готовит предложение, а для него надо узнать много фактов. Например, как «Витрина» себя рекламировала, что сработало и почему, кто ее клиенты, почему они выбирают «Витрину».
«Витрина» готова рассказать, но боится, что сведения получит конкурент, поэтому до встречи подписывает НДА с агентством. Даже если агентство не выиграет тендер, оно всё равно не вправе рассказывать о «Витрине».
НДА подходит для встреч с потенциальными сотрудниками.
«Витрина» ищет нового коммерческого директора. Чтобы выбрать правильного, собственник встречается с кандидатами, рассказывает об объемах продаж, проблемах в компании и слушает идеи кандидата.
Просто так раскрывать продажи собственник не хочет, поэтому перед собеседованием просит подписать НДА потенциального сотрудника. С НДА не страшно рассказывать о продажах, хоть двум кандидатам, хоть двадцати.
Кажется, необязательно подписывать договор, достаточно попросить устно — все взрослые люди, и понимают, что нельзя выдавать секреты чужой компании. На практике это не всегда работает.
«Витрина» встретилась с рекламным агентством и рассказала о маркетинговой стратегии, клиентах и услугах.
Один из сотрудников агентства, который был на встрече, написал в фейсбуке восторженный пост. Типа: «Был на встрече с главным маркетологом „Витрины“, они провели такую супер-акцию, организовали вот так, такие необычные штуки использовали».
Оказывается, «Витрина» не хотела рассказывать об акции, тем более в соцсетях. Сотрудник не понял, что это тоже секрет и случайно его выдал. Хотя думал, что хвалит клиента.
НДА помогает договориться между собой: что считать секретом, как долго его нельзя рассказывать и в каком случае можно.
НДА не защищает от намеренного обмана. Если агентство решило передать конкуренту базу клиентов, оно всё равно это сделает, подпись на договоре не остановит. Зато НДА защищает от передачи секретов по глупости и неосторожности.
Кто обязан хранить секрет
Чаще всего НДА — это несимметричный договор: одна сторона передает информацию, а другая принимает. Но так делать необязательно.
Если на встрече агентство тоже рассказывает что-то секретное, в НДА можно добавить обязательства для «Витрины». Получается, «Витрина» и агентство обязаны хранить секреты друг друга. В шаблоне договора как раз описали обязанности двух сторон, посмотрите, что можно написать.
Что нельзя разглашать
Некоторые путают НДА и коммерческую тайну, поэтому думают, что у НДА есть ограничения.
НДА — это не то же самое, что коммерческая тайна. Коммерческая тайна — это термин, о нем рассказывает Гражданский кодекс и 98 ФЗ.
Если компания подписывает договор о коммерческой тайне, такой тайной не может стать, например: «сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, наличии свободных рабочих мест».
Для НДА нет отдельного закона, поэтому нет документа с ограничениями. Секретом можно назвать что угодно — количество клиентов, стоимость услуг, зарплату главбуха. Или написать: «Нельзя передавать концепцию, техническое задание и требования к проекту в виде электронных файлов».
Если дело дойдет до суда, скорее всего, для НДА будет действовать правило публичности.
«Витрина» написала в НДА, что нельзя разглашать негативные сведения о ее работе с поставщиками. Сотрудник агентства увидел судебное решение на сайте «Картотека арбитражных дел», и опубликовал его у себя в фейсбуке. Типа: «Вот какие есть компании, с ними то и дело судятся».
Если «Витрина» подаст в суд из-за нарушения НДА, скорее всего, суд встанет на сторону агентства. Судебное решение опубликовано в открытом доступе, его может получить любой, значит, это не секрет.
Нельзя заранее нельзя предугадать решение суда, но лучше не рассчитывать, что публичную информацию получится сделать секретной.
В каком случае можно рассказывать
Если подписываете договор с подрядчиком, возможно, для заказа ему придется передать часть сведений кому-то еще. Например, агентство готовит фирменный стиль для «Витрины», своего илллюстратора нет, и они приглашают фрилансера. Чтобы законно рассказать иллюстратору о «Витрине», агентство пишет в НДА:
Сведения можно передавать, если подрядчики Стороны-2 подписали соглашение о неразглашении.
Такая фраза значит, что агентство вправе передать сведения о «Витрине» иллюстратору, если он подпишет НДА.
Как долго хранить секрет
Для секрета подходит любой срок, хоть три дня, хоть три года. Чтобы не было сюрпризов, это срок лучше сразу показать тому, с кем подписываете НДА. Иначе подрядчик может решить, что речь о годе, а вы просите десять лет.
Штраф
Нет закона, который говорит, что делать с нарушителем НДА. Поэтому есть несколько вариантов:
прописать неустойку, например, 100 000 рублей за один факт разглашения;
возмещение убытков в полном объеме или только реального ущерба;
неустойку и возмещение убытков.
В НДА можно написать:
«Ответственность Стороны-2 ограничена реальным ущербом».
Если агентство передает сведения о продажах конкуренту «Витрине» и «Витрина» лишится заказа на миллион рублей, есть шанс отсудить миллион у агентства.
В любом случае, сам факт ущерба, его причину и размер ущерба придется доказывать в суде. Даже если оценить ущерб в сто рублей.
Кто подписывает НДА
НДА вправе подписать физлица и представители компаний.
Шаблон и комментарии:
На собеседовании встречается гендиректор «Витрины» и кандидат на должность коммерческого директора. НДА могут подписать директор и кандидат как физлица.
На встрече о тендере — маркетолог «Витрины» и маркетолог рекламного агентства. Они обсуждают бюджет и стратегию компаний, поэтому НДА могут подписать «Витрина» и агентство.
Если НДА подписывают представители компании, обязательство не разглашать информацию распространяется на всех штатных сотрудников этой компании. Маркетолог агентства рассказал секретарю о продажах, а секретарь рассказал другу в баре — агентство нарушило НДА.
Чтобы избежать рисков, в НДА можно написать сотрудников, которые слышали секреты и дали обещание их не разглашать или подписать НДА от имени физлиц — участников встречи. Тогда за нарушение обещания будут отвечать конкретные сотрудники, а не вся компания сразу.
Короче
Когда использовать
Можно на встречах, если договора об услугах нет, а рассказать секрет надо
Можно на встречах, если договора об услугах нет, а рассказать секрет надо
Что писать
Кто обязан хранить сведения: одна сторона или все
Что считается секретом
Какой штраф за разглашение
3 ГОДА
можно попросить партнера хранить ваши секреты
Без NDA можно лишиться своих бизнес-секретов. Вот как их защитить
Что такое NDA
Понятие NDA не закреплено в российском законодательстве, поэтому предметом такого соглашения может быть разная конфиденциальная информация, включая коммерческую тайну.
Важно. Конфиденциальная информация и коммерческая тайна — не одно и то же. Коммерческая тайна предполагает коммерческую выгоду от соблюдения режима конфиденциальности. Это следует из закона N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и Гражданского кодекса.
Евгений Карноухов, управляющий партнёр, руководитель практики разрешения споров Alliance Legal Consulting Group Коммерческая тайна — это любые сведения, например производственные, технические, экономические, организационные и другие данные компании, которые имеют коммерческую ценность, так как больше никому не известны. Обладатель коммерческой тайны следит за тем, чтобы она оставалась тайной, и предпринимает меры по защите и охране такой информации от других.
К коммерческой тайне обычно относят:
рецептуру продукции, например уникальный состав специй в колбасных изделиях или рецепт крема для эклеров;
данные о контрагентах и условиях договоров;
информацию, полученную специалистом на аутсорсинге, например бизнес-консультантом;
маркетинговую стратегию, данные о рекламных компаниях, статистику проведения рекламных акций;
куски программного кода сайта или весь код целиком;
персональные данные сотрудников, сведения об их зарплатах и бонусах.
Зачем нужен NDA
Обычно инициаторами заключения NDA выступают компании, которые передают кому-либо важную для них информацию и не хотят, чтобы эту информацию знал кто-либо ещё. Поэтому NDA часто подписывают при проведении переговоров по заключению договоров, при реализации инвестиционных контрактов, покупке активов, сделках слияния и поглощения, в IT-индустрии, а также в трудовых правоотношениях между работодателем и сотрудниками.
Элла Гимельберг, генеральный директор консалтинговой компании «Прагматик» Нет установленного перечня ситуаций, при которых компании или индивидуальные предприниматели обязаны использовать NDA в своей работе. Всё зависит от того, насколько информация, которой обладает организация, является для неё ценной.
Обычно NDA подписывают, чтобы защитить бизнес при найме новых сотрудников и заключении договоров с новыми контрагентами.
Что будет, если работать без NDA
Игнорируя NDA, предприниматель играет в русскую рулетку.
При работе без NDA важная информация может попасть к недобросовестным конкурентам, которые могут использовать её против владельца данных. Иногда утечка происходит умышленно, иногда случайно. Всё зависит от обстоятельств и порядочности людей, которые владеют конфиденциальной информацией. Вот риски, которые возникают, если работать без NDA:
сотрудник может разболтать приятелю на дружеской посиделке, сколько получают ваши топ-менеджеры, а тот — передать знакомым из конкурирующей компании, которые переменят ценные кадры к себе, предложив им более высокую зарплату;
сотрудник может открыть свой микробизнес, используя наработки, полученные во время работы в вашей компании;
бывший сотрудник может рассказать, как строится ваш бизнес и как организован рабочий процесс, новому работодателю, чтобы показать свою ценность на новой работе. Эта информация может использоваться против вас;
бывший сотрудник может добавить кейс в портфолио, в котором раскрываются бизнес-результаты вашей компании, или опубликовать посты в социальных сетях и других открытых источниках с историями с прошлой работы;
контрагент, который работал с вами по договору, может использовать полученные данные, например методику настройки рекламы или особенности организации производственного процесса, для сотрудничества с конкурентами.
Элла Гимельберг, генеральный директор консалтинговой компании «Прагматик» Фактически NDA — это средство правовой защиты риска раскрытия коммерческой тайны. Раскроют ли её когда-нибудь? Возможно да, возможно нет. Ситуацию можно сравнить со страхованием ответственности: один всю жизнь ездит на автомобиле и ни разу не попал в ДТП, а другой, выехав из салона, врезался в столб. Поэтому подписывать NDA или нет — это личный выбор и риск каждого предпринимателя.
Что делать, если партнёр нарушил NDA
Чаще всего нарушителя привлекают к дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.
Чтобы работодатель получил денежную компенсацию, необходимо выполнение множества условий. Например, на предприятии должен действовать режим коммерческой тайны, а до принятия решения о возмещении ущерба конкретным сотрудником работодатель обязан провести проверку, чтобы установить размер ущерба и получить подтверждение, что причина возникновения ущерба — нарушение NDA.
Гражданско-правовая ответственность. Наиболее действенный инструмент, который помогает привлечь нарушителя к такой ответственности, — это установленный в NDA штраф за каждый случай разглашения конфиденциальной информации. В этом случае предпринимателю понадобится доказать перед судом лишь одно — вину сотрудника или партнёра в разглашении конфиденциальных сведений.
Если NDA нарушил один из участников общества, другие участники могут потребовать исключить его из состава собственников — человек лишится своего бизнеса. Это можно сделать, если на предприятии действует режим коммерческой тайны.
Элла Гимельберг, генеральный директор консалтинговой компании «Прагматик» В России нет обширной судебной практики по этому вопросу. Причин несколько, включая ненадлежащее оформление коммерческой информации внутри компаний и нарушение порядка передачи конфиденциальный данных. А бремя доказывания того, что сотрудник или контрагент раскрыл такую информацию, полностью лежит на компании, которой эта информация принадлежит. Небольшие компании крайне редко этим занимаются.
Как составить NDA
NDA обычно заключают в простой письменной форме. Установленного законом образца этого документа нет. Самое важное, что должен делать этот документе, это не допустить утечки данных и наложить ответственность за раскрытие информации на сотрудников и контрагентов. Вот как составить NDA.
Определите владельца конфиденциальных данных
Договор заключается от имени владельца конфиденциальной информации, поэтому надо чётко прописать, кому она принадлежит. В NDA обычно пишут: ООО «Василёк», раскрывающая сторона, правообладатель информации, содержащей коммерческую тайну.
Если на предприятии есть коммерческая тайна, а её обладатель в документах не указан, то режим коммерческой тайны утрачивается.
Пропишите, какую информацию нельзя разглашать
Нельзя разглашать все данные, которые были переданы сотруднику по акту приёмки-передачи конфиденциальных документов и на которых есть гриф «Коммерческая тайна». Если этого не было сделано, то такая информация не подпадает под режим коммерческой тайны.
В NDA можно использовать такую формулировку:
«Конфиденциальная информация» означает все сведения, документы и информацию о Компании, передаваемые в соответствии с настоящим Соглашением, а также любые иные сообщения, сведения, ноу-хау, информацию и иные материалы, передаваемые одной Стороной другой Стороне, которые в каждом случае:
— имеют Гриф конфиденциальности «Коммерческая тайна». В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. No 98-ФЗ «О коммерческой тайне» гриф «Коммерческая тайна» наносится с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения);
— носят конфиденциальный характер согласно законодательству Российской Федерации;
— не являются общеизвестными или публично доступными;
— в отношении которых Раскрывающая сторона предпринимает все необходимые меры для обеспечения их конфиденциальности.
Подробный перечень данных, составляющих коммерческую тайну, в NDA не прописывается. Он содержится в других сопутствующих документах, например в перечне сведений, составляющих коммерческую тайну.
Определите, как передавать информацию
Стороны могут обмениваться конфиденциальной информацией любыми удобными способами: на бумаге, по почте, в мессенджерах и так далее. Идеально, если вы передаёте третьим лицам документы, содержащие коммерческую тайну, на бумажных носителях и составляете акт приёмки-передачи таких документов конкретному лицу.
При передаче конфиденциальной информации по почте или в мессенджерах нельзя контролировать её распространение, то есть вероятность утечки выше.
Выберите тех, кто имеет доступ к информации
Доступ к конфиденциальной информации должен быть у сотрудников и других лиц, которым такая информация необходима. В коммерческих компаниях конфиденциальной информацией обычно владеют бухгалтеры, сотрудники производств — у всех по-разному. При этом не надо давать доступ к важным документам всем подряд, например стажёру или работнику на испытательном сроке.
Элла Гимельберг, генеральный директор консалтинговой компании «Прагматик» Нелишним будет разъяснить сотрудникам, что разговор с другом за бокалом вина о том, что происходит в офисе, и обсуждение рабочих ситуаций зачастую включает в себя то самое раскрытие конфиденциальной информации. И такая непринуждённая беседа может нанести компании серьёзный финансовый и репутационный ущерб, а иногда даже привести к краху бизнеса.
Установите порядок работы с информацией
Определите порядок, по которому сотрудники будут работать с конфиденциальной информацией. Должны соблюдаться все меры предосторожности для того, чтобы конфиденциальная информация не утекла. Например, лучше не работать с такой информацией в опен-спейсе, где каждый проходящий мимо может заглянуть в документы или увидеть монитор компьютера.
Все документы, на которые распространяется коммерческая тайна, должны быть отмечены соответствующим грифом. На грифе должен быть указан владелец информации. Для ООО — полное наименование и местонахождение организации, для ИП — фамилия, имя, отчество гражданина, который является индивидуальным предпринимателем, и его место жительства.
Гриф, которым должны быть отмечены конфиденциальные документы
Пропишите порядок обращения с конфиденциальной информацией в приказе, распоряжении или другом формате, принятом на предприятии. Кроме этого ведите реестр лиц, имеющих доступ к коммерческой тайне, или издавайте соответствующие приказы руководителя, по которым сотрудник получает доступ к важным данным.
Издайте приказ о режиме коммерческой тайны на предприятии
Режим коммерческой тайны вводит особые правила хранения и распространения важной для бизнеса информации и является основанием для того, чтобы владелец информации отстоял свои права в суде, если вторая сторона нарушит NDA. Режим вступает в силу c момента выхода приказа руководителя «Об установлении режима коммерческой тайны». Вот как обычно выглядит такой приказ.
Пример приказа «Об установлении режима коммерческой тайны»
В приказе излагается порядок обращения с информацией, содержащей коммерческую тайну: что к ней относится, кто ведёт реестры документов, содержащие коммерческую тайну, как организован доступ к такой информации. Под режим коммерческой тайны может попадать только ранее неизвестная сотруднику или контрагенту информация. То есть нельзя проработать год и раскрыть перед менеджером бизнес-показатели компании, а потом наложить режим коммерческой тайны на эту информацию и обвинить сотрудника в том, что ранее он рассказал о них коллегам.
Если кто-то распространит конфиденциальную информацию, приказ позволит доказать в суде, что на предприятии действовал режим коммерческой тайны. В таком случае суд может обязать нарушителя ответить за свои действия.
Установите срок действия NDA
NDA лучше заключать на срок не менее трёх лет. Это связано со сроками исковой давности по гражданскому законодательству. При этом предприниматель может сам устанавливать срок действия соглашения в зависимости от своих намерений и от того, не стала ли коммерческая тайна общедоступной ранее окончания действия NDA.
Срок действия NDA прописывается так же, как и действие любого договора. Обычно используют такую формулировку:
Коммерческая тайна не подлежит разглашению в течение N лет.
Пропишите санкции за нарушение NDA
В документе надо указать, что будет, если вторая сторона нарушит условия NDA. Обычно нарушителю грозит штраф. Предприниматель может сам устанавливать его размер, однако важно сопоставлять величину штрафа с возможным ущербом бизнесу. То есть формально под режим коммерческой тайны можно подвести цвет пластикового ведра у уборщицы, но будет ли разглашение такой информации причиной убытков компании, доказать сложно.
Евгений Карноухов, управляющий партнёр, руководитель практики разрешения споров Alliance Legal Consulting Group В нашей практике встречались NDA, в которых были прописаны многомиллионные штрафы, не соответствующие реальным последствиям возможной утечки информации. Скорее всего, так компании пытались запугивать контрагентов, чтобы им и в голову не пришло что-то там рассказывать. А если дело дойдёт до суда, слишком высокие штрафы могут быть расценены как злоупотребление правом, и обладателю информации могут отказать в иске.
Коротко: как защититься с NDA и зачем вам режим коммерческой тайны
NDA — это соглашение, которое защищает конфиденциальную информацию, важную для коммерческой деятельности предприятия.
Конфиденциальная информация и коммерческая тайна — не одно и то же. Коммерческая тайна предполагает коммерческую выгоду от соблюдения режима конфиденциальности. Такие термины определены в законе N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и Гражданском кодексе.
Подписывайте NDA, чтобы защитить бизнес от разглашения ноу-хау сотрудниками и контрагентами.
Мы собрали шаблон соглашения NDA, адаптируйте его под свою компанию. Законодательного установленного шаблона нет.
В NDA должны быть указаны владелец конфиденциальных данных, информация, которую нельзя разглашать, порядок передачи информации, срок действия соглашения, санкции за его нарушение.
Если сотрудник нарушил NDA, его можно уволить, обязать нести материальную ответственность в полном размере причинённого ущерба или выплатить штраф.