Подогрев воды коммунальная услуга что это
Подогрев воды в квитанциях ЖКХ
Что это такое, законно ли, как рассчитывается?
Квитанции по оплате за услуги ЖКХ вызывают много вопросов. Некоторые пункты совсем непонятные, люди не понимают, за что именно насчитана данная сумма. Одним из таких платежей является графа «Подогрев воды». Казалось бы, если есть отдельная оплата за горячую воду, о каком подогреве может идти речь. Давайте разбираться, за что именно, и как насчитывают эти суммы.
Это нововведение уже давно не ново, Постановление Правительства №406 принято аж в 2013 году. Исходя из него, принята двухкомпонентная тарифная оплата. Принято это было с одной целью – усиление контроля и учет дополнительного использования энергии. На сегодняшний день тариф разделяют на две составные: за использование холодной воды, которая идет на ГВС и оплата источника энергии, за счет которого производится ее нагрев.
Кто должен ремонтировать оборудование для подогрева воды?
Для подогрева воды используется большое количество оборудования: котельные, водонагреватели, трубы, распределительные узлы и пр. Все эти составные относятся к общему имуществу. А что будет, если происходит нестандартная ситуация и оборудование выходит из строя?
Вот здесь начинается самое интересное. Производить ремонтные, профилактические работы обязана организация, которая непосредственно предоставляет услугу. Но оплачивать работы все равно будут жильцы. Правда, подогрев холодной воды в квитанции останется неизменным, но зато увеличится сумма содержания общего имущества.
Подогрев воды в квитанциях: законно ли это?
Этот вопрос действительно вызывает много вопросов. Так многие граждане задают вопрос: о каком подогреве идет речь, если дом подключен к централизованному горячему водоснабжению. В доме действительно не установлено дополнительное оборудование, а значит подогрев воды не проводится.
В Правилах №354 ПП РФ (от 6.05.2011) содержится полный перечень коммунальных услуг. Так вот там никакого подогрева нет! А значит, этой услуги не существует, а значит, если данная графа внесена в платежку — это незаконно.
Еще одна ситуация: в квартире установлены индивидуальные нагревательные приборы. В этом случае нужно обратиться в управляющую компанию. На место будет направлен сотрудник для составления акта. После этого должен быть произведен перерасчет, а «подогрев» из платежки уберут.
Многие проблемы можно решить довольно просто в индивидуальном порядке, подав соответственное заявление. Если реакции в течении месяца никакой, можно обращаться в вышестоящие органы или в суд.
Важно! В одной квитанции не может быть две оплаты: ГВС и ГВС ДПУ. Также не взымается плата за подогрев холодной воды для горячего водоснабжения, если расчет ведется по однокомпонентному тарифу.
Как рассчитывается подогрев воды в квитанциях ЖКХ?
Тариф на поставку горячей воды регулируется разделом №2, пункт 4, постановления 406. Общий тариф включает следующие составляющие: горячая вода, транспортировка центральным трубопроводом, обслуживание оборудования подключения внутридомовой системы к ГВС.
Двухкомпонентный тариф состоит из тарифа на холодную воду и компонента на подогрев (тепловую энергию). Используется следующая формула расчета подогрева воды в квитанции ЖКХ:
Здесь стоимость горячей воды равна объему холодной воды, умноженному на тариф, плюс стоимость тепловой энергии, необходимой для нагрева данного количества воды до нужной температуры. Температура нагрева должна составлять от 60 до 75 градусов.
Прежде всего скажем за холодную воду. В платежке уже есть графа ХВС, но это использование, доставка холодной, не подогретой воды. Так что вы не платите два раза за ХВ, это два разных вида услуг.
Компонент тарификации тепловой энергии состоит из следующего:
Компонент на ТЭ – количество энергии, которое затрачено на подогрев объема воды, которую использовал потребитель. Определяется объем не по приборам учета, а по нормам расхода, принятым законодательством.
Если в квартире установлены приборы учета тепла, стоимость тепловой энергии равна объему горячей воды, умноженному на тариф тепловой энергии.
При наличии индивидуальных приборов учета, подогрев воды в квитанциях рассчитывается по формуле:
Последний показатель в среднем составит 0,05-0,07 Гкал/м3.
Как самостоятельно высчитать подогрев горячей воды в квитанции?
Подогрев воды в квитанции ЖКХ – это одна из самых больших статей расходов. Объяснить это можно тем, что для подогрева воды необходимо специальное дорогостоящее оборудование, которое чаще всего работает от электросетей. Проверить правильность начислений можно, если провести собственные расчеты.
Первым делом узнайте, какой тариф на тепловую энергию установлен в вашем населенном пункте. Это можно сделать, обратившись в управляющую компанию или на официальном сайте местного управления. Дальнейшие расчеты проводятся тремя способами. Зависит от того, имеются ли индивидуальные или общедомовые счетчики. Дальше используйте одну из вышеперечисленных формул. В данном случае оплату тяжелее всего проверить по ОПУ. Здесь нужно от общих показателей отнять показания индивидуальных приборов учета, а оставшуюся сумму разделить пропорционально на количество проживающих в доме.
Если подогрев воды для ГВС насчитали неправомерно или неправильно, пишите жалобу в ГЖИ. Если вам отказались обосновать сумму оплаты за услугу, подавайте иск в суд. Если сумма, оспариваемая вами все же уже оплачена, основание искового заявления – статья №395 ГК РФ. Если вам данная услуга не предоставляется, а плата за нее внесена в платежку, нужно ссылаться на 16 статью закона «О защите прав потребителя».
Подогрев воды коммунальная услуга что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 февраля 2020 г. N 2993-ОГ/06 Об исполнителе коммунальных услуг, приготовляемых с использованием оборудования, входящего в общее имущество МКД
Вопрос: В МКД готовится общее собрание собственников помещений. По определенным причинам жители хотят перейти на «прямые договоры» с ресурсоснабжающими организациями, и данный вопрос будет «голосоваться» на ОСС. Однако теплоснабжающая организация прислала инициативной группе письмо, в котором разъяснила, что, в случае принятия на ОСС решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, о заключении с каждым собственником помещения в МКД договора с РСО, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, данное решение теплоснабжающая организация исполнить не сможет, потому что:
— МКД имеет централизованную систему теплоснабжения и нецентрализованную систему ГВС;
— теплоноситель подается в ИТП, который входит в состав общего имущества МКД;
— в ИТП теплоноситель распределяется по теплообменникам, в которых происходит нагрев воды и ее развод по системам отопления и ГВС;
— следовательно, услуга по ГВС, и даже услуга по отоплению оказываются с использованием оборудования, к которому теплоснабжающая организация не имеет доступа, за которое не отвечает и которое не эксплуатирует. И у нее в штате даже нет специалистов, которые могли бы эксплуатировать ИТП;
— значит, в данной ситуации переход на прямые договоры с РСО о предоставлении коммунальных услуг невозможен.
В связи с этим просим пояснить, может ли РСО быть исполнителем коммунальных услуг, приготовляемых с использованием оборудования, входящего в общее имущество МКД? Если да, каким способом можно понудить РСО к заключению таких договоров с собственниками жилых помещений МКД?
Ответ: Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение от 27.01.2020 N 131543 (вх. Минстроя России от 27.01.2020 N 2450-ОГ) и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает исключений относительно перехода на прямые договоры, в связи с чем переход на прямые договоры в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации по многоквартирным домам, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, возможен.
При предоставлении коммунальной услуги «горячее водоснабжение» с использованием нецентрализованной системы горячего водоснабжения теплоснабжающая организация и организация, осуществляющая холодное водоснабжение, поставляют коммунальные ресурсы (тепловую энергию на подогрев воды, холодную воду соответственно), но не эксплуатируют оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на котором осуществляется приготовление горячей воды с использованием поставленных коммунальных ресурсов.
В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Поскольку в схожих отношениях между потребителями коммунальных услуг и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами расчеты осуществляются на основании пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг, для реализации положений статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ о переходе на прямые договоры в тех случаях, когда горячее водоснабжение осуществляется по нецентрализованной системе горячего водоснабжения, руководствуясь статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, считаем, что в рассмотренном выше случае между ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг подлежат заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергией для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение).
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и не наделен полномочиями по рассмотрению конкретных правовых ситуаций, спорных вопросов применения законодательства, возникающих между юридическими и (или) физическими лицами, а также полномочиями по их юридической оценке.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Начальник отдела управления жилищным фондом и ОГЖН | Л.Р. Егорова |
Обзор документа
Минстрой рассмотрел следующую ситуацию. Многоквартирный дом имеет централизованную систему теплоснабжения и нецентрализованную систему горячего водоснабжения (ГВС). Теплоноситель подается в индивидуальный тепловой пункт (ИТП), который входит в состав общего имущества дома. В ИТП теплоноситель распределяется по теплообменникам, в которых происходит нагрев воды и ее развод по системам отопления и ГВС.
В данном случае между ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг заключается договор о снабжении теплоэнергией для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение).
Также Минстрой отметил, что при предоставлении услуги «горячее водоснабжение» с использованием нецентрализованной системы теплоснабжающая организация и организация, осуществляющая холодное водоснабжение, поставляют ресурсы, но не эксплуатируют оборудование, входящее в состав общего имущества в многоквартирном доме.
ВС РФ о расчёте количества тепловой энергии на подогрев воды
Споры управляющих и ресурсоснабжающих организаций о порядке расчёта платы за предоставляемые коммунальные ресурсы – частое явление. Они случаются из-за того, что каждая сторона трактует законодательство так, чтобы получить для себя максимальную выгоду.
Сегодня расскажем о споре между УО и РСО о том, как верно рассчитать количество тепловой энергии, используемой на подогрев ГВС.
Предмет спора
Управляющая и ресурсоснабжающая организации заключили договор теплоснабжения. РСО обязалась поставить УО тепловую энергию и горячую воду, УО же должна была оплачивать эти услуги и теплоноситель, не возвращённый в тепловую сеть теплоснабжающей организации. Кажется, ничего необычного, в каждом субъекте РФ тысячи УО заключают с РСО подобные договоры.
Но в нашем случае поводом для разногласий стало несогласие управляющей организации с тем, как РСО рассчитывает количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды. УО считала, что рассчитывать нужно по нормативу. Теплоснабжающая организация же была уверена, что рассчитывать размер платы нужно по показаниям приборов учёта.
Разногласия привели к тому, что УО не оплачивала поставленные коммунальные ресурсы, накопила долги перед РСО, а теплоснабжающей организации пришлось обратиться в суд с иском о взыскании задолженности за поставленный коммунальный ресурс.
Мнения арбитражного и апелляционного судов
Первым судом, который рассмотрел дело, был Арбитражный суд Московской области. РСО настаивало на том, что управляющая организация должна оплатить поставленный ресурс по показаниям приборов учёта. УО в ответ предоставила контррасчёт задолженности, основанный на применении расчёта платы за тепловую энергию, использованную на подогрев воды, согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Цифры, которые требовала РСО, получались больше тех, которые рассчитала УО.
Арбитражный суд Московской области принял решение удовлетворить исковые требования РСО частично и взыскать с управляющей организации большую часть суммы, требуемой истцом в качестве задолженности, пени и оплату государственной пошлины за судебные расходы. Он пояснил, что теплоснабжающая организация начисляет плату неверно, поэтому УО должна вернуть сумму, которая получится, если вести корректные расчёты.
Хоть требования РСО и были удовлетворены, получилось так, что суд встал на сторону управляющей организации, ведь она не отказывалась платить совсем, а хотела получить корректный расчёт.
Теплоснабжающая организация осталась недовольна таким решением и подала апелляцию в Десятый арбитражный апелляционный суд, который отменил решение Арбитражного суда Московской области.
Апелляционный суд руководствовался ст. 157 ЖК РФ и Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ и исходил из необходимости определения объёма поставленной на подогрев воды тепловой энергии в спорный период по показаниям исправного прибора учёта, ранее установленного абоненту, а не на основании норматива на подогрев.
В этот раз с решением не согласилась управляющая организация. Она была уверена в своей правоте и решила обжаловать дело в Арбитражном суде Московского округа. Но этот суд встал на защиту РСО и в удовлетворении требований управляющей организации отказал, оставив решение предыдущего суда в силе.
УО решила не сдаваться и подала кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. В ней УО сослалась не неправильное применение норм права и попросила отменить названные постановления судов апелляционной инстанции и округа, оставив в силе решение Арбитражного суда Московской области.
Представители ресурсоснабжающей организации возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых постановлений.
Аргументы и решение Верховного Суда РФ
Судебная коллегия ВС РФ проверила материалы дела, обсудила доводы, изложенные в кассационной жалобе, и решила удовлетворить жалобу управляющей организации, отметив, что предыдущие суды не учли несколько положений действующего законодательства РФ.
Организация подачи управляющей организации тепловой энергии и горячей воды через присоединённую сеть осуществляются в целях оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД. Такие отношения подпадают под действие пп. 10 п. 10 ст. 4 ЖК РФ.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных ресурсов. Такой объём определяется по показаниям приборов учёта. Если ПУ нет, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ, правила предоставления КУ собственникам и нанимателям помещений в МКД, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с РСО, устанавливаются Правительством РФ.
В абз. 2 п. 13 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 сказано, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учётом ПП РФ № 354 и иных нормативных правовых актов РФ.
РСО не имеет право выставлять управляющей организации плату за коммунальные услуги больше, чем такие услуги стоили бы при прямых договорах собственников и РСО.
Разделом 7 приложения № 2 к ПП РФ № 354 установлен порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу ГВС, предоставленную потребителю за расчётный период в жилом или нежилом помещении и на ОДН в случае установления двухкомпонентных тарифов на ГВС.
В п. 26 приложения № 2 к ПП № 354 дана формула расчёта тепловой энергии, используемой на подогрев воды и сказано, что количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС на общедомовые нужды, рассчитывается по той же формуле.
В силу ПП РФ № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в законодательном порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей ГВС независимо от наличия общедомового прибора учёта, которым фиксируется объём тепловой энергии, поступающий в систему водоснабжения МКД. Такой вывод можно найти в п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 5 (2017), утверждённом Президиумом ВС РФ 27.12.2017.
Указанный порядок не противоречит п. 1 ст. 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объёма потребляемых КУ по показаниям приборов учёта, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления КУ. Вся загвоздка в том, что тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.
В городе, где находились участники разбирательства, норматив потребления тепловой энергии на подогрев ГВС был установлен постановлением главы города Подольска от 21.12.2004 № 2707-п.
Теплоснабжающая организация не предоставила доказательств признания норматива недействующим или утратившим силу, поэтому у судов апелляционной инстанции и округа отсутствовали основания при определении объёма тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления услуги по ГВС, руководствоваться показаниями ОДПУ.
Верховный Суд РФ отметил, что Арбитражный суд Московской области принял законное и обоснованное решение, правильно трактовав законодательство. Поэтому его решение ВС РФ постановил оставить в силе, а решения Десятого арбитражного суда Московской области, постановление Арбитражного суда Московского округа – отменить.
Что означает подогрев горячей воды в квитанции, законно ли начисление и как рассчитать?
Многие граждане считают, что сполна оплачивают услуги ЖКУ, и строчка в квитанции «Подогрев» по их мнению, неправомерна.
В первую очередь, нужно разобраться, имеет ли право УК и ЕРКЦ брать с жителей МКД плату за подогрев с точки зрения закона.
Что это такое и как выглядит в квитанции?
ГВС (Подогрев) означает общую стоимость энергии, затраченной на нагрев холодной воды. Горячая вода в МКД оплачивается жителями согласно счетчику или индивидуальному коэффициенту. Дополнительно учитывается тариф за кубометр, который установлен согласно нормативам региона, где проживает гражданин.
Чтобы найти пункт ГВС в квитанции на оплату ЖКУ, необходимо посмотреть столбец «Вид платежа». В подразделе «Содержание общедомового имущества» будет строка «ГВС. Подогрев», где представлена информация о тарифе, норме потребления энергии, коэффициенте СОИ и МСП.
Технологический процесс:
Правомерность начисления
Оплата жилищно-коммунальных услуг регламентирована Постановлением Правительства РФ №354. Данный законодательный акт был принят в 2013 году и содержит список уточняющих правил, как оплачивать услуги ЖКХ.
Согласно Постановлению, жители, которые проживают в домах с центральным отоплением, оплату за горячее водоснабжение производят по двухкомпонентному тарифу.
В него входят следующие пункты:
Правительство приняло данный законодательный акт по причине того, что в домах существует потеря теплоэнергии. Отопительные стояки в жилых помещениях расходуют тепло, которое ранее при оплате коммунальных услуг не учитывалось.
Как происходит формирование тарифа?
Формирование платы за нагрев ХВС происходит согласно следующим критериям:
От чего зависит коэффициент нагрева ХВС в бойлере:
Пошаговая инструкция по расчету
Для того, чтобы самостоятельно произвести подсчет потребляемой энергии за ГВС, необходимо воспользоваться специальной формулой.
Формула и алгоритм
Чтобы вычислить размер оплаты ЖКУ, следует применять следующую формулу:
Алгоритм расчета:
Примеры
Пример расчета по показаниям счетчика, который находится в жилом помещении собственника. Для оплаты используется двухкомпонентный норматив.
Показатели:
Пример:
Пример расчета, если в квартире нет прибора для учета энергии. Для оплаты используется двухкомпонентный тариф.
Дополнительные данные:
Пример:
Заключение
Плата за подогрев горячего водоснабжения абсолютно правомерна, и управляющая компания может взимать ее с жителей МКД. Правила оплаты ЖКУ регламентированы Постановлением №354.