Подогрев одн что это
Минстрой объяснил, как платить за общедомовые нужды
Что стряслось?
Минстрой разрешил платить за содержание общего имущества в многоквартирном доме меньше нормативов — по показаниям общедомовых счетчиков.
С 1 января за общедомовые нужды платят по региональным нормативам. Некоторые управляющие компании использовали новый закон, чтобы дополнительно обогатиться за счет жильцов. Они начисляли оплату за общедомовые нужды по нормативам, даже если в доме экономили электроэнергию и воду на общие нужды.
Минстрой объяснил, когда можно платить меньше нормативов. Если расход ресурсов по общедомовому счетчику ниже нормы, оплачивать нужно только фактическое потребление.
Стоит проверить свои квитанции и разобраться с управляющей компанией.
Еще Минстрой поручил регионам учитывать технические особенности домов, даже если эти параметры не указаны в общих правилах. Например, в общих правилах нет энергосберегающих мероприятий, но их нужно принимать во внимание.
Что такое общедомовые нужды?
В многоквартирных домах есть общее имущество: подъезды, двор, лифт, домофон, подвал. Их нужно убирать, освещать и отапливать. Эти расходы пропорционально распределяются между собственниками квартир.
Платить за содержание общего имущества жильцы должны по закону. Эти платежи начисляют по умолчанию, от них нельзя отказаться. В каждом квитке за коммунальные услуги уже есть эта сумма.
Как было раньше?
До 1 января 2017 года общедомовые нужды указывались в квитанциях отдельной строкой. Управляющие компании по-разному начисляли эти платежи, а нормативы никто не регулировал. В одном доме за свет в подъезде жильцы платили по 200 рублей, а в другом — по 1000 рублей.
УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.
Или теща директора управляющей компании живет в вашем доме и не платит за свет. Ее расходы включают в квитанции других жильцов. Никто не сможет проверить начисления, поэтому все платят за соседку под видом общедомовых нужд.
И что изменилось?
С 1 января общедомовые нужды исключили из квитанций. Теперь расходы на содержание общего имущества включаются в индивидуальный счет. Например, в строке за электроэнергию указывается плата за свет в квартире и за свет в подъезде и лифте.
Например, в одном доме УК работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме УК работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается. Вторая компания не сможет включить перерасход электроэнергии и воды в квитанции жильцов и сама заплатит за превышение нормативов.
Так что и кому разъяснил Минстрой?
По закону за общедомовые нужды жильцы должны платить не больше нормативов. Но нет прямого указания на то, что можно платить меньше.
Некоторые управляющие компании пользуются этим и считают общедомовые нужды по нормативам. А во многих регионах новые нормативы еще не утверждены и используются расчеты трехлетней давности.
Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.
Минстрой объяснил, что платить больше нормативов жильцы не могут, а меньше — могут. Это письмо он направил губернаторам, чтобы те навели порядок в регионах.
Если в доме нет общих счетчиков, то и узнать фактический расход нельзя. Тогда нужно платить по нормативам.
Где брать эти нормативы?
Нормативы устанавливают региональные власти. Во всех регионах новые нормативы должны рассчитать до 1 июня 2017 года. Если новых нормативов нет, используются те, которые действовали на 1 ноября 2016 года.
Например, в Удмуртии для некоторых видов общедомовых услуг действуют нормативы 2013 года. В Белгородской области нормативы установили в 2015 году. А в Московской области — в октябре 2016 года.
Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома: года постройки, этажности, вида отопления, размера ванн, наличия унитазов и центральной канализации.
В письме губернаторам Минстрой поручил учитывать при расчете нормативов даже те параметры, которых нет в общих правилах.
Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.
Жильцы таких домов должны платить за общие коммунальные услуги по разным нормативам. Региональные власти это учтут и пересчитают показатели.
А если для нашего дома ничего не пересчитают? Что тогда делать?
Несколько управляющих компаний могут подать коллективное заявление на расчет норматива даже для отдельных домов.
Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.
Как понять, что я не переплачиваю за содержание общего имущества?
Точный расчет предоставит управляющая компания. Если квитанция за январь уже пришла, попросите предоставить показания общедомовых счетчиков и расчет по нормативу. Это можно сделать лично или на собрании собственников.
Если оплату за общедомовые нужды вам начислили по нормативу, а фактическое потребление в январе было меньше — настаивайте на пересчете по рекомендациям Минстроя.
Если фактический расход коммунальных услуг на содержание общего имущества больше норматива, разницу должна оплатить УК : эту сумму нельзя учитывать в квитанциях жильцов.
А можно как-то снизить расходы на содержание общего имущества?
Это обязанность управляющей компании. Она должна делать так, чтобы в доме было светло, тепло и чисто, но жильцы не переплачивали за коммуналку.
Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.
Лифты, систему отопления, водоснабжения и канализации нужно обслуживать вовремя. Тогда они меньше ломаются. Если в подъезде прорвет трубу, за перерасход сверх норматива заплатят жильцы.
Смените управляющую компанию, если она плохо работает или не слушает рекомендации Минстроя. Если УК нарушает договор, его можно расторгнуть. Либо можно провести общее собрание собственников и в течение 5 дней уведомить УК о расторжении договора, даже если нарушений нет.
Необязательно. На общем собрании жильцов можно добровольно повысить нормативы за содержание общего имущества.
Есть элитные дома, в которых объем коммунальных услуг всегда больше нормативов, и жильцы не против оплачивать это превышение. Например, они хотят, чтобы в подъездах и на стоянке всю ночь горели лампочки, даже если там никого нет. Или оборудовали в вестибюле комнату, в которой моют лапки собачкам после улицы.
Собственники квартир подпишут общее решение и будут добровольно платить за электроэнергию и воду больше нормативов, чтобы не перекладывать свои расходы на управляющую компанию.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Общедомовые нужды (ОДН) в жилищно-коммунальной сфере
Общедомовые нужды (ОДН) в жилищно-коммунальной сфере
Общедомовые нужды (ОДН) – это коммунальные услуги, которые используются в процессе содержания общего имущества в многоквартирном доме.
К ним относятся расходы на водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение (отопление), которые используются вне жилых или нежилых помещений в многоквартирном доме и согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), должны оплачиваться всеми потребителями, вне зависимости от оборудования жилого или нежилого помещения индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета.
К таким коммунальным услугам относят:
Перечень общего имущества в многоквартирном доме определен статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. К нему относят: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Порядок расчета ОДН.
Размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, зависит от способа оборудования многоквартирного дома общедомовыми (коллективными) приборами учета.
Так, при наличии общедомовых (коллективных) приборов учета объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определяется как разница между показаниями общедомового (коллективного) прибора учета и суммарным показаниям индивидуальных приборов учета и нормативами потребления, начисленными для потребителей не имеющих индивидуальных счетчиков за расчетный период.
Эта разница, если конечно она образовалась, распределяется между потребителями пропорционально общей площади занимаемого помещения.
Если такой разницы нет, то плата за коммунальные услуги предоставленные на ОДН не начисляется.
При отсутствии общедомового (коллективного) прибора учета плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, будет зависеть от площади помещений, входящих в состав общедомового имущества и норматива потребления, установленного для коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Распределение этого объема между потребителями производится также пропорционально занимаемой площади.
Плата за общедомовые нужды является обязательной составляющей в составе оплаты за коммунальные услуги, но контролировать и регулировать такие расходы можно только при наличии общедомового (коллективного) прибора учета.
Если же такой прибор учета отсутствует в многоквартирном доме, начисление платы за оказание коммунальных услуг, предоставленные на общедомовые нужды, осуществляется по утвержденным нормативам.
Платить за содержание внутридомовой инфраструктуры обязаны все собственники помещений в доме, потому что они, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, являются её коллективным собственником. То есть, каждому из собственников принадлежат часть инфраструктуры дома.
Величина этой доли пропорциональна площади помещения (квартиры) собственника: чем она больше, тем больше его доля в общем имуществе дома. Однако, собственник не вправе продать, подарить или завещать свою долю. Но вкладывать свои деньги в содержание общей собственности (общедомовые нужды) он обязан, потому что по законодательству право собственности несёт за собой бремя ответственности.
Наиболее частые причины высокой платы за ОДН.
1) Некорректный расчет платы за ОДН;
2) Незаконные подключения к инженерным коммуникациям многоквартирного дома;
3) Несоответствие прописанных в многоквартирном доме реально проживающих в нем. Собственники оплачивает ОДН по нормативу, но используется гораздо больше коммунальных ресурсов. Этот перерасход идет в ОДН, который в последствии распределяется между всеми собственниками.
Способы снижения платы за ОДН.
1) Установить индивидуальные счетчики во всех квартирах и нежилых помещениях, не использующихся в общедомовых целях, чтобы платить за фактическое потребление, а не по нормативу.
2) Своевременно передавать показания индивидуальных счетчиков. Если собственники не передают показания вовремя, то от расхода, который посчитал общедомовой прибор учета отнимается среднее значение потребления за последние 3 месяца.
Кроме того на сумму ОДН оказывают существенное влияние:
· достоверность сведений об общей площади помещений, входящих в состав общедомового имущества;
· достоверность сведений о площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме;
· фактическое число проживающих в квартирах людей. Если в квартире прописан один человек, а проживает пять, то и воды, и электроэнергии они израсходуют больше, чем начислят по нормативу на одного жильца. Согласно п. 56 Правил № 354, если в квартире, не оборудованной индивидуальными приборами учета временно проживают люди (от 5 дней подряд и более), то норматив потребления рассчитывается исходя из числа фактически проживающих в жилом помещении потребителей.
Действия потребителей при нарушении их прав при начислении ОДН.
Если нарушаются права потребителей при начислении платы за ОДН, то следует обратиться в соответствующие инстанции.
В первую очередь следует обратиться за разъяснениями в ту организацию, которая предоставляет жилищные или коммунальные услуги: товарищество собственников жилья, управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию.
В случае несогласия с действиями должностных лиц указанных организаций потребитель вправе обратиться в Государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Государственный жилищный надзор – утвержденный Правительством Российской Федерации надзорный орган в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Выявляет и пресекает нарушения в этой сфере со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Государственный жилищный надзор работает в каждой области, республике, крае Российской Федерации. В Республике Калмыкия государственный жилищный надзор осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, расположенный по адресу: г. Элиста, ул.Дармаева, д.21.
Муниципальный жилищный контроль – органы местного самоуправления осуществляют муниципальный жилищный контроль в части организации и проведения на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
На территории Республики Калмыкия муниципальный жилищный контроль осуществляют администрации муниципальных образований.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. В случае нарушения потребительских прав и санитарно-эпидемиологического законодательства потребитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в Роспотребнадзор.
Также, на базе структурного подразделения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» функционирует Консультационный центр для потребителей.
Основной целью его деятельности являются повышение уровня правовой потребительской грамотности населения и развитие на ее основе института самозащиты права.
Кроме того, специалисты Роспотребнадзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов неопределенного круга лиц. Помимо этого они могут вступить в рассмотрение дела в суде и давать заключение по нему.
У специалистов Роспотребнадзора также можно получить консультацию по вопросам, отнесенным к компетенции ведомства.
Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» расположен по адресу: г. Элиста, ул.Балакаева, д.8, телефон 8(84722) 4-12-26.
Территориальным органом Роспотребнадзора в Республике Калмыкия является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия, расположенное по адресу: г. Элиста ул. Балакаева, д.8, телефон «Горячей линии» 2-57-02, 2-96-57, 2-99-30.
ГВС на ОДН: что это
Каждую вторую половину месяца среднестатистический житель городов России забирает из своего почтового ящика очередные квитанции от ЖКХ. Счет за газ, счет за электроэнергию, счет за горячую и холодную воду (за которую, мы, кстати, необоснованно переплачиваем). Бумажек много, список длинный, и как это обычно бывает – читать и вникать некогда, и не хочется.
Начислили, значит, так оно и есть. И ленивый, в этом смысле, добропорядочный гражданин, идет и оплачивает все по списку, называя это одним общим словом – «коммуналка». А ведь эта лень существенно бьет по вашему кошельку, просто вы этого не замечаете или не хотите замечать.
Если внимательно почитать квитанции ЖКХ, то можно обнаружить довольно много интересного. Начиная от капитального ремонта подъезда (к слову, неизвестно кто и когда его ремонтирует), и заканчивая загадочными аббревиатурами ГВС и ОДН. Они вписаны в счет, за них надо платить. Но что они означают, и за что мы платим на самом деле?
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!
ГВС на ОДН: что это
ГВС на ОДН – это замысловатое сочетание символов можно встретить на обычном коммунальном счете. ГВС означает горячее водоснабжение, а ОДН – общедомовые нужды. Соединив вместе понятия, получаем, что в наш счет за ЖКХ включено «горячее водоснабжение на общедомовые нужды».
Это один из видов коммунальных услуг, которые используются в процессе содержания общего имущества в многоквартирном доме.
К ним также относятся электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение. Но используются они в нежилых помещениях вне квартир дома, например, в самом подъезде, лифте, подвале, кладовом помещении.
Согласно Постановлению Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домов», расходы по таким коммунальным услугам возлагаются на всех жильцов дома и распределяются поровну между ними.
Платить за общедомовые нужды — это не прихоть работников ЖКХ, а ваша прямая обязанность, закрепленная в законе.
Ошибка в квитанции ЖКХ: перерасчет платы за коммунальные услуги.
О новой строке в платежке ЖКХ читайте тут.
Зачем нужно ГВС на ОДН? Горячая вода в ОДН задействуется:
Стоимость ГВС зависит от показаний прибора учета тепловой энергии. Он учитывает объем воды не в кубических метрах, а количество тепловой энергии, затраченной на обогрев холодной воды. Поэтому стоимость услуги может колебаться, как правило, в сторону роста.
На сегодняшний день все жители многоквартирных домов, не оборудованных общими приборами учета ГВС, дополнительно платят за 1 кубический метр воды.
Установка прибора ГВС делает оплату более справедливой – для каждого дома своя сумма, в зависимости от показаний прибора.
Однако ОДН по потреблению тепловой энергии довольно велики по сравнению с другими видами энергоресурсов. Все дело в высокой стоимости одной Гкал (единицы измерения количества теплоты).
Этого хватит, чтобы нагреть примерно 1000 м3 воды (1000 тонн). Однако на ОДН воды требуется гораздо больше. Конечно, стоимость можно снизить за счет снижения потребления горячей воды и теплосбережения (утепления стен дома, подвальных и чердачных труб). Однако при этом ценник на «Капитальный ремонт дома» может резко подскочить. И еще неизвестно, за что из этого лучше заплатить.
Общедомовые нужды: как начисляются
Методика учета общедомовых нужд регламентируется и устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Согласно этому нормативному акту, она зависит от наличия в доме общедомового прибора учета.
Расчет ОДН в доме, оборудованном общедомовым прибором учета, происходит следующим образом. Общедомовые нужды рассчитываются как разница между объемом, показанным прибором и сумой всех показаний индивидуальных счетчиков жильцов в каждой квартире (если счетчика нет, то берется усредненная норма).
Разница делится между всеми квартирами, пропорционально их площади. Понятно, что жильцы 3-х комнатной квартиры за ОДН заплатят больше, чем жильцы однокомнатной.
Но, согласно все тому же Постановлению Правительства РФ №354, начисление за ОДН по общедомовому прибору учета не может превышать средние нормы потребления (если в квартире нет счетчика). Если все-таки расчет покажет сумму выше, то эту разницу должна оплатить управляющая компания, как исполнитель коммунальных услуг.
Еще один выход из сложившейся ситуации — провести общее собрание жильцов, где собственники квартир могут принять решение оплатить расчетную разницу самостоятельно.
Обычно такое решение поддерживают собственники квартир, входящих в ТСЖ и ЖКХ, ведь иначе членам ТСЖ придется оплачивать счет полностью из своих средств.
Расчет ОДН в доме, в котором отсутствует общедомовой прибор учета, немного отличается от предыдущего метода. Объем горячей воды высчитывается по следующей формуле: горячая вода, как норматив, умножается на площадь имущества общедомового пользования, и делится между всеми квартирами, исходя из их площади. В этом случае обладателям 3-х и 4-х комнатных квартир вовсе не позавидуешь. Им приходится раскошеливаться.
Уменьшить стоимость ГВС по ОДН возможно следующими способами:
На сумму ОДН могут оказывать влияние следующие факты:
Согласно п. 56 постановления № 354, если в квартире, не оборудованной индивидуальным прибором учета воды, более 5 дней проживают граждане, не прописанные в данной жилплощади (неважно кто это, приезжие родственники или друзья, заглянувшие к вам проездом в другой город), норма потребления воды должна рассчитываться на каждого фактического жильца (а не на каждого прописанного). При этом Совет дома имеет право составить соответствующий акт о фактическом проживании граждан. Скачать бланк акта можно здесь.
Общедомовые нужды – это то, с чем придется мириться, не смотря на то, полезны они лично для вас или нет. Конечно, это не предмет личных нужд, и вкладывать свою копейку не хочется.
Однако помните, что жизнь в обществе, пусть даже в таком маленьком, как жилой дом, накладывает на вас некоторые обязательства. Обязанность платить за ОДН закреплена в законе. За уклонение возможно наступление соответствующей юридической ответственности.
+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область
+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!