Поднять кундалини что это
Что такое чакра Кундалини
Кундалини – это энергия. Она есть не только у человека, а абсолютно в каждом живом существе.
Это животворящая, божественная энергия. Именно благодаря энергии кундалини мы и являемся живыми существами. Это основа жизни живого организма.
Символ кундалини представляется в виде символа змеи, которая скручена в спираль в три с половиной витка. Три витка спирали – это три состояния нашего ума. Спящее, дремлющее и бодрствующее. Четвертый неполный виток – это соединение всех трех состояний. И змея свернулась в клубок и спит. Задача практик йоги – пробудить ее и поднять.
Достичь этого состояния непросто и возможно только после долгих лет постоянных упражнений, пранаямы и медитации.
В энергии кундалини заложен весь потенциал развития человечества. Это космическая единая энергия, которая направляет эволюцию как человека, так и всех живых существ.
Где находится чакра Кундалини
Находится в области у основания позвоночника, область промежности, в Муладхара-чакре
В этом месте сходятся три главные нади нашего тела: Сушумна, Ида и Пингала. И именно здесь спит кундалини.
Как пробудить Кундалини
Есть множество йогических техник. Если пробудится энергия Кундалини, то это изменит ощущения в теле.
Чакра Муладхара, самая первая чакра, где сходятся главные энергетические каналы. Отсюда энергия кундалини может начать свой путь к высшим энергетическим центрам. В этом и состоит путь Самореализации человека согласно философии йоги. Мы должны пробудить энергию кундалини и дать ей возможность подняться по Сушумне (главный, центральный, энергетический канал) через каждую чакру в Высший центр под названием чакра Сахасрара. Чакра Сахасрара – седьмая чакра энергетического канала.
Когда кундалини поднимется в высшие центры и сольётся с энергией праны, то наделит человека невероятными способностями.
Пробуждение и осознание в себе кундалини даёт прилив сил, здоровья, ясности в уме, счастья, радости и гармонии.
В йоге существует целое направление – это кундалини-йога, которая занимается как раз её пробуждением.
Также для активизации кундалини:
Для пробуждения и поднятия кундалини нужна постоянная работа над собой — непрерывная практика, как физических упражнений йоги, так и дыхательных упражнений пранаямы, медитаций.
Психология о кундалини
Наибольшее количество исследовательских психологических изысканий в теме энергии Кундалини принадлежит Карлу Густаву Юнгу.
«Действительно, мы и так являемся его частью, ведь тогда мы вмещаем в себе богов; они – зародыши в нас, зародыши в муладхаре, и когда они приходят в движение, это производит эффект землетрясения, которое натурально встряхивает нас и даже разрушает наши дома». (Юнг).
Именно Юнгу принадлежит идея пробуждения силы бессознательного внутри человека. Оттуда человек черпает ответы на свои вопросы. Юнг также первый, кто подал идею коллективного бессознательного, с которым соединяется бессознательное каждого человека.
С помощью кундалини йоги пробуждается неактивная до того времени (или малоактивная) энергия, а также усиливается мощь её течения. В результате каждый день становится наполненным положительными эмоциями, радостью. На деле это достигается благодаря достижению состояния физической и ментальной расслабленности, переключения с плохих вибраций на хорошие и установлению самоконтроля.
Преимущества:
Практиковать Кундалини йогу могут абсолютно все, включая детей и людей в возрасте. Для этого не нужны никакие особые физические способности. Выполнять соответствующие упражнение можно с тренером в группах или индивидуально, но можно также и самостоятельно в домашней обстановке.
Признаки пробуждения
Для запуска процесса активизации кундалини обычно используется практика медитации. После этого йог, поднимая энергию по каналу, направляет её вверх. Сигналом начала этого процесса может служить чувство разливающегося тепла в области копчика. Уровень и интенсивность ощущений могут быть различны. Признаком проснувшейся энергии кундалини может быть чувство радости, ощущение гармонии внутри человека и единство его со всем миром. Как правило, человек лучше себя чувствует. На физическом уровне можно почувствовать, как бы лёкое, еле уловимое дыхание ветра в области ладоней и макушки. Однако, следует понимать, что когда кундалини встречает на своем пути преграду (например, в виде неочищенной чакры), то в этой области может наблюдаться сильный жар, или, наоборот, холод (до жжения).
Чакры в кундалини йоге
Чакра с санскрита переводится как «вихрь» или «колесо». Чакра — это энергетический центр тела, место пересечения множества энергетических каналов — нади. Традиционные учения йоги описывают семь чакр, расположенных вдоль позвоночника. Первая чакра находится в основании позвоночника, а седьмая — на макушке головы. Помимо традиционных семи центров Йоги Бхаджан выделял еще одну — восьмую чакру — ауру. Каждая чакра отвечает за работу связанных с ней органов и желез, а также влияет на психические качества человека.
Прокрутите для получения большей информации
Как ускорить процесс пробуждения Кундалини?
Зачастую, занимаясь пробуждением энергии Кундалини своего тела, хочется чтобы процесс проходил быстрее и проще. Не всегда нужно в это активно вмешиваться, порой важнее размеренность, но иногда этому можно поспособствовать с помощью специальных упражнений.
Оглавление
Нужно ли торопиться с пробуждением Кундалини
В связи с тем, что пробуждение энергии Кундалини в теле процесс довольно серьезный и многослойный, в нем нет места для спешки. Необходимо оставлять себе время на то, чтобы сознание поспевало за происходящими энергетическими изменениями.
Важно пройти все необходимые этапы на этом очень глубоком, деликатном, трансформационном пути. Иногда это происходит не так быстро, как хотелось бы, и здесь несомненно важно продолжать практику.
В какой-то момент может показаться, что ничего не происходит, или что вы стоите на месте — это не так. Возможно, что происходит какой-то обширный процесс, осознать или отследить который бывает сложно, находясь внутри него. Продолжайте практику, и по завершению процесса вы непременно увидите результат.
Варианты более активного задействования физического тела
Бывают случаи, когда требуется более активно задействовать, «подключить» к работе физическое тело.
Это могут быть изменения в питании, растяжка мышц тела или активные физические упражнения.
Также могут быть полезны специальные дыхательные упражнения – пранаямы.
Ориентируйтесь на интуицию, на подсказки тела, на приходящие мысли или идеи, желания и интересы. Обязательно идите за ними, прислушивайтесь к себе.
Система энергетических каналов тела
С энергетической точки зрения человеческое тело состоит из системы энергетических каналов — нади. Эти нади выполняют различные функции.
Среди 720 миллионов нади, которые находятся в теле человека, есть 100 важных каналов, которые поддерживают все остальные нади. Среди 100 есть 10 нади, которые контролируют эти 100. И основу этих десяти составляют три наиважнейших нади: ида, пингала и сушумна.
Ида, пингала и сушумна — 3 главных энергетических канала
Ида, пингала и сушумна проходят вдоль позвоночника. Ида и пингала в определенной мере работают у каждого человека, поскольку при вдохе и выдохе высвобожденная часть Кундалини циркулирует поочередно через эти нади, идущие справа и слева от позвоночника.
Ида холодная и подобна лунному свету, а пингала горячая и подобна свету солнца.
Поэтому при пробуждении энергии в теле мы можем иногда чувствовать сильнейший жар, когда начинает хорошо работать пингала, а иногда холод – при активизации второго канала, называемого ида.
Самая важная из 720 миллионов энергетических каналов – сушумна. Она расположена между идой и пингалой в центре позвоночного столба. Ширина этих каналов обычно приравнивается к тысячной доле толщины волоса.
Сушумна управляет всеми остальными нади. Она проходит непрерывной нитью от копчика до макушки головы.
Ида и пингала соединены с сушумной в основании позвоночника, в районе копчика (первой чакры). Они из копчика восходят вверх в область лба (чакры третьего глаза), где затем выходят из левой и правой ноздри, тогда как сушумна поднимается вверх до макушки. Пингала выходит в правую ноздрю, а ида – в левую.
Упражнения с дыханием — пранаямы для очищения энергетических каналов
Упражнения с дыханием — пранаямы — могут очень сильно влиять на процессы очищения энергетических каналов и пробуждения Кундалини именно потому, что эти два важнейших канала выходят через ноздри.
Существует множество различных пранаям, для использования в практике Кундалини Рейки. Приведу здесь лишь одну из них, наиболее эффективную для активизации Кундалини.
Пранаяма и практика Кундалини Рейки
Можно делать эту пранаяму перед сеансом Кундалини Рейки. Обращайте внимание на то, каким образом это скажется на сеансе и на ваших ощущениях. Вы непременно почувствуете нужно ли вам делать дыхательное упражнение регулярно перед сеансом или может быть только в некоторых случаях.
Техника выполнения пранаямы
1. При выполнении этого упражнения, необходимо концентрироваться на основании позвоночного столба — первой чакре. Первую чакру изображают в форме треугольника, и она является местом расположения энергии Кундалини.
2. Закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки. Вдыхайте через левую ноздрю, одновременно медленно произнесите мантру «Ом» 3 раза. Представьте себе, что вместе с воздухом вы втягиваете прану из пространства.
3. Затем закройте левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцем правой руки и задержите дыхание, произнося про себя мантру «Ом» 12 раз. Пошлите поток Праны вниз по позвоночному столбу прямо в его основание – первую чакру. Представьте себе, что энергия ударяет в основание позвоночника (первую чакру) и пробуждает Кундалини.
4. Затем медленно выдохните через правую ноздрю, произнося мантру «Ом» 6 раз.
5. Продолжая закрывать левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцем, вдохните через правую ноздрю, одновременно медленно произнесите мантру «Ом» 3 раза. Представьте себе, что вместе с воздухом вы втягиваете прану из пространства.
6. Затем закройте правую ноздрю большим пальцем и задержите дыхание, произнося про себя мантру «Ом» 12 раз. Пошлите поток Праны вниз по позвоночному столбу прямо в его основание – первую чакру. Представьте себе, что энергия ударяет в основание позвоночника (первую чакру) и пробуждает Кундалини.
7. Затем медленно выдохните через левую ноздрю, произнося мантру «Ом» 6 раз.
Для начала выполняйте эту последовательность не более 3 раз перед сеансом Кундалини Рейки. Со временем и практикой можно увеличивать продолжительность и частоту пранаямы.
Делайте это постепенно и осторожно, в соответствии с вашими способностями и возможностями.
Пробуждение Кундалини
Кундалини двояка, она может проявляться, как Махамайя и Махасури либо как Махавидья и Махадеви, приводя как к духовному сну, так и к пробуждению. В духовных системах Индии, в частности в натхизме и Шривидье, часто упоминается, что у Кундалини-шакти есть несколько «витков», или «колец»: Агни-кундалини, Сурья-кундалини и Сома-кундалини.
Существует также деление Кундалини на верхнюю, нижнюю и среднюю. Верхняя – Урдхва-кундалини – соотносится с нисходящей милостью (ануграхой), нижняя – Адхо- или Кула-кундалини – соотносится с восходящей энергией, локализованной в канде, средняя – Мадхьяма-кундалини – соотносится с пространством на уровне пупка (набхи) или груди. Три витка Кундалини могут пониматься как три формы тела (стхула-, сукшма- и карана-шарира), это также состояния бодрствования, сна и глубокого сна. В некоторых системах выделяется четвертое и даже пятое состоянии тела – сознания, поэтому в их описаниях говорится о Пара-кундалини, связанной с самадхи (турьей) или мокшей (турьятитой).
Кундалини-шакти в теле также можно описать как спираль, круг, силу, локализованную в чакрах, имеющих круглую форму. Каждая чакра символизирует своими расходящимися в разные стороны каналами или лепестками творение. Тантрические тексты говорят о том, что в лепестках чакр располагаются Матрики, или женские божества – Йогини, которые являются разными проявлениями Кула-кундалини. Матрики – это буквы санскрита, они представляют формы Кундалини в виде звуковых вибраций, в виде творящих, формирующих реальность биджа-мантр. Кундалини – это творящая сила Брахмана, и в виде Мула-пракрити (изначальной Природы) она разворачивает творение всей Вселенной и множества микрокосмов внутри неё.
Одно из главных качеств Кундалини – пурната (полнота), или многообразие. Распространяясь из изначальной точки (бинду), она проявляет свои «кольца» подобно тому, как образуются круги на воде. Поскольку Кундалини творит пять элементов, в некоторых текстах натхов можно встретить упоминание о Кундалини, свернутой в пять «колец». В других текстах говорится о восьми «кольцах», что означает пять первоэлементов плюс манас, ахамкара и махататтва; есть тексты с упоминанием ещё большего количества «колец» (например, сорока девяти).
Непробужденная и пробуждённая Кундалини
В «Сиддха-сиддханта паддхати» о непробуждённой Кундалини говорится,
что «она пребывает в теле как сила сознания,… создаёт многообразие мыслей, видов деятельности, усилия и проявленный мир».
Обычно Кундалини изображают как змею, обвившуюся в три с половиной оборота вокруг сваямбху-лингама («сваямбху» означает «самопроявленный»; это эпитет Шивы, который проявился из пустоты сознания), и кусающую свой хвост. «Сгорбленность» Кундалини не случайна – она символизирует возвращение к своей истинной природе. Эта Богиня содержит в себе всё, но при этом является «скрытой», что также подразумевает её свернутое состояние. Данное состояние – метафора интеграции энергетической структуры и сознания человека. Пробуждение Кундалини устраняет все обусловленности и двойственность сознания, благодаря чему мы можем достичь восприятия Высшей реальности и вернуться к изначальному тождеству с Богом.
Кундалини-йога
Что же такое Кундалини-йога? По сути – тот же тантрический ритуал поклонения, только внутренний. То есть это не бахья- (внешняя), а манаса-пуджа (мысленная). Если человек искренне поклоняется Шиве, то со временем он отождествляется с Ним. Такой же процесс происходит при поклонении любому Божеству. Каждое тантрическое Божество имеет множество имен, что позволяет других деват рассматривать как его проявления. Есть пары: Бхайрава – Бхайрави, Вишну – Сарасвати и другие, поэтому призыв, например, мужского Божества способен пробудить Кундалини. Женское Божество пробуждает Кундалини в виде четана-шакти (высшего света сознания). Если Кундалини-йога является упасаной (практикой почитания), то Кундалини пробуждается с помощью бхакти, но поскольку по представлениям натхов мы все являемся единой сущностью, излишнее внешнее поклонение и сложную ритуалистику они как правило заменяют вивекой (различением). В целом, «внешние» тантрические практики и «внутренние» йогические рассматриваются как взаимодополняющие.
Считается, что тело содержит в себе всю Вселенную, а на более «доступном» уровне тело отождествляется с Индией. И различные места силы (шакти-питхи) в ней, согласно традиции тантрической йоги, в теле представлены. Когда Кундалини начинает «пробуждаться», «раскрываться», она «путешествует» по этим питхам. В них находятся различные проявления Богини (Йогини), у каждой из которых есть свой Бхайрава. После прохождения Кундалини по всем внутренним питхам достигается целостность нашего существа, всё становится связанным, замкнутым в состоянии блаженного союза. Тело становится пронизанным нашим высшим сознанием, и натхи подразумевают под установлением контроля над телом именно это.
Пробуждение Кундалини в контексте внутренних практик начинается с осознавания и подчинения находящейся в теле праны. Относительно целесообразности выполнения шат-карм (очистительных действий), вьяям, асан, мудр, нужно сказать, что если тело не здоровоe, не чистое, то оно не может стать единым с Маха-Шакти, поэтому эти подготовительные методы очень важны. Подъем Кундалини – это внутренняя «агнихотра» (ритуал огненного подношения Богам), в которой огонь восходящего сознания «поедает» Вселенную, и йогин «пьет» нектар сверхсознания.
Смысл в том, что только при равномерном осознавании сил Вселенной возможно восприятие самарасьи (состояния единовкусия), поэтому прана должна следовать по центральному энергетическому каналу – сушумне. Во многих текстах описывается техника, в которой нужно завести язык за нёбо и делать попеременное дыхание, поочерёдно перекрывая носовые ходы языком. Конечно, можно выполнить такое и на физическом уровне, но суть не в этом. Кундалини, как уже говорилось выше, имеет три витка: солнечный (Сурья), лунный (Сома) и огненный (Агни), т.е. в данном случае подразумеваются каналы ида, пингала и сушумна. Регуляция «дыхания» происходит посредством прохождения «языка» Кундалини через тот или иной канал. Т.е. «огонь» пронзает то левый, то правый каналы, и ему нужно придать ровное положение вдоль сушумны. И это не всё, потому что ещё два потока идут вверх и вниз, из них также один – лунный, а другой – солнечный. В тантре их называют «анулома» и «вилома». Известная техника анулома-вилома – не только о «равновесии» боковых каналов, как многие считают, но и о «равновесии» верха и низа. Когда йогин поднимает прану и «пьет нектар луны» – это тантрическая анулома-вилома.
Эффекты пробуждения Кундалини на уровне тела
Когда энергия Кундалини пробуждается и доходит до затылочной области (бхрамара-гуфы, «пещеры пчёл»), то можно услышать звук, который очень сложно описать. У натхов эта практика называется «агхочари-мудра». Вся Вселенная была сотворена звуком (надой), и описание этого процесса во многом похоже на современную теорию «большого взрыва». Силу, которая из точки (бинду) создаёт все миры, называют Маха-Кундалини. Ее копия в человеческом теле – Кула-кундалини – так же проявляется как звук. Поэтому практикам с надой и бинду натха-йоги уделяют особое внимание. В «Гхеранда-самхите», например, описывается техника сосредоточения на бинду в межбровье (сукшма-дхьяна).
При пробуждении Кундалини, действительно, практически всегда йогин получает опыт света и звука. На самом деле, звук, пульсация присутствуют всегда. Кундалини и нада постоянно активны, но обычный человек не слышит их, потому что его энергии достаточно только для поддержания физического тела. Как только энергии становится больше, йогин начинает воспринимать разные уровни пульсации, которые уже не замкнуты исключительно на теле. Этот звук похож на музыку, которую невозможно передать посредством каких-либо инструментов – пульсирует вся Вселенная, и каждый объект в отдельности. Описывать мистический опыт часто нет смысла. Есть разница между джняной (знанием) и виджняной (опытом, или реализованным знанием). Когда вы видите яблоко – это джяна, когда вы взяли яблоко и начали его есть – это уже виджняна (опыт).
Психофизические изменения в состоянии самадхи
Полноценная йогическая садхана ведет к пробуждению Кундалини и состоянию самадхи, и различные составляющие садханы направлены на одну общую цель. Например, бандхи и мудры – это не только то, что действует на апану (например, мула-бандха), или на прану (джаландхара). Каждая бандха и мудра действует, помимо определенных областей, одновременно и на всю энергосистему и сознание. Это можно сравнить с ядом, который, проникая в какую-то одну часть тела, моментально распространяется по всем другим. Пример с ядом (виша) часто встречается в Тантрах, потому что йогин, который достигает высоких состояний самадхи, внешне становится подобным трупу. Часто в Тантрах говорится также о черном нектаре.
Это все символические обозначения психофизических процессов в теле йога. Когда Кундалини восходит к сахасрара-чакре, йогин обретает сахаджа-самадхи, его дыхание смолкает. Иногда остановка дыхания может быть столь долгой, что если такого йогина закопать в землю или опустить под воду, он сможет находится там длительное время без кислорода. Это один из примеров совершенного пробуждения Кундалини. При достижении нирвикальпа-самадхи сознание йога становится чистым и всепроникающим, и потому он все вещи, явления, процессы, которые происходят в мире, да и сам мир, видит правильным образом. Когда он смотрит на мир из изначального источника, он способен совершать все поступки совершенным образом. Поскольку все его действия достигают поставленных целей, ему не нужно тратить энергию на исправление ошибок, которые могли бы возникнуть, если бы его сознание не было достаточно чистым. На исправление требуется время и энергия, потому при исправлении люди себя изнашивают и умирают очень рано. Человеческое существо от природы рассчитано на долгожительство, все, что нужно – не делать то, что укорачивает его возможности, т.е. мы не получаем возможности, они уже изначально есть в нас как в Атмане.
Препятствия на пути пробуждения Кундалини
Чакры и множество энергетических каналов в непробуждённом состоянии образуют в психоэнергетическом теле человека сложные переплетения, узлы, называемые грантхами. По сути, грантхи «связывают» материю и дух, усиливая ощущение эго и поддерживая обусловленное кармическое видение себя и мира. Для любого практика, чтобы достичь успеха в процессе пробуждения Кундалини, важно развязать эти психические узлы. Грантхи неразрывно связаны со всем, что мы привыкли считать своей личностью, своими привычками, качествами, желаниями. Это бывает сложно понять даже тем, кто очень образован и читал много классических текстов по йоге и тантре. Понять – значит обрести мудрость и, соответственно, избавиться от невежества. Только тогда грантхи развяжутся, и карма йогина не будет ни белой, ни черной. На это может не хватить и множества жизней.
В «Каула-джняна нирнае» говорится, что каул поедает «плоть всех живых существ». Некоторым невежественным людям очень сложно понять, что не физическим ртом нужно есть мясо, как они и делают, со ссылкой на авторитетные писания. С таким виденьем тантры можно прийти только в миры Адов. В тексте подразумевается, что все тела и объекты мира «поедает» пробуждённое сознание, т.е. сознание Шивы, которое проявляется в йогине. Это сознание «поглощает» (охватывает) все остальные, и тогда больше нет противоречий, вызванных различными истинами. Мы осознаем множество различий в себе и в мире, хотя по сути являемся одним целым.
При пробуждении Кундалини власть этих различий над нашим сознанием постепенно ослабевает, и мы высвобождаемся из сетей майи. Это сложный и многомерный процесс, соответственно, источник подобных практик должен быть очень надежным. Поэтому настоящую Кундалини-йогу возможно практиковать только в сильной традиции, под руководством Гуру. В садхане, ведущей к реальной духовной реализации, параллельно с практикой всегда будут подъемы и падения, но что бы не происходило, ко всему нужно относиться с позиции наблюдателя. Ученичество, решение всего себя посвятить практике – серьезный выбор. Это совсем не то же самое, что решить просто сбросить вес или немножко поправить здоровье. Нужно быть готовым к испытаниям. Впрочем, испытаний нет только у двух категорий живых существ: у тех, кто не развивается, и у тех, кто достиг окончательного освобождения и самореализации.
Вопросы к Гуру Йоги Матсьендранатху Махараджу
В текстах натхов говорится о наполнении тела «нектаром Луны», но говорится также, что нельзя допускать нисхождения этого нектара вниз и «поглощения» его Солнцем. В чём тут смысл?
Сначала вы пробуждаете и поднимаете Кундалини, доводите ее до сахасрары, а потом медленно ведете Кундалини вниз. Это, конечно, не просто, для этого нужна подготовка. В нашей школе три уровня посвящения: первый – общий (мантра-дикша), второй – аухгарский и третий – даршани, или кундали. Эти уровни можно сравнить с разными йогами, первый – мантра- и хатха-, второй – лайя- или кундалини-, третий – раджа-йога. В Кашмирском шиваизме они соответствуют разным упаям. Эти уровни – скорее принципы, нежели какие-то определенные практики, ведь все люди очень разные.
Можно практиковать одни и те же методы, но с разными состояниями. Если первый уровень более внешний и импульсивный, то второй уже более высокий и утончённый, требующий предельной осознанности. На последнем уровне достигается полный контроль над бинду. Поэтому нисхождение света происходит постепенно, не стоит путать это с провалом в сферу Солнца. Баланс Солнца и Луны, а именно он достигается посредством наполнения тела «нектаром», – это не одно и то же с поглощением Луны (сознания) раджасом.
Можно ли с помощью методов, усиливающих «огонь» пищеварения (агнисара, наули, уддияна) и концентрации в области пупка, «переплавить» дуальность ума в недвойственный «нектар»?
Можно как-нибудь физиологически объяснить процесс пробуждения Кундалини? Правильным ли будет утверждение, что это процесс перемещения некой энергии через спинной мозг для «включения» спящих отделов головного мозга?
Можно попробовать процесс пробуждения Кундалини описать и с современной точки зрения, например, чакры связать с железами, сушумну – с центральной нервной системой, но слишком идеализировать такую точку зрения не стоит. Это истина только для тех, кто Кундалини рассматривает очень ограниченно. Кундалини – это весь мир, потому что весь мир – это Шакти. Что подразумевают тексты под распрямлением Кундалини? Ведь Шакти может пониматься по-разному. Можно этот процесс очень упростить, но тогда это не даст каких-то больших духовных изменений. В этом мире миллионы людей занимаются йогой и все что-то чувствуют в позвоночнике, в областях тела, соответствующих чакрам, но сложно сказать, что их жизнь существенно меняется. Когда на самом деле йогин работает с Кундалини и чакрами, то происходят радикальные изменения между йогом и миром, в котором он находится.
Эта практика опасна тем, что в мире могут возникнуть проблемы. Практиковать какие-либо эффективные методы, которые дают быстрые результаты, живя в социуме, очень не просто. Для ухода в ретрит также нужна предварительная подготовка. Гуру подробно обучает получившего санньясу, что нужно делать и как, находясь в долгом ретрите. Потому что там малейшие изменения на психоэнергетическом уровне отражаются на окружающей среде, и если у вас при этом остались какие-то социальные иллюзии, то вся такая садхана может развалиться как карточный домик.
Как бы там ни было, хотите ли вы практиковать йогу в уходе от мира, или как тантру, вам придется изучить много разных деталей. Например, по каким законам происходит взаимодействие микро- и макрокосма, и как сделать так, чтобы это взаимодействие работало в интересах вашей эволюции. Многие учебники по йоге и курсы эту тему игнорируют, поэтому в том, что они называют «процессом пробуждения и поднятия Кундалини», есть, в сущности, одно лишь название. Потому что их садхана включает очень ограниченные методы, а те методы, которые нужны на самом деле, никто и никогда не опишет в книжках. Деталей может быть очень много, их должен объяснять Гуру, который сам на практике все реализовал и прошел весь путь. Таких Учителей мало, как и учеников, которые на самом деле способны учиться у них чему-то серьезному.
Существуют ли мантры Кундалини?
Да, есть отдельные мантры для почитания Богини Кундалини и Кубджики («Кубджика» переводится как «сгорбленная», «свернутая» – это имя Богини в одном из древнейших шактийских культов). Есть также «Кундалини-сахасранама» («тысяча имён Кундалини»).