Поднимает и опускает зрительную трубку в микроскопе что
Урок по природоведению в 5-м классе по теме «Прибор, открывающий невидимое»
Разделы: Биология
Цели:
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент
Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2. Сообщение цели и темы урока
Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья.
Давайте скорее его прочитаем.
Учитель читает письмо.
Привет, мальчишки и девчонки из 5 «Б» класса!
Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!
Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.
А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.
Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?
С уважением, ваш Стекляшкин.
Учитель: Ребята, какие же задачи поставил перед нами Стекляшкин? (ответы учащихся).
Учитель: Правильно. Познакомится с увеличительным прибором, с его устройством и с правилами работы.
Записи вы будете вести в рабочих листах. (Приложение 1).
Итак, возьмите рабочие листы, запишите число и тему урока «Прибор, открывающий невидимое». Запись числа и темы урока учителем на доске.
3. Изложение нового материала
Учитель: Какие увеличительные приборы вы знаете? (лупа, микроскоп)
Сегодня разговор пойдет о микроскопе.
Слово «микроскоп» — это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скопос» (наблюдатель). Таким образом, «микроскоп» означает «наблюдатель маленького». Это прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооруженным глазом.
Чтобы вы это не забыли, давайте запишем, что обозначает слово «микроскоп» на рабочих листах.
Кто же изобрел микроскоп?
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.
И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться?
На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков.
Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка!
Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек.
Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.
О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки.
Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше.
Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.
Запись (1590 год очковый мастер Захария Янсен) на рабочих листах.
В наше время хорошие оптические микроскопы дают увеличение в две тысячи раз. А сверхсильные микроскопы особого устройства — «ультрамикроскопы» — увеличивают еще больше.
Микроскоп стал теперь как бы глазом ученого. Ни одна наука теперь не обходится без его содействия. И это понятно: он показывает строение вещества, его сокровенные тайны.
Достичь увеличения в 20 тысяч раз и больше ученым удалось, создав электронный микроскоп. Стеклянные линзы в нем заменены электромагнитными, а световые лучи — потоком электронов, выбрасываемых электронной пушкой. Получился электронный микроскоп.
4. Лабораторная работа
Учитель: Что ж пришло время изучить устройство микроскопа.
Откройте учебник на с.84.
Наша задача: изучить таблицу «устройство микроскопа», в которой указано, для чего необходима каждая часть микроскопа. А потом найти эти части у выданных вам микроскопов.
По ходу изучения устройства микроскопа на доске под вывеской «Части микроскопа» учитель вывешивает таблицы со словами: объектив, окуляр, тубус, винт, столик, зеркало, штатив. Отдельно прикрепляется таблица со словом «препарат».
Итак, читаем название части микроскопа под номером 1. Найдите эту часть микроскопа на рисунке 100. Где находится объектив у выданного вам микроскопа? Название «объектив» происходит от латинского слова «объектум», что значит «предмет».
Читаем название части микроскопа под номером 2. Найдите эту часть микроскопа на рисунке 100. Где находится окуляр у выданного вам микроскопа? Название «окуляр» происходит от латинского слова «окулус», что значит «глаз». Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру.
Читаем название части микроскопа под номером 3. Найдите эту часть микроскопа на рисунке 100. Где находится тубус у выданного вам микроскопа? Итак, тубус соединяет объектив с окуляром.
Читаем название части микроскопа под номером 4. Найдите эту часть микроскопа на рисунке 100. Где находится большой винт у выданного вам микроскопа?
Читаем название части микроскопа под номером 5. Найдите эту часть микроскопа на рисунке 100. Где находится предметный столик у выданного вам микроскопа? На предметный столик мы кладем препараты ( от лат. «препаратус»-«приготовленный») или их еще называют микропрепараты. На следующем уроке вы сделаете еще шаг вперед: попробуете своими руками приготовить препарат для рассматривания под микроскопом. Чаще же при изучении живых объектов пользуются готовыми препаратами, которые хранятся в лаборатории много лет.
Читаем название части микроскопа под номером 6. Найдите эту часть микроскопа на рисунке 100. Где находится зеркало у выданного вам микроскопа? Микроскопы, стоящие перед вами, называются световыми.
Читаем название части микроскопа под номером 7. Найдите эту часть микроскопа на рисунке 100. Где находится штатив у выданного вам микроскопа? К штативу прикрепляется не только тубус, но и предметный столик.
Итак, мы с вами познакомились с устройством микроскопа.
5. Физкультминутка
Теперь я предлагаю провести физкультминутку, которая улучшит ваше мозговое кровообращение.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
6. Продолжение темы
Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает.
Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом:
увеличение окуляра x увеличение объектива =
Увеличение окуляра и объектива определяются по цифрам на их оправах.
Учитель прикрепляет табличку «Увеличение микроскопа: увеличение окуляра x увеличение объектива =».
Задание 1: подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа.
Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив. В школьной лаборатории это делает учитель.
7. Продолжение лабораторной работы.
А теперь научимся работать с микроскопом.
Предлагаю вам организовать работу следующим образом: на с.85 мы будем читать правила работы с микроскопом. Одни из вас читают правила, другие сразу делают так, как это правило советует. После того, как одни из вас проделают последовательно все операции, передают микроскопы соседям, а сами читают правила. Рассматривать мы будем препарат «кожица лука».
Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом.
8. Закрепление
Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.
Предлагаю вам разгадать кроссворд «Устройство увеличительного прибора».
Учащиеся разгадывают кроссворды на листочках, один ученик- у доски.
По горизонтали:
По вертикали:
А теперь оцените себя: если вы отгадали кроссворд самостоятельно без ошибок, закрасьте кружок красным.
Если вы 1-3 слова отгадали с помощью подсказки, закрасьте кружок синим.
Если вы 4-5 и больше слов отгадали с помощью подсказки, закрасьте кружок зеленым.
Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом.
Задание: выберите верное утверждение.
(Курсивом выделены верные ответы).
А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, закрасьте кружок красным.
Если вы сделали 1-2 ошибки, закрасьте кружок синим. Если вы сделали3-4 ошибки закрасьте кружок зеленым.
9. Подведение итогов урока.
Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся)
Выполнили ли мы задания, полученные от литературного героя? (ответы учащихся)
Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.
Л/р «Устройства увеличительных приборов»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Лабораторная работа № 1
Тема. Устройство увеличительных приборов.
Цель. Познакомиться с оптической и механической системами микроскопа, усвоить правила работы с этим прибором.
Оборудование: микроскоп, учебник, таблица, правила.
Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части её (рис. 1). Подпишите их название.
Рис. 1. Строение ручной лупы
1.Изучите правила работы с микроскопом.
2.Рассмотрите микроскоп, найдите оптическую и механическую системы микроскопа.
3.Обозначьте части микроскопа на рисунке в своей тетради.
4.Чем отличается микроскоп от лупы?
5.Какие главные части у лупы и микроскопа?- Что общего в строении этих увеличительных приборов?
6. Соотнести понятие и определение
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят
2. Служит для крепления всех частей микроскопа
3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса
4. Зрительная трубка
5. Помогает направить свет
6. Служит для размещения на нем объекта исследования
7. Поднимает и опускает зрительную трубку
C. Предметный столик
Задание 3 1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.
Общее увеличение микроскопа
3. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.
Вывод: В ходе работы _____________________________________________.
В выводах обратите внимание на значение микроскопа в биологических исследованиях, а также на особенностях его строения.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Қонунҳои асосии эволютсияи биологӣ
Аҳамияти ҳайвоноти якҳуҷайра дар табиат ва ҳаёти инсон
План урока » Ткани организма» (8 класс)
Зоология намунаи тестҳои олимпӣ
Презентация » Ткани организма» (8 класс)
Тағйирпазирӣ. Мутатсия ва намудҳои он
План урока «Сезонные изменения в жизни организма» (5 класс)
Растаниҳои шифобахши Тоҷикистон (6 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5369535 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 7 Увеличительные приборы
Стр. 50. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Что собой представляет научный метод «наблюдение»?
Научный метод «наблюдение» представляет собой комплекс целенаправленных восприятий явлений объективной действительности, в процессе которых наблюдатель может получать знания о внешних сторонах, свойствах, реакциях изучаемого конкретного объекта.
№ 2. Какие увеличительные приборы вы знаете? Для чего их применяют?
Увеличительные приборы позволяют увеличить изображение в несколько сотен раз, чтобы более детально изучить их внешние характеристики. Я знаю такие увеличительные приборы:
Лупа – это простой прибор, который позволяет получить увеличенное до 20 раз изображение. С его помощью можно только увидеть клетки, но вот изучить их строение не удастся;
Микроскоп – это более сложный прибор, позволяющий не только рассмотреть, но и изучить самые мелкие предметы, так как его увеличительная способность достигает нескольких тысяч раз;
Телескоп – это прибор, который предназначен для наблюдения за небесными телами, однако под таким понятием еще подразумевают оптическую телескопическую систему, применяющуюся не обязательно для астрономических целей.
Стр. 51. Лабораторная работа «Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений»
Рассматриваем ручную лупу. Это достаточно простой прибор, который позволяет увидеть предмет, увеличенным в 20 раз. Лупа состоит из ручки, необходимой для удерживания прибора в руке, и оправы, на которой крепится увеличительное стекло. При помощи лупы легко можно рассмотреть некоторые части и клетки исследуемого предмета, однако строение этих клеток увидеть не получится.
Рассматриваем невооружённым глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Невооруженным глазом можно увидеть, что мякоть плода томата и арбуза рыхлая, мягкая. Мякоть плода яблока немного плотнее, но также имеет рыхлую структуру. У всех плодов она состоит из мелких крупинок, которые словно «кирпичики» образовывают структуру плода.
Рассматриваем кусочки мякоти плодов под лупой. Для этого ручную лупу держим близко к глазу, а биологический объект приближаем к лупе (или лупу к объекту) до тех пор, пока не получим чёткого изображения. Рассматривая кусочки мякоти плодов арбуза, яблока и томата под лупой, можно увидеть разное строение их клеток. Например, у мякоти плода помидора и арбуза клетки округлые, прозрачные, бледно-розовые. У мякоти яблока клетки бесцветные. В мякоти всех плодов клетки имеют оболочку, которая не придает им определенную форму, не дает растекаться цитоплазме и внутри которой находятся органеллы.
Зарисовываем увиденное в тетрадь, рисунки подписываем.
Вывод:
Невооруженным глазом разглядеть клетки, из которых состоит мякоть плодов арбуза, яблока или томата, невозможно. Удается лишь оценить ее структуру: рыхлая, мягкая, в виде зернышек. При помощи лупы можно увидеть клетки, которые у каждой мякоти разные. Например, у яблока они светлые, полупрозрачные. А у арбуза и томата – бледно-розовые, округлые. Также с помощью лупы можно увидеть, что все клетки имеют клеточную стенку, которая держит форму.
Стр. 53. Лабораторная работа. «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним».
Рассматриваем микроскоп. Находим тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясняем, какое значение имеет каждая часть.
Тубус представляет собой зрительную трубку, в которую вставляются увеличительные стекла.
Окуляр – это верхняя часть тубуса, через которую можно увидеть изображение в микроскопе.
Штатив – это специальное приспособление, которое служит соединяющим и удерживающим креплением для всех частей микроскопа.
Объектив – это нижняя часть тубуса, позволяющая еще больше увеличивать рассматриваемый объект при помощи дополнительных увеличительных стекол.
Винты – это механизмы, которые нужны для того, чтобы настраивать в окуляре максимально четкое изображение.
Зеркало – это еще одна деталь микроскопа, которая предназначена для улавливания солнечных лучей и направления их на располагающийся на предметном столике объект.
Предметный столик – это подставка, у которой по центру есть отверстие, предназначенная для размещения стеклянной пластины (предметного стекла) с изучаемым объектом.
Определяем, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта. В среднем микроскоп может увеличить изображение объекта до 3600 раз. Чтобы узнать, какое увеличение дает тот или иной прибор, необходимо перемножить увеличительные возможности объектива (это обычно подписано на соответствующих частях микроскопа) на увеличительные возможности окуляра.
Знакомимся с правилами пользования микроскопом.
Отрабатываем последовательность действий при работе с микроскопом: установка микроскопа, чищение от пыли окуляра и зеркала, начало работы с малого увеличения, изучение объекта при большом увеличении, уборка прибора в места его хранения.
Вывод:
Микроскоп является важным оптическим прибором, который необходим для проведения биологических исследований. Он имеет сложное строение и требует соблюдения правил при обращении с ним. С его помощью можно увидеть детальное строение клетки, ее состав.
Стр. 53. Вопросы после параграфа
№ 1. Какие увеличительные приборы используются для изучения микроскопических объектов?
Для изучения микроскопических объектов используются такие увеличительные приборы, как лупа и микроскоп.
№ 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?
Лупа является самым простым из увеличительных приборов. Она бывает двух видов – ручная и штативная. Ручная лупа состоит из ручки, за которую нужно держать прибор при использовании, и увеличительного стекла. Увеличительное стекло имеют выпуклую с двух сторон форму и вставлено в оправу.
Для изучения объекта лупу берут за ручку (рукоятку) и подносят к предмету на то расстояние, при котором его изображение будет видно максимально четко. Такая лупа позволяет увеличить изображение предмета в 2 – 20 раз.
Штативная лупа – это аналог ручной лупы. Ее конструкция немного сложнее: в оправу вставлены два увеличительных стекла, которые крепятся на штативе. К штативу также присоединен предметный столик, на котором есть зеркало и отверстие. Такая лупа позволяет увеличить изображение предмета в 10 – 25 раз.
№ 3. Как устроен световой микроскоп?
Световой микроскоп состоит из таких основных элементов, как объектив и окуляр, которые закреплены в подвижном тубусе. Тубус располагается на металлическом основании или штативе. Также к штативу крепится предметный столик. В тубус вставляются линзы.
На верхнем конце тубуса находится окуляр, состоящий из оправы и двух увеличительных стекол. На нижнем конце тубуса – объектив, который состоит из оправы и нескольких увеличительных стекол.
У современных моделей светового микроскопа также есть специальная осветительная система, которая состоит из нескольких линз. В учебном приборе ее роль выполняет вогнутое зеркало.
Предметный столик у микроскопа выполняет роль поверхности, на которой располагается микроскопический препарат. В центре у него есть отверстие, которое пропускает свет, отражаемый зеркалом.
№ 4. Как узнать, какое увеличение даёт микроскоп?
Микроскоп позволяет получить максимальное увеличение изучаемого предмета до 3600 раз. Чтобы точно узнать, какое же увеличение дает микроскоп, нужно умножить число, которое указано на окуляре, на число, которое указано на используемом объективе.
Пример: на окуляре написано «10», а на объективе «20». Это значит, что: 10 умножаем на 20 и получаем 200. Микроскоп дает увеличение в 200 раз.
Стр. 53. Подумайте
Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?
При помощи светового микроскопа можно изучать только прозрачные объекты, например, тонкий срез растительной или животной ткани. Все потому, что под стеклом прибора располагается источник света или зеркало, лучи которого проходят сквозь изучаемый предмет и попадают на систему линз объектива. Эти линзы и позволяют получить увеличенное изображение. Если предмет будет непрозрачным, то лучи от зеркала или источника света просто не смогут пройти сквозь него, а значит, не удастся получить нужное изображение.
Стр. 54. Задание
Выучите правила работы с микроскопом.
Работу с микроскопом нужно проводить только сидя.
Перед началом работы прибор нужно осмотреть, протереть от пыли окуляр, зеркало, объективы мягкой салфеткой.
Устанавливается микроскоп на ровной поверхности, примерно за 5 – 10 см от края.
Начинать работу с микроскопом нужно с малого увеличения. Для этого объектив опускают в рабочее расстояние – примерно на 1 см от предметного стекла.
Пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, нужно направить свет от окна в объектив, а после максимально равномерно осветить поле зрения.
На предметный столик положить микропрепарат. Далее вращать винт наводки на себя, плавно поднимая при этом объектив до тех пор, пока в окуляр не будет хорошо видно изображение объекта.
Для изучения при большем увеличении настроить объектив.
После завершения исследования установить малое увеличение, поднять объектив, убрать препарат с предметного столика, протереть все части микроскопа и убрать его в место хранения.