Подменный автомобиль это такое что
Обязаны ли предоставлять подменный автомобиль на время гарантийного ремонта?
Многие автовладельцы сталкиваются с тем, что находящийся на гарантии автомобиль ломается и попадает в сервис. Случается, что его гарантийный ремонт по каким-то причинам затягивается. Тогда и встает вопрос о том, что необходим подменный автомобиль на время ремонта по гарантии.
Иногда условие о возможности предоставления подменного транспорта на время ремонта прописано в договоре.
Если же договор, заключенный между собственником транспортного средства и автосалоном не содержит сведений о порядке предоставления подменного автомобиля, регулирование вопроса осуществляется в соответствии с требованиями законодательством.
Так согласно п. 2 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 в отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.
Однако в данной статье указан перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется. В числе таких товаров находится и автомобиль.
Поэтому продавец автомобилей не обязан предоставлять клиентам другой автомобиль на период ремонта. И тем более бесплатно. Это может быть исключительно доброй волей руководства компании.
Подменный автомобиль на время ремонта по гарантии
Обязанность предоставления подменного автомобиля
Многие автовладельцы считают, что пока проводятся работы с их автомобилем, дилерский центр или СТО обязаны предоставить им подменную машину.
Вы наверняка видели на дорогах своего города авто с соответствующей надписью на кузове «подменный автомобиль». Таким образом изготовители лишний раз привлекают внимание к своей марке, подчеркивая, что заботятся о своих клиентах и не оставляют их на время проведения работ «без колес».
Цель предоставления подменного автомобиля в том, чтобы автовладелец не чувствовал дискомфорта от отсутствия его автомобиля, т.е. для дилера цель состоит в улучшении качества сервиса и формировании положительного отношения к своей марке автомобиля.
Большинство крупных марок изготовителей автомобилей практикуют в работе своих дилерских сетей предоставление подменных автомобилей, поэтому не делать этого сегодня – было бы для них большим упущением перед конкурентами.
В связи с этим, когда на время проведения ремонта человеку не дают замену – он возмущен и считает, что его законные права были нарушены. Так ли это на самом деле? Разберемся с точки зрения действующего законодательства.
Итак, согласно п.2 ст.20 потребительского закона, в течение 3 дней после того как потребитель потребовал проведения работ по гарантии, его обязаны обеспечить таким же товаром длительного пользования, как и его собственный. Причем сделать это бесплатно. Закон не дает определения понятию «подменный» товар.
п.2 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей»
Как видно из указанной нормы закона, она содержит исключения и не все категории товаров потребителю обязаны подменять. Смотрим перечень товаров, на которые требование владельца дать ему на время проведения работ аналога не распространяется.
п. 1 «Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара»
Первый же пункт перечня – «Автомобили». Значит, у дилерской станции нет обязанности предоставлять замену аналогичным автомобилем на время проведения работ, в т.ч. по гарантии.
Предоставление подменного автомобиля возможно, только если по какой-то причине дилер сам этого хочет. Заставить его дать Вам аналогичный автомобиль, пока Ваш находится в ремонте – невозможно.
Следовательно, ответственность в виде пени, установленной потребительским законом, за то, что не обеспечил Вас заменой – дилер тоже не несет.
Единственное исключение – это когда информация о предоставлении дилером подменных автомобилей где-то содержится, например, в разделе про гарантийные обязательства в сервисной книжке на автомобиль, или в договоре купли-продажи, либо в рекламных материалах дилера.
В этом случае не предоставление подменки как это было обещано, будет являться нарушением со стороны дилера и его можно обязать принудительно выдать автомобиль на время ремонта или получить компенсацию расходов на аренду авто.
В каких случаях предоставляется подменный автомобиль
Очевидно, что количество подменных машин у дилеров ограничено, то есть подменных автомобилей у них меньше, чем обычно одновременно находящихся автомобилей в ремонте.
Обеспечить подменными машинами всех желающих очень сложно, даже когда дилер очень сильно заботится о лояльности своих клиентов и хочет им во всем угодить.
Поэтому приходится устанавливать некоторые критерии, по которым дилер принимает решение, предоставлять подмену или нет.
Как правило, у дилеров всегда есть в запасе несколько автомобилей для «особых случаев» или особо требовательных и «сложных» клиентов. Поэтому, бывает, что самым настойчивым удается получить машину.
Итак, в каких случаях обычно дают подменное авто:
Срок предоставления подменного автомобиля обычно устанавливается исходя из срока предполагаемого ремонта. В случае если срок ремонта превышает изначально запланированный, то срок предоставления в пользование подменного автомобиля продлевается соответственно.
Каким должен быть срок проведения гарантийного ремонта смотрите здесь.
Так, при просрочке устранения недостатков ст.23 потребительского закона установлена обязанность дилера выплатить потребителю пени равную 1% цены товара в день.
При цене автомобиля в полтора миллиона рублей, неустойка составит 15 000 руб. в день за каждый день, пока автомобиль не будет отремонтирован. При этом время на поставку необходимых для проведения работ запчастей также учитывается и включается в период просрочки.
Естественно, дилер понимает, что человек, ждущий окончания ремонта уже месяц или два потенциально для него опасен в юридическом смысле – он может потребовать выплаты пени, или, что еще хуже, обратиться в суд и требовать уже заменить автомобиль на новый, либо вернуть его стоимость.
Чтобы сгладить вероятное недовольство в связи с невозможностью пользоваться своим автомобилем в течение долгого времени дилеры обычно готовы идти на уступки и предоставлять подменные авто, пока не завершится ремонт.
Как заставить дилера дать подменный автомобиль на время проведения работ
Для того чтобы с большей вероятностью получить на время проведения работ замену, дилер должен понимать, что Вы знаете свои права относительно порядка проведения гарантийного ремонта.
Шансы на получение подменного автомобиля на время гарантийного ремонта значительно увеличатся, если Вы правильно зафиксируете свое обращение к дилеру с требованием о проведении гарантийного ремонта.
Большинство автовладельцев считает, что срок ремонта автомобиля по закону составляет 45 дней. Это не так.
п.2 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей»
При этом отсутствие нужных для проведения работ запчастей не может влиять на его длительность. То есть если срок устранения недостатка составляет, например, двадцать нормо-часов, но у дилера нет нужной для проведения работ запчасти, то срок устранения недостатков все равно считается равным двадцати нормо-часам, а после его истечения наступает ответственность в виде неустойки.
Сорок пять дней – это максимально допустимый законом временной отрезок для проведения гарантийных работ, о котором потребитель и дилер могут договориться в письменном соглашении.
Важно! Если Вы не хотите, чтобы срок проведения работ был сорок пять дней – не нужно подписывать заказ-наряд или иные документы, где это указано. Это не обязательно и не дилер решает, сколько будет длиться ремонт.
У нас на сайте есть подробная статья про срок гарантийного ремонта автомобиля.
Есть такое заблуждение у автовладельцев, что если Вам на время ремонта выдали подменный автомобиль, то сколько бы ремонт не длился, Вам уже не получить компенсацию за нарушение срока ремонта. Это не так.
Этот вопрос затрагивался в одной из публикаций Российской газеты:
И действительно, с точки зрения закона, дилер не обязан выдавать Вам подменку, поэтому, он может ее выдать, а может и не выдать, но на исполнение своих обязательств по проведению гарантийного ремонта в установленный законом срок это никак не влияет.
Когда срок гарантийного проведения работ не был определен в письменной форме Вашим соглашением с дилером, то есть Вы отказались подписывать документы, содержащие указание на то, что работы проводятся в сорок пять дней, то дилер понимает, что:
При таких обстоятельствах дилер с большей вероятностью пойдет на первоочередное предоставление Вам подменного авто на период ремонта.
Ниже Вы можете ознакомиться и скачать образец заявления дилеру о предоставлении на время подменного автомобиля для ситуации, когда дилером допущена просрочка проведения работ.
Образец заявления о предоставлении подменного автомобиля
Наименование дилера
(уполномоченной изготовителем организации):
__________________________________________
ОГРН___________________
Адрес местонахождения: ___________________
От: Ф.И.О. автовладельца:
__________________________________________
Адрес: ____________________________________
Тел.: ___________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
о предоставлении подменного автомобиля
__.__.2017 в связи с обнаружением в принадлежащем мне автомобиле марки _____ модель______ VIN_______________________ недостатков в виде ________________, мной было заявлено Вам требование об их безвозмездном устранении по гарантии.
Поскольку срок проведения работ не был согласован нами письменно, то они должны быть устранены незамедлительно.
Полагаю, что объективный срок проведения данного ремонта составляет __ дней.
В случае нарушения данного срока по закону наступает ответственность дилера в виде уплаты пени в размере 1% цены в день.
За нарушение срока проведения гарантийного ремонта ___________ (наименование дилера) обязано будет выплатить мне неустойку из расчета _________ (цена автомобиля)/100*___ (количество дней просрочки).
Кроме этого, в связи с необоснованно длительным нахождением моего автомобиля в ремонте, я вынужден буду нести убытки в виде расходов на аренду автомобиля такого же класса в размере ____________ руб. в день, которые __________ (наименование дилера) также будет обязано мне возместить.
Во избежание несения данных убытков прошу предоставить мне подменный автомобиль такого же класса на период до окончания проведения гарантийного проведения работ.
Такое заявление, естественно, не является гарантией предоставления Вам дилером подменного автомобиля, но, по нашей практике, увеличивает вероятность этого.
Заявление нужно заполнить, сделать два экземпляра, один из которых вручить уполномоченному работнику дилерской станции, например, инженеру по гарантии.
На втором экземпляре Вам должны поставить дату, подпись уполномоченного работника дилера с расшифровкой и указанием должности. Если отказываются принимать – направьте почтовым отправлением.
Как получить подменный автомобиль на время ремонта по гарантии
Производитель обязан осуществлять гарантийный ремонт купленного автомобиля, если в нем обнаружились дефекты, образовавшиеся не по вине владельца.
Покупатели, испытывая неудобства из-за отсутствия ТС, часто обращаются к дилерам с просьбой предоставить временную машину, опираясь на положения Закона «О защите прав потребителей».
Законодательство
Во 2 пункте 20 статьи Закона № 2300-1 указано, что покупатель вправе требовать от продавца временной замены товара, относящегося к категории технически сложных, на срок гарантийного ремонта.
Автомобиль попадает под это определение, поэтому водители рассчитывают на получение в распоряжение автомашины на время, когда их собственное ТС ремонтируется – то есть хотя бы на 45 дней, пока согласно 1 пункту той же статьи длятся работы.
Обязан ли дилер предоставлять подменную машину?
Оказывать такую услугу автодилер не обязан. Утверждение можно подкрепить последней строкой 2 пункта 20 статьи того же нормативного акта, где указано, что далеко не все технически сложные покупки подлежат подмене.
Если обратиться к Постановлению Правительства № 55, принятому 23 декабря 1998 года, то можно увидеть список товаров, на которые не распространяется действие 2 пункта 30 статьи Закона «О правах потребителей». В 1 пункте перечня можно увидеть, что авто относится к товарам, не подлежащим замене со стороны продавца в случае поломки.
Из вышесказанного ясно, что выделять машину на подмену автосалон не должен – юридическая ответственность за отказ не наступает. Ряд компаний все-таки выдает автомобиль клиентам при поломке их собственного ТС. Однако это инициатива непосредственно продавца, а не его обязанность, навязанная законом.
Условия подмены
Единственные обязанность дилера при поломке проданного им авто – вернуть деньги, уплаченные за некачественный автомобиль, либо отремонтировать ТС бесплатно по гарантии.
Срок последнего не может составлять более 45 дней, о чем указано в 1 части 20 статьи Закона № 2300-1. Выдача авто на замену осуществляется, если услуга прописана в договоре.
Автосалон может пойти навстречу покупателю, если:
Внимание! Обязать автосалон предоставить подменное ТС может только пункт с соответствующим указанием в договоре купли-продажи. Однако такую политику лояльности можно встретить только у крупнейших автокомпаний.
Условия предоставления
Предоставление машины на платной основе обычно не вызывает возражений у автосалонов. Довольно часто ТС дается на сутки, если клиент обращается с обоснованной просьбой в салон.
Но при предъявлении требования предоставить транспортного средства на более длительный срок без дополнительной платы автовладельцы сталкиваются с множеством трудностей.
Обычно для получения другой машины на время ремонта собственного клиент должен выполнить ряд требований автосалона. Их перечень зависит от политики организации, однако к наиболее часто встречающимся относятся:
Подобные условия обычно прописываются в пункте договора купли-продажи, регулирующем процедуру предоставления авто взамен находящегося на ремонте. Также обязательно нужно их задокументировать при получении временного ТС.
Внимание! Лучше заранее узнать как можно больше подробностей, связанных с эксплуатацией подменного авто. Нужно выяснить не только условия предоставления и возможную доплату за использование ТС, но и последствия, наступающие в случае непредвиденного ДТП или неожиданной поломки машины.
Предоставляемые документы
Так как процедура подмены автомобиля в законе строго не регламентируется, перечень документов, нужных для ее осуществления, может меняться.
Обычно автосалон требует предоставления минимального количества бумаг. К ним относятся:
Подменное авто по КАСКО
Владельцы такой страховки могут рассчитывать на получение временного транспортного средства непосредственно от страховой компании. Подобное обязательство указывается в договоре страхования.
Не стоит беспокоиться о получении машины владельцам пакетов автострахования класса «Премиум». Обычно при их покупке пункт о получении подменного ТС прописывается непосредственно в самом договоре со страховщиком.
Внимание! Оформление КАСКО не влияет на условия предоставления ТС на замену непосредственно официальным автодилером. Однако получить машину на время при оформлении дорогой страховки несколько проще.
Подменная машина по ОСАГО
Оформление страхового полиса не дает владельцу преимуществ при получении авто на подмену.
Даже среди дополнительных услуг, предоставляемых страховщиком по подобным полисам, не значится возможность обеспечения автомобилем в случае отправки принадлежащего клиенту ТС на ремонт.
Поэтому возможность все-таки получить временную машину зависит исключительно от лояльности автодилера.
Ситуация за рубежом
За границей практика предоставления средства передвижения при отправке авто на ремонт распространена больше, чем в пределах России. В США салоны имеет собственный автопарк, за счет которого при необходимости водители и обеспечиваются временными машинами.
Однако взять средство передвижения, схожее по характеристикам с отданным в ремонт, не получится даже за рубежом. Зачастую владелец получает в распоряжение автомобиль среднего класса и, естественно, не новый.
В каких случаях дилер вправе отказать
Распространенными причинами являются:
Стоит учитывать, что за отказ в выполнении просьбы клиента автосалон несет ответственность, только если в договоре имеется ссылка на обязательность оказания услуг по подмене.
Получен отказ, что делать?
Если салон отказал в предоставлении автомобиля, то можно воспользоваться платной услугой по найму машины в любом автопарке, а затем попробовать получить компенсацию за потраченные средства. Больше всего шансов возместить ущерб имеется в случае, если автодилер просрочил обозначенное в законе время исполнения обязательств по ремонту.
Составление претензии
Чтобы заставить дилера возместить понесенные затраты, следует озаботиться составлением специального письменного документа. В нем указывается следующая информация:
К заявлению прикладываются все платежные документы на автомашину, договор о покупке, а также сервисная книжка.
Куда направить документ?
Один экземпляр претензии направляется в салон. Работник, принимающий документ, проставляет на остающемся у клиента экземпляре отметку о получении бумаг.
После этого остается немного подождать. Продавцы предпочитают удовлетворить требование клиента, особенно если не хотят выплачивать неустойку.
Шансы на положительный для нас исход
При отсутствии реакции со стороны салона потребитель может обратиться в Роспотребнадзор и суд. Однако если пункт о временном предоставлении автомобиля в договоре отсутствует и срок выполнения гарантийного ремонта дилер не нарушил, то шансы на положительный исход невелики.
Опыт предоставления подменного авто крупными производителями
Крупные фирмы, заключающие большое количество сделок по продаже средств передвижения, решают проблему с подменой заблаговременно.
На сайте компании «Форд» указано о предоставлении замены ремонтируемого авто при любых условиях. Однако класс и технические характеристики выданного ТС могут существенно отличаться от машины владельца в худшую сторону.
Крупнейшие поставщики, такие как «Мерседес» или «Ягуар», предпочитают заранее прописывать пункт о подмене в типовом договоре о продаже ТС.
Сложнее всего получить временное авто клиентам «Шкоды». Производитель перед принятием решения настаивает на проведении комплексной экспертизы, по результатам которой и удовлетворяется (либо отклоняется) просьба.
Полезное видео
Ознакомьтесь с роликом, если вы живете в Санкт-Петербурге и у вас фольксваген:
Как отремонтировать машину по отзывной кампании
Без потерь
Я бесплатно починил автомобиль по отзывной кампании.
В апреле 2018 года я сдал свою Киа Сид по отзывной кампании в салон официального дилера. Там ее починили, сломали и снова починили. Я потерял немного времени, но зато ничего за это не платил. Пока машину чинили, ездил на подменном автомобиле от салона.
В статье расскажу, как сдать машину по отзывной кампании и что делать в случае возможных проблем.
Что такое отзывная кампания
Отзывная кампания — это возврат товара к поставщику для ремонта или доработки. Производитель выпускает товар, продает, а потом смотрит на статистику происшествий и выясняет, например, что этот товар имеет недостатки. Тогда производитель забирает эту продукцию, устраняет брак и отдает обратно владельцу или заменяет на новую. Отечественные производители тоже проводят отзывные кампании.
Отзывные кампании устраивают для разных товаров, в том числе, например, для смартфонов. Но чаще всего их проводят производители автомобилей. Большинству производителей это выгодно в имиджевом плане: так они показывают лояльность и заботу о клиентах.
Владелец за эти манипуляции не платит. Отзывная кампания — это не гарантийный ремонт: по гарантии в сервисе починят уже сломавшуюся деталь, а по отзывной будут менять те узлы автомобиля, которые сейчас работают, но могут сломаться.
По отзывной кампании можно сдать любую, даже «убитую» машину. Ремонтировать будут только те неисправности, которые указаны в условиях кампании. Отзывная кампания не поможет, если вы нашли в автомобиле другой брак и хотите его устранить.
Как проверить, какие машины отзывают
Списки отзываемых машин появляются на сайтах производителей и Росстандарта. Чтобы узнать, подходит ли автомобиль под отзывную кампанию, проверьте его по вин-коду на сайте производителя, обычно для этого там есть специальная страница.
Отслеживать отзывные кампании нужно самостоятельно. Производитель не пришлет на почту уведомление и не позвонит владельцу.
Под отзывную подходят любые машины с выявленными проблемами, независимо от года выпуска.
У меня Киа Сид рестайлинг 2011 года. Я вообще ничего не знал об отзывных кампаниях, пока однажды на форуме автовладельцев не прочитал, что производитель отзывает автомобили именно этой модели. Решил проверить, попадает ли под это моя машина: зашел на сайт «Киа», вбил вин-код — и выяснил, что мой автомобиль тоже возьмут на ремонт.
По мнению производителя, у моей машины три проблемных места: хомуты бака, тормозные трубки и модули заземления. Я об этом не подозревал. Если хомуты проржавеют, бензобак может отвалиться. По тормозным трубкам в тормоза поступает специальная жидкость — если они лопнут или начнут подтекать, тормоза могут отказать. А заземление нужно для отвода статического электричества и для предупреждения взрыва бензобака.
Вообще, моя машина ездила нормально, меня ничего не беспокоило. Но я покупал ее с рук, а до этого, по словам прежнего владельца, она два-три года стояла в гараже. Когда я почитал о возможных проблемах и учел простой автомобиля, решил срочно записываться на сервис.
По отзывной кампании клиент сдает машину только официальному дилеру. Я выбрал салон официального дилера в Москве поближе к работе, позвонил и записался.
Как проходит ремонт по отзывной кампании
В законах точно не сказано, в какой срок должны сделать ремонт по отзывной кампании. В госте об отзыве потребительских товаров прописано, что все должно быть выполнено «в максимально короткий срок». А по закону о защите прав потребителей ремонт не должен занимать больше 45 дней.
На форумах автолюбителей пишут, что на практике ремонт по отзывной кампании делают быстро: утром сдаешь автомобиль, а вечером забираешь. Бывает, что работа занимает больше времени, тогда дилер может выдать автомобиль на замену.
Я приехал к дилеру в назначенное время, в районе обеда. Поговорил с мастером о замене деталей, подписал договор и отдал ключи от машины. Смотреть на ремонт не стал. Отдать готовую машину мастер пообещал уже вечером.
Через три часа мастер-приемщик позвонил и сказал, что два дефекта он устранил. Не сделали только тормозные трубки: их не было в наличии. Мастер сказал, что детали уже заказали и он сообщит, когда их получит. Я забрал машину и стал ждать, когда пригласят менять трубки.
Через три недели мастер позвонил мне и предложил приехать на сервис: трубки были в наличии. На второй ремонт я тоже сдал машину в обеденный перерыв, с работой обещали управиться за три часа. Однако вечером я услышал:
«Извините, мы сломали вашу машину. Все починим, ремонт за счет компании, но срок — неделя»
Как получить подменный автомобиль
Подменный автомобиль — это машина, которую дилер может предоставить клиенту на время ремонта. Может и не предоставить: это зависит от состояния вашего автомобиля и от наличия свободных машин на замену. На автопорталах иногда пишут, что подменный автомобиль дают только владельцам машин премиум-класса.
Мне дилер подмену не предложил. Я знал, что подменный автомобиль предлагают в случае обычного ремонта, и решил выяснить, дают ли его по отзывной кампании. На сайте дилера и в госте об отзыве товаров ничего об этом не нашел. По телефону сервисного центра меня долго переключали на разных сотрудников, а потом сказали, что подмена возможна, но пока свободных машин в дилерском центре нет. Я настаивал и узнал, что завтра один подменный автомобиль все-таки освободится. Сотрудники центра пообещали сообщить по факту.
На следующий день мне никто не позвонил. Я поехал к дилеру, но на месте меня заставляли ждать, говорили, что свободных авто нет, и предлагали арендовать машину за деньги. Прокат стоил бы мне 1750 Р в сутки, если брать на 4—7 дней. Я не сдался и потребовал директора — после этого мне все-таки выдали бесплатный автомобиль.
Когда вы получаете подменный автомобиль, возникают риски. По договору вы отвечаете за любую порчу автомобиля. Поэтому при получении авто нужно максимально внимательно осмотреть и письменно отразить все недочеты. Иначе потом скажут, что машину испортили вы, и оштрафуют.
я заплатил за подменный автомобиль
Ездить на подменной машине тоже было страшно: опасался, что угонят. Договор требовал от меня оставлять машину только на платных стоянках или в гараже.
Еще договор запрещает заливать в подменный автомобиль сложные технические жидкости типа масла, можно только бензин и омывайку. Ну и, разумеется, нельзя вмешиваться в конструкцию автомобиля или как-то его ремонтировать — во всех сложных ситуациях надо обращаться к дилеру. Нельзя использовать машину для буксировки или для обучения вождению. Курить в салоне тоже строго запрещено — когда я возвращал машину, ее тщательно осмотрели и обнюхали салон.
На подменном автомобиле я ездил неделю, и это было неудобно и непривычно. Я не слышал поворотники и контролировал включение и выключение огней зрительно. Климат-контроль дул с завываниями либо не дул вообще. На заднем сиденье болталась нижняя защелка ремня безопасности — это мешало крепить детское кресло. Единственное, что мне понравилось, — запускать машину через кнопку, а не с ключа.