Подмалевок в масляной живописи что это
Подмалёвок в живописи
Р абота художника состоит из многих этапов: от выбора удачного ракурса и подготовки всех материалов к работе, до нанесения графического наброска, подмалёвка и наложения дальнейших цветовых слоев. Только в результате разумной первоначальной разработки будущей картины у художника получается законченное, правильно построенное произведение с живыми, не «из банки», цветами. Одним из таких необходимых, особенно в ученичестве, подготовительных этапов художественной работы является подмалёвок.
Что это такое?
Подмалёвок – слово, будто выдуманное ребенком или о детских поделках: малыши малюют свои детские рисуночки, на которых красками изображено нечто неразборчивое. Оказывается, это явление встречается не только в детской живописи! Под законченной картиной ученика художественной школы и настоящего художника всегда остается начальная быстрая разработка изображения. На ней уже сформирована композиция и обозначены фигуры, нанесен тонкий слой краски, грубо намечен объем, большими кистями закреплены основные цветовые пятна. Все эти элементы зададут направление для дальнейшей работы живописца. Этот подготовительный уровень картины и называется подмалёвком или подмалёвкой. Краска распределяется по всему полотну, чтобы перекрыть отвлекающую белизну бумаги или холста.
Получается, что подмалёвок становится маячком, смотря на который художник дополняет картину более точными и подробными цветовыми комбинациями. Легко догадаться, что маячок должен быть точным, иначе собьешься с курса и пропадешь: начальные цветовые пятна нужно подбирать аккуратно, особенно при работе с акварелью. Неверно наложенный слой может испортить всю последующую картину. Нельзя забывать, что в рисовании все этапы творческой работы важны!
Эскиз обычно носит неоконченных характер, но может восприниматься как самостоятельный вариант художественного произведения. Подмалёвок же становится частью картины, спрятанной в ее недрах. Но он может быть частью эскиза (П. П. Рубенс «Ахиллес среди дочерей Ликомеда», 1616–1618).
Какой подмалёвок выбрать?
Чем лучше делать подмалёвок в живописи? Ответ во многом зависит от предпочтений художника. Маячок может быть выполнен акварелью, гуашью, масляными красками или акрилом. Но для разных красок существуют разные правила нанесения начального слоя. Подмалевок акварелью должен быть более легким и светлым, чем цвета в последующих слоях из-за особенностей водной краски: она полупрозрачна. Это значит, что слишком густая основа перебьет верхние цвета.
Подмалевок гуашью наоборот не должен быть прозрачным, эта краска более густая и бумага не должна просвечивать сквозь краску. Чтобы гуашь лучше зафиксировалась можно предварительно загрунтовать поверхность для рисования, но это совсем не обязательно. Подмалевок маслом делается тонким ровным слоем разбавленной краски на грунтованную поверхность. Разумно наносить подмалевок, когда есть большой запас времени на просыхание (около недели).
Это важно, потому что не до конца застывшая краска, при нанесении верхнего слоя, со временем начнет трескаться. На пленэре, когда картина пишется быстро, работа выполняется в один слой. Однако во время основного учебного процесса на написание картины дается достаточно времени, чтобы все уровни зафиксировались, и изображение получилось детально проработанным. Масляный подмалевок стоит зафиксировать лаком, чтобы слои краски лучше схватывались между собой и начальный был более гладким.
Легко писать акриловый подмалёвок, потому что он высыхает быстрее масляного. В акрил достаточно добавить немного воды, чтобы нанести тонкую прослойку. Делать акриловый, гуашевый и акварельный подмалёвок можно под масляную живопись, но не наоборот. Чтобы убедиться, какой подмалёвок больше подходит Вашему стилю, беритесь за кисть и пробуйте!
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
PERPLEXED_SEA
I DON’T DO DRUGS. I AM DRUGS
Подмалевок
Сперва немножко теории и истории
Теории:
Принцип «Жирным по нежирному»:
Принцип заключается в том, что: чтобы создать прочную пленку краски, подмалевок должен быть тонким и быстро сохнущим, а последующие слои краски должны сохнуть медленнее и содержать больше краски.
Что касается масла – свинцовые белила в форме хлопьев и все разбавленные краски земли подходят для подмалевка. Эти краски быстро сохнут и образуют достаточно прочную пленку. Они также являются катализаторами при смешивании с другими быстро сохнущими красками.
Алкидные краски (Такие краски изготавливаются из пигментов, смешанных с маслом, разного рода спиртами, органическими кислотами и другими. Алкидные краски можно смешивать с масляными. В результате скорость высыхания масляных красок ускоряется, алкидных — замедляется, поэтому все краски сохнут в течение примерно одного времени. Любые основы, подходящие для масляных и акриловых красок, можно использовать для письма алкидными красками, если загрунтовать их маслом или акриловой грунтовкой) и темпера также подходят для подмалевка, потому что быстро сохнут.
Акриловые краски также подходят для подмалевка, поскольку высыхают быстро, но их необходимо развести небольшим количеством воды (не растворителя) и наносить тонким слоем.
Каких красок следует избегать
Истории (в двух словах):
Фламандский метод
Этот метод легко видеть во многих работах Рубенса:
Фламнадский метод письма маслом сводился в основном к тому, что:
На гладко отшлифованный белый грунт переводился рисунок с картона. Затем этот рисунок обводился и оттушевывался прозрачной коричневой краской.
В последствии техника претерпевала некоторые изменения: поверхность, подготовленная под живопись, покрывалась слоем масляного лака с примесью коричневой краски, через который просвечивал оттушеванный рисунок. В тенях просвечивала коричневая подложка. Иногда по ней (подложке) писали «мертвыми красками» –
Серо-голубыми, серо-зелеными, заканчивали работу лессировкой.
Итальянский метод
Вместо белого грунта итальянцы использовали цветной, либо белый грунт полностью покрывали какой-либо прозрачной краской.
По серому грунту рисовали мелом или углем (не прибегая к картону). Рисунок обводили коричневой клеевой краской, этой же краской обозначали тени и прописывали темные драпировки.
Затем покрывали всю поверхность слоями клея и лака, после этого писали масляными красками, начиная с прописывания света белилами. Далее по просохшей белильной подложке писали корпусно в локальных цветах; в полутенях оставляли серый грунт. Заканчивали живопись лессировками.
Позже начали пользоваться темно-серыми грунтами, выполняя подмалевок двумя красками — белой и черной. Еще позже стали применять коричневые, красно-коричневые и даже красные грунты.
Итальянский способ живописи затем был усвоен некоторыми фламандскими и голландскими мастерами.
Что такое подмалевок
Подмалевок в масляной живописи: зачем нужен и как правильно сделать подмалевок для картины. Всё, что нужно знать про подмалевок начинающему художнику в блоге NY school.
Смешное слово – подмалевок. Зачем он нужен?
Наверное, нет человека, который бы не улыбнулся при произношении этого забавного слова. Вообще, подмалевок картины, это, конечно же, ни что иное, как подготовка, самый первый этап работы над произведением.
Зачем же вообще нужна подготовка? Разве нельзя просто перенести рисунок на холст и сразу залить всю картину краской, а потом прорисовывать детали? Конечно можно! Никто не запретит вам писать сразу краской, минуя подготовительный этап. Можете даже смело выдавливать краску прямо из тюбика и писать картину так.
Но если вы пишите картину, где присутствует много деталей, то вам же будет проще наметить для себя основные этапы работы. Так сказать, структурировать картину.
Так зачем же нужен подмалевок в масляной живописи? Чтобы ваша картина выглядела целостной и законченной, вам нужно наметить композицию и создать объем, сделать несколько акцентов с помощью контрастной краски, а также перекрыть яркий белый цвет холста.
Кстати, перекрывать белый холст нужно для того, чтобы сравнивать тон и цвет краски, которую вы будете наносить в дальнейшем на холст. А еще это сократит время написания картины.
Все это и будет подмалевком в живописи. Это как бы эскиз, но только уже красками, с яркими цветовыми акцентами, по которым вы сможете написать всю работу.
А еще подмалевок помогает художнику со сложными формами. Правильный подмалевок будет гармонировать со всеми красками и лессировками, а верхние слои и готовые слои не должны быть похожи на слой подмалевка.
Какой краской делать подмалевок
Подмалевок можно делать любой краской, все зависит от того, какую вы выберете. Если вы делаете акварельные пейзажи, то краску лучше брать светлее на несколько тонов. Так как акварель сама по себе краска прозрачная, то более темный цвет подмалевка, перебьет по цвету следующие слои.
Гуашевый, также, как и акриловый подмалевок, делать очень просто – вам нужно немного разбавить краску водой, ведь акрил — это краска на водной основе, и она хорошо ей разводится. А затем, нанести краску тонким слоем на холст.
А вот особенности подмалевка для масляных красок:
Как правильно сделать подмалевок
Как делать подмалевок правильно?
А вы умеете делать подмалевок? Расскажите, как вы сначала учились его делать.
Подмалёвок в живописи
А Вы знаете, что такое подмалёвок, какую роль он играет в создании картины, какими материалами делается? В самом названии “подмалёвок” есть что-то отталкивающее. Как же, если мы взяли кисти в руки, значит пишем, а не малюем, процесс пошёл, и картина вот-вот будет готова. Так обычно и происходит у начинающих художников — картина почти завершена, а ошибки, которые были сделаны по причине отсутствия подмалёвка, исправить уже нельзя.
Какие это могут быть ошибки? Композиционные, колористические и т.д. Подмалёвок в живописи — это не просто рутинная работа, а уже сам процесс творчества, который состоит из ряда задач. Самая важная — раскрыть нашу будущую картину в цвете, определив цветовые и тональные отношения основных пятен. Проделывая эту работу, следует не просто выкрашивать большие плоскости с целью их замазать, а писать уже на стадии подмалёвка.
Именно писать, моделируя форму большой кистью, не отвлекаясь на детали. Работа идёт от общего к частностям, а не наоборот, что можно наблюдать у неопытных художников.
Бывает, начинающий художник панически боится большой кисти и, например, двенадцатый номер плоской щетины вызывает у него дикий ужас. “Как этим можно рисовать?” — восклицает он.
В том-то и дело, что рисовать нельзя, а писать можно. Кистью мы пишем, а не срисовываем, и каждый мазок — это пятно, моделирующие форму предмета. Перестаньте путать карандаш с кистью, не нужно мучить себя, выкрашивая всю поверхность картины маленькой кисточкой только потому, что Вы так привыкли.
Выработайте более эффективные привычки, практикуясь большими кистями, и результат не заставит себя ждать. Уже скоро Вы будете удивляться тому, как раньше кропотливо штриховали третьим номером.
Есть такое понятие “писать широко”, что значит не упираться в деталь, а цельно, большими мазками брать цветовые отношения. Это, кстати, относится и к работе маленькими кистями.
Посмотрите на картины великолепного живописца И. Похитонова, их размер не более двадцати сантиметров по большей стороне, но, что интересно, стиль письма лёгкий, широкий, он словно играет кистью.
Так как мы сейчас говорим именно о начале работы, о подмалёвке, то “писать широко” наиболее важно. Когда Вы смоделируете большие пятна, правильно возьмете цвет и тон предметов, Вы сможете использовать кисти небольших размеров.
Начинающие художники, не приемлющие широкое письмо, ошибочно думают, что есть какой-то иной способ в работе над картиной и, как правило, изобретают велосипед. В очередной раз разочарую заблуждающихся — никаких других путей, ведущих к грамотно исполненной работе, нет, если Вы не гений.
Классический подход в работе над картиной — это движение от целого к частностям, то есть мы начинаем с подмалёвка и идём далее, уточняя форму до деталей. Даже если Ваша цель — добиться абсолютной идентичности изображаемого с натурой, то и в этом случае начинать писать нужно широко, постепенно приходя к более тонкой моделировке формы.
Н. Фешин. Танец кукурузы
Думаю, Вы бывали свидетелями или участниками споров, в которых один из оппонентов (возможно, Вы) пренебрежительно высказывался о живописи, исполненной широко, в импрессионистической манере либо ей смежной.
Ваши упрёки звучали примерно так: это мазня, никогда не понимал такой стиль, каля-маля, работа не закончена и т.д.
Вопрос, откуда Вам было понимать, если понимание — это приобретённые знания, Вы же их не приобрели, а понимать хотите!
Собственно, моя статья адресована тем, кто не понимает, и первый этап в работе над картиной — важнейшая часть, после которой она вообще может быть остановлена. Да, работа может быть закончена на стадии подмалевка, как, впрочем, и на любой следующей стадии, если автор выполнил поставленную им задачу.
И. Репин. Этюд к картине Торжественное заседание Государственного совета
Как Вы уже догадались, задачи бывают разные. Например, самая банальная — добиться иллюзии реальности на картине. Или более сложные — поэтизировать сюжет, создавать образы. Ещё сложней — ломать форму, предлагать новые решения, новые видения и т.д.
Однако прежде чем заглядывать так далеко, начинающему живописцу нужно разобраться с самым первым этапом, не перескакивать через него, не хвататься за детали и мучить их до зеркального блеска. Нужно научиться видеть картину в целом и вести работу в целом.
Уметь видеть — наиважнейший навык в работе живописца. Когда Вы им овладеете, многие непонимания уйдут сами собой, в том числе и споры “мазня — не мазня”, потому что изменятся критерии оценки. Пока Вы на картине видите только мазню, Вы не видите самого главного — взяты ли верно цветовые, тональные отношения, реализованы ли задачи, поставленные автором и т.д.
Вернёмся к подмалёвку. Многие спрашивают, можно ли делать его акриловыми красками, а затем писать масляными. Я бы ответил, что можно всё, правила существуют для того, чтобы их нарушать, но чтобы их нарушить, как минимум, об их существовании следует знать.
Технология масляной живописи на самом деле очень проста, и не следует её усложнять. Важно понимать принцип — чем меньше мы разводим краску растворителями, тем она долговечней, чем меньше слоёв, тем лучше. В идеале писать “а-ля прима” без растворителей вообще.
Если наш подмалёвок будет выполнен акриловыми красками, в основе которых синтетическое связующее, то подмалёвок будет служить дополнительным акриловым грунтом. Живопись масляными красками по нему возможна, но насколько долговечна, неизвестно.
Акриловые краски быстро сохнут — это плюс, но одновременно и минус. Нельзя долго работать по-сырому, к тому же после высыхания они меняют цвет, и сама палитра получаемых цветов ограничена в отличие от масляных, которые дают широкий диапазон оттенков.
Подмалёвок — это не подготовительная работа, которую можно выполнить абы как, с него в идеале начинается сам процесс живописи, следовательно, результат Вашей работы во многом зависит от него.
Проделайте ряд упражнений, которые помогут Вам понять, как следует начинать работу над картиной. Их суть — научиться раскрывать работу в цвете согласно большим отношениям, а именно, чтобы все плоскости и предметы хорошо читались. Не следует доводить Ваши эскизы до завершения, то есть в них не должно быть никаких деталей. Положительный результат будет заключаться в том, что рассматривая на расстоянии выполненную серию эскизов, Вы в каждой работе будете чётко видеть передний, средний и дальний план, силуэты предметов и цветовую гамму согласно натуре.
Грамотный подмалёвок — ключ к успеху. Не игнорируйте эту часть работы, лучше совершить все страшные ошибки в самом начале, нежели бесконечно переписывать почти законченную работу в поисках более удачного решения.
В одной статье невозможно раскрыть данную тему полностью, конечно же, следует выполнять упражнения под руководством опытного наставника, но сам факт, что я обратил внимание на подмалёвок и его важность, поможет Вам сосредоточиться на правильной последовательности в работе над картиной.
Желаю вам творческих успехов!
Этот блог читают 3875 начинающих (и не только) художников, пока пьют кофе у мольберта. Читай и ты.
Подмалевок в масляной живописи
Подмалевок в масляной живописи.
Так как подмалевок в картине есть первый слой живописи, которому надлежит затем принять на себя последующие слои, то, в интересах прочности живописи, следует его выполнять таким образом, чтобы он давал возможность при полной гарантии прочности произведения в короткий срок приступить к дальнейшим пропискам.
Наиболее отвечающей техникой этому заданию будут водяные краски: акварель и темпера.
Подмалевок водяными красками выполняется только на эмульсионном грунте, на котором как акварель, так и темпера ложатся вполне хорошо. Грунт этот должен содержать в своем составе значительно меньшее количество масла, чем эмульсионный грунт для масляной живописи.
Акварель, однако, пригодна лишь в произведениях малого размера; кроме того, тон акварельных красок под лаком не похож на тон масляных красок. Вот почему акварельный подмалевок требует полного покрытия его масляными красками.
Наиболее применимой в подмалевке нужно считать живопись темперой. Особенно уместна она при выполнении произведений больших размеров. Здесь может быть использована, разумеется, лишь темпера высших качеств, т. е. казеиновая или яичная темпера.
Темперный подмалевок дает большую силу краскам, которые под лаком становятся настолько интенсивными, что масляная краска, заканчивающая живопись, может по цветосиле спасовать перед ними. Это обстоятельство при выполнении подмалевка необходимо учитывать. Лучшим материалом для прописки подмалевка будут в данном случае масляно-лаковые краски.
Темперный подмалевок ведется жидкими красками корпусными и прозрачными, но обязательно тонким слоем без всякой пасты.
Подмалевок масляными красками, как в техническом, так и в живописном отношениях выполняется различно.
Выполнение живописи по этому методу на клеевом и полуклеевом грунтах является наиболее целесообразным, так как с применением последних число масляных наслоений уменьшается, что весьма благоприятно отражается на прочности живописи, но может быть применим и безукоризненно приготовленный масляный грунт.
Одним из часто применяемых и достаточно продуктивных способов живописи в подмалевке есть выполнение ее «в протирку» масляными красками, разжиженными эфирными маслами, скипидаром, нефтью и т. п., как-то практикуется и в живописи «алла прима».
Тонким, как бы акварельным слоем красок устанавливаются здесь формы, общий колорит картины и весь ее ансамбль.
Высыхание подмалевка, исполненного этим методом, очень быстрое, если краски относятся к скоро сохнущим, и притом сквозное, вследствие тонкости слоя красок, что, конечно, имеет большое значение для дальнейшей работы над картиной.
Но можно вести подмалевок и пастозным письмом, причем техника его будет зависеть всецело от свойств применяемого при этом грунта.
На клеевой тянущий грунт краски наносятся в том виде, в каком они получаются из тюбиков, без всяких разжижителей.
Положительные свойства этого подмалевка заключаются в том, что краски его скоро сохнут и крепко связываются с грунтом. Недостатком же является изменение тона красок в процессе живописи, а также при протирке подмалевка лаком перед дальнейшей его пропиской.
Старые мастера, особенно более отдаленного от нас времени, смотрели на свою работу в подмалевке как на подготовительную черновую работу, где все внимание мастера было поглощено постановкой рисунка, моделировкой форм, деталями композиции; что же касается колорита, то для него в подмалевке подготовлялась лишь необходимая база, опираясь на которую и создавался впоследствии колорит картины, свежесть которого во многом объясняется описанным выше методом работы.
Современная живопись придерживается, в общих чертах, той же системы в работе, но метод живописи «алла прима» получил в ней очень большое значение. Каждая эпоха, как видим, создает собственную систему живописи, с чем, конечно, нельзя не считаться.
Подмалевок в живописном отношении должен вестись с таким расчетом, чтобы упростить, по возможности, все дальнейшие его прописки. Правильно исполненный подмалевок поэтому при второй прописке легко довести до конца с небольшой нагрузкой красок.
Подмалевок, исполненный темперой, будет готов к прописке раньше других подмалевков. Затем в порядке готовности следуют масляные подмалевки на клеевом грунте и, наконец, пастозные масляные краски на эмульсионном и масляном грунтах. Хорошо просохшая живопись узнается по следующим признакам: она не дает отлипа; при скоблении ногтем и ножом обращается в порошок, но не в стружку; при дыхании на нее не запотевает.
В случае надобности подмалевок перед повторным прописыванием может быть хорошо проскоблен и выглажен ножом, специальным скребком и пр.
При непастозном письме подмалевка нет надобности в его выскабливании. Чтобы высохший слой масляной краски вновь приобрел способность принимать на себя краску, в том случае, если он не подвергался скоблению и шлифовке, его протирают отбеленным маслом, которое втирается в него ладонью руки. Масло наносится в самом малом количестве, чтобы только смочить им поверхность, которую предполагается вновь прописывать.
Вместо масла подмалевок может быть покрыт жидким теплым раствором венецианского терпентина (бальзама) в скипидаре, как-то практиковалось в старину, или же жидким раствором скипидарного лака, так как эфирные масла легко смачивают засохшую масляную краску. Той же цели достигают примесью к краскам лаков для живописи, содержащих эфирные масла.
При несоблюдении правил обращения с подмалевком верхние слои живописи приобретают наклонность к осыпанию, причем тем большую, чем дольше выстаивался подмалевок; примеров тому имеется немало в произведениях живописи позднейшей эпохи.
При дальнейшем прописывании подмалевка могут быть введены лессировки, если они входили в план выполнения живописи, или вторичное прописывание ведется так называемым «полуписьмом», т. е. тонким слоем корпусной краски, причем живопись и заканчивается этим приемом. Необходимо иметь, однако, в виду, что слишком большое наращение красок в масляной живописи считается недопустимым; каждый вновь нанесенный слой должен быть просушен, и только тогда можно приступить к дальнейшей работе.
1) не наносить масляных красок толстыми слоями вообще и тем более красок, богатых маслом;
2) пользоваться в живописи всегда умеренно тянущим (масло) грунтом, равно как и подмалевком и вообще нижележащими слоями живописи, насыщая их маслом при недостаточном его содержании в последних.
Лучшим приемом живописи при второй прописке является живопись «алла прима», которая дает свежесть живописному исполнению.
Вторая прописка ведется более жидкими красками, чем подмалевок. Здесь применимы лаки для живописи и сгущенные масла. Последние вводятся в краски в смеси со скипидарными лаками. Вторая прописка по содержанию в ее красках связующих веществ, таким образом, превышает подмалевок. Старинный принцип наслоения масляных красок – «жирное по тощему» – соблюда-ется при этом вполне.
Если подмалевок велся в условных тонах, то для облегчения труда полезно начать вторую прописку в локальных тонах натуры с лессировки или полулессировки, поверх которых уже следует корпусная живопись.