Подкова с острыми концами что это
Металлоискатели в России / Только белая техника!
КОМПАНИЯ
УСЛУГИ
РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ
Подковы тоже бывают разные
Возможно ли среди подков найти действительно стоящую, которую коллекционеры оторвут с руками? Вероятно, возможно, если это будет подкова из золота.
Но мы с вами поговорим о том, что встречается на копе и вообще о разных интересных подковах, кроме, конечно, золотых.
Если катко, у лошадей на ногах – копыта. По структуре они как наши ногти, только, понятное дело, куда массивнее и тверже. От хождения по твердому грунту, дорожному покрытию и по настилу конюшен копыта снашиваются, лошади начинают хромать. Чтобы этого избежать, лошадей подковывают. Поскольку лошадь в Евразии была основным транспортом и тягловой силой на протяжении тысячелетий, подков у нас в земле должно накопиться немеряно. Так оно и есть!
Поверья
В связи с тем, что лошадь символом достатка, возможно и появилась вера в счастливые качества лошадиной подковы. Вера в подкову широко распространена и в России, считается, что найти старое железо, особенно подкову – приносит счастье, а найденная подкова, прибитая к порогу торгового заведения, приносит удачу в торговле. В русских деревнях, а сейчас – и в городских домах и квартирах можно увидеть подкову, прибитую над дверью.
Кроме русских, в счастливые свойства подковы верят многие народы по всему миру: англичане, французы, турки, евреи и другие. Даже те, кто возмущается, когда их называют суеверными. Характерным примером можно считать случай с академиком Павловым, над дверью которого была прибита подкова. На вопрос, верит ли он в то, что подкова приносит удачу, он ответил: «Конечно, не верю»! А потом добавил: «Но это работает, даже когда не веришь».
История подковы
Как принято считать, метод подковывания лошадей изобрели галлы или кельты приблизительно в IV–III вв. до н. э. Затем полезное нововведение переняли римляне. Они использовали для защиты подошвы копыта металлические пластинки овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами для укрепления пластинки на копыте ремнем. Также имперцы поняли, что не только лошади нуждаются в таких приспособлениях. В общем, пластинки для лошадей назывались гиппосандалиями, для мулов — мулосандалиями, для быков — бососандалиями.
И здесь мы на секундочку вернемся к подковам из драгоценных металлов. Роскошь Древнего Рима, думаю, всем известна. Судя по историческим хроникам, у мулов Помпеи, супруги Нерона, были золотые подошвы, а лошади Нерона, запряженные в колесницы, носили серебряные подошвы. Наверное, откопать такое чудо было бы очень приятно.
Вернемся к нашим баранам, а вернее, лошадям и их подковам на Руси. Подробности и практический материал взят из книги А.Н. Кирпичникова «Археология СССР». Там, кстати, очень много полезной информации – и по деталям конской упряжи, и по оружию, и по инфм артефактам прежних времен.
Подковывать копыта и крепить подковы специальными гвоздями у нас научились не ранее XI века. Есть некоторые свидетельства об этом в исторических источниках. Например, в Радзивилловской летописи (начало XIII в.) легендарный конь князя Олега изображен подкованным.
Однако на Руси было сильным влияние степняков, которые оставляли копыта лошадей в естественном состоянии. И у русской конницы до XVI вследствие этого не было подков. Так что ранние, домонгольские подковы, принадлежат торговым, тягловым лошадям.
Известны две типологические формы домонгольских «транспортных» подков. Они показаны на рисунке ниже.
Дальнейшая трансформация подков заключалась в том, что они становились крупнее, края перестали быть волнистыми, а на нижней поверхности появился желобок для гвоздей.
Рис. 1. Ледоходный шип XI-XV вв.
Рис. 2. Подкова. XI-XVII вв.
Рис. 3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.
Рис. 4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.
Рис. 5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.
Рис. 6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков. Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка
Рис. 7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Для подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см.
Рис. 9. Подкова с широкой верхней частью. XVI-XVII вв.
Рис. 10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно.
Рис. 11. Подкова. XIX-XX вв. Для ковки скаковых лошадей.
С 1945 г. заводское производство подков в России прекратилось, и с тех пор их куют вручную по старым добрым технологиям.
Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов. Подобными ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.
Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.
Современность
Формы и конструкции подков в наше время бывают разными, можно выделить несколько разновидностей.
Что делать с найденными подковами?
Каждый копарь, находивший подкову, наверняка задавал себе этот вопрос. А уж если повезло и было откопано несколько конских аксессуаров, то вопрос становился особенно актуальным. Раньше, на заре приборного поиска, было принято развешивать подковы по веткам деревьев вблизи от найденного места – вроде как на удачу.
Сегодня народ пошел осторожный и засвечивать места копа не хочет. Поэтому каждый решает сам за себя, что делать с найденной подковой. Основных варианта, как водится, два: оставить на поле или взять собой. Во втором случае подкове нужно будет придумать применение.
Применение подков:
Подарочные панно из мастерской старинных подарков. Стоят по 8000 рублей!
И еще много чего, что фантазия подскажет. Может быть, именно вам подковы принесут море удачи, и приманят и золото, и серебро?
Подкова с острыми концами что это
В средние века, человек, нашедший подкову, мог позволить себе многое.
Немного истории. Подковы. Замеры копыт.
Первое, документально оформленное упоминание о подкованной лошади датировано 632 н.э., оно встречается в Коране. Однако согласно раскопкам и предположениям ученых подковы появились гораздо раньше. Известно, что первые приспособления изготавливались из кожи, чулков, лыка и закреплялись на ногах лошади при помощи веревок и ремней, затем уже позже появились специальные металлические пластины.
Есть сведения о применении подков и их прикреплении подковными гвоздями в средние века. Имеются документы, что в VIII – IX вв. подковывание было известно отдельным народам (Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Дания).
В рыцарские времена подковы имели еще и символическое значение – они демонстрировали достоинства коня и всадника. В наказание подковы снимались – одна, две, три или все четыре. Ездить на «босой» лошади считалось позором.
У лошадей Чингисхана в XVIII веке копыта были обмотаны кожей. Однако эта защита была непрочной; кроме того, укрепление её веревками или ремнями вызывало заболевания кожи. Подошвенные поверхности копыт рабочего скота рекомендовалось покрывать смолой.
Еще есть версия: спасения копыт от стирания придумали еще при дворе царицы Клеопатры. К копытам коней бечевками привязывали подковы, изготовленные из золота или платины. Со временем шнурки стирались, подкова слетала, а нашедший ее был обеспечен до конца жизни.
Описываются золотые подошвы у мулов Помпеи, супруги Hеpона, серебряные подошвы у лошадей Hеpона, запряженных в колесницы. Однако мнение ученых о времени появления подков очень расходятся…
Впрочем, далеко не везде лошадей ставили на подковы. В средневековой японии, например, копыта у коней обматывали соломенными циновками. Татары использовали для аналогичной цели специальные кожаные накладки, а киргизы – особые роговые пластины… И все-таки металлические подковы оказались наилучшим средством защиты конских копыт.
В России ковочное дело начало развиваться на государственном уровне после Указа Петра I 1715 года
«В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». В 1732 году в селе Хорошево под Москвой была открыта первая в Европе коновальная школа.
Изготовить подкову и умело подковать коня — настоящее искусство. Много лет назад, чтобы сдать экзамен по теории подковывания коней, следовало самостоятельно изготовить подкову, а потом подковать ею коня. Хороший кузнец должен был знать все о строении копыта.
В наше время существуют подковы не только прибиваемые, но и приклеиваемые к копытам. Во Франции запатентована подкова из эластичного материала, которая повторяет форму копыта, легко снимается и закрепляется, в зависимости от условий работы и времени года.
Крупнейшая в Европе коллекция подков — около 300 экземпляров — хранится в ортопедическом музее подков, действующем на территории Львовской академии ветеринарной медицины им. С.З. Гжицкого.
Идея создать львовский музей принадлежит профессору Евгению Малышевскому, который и учредил его в1971 г. В основу экспозиции легла коллекция профессора Казимира Щудловского, заведовавшего кафедрой хирургии с 1924 по 1945 гг. А собирать подковы в Академии начали еще при Австро-Венгрии.
Для разных лошадей, для различного использования существуют разные типы подков. При изготовлении варьируются и толщина, и форма; так, например, для тяжеловозов делают подковы потолще, а для скакунов – наоборот потоньше.
На данный момент существует порядка 5 тысяч различных подков. Условно их можно разбить на следующие группы: ортопедические, алюминиевые, пластиковые, зимние, угольные, облегченные и стандартные. В большинстве своем они имеют возможность установки шипов.
Во избежание путаницы все параметры регламентированы специальным ГОСТом 5408-77, согласно которому принято выделять 13 размеров подков и 6 видов специальных гвоздей. Стоит отметить, что российская классификация размеров подков и зарубежная различаются, поэтому порой могут возникать недоразумения между продавцом и покупателем.
Гвоздь для подковки лошади называется ухналь.
Для обеспечения фиксации подковы на копыте в передней части подковы делается специальный отворот, направленный вверх. Кроме того, как правило, в нижней части есть небольшой желоб, в который утапливаются ухнали; исключением являются зимние подковы: ухнали торчат шляпками наружу для обеспечения максимального сцепления с поверхностью.
Подковы для задних и передних ног тоже имеют различия в силу природной формы копыт. Так, задние копыта у лошади несколько более вытянуты, по сравнению с передними.
В случае если лошадь все-таки ведет себя беспокойно, то ей необходимо закрыть глаза ладонями и наложить закрутку на губу. Другой вариант – это предварительно, за 2-3 часа до подковки нагрузить лошадь работой и подковывать уже утомленное животное.
Предварительно, перед установкой новой подковы мастер сначала подготавливает копыто коня, то есть аккуратно удаляет старую подкову и производит расчистку копыта, чтобы уменьшить нагрузку на ноги животного. В случае если подковка происходит впервые, то производится только расчистка. После подковки острые концы гвоздей, выступающие наружу из стенок копыта, удаляются с помощью кусачек.
Хорошо, когда владелец точно знает тип и размер подков и может спокойно сказать кузнецу размер ног своей лошади.. А если нет? Или владелец хочет заказать какие-то специфические подковы, требующие индивидуальной ручной работы? Тогда кузнецу придется снимать мерку.
Главный и самый важный инструмент в этом деле – обыкновенный деревянный прутик, толщиною в карандаш. Кузнец, прикладывая его к копыту и делая на нем насечки, сможет получить детальное представление о размерах будущей подковы. По общему правилу, измеряют расстояние от зацепа до пятки (косая длина копыта), ширину копыта в пятке и ширину копыта в самой широкой части. Таким образом, с одной стороны прута содержатся данные о размере передних копыт, здесь делается также пометка с кличкой лошади, а с другой стороны – данные о размере задних копыт.
Перед тем как сделать замер, необходимо обязательно произвести расчистку копыт, иначе данные о размере будут неверны.
Также дополнительно кузнец может делать пометки о каких-то особенностях копыта, чтобы потом не пришлось «подгонять» подкову по размеру, например: «копыто копьевидное, максимальная ширина в передней трети».
ПОДКОВЫ ПОДМОСКОВЬЯ
К сожалению, на подкову у историков-поисковиков, как и у археологов, сложился упрощенный взгляд. Их редко берут в коллекции, почти не пишут научных статей… Одной из лучших работ в этом направлении по европейской части России является книга А.Н. Кирпичникова, в которой он предлагает систематизацию подков, которой мы и будем придерживаться. Европейская классификация представлена в работе Бакса.
ПОДКОВЫ БРЯНЩИНЫ
В германских войсках было установлено 11 номеров подков для верховых лошадей, а для артиллерийских 8 номеров. Подковы дорожные толстые и имеют от 14 до 22 гвоздевых отверстий. В пяточных концах верховых подков пробивается по одному отверстию винтовых шипов, а в упряжных еще по два таких же в зацепной части подковы (Рис. 12). Острые винтовые шипы для войск имели долотообразную форму, а в частной ковке применяют шипы самой разнообразной формы.
Подковы в австрийских войсках несколько тоньше германских, но зато шире и также дороженные. Гвоздевых отверстий по наружной ветви три, а на внутренней два. Летние верховые подковы делаются без шипов или с двумя постоянными пяточными шипами, а упряжные с тремя шипами. Зимние подковы, как у упряжных, так и у верховых лошадей снабжены двумя пяточными шипами. В зацепе винтовых шипов не применяют, и даже у упряжных подков остается заварной постоянный шип. Острые винтовые шипы в австрийских войсках употребляются конусовидные.
Французский тип начала 19 в., для тяжеловозных лошадей
Английские подковы почти такого же типа, как и русские. Они дороженые, но без шипов и с небольшою контрбухтовкою. Число гвоздевых отверстий по три или четыре на каждой ветви. Задние подковы обычно делают с двумя отворотами по бокам зацепа.
В Турции сохранилась так называемая восточная подкова, представляющая круглую или овальную пластину, с утолщенным наружным краем и с круглым или овальным отверстием по середине. Гвоздевых отверстий обыкновенно по четыре с каждой стороны. Гвозди круглые или четырехгранные с толстыми заостренными шляпками, заменяющими шипы.
Варшавская подкова «Варшавка»
Китайская подкова представляет собой узкую полосу, изогнутую в форме дуги, с плоско отбитыми концами. В этой грубо сделанной дуге пробито пять больших гвоздевых отверстий, величиною своей совершенно не соответствующих ширине подковы. Вследствие этого гвоздевые дыры при пробивании значительно расширяют пробиваемую часть подковы, придавая ей извилистый вид. Подковы эти прибиваются грубо сделанными гвоздями с заостренными шляпками.
В остальных государствах подковы ничем особенно от вышеописанных не отличаются и более или менее сходны с какою-либо из вышеописанных подков.
Текст Василия Коршуна. Фото Святослава Коваля.
Зачем нужно подковывать лошадей
Зачем это нужно
Подкова – средство защиты копытного рога от повреждений и преждевременного износа, а чувствительных тканей копыта – от болезней.
В природных условиях процессы истирания и регенерации копытного рога уравновешены и протекают параллельно друг другу. Необходимость в защите возникла, когда лошадь стала получать неестественную нагрузку. Давление на спину – это одновременно и давление на ноги. С развитием цивилизации и появлением твёрдых покрытий на дорогах износ копыт усилился ещё больше, и уже в античные времена люди стали «обувать» своих лошадей.
Старинные подковы тех времён ещё не были похожи на нынешние. Римляне, например, надевали коням на ноги гиппосандалии – железные пластины-подошвы, закреплённые ремнями. Прибивать набойки гвоздями европейцы стали значительно позже. До сегодняшнего дня подобный способ крепления остаётся самым простым и надёжным.
Современная ковка лошадей выполняет такие задачи:
Подавать ногу для подковывания жеребёнка начинают приучать с трёх месяцев.
Чтобы лошадь можно было подковать, животное должно уметь подавать ногу для осмотра. Приучать к этому жеребёнка начинают в трёхмесячном возрасте.
Предназначение подков
Лошадиные копыта достаточно крепкие, чтобы защищать ноги животных на целине. Но дикие кони бегают без нагрузок, самостоятельно выбирая дорогу и обходя острые камни и другие препятствия. К тому же, свободный образ жизни и высокая активность способствуют укреплению рогового слоя. У лошадей, содержащихся в конюшне, совсем другие условия. Ограниченные выгулы снижают физическую активность организма, из-за чего копыта теряют свою плотность и легче поддаются стиранию. Бегать им приходится не только по грунту, но и по асфальту, брусчатке, другим твердым поверхностям, да еще и с балластом. Все это приводит к тому, что копытный рог стирается гораздо быстрее, чем отрастает.
Чем опасны стертые копыта? Тонкий роговой слой легко пробивается острыми камнями, трескается, а сквозь трещинки набивается грязь и проникают болезнетворные микроорганизмы. От этого ткани воспаляются, лошадь испытывает боль при ходьбе, начинает хромать, а затем и вовсе отказывается двигаться. Защиту от таких травм обеспечивают подковы, выполняя те же функции, что и обувь для человека. Качественные, правильно набитые подковы позволяют животному легко скакать по самым твердым дорогам без каких-либо последствий для копыт.
Нельзя допускать, чтобы у лошади истирались копыта
Помимо защитной функции, подковы помогают животному не скользить на мокрой траве или обледенелой дороге, осуществляют коррекцию деформированных копыт, уменьшают дискомфорт при ходьбе у лошадей с травмами ног. У спортивных пород они улучшают качество хода и облегчают преодоление препятствий. В каждом отдельном случае используются различные виды подков.
Подковы необходимы лошадям
Жизненная необходимость
В дикой природе лошади действительно не нуждаются в специальном уходе. Копыто скакуна устроено так, что его твердая ткань способна к регенерации. Изнашиваясь в ходе повседневного движения, она медленно восстанавливается, чем обеспечивает надежную защиту ногам лошади. Мягкий грунт, трава и возможность выбора маршрута движения обеспечивают диким лошадям возможность комфортно существовать без особого ухода на протяжении всей жизни. А значит, особая защита копыт в природных условиях не нужна.
Но одомашниванием лошадей человек внес свои коррективы в условия их жизни. Неестественная среда обитания и отсутствие необходимости добывать пищу самостоятельно существенно повлияли на здоровье травоядных. К тому же теперь мустанг стал главным помощником в переносе грузов, и маршрут его движения проходил не по мягким травяным покрытиям, а по грунту дорог. Слишком медленный процесс регенерации твердой ткани копыт приводил к тому, что рысаки начинали хромать, а иногда и вовсе отказывались передвигаться, потому что любое движение приносило им боль.
Стало абсолютно очевидно, что скакунам нужна помощь. Именно поэтому человек был вынужден придумать особую защиту для ног любимого помощника, состоящую из подков. Они защищают копыта лошади и сводят их износ к минимальным значениям.
Почему обязательно нужно ковать лошадей
В естественной среде обитания крепости копыт достаточно, чтобы защитить ноги животных при нахождении на мягком грунте. У диких лошадей нет нагрузок, они способны сами выбирать дорогу для передвижения, при этом лошади будут обходить булыжники с острыми краями или иные препятствия. Кроме этого, на свободе, в природных условиях, кони обладают довольно активным образом жизни, что самым положительным образом влияет на укрепление рогового слоя.
А вот конюшенные обитатели поставлены в иные условия. Ограничение возможности проводить много времени на прогулках приводят к снижению физической активности, именно поэтому копыта становятся менее плотными и стираться будут гораздо быстрее. Лошади очень часто работают не только по мягкому грунту, но и по асфальтовому покрытию, брусчатке или иной твердой поверхности, да еще и со всадником или экипажем. Такой образ жизни приводит к быстрому истиранию копытного рога, а вот отрастать он будет гораздо медленнее.
Из-за стертости копыт у лошадей начинаются проблемы со здоровьем. Острые камни будут с легкостью пробивать тонкий рог копыта и заставлять его трескаться. Сквозь такие повреждения с легкостью проникают болезнетворные бактерии, которые приводят к воспалительным процессам. В результате лошадь начинает испытывать боль и дискомфорт при передвижении, появляется хромота и дело может дойти до потери подвижности.
Чтобы предотвратить такие травмы, необходимы подковы, выполняющие ту же роль, что и человеческая обувь. Если подковы будут соответствовать качеству и правильно прибиты, то это позволит лошадям работать на любом твердом грунте, а негативных последствий для копыт не будет.
Но не только защитная функция возлагается на лошадиную «обувь»: животные не будут оскальзываться на мокрой траве или дороге, покрытой льдом. Они служат своеобразными корректорами для коней, имеющих деформацию копытного рога, снижают чувство дискомфорта у животных с травмированными ногами. Как видно из сказанного, каждый индивидуальный случай требует применения разного вида подков.
Виды подков
Безусловно, самым старым и проверенным материалом даже для современной подковы является именно металл. Все виды из металла и его ковка даже в настоящее время сохраняют популярность. Но в свете научно-технического прогресса резиновые и пластиковые подковы имеют свои преимущества. Среди них можно выделить такие:
Существуют и другие мнения. Некоторые специалисты утверждают, что клеевая основа, на которую крепится подкова для лошадей, вредит животным, так как состоит из химических веществ. Другие же утверждают, что «легкая обувь» способствует улучшению самочувствия лошадей.
Выбор подковы
Ковка лошадей всегда происходит с оглядкой на то, в каких сферах жизнедеятельности будет использоваться животное. К примеру, верховых коней подковывают на передние конечности специальными легкими подковами, а упряжных – в зимнее время года на все копыта, а в летнее — только на передние. Ковка лошадей, которых используют на ипподромах, происходит на все копыта
Важно правильно подобрать подкову, чтобы потом не иметь проблем ни самому животному, ни его владельцу. Хорошие экземпляры должны быть изготовлены из высококачественной прочной стали, кузнец должен при проведении ковки лошадей хорошо подогнать подковы к копытам. Для выполнения процедуры ковки лошадей необходимо иметь такие инструменты, как ковочный молоток, клещи, секач, обсечка, рашпиль с насечками, шиповой ключ, лапу, специальные гвозди (которые еще называют ухналями), и сами подковы
Подковы для ковки лошадей существуют нескольких видов – стандартные (состоят из внутренней и наружной части, верха и низа, отвороты, отверстий для гвоздей и дорожки), для скаковых коней (изготавливают вручную и индивидуально для каждого животного из пружинной стали), для выездки (применяют тонкие и легкие, по толщине подкова не должна быть больше копыта), для конных игр (подбирают с учетом погодных условий, при теплой погоде лошадь можно подковать утяжеленным изделием, а при влажной – специальными угольными подковами), для рысаков (облегченные подковы разной массы), ортопедические подбирают только по назначению ветеринара при определенных медицинских показателях).
Изготавливают подковы для ковки лошадей несколькими способами – промышленно, то есть штампуют на производствах или делают вручную в кузне. Стандартные образцы производят восьми размеров, начиная с номера 1 (наименьший размер) по номер 8. На каждом экземпляре в обязательном порядке ставят указатель «п» либо «з» – в зависимости от того, для передней или задней конечности предназначена подкова. А на нижней части товара производители ставят собственный товарный знак. Если подковы № 1 и 2 согласно ГОСТу имеют восемь отверстий для гвоздей, то в экземплярах 3 и 4 их уже на один больше, а в № 5-8 целых двенадцать.
Если говорить о массе, то она колеблется в пределах от 200 до 720 граммов. В комплекте к подковам всегда идут специальные съемные летние и зимние шипы. Таким образом, кузнецу необходимо знать, как подковать лошадь и какие подковы следует использовать для копыт различных видов животных в зависимости от их применения.
кованый или кованный
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»
И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному —
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
Уж погасли зори. Игорь спит.
Дремлет Игорь, но не засыпает.
Игорь к Дону мыслями летит,
До Донца дорогу измеряет.
Вот уж полночь. Конь давно готов.
Кто свистит в тумане за рекою?
То Овлур. Его условный зов
Слышит князь, укрытый темнотою:
«Выходи, князь Игорь!» И едва
Смолк Овлур, как от ночного гула
Буйным ветром вежи всколыхнуло.
В горностая-белку обратясь,
К тростникам помчался Игорь-князь,
И поплыл, как гоголь, по волне,
Полетел, как ветер, на коне.
Конь упал, и князь с коня долой,
Серым волком скачет он домой.
Словно сокол, вьется в облака,
Увидав Донец издалека.
Без дорог летит он, без путей,
Бьет к обеду уток-лебедей.
Там, где Игорь соколом летит,
Там Овлур, как серый волк, бежит,-
Все в росе от полуночных трав,
Борзых коней в беге надорвав.
Уж не каркнет ворон в поле,
Уж не крикнет галка там,
Не трещат сороки боле,
Только скачут по кустам.
Дятлы, Игоря встречая,
Стуком кажут путь к реке,
И, рассвет веселый возвещая,
Соловьи ликуют вдалеке.
И на волнах витязя лелея,
Рек Донец: «Велик ты, Игорь-князь!
Русским землям ты принес веселье,
Из неволи к дому возвратясь».
— «О река,- ответил князь,- немало
И тебе величья! В час ночной
Ты на волнах Игоря качала,
Берег свой серебряный устлала
Для него зеленою травой.
И когда дремал он под листвою,
Где царила сумрачная мгла,
Страж ему был гоголь над водою,
Чайка князя в небе стерегла».
А не всем рекам такая слава.
Вот Стугна, худой имея нрав,
Разлилась близ устья величаво,
Все ручьи соседние пожрав,
И закрыла Днепр от Ростислава,
И погиб в пучине Ростислав.
Плачет мать над темною рекою,
Кличет сына-юношу во мгле,
И цветы поникли, и с тоскою
Приклонилось дерево к земле.
Не сороки во поле стрекочут,
Не вороны кличут у Донца —
Кони половецкие топочут,
Гзак с Кончаком ищут беглеца.
И сказал Кончаку старый Гзак:
«Если сокол улетает в терем,
Соколенок попадет впросак —
Золотой стрелой его подстрелим».
И тогда сказал ему Кончак:
«Если сокол к терему стремится,
Соколенок попадет впросак —
Мы его опутаем девицей».
— «Коль его опутаем девицей,-
Отвечал Кончаку старый Гзак,-
Он с девицей в терем свой умчится
И начнет нас бить любая птица
В половецком поле, хан Кончак!»
И изрек Боян, чем кончить речь
Песнотворцу князя Святослава:
«Тяжко, братья, голове без плеч,
Горько телу, коль оно безглаво».
Мрак стоит над Русскою землей:
Горько ей без Игоря одной.
Но восходит солнце в небеси —
Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей Богородице святой.
Пели песню старым мы князьям,
Молодых настало время славить нам:
Слава всем, кто, не жалея сил,
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!
Обязательно ли подковывать лошадь
Как было сказано ранее, в дикой природе подковы этим животным не нужны. Это обусловлено тем, что в естественной среде они сами выбирают путь, аккуратно обходя твердые препятствия в виде камней. Кроме того, никакого дополнительного груза дикие кони на себе не несут.
Лошадь под седлом или запряжённая в повозку подчиняется воле управляющего ею человека, который и выбирает удобную для себя дорогу. Из-за этого, а также из-за дополнительной нагрузки, копыта стираются значительно быстрее. И если этот процесс обгоняет естественное отрастание рогового слоя – без дополнительной защиты уже не обойтись.
Твердость рогового слоя у разных лошадей различна, и зависит от места рождения животного, его породы и естественных для него условий обитания. Другими ловами, самые твердые копыта у коней, постоянно живущих в пустынях или в горах. От этого также зависит необходимость использования подков. Например, домашних монгольских лошадей вообще никогда не подковывают.
В условиях табунного содержания, при котором лошади большую часть времени проводят на естественных пастбищах, стирание и отрастание копытного рога происходит равномерно. Вследствие этого и нужды в дополнительно защите нет.
Как подковать лошадь
Многие владельцы переживают, не больно ли лошади при подковке. И напрасно, ведь копыто — роговое вещество, которое не имеет нервных окончаний. А вот отсутствие необходимой защиты действительно может принести животному боль. Итак, подковы выбраны; осталось приобрести все необходимые инструменты — и можно приступать к установке.
Для подковки коня необходим следующий инвентарь:
Важно! Подковывать лошадь — задача очень непростая и кропотливая. Первый раз это должен сделать профессионал на ваших глазах, лишь после этого можно тренироваться самому
Неправильно поставленная подкова может привести к большим проблемам.
Когда всё, что нужно, приобретено и подготовлено, осталось взять четвероногого питомца под узду и приготовиться к ответственной процедуре:
Видео: проверено на себе: как коня подковать
Как куют коней
Если лошадь приучена к подковке, её просто привязывают к неподвижному предмету. Если нет – ставят на развязки. Для особо «буйных» существуют специальные станки, хорошо фиксирующие животное.
Перед началом процесса копыто нужно расчистить
Это крайне важно для того, чтобы ноги животного после кования стояли правильно. Для этого обрезают лишний роговой слой, чтобы обеспечить плотное прилегание подковы
Каждый уважающий себя коваль имеет свой инструмент – набор ножей для обрезки рога, рашпиль для шлифовки и выравнивания, щипцы для изъятия старых гвоздей, кусачки и так далее. Сам инструмент, а также нога лошади, которую коваль держит в руках, весьма тяжелые, поэтому люди этой профессии обычно обладают хорошей физической силой.
После окончания подготовки мастер начинает тщательный подбор подков. Если они подходят не идеально – он подгоняет их на наковальне. Только после того, как наилучшее соприкосновение подковы и копыта достигнуто – происходит подковка. Есть негласное правило – одну ногу никто не кует. Меняют сразу все четыре подковы. Кроме того, стоимость услуги различна – передние ноги стоят дешевле, нежели задние.
Сам процесс может занимать довольно много времени. Длительность зависит от опыта коваля, индивидуальных особенностей животного и его приученности к процедуре.
Без специальных навыков даже пытаться подковать коня – лучше не стоит. Только научившись у опытного мастера, можно самостоятельно ковать лошадей. Пусть этим сложным делом занимаются настоящие профессионалы.
Современная подкова для лошадей
Разновидности подков
Все подковы делятся на три основных вида – стандартные, спортивные, ортопедические. Дополнительно в каждом из них тоже есть свои модификации, строго соответствующие определенному назначению.
Вид подков | Характеристики |
---|---|
Используются для рабочих лошадей. Масса подков варьируется от 200 до 720 г, в зависимости от размера. Изделия комплектуются съемными шипами – летние имеют закругленную тупую форму и небольшую высоту, зимние острые и более длинные. Различают подковы заводского производства и ручной выделки, изготавливаемые квалифицированными кузнецами | |
Используются для спортивных пород лошадей, участвующих в скачках, конкуре, многоборье. Материалом изготовления служит алюминий, пружинная сталь и некоторые другие сплавы, отличающиеся малым весом и прочностью. Для каждого вида соревнований применяются различные по форме и весу подковы. Например, для скачек это облегченные изделия весом не более 120 г, для многоборья – с утолщениями и бортиком на нижней плоскости, массой от 180 до 200 г | |
Изготавливаются из стали, пластика и алюминия, имеют различия в конструкции. Форму подковы подбирают индивидуально в зависимости от вида травмы и состояния копытного рога. Такие изделия способствуют заживлению копыт, уменьшают боль при ходьбе, выравнивают движение |
Подковы, гвозди, шипы
Набор титановых подков для скаковой лошади
Самые современные подковы заметно отличаются от описанных выше своей конструкцией. По внешнему виду они напоминают сандалии на ремешках и пружинных креплениях, а изготавливаются из специального пластика. Они не прибиваются гвоздями, а фиксируются на копыте при помощи этих ремешков, что позволяет заменить подковы за считанные минуты. Разумеется, стоимость таких изделий довольно высока, поэтому не каждому коневладельцу они по карману.
Есть варианты подешевле: они тоже изготавливаются из пластика, но имеют более простое устройство и по форме больше похожи на стандартные подковы. В зависимости от конструкции, крепятся они либо гвоздями (только меньшего размера), либо при помощи специального клея.
Современные подковы для лошадей
Вариант зимней пластиковой подковы с протектором
Терапевтические ботиночки для лошадей, имеющих проблемы подошвы, ламинит и т.д. Не для работы. Для гуляния, расшагивания и т.д.
Для чего подковывают лошадей
Подкова создана для того, чтобы копыто лошади не травмировалось.
Копыто животного создано так, что его твердая часть склонна к регенерации. Изнашиваясь в ходе постоянного движения, она постепенно восстанавливается, чем надежно защищает ноги лошади. Грунт, трава и самостоятельный выбор маршрута передвижения гарантирует животным комфортное существование без дополнительного ухода всю жизнь.
Когда лошадь одомашнили, ее жизнь сильно изменилась. Теперь им приходилось носить тяжелые грузы и ходить по твердой поверхности. Ткань копыт не успевала регенерировать, поэтому в скором времени лошади хромали, а далее даже отказывались передвигаться, поскольку малейшее движение причиняло им сильную боль.
Стало ясно, что без дополнительной помощи лошадь не сможет нормально существовать рядом с людьми. Поэтому человеку пришлось придумать подкову – специальную защиту, которая минимизирует снос копыт при любых нагрузках.
Как подковать лошадь
Чтобы качественно и правильно подковать лошадь, каждый коневод должен обязательно иметь в хозяйстве:
Основные этапы подковки лошади:
Важно! Переподковывать необходимо каждую ступню: пренебрежение этим правилом может негативно сказаться на осанке животного и даже привести к серьёзным травмам конечностей.
. Как подковать лошадь: видео
Как подковать лошадь: видео
Процесс выполнения ковки
Часто ли нужно подковывать лошадей? Всё зависит от физических нагрузок животного и скорости отрастания роговицы на копыте. Простым рабочим лошадкам ковка выполняется раз в 30 дней, скакунам-спортсменам – чаще.
Домашним лошадям, которые редко выезжают на асфальтированную дорогу, крепить подковы вообще не нужно. Процедура ковки небыстрая, ведь животному сначала нужно привыкнуть к мастеру, уже потом можно постепенно приступать к работе. Иногда сам процесс растягивается на несколько дней. Как он осуществляется? Сначала надо снять старые подковы, затем хорошо расчистить подошву, удалив грязь. После этого снимаются мерки, после примерки можно прибивать подкову. Но это схема – общая картина. Если рассмотреть весь процесс, то его можно разбить на 10 этапов:
Это важно! Нужно избегать неточностей в работе именно на этом этапе. Если произойдёт смещение во время прибивания гвоздей, то работу придётся переделывать и снова забивать ухнали, потому что подкова начнёт болтаться
На этом процедура подковки завершена. Таким образом, при наличии определённого набора инструментов, навыка и любви к животным коваль может успешно подковать любого коня.
Интересно! Взрослые и дети знают, что в старину над входом в дом, над дверью, прибивалась на счастье подкова. Люди верили, что она приносит удачу и оберегает её владельца от несчастья и недугов. Не важно, куплена она была или найдена. Главное, чтобы подкова была хоженой, то есть снятой с лошадиного копыта.
В современном мире нечасто встретишь человека, увлечённого лошадьми. На такие вопросы, как «Больно ли лошади когда её подковывают?» и «Из чего делают подковы для лошадей?» вряд ли можно получить от простых обывателей правильный ответ.
Зачем лошадям нужны подковы
В естественных условиях лошади обитают в степи, передвигаясь по мягкой почве. Это способствует естественному стиранию ороговелых частей ступней, при котором процессы регенерации равны либо превышают активность стачивания.
Организм лошади восстанавливает ороговелые покровы до того, как они полностью сотрутся. При частном разведении лошади зачастую живут и развиваются в условиях территорий с грубым дорожным покрытием, ускоряющим изнашивание копыт в несколько раз.
Подкова является простым и наиболее эффективным средством защиты копыт. Она помогает предотвратить чрезмерно активное стирание ороговелого слоя конечностей и защитить ступни непарнокопытного от механических и инфекционных поражений.
Знаете ли вы? Первыми начали подковывать лошадей древние галлы приблизительно в III–IV веке до н. э.
Но есть у этого аксессуара и противопоказания: при свободном содержании в загонах с выпасом на открытых лугах подковывать лошадей не рекомендуется. В таком случае животные практически не контактируют с асфальтовым или бетонным покрытием, что даёт возможность организму обеспечить естественную защиту от повреждения ступней.
Кроме того, при свободном выгуле лошади зачастую играют друг с другом, а подкованные особи могут повредить как сородича, так и себя.
Знаете ли вы? Металлические подковы начали впервые использоваться древними римлянами в I веке до н. э. Представляли они собой небольшую пластину с разнообразными крючками, дужками, кольцами и т. д., которые крепились при помощи небольших верёвочек либо кожаных ремешков.
Причины появления и история появления подков для лошадей
Первая причина заключалась в том, что во времена военных походов или при длительных переходах кочевых племен лошадям поневоле приходилось преодолевать значительно большие расстояния, чем в дикой природе. Вторая причина – это то, что при этом лошадь не только передвигалась сама, но и везла на себе или в повозке людей и необходимые им грузы. Ну, и наконец, при таких переходах дорогу выбирало не животное, а управляющий им человек.
В те времена кони были основным средством передвижения, и от того, насколько долго лошадь может полноценно работать, напрямую зависело удобство человеческого существования. Эти три основных фактора и вызвали необходимость придумать такое средство защиты, как подковы для лошадей.
История появления этой лошадиной обуви весьма интересна. Изначально она представляла собой подобие обычного башмака, изготовленного из крепкой древесной коры, снаружи обернутой кожей и прикрепляемого веревками или ремнями. Однако, такая обувка быстро снашивалась. Стали появляться металлические пластины, которые крепились к ногам ремнями (так обували лошадей в Римской империи). Но и этот вариант имел существенный недостаток, так как кожа на ногах лошадей быстро натиралась в процессе передвижения.
Первые подковы, в которых были отверстия для гвоздей, археологи нашли в кельтских захоронениях, датированных первым тысячелетием до нашей эры.
Другие находки говорят о том, что такие подковы были и у древних римлян, но суть от этого – не меняется. Крепление подков к копыту гвоздями по сей день считается самым удобным и безопасным для животного.
Широко распространено заблуждение, что лошадь испытывает боль при забивании гвоздей в копытный рог. Это – совсем не так. По своей сути роговой слой копыта похож на человеческий ноготь, только более толстый и прочный.
И только если коваль вдруг промахнется и заденет гвоздем живую ткань – вот тут животному будет больно, и оно начнет хромать.
Обрезка подошвы
Роговая часть копыта у лошадей быстро отрастает (примерно как ногти у людей). Причем иногда не слишком равномерно. Поэтому перед креплением подковы подошву следует выровнять. Помимо всего прочего, эта процедура в отдельных случаях позволяет подкорректировать неправильную постановку ног животного. Подкованная лошадь, имеющая подобный дефект, может использоваться в работе интенсивнее. Производят обрезку копыт с использованием рашпиля по направлению от пяточных частей. При этом удаляют только потрескавшийся мертвый рог (оставляя его тонкий слой). Выполнять обрезку следует максимально аккуратно. Если с копыта будет снят слишком тонкий слой, в последующем рог может обломиться. Если же кузнец, наоборот, «перестарается», лошадь при использовании в работе может травмироваться.
Процесс подковки
Бытует мнение, что процесс подковки, это болезненная процедура, при которой, животное испытывает ужасные мучения. Но это совершенно не так. Пусть, для подковывания лошадей и используют гвозди внушительных размеров, но вводятся они исключительно в нечувствительные участки копыта. При этом, животное ничего не чувствует и все что может ее напугать, это громкий звук или резкое движение.
Прежде чем приступить, непосредственно, к самому процессу, копыто нужно тщательно очистить и обработать. Так как под подковой, не должно оставаться остатков омертвевшей ткани рогового тела.
В том случае, если старая подкова, находится в нормальном состоянии, ее можно заново подогнать до нужных размеров и формы.
Кузнец, который работает с лошадями, несет большую ответственность за их здоровье. Поэтому, он должен хорошо разбираться в анатомии и физиологии животного.
Опытный кузнец, должен уметь правильно чистить копыта, подбирать размеры и материалы для изготовления подков.
Лучше всего, процедуру подковывания, осуществлять в домашних условиях, в привычной для животного обстановке. Таким образом, делая стрессовую ситуацию минимальной.
Для этого, на хозяйственном дворе, нужно найти тихое и чистое место, где кузнец сможет подковать лошадь, используя специальные инструменты.
Зачем лошади нужна подкова
Когда лошадь живет в природных условиях, она носит только свой вес, поэтому процессы истирания и регенерации тканей успевают сменить друг друга. Так что дикая лошадь живет без подков. Необходимость в подковке возникла тогда, когда кони стали использоваться человеком в качестве средства передвижения, перевозки некоторой продукции и вещей. Усложнило работу лошади и то, что со временем покрытие дорог стало грубее, а сейчас и вовсе стало очень жестким, непригодным для неподкованных копыт.
Подковыванием лошадей стали заниматься еще в век античности. Конечно, подковы тех времен были не похожи на те, к которым мы привыкли. На сегодняшний день существует множество видов, и современные подковы для лошадей очень популярны. Существовали и разные способы крепления подковы. Например, римляне привязывали подковы своих лошадей ремнями, но, к сожалению, такое крепление не было надежным. Прибивать подковы с помощью гвоздей придумали позже. На данный момент такое крепление является самым надежным.
Функции набойки у лошадей
Не куют лошадей, которые находятся на пастбищном содержании, то есть для которых используется дикий метод выращивания. Животное гуляет по мягкому естественному покрытию без дополнительной нагрузки. Следовательно, процессы истирания и регенерации проходят параллельно. Иногда случается так, что копытный рог не успевает истираться. В таких случаях его даже подрезают. Еще одна причина заключается в том, что лошади в табуне часто играют, и подковы могут быть даже травмоопасны.
Безусловно, очень важно правильно выбрать подковы. Они делятся на два типа: спортивные, предназначенные для лошадей, участвующих в соревнованиях, и стандартные
Существуют параметры, по которым выбирают подковы
Процедура подбора подковы происходит так: сначала измеряют копыто по длине и ширине. Заботливые производители ставят на лошадиной подкове в верхней части номер, как размер обуви у человека. Соответственно, чем больше нога, тем больше номер. Номер на набойках подковы и ее разновидности начинается с номера 00 (для самых маленьких). Метки ставятся не только для того, чтобы знать размер ноги.
Также отличаются задние и передние набойки: они имеют разный контур. Подковы для разных лошадей отличаются по гладкости поверхности. Например, для зимнего периода ставят шипованную подкову, что предохраняет лошадь от скольжения на льду. Для лета и гладких поверхностей используют туфельку-подкову. До сих пор в продаже присутствуют немецкие виды подков. При выборе современной набойки стоит быть внимательным к производителю, так как разные страны иногда по-разному маркируют размеры.
Для того чтобы не ошибиться в выборе существуют специальные таблицы, где размеры переводятся с зарубежных на наши. Виды подков настолько разнообразны, что могут различаться и материалами, из которых они изготавливаются. Это может быть пластик, резина или металл. Перед приобретением стоит посмотреть фото и изучить отзывы о выбранном виде подков.
Как выбрать подкову для лошади
Для того чтобы выбрать правильную подкову, необходимо:
Кроме того, при выборе подковы нужно обязательно учесть и сезон года. Существуют летние и зимние модели: последние зачастую отличаются шипованными включениями, которые в летнюю пору не только затруднят движение животного, но и значительно повысят нагрузку на его конечности.
Не стоит забывать и о том, что подковы разделяются на передние и задние. Несмотря на то, что они визуально практически не отличаются друг от друга, у них просматривается разный контур, напрямую влияющий на качество и лёгкость передвижения площади.
Важно! При выборе подковы нужно обязательно внимательно отнестись к размеру, так как разные производители зачастую по-разному их маркируют.
Подкова-обувь для лошадей
Первые подковы появились в Азии и существенно отличались от настоящих. Они представляли собой некие башмачки, изготовленные из кожи и тростника, которые привязывались к ноге ремнями и веревками. Само собой разумеется, срок службы такой обуви был невелик. Далее, их место заняли металлические сандалии, которые позволяли подковывать животное значительно реже. И только в третьем веке человек начал изготавливать изогнутые подковы, применяемые сейчас.
Столь значительное изменение обуви для жеребцов стало необходимым, в связи с развитием инфраструктуры. Ведь, если изначально, животное передвигалось по мягкой траве, то в результате одомашнивания, пришлось отказаться от возможности самому выбирать дорогу и довольствоваться твердым грунтом и брусчаткой. Плюс, одежда наездников становилась тяжелее, появились кольчуги. Следовательно, приходилось преодолевать длинные расстояния по ужасной каменистой местности и тащить на себе телеги с тяжелым грузом. В результате такого жизненного цикла копыта быстро стирались, что приносило лошади боль и неудобство. Чтобы как-то уберечь питомца, человек придумал отличное приспособление – подковы.
Подковы в России появились в начале XVIII века
В России ковка лошадей стала популярной после указа Петра I 1715 года: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». Вследствие чего, наличие подковы у лошади подчеркивало статус ее владельца.
Современные подковы для лошади имеют овальную форму и довольно пластичны. Подогнать по размеру их можно в любом виде, будь то горячее или уже остывшее изделие. Есть несколько видов подков:
Особенности строения копыта, функционала животного и его породы влияют на выбор вида подков.
Современные подковы для лошадей — защита копыт, предохраняющая их от повреждений. Ведь в неволе лошадям приходится меньше двигаться, и копыта теряют свою твердость.
Тоже самое происходит с мышцами, которые привыкли к особым нагрузкам, они атрофируются, животное становится менее выносливым.
Сейчас существует множество разновидностей подков
Работая тяжело и путешествуя по асфальтированным дорогам копыта изнашиваются. Но диким лошадям такое не грозит, ведь они сами выбирают путь, обходя препятствия. И копыта у них быстрее восстанавливаются. Таким образом, копыта домашних скакунов, из-за такого образа жизни, страдают медленным процессом регенерации.
Износ «набойки» для животных крайне опасен. Ведь, поврежденная часть доставляет неудобство и боль при движении, поэтому такая лошадь хромает или полностью отказывается двигаться.
Слово о полку Игореве Часть третья
Перевод Н. Заболоцкого
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землей
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?»
На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:
«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»
Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Солнце трижды светлое!
Какие инструменты понадобятся
Чтобы прибить подковы, требуется наличие следующих инструментов:
Набор инструментов для ковки
Ящик с инструментами
Крепеж подковы осуществляется особыми гвоздями – ухналями, отличающимися формой головки и штифта. Ухнали выпускаются длиной от 45 до 70 мм, и согласно ГОСТу делятся на шесть размеров. Используются они только раз, для повторного применения непригодны. Дополнительно в процессе работы может понадобиться станок для ковки – его применяют в тех случаях, когда животное излишне пугливо или нетерпеливо.
Как подковать лошадь
Кроме того, они улучшают сцепление с землей, не дают лошади поскользнуться.
Подковы необходимы далеко не всегда, в частности, если лошадь контактирует исключительно с мягким грунтом, они ей ни к чему. Однако любая лошадь, используемая для регулярных выездов, должна быть подкована. Для этого не реже, чем раз в полтора месяца, лошадей и пони отводят к ковалю — кузнецу, делающему и подгоняющему подковы.
Даже если у лошади нет подков, очень важно следить за состоянием ее копыт. Они могут трескаться или неравномерно стираться, а это создает проблемы при ходьбе
Лошадиные копыта нужно осматривать ежедневно, до и после прогулки. Во время осмотра необходимо, чтобы кто-то держал лошадь, пока вы занимаетесь копытами.
Встреча с кузнецом
Кузнец делает подковы из металлических полосок. Затем он подгоняет их под копыто и проверяет, чтобы лошадь стояла ровно и твердо.
Снимаем старую подкову
Прежде чем подгонять новые подковы, необходимо снять старые. Для этого кузнец крепко зажимает копыто между ногами и клещами отдирает от него подкову.
Защищаем копыта
Перед установкой подковы нужно проверить и зачистить копыто. Все камни и гвозди должны быть удалены, а неровности зачищены при помощи специального скребка.
Подгоняем подкову Новая подкова подгоняется на зачищенном копыте. Подкова устанавливается еще горячей, что облегчает кузнецу ее подгонку по размеру. Хорошо сделанная подкова ложится точно по краю копыта.
Подкова готова
Закончив работу, кузнец должен убедиться, что все острые края убраны, гвозди не торчат и подкова точно сидит на копыте. Трещины и дыры в копыте должны заполняться специальной пастой для копыт.
Как часто происходит замена
Этот вопрос тоже является немаловажным. Лошадь нуждается в смене «обувки» в зависимости от интенсивности работы, качества грунта, по которому идет большая часть передвижений, и скорости отрастания копытного рога. Последний момент сугубо индивидуален. При средней интенсивности рабочего процесса между сменой подков проходит от месяца до полутора. Нельзя очень часто или редко менять подковы, в противном случае это негативно отражается на здоровье лошади.
Подкова
Если говорить о молодняке, то по мере необходимости их подковывают уже в 2–3 месяца, но при этом на протяжении пятилетнего срока необходимо осуществлять наблюдение за тем, насколько правильно растут и развиваются копыта, чтобы не допускать возможных патологических процессов.
Рекомендуется предоставлять лошадям около 60-ти суток на отдых от подков.
Важно знать, что подковывать лошадей должен только профессионал: от этого зависит здоровье животных и безопасность наездника. Пробовать самостоятельно менять подковы, опираясь на теоретические знания, категорически запрещается
Когда можно не ковать
При пастбищном способе содержания лошадей не подковывают. На это есть две причины.
Во-первых, когда животные весь день гуляют на выпасе, процессы износа и регенерации сбалансированы. Иногда даже случается, что копытный рог не успевает истираться, и его приходится подрезать.
Во-вторых, в большом табуне животные часто играют, а жеребцы устанавливают иерархию с помощью копыт. Подковы в таких ситуациях травмоопасны, и лошадям не нужны.
Однако при стойловом способе содержания ковка обязательна.
Новички-коневладельцы подчас задумываются, больно ли лошади, когда её подковывают? Волнения напрасны: гвозди забивают в копытный рог – мёртвую ткань без нервных окончаний. А вот ходить на сбитых копытах лошади действительно больно.
Учимся подковывать животное
Правильная подковка лошадей – это не просто умение крепко прибить подкову, но, прежде всего, умение правильно обработать копыта. Этот процесс можно смело назвать маникюром для скакуна, так как подразумевает расчистку, обрезку и подпилку ороговевшего слоя. Даже если лошадь не ковать, каждые четыре или пять недель ей нужно опиливать и чистить копыта. Если сама подкова еще не износилась, ее можно подогнать снова. Это делается либо горячим, либо холодным способом.
Интересно! Многие думают, лошадям больно, когда их подковывают, но это не так. Металлические гвозди вбиваются в ороговевший слой и абсолютно нечувствительную зону. Поэтому животное не чувствует никакого дискомфорта.
Основы для кузнеца
Работа кузнеца требует большого мастерства и ювелирной точности. Он должен уметь расчищать копыта, подпиливать, с большой точностью определять размер подковы, забывать правильно гвозди. Всего один промах – и лошадь может начать хромать. Более того, каждый кузнец должен владеть знаниями об анатомии строения конечностей лошади. Очень часто приходится решать серьезные проблемы и их исправлять с помощью подков.
Сегодня кузнеца можно найти в любом конном клубе и на любой конюшне. Также много мастеров занимаются частной деятельностью с выездом на дом. Прежде всего, у него должны быть специальные инструменты, без которых работа будет невозможной. Смотрите схему и видео. В больших конных комплексах куют лошадей в специально отведенных местах возле станка. В домашних условиях нужно будет найти сухое, хорошо освещенное и спокойное место.
Пошаговая инструкция
Прежде чем начать подковывать лошадь, копыта следует помыть, очистить специальным крючком от грязи. Только после этого можно животное подводить к станку. Большинство скакунов стоят спокойно, но возле нее не должны находится другие лошади или стоять еда. Для агрессивных и возбужденных лошадей применяют специальный станок с привязью.
Все инструменты кузнеца условно можно разделить на две группы: для изготовления подков и для заправки копыт (сапожные). Так как подковы мы будем использовать готовые, то понадобятся только сапожные инструменты. Это молоток, кусачки, триммер, рашпиль. Все их можно увидеть на фото и видео.
После ковки обязательно нужно посмотреть, как двигается лошадь, не хромает ли и равномерно ли наступает на все четыре ноги. Только после этого процесс подковывания можно считать завершенным. Более подробно смотрите на видео.
Что чувствует лошадь в этом момент
Многим интересно, больно ли лошади в момент подковки. Ученные утверждают, что нет. В копыте нет нервных окончаний, поэтому животное может ощущать только легкий дискомфорт при процедуре, но и он со временем проходит.
Но все равно надо быть очень осторожным. Если загнать гвоздь очень глубоко, он может доставать до нервов и вызывать сильные болевые ощущения. В некоторых особей начинается кровотечение. Поэтому даже опытному кузнецу следует быть очень осторожным, поскольку неправильная подковка может спровоцировать у животного пожизненную хромоту.
В видеоролике рассказывается о том, когда и как можно подковать лошадь:
Как часто нужно менять
Поскольку подкова призвана защитить копыто от износа, а лошадь имеет довольно внушительный вес, данный протектор быстро изнашивается, так что владелец должен быть готов к регулярной замене стёртых подков. Обычно это происходит раз в 1,5–2 месяца. К тому же летом и зимой необходимо носить разные набойки.
Показаниями для того, что защиту нужно поменять, являются:
Итак, защита ног коня — важная задача, поскольку это будет напрямую влиять на самочувствие и трудоспособность животного. Самому это делать достаточно сложно, однако большая лошадиная семья требует постоянной смены подков, поэтому необходимо научиться справляться с этим и не доставлять дискомфорт ни себе, ни своему любимцу.
Особенности подковки лошадей
Вполне естественно, что каждый заботливый хозяин думает о том, как подковать свою лошадь. При этом его волнует и другой вопрос: «Больно ли лошади?». Но оснований для волнений нет, ведь фиксация подковы гвоздями в руках умелого кузнеца задевает лишь ороговевшую часть копыта, и нервных окончаний в этой части конечности нет.
Итак, кто же может подковать верного скакуна? Ответ очевиден — делать это самостоятельно не стоит. Лучше обратиться к специалисту, который знает все тонкости процесса.
Прежде всего нужно подобрать подходящий вид «обуви». Ее ковка может быть осуществлена как самим мастером, так и заводским способом.
Подковы для взрослых лошадей существуют 13 стандартных размеров. Если модель и размер уже выбраны, то можно приступать к действию. Многочисленные фото в интернете могут подробно проиллюстрировать весь процесс поэтапно.
Сказать, сколько времени забирает весь процесс, очень сложно, поскольку каждый случай строго индивидуален. Для этого нужна особая сноровка специалиста, ведь подковывание — тяжелый физический труд, посильный не каждому. Разобравшись с вопросом, зачем нужен подков, можно смело приступать к процедуре.
Конструкция подковы
Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.
Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:
В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.
Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.
В каждой подкове есть гвоздевые отверстия
Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.
Подковы и шипы, комплект
Подковы для лошадиных копыт
Спортивные
Подковы, предназначенные для спортивных лошадей и более прочны, и изготавливаются из более легких металлов. Для разных видов спорта существуют свои виды подков для лошадей.
Для скаковых лошадей, подковы делают легкими, их вес не должен превышать 120 гр. Для их изготовления используют прочную пружинную сталь. Если скачки будут на скользкой трассе, то подкова должна быть с трапециевидным сечением.
Для многоборья используются угольные подковы с 10-ти мм бортиком по нижней поверхности. Для зимних соревнований подковы берут круглые, массой 180-200 гр., с тремя шипами. Также, для многоборья подойдут подковы Березовца — подковы без шипов, со специальными утолщениями.
Угольные для многоборья
Для соревнований по преодолению препятствий (конкур) лошадей подковывают тонкими легкими подковами, с толщиной ветвей не больше, чем толщина рога стенки. Если используются шипы, то они должны быть скошены внутрь.
Беговых лошадей подковывают исходя из того, по какому грунту будет бежать лошадь. Это могут быть и утяжеленные подковы Березовца, и стандартные подковы весом 300 гр.
Выездковых лошадей обычно не подковывают, а просто вовремя чистят копыта. При необходимости можно подковать на легкие гладкие подковы.
Для конноспортивных игр лучше остановить выбор на угольных подковах с невысокими бортами. В данном виде спорта запрещено использовать подковы с шипами, чтобы избежать различных травм.
Зимой, для участия в зимних видах спорта, лошадей подковывают на угольные подковы со специальными зубьями по наружному бортику. Особенностью зимних подков является наличие дна из тонкого металла, что бы снег не налипал на копыто.