Подключенный автомобиль что это
Краткая история Connected Cars: что считать «подключенными машинами» и почему ближайшее будущее не в беспилотниках?
Автомобили получили широкое распространение в начале XX века, но за это короткое время они успели кардинально измениться. Мы ждем беспилотные и летающие автомобили, а подключенные автомобили, оборудованные интернетом, ездят по дорогам уже сегодня. Эта статья представляет небольшую серию переводов материалов из свободных источников об истории появления такого явления как «подключенные автомобили», плюс некоторые наши данные о работе на этом рынке в течение 5 лет — какие решения доступны на новых моделях авто уже сегодня и чего ждать от машин с умной «начинкой» завтра.
Первыми подключенными автомобилями можно считать автомобили с телефонами, примитивные модели которых выехали на улицы США в 1946 году. Весом более 35 килограмм, с ограниченным функционалом, автомобильные телефоны первоначально использовали в основном водители-экспедиторы, журналисты и работники ЖКХ.
Следующий этап в истории зарождения Connected Car рынка — появление круиз-контроля на борту автомобиля в 1958 году. Круиз-контроль был изобретен слепым инженером Ральфом Тиитором. Впервые мысль о нем пришла Тиитору в голову во время поездки на машине со своим адвокатом. Скорость автомобиля подозрительно менялась, когда водитель начинал говорить или слушать собеседника. Это досаждало Ральфу, и он решил создать прибор, который бы поддерживал одинаковую скорость для избежания аварийных ситуаций на дороге. В 1945 году Ральф получил патент на свое изобретение. Среди вариантов названий, кстати, были ‘Controlmatic’, ‘Touchomatic’, ‘Pressomatic’ и ‘Speedostat’. В 1958 году автомобильная компания ‘Chrysler’ заинтересовалась изобретением Ральфа и предложила его своим покупателям.
В 1968 году произошел еще один значимый для Connected Car рынка прорыв — Volkswagen представила первую бортовую компьютерную систему со сканирующими возможностями в своих моделях с топливным приводом. Кстати только в конце 90х — начале 2000х оснащение бортовыми системами стало обязательным условием для всех выпускаемых автомобилей в США и Европе.
Необходимым элементом Connected Car является наличие стабильного канала связи. Если рассматривать вопрос с этой точки зрения, первый «подключенный» автомобиль был создан General Motors в сотрудничестве с Motorola Automotive. Решение называлось OnStar, оно вышло на американский рынок в 1996 году. Когда система OnStar впервые стала доступна в качестве опции установленной дилерому, это стало открытием для всего мира. Благодаря аналоговой сотовой связи система предложила беспрецедентную возможность подключения автомобиля, которая открыла двери для инноваций в области безопасности и IT.
Сегодня сложно себе представить, но GM пришлось разрабатывать собственные средства телематики, так как сотовые сети были недостаточно надежными. В результате автомобили Cadillac DeVille, Seville и Eldorado получили возможность звонить в экстренные службы в случае аварии.
Недолго думая, вслед за GM подобные решения стали использовать и другие автомобильные компании, предлагая надежную экстренную связь на автомобилях премиальных серий.
В начале XXI века началось активное использование систем GPS. В принципе они были доступны с 1980-х годов, но только в 2000 году они стали более точными, благодаря законопроекту, который запрещал военным скремблировать спутниковые сигналы, используемыми гражданскими лицами.
Следующий переход в эволюции не заставил себя долго ждать, и уже в 2001 году
первые мобильные телефоны были подключены к автомобилю через Bluetooth. Этот этап открыл концепцию громкой связи через мобильный телефон, а также положил начало технологиям распознавания голоса.
В 2003 году GM впервые представила возможность получать дистанционные отчеты о состоянии автомобиля, а также доступ к глобальной сети передачи данных и цифровой навигации, использующей не только GPS (кстати, спутниковое позиционирование появилось раньше, чем постоянное подключение — еще в 1995 году на автомобилях компании Oldsmobile), но и данные, загруженные из интернета.
По мере развития технологий сотовой связи с 2007 года автоконцерны начали один за другим встраивать в свои автомобили телематические системы, использующие исключительно каналы передачи данных сотовых операторов.
В 2008 году на борту автомобилей впервые появился wi-fi. Первоначально решение было разработано для грузовых автомобилей для поддержки связи с головным офисом. А летом 2014 года Audi стала первым автоконцерном, который встроил в автомобиль модуль 4G LTE, чтобы обеспечить работу автоматики, одновременно предоставляя пассажирам высокоскоростной доступ в интернет через Wi-Fi.
Что такое подключенный автомобиль?
Учитывая историю развития этого класса техники, неудивительно, что в разное время словосочетание «подключенный автомобиль» несло различную смысловую нагрузку. Можно ли считать подключенным автомобиль, в котором установлен телефон для связи со службой спасения? Определенно, 20 лет назад это было так, но сегодня ситуация изменилась.
Пожалуй, можно сказать, что подключенный автомобиль – это транспортное средство, которое обменивается данными с другими автомобилями и устройствами, сетями и сервисами, охватывающими обширную инфраструктуру, включая ваш дом и офис. Поэтому многие эксперты считают, что подключенный автомобиль – это элемент экосистемы интернета вещей. То есть пусть и сложное, но еще одно устройство, которое самостоятельно передает и принимает данные.
В основе автомобильного интеллекта лежит головной модуль, который собирает данные о техническом состоянии и «общается» с различными компонентами транспортного средства. Это может быть встроенный TCU (Telematic Control Unit) либо подключаемый к разъему OBD-2 компактный донгл.
У встроенных модулей сейчас нет единого стандарта, и обычно они являются частью встроенного компьютера, при этом у каждого автопроизводителя своя аппаратная и программная начинка.
Виды подключенных сервисов
Что дает водителю подключение автомобиля? Он может получать уведомления о загруженности дорог, информацию о ДТП на его маршруте, а также метеосводки в режиме реального времени. Но это базовые вещи. В стадии разработки сейчас числятся системы предупреждения о выезде на встречную полосу. Они предупредят как самого водителя — если тот случайно выехал на «встречку» — так и других участников движения. Эти же системы позволят водителям «заглянуть» за поворот.
Прокладка самих маршрутов в подключенных автомобилях осуществляется с учетом привычек пользователя, а также его расписания. Утром в будний день система сама предложит оптимальный маршрут до офиса с учетом трафика, а вечером напомнит, что надо заехать в магазин за продуктами. При этом если авто является гибридом, то система проанализирует маршрут и запланирует использование энергии аккумулятора с учетом рельефа, чтобы гарантированно добавлять тяги на подъемах, экономя топливо, и спокойно подзаряжать батарею на спусках.
В целом «подключенные» функции можно разделить на пять больших категорий – это безопасность, навигация, информирование и развлечения, диагностика и платежи. И вот список тех функций, о которых мы еще не упоминали.
Навигационные сервисы
Возможности подключенных автомобилей позволяют, например, сообщать водителю о том, что заканчивается бензин и при этом подсказывать дорогу к ближайшей автозаправке. Или по запросу водителя искать ближайшую гостиницу или кафе. За счет доступа в интернет в автомобиле можно организовать потоковое вещание или информировать пользователя о самых различных событиях — рассказывать о погоде или дорожной ситуации.
Навигационные системы современных автомобилей – это не просто карта с позиционированием по спутникам. Они дополняются различной информацией о трафике и данными от других участников дорожного движения. Так, например, если автовладелец находится в гостях, система сможет порекомендовать ему, когда лучше выехать домой, чтобы не застрять в пробках. Навигатор также может автоматически рассылать сообщения о его прибытии коллегам и друзьям.
Диагностика
Благодаря функциям интеллектуальной удаленной диагностики автомобиль может сообщать водителю о необходимости технического обслуживания или ремонта того или иного узла. Технологии BigData потенциально позволяют вести предиктивную диагностику, по различным параметрам определяя, какие узлы могут выйти из строя в ближайшее время.
Платежи
Среди потенциальных возможностей connected cars — автоматическая оплата парковки при заезде на нее. Для этого в большинстве случаев нужно будет лишь установить соответствующее приложение на бортовой компьютер.
Концепция продолжает развиваться, и некоторые вендоры уже предлагают возможность оплачивать «через автомобиль» другие продукты и услуги — например бензин.
Разумеется, сервисы персонифицируются. Система автоматически узнает водителя по голосу или манере езды и подстраивается под него, включая музыку с любимого канала или зачитывая соответствующую подборку новостей. Также система следит за манерой передвижения и может давать советы по безопасности и экономии топлива.
Будущее подключенных автомобилей
Кроме того, команда идентифицировала водителей по стилю вождения и характеру использования автомобиля с тем, чтобы рекомендовать водителям по их признакам наиболее подходящие аксессуары, автомобиль или следующий визит. Так, например, если водитель агрессивно гоняет по ночам, стоит вовремя посоветовать ему поменять шины. А если автомобилист переехал за город, то можно предложить ему новый автомобиль-кроссовер.
Таким образом, мы даем возможность дилерам предоставить личного консультанта для каждого клиента в форме интеллектуального приложения. При этом автосалон сможет многократно увеличить продажи и качество обслуживания.
Подключенные автомобили: ожидания и реальность
Подключенные автомобили: ожидания и реальность
В газете «Коммерсантъ Business Guide” (Трансформация бизнеса. Мобильные технологии), тематическом приложении к газете «Коммерсантъ», вышла статья «Дорожное подключение», посвященная реалиям и перспективам глобального тренда подключения автомобилей к сети. Экспертом по данному вопросу выступил Михаил Анохин, директор по развитию компании «Р-Телематика».
По оценке эксперта «Р-телематика», тренд «все в сеть» сегодня распространяется с огромной скоростью и его уже не остановить. «Очевидно, что в скором будущем к интернету будет подключено все: начиная от чайника и заканчивая самим человеком. Подключенный к интернету транспорт — неотъемлемая и важная часть этого тренда, которая развивается и продолжит развиваться с бешеной скоростью. Прежде всего это связано с тем, что технологии уже достигли необходимого уровня развития и низкой себестоимости. Еще одним важным фактором являются очевидные выгоды от их использования»,— отмечает господин Анохин. Подключение автомобиля к сети сулит множество возможностей как для самих автовладельцев, так и для государства и бизнеса. Так, автопроизводители смогут решить вопрос онлайн-диагностики автомобилей, страховые компании получат возможность расширить страховой портфель новыми «умными» продуктами, для государства – это инструмент для повышения безопасности и снижения смертности на дорогах, а водитель сможет в режиме онлайн наблюдать за местоположением и состоянием своего автомобиля с помощью смартфона, получит возможность сэкономить на страховании КАСКО, а также будет всегда иметь доступ к службе поддержке прямо из салона своего автомобиля.
Технологии подключенного автомобиля в России, по мнению Михаила Анохина, в первую очередь нацелены на повышение безопасности на дорогах, возможность выгодного страхования, а также оптимизацию и удобство использования автомобиля. По проекту ЭРА-ГЛОНАСС, запуск которого намечен на 2016 год в части общественного транспорта, с 2017 года на каждый автомобиль в обязательном порядке будет устанавливаться устройство, которое оповещает экстренные службы в случае ДТП. «Такой подход должен существенно снизить смертность на дорогах, ведь ни для кого не секрет, что часто жертвы ДТП погибают в результате длительного ожидания или отсутствия скорой помощи»,— считает господин Анохин.
Н а прошедшей 4 декабря конференции по «умному» страхованию компания “Р-Телематика” анонсировала продукт Drivejournal, который позволяет уже сегодня подключить свой автомобиль к сети. «Это устройство, которое просто устанавливается в OBD II-разъем автомобиля и позволяет не только получать скидки по КАСКО, но и оптимизировать использование своего автомобиля. Drivejournal является как бы коммуникатором между автомобилем, его владельцем и страховой компанией». Уже в первом квартале 2015 года планируется запуск первых совместных продуктов компании «Р-Телематика» со страховыми компаниями, которые позволят автовладельцам получать значительные скидки на КАСКО за аккуратное вождение. Однако, Drivejournal – это не только выгодное автострахование, это – возможность сделать свой автомобиль “умнее”. Drivejournal предупредит водителя о неблагоприятных погодных условиях, поможет оптимизировать использование топлива и количество времени, проводимого в пробках, подскажет об ошибках, совершенных в течение каждой поездки, включая точное время и место допущенной ошибки, а также предупредит о неполадках в автомобиле. На сегодняшний день, Drivejournal – это единственный продукт на российском рынке, позволяющий анализировать такое большое количество факторов (более 20), влияющих на качество вождения автомобилистов.
Подключенный автомобиль является транспортным средством, которое оснащено интеллектуальными системами, а также имеет сервисы для выхода в Интернет.
Первое упоминание о нем можно датировать 1926 годом. Николай Тесла в одном из своих интервью предположил, что масштабное развитие беспроводной связи превратит Землю в большой мозг, а все предметы будут взаимодействовать между собой, образуя единое целое. Великий изобретатель оказался прав: такое будущее наступит в ближайшем времени, в частности для автомобильной индустрии. Профессионалы отрасли даже выбрали ему название — Connected Car (CC).
Современные эксперты называют Connected Car самым масштабным преобразованием в автомобильной промышленности, произошедшим за последние 100 лет, и наиболее перспективным направлением в хай-тек-индустрии.
Connected Car: сегодня и завтра
На рынке уже присутствуют автомобили с мощными интегрированными интеллектуальными системами, которые позволяют выходить в Интернет. Все популярнее становится автомобильная телематика, суть которой — в беспроводном обмене сообщениями и командами между машиной и внешними источниками.
Производители обещают, что в 2015 году в каждом втором новом автомобиле будет присутствовать подключение к глобальной сети, обеспечивающее обмен данными (с помощью встроенного специализированного оборудования либо смартфона). Если верить отчету Allied Market Research, глобальный рынок подключенных автомобилей в 2020 году составит 141 млрд. долл.
Подключенный автомобиль: законодательная база
В Европейском союзе, России и Бразилии уже принят ряд законов, согласно которым, начиная с 2015 года, все новые автомобили должны иметь встроенную SIM-карту и беспроводной модем. Данная инициатива Евросоюза названа eCall и предназначена для подачи сигнала от машины, которая попала в аварию или была подвержена угону. В России подобная разработка получила название «ЭРА-ГЛОНАСС», основу которой составляет европейский стандарт eCall/E112.
Connected Car: игроки рынка
Внедрение встроенных решений для Connected Car уже проводят такие компании, как:
BMW,
GM,
Ford,
Toyota,
Audi,
Volvo и др.
Технология «Подключенный автомобиль» открывает безграничные возможности для операторов мобильной связи, производителей чипов, аппаратных средств и программного обеспечения. Разработчиками операционных систем для подключенного автомобиля желают стать мировые гиганты вроде Google, Apple и Linux Foundation.
Подключенный автомобиль
В некоторых случаях подключение к Интернету существует. Это соединение осуществляется через мобильную телефонную сеть с использованием оборудования, встроенного в автомобиль, или с помощью смартфона водителя или пассажира.
Очень часто подключенный автомобиль оснащен локальной беспроводной или проводной сетью, позволяющей разделить этот доступ между различными устройствами на борту транспортного средства. При желании его можно подключить к инфраструктуре дорожной сети или к другим транспортным средствам, движущимся поблизости. Таким образом, пользователи подключенного автомобиля могут воспользоваться широким спектром услуг и приложений, предназначенных в первую очередь для водителя, но также и для пассажиров.
Резюме
История
В 2010 году в Европейском Союзе Директива 2010/40 / EU определила связь между транспортным средством и транспортной инфраструктурой.
С 2018 года новые модели автомобилей в Европейском Союзе должны быть оснащены телематической коробкой, чтобы функция eCall работала. Это одна из первых функций подключенного автомобиля, которая стала обязательной.
Нормативно-правовые акты
В странах, которые следуют правилам ЕЭК ООН, правила 155 и 156 касаются подключенных транспортных средств.
В Европейском Союзе транспортные средства должны соответствовать этим правилам безопасности от 6 июля 2022 г. для новых типов / моделей автомобилей и от 7 июля 2024 г. для всех новых автомобилей.
Во Франции указ от 14 апреля 2021 года предусматривает, что телематическое исправление неисправности в одной или нескольких системах выполняется с соблюдением безопасности вождения транспортного средства.
Коммуникационные технологии
Тип подключения по мобильной телефонной сети
Коммуникационные технологии, используемые в подключенных автомобилях, используют сети мобильной связи для подключения к Интернету. Есть три режима подключения:
Интернет-соединение часто используется в автомобиле через беспроводную локальную сеть (Bluetooth или WiFi) с функциями для оптимизации этого соединения. Наконец, последние технологии нацелены на совместное использование каналов передачи данных между кластерами транспортных средств для снижения затрат на связь.
Разработка
В Европейском союзе в 2010 году Директива 2010/40 / EU определила связь между транспортным средством и транспортной инфраструктурой.
Однако подключенные автомобили могут создавать гигантские объемы данных, например, с помощью «основного сообщения безопасности», которое отправляется 10 раз в секунду для определения наличия конфликтов.
В США есть несколько стандартов:
В Европе частота согласована в целях безопасности дорожного движения. Гармонизированный стандарт называется ETSI ITS-G5.
В Европе обмен сообщениями также стандартизирован: пробки, аварии или даже риск столкновения.
Приложения и сервисы
Подключенные автомобили позволяют предлагать три типа услуг:
Пользователи подключенного автомобиля могут воспользоваться широким спектром услуг и приложений, предназначенных в первую очередь для водителя, но также и для пассажиров.
Используя данные, производимые автомобилем, приложения и службы, представленные с 2013 года, позволяют планировать техническое обслуживание, улучшать работу водителя или предлагать индивидуальное страхование.
Другие приложения, все еще находящиеся на экспериментальной стадии в 2015 году, используют подключение автомобиля к инфраструктуре дорожной сети или к другим транспортным средствам для лучшего управления транспортными потоками, информирования водителей или предотвращения аварий.
Сюда входит распространение информации о незавершенных работах, погодных условиях, информации и сообщений о пробках.
Пассажиры автомобиля
Водитель
Приложения и услуги для водителя разнообразны. Например :
Использование данных, собранных на транспортном средстве, позволяет предлагать индивидуальные услуги по страхованию и оценке экологических показателей водителя.
Пассажиры
Для пассажиров приложения и услуги подключенных автомобилей обозначаются неологизмом информационно-развлекательной системы ( информационно- развлекательная система на английском языке). В основном это приложения для общения, информации и развлечений, сгруппированные вместе на центральном экране или доступные на экранах, предназначенных для задних пассажиров автомобиля.
Обновить приложение
Подключенный автомобиль позволяет применить утвержденное обновление для установки, исправления или изменения функций автомобиля.
Благодаря связи между транспортным средством и инфраструктурой дорожной сети в США приложение информирует водителя о времени, оставшемся до того, как загорится зеленый свет. Проект European Drive C2X направлен на развитие более безопасного, комфортного и экологичного вождения на европейских дорогах. В 2015 году во Франции был проведен реальный эксперимент, в котором участвовали 3 000 сообщающихся автомобилей на 2 000 км дорог; транспортные средства могут сообщать о любых происшествиях, получать предупреждения и контролироваться менеджерами дорожной сети.
Автомобиль в автомобиль (V2V)
Связь между транспортными средствами позволяет изучать проекты автомобильных поездов, такие как европейский проект SARTRE, для разработки совместных дорожных систем (проект SCORE @ F (французская экспериментальная дорожная кооперативная система), и в ближайшем будущем они могут внести свой вклад в сокращение дорог аварийность.
Данные для программы безопасности дорожного движения
В этой программе участвуют такие компании, как Ford, BMW и Volvo.
Совместно используемая и анонимная информация может включать срабатывание подушки безопасности, экстренное торможение, зажигание противотуманных фар, спущенную шину или препятствие на дороге.
Подключенная инфраструктура
Подключенный автомобиль может обмениваться данными с подключенной инфраструктурой.
Экосистема
Системы exve и nevada должны позволять брендам централизовать данные своих клиентов и выбирать компании, которые будут иметь к ним доступ.
Производители автомобилей
В 2015 году почти все производители предлагают подключенные модели и разрабатывают приложения и услуги, в частности PSA, BMW, Ford, Honda, Renault, General Motors, Toyota, Audi, Volkswagen.
Другие актеры
Среди поставщиков автомобилей Valeo реализует стратегию приобретения, а Bosch представляет свою концепцию подключенных автомобилей на выставке Consumer Electronic Show 2016 (CES). Во время выставки CES 2017 новые стартапы, посвященные существующим автомобилям, демонстрируют использование подключенных транспортных средств: Cariboo или Xee.
Intel расширяет свои партнерские отношения с производителями и предлагает набор автомобильного оборудования и программного обеспечения In-Vehicle Solutions. На выставке CES 2016 Qualcomm представляет ряд автомобильных процессоров. В 2014 году Nokia создала инвестиционный фонд на 100 миллионов долларов в секторе стратегических подключенных автомобилей.
Телефонные операторы, собравшиеся в GSMA и напрямую заинтересованные в доходах от мобильной связи от подключенных автомобилей, объединили усилия с крупными производителями автомобилей, чтобы ускорить развитие телематических и информационно-развлекательных услуг.
Альянсы и группы
Глобальные промышленные проблемы, связанные с подключенными автомобилями, побудили вовлеченных игроков объединиться в несколько межотраслевых ассоциаций и партнерств для разработки открытых программных платформ:
безопасность
Безопасность дорожного движения
IT безопасность
Аспект безопасности является критическим фактором для подключенных автомобилей. Взаимосвязь сетей, компьютерная уязвимость систем и множество точек входа (Wi-Fi, Bluetooth, USB-ключ или бортовые микросхемы GSM) увеличивают риски взлома и доступа к различным бортовым компьютерам автомобиля.
В 2015 году (февраль) отчет сенатора США Эда Марки, опубликованный после опроса 16 основных производителей автомобилей, выявил эти уязвимости в системе безопасности. Злоумышленник может взять под контроль несколько устройств или оборудования (включая тормоза или систему блокировки) или даже удаленно отслеживать перемещения автомобиля на большие расстояния и собирать информацию о частной жизни водителя. Чтобы снизить эти риски киберпреступности, производители и участники ИТ-индустрии разрабатывают модель безопасности и решения (встроенная виртуализация и гипервизоры). В сентябрь 2015 Корпорация Intel создала комитет по рискам безопасности подключенных транспортных средств.
Согласие на обмен данными
Некоторые производители позволяют давать согласие на обмен данными, в частности видео, снятыми транспортным средством, и количественно определять объем данных, собранных транспортным средством и переданных оператору.
Обмен данными во Франции
Постановление от 14 апреля 2021 г. предусматривает, что согласие заинтересованного лица, водителя или пользователя транспортного средства, на обработку данных не требуется для: данных, необходимых для обнаружения ДТП, наблюдения за дорожной инфраструктурой, наблюдения данных об условиях дорожного движения и данных о дорожно-транспортных происшествиях с устройств для регистрации состояния делегирования управления автомобилем и данных транспортного средства, характеризующих работу его систем, узлов или технических узлов.
Бенефициары обмена данными
Бенефициарами обмена данными являются производитель и некоторые третьи стороны.