подключение электроустановок к электрическим сетям код по окрб

Новые правила подключения садовых и частных домов к электросетям

подключение электроустановок к электрическим сетям код по окрб

Изменение № 1: можно оформить автономное подключение, минуя СНТ?

У дачников появилась возможность подключиться к электросетям напрямую, заключив отдельный договор с электрокомпанией. Это позволит не зависеть от других членов СНТ и не брать на себя обязательства по оплате долгов неплательщиков.

Для того чтобы оформить автономное подключение, необходимо:

Минэнерго напоминает, что с 2020 года по заявке потребителей сетевики обязаны устанавливать индивидуальные электросчетчики (письмо Минэнерго РФ № 09-409 от 05.02.2021).

В системе «КонсультантПлюс» есть бланк протокола заседания правления СНТ о заключении договора с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства. Получите бесплатно пробный доступ к К+ и переходите к документу.

Изменение № 2: Сроки подключения домов к электросетям сокращены

Еще одним изменением стало существенное сокращение сроков подключения домов граждан к электросетям. Если ранее срок подключения составлял до четырех месяцев, то теперь он сократился до 30 рабочих дней.

Эта норма закреплена постановлением Правительства РФ № 639 от 26.04.2021.

Однако, чтобы воспользоваться сокращенным сроком, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

Изменение № 3: Расширен перечень оснований для подключения к льготному тарифу

Напоминаем, в настоящее время действует льготный тариф подключения к электросетям — всего 550 руб. (п. 17 постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004).

Для того чтобы воспользоваться льготным тарифом, необходимо соблюдать следующие условия:

С марта 2021 года подключиться по льготному тарифу могут владельцы генераторов мощностью до 15 кВт (постановление Правительства РФ № 299 от 02.03.2021).

Владельцы таких генераторов подают электронную заявку поставщику и заключают с ним договор купли-продажи электроэнергии. Энергия, вырабатываемая генератором, будет учитываться по специальному двунаправленному счетчику и засчитываться при взаиморасчетах. Обращаем внимание, что доходы от реализации физлицом такой электроэнергии освобождены от НДФЛ (п. 28.1 ст. 217 НК РФ).

Итоги

Владельцы садовых участков теперь могут заключить автономный договор электроснабжения, минуя СНТ. Также сокращен срок подключения домов к электросетям. Владельцы автономных генераторов малой мощности могут продавать вырабатываемую энергию поставщику электричества, оплата будет идти в зачет платы за потребление из сетей.

Подробнее о порядке обложения доходов налогом на доходы физлиц узнайте из нашей рубрики «НДФЛ».

Вам надо написать заявление в электросетевую организацию, чтобы все потери с момента подачи заявления распределялись индивидуальным потребителям, а уже электросетевая организация должна вам возместить затраты СНТ по потерям.
2) Ван нужно внимательно изучить Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 02.03.2021) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями. » в части, касающейся СНТ.
В частности в п.2 указано, что СНТ имеет право отключить индивидуального потребителя, если произошло
«возникновение у граждан, ведущих садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу; »
Таким образом, при надлежащем уведомлении, закон должен стоять на стороне СНТ, если вы просто отказывающихся оплачивать потери садоводов просто будете отключать.

Источник

Временное технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации

Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств рассчитывается исходя из величины максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств с применением стандартизированных тарифных ставок, установленных уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Положения о размере платы за технологическое присоединение, указанные в абзаце втором настоящего пункта, не могут быть применены в следующих случаях:
— при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, принадлежащих лицам, владеющим земельным участком по договору аренды, заключенному на срок не более одного года, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства;
— при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных в жилых помещениях многоквартирных домов.

В случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации,; в иных случаях:

1 Этап. Подача заявки на технологическое присоединение

2 Этап. Заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям

3 Этап. Выполнение сторонами мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором

4 Этап. Проверка выполнения технических условий

5 Этап. Присоединение объектов заявителя к электрическим сетям

6 Этап. Отсоединение объектов заявителя от электрических сетей

Источник

Вопросы и ответы по техприсоединению

В соответствии с п.17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (261.6 кб) и п.18 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 № 209-э/1 (343.5 кб) :

Плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), составляет не более 550 рублей, при присоединении объектов, отнесенных к 3 категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого уровня напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В отношении садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и иных некоммерческих объединений (гаражно-строительных, гаражных кооперативов) размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не должен превышать 550 рублей, умноженных на количество членов этих объединений, при условии присоединения каждым членом такого объединения не более 15 кВт по 3 категории надежности (по одному источнику электроснабжения) с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств при присоединении к электрическим сетям сетевой организации на уровне напряжения до 20 кВ включительно и нахождения энергопринимающих устройств указанных объединений на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций.

В отношении граждан, объединивших свои гаражи и хозяйственные постройки (погреба, сараи), размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не должен превышать 550 рублей при условии присоединения каждым собственником этих построек не более 15 кВт по 3 категории надежности (по одному источнику электроснабжения) с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств при присоединении к электрическим сетям сетевой организации на уровне напряжения до 20 кВ включительно и нахождения энергопринимающих устройств указанных объединенных построек на расстоянии не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций.

С действующими тарифами на технологическое присоединение к сетям ОАО «МРСК Урала» можно ознакомиться здесь.

До границ участка будет доведена линия 0,4 кВ. Точка присоединения будет расположена на опоре. Там же на опоре будет размещен щит учета.

Согласно п.8 Правил ТП (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (261.6 кб) ) для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

Заявитель вправе направить запрос в органы местного самоуправления, на территории которого расположены соответствующие объекты электросетевого хозяйства, с указанием расположения объектов электросетевого хозяйства, принадлежность которых необходимо определить, а орган местного самоуправления обязан представить заявителю в течение 15 дней информацию о принадлежности указанных в запросе объектов электросетевого хозяйства.

Сеть 380 вольт используется обычно для подключения энергоемких электроустановок (таких как водогрейные котлы) или электродвигателей. Для обычных бытовых нужд применяется сеть 220 В.

В соответствии с действующими Правилами ТП (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (261.6 кб) ), если Вы подключаете электроустановку с максимальной мощностью до 15 кВт включительно, Вы платите за присоединение 550 руб. вне зависимости от того, какой уровень напряжения Вам нужен 380 или 220 В. Данное правило действует, если граница Вашего земельного участка находится не далее 500 м от сетей электросетевой компании в сельской местности и 300 м в городской черте.

В случае с бытовыми потребителями (жилые дома физических лиц) максимальная мощность электроустановок каждого потребителя рассчитывается как алгебраическая сумма номинальных мощностей по паспортам всех электроприемников, (электроводонагреватели, освещение, бытовые электроприборы и т.д.) умноженная на коэффициент спроса электрической мощности. Другими словами, это мощность, которую Вы будете потреблять, если включите все, что хотите включить в сеть. Для физических лиц она не должна превышать 15 кВт.

Обычно она меньше, чем сумма мощностей всех электроприемников в квартире (доме), т.к. редко кто одновременно включает свет во всем доме, все телевизоры, теплые полы, плиту, духовку, чайник, микроволновку и в это время пылесосит. Вполне реальна ситуация, когда имея в доме электроприборов на 25-30 кВт, потребитель постоянно одномоментно потребляет не более 5-7 кВт. Согласно типовым суточным графикам нагрузки электроустановок бытовых потребителей, максимальная мощность не является величиной, характеризующей среднюю постоянную нагрузку бытового потребителя. Это величина кратковременного максимума нагрузки, имеющего место в часы утреннего и вечернего максимумов. Большую же часть времени потребителем одномоментно востребована мощность, которая в разы ниже максимальной.

Одновременная подача заявок на технологическое присоединение является наиболее предпочтительным вариантом, т.к. сетевая компания получит возможность разработать оптимальное техническое решение, учитывающее интересы всех сторон.

Основой решения комплекса технико-экономических вопросов при разработке проекта электроснабжения является правильное определение ожидаемых электрических нагрузок. Определение электрических нагрузок является первым этапом проектирования любой системы электроснабжения. Значения электрических нагрузок определяют выбор всех элементов и технико-экономические показатели проектируемой системы электроснабжения. От правильной оценки ожидаемых нагрузок зависят капитальные затраты в схеме электроснабжения, расход цветного металла, потери электроэнергии и эксплуатационные расходы. Расчет электрических нагрузок влияет на выбор трансформаторных подстанции, сечения проводов и кабелей, аппаратуры защиты и управления, самого электрооборудования, как следствие, на материальную составляющую строительства. Расчет нагрузок следует принимать по СП 31-110-2003 (Свод правил по проектированию и строительству Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий), а в регионах действуют территориальные нормативы. Данные правила применяются для объектов, строящихся силами ОАО «МРСК Урала», а также должны применяться всеми лицами, присоединяющими свои электроустановки к сетям ОАО «МРСК Урала».

Таким образом, юридическое или физическое лицо, имея во владении участок электрической сети не может автоматически стать сетевой организацией. Для этого необходимо еще иметь право на осуществление такого вида деятельности, как оказание услуг по передаче электрической энергии и соответствующий тариф на передачу электрической энергии, установленный РЭК.

Садоводческие, огороднические и дачные товарищества вообще не могут быть сетевой организацией по определению, т.к. это некоммерческие организации с другими целями и видами деятельности. Поскольку СНТ не являются сетевыми организациями, поэтому они могут отказывать в технологическом присоединении прочих объектов к своим сетям.

По итогам рассмотрения представленных документов ОАО «МРСК Урала» делает заключение о целесообразности приобретения сетевого комплекса. Стоимость приобретения определяется с привлечением независимых оценщиков.

Линия может остаться в Вашей собственности, если построите ее Вы. Для этого при подаче заявки на технологическое присоединение Вам необходимо явно указать на свое желание. Однако если Вы хотите брать со смежных участков плату за присоединение, учитывайте, что согласно действующего законодательства начисление и взимание платы за технологическое присоединение является обязанностью сетевой организации, взимание денег за технологическое присоединение другими лицами или организациями незаконно.

Если Вы не являетесь сетевой организацией, обязать подключить соседей Вас никто не может. Без согласия собственника линии к ней никто подключаться не имеет права. Такое согласие оформляется соглашением между ОАО «МРСК Урала» и собственником. Отношения с иными лицами (соседями) обязана урегулировать сетевая организация: построить линию до границ участка заявителя и произвести технологическое подключение.

Охранные зоны электрических сетей устанавливаются Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт: вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при не-отклоненном их положении на расстоянии, м:

Для линий напряжением, кВ:

Использование территорий, находящихся в зоне ЛЭП, регулируется Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (Постановление Правительства РФ « О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» от 24.02.2009г. № 160). Вот выдержки из этих правил:

Ограничения (обременения) в обязательном порядке указываются в документах, удостоверяющих права собственников, владельцев или пользователей земельных участков (свидетельства, кадастровые паспорта).

Ограничения прав касаются возможности (точнее, невозможности) ведения капитального строительства объектов с длительным или постоянным пребыванием человека (домов, коттеджей, производственных и непроизводственных зданий и сооружений) в охранной зоне ЛЭП. Для проведения необходимых уточнений при застройке участков с обременениями ЛЭП необходимо обратиться в администрацию, в отдел по архитектуре.

В охранной зоне ЛЭП (ВЛ) запрещается:

Проведение необходимых мероприятий в охранной зоне ЛЭП может выполняться только при получении письменного разрешения на производство работ от предприятия (организации), в ведении которых находятся эти сети.

Нарушение требований «Правил охраны электрических сетей напряжение свыше 1000 В», если оно вызвало перерыв в обеспечении электроэнергией, может повлечь административную ответственность:

При этом установление охранных зон не влечёт запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах.

Если Вы собираетесь присоединяться к электрическим сетям и намереваетесь строить сеть 0,4 кВ, (в пределах и за пределами земельного участка) ознакомьтесь, пожалуйста, с основными требованиями «Положения о технической политике ОАО «МРСК Урала» в распределительном сетевом комплексе». В частности, при построении Схем напряжением 0,4 кВ необходимо учитывать следующие основные требования:

Дополнительно при выборе земельных участков для строительства просим обращать внимание на существующую и перспективную загрузку центров питания, (ПС 110-35 кВ), т.к. необходимость реконструкции такого центра питания может стать существенным «тормозом» для подключения новых участков и набора электрической нагрузки. Информация о загрузке центров питания представлена здесь и здесь.

Источник

Технологическое присоединение. Часть 1. Скучная

Я очень люблю тему технологического присоединения. Вопросы тех.присоединения сложны не только отсутствием единообразия в правовом регулировании тех.присоединения в зависимости от подключаемого ресурса (тепло, вода, газ, электрическая энергия). Сложность также кроется в технических моментах самого процесса.

Это первая часть заметок по теме: немного оторванная от практики. Скажем так, вводная!

Любое новое строительство предполагает присоединение строящегося объекта к системам коммунального обеспечения, а именно подключение к системам теплоснабжения, водоснабжения и энергоснабжение. Не смотря на наличие имеющейся нормативно-правовой базы, регулирующей данные вопросы, стоит констатировать наличие ряда проблем, с которыми сталкивается заявитель при осуществлении технологического присоединения.

Основными проблемами в правовом регулировании в РФ в данной области автор рассматривает:

— отсутствие кодифицированных унифицированных правил регулирования вопросов технологического присоединения (в зависимости от регулируемого правоотношения по присоединению в зависимости от подключаемой сети для потребления того или иного ресурса (вода, тепло и т.д) в РФ действуют различные Правила, содержание которой и правовое регулирование различны;

— отсутствие должного регулирования терминологии в указанных Правилах, что свидетельствует о некоторой правовой неопределенности в вопросах правового регулирования;

— нестабильность в определении правовой природы договора технологического присоединения;

— отсутствие должного и понятного регулирования в вопросах возникновения права собственности на созданные объекты сетевого хозяйства при реализации договора технологического присоединения;

— отсутствие проработанных механизмов перераспределение мощности до этапа осуществления технологического присоединения;

— непрозрачные механизмы ценообразования при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному тарифу;

— императивное государственное регулирование вопросов технологического присоединения, позволяющее в недостаточной мере свободу договорного регулирования отношения заявителя и исполнителя под угрозой применения мер административного принуждения к сетевой организации.

ТЕРМИНОЛОГИЯ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА

В настоящее время в законодательстве РФ отсутствует четкое и емкой определение технологического присоединения к инфраструктурным сетям, и, следовательно, отсутствует единый термин для договора технологического присоединения и процесса технологического присоединения.

Первым значимым вопросам в данной области является факт различия понятия «присоединения» и «подключения».

Некоторые авторы разводят понятия присоединение и подключение следующим образом.

Например, А. В, Смагин указывает на следующее.
«Правовое регулирование деятельности по технологическому присоединению энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики к объектам электросетевого хозяйства необходимо отличать от правового регулирования деятельности по подключению объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Деятельность по подключению, в отличие от деятельности по технологическому присоединению, регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ»[i].

Исходя из содержания части 10.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации можно констатировать, что большинство требований Кодекса, регулирующих деятельность по подключению, не применяется к технологическому присоединению объектов капитального строительства к электрическим сетям. При этом указанный Кодекс содержит прямую отсылку в отношении правового регулирования технологического присоединения к законодательству Российской Федерации об электроэнергетике.

Далее, автор в указанной статье, указывает, что не смотря на схожесть терминологии, правовое регулирование «присоединения» и «подключения» различается. При этом, автор выделяет, что термин «присоединение» применим к электроэнергетике и правовое регулирования в данной области обусловлено исторически сложившейся спецификой технологического присоединения в электроэнергетике.

В качестве аргументов различного правового регулирования «присоединения» и «подключения» приводится функциональная роль, а именно, как отмечает С.М. Корнеев, энергоснабжающая организация не только проверяет уже существующие технические средства, но и наблюдает за проектированием и сооружением соответствующих сетей и установок и дает разрешение на их присоединение к своей сети[ii]. С другой стороны, как отмечается в новой судебной практике, на сетевую организацию возлагается обязанность по осуществлению не только собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, включая усиление существующей сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии)[iii].

Вопрос об идентичности понятие технологического присоединения и технологического подключения является открытым.

Какие-то Правила отождествляют данные понятия[iv], а какие-то разводят данные понятия. В частности, Правила № 787 различают понятия точки подключения и точки присоединения. В то время как в других Правилах – это равнозначные понятия[v].

При этом, прослеживая изменения в Правила № 83, начиная с момента их принятия, следует констатировать, что сам законодатель испытывал некоторую неуверенность в вопросе определения распространение действия данных Правил на подключение к тем или иным сетям (в первоначальной редакции 2006 года Правила регулировали отношения в сфере подключения к следующим ресурсам: холодная и горячая вода, сетевой газ, электрическая и тепловая энергия, используемые для предоставления услуг по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению; далее в редакции 2010 года из сферы регулирования исчезла электрическая энергия; в редакции 2014 года исключен газ, из действующей редакции убрано тепло и горячая вода).

Вместе с тем, отсылки на Градостроительный кодекс РФ, регулирующий вопросы технологического присоединение и в развитие положений которого приняты указанные Правила, имеются в Законе о теплоснабжении.

Подобные операции с внесением изменений в Правила 83 отчасти объясняются поступательным принятием Правил в отношении каждого ресурса. Вместе с тем, вопрос о необходимости принятия таких Правил для каждого ресурса без разработки единых Правил с указанием особенностей относительно каждого ресурса не имеет значимого ответа.

Каждые отраслевые Правила подключения содержат собственные определения.

Анализируя все вышеприведенные определения, можно сделать вывод, что технологическое присоединение представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, имеющей своим результатом подключение заявителя к системе обеспечения ресурсом.

Анализируя все Правила можно выделить примерно одни и те же стадии заключения и исполнения договора технологического присоединения:

1. Подача заявки на осуществление технологического присоединения физическим или юридическим лицом на технологическое присоединение новых объектов или увеличение объема максимальной присоединяемой мощности.

2. Заключение договора на осуществление технологического присоединения между потребителем и электросетевой организацией.

3. Реализация сторонами мероприятий, предусмотренных договором технологического присоединения.

4. Получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов

5. Фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, осуществляемое сетевой организацией (комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение объектов электросетевого хозяйства и объектов заявителя).

6. Фактический прием (подача) напряжения и мощности путем включения коммутационного аппарата.

7. Подписание сторонами акта об осуществлении технологического присоединения, а также актов о разграничении границ балансовой принадлежности, эксплуатационной ответственности[vi]

Одним из ключевых признаков всех правоотношений технологического присоединения является высокая роль государства, как регулятора данных правоотношений.

Укрупненно существует два подхода на предмет государственного регулирования деятельности по осуществлению технологического присоединения. Тот или иной подход превалирует в разных странах. Изучение опыта зарубежных стран позволит сделать вывода о важности и пользе государственного регулирования, либо напротив, о губительности излишнего императивного вмешательства.

Первый подход заключается в том, что обеспечение технологического присоединения является обязательной функцией соответствующей сетевой компании. Осуществление технологического присоединения не требует от заявителя совершения каких-либо действий. Более того, в некоторых странах, такое присоединение носит безвозмездный характер. Сегодня такая модель присоединения к электросетям свойственна, например, для рынка Японии.

В соответствии со вторым подходом, технологическое присоединение рассматривается как обязательство заявителя. В Казахстане присоединение к электрическим сетям производится заявителем самостоятельно с разрешения уполномоченной организации[vii].

Российская Федерация идет по пути мирового опыта, в соответствии с которым деятельность по осуществлению технологического присоединения, генерации и передачи ресурса подлежит разделению. В частности, такая же модель по разделению видов деятельности существует во многих странах: Германия, Швеция.

Немаловажной проблемой в правовом регулировании технологического присоединения, является взгляд на правовую природу договора технологического присоединения.

На вопрос правовой природы договора технологического присоединения существует три точки зрения:

Первая точка зрения, которая преобладала ранее: договор технологического присоединения- договор, не поименованный гражданским законодательством и регулируемый специальным отраслевым законодательством.

Данная позиция переживала свой расцвет после изложенной правовой позиции Президиумом ВАС РФ. Президиумом ВАС РФ в постановлении от 10 июля 2012 г. № 2551/12 по делу № А56-66569/2010 приведена позиция, согласно которой договор технологического присоединения не относится ни к договору подряда, ни к договору возмездного оказания услуг, не является также и смешанным договором, а должен рассматриваться как договор непоименованный в ГК РФ. Так как электроэнергетическим законодательством регламентирована процедура технологического присоединения и определены все существенные условия договора технологического присоединения, по мнению ВАС РФ, данный договор по своей правовой природе является договором технологического присоединения.

Долгое время вопрос о правовой природе указанного договора был дискуссионным.

Учитывая предмет договора технологического присоединения в виде осуществления ряда мероприятий, одной из точек зрения было, что технологическое присоединение необходимо рассматривать как работу, поскольку имеет значение именно процесс присоединения.

Такого мнения, в частности, придерживается О.А. Городов, указывая, что ряд косвенных признаков договора технологического присоединения позволяет рассматривать его как договор подряда[viii].

В Определении Верховного Суда РФ от 25.12.2017 N 305-ЭС17-11195 по делу N А40-205546/2016 суд сделал вывод о том, что договор технологического присоединения по всем своим существенным условиям соответствует договору о возмездном оказании услуг; к правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются помимо специальных норм положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III Гражданского кодекса Российской Федерации).

Однако, такой узкий взгляд на природу договора технологического присоединения, как договор об оказании услуг, представляется не совсем полным.

Очевидно, что в вышеприведенном Определении, делая вывод о наличии в договоре технологического присоединения признаков договора об оказании услуг, ВС РФ анализировал положения правового института технологического присоединения сквозь призму возможности заявителя в одностороннем порядке отказаться от договора в любое время с исполнением обязанности по компенсации затрат Исполнителя.

Данный вывод подтверждается не только анализом условий договора технологического присоединения, но также иными позициями ВС РФ, изложенными в его судебных актах, которые не противореча Определению ВС РФ от 25.12.2017 года указывают на то, что природа договора технологического присоединения является, в том числе, подрядной.

Так, в Определении от 19.07.2016 года № 304-ЭС16-10628 ВС РФ указывает на смешанную природу договора, содержащего элементы как договора подряда, так и договора об оказании услуг.

В настоящий момент высшая судебная инстанция позволяет отказаться от договора при условии компенсации затрат сетевой организации.

Интересна позиция зарубежных цивилистов на природу договору технологического присоединения.

Как отмечает С.А. Свирков, «в германской доктрине считается, что “обязательство по осуществлению технологического присоединения является выражением социальной ответственности собственности.[x]

С этой точки зрения, договор технологического присоединения рассматривается как обязанность заявителя, как собственника объекта права, осуществить присоединение последнего к сетям в целях потребления ресурса.

Анализируя все позиции на договор технологического присоединения, с учетом его правовой природы, целей сторон при его заключении, автор склоняется к мнению, что договор технологического присоединения представляет собой договор, обладающий смешанной природой и содержащий в себе элементы договора об оказании услуг и договора подряда, при этом не лишенный правовых институтов, подлежащих регулированию специальными нормами.

[i] А. В. Смагин.Договор об осуществлении технологического присоединения как самостоятельная сделка в электроэнергетике: актуальные проблемы/»Энергетика и право», 2013, N 2/

[ii] Корнеев С.М. Юридическая природа договора энергоснабжения // Закон. 1995. N 6.

[iii] См.: решение ВАС РФ от 12 августа 2011 г. по делу N ВАС-9742/11

[iv] См., например, Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314″Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

[v] См,, например, Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83»

[vi] Выделено: Репетюк С.В., Файн Б.И., Мозговая О.О., Темная О.В. Сравнительный анализ практики технологического присоединения потребителей к электрическим сетям в России и зарубежных странах

[vii] Семенович Кристина Сергеевна. Договор технологического присоединения к электрическим сетям. диссертация, стр. 24

[viii] Городов О.А. Договоры в сфере электроэнергетики: Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2007.

[ix] «Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (постатейный) (Матиящук С.В.)(«Юстицинформ», 2012)

[x] Свирков С.А. Основные проблемы гражданско-правового регулирования оборота энергии : монография. М. : Статут, 2013. 479 с..

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *