Подчеркните за что укорил князя народ киевский

4-5. Образование Древнерусского государства

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 6 кл. Андреев◄
Вопросы к пунктам параграфа
Вопрос: Почему образовался союз славянских и финноугорских племён вокруг озера Ильмень?

Причиной объединения стала борьба с набегами воинственных соседей.

Вопрос: Какую роль играли приглашённые иноземцы в восточнославянских землях?

Пришлым людям легче было разрешать противоречия и споры местной родовой знати.

Вопрос к иллюстрациям и картам (стр. 41): Используя карту, сравните возможности торговых путей «из варяг в греки» и «из варяг в хазары»; докажите особую роль городов Киева и Новгорода в образовании Древнерусского государства.

Пути «из варяг в греки» был дальше по протяженности, чем путь «из варяг в хазары», а также был менее опасен, потому что основная его дорога вела по территории славянских племен и Древнерусского государства. По милю этого путь «из варяг а греки» был прибыльным, потому что торговля была направлена на жителей Византии, которые были богаче, чем хазары, товары у византийцев были лучше и разнообразней.

Путь «из варяг в хазары» играл в большей степени роль местной торговли, потому что товарооборот был намного меньше, чем с Византией, а также менее разнообразный. Города Киев и Новгород – это основные пункты для путей «из варяг в греки» и «из варяг в хазары», именно через них шли торговые караваны, они играли роль форпостов и перевалочных центов, “что влияло на их экономический, культурный рост. Все это привело к тому, что Киев и Новгород стали центральными городами в процессе становления Древнерусского государства.

Вопрос: Какое событие называют началом русской
государственности?

Захват власти в Киеве Олегом в 882 г., после чего ему стали подчиняться и северные и южные восточнославянские земли.

Вопрос: Почему власть над Новгородом и Киевом давала правителям преимущество в торговле?

Киев и Новгород — два центра государства — стояли на конечных точках одного из важнейшего международных торговых путей — «из варяг в греки». Этот путь соединял скандинавские страны с Византией. Олег подчинил племена, жившие вдоль торговых путей: древлян, северян и радимичей. Это позволило киевскому князю не только контролировать торговлю, но и собирать дань со славян.

Вопрос: Почему славянское племя древлян посчитало
притязания Игоря несправедливыми?

Князь Игорь хотел собрать с древлян повторную дань, что им не понравилось и они убили его.

Вопрос: Какие меры приняла княгиня Ольга, чтобы трагедия,
произошедшая с князем Игорем, не повторилась?

Киевская княгиня упорядочила сбор дани, установив её точные размеры (так называемые уроки) и определив места сбора (погосты — от слова «гость»).

Вопрос: Почему княгиня Ольга и киевская знать укоряли
Святослава за есо постоянные военные походы?

Княгиня Ольга и киевская знать укоряли князя, с тревогой говорили о забвении им внутренних дел государства.

Вопрос: Как византийский император смог победить князя Святослава?

Весной—летом 971 г. греки осадили Святослава в крепости Доростол. Разорвать кольцо осады русам не удалось. Тяжёлые потери и угроза голода заставили Святослава пойти на заключение мирного договора (971) с императором Иоанном Цимисхием.

Вопрос к иллюстрациям и картам (стр. 46): Опираясь на рисунок и текст параграфа, определите, кто из. соседей восточных славян представлял для них военную угрозу.

Составьте небольшой рассказ из двух частей: жизнь славянского посёлка до и после нападения заморского противника.

Вопрос: Какие черты княгини Ольги как политика и человека проявились в принятии ею православия?

Мудрость, потому что она понимала значение христианства не только для себя лично, но и для всего государства. Все соседи Древней Руси уже встали на путь единобожия: Волжская Болгария была исламским государством; в Хазарии главной религией был иудаизм; Болгария, Венгрия, Польша стали христианскими
странами.

Вопрос: Как отнеслись к языческой реформе Владимира
славяне и соседние народы?

Князь Владимир попытался сделать Киев духовным центром языческой Руси. С этой целью в Киеве было создано единое капище (место поклонения) божеств, которых почитали восточные славяне и другие народы, входившие в состав Древнерусского государства. Однако языческая реформа Владимира не имела успеха.

Вопросы и задания к параграфу

Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Определите – перед вами договор о наемной службе или признание поражения от иноземцев. 2) Свидетельствуют ли эти слова о том, что славяне и их союзники фино-угры находились на более низком уровне развития, чем призванные варяги.

1) Перед нами договор о наёмной службе, потому что между племенами (чудь, словене, кривичи) и варягами нет военных действий, последний совершали лишь грабительские набеги на северную территорию Русской равнины.

Также на то, что это договор указывает, что все племена объединились и приняли решение о приглашение князей варяжских на свои земли, а также они собирались лишь только искать себе князя, в случае же поражения они бы позвали победителя.

2) Это не свидетельствует о более низком уровне развития, это говорит лишь о том, что племена не могут объединиться и им необходима помощь со стороны, сильный лидер, который смог бы взять все под свой контроль, иноземец смог бы разрешить конфликты между местной родовой знатью, потому что не были выходцами не из одной из них.

Именно таким лидером и выступил князь Рюрик, а затем уже Олег, Игорь, Ольга и Святослав, которые смогли взять под свой контроль племенной союз, состоящий из ильменских словен, кривичей и финно-горских племен.

Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию на с.43 и ответьте на вопросы.

2) Ольгу отличает более дальновидная политика по отношению к соседним племенам, наведению порядка со сбором дани и ее размерами, налаживанием контактов с Византией и перенятие их культурных традиций и религии. Для первых князей характеры постоянные войны, конфликты, Ольга же хотела все решить дипломатическим путем, что должно способствовать дальнейшим контактам с соседями и развитию Руси.

Она первая на Руси приняла христианство. Налаживала контакты не только внутри государства (кривичи), но и за ее пределами (Византия). Пыталась поставить Русь на один уровень с другими развитыми государствами, перенять их культуру и опыт. Она дала толчок для дальнейшего развития Русского государства.

Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями:

Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор. Первые русские князья были завоевателями или хозяевами Русской земли?

На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос урока отражает следующий ответ: «Первые русские князья создали государство, опираясь на достижения славян, при этом они были больше завоевателями и торговцами, чем хозяевами и защитниками Русской земли».

Действительно, первые русские князья (варяги) основной своей деятельностью считали завоевания и торговлю, поэтому начальный этап истории Русского государства – это завоевания князьями Рюриком и Олегом земель (захват Киева, подчинение племен, живших вдоль торгового пути: древляне, северяне, радимичи, поход на Константинополь), а также торговля: контроль рынка сбыта русских товаров, защита торговых путей от нападения степных кочевников.

Вопрос к иллюстрациям и картам (стр. 49): Опираясь на текст источника и рисунок, в малой группе составьте диалог между князем Игорем и князем Малом, а затем представьте его классу

Посмотрел на него князь и говорит: Забрал ты уже у нас всю дань и нет у нас больше ничего. Рассердился Игорь и стал требовать, угрожать Малому: Я вернулся теперь, чтобы собрать дань с каждой избы. Воспротивились древляне пожеланию Игоря и умертвить его задумали, что, если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит.

Работа с источниками (стр. 50).

Вопрос: Чем привлекли варяжских князей, утвердившихся на севере Русской равнины, восточно-славянские земли по реке Днепр? Какую роль играли ильменские Словени и кривичи в походе на Киев?

Варяжских князей привлекли восточно-славянские земли по реке Днепр тем, что племенной союз пригласил их на княжение в свои земли, которые были богаты плодородными землями, лесами, реками. Ильменские словени и кривичи в походе на Киев играли одну из решающих ролей.

Этот поход объединил племена словен и кривичей под княжеской властью, сплотил их в борьбе против общего врага, племена поняли свою значимость в жизни новообразовавшегося государства, высказали преданность новому правительству в лице варяжских князей, также они предали княжескому войску численности и мощи.

Источник

В чем киевляне упрекали своего великого князя Святослава Игоревича?

В чем киевляне упрекали своего великого князя Святослава Игоревича?

Великий князь киевский Святослав Игоревич (? – 972) вошел в историю не столько как правитель своей земли, сколько как завоеватель чужой. Почти всю свою короткую взрослую жизнь Святослав провел в походах, вдали от родного дома. Киевским государством в это время фактически правила его мать – княгиня Ольга. В свой первый поход князь ушел в 964 году, а погиб весной 972 года. За эти 8 лет Святослав совершил: два похода на вятичей, разгром Хазарского каганата (приведший практически к его полному уничтожению), покорение Дунайской Болгарии, отражение натиска печенегов на Русь, двухлетнюю войну с Византией, в ходе которой греки лишь ценой величайшего напряжения сил сумели остановить русские дружины, угрожавшие непосредственно их столице. Родная держава, Киевская Русь, не занимала в уме князя главенствующего места, а представлялась ему лишь частью (притом не самой главной) великой славянской империи, которую он замышлял создать на Дунае. Киевляне упрекали своего князя: «Ты, княже, чужой земли ищешь, а своей пренебрегаешь». И Святослав лишь подтвердил правоту их упрека, заявив матери и боярам: «Не любо мне в Киеве быть».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Что погубило великого князя киевского Игоря?

Что погубило великого князя киевского Игоря? Осенью 945 года великий князь киевский Игорь отправился за данью в Древлянскую землю. Возвращаясь в Киев, Игорь решил, что дани собрано недостаточно. Отпустив основную часть войска в Киев, он с малой дружиной вернулся в

Каким было христианское имя великого князя киевского Владимира Святославовича?

Каким было христианское имя великого князя киевского Владимира Святославовича? В 988 году, еще до крещения, во время предварительного оглашения, князь Владимир получил новое – христианское – имя Василий. С этого времени и в течение нескольких веков – до XIII, а то и до XIV

«Орлиное Гнездо» князя Баташёва

«Орлиное Гнездо» князя Баташёва (По материалам Н. Кривцова)В краеведческом музее Касимова среди прочих экспонатов нельзя не обратить внимания на красивое и интересное чугунное литьё. Это всё, что сегодня в этом городе напоминает об одном уже почти забытом семействе, чьё

«ОРЛИНОЕ ГНЕЗДО» ВАЛАШСКОГО КНЯЗЯ

«ОРЛИНОЕ ГНЕЗДО» ВАЛАШСКОГО КНЯЗЯ В Греции, как известно, все есть, особенно по части археологии. Но однажды ученые нашли там могилу, которой было несколько тысяч лет и которая к тому же представляла собой необычное захоронение. В результате долгих изучений было

Орден Святого князя Александра Невского

Орден Святого князя Александра Невского Учреждение ордена Святого князя Александра Невского Петр I задумал еще в 1724 году, при перенесении мощей благоверного князя, защитника земли Русской, из Владимира в Петербург. Во время подготовки похода в Персию Петр I разработал

Орден Святого равноапостольного князя Владимира

Орден Святого равноапостольного князя Владимира Орден Святого равноапостольного князя Владимира был очень высокой наградой: Владимир 1-й степени стоял по старшинству орденов сразу за Андреем Первозванным (если не считать женского ордена Екатерины).Орден учрежден 22

Почему князя Ярослава называли «Мудрым»?

Почему князя Ярослава называли «Мудрым»? Ярослав, сын князя Владимира, того самого, кто первым в 988 году крестил Русь, был человеком умным и очень любил учиться. При его правлении на Руси было построено много школ, где детей учили читать и писать. Ярослав и сам очень любил

Пантеон князя Владимира

Пантеон князя Владимира Киевский князь Владимир Святославич (X в.) создал тщательно продуманный пантеон богов. Это была первая попытка систематизировать славянские языческие верования. Владимир установил в Киеве на холме идолы шестерых главных, по его мнению, богов. В

ЛЮБИМЕЦ КНЯЗЯ

Княгиня ОЛЬГА (?—969), жена киевского князя Игоря, правила в малолетство князя Святослава и во время его походов

Княгиня ОЛЬГА (?—969), жена киевского князя Игоря, правила в малолетство князя Святослава и во время его походов Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, сказал

Источник

Краткий пересказ о полку Игореве 9 класс по главам (2 варианта)

Подчеркните за что укорил князя народ киевский

Автор начинает рассказ о походе князя Игоря «по былинам времени сего», следуя историческим, объективным событиям. Он сообщает, что не собирается «растекаться мысли по древу» – вести повествование в высокопарной и витиеватой поэтической манере, как всегда делал это «старинный соловей», сказитель Боян.

Часть 1

Князь Игорь со своей дружиной ждет брата Всеволода, чтобы идти вместе с ним против половцев.

В день выступления русского войска в поход Игорь посмотрел на солнце и увидел, что оно закрылось тенью. Пренебрегая «знаменьем небес» – затмением солнца – и слыша только свое желание «копие преломить в половецком поле незнакомом», Игорь принимает решение выдвигаться с воинами к Дону.

На всем пути войско сопровождают дурные знаки: тревожно кричат птицы, разбуженные грозой, воют волки, отовсюду слышится «стон и скрежет в сумраке ночном».

На ночлег остановились в степи, а на рассвете начали битву с врагом. «Смяло войско половцев поганых», русичи захватили в плен половецких девушек и взяли богатую добычу.

Снова ночевало войско Игоря в степи, а тем временем половецкие ханы Гзак и Кончак «с ордой своею дикой» «с криками и с воем» шли сражаться с дружиной Игоря. Но русские, полные сил, перегородили поля и приготовились отразить натиск. Кровавый цвет рассвета предвещал беду.

Отступая на время от изображения боя, автор «Слова» вспоминает историю Руси, сокрушается о том, что «позабылись правнуками рано грозные походы» Олега, предка Игоря. В борьбе за власть Олег начал междоусобные войны, принесшие разорение русской земли и смерти.

Много сражений видела тогда земля русская, говорит автор, но такого, как это, еще не было.

Страшной была битва войска Игоря с половцами: «далеко от крови почернев, задымилось поле под ногами». Два дня сражались с врагами русские воины, на третий же были побеждены. У реки Каялы, возле которой была битва, Игорь и Всеволод попали в плен к ханам половецким. Сама природа сочувствовала поражению русского войска: печально поникла степь, опустили ветви деревья.

Трудное время наступило для земли Русской. Множество русичей погибли на поле сражения, «пали жены русские, рыдая» над гибелью своих «милых лад». Прошло время изобилия, потому что князья прекратили битвы с врагом – «супостатом», теперь они «малое великим называют и куют крамолу брат на брата». Пользуясь междоусобицами, со всех сторон нападают на Русь и враги.

Бедам и горю открыли князья Святославовичи (так называет автор великого князя Игоря и Всеволода) дорогу на Русскую землю, говорит автор: «…разбудили поганых для войны». А ведь совсем недавно Святослав, «отец» их, в своем успешном походе против половцев «поганых ратей не щадил», «устрашил их», «порубил мечами», пленил хана Кобяка и «на Степь ногою наступил». Теперь же половцы снова без опаски совершали набеги на Русь, одерживая победы.

Часть 2

В Киеве великому князю Святославу приснился тревожный, «смутный» сон, объяснения которому у него не было. Собрав бояр, рассказал им о приснившемся и услышал от них толкование сна: в битве с половцами Игорь и Всеволод потерпели поражение.

С печалью и горечью произнес свое «золотое слово» Святослав, обращаясь к младшим князьям. Он упрекал их в том, что не вовремя пошли против врага, и «без чести» пролили кровь, решив искать славы для себя и не обращаясь за помощью к другим князьям. Сам Святослав «никому не даст гнезда в обиду», сумеет защитить его. В одном беда: «князья помочь не хотят» ему: они заняты борьбой за власть, и нет проку в их силе и военном умении. Поражение Игоря привело на землю Русскую половцев, и уже «кричат русичи под саблей половецкой», и Владимир изранен, защищая Переяславль.

Автор продолжает обращение Святослава и призывает князей защитить свою землю.

«Ты и Волгу веслами расплещешь, ты шеломом вычерпаешь Дон», – адресует он слова к Всеволоду, а Рюрика и Давида спрашивает, не их ли полки сейчас гибнут «от руки ратника неведомого края». Он призывает отомстить «за Русскую землю и за Игоревы раны».

Выступить за землю Русскую зовет автор и князя Галицкого Ярослава, ведь есть у него для этого силы, ум, и власть его велика.

И к Мстиславу с отважным Романом, чья мысль «мчит ум на подвиг» и под чьи знамена склонили «буйную главу» многие противники, обращается автор, но не заканчивает призыв.

Он с горечью возвращается в мыслях к поражению Игоря:

«Но уж прежней славы больше с нами нет. Поганое войско грады поделило. По Суле, по Роси счету нет врагу…»

Князей Ингвара и Всеволода и троих Мстиславовичей, князей Волынских зовет «для дальнего похода» автор, он не понимает, почему они до сих пор не стали на защиту Руси.

Говоря о том, что границы родной земли не защищены, создатель «Слова» описывает безнадежную попытку князя Изяслава Полоцкого самостоятельно обезопасить их от внешних врагов. Изяслав погиб на поле битвы – никто из русских князей не пришел ему на помощь.

Автор страстно призывает Ярослава и потомков Всеслава прекратить враждовать и понять, что в междоусобицах все потерпели поражение, в результате «раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели». Продолжая свою мысль о катастрофических последствиях усобиц для государства, он повествует о судьбе Всеслава, жившего в конце язычества. Всеслав враждовал с разными княжествами, множество полей на Руси «не добром засеял, а костями русскими», но и сам много разных бед познал.

Вспоминая былое и прежних князей, в качестве образца защитника родины автор называет старого Владимира, противопоставляя его своим современникам, Рюрику и Давыду, между которыми нет согласия.

Часть 3

В Путивле Ярославна плачет на городской стене, и голос ее слышен даже на границах земли Русской, долетает он до берегов Дуная.

В глубокой печали обращается она ко всем силам природы. Говорит с ветром, приговаривая, что он навсегда развеял ее радость. Рыдая, разговаривает с Днепром, главной русской рекой, просит его: «сохрани на дальней стороне» любимого мужа. Плача, спрашивает у солнца, как же могло светило, с которым «каждому приветно и тепло», отвернуться от войска князя.

Будто услышав мольбы и плач Ярославны, откликнулась природа. Всколыхнулось море, вихрь помчался в сторону дома Игоря – «сам господь из половецких стран» указывал князю путь домой.

В полночь, когда Игорь не спал, размышляя о возвращении, вдруг услышал он условный свист. Это половец Овлур, приготовив коней для побега, звал Игоря. Помчал Игорь из половецкого плена, «в горностая-белку обратясь», потом «поплыл, как гоголь, по волне, полетел, как ветер, на коне», а вместе с ним и Овлур. Когда беглецы загнали коней, Игорь полетел соколом к Донцу, а Овлур побежал серым волком.

Галки, вороны, сороки не кричали в полях и лесах, только вдалеке пели, радуясь, соловьи, и дятлы стуком своим указывали Игорю нужное направление.

Автор рассказывает о беседе Игоря с рекой Донец. Он называл князя великим и говорил, что своим возвращением из плена Игорь принес земле Русской много радости. Игорь же в ответ благодарил реку за то, что дала ему приют на своих берегах и предупреждала об опасности, пока он отдыхал.

Обнаружив исчезновение Игоря, Гзак и Кончак «ищут беглеца». Гзак предлагал «соколенка», сына Игоря, Владимира, оставшегося в неволе, «золотой стрелой» подстрелить. Кончак считал, что можно «опутать его девицей», женить на половчанке. Гзак же возражал: «он с девицей в терем свой умчится», и тогда «начнет нас бить любая птица в половецком поле» – снова начнут русичи воевать с половцами.

Князь Игорь вернулся из плена. Его возвращение автор сравнивает с появлением солнца на небе. Русская земля ликует: радостные «песни с дальнего Дуная» доносятся до Киева, а Игорь «удалой» идет по Боричеву подъему к церкви богородицы Пирогощей.

Автор славит князей, принявших участие в походе, и дружину Игоря.

История появления

Особенную историческую ценность произведение несёт по той причине, что было создано во время описываемых в нём событий. Неизвестный современник того времени описал поход князей, имевший огромное значение для развития Руси. Произошла борьба русских князей против вражеских полчищ половцев в далёком 1185 году. Главной целью поэмы является анализ поведения полководцев и солдат.

Автор пытается выяснить, какое из действий правителей было причиной абсолютного поражения русского войска. Немало внимания уделяется и описанию доблести и храбрости дружинников, смело идущих в бой за князем и бесстрашно рвущихся в бой с целью отстоять честь своей страны и не позволить иноземным захватчикам разрушить её.

Самым лучшим по праву считается перевод, выполненный известнейшим лингвистом и исследователем старославянской литературы Николаем Заболоцким. Знакомиться с произведением следует медленно и вдумчиво. Первым шагом к правильному пониманию текста является прочтение краткого пересказа «Слова о полку Игореве».

Плач Ярославны

Автор возвращается к повести о князе Игоре и рассказывает, как в Путивле, на городской стене, Ярославна оплакивала своего пленённого мужа.

Ярославна — жена князя Игоря

Ей хотелось обернувшись кукушкой, полететь, омочить рукав в реке Каяле и омыть любимому раны. Она упрекала ветер, который мечет стрелы на воинов мужа, солнце, наславшее на Игоревы полки жажду в безводном поле, и просила Днепр сохранить жизнь мужа «на дальней стороне», чтобы он вернулся к ней живым.

Князь Всеволод

Всеволод – брат Игоря, правящий Курскими землями. Автор дает герою прозвище Буй-Тур, создавая образ могучего русского богатыря. На Руси турами называли диких быков, таким образом, это слово означает мужество и большую силу.

Создатель слова говорит о юном возрасте Всеволода, вероятно, на момент похода ему было около 30 лет.

Князь, посчитав, что никто кроме него не сможет защитить его родную землю, откликнулся на призыв своего брата Игоря. Они вместе выступили в поход, чтобы добиться геройской славы.

Всеволод предстает перед читателем надежным, стойким воином, который может крепко держать оборону от внезапно напавших половцев. Автор так же изображает его превосходным военачальником, способным добиться преданности и уважения своего большого войска.

Часть 1

Князь Игорь вдохновляет речью войско, готовое выступить в поход. Роптание, вызванное затмением солнца (а это очень дурной знак в те времена), не смущает полководца. Он дерзок, амбициозен, тщеславен – уверен в победе. Князь повел свою дружину на половцев, хотя в пути неоднократно силы природы предостерегали ратников.

Автор поэмы таким образом подчеркивает, что князь не прислушался к предостережению богов, за что впоследствии высшие властители его наказали за самоуверенность и недальновидность.

Битва состоялась жестокая. Три дня сверкали мечи и шлемы, стонала земля, от крови все было черным-черно. К концу третьего дня кровавого боя половцы одолели князя Всеволода, отчаянно отбивавшегося в окружении. Игорь, увидев, что брат в беде, бросился его отбивать, но силы были уже неравны. Князья попали в плен.

Часть 2

Святослав, представленный автором «Слова» мудрым зрелым политиком, горюет о провале недальновидных братьев, сетует на разобщенность, разлад в удельных княжествах. Речь Святослава пронизана болью за беды земли русской и мыслью о необходимости объединения усилий, дружбы между княжествами, сплотившимися вокруг сильного центра.

Мысли Святослава созвучны думам автора, который призывает всех князей объединиться, встать на защиту русской земли.

Часть 3

Пораженная горьким известием об участи мужа Ярославна на высокой городской стене плачет, обращаясь с вопросом, как же так произошло, и мольбой о помощи к солнцу, небу, Днепру. Природа отвечает Ярославне, помогает Игорю бежать, преодолевая степи и реки то белкой, то гоголем, то соколом. Его помощник и сообщник Овгур – наполовину половец, по матери – русич – бежит с князем, и природа помогает им благополучно добраться русской земли.

Заключение поэмы – всеобщая радость, слава князьям, благодарность за благополучный исход.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *