Почтовый сервер что это такое

Что такое почтовый сервер и зачем он нужен

Электронная почта — это незаменимый инструмент для личной и корпоративной коммуникации. В статье мы рассмотрим, что такое почтовый сервер для домена, что такое почтовый клиент, какие протоколы используются для отправки и получения электронных писем, а также поможем выбрать способ создания корпоративной почты.

Почтовый сервер что это такое

Что такое почтовый сервер и почтовый клиент

В процессе передачи электронного письма участвуют почтовый сервер и почтовый клиент. Почтовый сервер ― это программа, которая передаёт сообщение от одного компьютера к другому. Например, популярными почтовыми серверами являются Gmail, Яндекс, Mail. Почтовый клиент — это программа, в которой вы работаете с почтой: пишете, читаете и храните письма. Например, почтовые клиенты: Microsoft Outlook, Thunderbird, Mailbird, TouchMail,The Bat!

Процесс электронной передачи письма можно сравнить с работой традиционной почты. Сервер электронной почты ― это почтовое отделение. В него попадают письма, сортируются и отправляются в почтовые отделения получателя. Почтовый клиент ― это конверт, в который мы вкладываем письмо, а также указываем на нём адрес, имя отправителя и получателя.

Почтовый сервер что это такое

Для приёма и отправки электронных сообщений используют несколько протоколов.

Сервер исходящей почты:

SMTP (Simple Mail Transfer Protocol). Что такое SMTP-сервер? Он отвечает исключительно за отправку писем.

Сервер входящей почты:

POP3 — это протокол для получения электронных писем. Для чего нужен POP3? По протоколу POP3 (Post Office Protocol) можно связаться с удалённым сервером и загрузить сообщение на локальный почтовый клиент. При этом информация с сервера удалится. Обычно почтовые клиенты предлагают выбор — оставлять копии сообщений на сервере или нет.

IMAP (Internet Message Access Protocol). Что такое IMAP? Этот протокол похож на POP3, но отличается тем, что IMAP работает с почтой непосредственно на сервере. Всё чаще провайдеры советуют использовать именно его.

Создание корпоративной почты

Почтовый сервер что это такое

Создание почтового сервера можно произвести несколькими способами. Всё зависит от цели корпоративной почты и объёма принимаемых писем. Корпоративная почта может понадобиться для работы: c поставщиками, клиентами, СМИ, государственными структурами и другими организациями.

Виды электронной почты:

Если вам подходит этот вариант, то для создания почты на домене воспользуйтесь инструкциями:

Мы рассмотрели несколько вариантов для создания корпоративной почты. Оценив плюсы и минусы каждого варианта, объём письменной коммуникации в компании и количество сотрудников, вы сможете выбрать подходящий вид почты.

Источник

Что такое почтовый сервер и для чего он нужен

Узнайте что такое почтовый сервер и как он работает: разобравшись в этих понятиях, вы сможете эффективно применять функционал электронной почты и настраивать ее под свои нужды, избавиться от «gmail», «yandex» и т.д., обеспечить безопасность и настройку анти-спама. В этой статье мы расскажем какие протоколы используются для пересылки электронных писем и способы создания сервера входящей почты.

Почтовый сервер и почтовый клиент — принцип работы

Прежде чем разбираться с принципом работы почтового сервера и клиента, необходимо выяснить, что обозначают эти понятия.

Почтовый сервер, сервер электронной почты, мейл-сервер — это агент импорта и экспорта сообщений, который предназначен для обслуживания почтовых сервисов компании. Под этим понятием подразумевается программно-аппаратный комплекс, основная задача которого — это надежное хранение и передача базы электронных сообщений.

Если говорить простым языком — это ПО, которое пересылает мейл-сообщения от одного ПК к другому. Самые распространенные это: Mail.ru, Gmail, Яндекс и т.д.

Почтовый клиент — это компьютерная программа, где происходят все процессы, связанные с корреспонденцией: создание, хранение, сортировка, удаление, редактирование и чтение (в браузере эту функцию выполняет web-интерфейс почты). Например: The Bat, Mailbird, TouchMail, Thunderbird и самый известный — Microsoft Outlook.

Преимущества почтового клиента

Основные параметры, которыми необходимо обладать почтовому серверу, это:

Итак, процесс работы сервиса электронной почты можно сравнить с обработкой писем в традиционной почте:

Ниже наглядно представлена работа сервера.

Почтовый сервер что это такое

Почтовые протоколы

Для того, чтобы отправить или получить электронное письмо, используются почтовые протоколы: POP3, SMTP и IMAP4.

Серверы, которые используются для исходящей почты, называются MTA (Mail Transfer Agents). А для входящей — MDA (Mail Delivery Agents).

Сервер исходящей почты или что такое SMTP сервер

Сервис SMTP — это почтовый сервер, который поддерживает только экспорт электронного сообщения. Он не может изменять местоположения письма с сервера или регулировать работу ящика. Почтовый клиент отсылает SMTP-команды и принимает ответы с сервера. Его функции это:

Когда пользователь отсылает сообщение, оно попадает в хранилище (каталог) и находится там до тех пор, пока к нему не обратится получатель. Отправка сообщения происходит непосредственно с сервера отправителя на сервер адресата, при этом связь между SMTP-серверами осуществляется с помощью команд формирующих сессию связи. Количество операций не ограничивается.

Пример работы SMTP протокола:

Электронная почта может проходить несколько SMTP серверов, прежде чем попадет на email-ящик получателя.

Сервер входящей почты

Для импорта входящих электронных писем используются POP3 и IMAP протоколы.

Что такое POP3

POP3 — это протокол для импорта корреспонденции в электронном виде. При использовании протокола POP3 все электронные письма скачиваются пользователю на ПК и автоматически удаляются с сервера. Вся дальнейшая работа с письмами будет производиться только на персональном компьютере пользователя.

Сеанс работы с POP3-сервером идёт по следующему алгоритму:

По протоколу POP удобно работать, если email-ящиком пользуется лишь один человек с одного-единственного компьютера, а доступ в интернет ограничен или непостоянен.

Что такое IMAP

IMAP — протокол прикладного уровня для получения доступа к электронным сообщениям. Является аналогом POP3, с той лишь разницей, что imap mail работает непосредственно на сервере и позволяет получать возможность входа в электронную почту везде, независимо от территориального местоположения пользователя, и с любого устройства.

Читая сообщения электронной почты при использовании IMAP пользователь не скачивает и не сохраняет их на компьютере, а читает из службы электронной почты. Это позволяет получать доступ к письмам с любого устройства, независимо от месторасположения.

Сервер IMAP может находиться в четырёх состояниях

Помимо серверов входящей и исходящей почты, в обработке писем используется DNS (Domain Name System) сервис. Он обеспечивает работу системы доменных имен и преобразует IP-адреса в доменные имена и наоборот.

Корпоративная почта и виды ее создания

Корпоративная почта — это корреспонденция в электронном виде, которой пользуются, крупные фирмы и организации, имеющие деловую переписку. Ее главное отличие от личной — это сам адрес. Обычно, для корпоративной почты используют адреса формата: «manager@companyname.com».

На сегодняшний день, существует несколько вариантов создания корпоративной почты для своего предприятия. Выбирая метод, необходимо учитывать следующее:

Бесплатный email на базе почтовых сервисов

Этот способ является самым простым и быстрым. Он подразумевает регистрацию личного емейл-ящика на каком-либо бесплатном сервисе: Gmail.com, Yandex.ru, Ukr.net, Mail. ru и т.д. Такую почту регистрирует каждый сотрудник на себя.

Плюсы этого метода:

Но если расценивать этот способ в отношении целой организации, то минусов окажется довольно много:

Почта на основе домена

Этот метод заключается в регистрации почты, используя платные возможности и предложения все тех же почтовых сервисов, что и в бесплатном варианте. Однако выбирая платный пакет услуг «Почта на домене», вы приобретаете корпоративный email-ящик для вашего домена на специальных условиях. Такую услугу предоставляют Яндекс.Почта, Mail.ru и Google Workplace (G Suite).

Преимущества этого способа:

К недостаткам относят:

Создание бизнес-email, используя почтовый хостинг

Этот способ пользуется популярностью среди организаций, имеющих свой сайт, домен которого расположен на сервере конкретного хостинга. В данной ситуации у организации есть возможность размещать почтовые ящики, используя любые имена, и при этом указывать свой корпоративный адрес.

Достоинства этого способа:

К недостаткам этого метода можно отнести:

Персональный почтовый сервер

Самый трудоемкий и независимый способ — это размещение корпоративной почты на почтовом сервере, который принадлежит организации. Чтобы поднять универсальный почтовый сервер с web-интерфейсом (Postfix exim), понадобятся опыт в веб-администрировании Linux или Windows. Также для этого необходимо будет заказать VPS или арендовать целый сервер.

Затруднительность в реализации этого способа состоит в том, что потребуются определенные технические ресурсы и оборудование:

Несомненно это способ самый затратный, однако преимущества и открывающиеся возможности могут целиком компенсировать все вложения.

Несмотря на большое количество преимуществ, создание почтового сервиса имеет и некоторые минусы:

Чтобы выбрать наиболее оптимальное решение, создавая корпоративную почту, следует взвесить все за и против. Оценить объем поступаемой и отправляемой корреспонденции, штат сотрудников, бюджет и технические возможности компании.

Часто задаваемые вопросы

Что такое почтовый сервер?

Это компьютерная программа, которая обрабатывает электронную почту.

Как работает почтовый сервер?

Что такое протокол почтового сервера?

Для непрерывной и синхронизированной работы, все почтовые сервера подчиняются трем основным протоколам, которые отвечают за пересылку сообщений:

Что такое почтовый клиент?

Это программное приложение, которое позволяет взаимодействовать с разными почтовыми ящиками на одной платформе.

Виды электронной почты

Провайдерская — выделяется провайдером, которая предоставляет доступ в интернет пользователю.
Почтовый сервер что это такое

Корпоративная почтовая служба — почтовый сервер в данной ситуации принадлежит организации, а почтовые ящики выделяются сотрудникам.

Почтовый сервер что это такое

Коммерческая почтовая служба — предоставляются почтовые ящики за отдельную оплату. Деньги платятся именно за создание и поддержку почтового ящика.

Почтовый сервер что это такое

Бесплатная почтовая служба — предоставляется возможность пользоваться всем желающим.

Почтовый сервер что это такое

У многих пользователей или системных администраторов при взаимодействии с системами электронной почты появляются определенные затруднения. Это объясняется тем, что у почтового сервера более сложное устройство, чем у файловых, серверов терминалов или роутеров. Однако, разобравшись во всех нюансах работы электронной почты, легко можно определиться с выбором почты, настроить ее под свои нужды или нужды компании, для эффективной работы с корреспонденцией.

Источник

Записки IT специалиста

Технический блог специалистов ООО»Интерфейс»

Почтовый сервер для начинающих. Структура и принцип работы

Почтовый сервер что это такое

Многие системные администраторы испытывают определенные трудности при работе с системами электронной почты. Это неудивительно, почтовый сервер имеет гораздо более сложную структуру, чем файловый сервер, роутер или сервер терминалов. В этой статье мы рассмотрим структуру и принцип работы почтовых серверов, без понимания которых настройка системы электронной почты вполне способна превратиться в шаманские танцы с бубном.

Данный материал содержит довольно много упрощений и обобщений, с целью дать системным администраторам необходимый минимум знаний. На наш взгляд, ради администрирования одного-двух почтовых серверов начального уровня становиться специалистом в области электронной почты совсем не обязательно.

Для большинства пользователей и начинающих администраторов почтовый сервер представляет собой некий «черный ящик», который получив письмо «неведомыми» путями доставляет его адресату и наоборот. Все взаимодействие с таким сервером заключается в обращении почтового клиента к определенным портам, а то и вообще через веб-интерфейс. Однако внутри скрыт целый механизм, понимание работы которого имеет ключевое значение для успешной настройки и обслуживания системы электронной почты. Это особенно важно для администрирования серверов на платформе Linux. В отличии от Windows, где почтовый сервер представляет собой законченное программное решение и о внутреннем взаимодействии уже позаботились разработчики, в Linux компоненты почтового сервера представляют собой отдельные программы и настраивать их взаимодействие нужно самостоятельно.

Рассмотрим структуру почтового сервера, а также что происходит когда пользователь пытается отправить почту.

Вопреки распространенному заблуждению, MDA не имеет никакого отношения к процессу передачи почты. Это прерогатива MTA. Если провести аналогию, MTA можно представить как почтовое отделение, которое занимается приемом и отправкой почты, а MDA с почтальоном, который приносит пришедшую корреспонденцию к вам домой. Если почтальон заболел, то это никак не скажется на работе почты, просто вы не получите письма на дом. Также и MDA, его отказ не приводит к неработоспособности почтового сервера, становится недоступно только получение почты почтовым клиентом, в то же время к ней можно спокойно получить доступ другими путями, например, через веб интерфейс.

Посмотрим, что происходит при отправке почты. В нашем примере пользователь Иванов, находящийся в домене example.org (ivanov@example.org), пишет письмо Козлову в домен example.com (kozlov@example.com). Для Иванова процесс отправки почты состоит из создания сообщения и нажатия кнопки «Отправить» в почтовом клиенте. Почтовый клиент соединяется с МТА по протоколу SMTP и первым делом сообщает свои учетные данные. Авторизовав пользователя, MTA принимает сообщение и пытается доставить его дальше.

Вообще-то авторизация не является обязательной процедурой для MTA, но без авторизации мы получим открытый релей, т.е. любой может воспользоваться нашим сервером для пересылки почты, а как спамеры обрадуются! В настоящее время открытые релеи возникают в основном из-за ошибок настройки сервера. Однако вполне допустима ситуация, когда MTA без авторизации принимает почту от доверенных пользователей, например из локальной сети предприятия.

Для авторизации MTA может использовать собственный список пользователей, системный список, списки пользователей LDAP или AD. Также существует способ: авторизация POP прежде SMTP, когда пользователь перед отправкой почты авторизуется на MDA, который, в свою очередь подтверждает аутентификацию пользователя для MTA.

Следующим шагом MTA анализирует служебную информацию письма, определяя домен получателя, если он относится к доменам обслуживаем данным МТА, производится поиск получателя и письмо помещается в его ящик. Так произошло, если бы Иванов написал письмо Петрову или Сидорову.

Если домен получателя не обслуживается MTA, формируется DNS-запрос, запрашивающий MX-записи для данного домена. MX-запись представляет особый вид DNS-записи, которая содержит имена почтовых серверов, обрабатывающих входящую почту для данного домена. MX-записей может быть несколько, в этом случае MTA пробует последовательно установить соединение, начиная с сервера с наибольшим приоритетом. При отсутствии MX-записи запрашивается A-запись (запись адреса, сопоставляющая доменное имя с IP-адресом) и выполняется попытка доставить почту на указанный там хост. При невозможности отправить сообщение, оно возвращается отправителю (помещается в почтовый ящик пользователя) с сообщением об ошибке.

Мы не будем рассматривать работу принимающего сервера, будем считать что все прошло нормально, Козлов получил письмо от Иванова и написал ему ответ. Сервер, обслуживающий домен example.com, проводит точно такие же действия и пробует передать почту нашему серверу. Получив входящее сообщение MTA, как и в случае с локальным отправителем, проверяет домен получателя, если он входит в число обслуживаемых MТА, обработка сообщения продолжается, иначе сервер отказывается принимать почту. После проверки домена проверяется получатель, если он присутствует в списке пользователей, сообщение доставляется в его ящик, в противном случае возможны два варианта: отказ от приема сообщения или прием сообщения в общий почтовый ящик (ящик администратора). С одной стороны такая настройка увеличивает число принимаемого спама, с другой позволяет не потерять письма с ошибками в написании адреса.

Еще одной мерой защиты от спама является запрос PTR-записи. PTR-запись (запись указателя) связывает IP-адрес с именем домена. Запрашивая PTR, MTA принимает почту только в том случае если домен отправителя совпадает с доменом отправляющего сервера.

Почтовый сервер что это такоеРассмотрим пример более подробно. Некий спамерский сервер spam.com пытается рассылать письма с поддельным отправителем, якобы от известного нам сервера example.com. В случае фильтрации по белым / черным спискам такое письмо будет доставлено, так как отправителем числится пользователь из доверенного домена (на что и рассчитывали спамеры). В целях борьбы со спамом MTA формирует запрос PTR записи для IP-адреса отправляющего сервера, который он сообщает в процессе SMTP сессии. Для адреса y.y.y.y PTR-запрос вернет имя домена spam.com, которое не совпадает с доменом отправителя, что будет причиной отказа в приеме данного сообщения. В то-же время сообщения от сервера x.x.x.x будут получены, так как домен из PTR-записи для x.x.x.x (example.com) совпадает с доменом отправителя.

Итак, сообщение получено и находится в почтовом ящике пользователя. Как его прочитать? Почтовое хранилище, где находятся ящики пользователей, может быть организовано самыми различными способами: начиная от банальных папок и фалов, заканчивая базой данных. Не обладая техническими знаниями, прочитать собственную почту вряд-ли удастся. Но разве это должно волновать пользователя Иванова? Для него процесс получения почты сводится к нажатию кнопки «Получить» в почтовом клиенте.

Для получения почты клиент устанавливает соединение с MDA по протоколу POP3 или IMAP, обязательно передавая данные для авторизации. MDA проверяет наличие пользователя в списках и, при успешной проверке, передает клиенту все новые сообщения находящиеся в его почтовом ящике. Пользователь Иванов получает свою корреспонденцию и может работать с ней удобным ему способом.

На этом наша статья заканчивается, мы настоятельно рекомендуем вдумчивое прочтение и усвоение изложенного в ней материала. В последующем, при рассмотрении практических реализаций почтовых серверов мы будем подавать материал из расчета, что читатель имеет знания в объеме не менее данной статьи.

Дополнительные материалы:

Помогла статья? Поддержи автора и новые статьи будут выходить чаще:

Почтовый сервер что это такое

Или подпишись на наш Телеграм-канал: Почтовый сервер что это такое

Источник

Почтовый сервер: принцип работы, способы создания корпоративной почты

Электронная почта — один из главных каналов коммуникации и удобный инструмент для работы в digital-среде. Бесперебойную передачу данных для этого вида связи обеспечивают почтовые серверы. В статье разберём, что такое почтовый сервер, как он работает, какие существуют протоколы и поможем определиться, нужен ли вам в компании персональный сервер, а также расскажем об особенностях массовых рассылок и вариантах создания корпоративной почты.

Что такое почтовый сервер, принцип его работы

Почтовый сервер представляет собой программу, которая обеспечивает доставку электронных писем — очень похоже на обычную классическую почту, только в digital-пространстве передача занимает доли секунд, а система хранения данных хорошо продумана и организована. Самые известные серверы — «Яндекс», Gmail, Mail.com и другие.

В этой системе коммуникации есть ещё один важный участник — почтовый клиент, его можно сравнить с конвертом в традиционной почте. Схема такая: пользователь открывает почтовый клиент и пишет письмо — как бы «запечатывает» послание, потом нажимает кнопку «Отправить», и письмо попадает на сервер (отделение традиционной почты, если продолжать аналогию), отсюда письмо отправляется дальше — указанному адресату.

Почтовые серверы могут использоваться как для общения в личных целях, так и для массовой рассылки сообщений. Для последних существуют собственные программы, позволяющие производить подобные операции, такие как GetResponse, Unisender, Mailchimp. Кроме того, можно создавать собственный сервер для работы.

Протоколы email-систем: что это такое и зачем они нужны

Доставить в верном направлении послание и обеспечить безопасность передачи данных позволяют специальные протоколы. Их несколько:

Преимущества собственного почтового сервера для компании

Многие организации не используют популярные серверы, а делают выбор в пользу создания собственного. Зачем это нужно? Обычно таким образом могут решать две задачи: 1) организация внутренней коммуникации сотрудников и 2) массовая рассылка (развитие значимого канала продвижения и продаж — email-маркетинг).

В чём преимущества подобного подхода? Во-первых, это безопасно. Популярные серверы — это крупные экосистемы digital-пространства с собственными инструментами защиты, но никто на 100% не уверен, что ценные сведения не попадут в чужие руки. Это особенно важно для таких организаций, как, например, банки или государственные компании, где сведения должны тщательно охраняться. Однако маленьким компаниям, у которых нет ресурсов на создание собственного сервера и обеспечение безопасности данных, проще и разумнее положиться на крупнейших представителей почтовых провайдеров. Их уровня защиты вполне достаточно для безопасного общения с клиентами и документооборота.

Во-вторых, компания с собственным сервером не зависит от доступа к интернету. Даже если возникнут перебои в работе глобальной сети, внутренняя сеть обеспечит отправку и получение данных в системе.

В-третьих, собственный сервер существенно экономит трафик на передачи больших объёмов данных.

Как создать корпоративную почту

Создание собственного сервера — удобное решение, но есть и другие варианты для организации эффективной коммуникации внутри компании. Рассмотрим основные способы. При этом следует помнить, что окончательный выбор зависит от типа бизнеса, целей, масштабов, числа сотрудников и так далее.

Бесплатный email

Регистрация электронной почты на популярном почтовом сервере (Gmail, Mail.ru, «Яндекс.Почта») позволяет решать простые задачи — общение с клиентами, обмен счетами и т. п. Обычно такой способ подходит для личных задач, однако маленькая фирма, которая только начинает свой путь в мире бизнеса, тоже может воспользоваться готовыми решениями для удобства, надёжности и в условиях дефицита ресурсов. Среди преимуществ — простота юзабилити, экономия. В числе недостатков — ограничение объёма для хранения данных, слабая защита, невозможно обозначить бренд в виде домена.

Почта на домене

В этом случае нужно зарегистрировать домен, выбрав название компании, а затем создать в любом подходящем сервисе (например, «Яндекс.Почта», G Suite, Mail.ru) почтовый ящик. Домен, созвучный с наименованием компанией, будет неизменен, а электронный адрес может отражать любые нужные данные — название отдела, фамилию сотрудника: name@company.ru Таким образом в названии почты присутствует бренд, и легко понять, от кого пришло послание. В числе преимуществ и невысокая плата (оплачивается только домен, а услуги почты, как правило, предоставляются бесплатно), широкий функционал, включающий в себя настройку фильтров, антиспама, переадресации и т. п. К недостаткам можно отнести зависимость от сервера, на работоспособность которого нельзя повлиять.

Почтовый сервер что это такое

Собственный сервер

Наконец, рассмотрим вариант, о котором уже упоминалось выше, — создание персонального сервера. Это расширенная версия предыдущего способа. Здесь в вашей власти и домен, и сам сервер, что даёт больше манёвров для работы.

Можно полностью настроить работу под себя: задать резервное копирование, установить правила пересылки, ограничения по объёму и так далее. При любых сбоях можно отследить причину и оперативно восстановить систему или данные. Из минусов — значительные траты на оборудование и специалистов.

Почтовый сервер для массовых рассылок

Массовые рассылки требуют особого подхода. Такая система более сложная в организации и настройке, чем сервер, предназначенный для корпоративной почты. Существуют специальные сервисы, предоставляющие услуги по рассылке сообщений, предназначенным множеству адресатов.

Серверы для массовых рассылок имеют ряд особенностей. К примеру, первоочередной задачей является не получение писем, а отправка; количество посланий может достигать цифры в несколько миллионов за одну минуту; предусмотрены расширенная статистика, возможность отказа от получения писем и многое другое.

С подобными сервером справиться самостоятельно трудно. Они требуют больших ресурсов, а потому даже крупные предприятия предпочитают пользоваться услугами сторонних организаций и специальными сервисами для массовых рассылок (например, MailChimp, GetResponse, SendPulse и т. д.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *