Починяю примус что значит
Примус починяю: что значит выражение и откуда фраза
Принято считать, что знакомство с классической литературой становится неким атавизмом, все увлечены голливудскими блокбастерами и смешными видео из интернета. Это не совсем так, многие с удовольствием заново открывают для себя школьную программу по литературе, а те, кто не успели, недоумевают и задаются вопросом о том, откуда в разговорной речи появляются какие-то странные фразы. Например, почему многие блоггеры между прочим заявляют о том, что могут примус починить, или собираются это сделать, или даже чинят его прямо сейчас? Что такое примус вообще и почему он постоянно нуждается в починке?
«Никого не трогаю, починяю примус»
Неповторимый колорит и даже какая-то подчёркнутая сочность этой фразы не подлежат сомнению. Она произносится с особой интонацией и в большинстве случаев не нуждается в пояснениях и переводе. Принадлежит это высказывание коту по имени Бегемот, персонажу романа «Мастер и Маргарита». Этот роман Михаила Булгакова принято считать культовым, в своё время он считался запрещённым и сомнительным, достать его во времена Советского Союза было довольно сложно, и в школьную программу по литературе он не входил. Только в восьмидесятых годах прошлого века несколько ослабли цензорские запреты, и все сразу узнали о том, что «примус починить» можно в переносном смысле.
Обаятельный кот Бегемот
Персонаж, который подарил всем удовольствие время от времени переквалифицироваться в мастера по починке примусов, на самом деле отличается особенным обаянием. Это признаёт даже другой персонаж, Азазелло. Он так и говорит Маргарите, что договариваться с ней утомительно, и лучше бы вместо него послали обаятельного Бегемота.
В этой сцене Бегемот откровенно издевается над сотрудниками спецслужб, которые пришли арестовать и его, и всю компанию Воланда. И его сложно в чём-то обвинить: во-первых, он кот, а какие к коту могут быть претензии, а во-вторых, он шут. Принимать близко к сердцу высказывания шута, может быть, и не стоит, но в каждой шутке есть доля правды.
Использование фразы в переносном смысле
Если понимать фразу буквально, то примус починить не так просто – это потенциально опасный бытовой прибор, керосиновая или бензиновая горелка для приготовления пищи. Но этот перл используется именно как устоявшийся фразеологизм. В качестве аналога иногда упоминается поговорка «моя хата с краю, ничего не знаю». Смысл очень похож, хотя если кто-то сидит и починяет примус, то он не просто в стороне, он ещё и очень занят каким-то своим делом, очень важным и ответственным.
Распространение в блогсфере
Цитаты нередко используются в качестве тегов, для выразительности речи, в отдельных случаях помогают придать тексту необходимый градус сарказма. Другие «вереницы прочно упакованных силлогизмов» из романа используются так же широко и с нескрываемым удовольствием.
Привлекательность идеи починки примусов
Возможно, у каждого человека в жизни случались моменты, когда хотелось самоустраниться из какой-то сложной ситуации, сказать «сижу, примус починяю», чтобы не вмешивали в свои проблемы. Психологи утверждают, что это ценное умение. Если человек может чётко очертить свои границы и не позволить другим отнимать своё время, моральные и физические силы, то это не эгоизм, а здоровая гигиена межличностных отношений. Поэтому если вы испытываете практически непреодолимое желание заявить, что вы просто починяете примус и поэтому не готовы переключаться на другую деятельность, есть огромная вероятность, что так и стоит поступить.
Другие перлы Бегемота
Проблема романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что он разобран на цитаты уже давно. Афоризмы ушли в народ, и многие используют их, даже не задумываясь об источнике или истинном смысле. К счастью, рукописи не горят. Всегда можно открыть книгу и узнать, например, чем же был так удручён жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.
Для чего Кот Бегомот починял примус?))
Он же был Магический Кот. ))
Выбросил бы нафик на помойку, себе б новый намагичил?))
Знаменит своими словами, сказанными чекистам (сотрудникам ОГПУ), явившимся, чтобы арестовать “фокусников” (Воланда и его свиту) в Москве в “нехорошей квартире” по адресу Большая Садовая, 302 бис, кв. 50:
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус…
Примус был самым распространенным в прошлом столетии нагревательным прибором.
Много ироничных высказываний по поводу этого предмета встречается и в литературе.
Например, у Ильфа и Петрова то и дело «в пятом пенале. ржал примус и целовались». А «Птибурдуков. мыкался по кухне среди длиннопламенных примусов». В «Мастере и Маргарите» Булгакова кот Бегемот с примусом практически не расставался и периодически его “починял». Тем же занимался «гусар-одиночка с мотором» Полесов из «Двенадцати стульев».
Что же тогда собирался починять в примусе черный мордастый кот Бегемот? Не известно.
Сегодня, перечитывая “Мастера и Маргариту”, в который раз смеешься, читая про примус, в котором
ЧИНИТЬ БЫЛО НЕЧЕГО – БЕГЕМОТ ЯВНО ИЗДЕВАЛСЯ НАД МИЛИЦИОНЕРАМИ…
Бегемот в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и “интеллигентные” повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причём уезжает от погони на трамвае; затем перед испуганным Стёпой Лиходеевым пьёт водку, закусывая её маринованным грибом; вместе с Азазелло избивает и похищает Варенуху.
Перед сеансом чёрной магии Бегемот поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровьева (Фагота) отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет её на место; в конце сеанса, в разгар начавшегося скандала Бегемот приказывает дирижёру оркестра “урезать марш”. После посещения Бегемотом кабинета председателя Зрелищной комиссии вместо самого председателя в его кресле остается лишь оживший костюм.
Поплавскому, посещающему квартиру покойного Берлиоза, Бегемот сообщает, что это он дал Поплавскому телеграмму в Киев, а также проверяет у того документы.
Бегемот крадёт из гроба голову Берлиоза. При появлении Маргариты в спальне Воланда Бегемот играет с хозяином в шахматы, причём, проигрывая, пытается прибегнуть к жульничеству, а также пускается в демагогические рассуждения.
Бегемот даёт сигнал к началу бала, а во время приёма гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой относительно того, повинен ли в детоубийстве Фриды соблазнивший её хозяин кафе. Во время бала Бегемот купается в бассейне с коньяком.
За ужином после бала Бегемот угощает Маргариту спиртом и пьёт сам:
При этом рассказывает небылицы, соревнуется с Азазелло в меткости стрельбы, убивает сову и ранит Геллу. Реплики Бегемота пародийно отстраняют слова Воланда, и раздражённый Азазелло заявляет по поводу кота, что его “хорошо бы утопить”.
Бегемот диктует Гелле справку для Николая Ивановича, ставит печать с надписью “уплочено”, и вместе с другими встречает Маргариту. В дальнейшем он в квартире № 50 встречается с примусом в лапах пришедших с облавой чекистов, объявляет, что “кот древнее и неприкосновенное животное” и устраивает шутовскую перестрелку.
Вместе с Коровьевым он посещает магазин Торгсина и ресторан Грибоедова, причём оба визита также заканчиваются пожарами, устроенными Бегемотом, после которых категорически необходим ремонт, вплоть до замены сантехники. В сцене на Воробьёвых горах Бегемот издает свист, подобный ветру.
Во время последнего полёта он принимает истинный облик “худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире”.
Деятельность Бегемота служит причиной того, что уже после исчезновения Воланда со свитой по всей стране начинают вылавливать и истреблять чёрных котов. Согласно тексту романа, их было уничтожено около ста.
В Киеве был ресторан Кот Бегемот на Андреевском спуске, на одно здание ниже Музея Булгакова. На фасаде находилась памятная доска в честь Кота Бегемота.
Этот же памятник находится в Москве.
Примус починить: откуда фраза «починяю примус» и что она значит?
Принято считать, что знакомство с классической литературой становится неким атавизмом, все увлечены голливудскими блокбастерами и смешными видео из интернета. Это не совсем так, многие с удовольствием заново открывают для себя школьную программу по литературе, а те, кто не успели, недоумевают и задаются вопросом о том, откуда в разговорной речи появляются какие-то странные фразы. Например, почему многие блоггеры между прочим заявляют о том, что могут примус починить, или собираются это сделать, или даже чинят его прямо сейчас? Что такое примус вообще и почему он постоянно нуждается в починке?
«Никого не трогаю, починяю примус»
Неповторимый колорит и даже какая-то подчёркнутая сочность этой фразы не подлежат сомнению. Она произносится с особой интонацией и в большинстве случаев не нуждается в пояснениях и переводе. Принадлежит это высказывание коту по имени Бегемот, персонажу романа «Мастер и Маргарита». Этот роман Михаила Булгакова принято считать культовым, в своё время он считался запрещённым и сомнительным, достать его во времена Советского Союза было довольно сложно, и в школьную программу по литературе он не входил. Только в восьмидесятых годах прошлого века несколько ослабли цензорские запреты, и все сразу узнали о том, что «примус починить» можно в переносном смысле.
Обаятельный кот Бегемот
Персонаж, который подарил всем удовольствие время от времени переквалифицироваться в мастера по починке примусов, на самом деле отличается особенным обаянием. Это признаёт даже другой персонаж, Азазелло. Он так и говорит Маргарите, что договариваться с ней утомительно, и лучше бы вместо него послали обаятельного Бегемота.
В этой сцене Бегемот откровенно издевается над сотрудниками спецслужб, которые пришли арестовать и его, и всю компанию Воланда. И его сложно в чём-то обвинить: во-первых, он кот, а какие к коту могут быть претензии, а во-вторых, он шут. Принимать близко к сердцу высказывания шута, может быть, и не стоит, но в каждой шутке есть доля правды.
Использование фразы в переносном смысле
Если понимать фразу буквально, то примус починить не так просто – это потенциально опасный бытовой прибор, керосиновая или бензиновая горелка для приготовления пищи. Но этот перл используется именно как устоявшийся фразеологизм. В качестве аналога иногда упоминается поговорка «моя хата с краю, ничего не знаю». Смысл очень похож, хотя если кто-то сидит и починяет примус, то он не просто в стороне, он ещё и очень занят каким-то своим делом, очень важным и ответственным.
Распространение в блогсфере
Цитаты нередко используются в качестве тегов, для выразительности речи, в отдельных случаях помогают придать тексту необходимый градус сарказма. Другие «вереницы прочно упакованных силлогизмов» из романа используются так же широко и с нескрываемым удовольствием.
Привлекательность идеи починки примусов
Возможно, у каждого человека в жизни случались моменты, когда хотелось самоустраниться из какой-то сложной ситуации, сказать «сижу, примус починяю», чтобы не вмешивали в свои проблемы. Психологи утверждают, что это ценное умение. Если человек может чётко очертить свои границы и не позволить другим отнимать своё время, моральные и физические силы, то это не эгоизм, а здоровая гигиена межличностных отношений. Поэтому если вы испытываете практически непреодолимое желание заявить, что вы просто починяете примус и поэтому не готовы переключаться на другую деятельность, есть огромная вероятность, что так и стоит поступить.
Другие перлы Бегемота
Проблема романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что он разобран на цитаты уже давно. Афоризмы ушли в народ, и многие используют их, даже не задумываясь об источнике или истинном смысле. К счастью, рукописи не горят. Всегда можно открыть книгу и узнать, например, чем же был так удручён жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.
«Сижу, никого не трогаю, починяю примус». Кто и когда это сказал?
В каком смысле эту фразу употребляют в жизни?
Воланд поселился в Москве в «нехорошей квартире» по адресу Большая Садовая, 302 бис, квартира 50, пятый этаж.
Сейчас так говорят, когда хотят либо уверить, что ни в чём не повинны, либо для того, чтобы признать свою вину, но на позитивной ноте, отшутившись, смягчив тем самым своё наказание.
Эта фраза кота по(кличке или имени) Бегемот. Одного из свиты Воланда. Воланд это дьявол или сатана во плоти, который приехал в Москву посмотреть на жизнь москвичей. Обо всём этом и не только описывается в легендарном романе М.Булгагова Мастер и маргарита. И вот когда Воланд и его свита уже достаточно «начудили» в Москве, то оказалось много недовольных их поведением и проживанием в «Нехорошей» квартире, которая располагалась по адресу
Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 5
И вот тогда то за ними и пришли. Я помню кто то из команды Воланда спросил:
А что это за шаги на лестнице?
-А это нас брать идут..
Кот бегемот же сидел на люстре с примусом полным бензина. И эту фразу он сказал прибывшим за ним милиционерам (или чекистам, не помню). Ни кого не трогаю, сижу, починяю примус. Мол я не при делах здесь вообще и случайно оказался. Что было конечно же шуткой. И в жизни эту фразу говорят как шутку, вспоминая легендарный роман и одного из его героев кота Бегемота.
-Что мол я здесь не «при делах» ничего не знаю. Хотя обычно человек оказывается именно при этих самых «делах» за которыми его неожиданно для него застали.
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус
04.12.2021 3 комментария Просмотры: 1 745
В Большом театре поставили балет «Мастер и Маргарита», а примус на сцене и правда есть.
Балет с таким названием мог возникнуть в Большом театре много лет назад, когда к теме подступался Юрий Григорович. Но не возник.
Теперь его поставил хореограф из Марибора. В этом городе есть балетная труппа, а ее глава, Эдвард Клюг, довольно известен: он ставил в некоторых европейских театрах, да и в БТ делал «Петрушку».
Чтобы понять, какие трудности подстерегали хореографа на “Мастере и Маргарите”, не нужно быть провидцем. Достаточно вспомнить густонаселенность романа, его многочисленные культурно-исторические слои.
Избежать скороговорки и поспешности в смене эпизодов можно было, лишь отказавшись от пересказа содержания, подобно тому, как некогда сделал знаменитый хореограф Хосе Лимон с шекспировским «Отелло»: он поставил отменный балет «Павана мавра», без изложения, где было четыре действующих лица – мавр и Яго с женами. Ну и платок, разумеется.
Такой вариант в Большом театре, конечно, был невозможен. Ведь всё и затевалось ради большого балета по популярнейшему роману с фирменными булгаковскими прибамбасами и театральными эффектами. Ради спектакля, где была бы занята вся труппа, которая, вместе с публикой, смаковала бы всем известные коллизии и остроты.
Клюг и так многим пожертвовал. У него убраны многие персонажи и события, а место действия – не Ершалаим и не Москва 20-х годов. Все длится в единой декорации, внутри серого бассейна без воды (сценограф Марко Япель). Это и воспоминания о детстве постановщика в маленьком румынском городке с большим бассейном, построенным – при режиме Чаушеску – Россией, и отсылки к советскому водоему на месте храма в центре Москвы, и переклички с водными местами, упоминаемыми в романе, начиная от Патриарших прудов.
Поскольку в любом бассейне есть душевые с раздевалками, выходы из них удобно использовать как намеки на советские коммуналки, с человеком на унитазе и с визжащей девицей в ванне, как порталы в мистику для нечистой силы, как уход в иную эпоху. И как хранилища нужных для сюжета предметов: достаточно их достать из бортиков.
Основное действие, избавленное от задержек с переменой декораций, происходит на сухом дне – что лирика, что метафизика, что сатира. Ну, и места для варьете и бала сатаны хоть отбавляй.
Музыка балета сложена из партитур Шнитке и современного композитора Милко Лазара. Оба склонны к трагическому гротеску, хотя Шнитке, конечно, больше. (Первоначально задумывались Шнитке и Шостакович, но последний отпал по воле правообладателя).
Лазар специально написал музыку для Большого театра, у Шнитке взяли вторую часть Сонаты для виолончели и фортепиано №1, куски Concerto grosso №1 и Фортепианного квинтета, Концерт для фортепиано и струнного оркестра, танго из фильма «Агония», и это еще не все.
Оркестр Большого театра под управлением Антона Гришанина смог связать фрагменты разного в единое целое, при этом не создав неудобства для танца. Не могу не отметить соло Надежды Демьяновой (фортепиано–клавесин), Владимира Скляревского (скрипка) и Петра Кондрашина (виолончель).
Все начинается со странной сцены: Мастер в красном пиджаке как скульптор ваяет Понтия Пилата. С грохотом молотка по зубилу, буквально. Можно подумать, что Клюг сменил герою балета профессию, но вскоре выяснится, что это видения полубезумного писателя. А может, и метафора мастерства и (или) влияния: потом персонажи поменяются местами, и уже Пилат будет колотить молотком по Мастеру, он же Иешуа.
Но зачем тут вообще Пилат (в современном грязном плаще без кровавого подбоя), если всё действие с ним в итоге провисает драматургически? Он прибил руки Мастера молоточком к полу, потом сам же снял с «креста» – и исчез. Больше Пилат и Мастер в балете не встретились, а значит, не возникла важнейшая булгаковская коллизия – их вечный спор, пропал ключевой смысл. Правда, Пилат в итоге уносит рукопись Мастера.
Конечно, есть ужимки свиты Воланда – Бегемота и Азазелло, есть трио писателей с Воландом на скамье и потешный трамвай из семенящих под палкой фигур, мимолетно выплясывающая Аннушка с маслом в руках, самомнение Берлиоза. Никанор Иванович разбрасывает валюту (без упоминания Пушкина). Голова без тела глазеет в зал. Доктор Стравинский в клинике качает ученой головой. Гелла вызывающе бродит на пуантах. оттопыривая красивое бедро.
Иешуа как отдельного героя нет, есть намеки на него, когда Мастер принимает крестообразную позу с раскинутыми руками, лежа на вертикально поднятом столе (театр, надеюсь, избежит нашествия неуемных ревнителей). Критики, швыряя листы рукописи, наглядно уничтожают ее создателя.
«Отрицательные отзывы …заставляют Мастера чувствовать себя распятым»,
– поясняют в либретто. А, вот как.
Маргарита, наоборот, с листами не может расстаться, прижимая их к груди.
Точно так же нет и тех деятелей, о которых Булгаков писал «всю ночь горел свет в десятках кабинетов». Деятели отождествлены с травящими Мастера критиками, они сжимают одинокого интеллигента в кольцо.
Экономия выразительных средств этим как-то достигнута: все равно в спектакле осталось много такого, что можно выбросить. Зачем, например, появляются Лиходеев и Поплавский? Неотличимые друг от друга по танцу и ничего к действию не прибавляющие. Зачем так долго пляшут члены клуба «Грибоедов», офисные клерки видом, но с рукописями в руках?
За счет сокращения таких мест можно было бы дать больше па тем, кто в спектакле танцует, увы, мало. От той же Геллы и Воланда (он большей частью вальяжно прохаживается, хотя имеет короткое соло в первом действии и короткий дуэт с Маргаритой во втором) до куцых встреч Мастера с возлюбленной. Главным героям нужно бы больше совместной пластики. Раз у них великая любовь.
Главное внимание хореографа обращено на массовые сцены: варьете в первом акте и бал сатаны во втором. В черной магии появляется речь: Бенгальский орет «верните мою голову!». Массовка танцует нечто похожее на чарльстон и прочие танцы 20-х, раздеваясь «догола», замирая на стульях и следуя в спорадических дерганьях пассам гипнотизера Воланда. Его свита играет отрезанной головой конферансье. Всех покорных человеческих жертв запирают. Как и мастера в клинике. Дурдом системы?
Бал, предваренный спущенными из-под колосников макетами московских домов для полета Маргариты, запоминается одновременным массовым снятием розовых платьев с маргаритиных двойников (ну, она же и летает к Латунскому, и царит на балу).
Конечно, тут бы был уместен настоящий театральный полет на сценой, как часто бывало в романтическом балете позапрошлого века. Но сейчас танцовщицы боятся «летать», да и потенциальный риск новой травмы на сцене Большого наверняка пугает всех в театре.
Танец построен по лекалам мюзик-холла булгаковского времени и парадов советских физкультурников на Красной площади. Прежде всего – плавные «волны» как бы голых спаянных тел и коллективных поочередных движений рук людей в цепочке. Поскольку руки у всех в «крови», это впечатляет. Есть и Фрида с платком, и бокал-череп.
У многих персонажей балета, повторю, больше мимики и жеста, чем танца, что понятно: на танец (то есть на развертывание) у хореографа нет сценического времени. Не может же балет «Мастер и Маргарита» идти до утра. Я понимаю. И смирилась, например, с отсутствием танца Арчибальда Арчибальдовича, с балыковыми бревнами под мышкой.
При всем том зрелище получилось занимательное. Смотреть не скучно. Хотя танец у всех героев примерно одинаковый (несложно намешанный из разного, как суп из остатков классики и порывов к модерн-дансу), метафизика вполне условна, сатира тоже, как и намеки на современность, а лирика дозирована. Просто быстрота смены фрагментов, режиссерски сложенных в пеструю мозаику из кусочков, цепляет зрительское внимание. Тем более что труппа сработала спектакль отлично.
Когда Мастер (Денис Савин) находит сломленно-трагические краски в данной ему хореографии, веришь, что танец значителен, ибо у Савина всё всегда значительно.
Когда Маргарита (Ольга Смирнова) проходит по сцене с желтой охапкой мимоз, сразу видна ее неземная хрупкость, хотя женской отчаянности при встрече с нечистой силой балерине не хватает.
Маргарита – Ольга Смирнова. Мастер – Денис Савин. Фото – Дамир Юсупов
Воланд (Артемий Беляков) аристократически изыскан, Бездомный (Михаил Крючков) простодушен и напорист, Бегемот (Вячеслав Лопатин) гибок, шутлив и порочен одновременно, этому превосходному артисту и не такое смешение нюансов по плечу. Литераторы, зрители варьете, гости на балу, пассажи трамвая (солисты и кордебалет Большого театра) – все увлечены предлагаемыми обстоятельствами. Браво.
… Все, что Клюг написал в буклете –
«тоталитарная идеология против философии христианства, Сталин против Церкви, Сталин против Булгакова, Пилат против философии Иешуа, художник против системы, художник против самого себя»
– вы можете, если хотите, домыслить. Но почти без участия постановщика. В балете такие философские глубины не просматриваются.
Итог такой: мессир, приехавший на бал на вышке бассейна, уходит со свитой куда-то в космос. Взбудораженная Москва затихает. Рукописи не горят.
Возлюбленный героини возникает из-под земли, спящий на матраце. Наступает обещанный покой. Мастер с Маргаритой за столом лущат пасхальные яйца.