Почему вы считаете что сивка бурка
Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка»
Литературно-художественный анализ русской народной сказки
Тема: В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, не смотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.
Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.
Характеристика главных героев:
Иванушка-дурачок: терпеливый, послушный сын («Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается»). Ловкий,сильный («Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!»). Добрый, порядочный («— Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил»)
Елена Прекрасная: добрая, справедливая («Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»). Красивая («А собою она красавица из красавиц»). Исполнила наказ царя(«— Вот, батюшка, мой жених и нашелся!»)
Художественные особенности сказки:
(«—Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»). В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом…», закон тоекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»). Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).
Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный, используются двойные слова усиливающие впечатления от происходящего («Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!», «народу видимо-невидимо», «А собою она красавица из красавиц», устойчивые выражения, характерные для сказки(«ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать», постоянные эпитеты украшающие язык сказки («молодецким посвистом», «богатырским покриком», «добрый молодец»). Сказка заканчивается традиционной концовкой («Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).
Вывод: Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.
Атрибут для русской народной сказки «Репка». Уважаемые пользователи сайта «Maam.py»,хочется поделиться с вами идеей: как сделать репку для русской народной сказки-своими руками.
Конспект занятия по сопоставлению чукотской народной сказки «Медведь и лосёнок» с русской народной сказкой «Волк и телёнок» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с творчеством народов Севера. Познакомить с чукотской народной сказкой «Медведь и лосенок»,.
Драматизация русской народной сказки «Теремок» Драматизация русской народной сказки «Теремок» (с элементами пальчиковой гимнастики). Цель: развитие творческих способностей у детей, развитие.
Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.
Мастер-класс «Сивка-бурка из ткани» В магазинах игрушек в виде лошадей огромное количество: мягкие и пластмассовые, деревянные и металлические,.
Мини-музей «Сивка-бурка» в детском саду Совместно с родителями в нашей группе открылся мини-музей одного образа «Сивка-бурка», в который вошли познавательные и интересные экспозиции:.
НОД: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка» Возрастная категория : 6 – 7 лет (подготовительная группа). Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Чтение художественной.
Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» Тема: Русская народная сказка: «Маша и медведь» Образовательная область: речевое развитие Интеграция: физическое развитие Интегративные.
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Сивка-бурка» Чтение художественной литературы (старший дошкольный возраст). Сказка «Сивка – бурка» Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных.
Что значит «Сивка-Бурка, вещая каурка…»? Объясняем простыми словами, почему так называли коня
Перечитываем старую сказку по-новому!
Множество поколений выросло на сказке про «Сивку-Бурку, вещую каурку», но можем ли мы сегодня уверенно сказать — кто это такой? Разбираемся в этой, как оказалось, не совсем детской истории.
О чем сказка?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
На бумаге сказка впервые увидела свет в середине XVIII века. О ней решил поведать известный собиратель фольклора — Александра Николаевич Афанасьев. Исследователь культуры выпустил несколько версий оригинального сюжета и опубликовал произведение в своем сборнике «Народные русские сказки» (1855–1863 года).
Было у отца три сына — так начинается история. Перед смертью отец попросил приходить на его могилку следующие три дня. Но только младший, Иван-дурак, исполнил наказ. Поэтому отец передал ему заклинание, которое помогало вызывать волшебного коня. Благодаря помощи Сивки-Бурки Иван смог преодолеть множество трудностей и, в конце концов, жениться на царевне.
Почему у коня такое странное имя?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
Все просто: это окрас коня. Он стал результатом смешивания трёх мастей, чего не бывает в реальной жизни.
Объединение этих трёх мастей означало, что лошадь была беспородной. Поэтому называя так животное, герой выражал свое пренебрежение к коню.
Но зачем Ивану нужно было «оскорблять» своего верного помощника? Существовало поверье, что хороших коней нужно специально ругать, ведь только так можно избежать зависти и сглаза.
Ведутся споры и насчёт рода сказочного животного. Ведь конь мужского рода, а к Сивке-Бурке обращаются в женском роде. Как оказалось, «вещий» согласуется с существительным «каурка», а оно общего рода.
Причем тут «Лист перед травой»?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
Существует несколько мнений и версий. В фразеологическом словаре русского литературного языка выражение трактуют так: «явиться сразу или очень быстро».
Но само словосочетание «лист перед травой» кажется бессмыслицей. В книге Вадима Храппа «Происхождение слов и выражений» говорится о том, что это часть древнего языческого заговора. Трава предстает безусловной магической силой, которая может без труда заставить листик задрожать перед своим могуществом.
Конь — призрак?
Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год
Древние славяне считали коня священным животным и видели в нем символ смерти и воскрешения солнечного божества. Конь был верным спутником Перуна, Ярила, Даждьбога, Святовита. Часто животное приносили в жертву на позорищах, ведь славяне были уверены, что лошадь является ещё и проводником в загробный мир.
Вот почему Сивка-Бурка воплощает в себе сразу три масти. В древних поверьях символическую роль играл именно окрас — якобы он менялся на протяжении дня. Утренняя заря ведет сидящих белых коней, днём они приобретают солнечный рыжий оттенок, а к вечеру заря уносит их с небосвода серым (сивым) цветом.
Конь из народной сказки был тотемным животным семьи Ивана, поэтому при помощи магического заклинания он мог явиться из царства мертвых. Дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу трёх членов семьи — прадеда, деда и отца. У каждого из них при жизни был конь своего цвета и они пришли как вестники с того света.
Конь был проводником солнца?
На севере России летнее солнце называли — Буркой, а вот зимнее — Сивкой. То есть сказочный конь имел ещё и силу языческих богов, что защищали нашу землю от напастей.
Белый цвет был символом набирающего силу солнца, поэтому Ярила предстает в образе красивого парня на белом коне. Этот образ почитали крестьяне, ведь сулил плодородие, удачу и оберегал дом.
Читать народные сказки вместе с детьми — это не скучная родительская обязанность. В известной каждому русскому ребенку истории о приключениях Ивана-дурака, оказывается, скрываются представления наших предков о потусторонних силах и о связи между мертвыми и живыми. И с помощью этих сюжетов и образов мы можем рассуждать вместе с детьми даже о самых сложных и глубоких вещах.
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
с. 31 — 40. Сивка-Бурка. Литературное чтение. 4 класс. ПНШ
Ответы к стр. 31 — 40
? с. 35
Что же случится дальше? Сколько попыток допрыгнуть до окна в тереме сделает Иванушка? Какая по счёту попытка будет удачной? Почему ты так думаешь?
— Прочитайте небольшой фрагмент сказки, который подтвердит (или не подтвердит) ваши предположения, — сказала Евдокия Васильевна.
Надо обратить внимание на фразу «только на три бревна до царевны не допрыгнул». Число «3» — магическое в фольклоре большинства народов мира, и нетрудно догадаться, что Иванушка будет призывать на помощь своего волшебного союзника Сивку-бурку ещё два раза (всего — 3). Конечно же, как настоящий ГЕРОЙ волшебной сказки, он обязан справиться с задачей и допрыгнуть до окна в тереме, где находится Елена Прекрасная, однако сможет выполнить задуманное лишь с третьей попытки.
? с. 36
— А как же закончится эта сказка? — спросил Миша.
У тебя есть предположение? Выскажи его. А теперь прочитай финал сказки.
Пофантазируйте на счёт финала сказки: станет ли Сивка-бурка помогать Иванушке и дальше? Добудет ли Иванушка красавицу Елену для кого-нибудь из старших братьев? А может — для себя? Легко ли догадаться о счастливом конце сказки?
? с. 37
Почему сказка называется «Сивка-бурка»? Можно ли сказать, что Сивка-бурка — волшебный помощник героя? (Опиши его
внешний вид, его способности.) Какой признак тотемного животного в нём есть? (Обрати внимание на строчки, выделенные цветом.) Объясни, в какое ухо волшебного коня надо влезть и из какого вылезти, чтобы попасть из земного мира в волшебный. А чтобы вернуться?
Сивка-бурка — преданный друг и помощник Иванушки; с его помощью тот преодолевает все невзгоды и оказывается «не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом», поэтому сказка и называется «Сивка-бурка». Сивка-бурка — животное волшебное (обратите внимание на его описание: «одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»); разговаривает с Иванушкой человеческим голосом; имеет прозвище «вещая каурка» (вещий — то есть предвидящий, предсказывающий будущее).
Путешествия Ивана из правого в левое ухо Сивки-бурки сопровождаются яркими переменами во внешности: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!», а в обратную сторону — делают его «по-прежнему Иванушкой-дурачком».
? с. 38
Можно ли выполнить задание Елены Прекрасной без волшебного помощника?
— Конечно, нет! — сказала Таня. — С волшебным-то помощником только в третий раз удалось допрыгнуть! На обычной лошади этого точно не сделаешь!
Ты соглашаешься с Таней?
Подумай: а важно ли для царевны то, что до ее окна нельзя допрыгнуть на обычном коне?
Подумайте, а знала ли царевна, что её задание для обычного человека (и обычного коня) невыполнимо? Какого жениха ждала Елена Прекрасная — обычного или обладающего волшебными способностями?
Как же царевна выбирает себе жениха? Что для неё самое главное: ум? красота? богатство? И ли то, что у него есть связь с волшебным миром?
Таким образом, главное качество для царевны — не ум, внешняя красота или богатство жениха, а его связь с волшебным миром.
Является ли Иванушка-дурачок настоящим ГЕРОЕМ волшебной сказки?
Выбери из характеристики ГЕРОЯ, которую дала Евдокия Васильевна, только то, что подходит к Иванушке-дурачку.
Что же делает Иванушку-дурачка настоящим ГЕРОЕМ волшебной сказки? Необходимо обратить внимание на то, что Иван:
а) самый младший в семье;
б) прозван дурачком, то есть житейским умом, видимо, не отличается;
в) из сказки мы узнаём, что старшие братья Ивана — лентяи (вместо того, чтобы стеречь пшеницу, залезают на сеновал и спят всю ночь); тогда как Иванушка не только не спит, но и при ловле Сивки-бурки проявляет чудеса храбрости и ловкости;
г) он приобретает волшебного помощника и связь с волшебным миром.
А какая из характеристик, данных Евдокией Васильевной, не подходит Иванушке? Не известно, какого роста Иван и его братья, то есть нельзя сказать, что наш герой мал ростом, а его братья высокие. В любом случае, Иван — дурачок: во время пира «он за печкой сидит, одежонка на нём худая, лаптишки рваные».
— Может быть, вы читали сказки «Гуси-лебеди» и «Иван-царевич, Жар-птица и серый волк»? — спросила Евдокия Васильевна. — Какое дерево в каждой из них является волшебным?
Ты можешь ответить на этот вопрос?
В обеих сказках волшебным (тотемным) деревом является яблоня: в сказке «Гуси-лебеди» яблоня прячет детей от злых помощников Бабы-Яги, а в «Иване-царевиче» Жар-птица клюёт золотые яблочки с яблони в саду царя — отца Ивана.
? с. 39 — 40 Дерево Вак-Вак.
— Можно ли в данном случае сказать, что тотемное растение и тотемные животные слились в единое целое? — спросила Евдокия Васильевна.
А ты как думаешь?
Внимательно рассмотрите рисунок на с. 39: на Севере или на Юге растёт это чудо-дерево? У него обычные листья? А плоды? (Вместо плодов изображены головы разных зверей, а также голова прекрасной девы, и дерево может разговаривать на всех языках мира.)
Действительно, в дереве Вак-Вак тотемное растение и тотемные животные слились в единое целое.
Голосами каких животных говорило дерево Вак-Вак? Удалось ли тебе обнаружить хотя бы один его плод?
Сколько плодов насчитали? Какие это животные? (Можно разглядеть головы коня, быка, тигра, леопарда, козы, медведя, волка, оленя, ягнёнка и т. д.) Обнаружили ли вы прекрасную деву?
Очевидно, что дерево Вак-Вак говорит голосами тех животных и людей, головы которых являются его плодами.
— А о чём Искандер беседует с деревом? — поинтересовался Миша.
Можешь объяснить, почему дерево Вак-Вак обладало таким абсолютным знанием и такой силой убеждать?
В каких ещё сказках есть чудесное, волшебное дерево?
Волшебное дерево Вак-Вак обладает абсолютным знанием, потому что в нём живут тотемные животные и растения — основатели и охранители людского рода. Оно владеет даром убеждения, потому что его плоды — животные и волшебные девы — способны передавать эти знания на всех языках мира.
Можно вспомнить и назвать много сказок, где действует чудесное дерево, — например, «Гуси-лебеди».
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
пятница, 21 мая 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к сказке «Сивка-бурка» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 49-50.
Действие происходит в сказочной стране с вымышленными героями.
Имеется зачин и концовка.
Происходят чудеса и превращения.
Имеется волшебный помощник.
Используются троекратные повторы.
2. Каким испытаниям подвергается Иванушка? Сразу ли он добивается своей цели? Кто помогает ему?
Три попытки потребовалось Ивану, чтобы допрыгнуть до царевны. В этом ему помог волшебный конь Сивка-бурка.
3. Опиши волшебного коня. Что необычного в его изображении? Как Сивка-бурка помогал Иванушке? Какие чудеса происходят в сказке?
Это был могучий конь, под поступью которого дрожала земля.
Сивка-бурка умел говорить. Он был волшебным. Если забраться к нему в одно ухо, то из другого вылезешь красавцем.
Сивка помог Иванушке допрыгнуть до царевны.
Три раза Иванушка лазал в ухо коня. И трижды превращался в красавца. Это чудеса, которые происходят в сказке.
4. Так ли прост Иванушка? Чем он отличается от братьев? Каким герой изображён в сказке?
Иванушка совсем не дурачок. Он хитрый и находчивый. Он сумел всех обмануть и сохранил свой подвиг в тайне.
От братьев он отличается целеустремлённостью, верностью слову и делу, скромностью.
Герой показан умелым, добрым, хитрым, находчивым, упорным.
5. Почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная? Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье? Выбери правильный ответ.
Иванушка честно выполнял порученное дело, он был умным и скромным. В этой сказке он самый положительный персонаж, и поэтому Елена досталась ему.
Я думаю, что герою помогли смелость, упорство и умение исполнять порученное дело.
Смелость позволила герою попытать счастья у терема царевны.
Упорство заставило сделать три попытки.
А умение исполнять порученное дело привело к обретению друга, Сивки-бурки.
6. Прочитайте с другом в лицах понравившийся эпизод. Подумайте, какую вы выберете интонацию.
Я бы прочитала в лицах беседу братьев и Ивана.
Братья с восхищением рассказывают про молодца. Иван с хитрецой спрашивает, не он ли это был. Братья сердито и с презрением отмахиваются.
7. Рассмотри иллюстрацию художника Васнецова. К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки.
На картине изображен третий прыжок Иванушки, когда он снял перстень и поцеловал царевну.
Я примерно так и представляла героев. Очень красивая Елена в богатых одеждах и Иванушка в образе доброго молодца.
Пересказ эпизода с Иванушкой и Еленой по сказке «Сивка-бурка» и картине В. Васнецова.
В третий раз поехали братья в столицу. И в третий раз отправился Иванушка в поле.
Позвал он Сивку-бурку, залез к нему в ухо, а из другого вылез красавцем.
Поскакал он в город, стеганул коня плёткой и допрыгнул до окна.
Поцеловал Иванушку Елену Прекрасную и сорвал с руки перстень.
А потом умчался прочь.
Люди пытались остановить героя, но того и след простыл.
8. Придумай вопросы по содержанию сказки.
Примеры вопросов по содержанию сказки «Сивка-бурка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Чему учит сказка «Сивка-бурка»?
Сказка «Сивка-бурка» понравится абсолютно всем и юным, и взрослым читателям.
В главной роли Иван-дурак, который хоть и с виду кажется ленивым и беспечным, но на деле показал себя с лучшей стороны.
А вот отец трех братьев сумел преподать урок своим сыновьям даже после смерти.
И благодаря этому жизненному уроку или испытанию Иван становится добрым, красивым молодцем и находит своё счастье.
Итак, если подвести итог и соответствующие выводы, то из данной сказки можно усвоить урок.
Нужно прислушиваться к просьбам и словам родителей, помогать родным и близким, уметь держать тайны и не останавливаться ни перед чем.
И уж тем более не лениться и валяться круглыми сутками дома, так и счастья не обрести и удачу можно упустить.
Любая народная сказка несет в себе опыт поколений и в себе таит народную мудрость.Ведь сказки и слагаются из того опыта, который люди пережили и сделали из него свои выводы на будущее.
И любая сказка очень будет важна в развитии ребенка,потому что ребенок верит тому,что слышит в сказке и делает для себя выводы,что хорошо в данном случае, а что плохо.И данная сказка как раз учит детей быть смелыми, а также быть добрыми, и что важно-быть честными с собой и старшими.
Сивка-бурка также развивает чувства прекрасного и волшебного у ребенка. Ведь там добрые молодцы, которые подают жизненный пример, и умеют трудиться и уважать старших.
Сказки являются для детей главными произведениями, из которых они узнают о существовании вечных человеческих ценностей. Так, сказка «Сивка-бурка» открывает детям такие понятия, как дружба, взаимопонимание, верность. Ведь именно эти вечные ценности помогли Иванушке обрести свое счастье. За свою доброту и послушание главный герой приобрел преданного друга в виде коня, а позже стал супругом Елены Прекрасной.
После прочтения народной сказки «Сивка-бурка» дети начинает понимать смысл и ценность настоящей дружбы. Ведь только благодаря согласию Иванушки и коня главный герой смог преодолеть все испытания. Очень хорошая поучительная сказка, которая развивает и ум, и мышление, и душу ребенка.
Сказка «Сивка-Бурка» учит детей тому, что успех и счастье приходит к трудолюбивым и сообразительным людям. Братья Иванушки не захотели добросовестно стеречь пшеницу и проспали свое счастье. А Иванушка честно сторожил, не смыкая глаз, за это он и получил вознаграждение.
Далее, сказка учит быть скромными и не хвастаться. Иванушка не стал всем рассказывать о своей находке.
К этой сказке можно подобрать следующие пословицы:
«Наше счастье в наших руках». От того, как ты себя будешь вести зависит, будет ли тебе счастье.
«Добившись удач, о этом не судачь». Нельзя хвастать, а то счастье отвернется от тебя.
Русская народная сказка Сивка-бурка, как и многие другие народные сказки, заключает в себе мудрость и житейский опыт, которые были накоплены за долгие годы существования человечества.
Сказка учит доброте, смелости и честности, не хвастаться достижениями и быть скромным.
Читать сказку Сивка-бурка онлайн можно тут.
Сказка «Сивка-бурка», как и все сказки учат народной мудрости.
Главным смыслом сказки «Сивка-бурка», это скромность, а не хваставство своими достижениями. Успех придет к людям обязательным, трудолюбивым и сообразительным. Братья, главного героя Иванушки, свое счастье проспали на сеновале, а Иван, которого считали глупым, честно стерег пшеничное поле, не кричал о своих успехах и счастье свое заслужил.
Если душа человека открыта и прекрасна, мир улыбнется ему. И царевна увидит в дурачке прекрасного царевича.
Нужны и те и другие. Народные сказки, чаше всего, несут общеобразовательный смысл. Рассказывают что такое добро и зло, лень и работа, развивают смекалку. Некоторые просто переносят в сказочную страну, дарят необычные приключения. А авторские пишутся с более определенной целью, например: шалить нельзя, а то мама расстроится; нельзя раскидывать игрушки, потому-то они могут потеряться и т.д. Нужно ориентироваться по ситуации, какую сказку читать.
Лично мне нравится костёр (но если честно другие пока не пробовала)
У меня нет пока своих детей, но есть маленькая сестрёнка. И для меня она не только сестрёнка, но и дочка, так как совсем ещё ребёнок.
Больше всего на свете она любит те сказки, которые я для неё сочиняю сама. Укладываю её, сажусь рядом, и начинаю своё творчество. Импровизирую на ходу. Могу сочинять и волшебные сказки, и про животных.
Наше общение происходит в виде диалога. Я рассказываю. Она спрашивает и переспрашивает. И я, угадывая её желания, по ходу дела корректирую свой сценарий, добавляя в него то, чего хочет малышка.
Ниже я хочу сочинить маленькую сказочку. Сейчас подумаю, как её назвать, и начну фантазировать.
Девочка и Цветочек.
В одной далёкой и очень красивой стране жила Девочка. А рядом с ней жил маленький Цветочек. Они очень любили друг друга. Девочка ухаживала за ним, поливала его и пела ему песенки. А Цветочек благодарил её. Когда к цветочку прилетала Пчёлка, и Девочке хотелось потрогать её, Цветочек закрывал Пчёлку своими лепесточками и не позволял ей укусить Девочку.
И вот, однажды, когда рядом с Цветочком завёлся злой Сорняк, Цветок сказал Девочке: «Он так мешает мне! Закрывает от меня всё Солнышко, становится с каждым днём всё сильнее».
И маленькая девочка, хоть и была не очень сильной, взяла маленькую лопатку и подрубила Сорняк под самый корень. И Цветочек, обрадовавшись, сделал так, что рядом с ним выросли ещё сто замечательных Цветков, очень похожих на него.