Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Великая и ужасная Византийская империя: Чем мы ей обязаны, и почему ее следы остались в каждом из нас

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Рождение империи

Последним императором, управлявшим единой Римской империей, был Феодосий I. В 395 году, незадолго до смерти, он разделил территорию империи между двумя своими сыновьями – одному досталась западная ее часть, а другому – восточная.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

В этот город на более спокойной восточной территории Константин в дальнейшем предполагал перенести столицу. Своими размерами и великолепием он превзошел многие древнегреческие и римские города, а назвали его в честь императора – Константинополем.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Хотя сама Византия практически не вела захватнических войн, ей постоянно приходилось отбиваться от нападавших на нее варваров, стремящихся отхватить от нее лакомые кусочки. На протяжении длительного периода существования границы империи постоянно менялись.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Золотая эпоха Юстиниана I(527-565 гг.)

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Император Юстиниан считал главным делом своей жизни вернуть империи былое величие, и во многом ему это удалось. Многие утраченные земли западных провинций вновь вошли в состав империи, ставшей самой могущественной среди стран Средиземноморья, а ее столица Константинополь – стал сказочно богатым.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Во многом всего этого удалось достичь благодаря неординарной личности самого императора, отличавшегося умом, честолюбием и необыкновенной работоспособностью. Недаром его в народе прозвали « императором, который никогда не спит ».
А помогала Юлиану в его трудах и во всем поддерживала жена Феодора.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Несмотря на сомнительное прошлое (в юности она была танцовщицей и развлекала публику не только танцами), став императором, Юстиниан провозгласил Феодору императрицей.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Юстиниан прославился не только хорошими делами, но и своим коварством и жестокостью. Строительный бум в Константинополе и бесконечные войны, которые вел Юстиниан для возврата западных территорий, требовали немалых финансовых затрат. Покрывать их приходилось за счет постоянного увеличения налогов. В конце концов в обществе вспыхнуло восстание, которое Юстиниан подавил путем кровавой расправы над своим народом, проявив при этом неслыханную жестокость. Он предложил людям собраться на Ипподроме для переговоров, он отдал приказ запереть ворота, после чего всех собравшихся перебили.

Однако после смерти Юстиниана территория империи опять начала стремительно сокращаться.

Конец империи

На протяжении XIV-XV веков постоянные набеги на Византию совершали османы, отбиравшие одну провинцию за другой. А в 1453 году султан Мехмед II предпринял нападение на Константинополь, используя всю мощь имевшихся в его распоряжении пушек, которых у византийцев не было.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

И городские стены, спасавшие город от захватчиков на протяжении десяти веков, не выдержали. Но, тем не менее, защитники города не сдались и продолжали сражаться до последнего.
30 мая турки заняли Константинополь, который после этого стал называться Стамбулом.
С падением Константинополя исчезла и Византия, самое могущественное государство Средневековья, исчезла навсегда.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Наследие, оставленное великой империей

Византийские императоры и мастера в некоторых вещах превзошли даже древних римлян:

— была построена система водоснабжения с самым длинным водопроводом и огромными подземными водохранилищами для подачи питьевой воды в Константинополь, намного грандиознее той, которая имелась в Древнем Риме

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

— построена в невообразимо короткий срок мощнейшая тройная линия укреплений, потребовавшая огромного инженерного мастерства (после того, как в результате землетрясения были разрушены городские стены, а на Константинополь надвигались наводящие ужас гунны во главе со своим предводителем Атиллой)

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

— возведен в Константинополе величественный Софийский собор, увенчанный громадным куполом.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Долгое время он был самым большим христианским храмом, но после захвата Константинополя турками был превращен в мечеть Айя-София.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

После падения Константинополя многие византийцы бежали в Европу. Греческие ученые привозили с собой бесценные труды античных философов в виде рукописей, которые в Византии бережно сохранили. Так в Европу проникла византийская культура, которая в немалой степени способствовала зарождению Ренессанса.

Многое досталось в наследство от Византии и Древней Руси:

— Христианская религия(православие): Крещение Руси в 988 году

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

— Иконопочитание: в середине IX века после периода иконоборчества греки реабилитировали иконы.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Древнерусские иконы практически неотличимы от византийских:

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Оно и неудивительно, ведь немало византийских иконописцев творили на Руси, взять хотя бы знаменитого Феофана Грека.

— Купольная архитектура: многие соборы построены по подобию собора святой Софии

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

— Имена: Александр, Алексей, Андрей, Кирилл, Никита, Николай, Федор… Анастасия, Варвара, Галина, Евгения, Екатерина, Елена, Татьяна, Софья… и многие другие – все оттуда, из Византии

— Название РОСИЯ (Ρωσία греч.): До этого страну называли Русь или по княжествам.

— Герб: София Палеолог из последней византийской династии, согласившаяся выйти замуж за московского великого князя Ивана III, привезла с собой в качестве приданого эмблему Палеологов с двуглавым орлом. И вскоре этот орел красовался уже на российском гербе.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

В 395 г. после смерти импе­ратора Феодосия Великого Римская империя была раз­делена его наследниками на Западную и Восточную. С этого момента начи­нает свое официальное существование Восточная Римская империя, извест­ная нам также под именем Византия.

С легкой руки излишне эмоциональных историков это государственное образование имеет репутацию мертворожденного и нежизнеспособного. В школьной программе ее существование подается как гораздо менее зна­чимый факт, чем, скажем, существова­ние империи Карла Великого. В общей картине исторического развития Ви­зантия представляется неким руди­ментом прошлого, случайно уцелев­шим на географической карте. Но так ли это? Давайте обратимся к фактам.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Концом Византии считается 1453 г., дата взятия Константинополя турками-османами. Значит, она просущест­вовала 1148 лет. Правда, с шестидесятилетним перерывом в XIII столетии, но образовавшиеся на ее месте Никейская и Трапезундская империи со­хранили государственные традиции. А теперь вспомним историю класси­ческой Римской империи, которая, по общему мнению, является наиболее успешным политическим проектом Древнего мира.

Традиция относит основание Рима к 753 г. до н.э., но считать эту дату на­чалом империи столько же оснований, сколько отсчитывать годы существо­вания России от основания Москвы. Долгое время Рим был лишь мелким небогатым полисом, каких множество в Средиземноморье. О возникновении Римского государства как серьезной политической силы можно, пожалуй, говорить с момента подчинения Ри­мом племен Апеннинского полуостро­ва, которое завершилось в III в. до н. э. Но, поскольку это был процесс пос­тепенный, то пусть будет IV век, мы не жадные. Таким образом, если считать до раскола, Римская империя просу­ществовала 800 лет, если же до захвата власти в Риме германцем Одоакром в 476 г. — чуть меньше 900. В любом случае у Византии показатели жизне­способности несколько более высокие.

Может быть, все это время Восточ­ная Римская империя влачила жалкое существование на периферии циви­лизованного мира и уцелела потому, что, как неуловимый Джо в известном анекдоте, была сто лет никому не нуж­на? Отнюдь нет. Востоку досталась са­мая тяжелая часть римского наследс­тва. Если Западной империи угрожали в основном германские племена, пере­живавшие только период становления государственности, то у Византии под боком оказался старинный враг Рима, Сасанидская Персия — могуществен­ное государство с огромной армией, включающей тяжелую конницу и бо­евых слонов. Эта древняя и обширная империя была единственным круп­ным государственным образованием, с которым Риму так и не удалось спра­виться. Римско-персидские войны регулярно возобновлялись вплоть до самого раскола. Затем эту внешнепо­литическую проблему унаследовала Византия. Противостояние с Персией было связано не только с территори­альными претензиями, но и с тем, что последняя контролировала торговые пути на Восток и навязывала западной соседке невыгодные условия торговли.

При этом с северо-запада Византии угрожали все те же германцы, с севе­ра славяне, с северо-востока тюркские племена. Тем не менее, пережив пот­рясения V века, из которых Западная Римская империя не вышла живой, Византия входит в новую блестящую эпоху, связанную с именем императо­ра Юстиниана.

Юстиниановскому периоду при­сущ ряд специфических черт. Для него характерны активные разработки в об­ласти социального устройства и права, такие как преобразования в государс­твенном аппарате и создание кодекса Юстиниана. Правда, не обошлось без осложнений. В 532 г. в Константино­поль хлынули толпы крестьян, ремес­ленников, клириков, жаловавшихся на притеснения, и началось восстание, получившее название Ника, что зна­чит “Побеждай”. Оно продолжалось около недели, превратило в руины центральные кварталы Константи­нополя, унесло 30 тысяч жизней, и в конце концов, было жестоко по­давлено. Хотя восстание лишний раз доказало серьезность положения и необходимость реформ, оно на не­сколько лет задержало их осущест­вление. Последовательная реформа­торская деятельность началась лишь в 535 г.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Другая важная черта юстиниановского периода — бурный рост строительства, как количественный, так и качественный. К этому вре­мени относится возведение целого ряда укреплений и крепостей, в том числе в таком отдаленном районе империи, как Крымский берег. Тог­да же произошел важный скачок в развитии архитектуры, был создан тип крестово-купольного храма, полу­чивший впоследствии развитие в сла­вянском и мусульманском зодчестве. В юстиниановскую эпоху были возве­дены такие, вошедшие во все учебни­ки, архитектурные шедевры, как Со­фия Константинопольская и церковь Сан-Витале в Равенне.

Еще одна важная черта интересу­ющей нас эпохи — активная внешняя политика, в частности присоединение к Византии Италии. Правда, этот ус­пех был кратковременным, и в конеч­ном итоге привел к политической ка­тастрофе. Воспользовавшись тем, что имперские войска увязли на западе, Персия отхватила ряд восточных про­винций. Изнуренная войной на два фронта, Византия вступила в черную полосу. Под угрозу было поставлено само существование империи, и спас ее только поразивший Персию внут­ренний кризис. Он позволил правив­шему тогда императору Ираклию не только отразить нападения, но и воз­вратить Византии ее восточные про­винции, правда, ненадолго. Пройдет совсем немного времени, и Восточная Римская империя окажется лицом к лицу с новым грозным противником.

С 610-го по 630-ый год произош­ла невиданная по стремительности консолидация племен и мелких госу­дарственных образований Северной Аравии, связанная с возникновением и утверждением новой мировой ре­лигии — ислама. Новое государство сразу же показало свою силу, захватив в середине седьмого века и Персию, и восточные провинции Византии. Ара­бы не встретили там серьезного сопро­тивления, потому что больше отвеча­ли интересам населения, не разоряя его чрезвычайными налогами. Кроме того, хоть это и может показаться нам странным, они проявляли гораздо большую веротерпимость, чем насаж­давшие единую религию с исключительной жестокостью византийские власти. Затем арабы захватили визан­тийскую Африку и, обзаведясь самым мощным в Средиземноморье флотом, стали постоянно угрожать Константи­нополю с моря.

Все это время продолжалось на­ступление славян на Балканах. В 681 г. там образовалось Первое Болгарское царство, также ставшее противником Византии. Таким образом, в седьмом веке территория империи уменьши­лась в 3 раза по сравнению с шестым веком.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Несмотря на все эти трагические события, с точки зрения вклада в ми­ровую культуру VII столетие было довольно значимым. Византия оста­ется духовным центром всего христи­анского мира. Здесь формируются и развиваются многочисленные ерети­ческие учения, вызывающие бурные споры, порой приводящие к весьма серьезным политическим последстви­ям за пределами империи. К этому же времени относится появление знаме­нитейшего военно-технического изоб­ретения средневековья — греческого огня, представлявшего собой горючую смесь, которую невозможно было зага­сить водой. За пределы Византии это изобретение не распространилось, так как являлось военным секретом импе­рии, который погиб вместе с ней.

VIII век — время, когда Византия, подобно фениксу, восстает из пепла. Для того, чтобы новый национальный подъем оказался возможным, потребовались глубокие преобразования всех сфер жизни, не поведшие однако к потере культурной самоидентифи­кации византийцев. Время это извес­тно, как период иконоборчества, но произошедшие тогда перемены от­нюдь не исчерпываются церковными реформами. Был создан особый ук­лад, основой которому служили ши­рокие массы свободного вооружен­ного крестьянства, так называемое фемное устройство. Слово «фема» имеет двойное значение. Иногда оно употребляется для обозначения круп­ного военного подразделения, вроде армейского корпуса. Но оно означает также территорию, на которой про­изводится набор этого подразделе­ния, и где оно постоянно размещается •в мирное время. Эта территория явля­лась административной единицей им­перии, управляемой теми же лицами, что и военное подразделение. Военная и гражданская власть в феме неразде­лимы. Стоящий во главе фемы стратиг является одновременно и военным командиром и главой гражданской администрации. При этом несущие военную службу граждане империи вознаграждались за это земельным участком определенного размера, ко­торый не мог быть продан за долги или отчужден каким либо другим образом, до тех пор пока его держатель продол­жал нести службу. При таком положе­нии вещей феодальное в своей основе государство практически не знало крепостного права. Для крестьянина существовала реальная возможность сделать карьеру от простого стратио- та до стратига. Таким образом, в VIII веке византийское общество получило уникальный социальный опыт, какого не имело ни одно крупное христианс­кое государство средневековья.

Следствием преобразований были впечатляющие военные успехи импе­рии в борьбе с Арабским халифатом. В 717 году критическая военная ситуация отдала власть в руки Льва Исавра — стратига малоазийской фемы Анато- лика, ставшего императором Львом III, основоположником Исаврийской династии. Ему удалось одержать ряд побед над арабами и снять угрозу со столицы. В 726 году ведущий успеш­ную борьбу с арабами и потому люби­мый народом Лев Исавр, опираясь на широкие крестьянские массы, сделал официальной государственной поли­тикой иконоборчество, неортодоксаль­ную ветвь христианства, популярную в среде стратиотов. Идеологическая база иконоборчества давала ему осно­вания для изъятия части монастырс­ких сокровищ и ликвидации податных льгот монастырям. Полученные таким образом средства шли на закрепление военных успехов. Политика императо­ра естественно вызвала сопротивление церкви, находящей поддержку у остат­ков старой городской знати и город­ской бедноты, которую церковь под­кармливала на свои средства. Но пока императоры-иконоборцы одерживали победы, их позиции оставались доста­точно сильными. Преемник Льва III Константин V закрыл и превратил в казармы и мастерские мятежные мо­настыри. В 754 г. иконоборческий со­бор осудил иконопочитание, предал анафеме “древопочитателей” и “костепочитателей”.

Через некоторое время идея союза императорской власти и свободного крестьянства все же исчерпала себя. Власть имущие осознают, что широкие массы — слишком опасный, не всегда предсказуемый союзник и предпочи­тают консолидацию с представителя­ми старой знати. Стратиоты медленно разоряются и закрепощаются. Идеоло­гические разногласия представителей верхушки общества позабыты, на собо­ре 843 г. торжественно восстановлено иконопочитание, под него подведена философская база, разработана кон­цепция мистической связи иконы с прототипом. Страна вступила в новую эпоху.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Последующие два столетия вошли в историю под названием Македонское возрождение. Это — время интереса к античному наследию в светской культуре. Пережив период бесплотности в искусстве, византийцы вспомнили о своих греческих предках, создателях искусства реалистического, воспеваю­щего чувственную красоту мира. Име­на греческих богов снова звучат в устах византийцев, но теперь как аллегории искусств, ремесел и стихий, покрови­телями которых являются. С другой стороны, в религиозном искусстве фор­мируются каноны и символика право­славной иконы, в основных своих чер­тах сохранившиеся до наших дней.

В политическом плане именно в IX. X вв. сложилась та Византия, какой она осталась в представлении потомков. Образовалось то, что на­зывают классическими формами ви­зантийской раннефеодальной госу­дарственности. А именно: дробная организация государственного аппа­рата, основанная на иерархии долж­ностей, подкрепленная иерархией ти­тулов — почетных званий. Возникло 18 классов должностей, объединенных в пяти разрядах. Каждому разряду соответствовал определенный почет­ный титул, но титулы могли даваться и независимо от должности, были не обязательно связаны со службой. Но в целом византийская феодальная ие­рархия формировалась как иерархия государственных должностей и зва­ний и сохранила определенную связь с ней до конца существования импе­рии. Обладатель титула получал со­ответствующие этому титулу денеж­ные пожалования из императорской казны. Кроме того, титул можно было купить, и в этом случае покупатель получал как бы процент на вложен­ный капитал. Титулы и должности не были наследственными, но титулы — пожизненными.

Особого разговора заслуживает внешняя политика Византии IX. X веков. Она характеризуется активной дипломатической и миссионерской деятельностью, в ходе которой в сфе­ру влияния Восточной Римской им­перии попадают славянские народы. Происходит это в условиях жесткой конкурентной борьбы с западноевро­пейскими странами и структурами, в частности, с германской империей Каролингов. Повод для соперничест­ва серьезный. Смотря по результатам, одна из империй должна была полу­чить сильных союзников, другая — опасных соседей. В целом, восточные миссионеры действовали на этом поприще успешнее. Результатом их деятельности стало распространение христианства в Моравии, крещение Болгарского царства и, наконец, Ки­евской Руси. К слову сказать, именно византийские летописи этого пери­ода являются основным источником сколько-нибудь достоверных сведе­ний о становлении славянской госу­дарственности.

Следующий период византийской истории — Комниновский, назван­ный так по имени правящей импера­торской династии. Он вновь отмечен многочисленными внешнеполитичес­кими проблемами, которые, однако, решаются довольно успешно. Алексей Комнин, первый и наиболее извест­ный представитель династии, пришел к власти в 1081-ом году, когда взлет могущества Византии, наблюдавший­ся в Македонскую эпоху, уже сошел на нет. Империя вновь оказалась в коль­це врагов. С востока наступали тур- ки-сельджуки. Говорят, что в первые годы правления Алексей Комнин мог видеть их владения с балкона своего дворца. Проникшие в XI в. в Среди­земное море норманны закрепились в Южной Италии и Северной Греции. Имея великолепный флот и неумерен­ные аппетиты, они постоянно угро­жали Константинополю с Запада. На севере, на Балканах, поднимало голо­ву болгарское освободительное дви­жение, принявшее вид религиозной ереси — богомильства. И без того не­легкое положение усугублялось слож­ными отношениями с европейским Западом. За несколько десятилетий до начала Комниновской эпохи произо­шел официальный разрыв Восточной и Западной церквей, и набиравшие в Европе силу римские папы плели интриги против Восточно-Римской империи.

Европейцы часто обвиняли Алек­сея Комнина в коварстве и отсутствии рыцарских качеств. Тем не менее, ему удавалось одерживать победы не толь­ко на переговорах, но и на поле боя. К началу 90-х годов Алексей Комнин, умело играя на противоречиях сво­их врагов, отбил натиск сельджуков, норманнов и печенегов и подавил беспорядки внутри страны. Но толь­ко на пятнадцатый год своего прав­ления, ставший также годом Первого крестового похода, ему в полной мере пришлось использовать свой талант политика.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Только в XIII в., на девятом столе­тии своего существования, Византий­ское государство проявляет наконец признаки дряхления, неспособность овладеть политической ситуацией. Четвертый крестовый поход приво­дит к временному прекращению су­ществования империи, ее расколу на более мелкие государственные обра­зования. В популярных источниках историю этого похода обычно излага­ют следующим образом: направляясь в мусульманские страны, крестонос­цы встретили на своем пути богатый город Константинополь и, чтобы не ходить далеко за добычей, разграби­ли его. Хотя такое изложение вооб­ще правильно передает суть событий, внешне они были оформлены несколь­ко более прилично. Готовясь к походу, германские императоры потребовали от Византии, как от союзника, огром­ной денежной помощи. Император Алексей III был вынужден обложить все население дополнительным на­логом, но буря народного негодова­ния не позволила ему этот налог соб­рать. Устроители крестового похода оказались лишенными финансовой поддержки и были весьма недовольны своим союзником. Весной 1202 г. к ним явился сын Исаака Ангела, византий­ского императора, отстраненного от власти в 1195 г. Алексеем 111. Новый претендент на константинопольский трон обещал в случае своего воцарения выплатить участникам похода 200 тыс. марок серебром, в течение года содер­жать их флот и выступить в Палести­ну с 10 тыс. воинов, а также подчинить византийскую церковь римскому папе. Таким образом, пришедшие в 1203 г. в Византию крестоносцы могли счи­тать себя не чужеземными захватчи­ками, а союзниками законного импе­ратора против узурпатора. Но после воцарения Алексея IV выяснилось, что он не в состоянии выполнить взя­тые на себя обязательства, что новому императору никто не желает подчи­няться. В этих условиях крестоносцы решили прекратить игру в союзников и показать, кто на самом деле хозяин в стране. В марте 1204 г. было принято решение о разделе Византии. 12 — 13 апреля была разграблена столица. Восточная Римская империя на некоторое время перестала существовать. Право­славное патриаршество было заменено католическим. Константинополь стал столицей нового государства, которое назвали Латинской империей. Обширные византийские территории не вошли в состав Латинской империи, приобретя самостоятельность. На Балканах образовалась Никейская им­перия, постоянно угрожавшая существованию империи Латинской. В 1261 году войска никейского императора возьмут Константинополь, и Визан­тия будет восстановлена, но, теснимая со всех сторон, уже никогда не вернет себе ни прежнего могущества, ни прежних размеров. Тем не менее, жизнен­ного потенциала Византии хватит еще на два столетия. Окончательно она па­дет лишь в середине XV в. под ударами турков-османов.

Почему восточная римская империя просуществовала дольше чем западная

Подведем итоги. Восточная Рим­ская империя просуществовала 1148 лет. Все это время перед ней постоянно вставали нетривиальные внутриполитические, военные и дипломатические задачи, порой требующие коренного переустройства всей жизни империи. При этом Византия неизменно ос­тавалась наиболее могущественным и наиболее культурно и технически развитым государством всего хрис­тианского мира. Происходящие в ней события имели широкий резонанс в Западной Европе, странах ислама и среди славянских народов. На протя­жении всей истории Византии она не испытывала дефицита в талантливых неординарных лидерах. Даже в XV веке Византия не канула в небытие, не оставив по себе следов. Всем известно, что ее культурный потенциал в значи­тельной степени унаследовало Русское государство. Но имеет она и другую наследницу — могущественную Вене­цианскую торговую республику, одно из самых влиятельных государствен­ных образований вплоть до XVIII в. Нашедшие здесь прибежище жители захваченного врагами Константино­поля весьма способствовали ее раз­витию и процветанию. Так что, дай бог нашему с вами родному государс­тву такой мертворожденности, а нам с вами здорового любопытства, для изучения необыкновенно интересной, динамичной и поучительной истории Византии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *