почему в москве отменили qr коды для ресторанов
Московские власти отменили систему QR-кодов
С понедельника, 19 июля, в Москве отменяется система QR-кодов, объявил мэр Москвы Сергей Собянин в эфире телеканала «Россия 24». Это решение мэрия приняла совместно с правительством, рассказали РБК два источника, близких к московским властям. Собянин 16 июля обсудил его с премьер-министром Михаилом Мишустиным, рассказали собеседники РБК.
Система QR-кодов выполнила свою задачу и будет отменена в связи с тем, что большая часть московских компаний сумела вакцинировать 60% сотрудников. Всего за последний месяц более двух миллионов человек сделали прививку от COVID-19, сообщил в обращении Собянин. По его словам, задача по стимулированию вакцинации была выполнена благодаря московским рестораторам.
Cобеседник РБК в мэрии допустил, что снятие ограничений связано и с проблемами «задыхающегося» ресторанного бизнеса. «Кафе было плохо, многие плохо пережили еще локдаун, а это все (введение QR-кодов. — РБК) их вообще убивало, так что не в последнюю очередь систему решили отменить из жалости и понимания», — уточнил он.
Вслед за столицей об отмене QR-кодов в кафе с 19 июля заявили и власти Подмосковья.
Система QR-кодов была введена в Москве в конце июня. С 28 июня без них невозможно было попасть в заведения общепита (кроме летних веранд) и на массовые мероприятия численностью более 500 человек. Ограничение было введено для людей старше 18 лет, несовершеннолетние могли посещать кафе и мероприятия в сопровождении взрослых.
Продажи в московских ресторанах и кафе после этого упали вдвое, писал РБК на основе подсчетов аналитического ресурса «Чек Индекс» «Платформы ОФД».
Позже QR-коды начали проверять и на входе в некоторые музеи — в Музее космонавтики, в музее-заповеднике «Царицыно» и музее-усадьбе «Кусково». Минкультуры также рекомендовало ввести такую систему своим подведомственным учреждениям в Москве, включая федеральные театры и кинотеатры.
Основанием для получения QR-кода были сертификат о вакцинации, сведения о перенесенном за последние полгода заболевании коронавирусом, если человек болел «официально» и попал в государственный регистр, либо «чистый» ПЦР-тест.
Ранее глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк в разговоре с журналистами допустил, что система QR-кодов может быть расширена и на другие отрасли. Источник РБК утверждал, что проверка кодов может начаться и в общественном транспорте (такая мера обсуждалась и властями Подмосковья).
После введения системы QR-кодов, а также обязательной вакцинации для работников ряда отраслей ее темпы в столице действительно выросли. К 7 июля Москва впервые с весны, по подсчетам РБК, попала в пятерку регионов с наибольшим процентом вакцинированных жителей.
16 июля в России в очередной раз был установлен рекорд по смертности от COVID-19: умерли 799 человек. Число зараженных за сутки по стране составило 25,7 тыс. человек, в Москве — 5382 заболевших. Помимо Москвы QR-коды ввели и в Подмосковье, Волгоградской области и Якутии. В Московской области QR-коды были нужны даже для посещения веранд кафе, а также зоопарков и детских игровых комнат. Также без кода нельзя было останавливаться в гостиницах больше чем на трое суток, а в такси принимать заказы на перевозку могли только привитые водители.
С QR-кодами возникали проблемы: так, военнослужащие и сотрудники спецслужб жаловались на невозможность получить коды из-за предусмотренных законом ограничений на передачу персональных данных.
Более 30 регионов ввели обязательную вакцинацию для сотрудников, занятых в определенных сферах деятельности. В Бурятии в течение двух недель действовал локдаун, затем его сняли, но часть ограничений осталась. В Туве, помимо прочего, решили остановить движение общественного транспорта по выходным дням.
Как отреагировал бизнес
«Мы рады, что мэр нас услышал», — заявила основатель сети «АндерСон» и бизнес-омбудсмен по малому и среднему предпринимательству Анастасия Татулова. По ее словам, отмена требований о QR-кодах последовала после состоявшейся в четверг, 15 июля, встречи рестораторов с представителями мэрии, на которой она рассказала о тяжелой ситуации и попросила «закончить ограничения».
«Мы говорили о том, что за последние две недели закрылось почти 200 ресторанов, а за весь прошлый пандемийный год — 220. За две с половиной недели мы потеряли почти столько же заведений, как за весь предыдущий год, тяжелейший для индустрии», — говорит Татулова. Бизнес-омбудсмен надеется, что примеру Москвы последуют и власти остальных регионов — по ее мнению, в отличие от обязательной вакцинации QR-коды не оказали существенное влияние на принятие людьми решений о прививке.
Представитель группы «Шоколадница» заявил РБК, что надеется, что восстановление потока посетителей произойдет «за пару недель, так как гости скучают по атмосфере кофеен, летним встречам с друзьями и с радостью вернутся в стены любимых кофеен и ресторанов». У компании привиты 76% сотрудников, указывает собеседник РБК. По словам представителя сети, дополнительных затрат на закупку оборудования для QR-кодов не было — считывать коды можно было обычными смартфонами.
Результаты первых дней работы общепита после введения QR-кодов бизнес оценивал как «удручающие»: «Гостей с веранд смыло ливнем, а в залы ресторанов почти никто не пришел». «В итоге мы имеем падение выручки в заведениях с верандами на 50%, в ресторанах без веранд — до 95%», — говорил РБК управляющий партнер и гендиректор Ginza Project Moscow Максим Ползиков.
Основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба» и уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса в Москве Сергей Миронов тогда говорил, что загрузка и выручка у заведений снизились в среднем на 80%. Рестораны рассчитывали, что к ним пойдут 15–16% привитых жителей Москвы, но они не пришли — люди часто ходят в ресторан посидеть компанией, и, если хотя бы у одного человека из компании не будет QR-кода, «вся компания идет домой», пояснял Миронов.
В первые дни после введения QR-кодов выручка московских заведений общепита упала примерно на 20%, следовало из данных налоговой службы о движении денежных средств через кассы, переданных РБК вице-мэром Москвы Владимиром Ефимовым. Похожие данные давал проект «Тинькофф КоронаИндекс»: оборот в сфере общепита Москвы в первый день начала ограничений, 28 июня, упал лишь на 19% по сравнению с предыдущим понедельником (21 июня), при этом средний чек снизился только на 40 руб.
Различие в статистике Миронов объяснял тем, что мэрия видит «среднюю температуру по больнице», сравнивая неделю, начавшуюся с 28 июля, с предыдущей, когда уже не работали рестораны на фуд-кортах и выручка отрасли была ниже, чем несколько недель назад. Но картина у предприятий разная: например, «очень хорошо» работают столовые внутри предприятий, в которые пришли сотрудники предприятий, потому что для их посещения не требовался QR-код, в плюсе были те, кто торгуют навынос пиццей, суши и бургерами, и рестораны с большими летними верандами. Но у ресторанов без веранды, «как правило, все очень плохо», указывал Миронов.
Пик для столичного общепита приходится не на летние месяцы, а на декабрь, следует из данных управления Росстата по Москве и Московской области. До пандемии, в декабре 2019 года, оборот кафе, ресторанов и других заведений общепита превысил 19,7 млрд руб. В июне и июле 2019-го оборот составил 16,3 млрд и 17 млрд руб. соответственно. В июне 2020-го, когда летние веранды кафе смогли возобновить работу только в середине месяца и ближе к его концу посетителей разрешили пускать внутрь заведений, оборот московского общепита упал, по данным Росстата, до 9,5 млрд руб. В июле 2020-го, когда все ограничения были уже сняты, оборот вырос до 15,1 млрд руб.
Почему было принято такое решение
Отмена QR-кодов — в первую очередь предвыборное решение, считает политолог Александр Пожалов. По его словам, социология последних недель показывала высокое раздражение обязательной вакцинацией и другими инициативами чиновников по борьбе с коронавирусом.
Сейчас власть должна была перейти к массовым штрафам для бизнеса и закрытию точек, отмечает Пожалов. 15 июля истек срок, до которого руководители организаций и индивидуальные предприниматели обязаны были обеспечить проведение вакцинации первым компонентом 60% сотрудников. Но, по мнению политолога, жесткие меры перед выборами невозможны по политическим причинам. При этом Пожалов считает, что непоследовательность решений может осложнить дальнейшую работу с общественным мнением в рамках кампании за массовую вакцинацию и ревакцинацию.
Возвращение ограничений из-за COVID. Что происходит в Москве
Какая ситуация с заболеваемостью в Москве
В Москве, согласно данным на 12 октября, количество зараженных COVID-19 за сутки достигло 4699 человек, за три дня до этого заболевших было 6 тыс. Днем ранее московский оперштаб по борьбе с коронавирусом сообщал, что число госпитализаций за последние две недели выросло вдвое, а заболеваемость — в полтора раза. Такой уровень распространения коронавируса в столице наблюдался в последний раз в июле.
В России за последние сутки от COVID умерли 973 человека (в Москве — 70), и это новый рекорд с начала пандемии. Предыдущий был установлен три дня назад, 9 октября, тогда скончались 968 человек. Количество зараженных за сутки по России достигло 28,1 тыс. человек, такого пика заболеваемость достигала только зимой. Последний раз власти Москвы сообщали о количестве привитых 5 октября, на тот момент их число составило 5 млн человек.
Какие в Москве действуют ограничения
С 5 марта 2020 года в столице введен режим повышенной готовности из-за ситуации с коронавирусом. Так, работодатели обязаны измерять температуру работников и отстранять от работы тех, у кого она повышена. При появлении признаков ОРВИ горожане обязаны сразу же обращаться за медицинской помощью.
В Москве действуют и другие ограничения. Так, в столице введен запрет на проведение массовых мероприятий, а в магазинах, транспорте и других общественных местах необходимо носить маски. Требование о переводе 30% сотрудников на удаленную работу отменено, но работодателям рекомендуется сохранять дистанционный режим работы, если это возможно без ущерба для деятельности компании.
Как власти отслеживают заболеваемость
В начале октября мэр Москвы Сергей Собянин обещал в течение одной-двух недель развернуть в столице масштабную систему экспресс-тестирования на COVID-19. «Экспресс-тесты сами по себе не новы и сегодня являются вполне эффективной мерой для выявления ковидных больных, — объяснял мэр. — Мы начали внедрять [экспресс-тесты] в местах массового пребывания людей, в МФЦ, торговых центрах. Через неделю, через две разовьем эту систему до масштабной». Он отмечал, что власти будут искать пути, как внедрить экспресс-тесты в школах, в первую очередь там, где наблюдается рост заболеваемости.
Обсуждают ли новые ограничения
В московской мэрии обсуждается возможность возвращения QR-кодов для посещения ресторанов, рассказал РБК собеседник, близкий к мэрии. QR-коды могут вернуть, если заболеваемость в столице достигнет 6–7 тыс. в день, уточнил источник РБК, однако «конкретных дат пока нет». Другой собеседник РБК в мэрии называл достаточной причиной для введения ограничений показатель в 7–9 тыс. заболевших в день.
Ранее в интервью РБК мэр Москвы Сергей Собянин утверждал, что для столичных властей сигналом для введения новых мер становится заполняемость «ковидных» коек. «Для лечения заболевших мы мобилизовали примерно 23 тыс. коек, — пояснял он. — Если они заполняются на 2/3 — это сигнал, что нужно принимать ограничительные меры». Собянин также отмечал, что введение QR-кодов для посещения ресторанов на неделю заметно улучшило ситуацию с коронавирусом в столице.
Какие меры могут ввести
Первыми претендентами на введение ограничений работы могут стать представители московской ресторанной отрасли. По данным совладельца Hurma Group of Companies Дмитрия Левицкого, в среду, 13 октября, руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк проведет совещание с представителями столичных ночных заведений.
Немерюк подтвердил запланированную встречу с представителями бизнеса. Основной темой для обсуждения станет несоблюдение заведениями требований Роспотребнадзора по мерам предупреждения распространения коронавируса. «Бизнес себя совершенно некорректно ведет, мы раньше жестко не наказывали, но значит, будем действовать жестче — в том числе закрывать на 90 суток», — предупредил он.
«Обычно с ночной сферы [введение ограничений] и начинают, но завтрашний разговор, скорее всего, будет о том, как будут ужесточаться проверки соблюдения антиковидных мер, в частности контроль температуры. Пока ничего другого мы от этой встречи не ждем, власти действуют по ситуации, а пока цифры заболеваемости еще в рамках», — говорит Левицкий.
Ресторатор рассказал, что по отзывам представителей бизнеса из регионов, в которых из-за роста заболеваемости уже введены QR-коды для посещения общественных мест и массовых мероприятий, падение выручки сразу доходит до 90%.
Минувшим летом в Москве уже вводились ограничения на работу ресторанов, кафе, баров и других заведений общепита. С 13 июня начал действовать запрет на работу заведений в ночное время, а также была запрещена работа фуд-кортов в торговых центрах. А с 28 июня посещать рестораны, кафе и другие заведения общепита в Москве можно было только при наличии QR-кода, подтверждающего иммунитет от COVID-19.
Ограничения действовали три недели, а затем московские власти объявили, что система QR-кодов выполнила свою задачу и будет отменена, так как большая часть московских компаний сумела вакцинировать 60% сотрудников. В разных сегментах общепита влияние ограничений отразилось неравномерно, рестораторы приводили данные о самых больших потерях у баров и ресторанов без веранд, где снижение выручки доходило до 80–100%, в заведениях фастфуда в стрит-ретейле она не упала, а выросла на 10–20%, притом что доходы фастфуда в торговых центрах упали на 90%, а выручка у ресторанов с верандами упала на 20–30%. При этом, исходя из данных Росстата, оборот московского общепита в июле оказался даже выше сопоставимого месяца не только в 2020 году, но и в доковидном 2019 году.
Московские рестораторы в текущий момент уже обсуждают возвращение к QR-кодам, наиболее комфортным они считают введение кодов на вход после 23 часов. Бизнес также готов на увеличение планки по доле вакцинированных сотрудников с текущих 60 до 80%, однако любые ограничения должны вступать в силу с уведомлением по меньшей мере за неделю, чтобы бизнес не понес убытки от предоплаченных заказов, списаний продуктов и прочего, считает бизнес-омбудсмен по малому и среднему предпринимательству Анастасия Татулова.
Как система QR-кодов работала в Москве и почему ее отменили
В Благовещенске с 18 октября в ресторанах, барах и кафе планируют ввести пропускную систему. С 1 ноября новая мера распространится также на все спортивные клубы, фитнес-центры, кинотеатры, театры, музеи, библиотеки и других объекты массового скопления людей. Amur.life выяснил, как это работало, и почему их отменили.
Система QR-кодов работала в Москве всего три недели: с 28 июня по 19 июля. За три дня до запуска московская администрация запустила портал, куда можно было обратиться за получением QR-кода. Также код можно было получить на портале gosuslugi.ru, в мобильном приложении «Госуслуги. Стоп коронавирус», их в поликлиниках распечатывали на бумаге специальные инфоматы или выдавали в регистратуре, сообщает РБК.
Полученный QR-код рекомендовали сохранить в памяти смартфона или распечатать. На нем также указан срок действия (для вакцинированных он действителен год, для переболевших — 180 дней, для сдавших ПЦР-тест — 72 часа). Коды появляются в госуслугах автоматически после второго этапа вакцинации, а также на следующий день после выздоровления.
Без QR-кода нельзя было попасть во внутренние помещения заведений общепита и на массовые мероприятия численностью более 500 человек. Рестораны и кафе в этом случае обходились летними верандами, потом и к ним применили пропускную систему. Код не был нужен для посещения гостиничных ресторанов, если туда нет доступа никому, кроме постояльцев, а также офисных и студенческих столовых. Этой лазейкой пользовались многие командировочные. Было время, когда бумажные справки от врачей и поликлиник вместо QR-кодов не принимались. На работу по QR-кодам в Москве думали перевести магазины и общественный транспорт, заявляла столичная мэрия. Москву некоторые тогда назвали «электронным лагерем имени Собянина».
Отдельных условий и рекомендаций по получению QR-кода для тех, у кого есть противопоказания к прививке, власти Москвы не обозначили, поэтому доступ куда-либо для них был вообще закрыт. Действие кода приостанавливалось, если человек заболевал коронавирусом после его получения.
Введение QR-кодов вызвало возмущение жителей Москвы, из-за этого бизнес и сфера обслуживания, культуры оказалась почти парализована. По словам вице-президента Федерации рестораторов и отельеров России, омбудсмена в сфере ресторанного бизнеса Москвы, владельца сети ресторанов «Мясо&Рыба» Сергея Миронова, выручка и посещаемость ресторанов и кафе в связи с введением системы QR-кодов снизились на 80%. Опыт продлился три недели, после чего мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что заболеваемость снизилась и пропускную систему отменили, сообщал «Интерфакс».
В настоящее время коды для посещения общественных мест уже введены более чем в десятке регионов. Среди них — Курганская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Курская, Ульяновская и Свердловская области, а также Пермский край и Башкортостан. 9 октября QR-коды вводятся в Калининградской области, а с 10 октября — в Чувашии.
QR сделал свое дело, QR может уйти
С понедельника, 19 июля, в Москве отменяется система QR-кодов, объявил мэр Москвы Сергей Собянин в эфире телеканала «Россия 24». Это решение мэрия приняла совместно с правительством, рассказали РБК два источника, близких к московским властям. Собянин 16 июля обсудил его с премьер-министром Михаилом Мишустиным, рассказали собеседники РБК.
Система QR-кодов выполнила свою задачу и будет отменена в связи с тем, что большая часть московских компаний сумела вакцинировать 60% сотрудников. Всего за последний месяц более двух миллионов человек сделали прививку от COVID-19, сообщил в обращении Собянин. По его словам, задача по стимулированию вакцинации была выполнена благодаря московским рестораторам.
Cобеседник РБК в мэрии допустил, что снятие ограничений связано и с проблемами «задыхающегося» ресторанного бизнеса. «Кафе было плохо, многие плохо пережили еще локдаун, а это все (введение QR-кодов. — РБК) их вообще убивало, так что не в последнюю очередь систему решили отменить из жалости и понимания», — уточнил он.
Вслед за столицей об отмене QR-кодов в кафе с 19 июля заявили и власти Подмосковья.
Система QR-кодов была введена в Москве в конце июня. С 28 июня без них невозможно было попасть в заведения общепита (кроме летних веранд) и на массовые мероприятия численностью более 500 человек. Ограничение было введено для людей старше 18 лет, несовершеннолетние могли посещать кафе и мероприятия в сопровождении взрослых.
Продажи в московских ресторанах и кафе после этого упали вдвое, писал РБК на основе подсчетов аналитического ресурса «Чек Индекс» «Платформы ОФД».
Позже QR-коды начали проверять и на входе в некоторые музеи — в Музее космонавтики, в музее-заповеднике «Царицыно» и музее-усадьбе «Кусково». Минкультуры также рекомендовало ввести такую систему своим подведомственным учреждениям в Москве, включая федеральные театры и кинотеатры.
Основанием для получения QR-кода были сертификат о вакцинации, сведения о перенесенном за последние полгода заболевании коронавирусом, если человек болел «официально» и попал в государственный регистр, либо «чистый» ПЦР-тест.
Ранее глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк в разговоре с журналистами допустил, что система QR-кодов может быть расширена и на другие отрасли. Источник РБК утверждал, что проверка кодов может начаться и в общественном транспорте (такая мера обсуждалась и властями Подмосковья).
Блок видео рекомендаций
После введения системы QR-кодов, а также обязательной вакцинации для работников ряда отраслей ее темпы в столице действительно выросли. К 7 июля Москва впервые с весны, по подсчетам РБК, попала в пятерку регионов с наибольшим процентом вакцинированных жителей.
16 июля в России в очередной раз был установлен рекорд по смертности от COVID-19: умерли 799 человек. Число зараженных за сутки по стране составило 25,7 тыс. человек, в Москве — 5382 заболевших. Помимо Москвы QR-коды ввели и в Подмосковье, Волгоградской области и Якутии. В Московской области QR-коды были нужны даже для посещения веранд кафе, а также зоопарков и детских игровых комнат. Также без кода нельзя было останавливаться в гостиницах больше чем на трое суток, а в такси принимать заказы на перевозку могли только привитые водители.
С QR-кодами возникали проблемы: так, военнослужащие и сотрудники спецслужб жаловались на невозможность получить коды из-за предусмотренных законом ограничений на передачу персональных данных.
Более 30 регионов ввели обязательную вакцинацию для сотрудников, занятых в определенных сферах деятельности. В Бурятии в течение двух недель действовал локдаун, затем его сняли, но часть ограничений осталась. В Туве, помимо прочего, решили остановить движение общественного транспорта по выходным дням.
Как отреагировал бизнес
«Мы рады, что мэр нас услышал», — заявила основатель сети «АндерСон» и бизнес-омбудсмен по малому и среднему предпринимательству Анастасия Татулова. По ее словам, отмена требований о QR-кодах последовала после состоявшейся в четверг, 15 июля, встречи рестораторов с представителями мэрии, на которой она рассказала о тяжелой ситуации и попросила «закончить ограничения».
«Мы говорили о том, что за последние две недели закрылось почти 200 ресторанов, а за весь прошлый пандемийный год — 220. За две с половиной недели мы потеряли почти столько же заведений, как за весь предыдущий год, тяжелейший для индустрии», — говорит Татулова. Бизнес-омбудсмен надеется, что примеру Москвы последуют и власти остальных регионов — по ее мнению, в отличие от обязательной вакцинации QR-коды не оказали существенное влияние на принятие людьми решений о прививке.
Представитель группы «Шоколадница» заявил РБК, что надеется, что восстановление потока посетителей произойдет «за пару недель, так как гости скучают по атмосфере кофеен, летним встречам с друзьями и с радостью вернутся в стены любимых кофеен и ресторанов». У компании привиты 76% сотрудников, указывает собеседник РБК. По словам представителя сети, дополнительных затрат на закупку оборудования для QR-кодов не было — считывать коды можно было обычными смартфонами.
Результаты первых дней работы общепита после введения QR-кодов бизнес оценивал как «удручающие»: «Гостей с веранд смыло ливнем, а в залы ресторанов почти никто не пришел». «В итоге мы имеем падение выручки в заведениях с верандами на 50%, в ресторанах без веранд — до 95%», — говорил РБК управляющий партнер и гендиректор Ginza Project Moscow Максим Ползиков.
Основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба» и уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса в Москве Сергей Миронов тогда говорил, что загрузка и выручка у заведений снизились в среднем на 80%. Рестораны рассчитывали, что к ним пойдут 15–16% привитых жителей Москвы, но они не пришли — люди часто ходят в ресторан посидеть компанией, и, если хотя бы у одного человека из компании не будет QR-кода, «вся компания идет домой», пояснял Миронов.
В первые дни после введения QR-кодов выручка московских заведений общепита упала примерно на 20%, следовало из данных налоговой службы о движении денежных средств через кассы, переданных РБК вице-мэром Москвы Владимиром Ефимовым. Похожие данные давал проект «Тинькофф КоронаИндекс»: оборот в сфере общепита Москвы в первый день начала ограничений, 28 июня, упал лишь на 19% по сравнению с предыдущим понедельником (21 июня), при этом средний чек снизился только на 40 руб.
Различие в статистике Миронов объяснял тем, что мэрия видит «среднюю температуру по больнице», сравнивая неделю, начавшуюся с 28 июля, с предыдущей, когда уже не работали рестораны на фуд-кортах и выручка отрасли была ниже, чем несколько недель назад. Но картина у предприятий разная: например, «очень хорошо» работают столовые внутри предприятий, в которые пришли сотрудники предприятий, потому что для их посещения не требовался QR-код, в плюсе были те, кто торгуют навынос пиццей, суши и бургерами, и рестораны с большими летними верандами. Но у ресторанов без веранды, «как правило, все очень плохо», указывал Миронов.
Пик для столичного общепита приходится не на летние месяцы, а на декабрь, следует из данных управления Росстата по Москве и Московской области. До пандемии, в декабре 2019 года, оборот кафе, ресторанов и других заведений общепита превысил 19,7 млрд руб. В июне и июле 2019-го оборот составил 16,3 млрд и 17 млрд руб. соответственно. В июне 2020-го, когда летние веранды кафе смогли возобновить работу только в середине месяца и ближе к его концу посетителей разрешили пускать внутрь заведений, оборот московского общепита упал, по данным Росстата, до 9,5 млрд руб. В июле 2020-го, когда все ограничения были уже сняты, оборот вырос до 15,1 млрд руб.
Почему было принято такое решение
Отмена QR-кодов — в первую очередь предвыборное решение, считает политолог Александр Пожалов. По его словам, социология последних недель показывала высокое раздражение обязательной вакцинацией и другими инициативами чиновников по борьбе с коронавирусом.
Сейчас власть должна была перейти к массовым штрафам для бизнеса и закрытию точек, отмечает Пожалов. 15 июля истек срок, до которого руководители организаций и индивидуальные предприниматели обязаны были обеспечить проведение вакцинации первым компонентом 60% сотрудников. Но, по мнению политолога, жесткие меры перед выборами невозможны по политическим причинам. При этом Пожалов считает, что непоследовательность решений может осложнить дальнейшую работу с общественным мнением в рамках кампании за массовую вакцинацию и ревакцинацию.