Почему в казахстане дешевый бензин чем в россии
Российский бензин в Казахстане стоит дешевле чем в России: почему так?
Российские владельцы авто, проживающие на граничащих с Казахстаном территориях, ездят в соседнее государство, чтобы сэкономить. Дело в том, что там цена на бензин почти на 50 процентов ниже, чем в РФ.
В СМИ начали активно обсуждать данную ситуацию, ведь поражает не столько то, что в Казахстане топливо дешевле, сколько тот факт, что оно идентично российскому. То есть в стране производства цены выше, чем в государстве, получающем бензин благодаря импорту.
В Казахстане бензин дешевле чем России почти в 2 раза
Для наглядности: в Казахстане за литр 92 бензина нужно отдать 26-27 рублей, в то время как на территории России средняя цена колеблется в районе 40 рублей. Соответственно, наши автомобилисты переплачивают.
Это далеко не первый случай столкновения с подобной проблемой. В марте этого года паблик о жизни в Барнауле опубликовал видео на эту тему. Телеграм-канал «Усы Пескова» тоже выкладывал ролик с похожим содержанием. В нём житель Оренбургской области рассказывает о своём опыте заправки в Казахстане и испытанном шоке от цен и информации о том, что это российский бензин.
Мужчина находился на АЗС Qazaq Gaz в Актобе, расположенной вблизи российской границы. Аналогичные низкие цены на бензин можно увидеть на казахстанских АЗС российской компании «Газпромнефть». Один из автовладельцев Екатеринбурга, практикующий заправку в соседнем государстве, сообщает, что данная сеть предлагает 95 бензин в районе 28 рублей. Примечателен тот факт, что на АЗС в Екатеринбурге на сегодняшний момент бензин АИ-95 стоит в среднем 45 рублей, а АИ-92 – 42 рубля.
Что говорят эксперты. Почему Российский бензин в Казахстане стоит дешевле чем в России
Для более глубокого понимания проблемы следует обратиться к мнению аналитиков. Эксперты указывают, что в теории наличие равных затрат на переработку и дистрибуцию одинакового по цене сырья не могут подвергаться сомнению. Но тогда почему имеет место такой значительный ценовой разрыв?
Данный вопрос действительно заботит как простых обывателей, так и профессиональных аналитиков. Один из них, Андрей Нальгин, уже высказывал свою точку зрения. В «Живом журнале» он описал ситуацию, о которой уже говорилось выше. Это история екатеринбургского водителя.
Нальгин не понимает в чём же дело и из-за чего существует разрыв в ценах, ведь по логике, продукт производимый на территории государства должен быть дешевле всего именно для его жителей, а не для иностранцев, которым этот продукт ещё необходимо доставить, то есть затратить определенную сумму на транспортировку и таможенные услуги. Однако цены отличаются в полтора раза.
Со слов аналитика, такая ситуация может быть обусловлена двумя факторами. Во-первых, в России большой процент с выручки АЗС забирает себе бюджет. И, во-вторых, российская нефтяная отрасль сплошь суверенна и вертикально интегрирована. У казахов нет этой монополизации, а на рынке свободно работают иностранцы. В том числе — из России. В дополнение к своим суждениям Нальгин преподнёс информацию о том, что входит в стоимость одного литра бензина в РФ, графическим способом.
Цены на бензин в России и Казахстане 2021 — почему такая разница?
Россия – топливная держава, и логично ожидать низких цен на бензин. Но в реальности в соседней стране популярная отечественная марка A-95 стоит дешевле, чем в РФ. По этому поводу негодуют автомобилисты России.
Сравнение цен на бензин в Казахстане и России сегодня
в РФ цены на автомобильное топливо растут регулярно. Такая тенденция объясняется множеством факторов: размер акцизов и стоимости за баррель, и все выглядит достаточно логично. Но все доводы Правительства разбиваются о ценники на заправках Казахстана. У соседа, который платит экспортную пошлину, бензин стоит дешевле, чем в стране производителя.
Парадокс, но цены на российский бензин на территории Казахстана, как минимум, в 1,5 раза дешевле, чем в самой Российской Федерации. Как результат, жители Оренбурга и прочих приграничных зон стараются заправлять свой транспорт в казахском Павлограде и других городах соседней республики с ее более приемлемыми ценами на топливо
Сегодня в РК на «дочерних» заправках Газпромнефти А-92 обойдется в 153, 36 тенге, А-95 – в 177,19. В рублях это 26, 49 и 30,65 соответственно. Разница между стоимостью в России очевидна. В стране производителя за А-92 висит ценник 46,4 рубля при продажах в розницу. Любители более качественного топлива платят 50,99 рублей.
Еще немного и российские автомобилисты будут отдавать вдвое больше тех, кто покупает топливо в Казахстане.
Подобная разница в стоимости привела к массовому вывозу дешевого бензина из РК. Но в 2019 году лавочка закрылась путем введения ограничений по литражу. Теперь на одного человека, пересекающего границу, допускается только 20 л топлива. Разницу придется оставить в Казахстане.
Цены на бензин в РК считаются одними из самых низких в мире. Стоимость одного литра в республике колеблется в пределах 40 центов, когда в мире она достигает доллара.
Почему российский бензин в Казахстане такой дешевый – объяснения экспертов
На стоимость топлива влияет множество факторов, некоторые из которых формируются исключительно внутри страны. Если регулировать стоимость нефти достаточно сложно на государственном уровне, то акциз устанавливается Правительством.
И здесь большая разница между Россией и Казахстаном. В РФ акциз делится на классы, тогда как в Казахстане ставка формируется без классового деления.
Но роль в ценообразовании сыграл не только акциз. РК использует модернизированные технологии переработки нефти, что существенно снижает себестоимость топлива. На конечную стоимость влияют и налоги, которые вынуждены платить нефтедобывающие компании и заправки.
В России они существенно выше. При этом в РК нет монополиста и конкуренция на рынке также помогает сдерживать рост цен на бензин и дизель.
АЗС не выгодно торговать в минус, и затраты на налоги и доставку топлива уже закладываются в стоимость последнего. За это, как всегда, вынуждены платить рядовые граждане России. Снижение налогов – один из ключевых способов стабилизировать цены и сделать бензин доступнее.
Но такой шаг приведет к разладу микроэкономики, последствия ощутят на себе все россияне. Налоги от продажи бензина стабильно пополняют государственный бюджет крупными суммами, которые идут на решение других внутригосударственных проблем.
Однако цены на топливо растут настолько стремительно, что езда на личном автомобиле стала затратной даже для жителей столицы. Если такая тенденция сохранится, личный транспорт вновь станет роскошью, а не удобным средством передвижения.
Все обвинения по поводу более высоких цен на топливо в России, нежели в соседней Республике, строятся на том, что в Казахстане реализуется отечественный продукт. Но с 2019 года утверждение потеряло смысл. Благодаря современным технологиям, которые используются для переработки нефти, в РК количество импортного бензина снизилось до нуля.
Сегодня Казахстан не только покрывает рыночную потребность собственным топливом, но и экспортирует излишки.
При этом РК не останавливается на достигнутом и продолжает наращивать потенциал ежемесячно. Средний процент прироста количества топлива – 12. Но даже до модернизации производства соседняя держава закупала у России только 30% от всей массы топлива, реализуемой в стране. Остальные 70% производились внутри Республики.
Несмотря на то, что Россия входит в тройку лидеров по добыче нефти и ее производных – потребительский спрос на бензин внутри страны также достаточно высок. Это также учитывается при формировании ценовой политики. Чем выше спрос – тем больше цифру можно нарисовать на табло. К тому же российским нефтетрейдерам выгоднее торговать на международном рынке.
Там цены растут быстрее, нежели внутри страны. Смена направления приводят к дефициту бензина в России. Последние годы волновое стремление продавать за границу среди нефтетрейдеров случается чаще. И даже демпферный механизм, действующий в стране, не всегда помогает сбалансировать объемы поставок.
Цена на заправках в РК никак не зависят от Российской Федерации. Цены на рынке держатся на одном уровне, по большей части, из-за тех самых излишков. С этим мнением согласен и Нурлан Жумагулов, ГД Союза нефтесервисных компаний Казахстана.
Добиться излишков удалось благодаря законодательству, которое обязует все нефтедобывающие компании РК поставлять топливо на внутренний рынок. Даже если компания является иностранной, для реализации в стране они обязаны следовать букве закона.
Как бы там ни было, но вопросы ценообразования на топливо в бывшей союзной республике Казахстан никак не зависят от Российской Федерации. Решающую роль здесь играют объемы горючего, а точнее, его излишки, которые и задают текущие тенденции
Прогнозы цен на бензин в России на второе полугодие 2021 года
Рост ценника на бензин – одна из проблем страны, которая непосредственно затрагивает большинство жителей. Каждая новость об очередном повышении встречается шквалом негатива со стороны автомобилистов. Они и без того вынуждены закладывать в месячный бюджет приличную сумму на «питание» для машины.
В первом полугодии 2021 года ценник на топливо вырос в очередной раз. Средняя стоимость изменилась на 4,3%, при инфляции в 3,77 %. Тенденция роста закрепится до конца года, но цифры будут изменяться в умеренном темпе. Государству удалось немного стабилизировать ситуацию, приблизившись к постепенному росту, который лишь немного выше инфляции.
С 1 мая 2021 года в стране был запущен новый демпферный механизм, который должен сделать поставки внутри страны выгоднее, нежели за рубеж, даже при большой разницу в цене. Были увеличены выплаты заводам по переработке нефти, которые продолжат торговать внутри страны даже при высоких ценах на топливную жидкость за границей.
Уже в июне новая формула дала свои результаты. Запас бензина в стране вырос в несколько раз, что помогает удерживать цифры на АЗС на приемлемом уровне. Если обновленный механизм продолжит показывать такие результаты, темпы роста стоимости горючего замедлятся как минимум до конца года.
Дефицит исчезнет, так как бесконтрольный экспорт топлива завершится, а значит оптовые цены на внутреннем рынке стабилизируются.
Дополнительные затраты снимутся с плеч обычного потребителя. АЗС смогут зарабатывать без многочисленных наценок на сырье, чтобы выйти в плюс после заправочной деятельности исключительно в пределах РФ.
Несмотря на положительные прогнозы, есть и другой фактор, влияющий на ценообразование. Резкий скачок курса рубля в сторону снижения приведет к очередному повышению цен.
Цены на горючее формируются исходя из многочисленных факторов, и предугадать тенденцию каждого из них достаточно сложно. Но акциз и налоги, установленные внутри государства, играют не последнюю роль в выборе цифр на табло АЗС. Силу их влияния можно увидеть по разнице в стоимости бензина в РФ и Казахстане.
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Бензин в Казахстане. Почему он дешевый и чей он, казахский или российский? Даем полный расклад.
Одна из любимых тем в российских социальных сетях – ценовая разница на целые категории продуктов в Казахстане и России.
Россияне неизменно отмечая высокое качество казахстанской продукции, одновременно подмечают и ее более низкую цену по сравнению с российскими аналогами.
При этом любимая тема многих российских блогеров – казахстанский бензин и цена на него.
Россияне искренне полагают, что в Казахстане продается российский бензин, но по ценам ниже российских. Что служит основанием для гневных комментариев в адрес российского правительства и президента.
Однако насколько подобные утверждения соответствуют истине.
Даем полный расклад. Так, если до 2018 года доля российского бензина в общем объеме ГСМ в Казахстане составляла третью часть, то уже с завершившейся модернизацией трех казахстанских НПЗ, длившейся несколько лет, ситуация в 2019 году в республике кардинальным образом изменилась. И теперь казахстанцам не только хватает собственного бензина, но и появились излишки.
По данным информационного ресурса FinReview.Info,
в 2018 году после завершения модернизации крупнейших в стране нефтеперерабатывающих заводов казахстанским производителям впервые за долгое время удалось удовлетворить потребности внутреннего рынка с избытком. По данным «КазМунайГаз», три казахстанских НПЗ способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит возникнет не ранее 2032 года. Производство бензина после модернизации НПЗ выросло на 84%, дизеля — на 36%. Авиатоплива, в свою очередь, производят в три раза больше.
В Казахстане производство бензина, в том числе авиационного ежемесячно увеличивается в среднем на 12%. За десять месяцев 2019 года произведено 3,6 млн тонн топлива. Прирост по отношению к аналогичному периоду 2018 года составил 12,4%. При этом в сентябре 2019 года отечественные НПЗ произвели рекордный объем бензина — 465,6 тыс. тонн. По сравнению с сентябрем 2018 года объемы выросли на 22,8%, а по итогам трех кварталов – на 14,7%.
Наибольшие объемы выпуска пришлись на город Шымкент – произведено 1,5 млн тонн бензина или 42,5% от общего объема продукции. В регионе функционирует новейший в республике нефтеперерабатывающий завод. 30% производства бензина обеспечил Павлодарский нефтехимический завод, а 26,7% — Атырауский НПЗ.
Повышенные объемы производства позволили снизить импорт до минимума — если в январе — августе 2018 года объем импорта составлял около 590 тыс. тонн, то за девять месяцев 2019 года он снизился до 18,7 тыс. тонн. Однако и доля экспорта бензина составляет лишь 0,3%.
Кроме того, в стране сократилось потребление бензина – за семь месяцев 2019 года на внутреннем рынке было реализовано 2,33 млн тонн, что на 12,8%, меньше, чем за аналогичный период 2018 года. То есть в стране увеличивается объем нереализованного бензина.
Также известно, что за январь-сентябрь экспортировано 32,6 тыс. тонн бензина, из которых 1 827 тонн бензина класса К5 уже отправилось в Европу. В планах министерства энергетики была поставка на европейский рынок еще 35 606 тонн только в ноябре этого года.
При этом для недопущения возникновения дефицита на бензин на внутреннем рынке в августе 2019 года принят приказ «О некоторых вопросах вывоза нефтепродуктов с территории Республики Казахстан». Согласно документу введен запрет на вывоз бензинов, дизельного топлива и других отдельных видов нефтепродуктов.
Указанная мера сказалась на уровне отгрузки нефтепродуктов. В сентябре отгрузка бензина марки Аи-92 с НПЗ РК в регионы составила 391 тыс. тонн, то в октябре объем отгрузки составил 354,5 тыс. тонн, то есть на 35,5 тыс. тонн меньше.
Например, объем поставок в Алматинскую область снизился на 20,2 тыс. тонн в сравнении с августом месяцем и на 37,8 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Поставки в ВКО снизились на 11 тыс. тонн в сравнении с августом и на 17,7 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Это может говорить о том, что часть бензина вывозилась в пограничные территории, а запрет сработал.
В 2018 году министр энергетики Канат Бозумбаев отмечал, что в ЗКО и Костанайской областях, где живет порядка 700-800 тысяч людей, расход горюче-смазочных материалов в несколько раз выше, чем на юге страны. При этом в Туркестанской области и Шымкенте проживает в общей сложности около трех миллионов человек.
За последние пять лет стоимость бензина увеличилась на 30%
В 2014 году после глобального падения цен на нефть, стоимость топлива в странах Таможенного союза повысилась со 112 до 115 тенге за литр. В конце августа на рынке образовался дефицит топлива и в целях недопущения роста цен Правительство приняло приказ, согласно которому стоимость бензина АИ92 составила 115 тенге за литр.
Уже в январе 2015 года цены опустились до 105 тенге за литр. В феврале снижение продолжилось и бензин марки АИ92 стал торговаться по 99 тенге.
Однако в сентябре 2015 года Правительством было решено отменить регулирование цен на бензин из-за неспособности отечественных НПЗ самостоятельно обеспечить внутренний рынок топливом и перехода на плавающий курс тенге. В результате цена за литр бензина выросла со 108 тенге до 129 тенге за литр.
В последующем тенденция роста сохранилась — в 2016 году цена увеличилась до 135 тенге, в 2017 году – до 143 тенге.
В результате модернизации НПЗ в стране появился переизбыток собственного топлива, а цены ежемесячно снижались на 0,5%. Если в январе 2018 года стоимость бензина составляла 159,4 тенге за литр, то уже в конце года она снизилась до 154,85 тенге, а в ноябре 2019 года составила 148,49 тенге. После увеличения акциза на 10 тенге с 1 января 2020 года цена снова вырастет.
в 2018 году после завершения модернизации крупнейших в стране нефтеперерабатывающих заводов казахстанским производителям впервые за долгое время удалось удовлетворить потребности внутреннего рынка с избытком. По данным «КазМунайГаз», три казахстанских НПЗ способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит возникнет не ранее 2032 года. Производство бензина после модернизации НПЗ выросло на 84%, дизеля — на 36%. Авиатоплива, в свою очередь, производят в три раза больше.
В Казахстане производство бензина, в том числе авиационного ежемесячно увеличивается в среднем на 12%. За десять месяцев 2019 года произведено 3,6 млн тонн топлива. Прирост по отношению к аналогичному периоду 2018 года составил 12,4%. При этом в сентябре 2019 года отечественные НПЗ произвели рекордный объем бензина — 465,6 тыс. тонн. По сравнению с сентябрем 2018 года объемы выросли на 22,8%, а по итогам трех кварталов – на 14,7%.
Наибольшие объемы выпуска пришлись на город Шымкент – произведено 1,5 млн тонн бензина или 42,5% от общего объема продукции. В регионе функционирует новейший в республике нефтеперерабатывающий завод. 30% производства бензина обеспечил Павлодарский нефтехимический завод, а 26,7% — Атырауский НПЗ.
Повышенные объемы производства позволили снизить импорт до минимума — если в январе — августе 2018 года объем импорта составлял около 590 тыс. тонн, то за девять месяцев 2019 года он снизился до 18,7 тыс. тонн. Однако и доля экспорта бензина составляет лишь 0,3%.
Кроме того, в стране сократилось потребление бензина – за семь месяцев 2019 года на внутреннем рынке было реализовано 2,33 млн тонн, что на 12,8%, меньше, чем за аналогичный период 2018 года. То есть в стране увеличивается объем нереализованного бензина.
Также известно, что за январь-сентябрь экспортировано 32,6 тыс. тонн бензина, из которых 1 827 тонн бензина класса К5 уже отправилось в Европу. В планах министерства энергетики была поставка на европейский рынок еще 35 606 тонн только в ноябре этого года.
При этом для недопущения возникновения дефицита на бензин на внутреннем рынке в августе 2019 года принят приказ «О некоторых вопросах вывоза нефтепродуктов с территории Республики Казахстан». Согласно документу введен запрет на вывоз бензинов, дизельного топлива и других отдельных видов нефтепродуктов.
Указанная мера сказалась на уровне отгрузки нефтепродуктов. В сентябре отгрузка бензина марки Аи-92 с НПЗ РК в регионы составила 391 тыс. тонн, то в октябре объем отгрузки составил 354,5 тыс. тонн, то есть на 35,5 тыс. тонн меньше.
Например, объем поставок в Алматинскую область снизился на 20,2 тыс. тонн в сравнении с августом месяцем и на 37,8 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Поставки в ВКО снизились на 11 тыс. тонн в сравнении с августом и на 17,7 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Это может говорить о том, что часть бензина вывозилась в пограничные территории, а запрет сработал.
В 2018 году министр энергетики Канат Бозумбаев отмечал, что в ЗКО и Костанайской областях, где живет порядка 700-800 тысяч людей, расход горюче-смазочных материалов в несколько раз выше, чем на юге страны. При этом в Туркестанской области и Шымкенте проживает в общей сложности около трех миллионов человек.
За последние пять лет стоимость бензина увеличилась на 30%
В 2014 году после глобального падения цен на нефть, стоимость топлива в странах Таможенного союза повысилась со 112 до 115 тенге за литр. В конце августа на рынке образовался дефицит топлива и в целях недопущения роста цен Правительство приняло приказ, согласно которому стоимость бензина АИ92 составила 115 тенге за литр.
Уже в январе 2015 года цены опустились до 105 тенге за литр. В феврале снижение продолжилось и бензин марки АИ92 стал торговаться по 99 тенге.
Однако в сентябре 2015 года Правительством было решено отменить регулирование цен на бензин из-за неспособности отечественных НПЗ самостоятельно обеспечить внутренний рынок топливом и перехода на плавающий курс тенге. В результате цена за литр бензина выросла со 108 тенге до 129 тенге за литр.
В последующем тенденция роста сохранилась — в 2016 году цена увеличилась до 135 тенге, в 2017 году – до 143 тенге.
В результате модернизации НПЗ в стране появился переизбыток собственного топлива, а цены ежемесячно снижались на 0,5%. Если в январе 2018 года стоимость бензина составляла 159,4 тенге за литр, то уже в конце года она снизилась до 154,85 тенге, а в ноябре 2019 года составила 148,49 тенге. В пересчете на цены в России это порядка 24,6 рублей за литр.
По состоянию на начало июля 2019 года в рейтинге стран Европы по доступности топлива для населения Казахстан стал лидером среди 33 стран по стоимости, которая составляла 169,35 тенге за литр АИ95. После изменения акциза РК по-прежнему останется лидером, так как на втором месте расположилась Россия с ценой в 276,19 тенге, а тройку замкнула Беларусь, где литр топлива стоил около 315,64 тенге.
Однако по доступности бензина для населения Казахстан занимает 18 место. Согласно исследованию на среднюю заработную плату казахстанцев можно приобрести 843,5 литр бензина. По данному показателю в ТОП-3 стран входят Люксембург, Норвегия и Австрия, а самые низкие показатели у Румынии, Болгарии и Украины.
Почему омское топливо в Казахстане стоит дешевле, чем в Омске?
Прошу прощения за налоговую ставку в 18%. Так же прошу обратить внимание на саму суть ценообразования. Текс копипаста, читал его в прошлом году. Для многих будет интересно.
Среди прочих вопросов, который задают мне читатели, есть тема о том, что бензин в Казахстане, в том числе омский, стоит дешевле, чем у нас. Многих это удивляет, они, соответственно, валят на наши АЗС, мол, когда эти уроды нажрутся уже и т.п.
Основная ставка НДС в России=18%. Ставка НДС в Казахстане = 12%.
Акциз на бензин в РФ в первом полугодии 2018 года = 11213 руб/тонна, на соляру=7655 руб./т
Акциз на импортный бензин в Казахстане в 2018 году=4500 Тг (по курсу это 820 руб), на дизель=540 Тг (по курсу это 100 руб.)
По закону, когда бензин или дизтопливо продаются в другую страну, то экспортер имеет право на возмещение из бюджета НДС, если он является плательщиком НДС и акцизов, если он является плательщиком акцизов. Таким образом, цена топлива для Казахстана и любой другой страны, куда вывозится омский бензин уменьшается. На сколько конкретно?
Предположим, цена бензина в России с НДС = 50000 рублей/тонна. НДС в этой цене в том числе 7627 рублей. Да акциза 11213 рублей. Если бензин продает в Казахстан переработчик или производитель, то и НДС и акциз из стоимости вычитаются, и для покупателя из Казахстана тот же омский бензин стоит уже 50000-7627-11213=31160 рублей.
Да, в Казахстане к этой ввозной цене прибавится казахский акциз и казахский НДС. (31160+820)*1,12=35818 рублей. Ну, пусть транспортировка обойдется в 5% стоимости. Итого 37609 руб.
Таким образом, себестоимость омского бензина в Казахстане будет почти на 13 тыс. рублей за тонну меньше, чем продажная цена в Омске. Исключительно за счет разных налогов в наших странах, а не из-за чьей-то жадности.
С дизелем разница не такая большая получается, но она тоже приличная. Пусть ДТ стоит в РФ 45000 руб/т. НДС 6864 рубля, акциз 7655 руб. На экспорт цена будет 45000-6864-7655=30481 руб.
В КЗ себестоимость ДТ будет (30481+100)*1,12=34251 руб. Накинем 5% на транспорт. Получим. 35964 руб. Почти на 10 тыс. дешевле, чем в РФ. Исключительно за-за налогов. Понятно, что к этой цене прибавится наценка, но итоговая цена на АЗС, очевидно, все равно будет дешевле.
Вот такая вот веселая налоговая арифметика.