Почему в казахстане бензин дешевле чем россии
Без монополий: почему в Казахстане бензин в 1,5 раза дешевле российского
В отличие от российской, нефтяная отрасль Казахстана не монополизирована государством, и на этом рынке свободно работают иностранцы
Например, один мужик поехал в Казахстан на своём авто. И челюсть уронил…
Потому что увидел цены на бензин в соседнем государстве, таком же нефтедобывающем и нефтеперерабатывающем. Причём на заправке такой же Газпромнефти, что и в России.
Чтобы сразу была понятна суть, 1 литр Аи-92 у казахов стоит – в пересчёте по курсу – 26 рублей примерно. В России – чуть более 40 рублей на похожей заправке.
То есть, условно, цена сырья получается примерно одна и та же. Затраты на переработку и дистрибуцию, в сущности, равны – компания ведь та же самая. Но ценники на заправке отличаются более чем в 1,5 раза!
В принципе, понятно, отчего так. Львиную долю чека c АЗС в России забирает себе бюджет.
Тут ещё не показан налог на прибыль с ВИНК, вместе с ним доля государства в цене топлива превысит 75%.
И второй момент: российская нефтяная отрасль сплошь суверенна и вертикально интегрирована. У казахов нет этой монополизации, а на рынке свободно работают иностранцы. В том числе – из России.
Справедливости ради, в сравнении со средней зарплатой, казахский бензин выходит чуть дороже российского. Но сильное ли это утешение для тех, кто вынуждены переплачивать каждый раз, когда моторное топливо льётся в пластиковые баки их стальных коней?»
Комментировать
Все комментарии (21)
комментирует материал 16.03.2019 #
комментирует материал 16.03.2019 #
Потому, что в Росси рыба гниет с головы.
Это каким образом? А в Европе сильнее гниёт?
комментирует материал 16.03.2019 #
Вопрос Почему в Казахстане бензин дешевле чем в Европе в три раза? ко всем
меньше налогов на ГСМ,
комментирует материал 16.03.2019 #
Потому, что в Казахстане воруют но умеренно,
иначе народ снесёт такую власть, которая не
соизмеряет доходы и цены для народа.
А у нас воровство и коррупция по всей вертикали, а
власть обслуживает «олигархов воров», одни
антинародные законы принимают и плевать им на народ.
комментирует материал 16.03.2019 #
комментирует материал 16.03.2019 #
Бред! Стоимость того или иного товара нужно оценивать не по валютному курсу, а по соотношению доходов и цен. Я не проверял, но что-то мне подсказывает, что при таком методе расчета в России бензин окажется дешевле.
отвечает Ёжик на комментарий 16.03.2019 #
отвечает joker на комментарий 16.03.2019 #
отвечает Ёжик на комментарий 16.03.2019 #
отвечает joker на комментарий 16.03.2019 #
Ну допустим, среднемесячная зарплата составляет 176 тыс тенге, что по курсу соответствует 30 тыс рублей. В этом случае разница реальной стоимости бензина оказывается 3% в пользу Казахстана, что означает что она практически одинакова. Так что в обсуждаемой статье всё равно приведена ЛОЖЬ.
Сколько стоит бензин в Казахстане
Любителям путешествовать на автомобиле, прежде чем отправиться в другой город или государство, нелишним будет поинтересоваться стоимостью горюче-смазочных материалов (ГСМ). Расценки на бензин в Казахстане не так давно стали темой для обсуждения многими политическими деятелями и журналистами. Это связано с резким взлётом тарифа на топливо для транспортных средств.
В Казахстане вновь поднялись цены на бензин
Рассмотрим цены на бензин в Казахстане и разберёмся, почему наметилась тенденция повышения стоимости топлива в городах Республики.
Что и почём на казахстанских АЗС
Спрос формирует цену. И бензин не является исключением. Осенью 2017 года в Республике Казахстан резко вырос спрос на ГСМ. В свою очередь, этот рост связан с тем, что оперативные запасы крупнейших сетей КазМунайГаз, Sinоoil, Нelios, обслуживающих Алматы и другие города, истощились.
На начало 2021 года общий топливный запас составил всего 15 тыс. тонн. Для крупных АЗС столицы его хватило бы на 8–10 суток, на небольших заправках – на 2–3 дня.
Дошло до того, что на некоторых АЗС топливо разливалось только по талонам. Стоимость 1 литра бензина АИ 92 достигала 26.41 рубля, что в национальной валюте составляет 151 тенге.
Таблица приведенной средней стоимости по стране:
Тип топлива | Стоимость (тенге) | Стоимость (рубли) |
АИ-92 | 151 | 26.41 |
АИ-95 | 164 | 28.68 |
АИ-98 | 170 | 29.73 |
Дизель | 150 | 26.23 |
. В различных городах и на заправочных станциях всякого рода компаний она может варьироваться в небольших пределах. К примеру, цена бензина АИ-92 в Кустанае выросла до 155 тенге, что на 4 тенге выше, чем в Нур-Султане (Астана) и Алматы. Стоимость АИ-95 в городе составила 175 тенге.
Стоимость бензина
Тариф на бензин в Нур-Султане (Астана) более стабилен. Близок по стоимости к показателям, указанным в таблице, и бензин в Алматы. Что касается периферийных городов в них цены на нефтепродукты, как правило, чуть выше, что связано со спросом на топливо для транспортных средств. Он всё ещё продолжает расти.
Стоимость бензина не окончательная, ожидается повышение цен
Итак, дефицит бензина стимулирует повсеместный рост стоимости. Так, самая востребованная марка бензина АИ-92 в течение всего 2017 года стремительно дорожала. На начало 2021 года в различных населённых пунктах её цена составила:
Населённый пункт | Стоимость АИ-92 (тенге) |
Нур-Султан (Астана) | 150–157 |
Караганда | 146–156 |
Джезказган | 177 |
Темиртау | 150 |
Сатпаев | 160 |
Павлодар | 148–155 |
Экибастуз | 160–165 |
Уральск | 150–165 |
Усть-Каменогорск | 150–155 |
Байконур | 162–182 |
Как видим, купить в Павлодаре бензин и в Байконуре, это не одно и то же. Всё зависит от того, сколько тонн дизельного топлива и бензина имеется в резерве в тех или иных регионах.
В таких городах Казахстана, как Павлодар, Караганда, Усть-Каменогорск, цена на нефтепродукты ниже, чем в других населённых пунктах. Однако, по прогнозам аналитиков, стоимость постепенно будет выравниваться. Прогнозируют, что топливо подорожало неокончательно, рост цен будет продолжаться.
Для въезда в Казахстан необходимо заполнить миграционную карту.
Причины растущего дефицита на ГСМ
Автолюбителям Казахстана, судя по отзывам, не так просто отдавать по 150-160 тенге за литр АИ-92. Тем не менее, тенденция роста цен продолжается. Дело дошло до освобождения от занимаемой должности вице-министра энергетики Казахстана Асета Магауова.
Увеличение потребления бензина является одной из причин повышения цен в Казахстане
Специалисты называют несколько причин, приведших к тому, что в РК просят 26.41 рубля за литр самого ходового топлива для автомобиля. Это:
Акцизы на бензин
Не стоит забывать и о таком факторе, как акциза на дизельное топливо и бензин. В июне 2017 г. акцизные ставки на ГСМ были увеличены. Уже тогда аналитики говорили о неминуемом росте цен на рынке нефтепродуктов. Перечисленные факторы стали дополнением к политике правительства страны.
Одной из рыночных тенденций на сегодняшний день является выравнивание стоимости бензина и дизельного топлива. Всё это делается с целью увеличения поступлений в казну государства, естественно, за счёт населения. В данном случае автовладельцев.
Сопоставление казахских цен на бензин с международными
Вопрос, сколько стоит топливо, стоит остро в любой стране мира. Давно говорят о том, что цены на ГСМ, которые, кстати, уже скоро станут неактуальными, так как бензиновые ТС активно вытесняют с рынка электрокары, не соответствуют своей реальной стоимости.
Можно предположить, что компании, которые продают АИ, увеличивают тарифы в агонии, так как их администрации понимают, что скоро нефть перестанет быть стабильным и надёжным источником доходов.
Сравнение стоимости бензина со странами Европы
Если рассматривать Казахстан в сравнении со странами Европы и всего остального мира, можно однозначно сказать, что стоимость ГСМ в государстве одна из самых невысоких.
ТОП-10 стран с наиболее высокой стоимостью бензина
Какими бы многообещающими ни были сравнения, они не успокоят среднестатистического казахского автовладельца, который вынужден пересчитывать свой семейный бюджет в связи с увеличением расходов на заправку машины.
Каковы прогнозы на будущее
В прессу поступает информация о том, что власти Казахстана делают всё возможное, чтобы исправить ситуацию. Речь не идёт о снижении акциз.
Всё, что делается, это предпринимаются шаги по снижению дефицита АИ, заключаются контракты с новыми экспортёрами, к примеру, KMG Trading. Компания дала согласие на сотрудничество в первое время на бездоходной основе.
Снижение дефицита может замедлить тенденцию роста цен, но не остановить её. Необходимость поставлять топливо из дополнительных источников указывает лишь на то, что постепенно стоимость бензина в Казахстане будет приближаться к международному уровню. Не переживать по этому поводу казахи могут только в том случае, если и их зарплаты будут расти в том же направлении.
Почему бензин в Казахстане вдвое дешевле нашего?
Почему бензин в Казахстане вдвое дешевле нашего?
Социальные сети пылают возмущением, оттого что российский бензин продается в Казахстане по ценам
вдвое меньше отечественных, в среднем по 26 рублей за литр.
И россияне из приграничных областей все чаще ездят заправляться в Казахстан.
Вообще цены на бензин в России совершенно неадекватные.
Они растут без всякой причины, даже если снижается мировая цена на нефть.
Продавцы топлива обычно жалуются на правительство, которое давит их налогами; говорят, что отдают в
бюджет до 72 процентов выручки.
Но при этом как-то забывают рассказать о невероятных доходах своих топ-менеджеров.
Тот же глава «Роснефти» Игорь Сечин, получая четыре с половиной миллионов рублей в день, еще и
бесплатно летает на корпоративном самолете в отпуск.
И если бы так жил он один!
Путин на последней Прямой линии объяснил народу, что если снизить заоблачные доходы наших
управленцев, они от нас сбегут за рубеж.
Так, может быть, и пусть бегут!
Вон в Казахстане наших управленцев нет – и цены на бензин там вдвое меньше!
Кроме того действительно у казахов бензин не обременен таким объемом налогов, как у нас.
А еще там рынок нефтепродуктов более конкурентный, чем в России: на нем много разных игроков – в том
числе иностранных компаний, включая российские.
То есть дешевизна бензина у нашего соседа обусловлена прежде всего конкуренцией, которую не допустят
никогда наши госолигархи – ни в торговле, ни в политике.
А значит, корень зла – именно в этом.
Сотрите: наши же компании в конкурентном поле чужой страны не разоряются, торгуя дешевым топливом –
иначе бы не стали там работать.
А в наших условиях чудовищной монополии способны только взвинчивать цены.
Поэтому ответ на вынесенный в заголовок вопрос только одни: уж если экономика страны рыночная, в этой
стране должна быть и конкуренция, в том числе политическая.
Иначе будут цвести одни Сечины, чьи аппетиты от насыщения не только не сокращаются, но и еще пуще
Уже класть добычу некуда, а они все: дай, дай – придумывая самые нелепые оправдания своей
Ну, а простой народ, который во внеконкурентной среде не нужен никому, будет только нищать…
Комментировать
Все комментарии (47)
комментирует материал 27.06.2019 #
«Путин на последней Прямой линии объяснил народу, что если снизить заоблачные доходы наших
управленцев, они от нас сбегут за рубеж».
Да ни куда они не сбегут, потому что такие «спецы» на запад ни кому не нужны.
Один такой «спец» поставил минус!
деньги «спецов» и так на западе
комментирует материал 27.06.2019 #
Доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов, не исключил, что в ближайшие годы цены на бензин в России могут вырасти до 120 рублей за литр.
Как передает агентство «Регнум», эксперт считает, что к таким последствиям может привести решение правительства России не продлевать заморозку цен на бензин.
Он объяснил, что в краткосрочной перспективе это решение не приведет к катастрофическим последствиям, так как темы роста цен на топливо не будут превышать уровень инфляции.
«В долгосрочной же перспективе населению России следует ждать существенного повышения цен», отметил Хестанов.
Он объяснил, что у правительства есть планы обнулить экспортные пошлины к 2024 году и тогда цены на бензин и дизельное топливо в России приблизятся к среднеевропейским, с разницей в величину налогообложения.
===. до 120 рублей за литр.===
опять рублём будем зад подтирать как ельцинскими.
Это какая же инфляция нужна чтобы за 5-6 лет управиться?
Наверное Сечин своими сверхдоходами начнёт с народом делиться и счастье войдёт в каждый дом.
комментирует материал 27.06.2019 #
Комментарий удален его автором
комментирует материал 27.06.2019 #
Комментарий удален модератором Newsland
У нас и свои найдутся.
Комментарий удален модератором Newsland
Ты диванный «эксперд»
Комментарий удален модератором Newsland
Вы тоже результат той селекции?
Комментарий удален модератором Newsland
Любовь России к граблям. Без железного занавеса не быть России вообще. Сталин же не дурак был? Будет просто территория откачки.
комментирует материал 27.06.2019 #
Мы в конце 80-х жаждали рыночной экономики, с 91 годы мы ее получили, вот нам и рыночные цены, спрос и предложение. Казахи просто не хотят платить за бензин, столько же, сколько платят Россияне. А россияне, раз за разом, выбирающие нынешнюю власть, явно платить согласны.
И согласны потому. что достаточно зарабатываем, можем себе позволить.
И по этой причине тоже, но и привычка к покорности не на последнем месте.
За вылизывание власти Вам платят хорошо?
комментирует материал 27.06.2019 #
Сверх? Это как оценивается? То что пенсия 10 тысяч и та после 65? В чём великость? То что дочка Путина закончила географический факультет по Японии, 5 лет танцевала на роликах, а потом защитила диссертацию на МехМате МГУ?
Казахстан Астану (Нурсултан сейчас вроде) построил. Реформы письменности продводит. Там своей дури тоже хватает.
Нурсултан работает на свою нацию. И сильно озабочен не повторить судьбу Крыма. А она так же неизбежна.
Был бы озабочен, так не менял бы письменность. А вооще Китай под боком казахов более волнует.
Войдут в Китай как автономия.
комментирует материал 27.06.2019 #
комментирует материал 27.06.2019 #
комментирует материал 27.06.2019 #
Есть такая поговорка: чтобы служба медом не казалась. Применительно к гражданским: чтобы жизнь медом не казалась. Когда человек вздрюченный, он послушный и смирный. Как только становится зажиточным, у него проявляются совковые пережитки, начинает бузить, митинговать, добиваться своих прав. Поэтому у нас людей держат на коротком поводке. В Казахстане с дешевым бензином в последнее время бузили неоднократно.
комментирует материал 27.06.2019 #
Путин на последней Прямой линии объяснил народу, что если снизить заоблачные доходы наших
И хер на них, пусть бегут, вместе с паханом своим, все спизженные российские деньги уже давно за рубежами моей ограбленной и униженной РОДИНЫ на счетах этих предателей.
Можете подтвердить фактами Ваши слова о украденных и выведенных за рубеж российских деньгах?
У кого конкретно украдены, кем. когда. сколько, при каких обстоятельствах, кем выведены, на каких счетах находятся?
У нищих слуг нет. Ищите сами, это нетрудно. Если мозг есть, то можете просто-напросто посмотреть их «жалованья», их дворцы, их машины, их кайфовую жизнь. Ну а если уж и после этого у Вас будут какие-то сомнения, то я Вам ничем помочь не могу.
комментирует материал 27.06.2019 #
комментирует материал 27.06.2019 #
РФский «простой» народ при Путине будет нищать, и в конкурентной, и во внеконкурентной среде, поскольку это уже не народ. а быдло бессловесное.
Можете уточнить, когда именно народ будет нищать, а то пока народ только богатеет, ежегодно покупая всё больше новых автомобилей и новой недвижимости.
комментирует материал 27.06.2019 #
В 2018 году налог на добавленную стоимость в России составлял 18% (сейчас-20), в Казахстане-12%.
Дополнительно стоит обратить внимание на акциз на бензин. В первом полугодии 2018 года в России он составил 11 213 рублей за тонну. Для дизельного топлива показатель был определен на уровне в 7 655 рублей.
На территории Казахстана в 2018 году этот же акциз на уровне в 820 рублей (после конвертации местной валюты). Для дизеля в предыдущем году акциз был установлен на уровне в 100 рублей.
комментирует материал 27.06.2019 #
комментирует материал 27.06.2019 #
Любой товар. в том числе, и бензин. стоит ровно столько, сколько за него готов заплатить потребитель.
Если в Казахстане он вдвое дешевле, это значит лишь то, что казахи за него дороже платить не готовы.
комментирует материал 27.06.2019 #
комментирует материал 27.06.2019 #
комментирует материал 27.06.2019 #
Ну, собственно, все ответы в статье имеются: отсутствие конкуренции в стране и (главное) наличие таких акцизов на топливо, какие пожелает установить государство. Точка, абзац. Что до зарплат нескольких (по пальцам руки, не более) руководителей отраслевых компаний, то они (зарплаты эти) мизерны в сравнении с объемом экспортной выручки и если и влияют на отпускную цену топлива внутри РФ, то на тысячные или вовсе миллионные доли процента. Когда-то приводил пример (когда обсуждали состояние Ходорковского), что ежели все 13 млрд.долларов Ходорковского тупо раздать россиянам, каждому досталось бы что-то около 90 долларов. Если же раздать гражданам РФ дневную зарплату Сечина, то каждый россиянин получит что-то около 3 копеек в день (проверить легко, ежели с калькулятором :))). Резюме: акциз на моторное топливо неизмеримо более весом в цене литра бензина/солярки, нежели все зарплаты топ.менеджеров отрасли.
комментирует материал 27.06.2019 #
комментирует материал 28.06.2019 #
А меня еще другое интересует, был в Крыму при украинцах еще, бензин тогда стоил там дороже, чем у нас, но общественный транспорт был в два раза дешевле, чем у нас.
В Прошлом и в этом году был в Грузии, бензин тоже дороже, чем в России, а общественный транспорт в два раза дешевле, чем в России и в три раза дешевле, чем в Москве.
А ведь высокую цену на бензин у нас называют причиной подорожания билетов.
Почему в казахстане бензин дешевле чем россии
это ты у местных кремлеботов спроси. Госпадарь с Хрисом по любому знают)
это ты у местных кремлеботов спроси. Госпадарь с Хрисом по любому знают)
беспошлинно поставляют с Омска А почему он должен стоить там дороже Казахского?
взамен мы получаем в таком же порядке и товары с Казахстана
Так что всё ок
цепип, а чо мы от них получаем? Зерна с их целины нам не надо, своего девать некуда)))))))
цепип, а нам в Якутию с пошлиной поставляют?
цепип, но почему он там стоит дешевле чем в Омске?
Биллибонс, причем тут политические взгляды, я бы экономистов спросил, так чо, выгоднее?
Так наши покупают лояльное отношение к росеи. когда ты никому не нужен, но у тебя есть конфетка, за эту конфетку с тобой могут перекинуться парой слов. и вот, ты уже типа и нужен.
Могло быть и больше
Впрочем, бензина сейчас в Казахстане и так много. По словам Бозумбаева, с начала года на рынке наблюдается профицит по АИ-92 и АИ-95. Каждый месяц заводы выпускают на 20%-30% топлива больше, чем нужно казахстанским автовладельцам. Как результат – на нефтеперерабатывающих заводах произошло затоваривание.
«Это вело к вынужденному снижению переработки нефти и, соответственно, к риску снижения производства других видов нефтепродуктов. А именно: дизельного топлива и авиакеросина, по которым профицит отсутствует. Поэтому министерством были приняты необходимые нормы для защиты внутреннего рынка от неконтролируемого импорта», – отметил глава ведомства.
Нефть в Казахстане самой девать некуда.
2 года назад казахам бензин выдавали вообще по карточкам.
Последовавшее после нее перепроизводство казахского бензина, это временное явление.
Там нет «русскаго бензина», т.к. своего «казахского» залейся.
Покупательская способность казахов 1,7 раза ниже, чем у россиян.
Приграничная торговля она такая везде, приграничной области швейцарцы за продуктами ездят в Италию, немцы за сигаретами и спиртным в Польшу, близлежащие французы ездят к немцам за заливаться дизтопливом, однако они не кричат, швейцарцы «Почему в Италии сыр дешевле, чем в у нас в Швейцарии», разве что желтые жилеты во Франции орали «Почему в Германии дизтопливо дешевле, чем во Франции?!» и т.д.
Патамушта пендец этой власти.
Вывозить бензин из Казахстана отныне запрещено
Вывозить бензин из Казахстана отныне запрещено
Цены на автомобильное топливо в соседнем государстве существенно ниже, чем у нас, в связи с чем многие автомобилисты предпочитали покупать бензин именно там.
Однако, все хорошее рано или поздно заканчивается. Отныне на территорию России запрещено провозить большие объемы горючего из Казахстана (а вот просто заправиться можно).
Как сообщает Урал56 со ссылкой на комитет государственных доходов министерства финансов Казахстана, данный запрет действует на основе соглашения между государствами.
Стоит отметить, что данный запрет действует не только на россиян, но и на жителей Казахстана.
Да у нас своего бензина девать некуда. Бензин в РФ завышен. Не может столько стоит бензин в сырьевои стране. Из Казахстана в РФ везут чай, конд изделия(печенье, конфеты, шоколад), макароны, муку, напитки, овощи фрукты(арбузы, дыни, яблоки, виноград и тд) автобусы и локомотивы казахстанского производства ну и тд. Молочная продукция например лет 15 назад. Лишь 20% было нашим. Все остальное РФ, Беларусь. Сеичас 85% наше. Также во многих отраслях. Казахстан не только вытеснил со своего рынка но и ведет экспансию на соседние. Уже в Беларусь нашу продукцию везут, что ранше вообше не наблюдалось. Вы далекл живете. А в Астрахане, Оренбурш Саратов, Волгоград, Курган, Омск Челябинск и тд многие люди знают казахские продукты. Кстаьи теже тушенки у нас оч неплохие.
QazaQ, может мы и далеко живем, но кроме казахстанских арбузов, да дряной молочки я за 28 лет вашей независимости никаких продуктов или промышленных товаров вашего производства не видел. Ваш экспорт в подавляющем большинстве это топливо и его производные. Бензин у вас дешевле, потому что фискальная нагрузка на него меньше, а не потому что вы такие развитые и успешные. Да и качество его крайне низкое, даже по сравнению с местным, не говоря уже о российском.
QazaQ ваш Казахстан скоро станет китайской провинцией, единственный путь избежать китайской экспансии, это войти в состав России
informburo.kz
Не нефтью единой. Какие необычные товары Казахстан отправляет на экспорт?
Бауржан Муканов, 29 марта 2019
Вы знали, например, что мы поставляем в Италию овечью шерсть, из которой модельеры делают одежду? А Китай закупает наши куриные лапки.
Казахстан экспортирует 800 товаров в 119 стран и в прошлом году объём экспорта составил 60,9 млрд долларов, сообщили в МИД РК. Несырьевые продукты составляют пока лишь четверть в структуре экспорта. Что это за товары?
Структура казахстанского экспорта в 2018 году
В основном Казахстан экспортирует традиционные товары: нефть и газ, металлы, продукты животного и растительного происхождения, кожевенное сырьё, текстильные изделия, строительные материалы, машины и оборудование.
Казахстанский экспорт / Графика Комитета по статистике МНЭ РК
Казахстанские автомобили, например, пришли на таджикский рынок в 2017 году. Кроссоверы JAC S3 работают в таксопарке Душанбе. Автомобили произвели на мощностях костанайского автозавода «СарыаркаАвтоПром».
Каждый такой кроссовер обошёлся таксопарку Душанбе в 13 800 долларов / Фото с сайта toptj.com
АО «Азия авто» с 2017 года экспортирует внедорожники Niva в КНР, Туркменистан и Кыргызстан. Эти машины уже можно увидеть не только в приграничных районах, но и на улицах Пекина. В Поднебесной из-за пошлин LADA 4×4 стоит почти на треть дороже, чем в Казахстане.
Первая партия авто / Фото с сайта aziaavto.kz
В 2018 году Казахстан экспортировал 11,7 млн тонн зерна, что является рекордом за последние 20 лет. Прирост объёмов экспорта зерна из республики составил 32%. Экспорт ячменя вырос в 2,2 раза, рапсового масла в 3,3 раза, сои в 2,5 раза, томатов в 2,4 раза, капусты в 2,5 раза.
Экспорт сельхозпродукции / Графика МСХ РК
Первый экс-вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев в феврале сообщил, что в 2018 году экспорт говядины составил почти 20 000 тонн. В этом году планка повышена до 25-30 тысяч тонн.
«В 2017 году была организована поставка первой пробной партии казахстанской пшеницы во Вьетнам. Тогда было направлено 720 тонн, что хватает всего на сутки для 15-миллионного Хошимина. А за 2018 год было уже направлено более 50 000 тонн нашей пшеницы. И эта тенденция будет расти, так как азиатские страны, традиционно употребляющие рис, постепенно увеличивают потребление пшеницы в своём ежедневном рационе», сказал официальный представитель МИД РК Айбек Смадияров.
В географическом разрезе Евросоюз занимает 52% экспорта, Китай 10%, ЕАЭС 10%, Центральная Азия 5%.
Топ-10 стран торговых партнёров РК:
Россия
Италия
Китай
Нидерланды
США
Франция
Швейцария
Республика Корея
Узбекистан
Германия
Испания
Лидерство России ожидаемо. С этой страной у Казахстана общие границы, торговые связи со времён СССР. Казахстан экспортирует в РФ продукцию металлургической промышленности, металлические руды, уголь, лигнит, сырьё и сельхозпродукцию, электронику и оптику, нефть и газ, машины и оборудование.
А вот то, что Италия находится на втором месте, для некоторых сюрприз. Казахстан экспортирует в Италию нефть, пропан, бутан, продукцию металлургии это 90% от общего объёма товаров, которые мы поставляем в эту страну. Оставшиеся 10% это пшеница, овечья шерсть и продукты её переработки для изготовления одежды крупнейшими итальянскими производителями.
Третье место Китая выглядит закономерно. В КНР из Казахстана идут зерновые культуры, бахчевые, масличные, бобовые, овощи, фрукты, корма, мука, солод. В приоритете продукция животноводства и пчеловодства.
«География нашего экспорта раньше распространялась в основном на традиционные рынки близлежащих стран и Европу, так как доставка товаров не представляла особых сложностей. Сегодня же, после введения в действие Новой экономической программы «Нурлы жол» и начала работы казахстанского терминала в китайском порту Ляньюньган, нам открываются огромные возможности вывода продукции на новые рынки», отметил Айбек Смадияров.
По его словам, сейчас интересен для Казахстана рынок стран Юго-Восточной Азии и АСЕАН. Здесь проживают 600 млн человек.
Ежегодно экспортная корзина пополняется в среднем на 5-8 товарных групп. В 2017 году начался экспорт солнечных панелей, газовых котлов, картриджей, рельс и POS-терминалов.
Последние изготавливает казахстанская компания Smart Pay. Терминалы предоставляют возможность оплаты через карточки и электронные кошельки. Отечественный продукт позиционирует себя как заменитель дорогостоящих импортных терминалов. Он представляет собой специальный QR-код с зашифрованными в него реквизитами предпринимателя.
Казахстанский POS-терминал / Фото с сайта spos.kz
«В 2018 году мы начали экспортировать на рынок ОАЭ мёд в промышленных объёмах, впервые казахстанское мороженое стали поставлять на рынки КНР», рассказал экс-вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК, а ныне заместитель акима Павлодарской области Арыстан Кабикенов.
Казахстанский бренд / Фото Шин-Лайн Казахстан
Есть потенциал для наращивания экспорта казахстанской продукции в Россию, Азербайджан, КНР, Узбекистан, Украину и Иран. Основными потенциальными товарами являются продукция машиностроительной отрасли, пищевой, молочной, а также строительные материалы.
Производитель напитков RG Brands Kazakhstan покоряет рынки Российской Федерации, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана и Монголии. Это сокосодержащие напитки «Нектар Солнечный», DaDaDay, натуральные соки и нектары Gracio, DaDa, DaDaДача, ультрапастеризованное молоко «Моё», холодный чай «Пиала IceTea», питьевая вода A’SU, различные чаи и картофельные чипсы Grizzly.
Чай стал настолько популярным, что под бренд изготовили печенье / Фото RG Brands
RG Brands не единственная экспортоориентированная компания на рынке Казахстана. Raimbek Bottlers давно присутствует в Китае, Монголии, Кыргызстане, Туркменистане, Таджикистане, Грузии и России. Соки Juicy, Palma, Junior можно найти на прилавках магазинов этих стран. АО «Caspian Beverage Holding» тоже экспортирует за рубеж пиво «Алматинское Жигулёвское», напитки «Золотой ключик» и «Дюшес».
Продукция военного назначения
ТОО «КАЕ» продало приборы ночного видения армии Узбекистана. Объём производства в оборонной промышленности в прошлом году вырос на 4% по сравнению с 2017 годом и составил 90,6 млрд тенге, экспорт продукции достиг 7,3 млрд тенге.
Приборы поступили на вооружение в узбекскую армию в начале 2018 года / Фото пресс-службы АО «НК «Казахстан инжиниринг»
Читайте также: Как работает казахстанско-турецкий оборонный завод? Фоторепортаж
В 2019 году Семипалатинский машиностроительный завод начал экспортировать гусеничные транспортные тягачи в РФ. Первые четыре машины уже отправлены.
Гусеничный транспортёр-тягач / Фото с сайта semmashzavod.ru
Завод является единственным производителем этой техники на территории СНГ.
Гусеничный транспортёр-тягач представляет собой быстроходную плавающую машину высокой проходимости с несущим корпусом и передними ведущими колёсами. Он предназначен для работы на болотах, снежной целине, бездорожье, пересечённой лесистой местности, в пустынях и горах.
Медицина и лекарства
АО «Актюбрентген» экспортирует в постсоветские страны и Болгарию флюорографы, маммографы и томографы. Предприятию более 75 лет. Алматинский медицинский ремонтный завод, основанный в 1965 году, производит медицинскую оптику в Центральной Азии.
ТОО «ЦР Достык» специализируется не только на оборудовании для лабораторий и дезинфекции, но и производстве медицинских шкафов. Павлодарский фармацевтический завод предлагает витамины, противомикробные и сердечно-сосудистые препараты.
Компания VIVA Pharm в 2010 году построила фармацевтический завод. Он производит до 200 млн таблеток в год. И периодически набирает добровольцев в Алматы для испытания новых лекарств. На рынок страны поступают антигипертензивные, противирусные и антигистаминные средства, витамин С 500.
Карагандинский фармацевтический завод выпускает препараты для лечения социально значимых заболеваний в области онкологии, ревматологии, при рассеянном склерозе и заболеваниях крови. В Казахстане изобрели знаменитый противоопухолевый препарат «Арглабин». Продукцию поставляют в страны СНГ.
Экспорт необычных товаров
В городе Рудном ТОО «Торговый Дом Аманат» производит на экспорт лапшу быстрого приготовления для России и Беларуси. Помимо этого компания уже поставляет муку и макароны в Россию, Армению, Грузию, Таджикистан и Кыргызстан. Вся продукция производится из зерна, выращенного в северных регионах Казахстана.
Единственный в Казахстане производитель патоки находится в Панфиловском районе Алматинской области. Жаркентский крахмалопаточный завод перерабатывает 60 тысяч тонн зерна кукурузы в год. 40% продукции экспортируется в Россию, Китай, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан.
ТОО «АЛВИ плюс» это завод по производству одноразовых предметов личной гигиены. Он располагается в Алматы и продаёт гигиенические прокладки Linos. Продукция имеет спрос в России.
Фото с сайта linos.kz
Компания «Кофейные напитки» является первым в Казахстане производителем растворимых напитков 3 в 1. Предприниматель Тимур Турганов увидел MacCoffee и решил продавать нечто подобное. Несмотря на то, что в республике не растут кофейные деревья, в Шымкенте можно приобрести MilkCoffee. Порошковый кофе закупают в Индии. Казахстанская продукция в два раза дешевле, чем MacCoffee.
«У меня экспорта нет. Интересуются, но никто не покупает. Это кофе 3 в 1. Я фасую и перепродаю. Я первым начинал в Казахстане, сейчас на рынке страны уже порядка десятка компаний выпускают эту продукцию. Поэтому про экспорт говорить сложно», заявил директор ИП «Кофейные напитки» Тимур Турганов.
Помимо кофе, в Шымкенте можно купить казахстанский чай 3 в 1 и горячий шоколад.
Казахстан экспортирует даже человеческую кровь в Турцию. Вывоз крови и её компонентов с территории республики возможен при необходимости оказания медицинской помощи гражданину РК, находящемуся за пределами страны. При диагностических, научных исследованиях тоже допускается вывоз крови. При этом Казахстан не покупает человеческую кровь за рубежом и не вывозит её для продажи в другие страны.
C 2005 года на рынке работает ТОО «TD Sagyz». Компания выпускает отечественные жевательные резинки. До зарубежных рынков жвачка пока не дошла.
«Жевательная резинка имеет устойчивую к температурным воздействиям глянцевую глазурь ярких цветов, обладает большим разнообразием фруктовых вкусов и позволяет надувать большие пузыри», описывает свою продукцию производитель.
Казахстанская жвачка / Фото с сайта tdsagyz.kz
Несколько лет назад у казахстанских предпринимателей возникли мысли об экспорте куриных лапок в Китай. В Казахстане их считают отходами, в то время как в КНР это деликатес, который продают в обычных продуктовых магазинах. Пока китайцы занимаются самовывозом лапок. На государственном уровне в Казахстане эта инициатива ещё не нашла поддержки.
Есть планы по экспорту казахстанского мороженого в Монголию, воды, молока, мяса в Афганистан, Сингапур и Китай. Легковые автомобили ждут в Кыргызстане, арматуру в Таджикистане, сафлоровое масло в Японии.
На поддержку экспортёров в течение трёх лет Казахстан выделяет 500 млрд тенге, сообщил Арыстан Кабикенов. Наша страна ожидает роста экспортной выручки до 2021 года в 1,5 раза до 725 млрд тенге.