Почему в египте письменность возникла раньше чем в других странах
Как появилась письменность в Древнем Египте
Содержание статьи
Причины возникновения письменности
Зарождение письма в Египте связано с такими явлениями, как появление религии, необходимости записывать накопленные знания. Древние люди еще любили увековечивать на стенах жизнь, как царской семьи, так и простых людей. Заупокойный культ египтян предписывал изображать загробную жизнь умершего человека, высекая рисунки на саркофагах, стенах гробниц и на сосудах с органами.
Согласно мифологическим представлениям древних египтян, письмо человечеству было даровано богом Тотом. Покровительством письменности занималась также богиня Сешат, которая была дочерью Тота.
Кроме того, потребовалось записывать религиозные обряды и заклинания. Древние египтяне считали себя обязанными фиксировать всю накопленную полезную информацию. И первые такие записи были сделаны пиктографическими знаками, позже иероглифами и иератическим письмом.
Иероглифика
Первые следы древнеегипетской письменности были найдены в одной из гробниц Абидоса и выглядели как пиктографические знаки. Надписи принадлежали к нулевой династии, то есть относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Позже, уже в период раннего царства, система письменности египтян сложилась в более оформленную систему и стала представлять собой иероглифическое письмо.
Именно в Раннем царстве появились такие профессии, как летописцы и писцы. Велись работы по развитию сельского хозяйства. Все это требовало общей системы письменности. Главным же событием этой эпохи стало объединение Верхнего и Нижнего Египта, оно же и способствовало распространению общих правил письма и состава иероглифов по всей стране.
Иератическое письмо
Древнее царство славилось расцветом ремесленничества, архитектуры, строительства. Дабы сохранить все имеющиеся техники приготовления тех или иных продуктов, египтянам приходилось это записывать. Поэтому в оборот вошли новые иероглифы и знаки иератического письма.
Но иероглифика не перестала употребляться, а параллельно существовала на протяжении всей истории Древнего Египта. Более того, каждый вид письменности нашел свои отдельные функции в обществе. Иератическое письмо употреблялось для повседневных нужд, использовалось писцами и вельможами. Иероглифы высекались в гробницах, дворцах и храмах.
Искусство Древнего Египта.
Тестовая промежуточная работа по истории Древнего мира для 5 класса. к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годер.
Содержимое разработки
Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. 1вариант
А1. Самой высокой пирамидой является пирамида:
1) Хеопса 2) Геродота 3) Тутмоса 4) Тутанхамона
А2. Укажите главную особенность искусства Египта.
1) искусство было тесно связано с религией
2) главным объектом искусства были крестьяне
3) египтяне рисовали только животных и растения
4) искусство зародилось в первых веках нашей эры
А3. В Египте письменность возникла раньше, чем в других странах, потому что:
1) только в Египте был подходящий материал для письма 2) в Египте раньше возникло государство
3) в Египте раньше сформировался «человек разумный» 4) египтяне создали алфавит
А4. О каком сооружении египтян идёт речь?
Уже пять тысяч лет каждое утро я вижу бога Солнце, восходящего вдали на берегах Нила. Его первые лучи освещают моё лицо… Я верный страж у ног моего повелителя, столь бдительный и преданный, что он дал мне своё лицо. Я спутник фараона, я сам фараон.
1) сфинкс 2) обелиск 3) храм 4) саркофаг
В1. Установите соответствие между понятием и определением.
1) выпуклое изображение на камне
2) монолитный каменный столб, сужающийся кверху, с заострённой верхушкой
Письменность Древнего Египта
В мае 2009 года мы с мамой побывали в Египте. Мы посетили землю, которая хранит очень много удивительного и таинственного. Ярким моментом была экскурсия в Каир и Гизу – к пирамидам, сфинксу и древним мумиям Каирского Египетского музея. В музее меня удивили древние папирусы, некоторые шириной во всю стену.
Росписи на стенах гробниц фараонов и вельмож уже спустя три с половиной тысячелетия продолжают поражать все новыми и новыми тайнами. Я все это видел. И меня так же это поразило.
Я вернулся из Египта наполненный впечатлениями. А в сентябре я пошел в школу, стал учиться в пятом классе. На уроках истории мы начали изучать тему «Древний Египет». Естественно, мне захотелось узнать об этой стране больше. Особенно заинтересовал меня вопрос о возникновении письменности. Почему? Очень хотелось узнать о тайнах иероглифов – знаках письма, которыми можно передавать звуки речи. Почему в Древнем Египте письменность возникла раньше, чем в других странах? Какие материалы египтяне стали использовать для письма? Как была раскрыта тайна иероглифов? Был ли составлен египетский алфавит? Эти и другие вопросы стали для меня интересными. Я занялся поиском материала в книгах и в Интернете, чтобы ответить на них.
ИНТЕРЕС К ПРОШЛОМУ ЕГИПТА
Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества.
Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Напротив! Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы.
Систематическое и углубленное изучение истории Древнего Египта началось только в XIX веке.
Интерес к прошлому Египта значительно усилился после того, как в 332 году до нашей эры он был завоеван Александром Македонским и туда переселилось большое количество греков.
Египтология широко раскрыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом. Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства.
А египтянам было чем гордиться! Первыми в истории человечества они определили длину года в 365 суток, разделили год на 12 месяцев, по 30 дней, в конце каждого года прибавляли 5 дополнительных суток, праздновавшихся как дни рождения Богов. Сутки разделили на 24 часа. О применении астрономии и астрологии в Древнем Египте также свидетельствует 156 найденных «Зодиаков» (звездных карт). Самый знаменитый из них – Круглый Дендерский Зодиак.
Также в Древнем Египте были развиты ремесла, обработка дерева, гончарство. Очень было развито столярное производство. Большого развития достигла механика: в строительстве использовались рычаги, катки, наклонная плоскость.
Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их смысл и значение. Они представляют собой свидетельство особого мироощущения древних египтян, помогавшего им решать свои социальные проблемы. Это своеобразное воплощение образа мыслей и действий, столь странного и в то же время столь близкого нам.
ТРИ СИСТЕМЫ ПИСЬМА В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
В IV тысячелетии до нашей эры в Египте возникает пиктографическое (рисуночное) письмо, а к началу III тысячелетия до нашей эры возникает иероглифика (термин греческого происхождения и означает «священные письменные знаки», египтяне называли свою письменность «священной речью»).
В древнеегипетском письме было более 750 иероглифов. Но уже в период Древнего царства начинают использоваться знаки в упрощенном написании, что позднее приведет к возникновению иератического письма, а в I тысячелетии до нашей эры – демотического (скорописи). Первоначально иероглифы обозначали целые понятия, позднее происходит переход к слоговому, частично даже к фонетическому письму, т. е. отдельные знаки стали обозначать слоги и буквы. После закрытия всех языческих храмов по указанию римского императора Феодосия Великого (конец IV века нашей эры) египетская письменность была напрочь забыта.
Расшифрована и вновь прочитана она была только в XIX веке, после того, как французский филолог Франсуа Шампольон (1790-1832) разгадал тайну египетских иероглифов.
Древние египтяне считали, что письменность была изобретена богом Тотом и называли свою иероглифическую письменность «mdwt ntr» (слова Бога). Самые ранние свидетельства письменности, которая существовала в Египте, были датированы 3400 годом до нашей эры. Для ежедневного письма использовалась культовая письменность. Культовая письменность была изобретена и развивалась в более или менее то же самое время, как и письменность, основу которой составляли иероглифы. Культовая письменность использовалась параллельно с этим для повседневных целей, таких как ведение учета и написание писем. С возникновением в обществе правящей знати (жрецов, военачальников, вельмож, чиновников) появилась более сложная письменность.
В Древнем Египте использовали три системы письма: иероглифическую, иератическую и демотическую.
Демотическая письменность. Демотик (Demotic) или популярный в тот исторический период вид письменности получил свое название благодаря Геродоту. Демотическая письменность развилась из так называемой разновидности культовой письменности приблизительно в 600 году до нашей эры. Сами египтяне называли этот вид письменности «sekh shat» (секх шат – для написания документов). Демотическая письменность использовалась для того, чтобы писать законы, экономические, научные, литературные и религиозные документы.
Система этого письма та же: те же звуковые знаки, определители. Но в демотическом письме намечается попытка обозначать гласные. А с начала новой эры египтяне-христиане стали использовать греческую азбуку, добавив несколько знаков. Но как бы удивились египтяне, если бы узнали, что они от греков получили свое собственное изобретение!
Вот как это произошло. С незапамятных времен египтяне сталкивались на Синайском полуострове и в Палестине с древнесемитическими племенами. Эти племена в XIII-XII веках до нашей эры восприняли идею алфавита, который был у египтян, и создали свои буквы под влиянием внешних форм египетских иероглифов. В свою очередь, эти буквы восприняли финикийцы, а в IX-VII веках до нашей эры финикийский алфавит был заимствован греками, которые приспособили его к нуждам своего языка, в частности стали передавать гласные звуки.
Как известно, греческий алфавит лег в основу многих азбук. Сами египтяне-христиане приняли его. От греческого алфавита произошел латинский. Наконец, наша азбука восходит к греческой. Следовательно, наши буквы восходят к древнеегипетским иероглифам
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПИСЬМА. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ ПИСЦЫ
Египтяне использовали самые разные материалы для письма. Острака – небольшие плоские фрагменты известняка, отслаивающиеся от скал на западном берегу Нила в Фивах, или фрагменты керамики использовали для записей небольших писем и посланий. На остраках чаще всего упражнялись ученики в школах. Иногда использовали небольшие деревянные доски, покрытые слоем гипса, также использовали льняную ткань, кожу.
Материалом для изготовления папируса служил водный травяной цветок, который греки называли papyrus (папирус). Папирус раньше обильно рос в болотистых районах Нижнего Египта, где теперь его нет. Он играл в Египте огромную роль: из него изготовляли веревки, корзины, картонаж, плетенки, лодки и так далее, но главная ценность – изготовление материала для письма. Папирус рос очень быстро, давая новые побеги круглый год.
Собирали папирус ранним утром, затем отвозили в мастерскую. Для изготовления бумаги мастера использовали мягкую белую сердцевину папируса, разрезая ее вдоль на несколько тонких полосок. На специальном ровном столе полоски укладывали в ряд, тщательно подгоняя друг к другу. Поверх этого ряда, поперек него, клали второй, точно такой же ряд полосок. Затем они осторожно клали на ткань легкий пресс и оставляли на несколько часов. За это время сок, выступивший из папируса, крепко склеивал полоски, и они превращались в сплошной лист тонкой белой бумаги. Когда лист просыхал, его аккуратно нарезали на куски и склеивали в полосы разной длины, обычно от метра до двух. Папирус разглаживали круглыми гладкими камнями или лопаточками из слоновой кости, сворачивали в трубочки и перевязывали шнурами.
Папирус берегли: часто старые записи аккуратно смывались, листок высушивался, и затем опять использовался. Когда листок папируса исписывали до конца, к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее. Для хранения ее сворачивали в свиток. Некоторые книги получались до сорока метров.
«Сделайся писцом! Он освобожден от повинностей. Он охраняем от всяких работ» Так написано в одном древнеегипетском папирусе, повествующем о том, как отец везет своего сына в город, чтобы отдать его в школу писцов.
Чтобы стать писцом, надо было учиться пятнадцать лет. Нужно было усвоить сложнейшую систему письма, очертания более семи сотен иероглифов, длинные сложные титулы фараона и вельмож и многое другое. (Приложение 3)
Папирус был недешев, и сначала ученики писали на чем-нибудь другом, например, на черепках битой посуды. Писец пользовался всеобщим уважением и не только как важное административное лицо, но и как человек образованный. Вообще, к своей письменности египтяне относились с большим почтением, называя ее «меду нечер», так как считали, она дана людям богами. Они старались написать молитву или мудрое изречение везде, где только было уместно. С не меньшим почтением относились египтяне к книгам. Они утверждали, что первую книгу написал великий Бог мудрости Тод, почитавшийся как покровитель писцов; перед началом работы ему возносили молитву.
Египетская книга всегда имела форму сувоя. Текст делили на довольно узкие колонки, являвшие собой своего рода страницы, которые раскрывались читателю по мере раскрытия сувоя. В библиотеке Лейпцигского университета есть письменная памятка, которая содержит 110 таких «страниц». Длина сувоя составляет приблизительно 20 метров.
РАСКРЫТИЕ ТАЙНЫ ИЕРОГЛИФОВ
Ключом к раскрытию тайны иероглифов стала билингва – двуязычное написание, высеченное на известном розеттском камне, хранящемся в Британском музее в Лондоне.
Он еще с детства интересовался древнеегипетским письмом, изучал, помимо классических языков, также и древнееврейский, арабский и коптский. Языковая эрудиция и глубокое знание истории и культуры Египта помогли Шампольону развязать проблему. Подробно изучив розеттский камень, он обратил внимание на то, что некоторые египетские знаки были обведены рамками. В греческом тексте на том же месте в рамке стояло имя Птолемея. Шампольон допустил мысль о том, что иероглифы в рамке означают то же самое имя. Но поскольку речь шла об определении только одной надписи, ученый сомневался насчет верности своего предположения. И тут на помощь пришел счастливый случай. В 1815 году на острове Филе было найдено второе двуязычное написание, где, кроме имени Птолемея, было и имя Клеопатры. Шампольон также прочитал имена царей Тутмоса и Рамсеса. В одном из исследованных надписей он нашел иероглифические знаки, рядом с которыми был изображен конь. Он знал, что в коптском языке слово «хтор» означает конь. Первого знака иероглифической надписи ученый не знал, второй знак соответствовал букве Т, а третий – Р. Следовательно, четвертый знак – рисунок – детерминатив, указывающий, к какому классу принадлежит слово. Приведенная группа иероглифов означала «хтр», то есть конь. Так, Шампольон установил в египетском письме знак Х. Нужно сказать, что, в то время, как имена, написанные отдельными буквами, читались сравнительно легко, все другие надписи напоминали современные ребусы, где разные знаки напоминали целое слово или отдельные слоги, или же просто буквы. Итак, Шампольон открыл наличие в египетском письме звуковых алфавитных знаков, показал смешанный характер этой письменности, в которой знаки передают целые понятия или отдельные звуки.
Шампольон составил грамматику древнеегипетского языка, которая была издана в 1836 году уже после его смерти. Был составлен египетский алфавит.
С изобретением папируса написание иероглифов постепенно заменяется более простым фонетическим письмом.
Как такового, египетского алфавита не существовало. Упорядочивание египетских иероглифов в алфавит произведено уже современными египтологами. Они выявили 27 наиболее часто употребляемых иероглифов и составили вместе. Эти иероглифы даются во всех учебниках по египетской письменности.
Около каждого иероглифа дано его прочтение — так называемая транслитерация.
Примеры записей с помощью иероглифов
Имена богов, в отличие от имён царей писались в древнеегипетских текстах так же, как и имена простых египтян — без выделения их картушем. Хотя, очень редко встречаются и выделения картушем. Наиболее яркий пример выделения картушем имени бога — имя Атона в Амарнскую эпоху.
Египтяне большое значение придавали эстетике написания слов – составляли орнаментальный прямоугольник. Для этого они могли писать иероглифы справа налево и наоборот, могли их менять местами, увеличивать или уменьшать в размерах.
Как правило, после имени бога следовал детерминатив (хотя, и не всегда). Вот наиболее распространённые детерминативы богов:
С помощью египетских иероглифов я самостоятельно попробовал написать слова, а также небольшой текст, используя технику фонетического письма.
В своей работе я рассказал немного об истории Древнего Египта, о своих впечатлениях от поездки в эту страну. Собирая материал, я чувствовал, что соприкасаюсь с чем-то глобальным, что я узнаю то, о чем вообще не подозревал.
Сколько нового для себя я открыл!
• В Древнем Египте письменность возникла раньше, чем в других странах. Этому способствовало раннее возникновение государства и развития знаний.
• Оказывается, египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Но полностью звуковыми не стали, потому что египтяне не писали гласных.
• Я узнал, что египтяне пользовались несколькими видами письменности. А вот попытки использовать гласные у них все-таки были! И для меня стало открытием, что наши буквы восходят к древнеегипетским иероглифам!
• Я описал, как египтяне изготавливали папирус, как обучали писцов. Также рассказал о молодом французском египтологе Ж. Ф. Шампольоне, которому удалось разгадать тайну дешифровки иероглифов.
• Мне было очень интересно разгадывать и прочитывать картуши и самому пробовать писать различные слова, имена людей с помощью иероглифов.
Я очень надеюсь, что с моей работой захотят познакомиться пятиклассники и нынешние, и будущие. Она поможет им расширить свой кругозор о культуре Египта и послужит одним из толчков к дальнейшему изучению прекрасной науки – истории, которая все еще хранит в себе много тайн и открытий!
10 любопытных фактов о письменности Древнего Египта
Тысячи лет египетские иероглифы оставались тайной для всего мира. Это сложное письмо озадачивало не только лингвистов, но и знатоков шифров. И до сих пор многие сведения об иероглифах неизвестны широкой публике. Рассказываем о десяти самых интересных фактах!
1. Иероглифическое письмо появилось в Египте примерно в 3200 г. до н.э. Но само слово «иероглиф» имеет в основе два греческих слова — «священный» и «резьба». Это говорит о том, что греки считали египетскую письменность магическими символами.
2. Древний Египет — не единственная древняя цивилизация, использовавшая иероглифическую систему. Знаковая письменность была распространена в долине Инда и у древних майя.
3. Египетская письменность не переводится буквально. Многие лингвисты до сих пор полагают, что иероглифическое письмо — не просто передача мыслей в знаках, а трансляция таинственных магических фактов.
4. Сами египтяне не могли расшифровать древние записи своих предков уже во времена Александра Македонского — то есть, в IV в. до н.э.
5. Древние египтяне писали не в одном направлении, как мы с вами. Они могли располагать иероглифы слева направо, справа налево, сверху вниз или снизу вверх. В этом ещё одна сложность расшифровки.
6. В системе иероглифов нет гласных, знаков препинания и пробелов между словами.
7. Научиться писать и читать иероглифы было невероятно сложно даже во времена фараонов. Будущие писцы обучались искусству письма и чтения с раннего возраста до 18-20 лет. Поэтому грамотных людей было очень мало, и они получали высокое положение при фараонах.
8. Чувства и мысли трудно выражать картинками, поэтому древние египтяне использовали два других вида письменности — иератическую скоропись для хозяйственных текстов и демотический алфавит для написания писем и официальных сообщений.
9. Искусство иероглифического письма исчезло за тысячу лет до нашей эры. Его заменила коптская письменность, а после исламского завоевания — арабский алфавит.
10. Первые попытки прочитать египетские иероглифы сделали арабы задолго до Шампольона. Ещё в IX-X вв. египтянин Аль-Нун и иракец Ибн Вахшия частично преуспели в расшифровке древнего письма. Ибн Вахшия выяснил, что иероглифы — это фонемные символы и определил значение многих из них.
Но слава первооткрывателя досталась французу Жану Франсуа Шампольону, сумевшему разобрать надпись на Розеттском камне. Это был указ, выгравированный в 196 году до н.э.
Его издали жрецы в память о Птолемее Пятом. Шампольону помогло то, что текст был выполнен на трёх языках — иероглифическом, коптском и греческом. Сопоставляя знаки, Шампольон сумел найти ключ в расшифровке таинственных иероглифов.
А вы умеете расшифровывать таинственные коды и знаки? 🙂
Почему в египте письменность возникла раньше чем в других странах
Этот материал египтяне изготавливали так: стебель растения освобождался от корня и цветка и разрезался на длинные продольные полосы. Полученные тонкие и узкие полоски раскладывали так, чтобы край одной полоски находил на другую. Затем края подклеивались, чтобы получить квадратный кусок папируса. На этот кусок накладывался второй слой из полосок папируса так, чтобы их волокна ложились перпендикулярно на волокна первого слоя. По наложенным друг на друга полоскам били деревянным молотком, от чего они становились тоньше. Затем папирус прессовали и просушивали. После этого папирус сворачивали в трубочку – свиток. Длина свитков иногда достигала 45 метров.
Папирус могли использовать больше одного раза: с листа можно было смыть написанный текст и писать заново. Папирус был вначале белого цвета, но со временем он темнел и становился светло-желтым или коричневым. Новый папирус отличался эластичностью, поэтому легко сворачивался в свитки, а под влиянием времени он становился очень хрупким и ломким.
Египтяне писали заостренными тростниковыми палочками, изготовленными из стебля болотного растения каламу с. Такие палочки имел каждый писец при себе вместе с чашкой для воды и дощечкой – пеналом, где было место для хранения палочек и два углубления для черной и красной краски. Черные чернила изготовлялись из сажи, красные – из охры.