Почему упали акции электрокаров
Акции Tesla обвалились на фоне опроса Маска о продаже части его пакета
На Мосбирже котировки на минимуме падали до ₽79 020 за акцию, что на 8,1% ниже закрытия пятницы, 5 ноября.
Снижение в акциях производителя началось на новости о предстоящей продаже крупной доли в компании гендиректором Tesla Илоном Маском. Глава Tesla в выходные запустил опрос в Twitter, в котором спросил пользователей, стоит ли ему продать 10% из принадлежащих ему акций компании, чтобы уплатить налоги.
«В последнее время слишком много говорят о том, что нереализованная прибыль — это средство уклонения от уплаты налогов, поэтому я предлагаю продать 10% моих акций Tesla», — написал Маск.
I will abide by the results of this poll, whichever way it goes
По американским законам, владелец акций не платит налог на прибыль до тех пор, пока не продаст их. Прибыль, полученная только на бумаге, называется нереализованной.
Большинство из 3,5 млн пользователей Twitter, которые прошли опрос — 57,9%, — поддержали идею о продаже акций, 42,1% оказался против.
В 2018 году Маск отказался от зарплаты. Вместо этого было принято решение, что в течение десяти лет его работа будет вознаграждаться опционами, которые Маск получит, если выполнит поставленные цели по росту выручки, EBITDA и капитализации Tesla. Этим шагом бизнесмен хотел убедить акционеров в том, что намерен серьезно работать над достижением поставленных целей.
«Нереализованная прибыль как средство ухода от налогов», про которую пишет Маск — актуальная тема на повестке дня в США. Так, в июне Маск оказался среди миллиардеров, упомянутых в расследовании Pro Publica о том, как сверхбогатые уклоняются от уплаты налогов. Кроме того, он стал мишенью для членов Конгресса, которые настаивают на налогообложении миллиардеров.
«Платит ли вообще самый богатый человек мира налоги, не должно зависеть от результатов опроса в Twitter, — процитировал Bloomberg сенатора от штата Орегон Рона Уайдена. — Пришло время подоходного налога для миллиардеров».
Что не так с акциями производителей электрокаров. Обзор «РБК Инвестиций»
18 марта акции Volkswagen выросли до максимального с ноября 2008 года значения €357,4 — при этом трехдневный рост с 16 по 18 марта достигал 49,5%. Толчком для роста стала презентация к годовой отчетности Volkswagen, опубликованная 16 марта. В ней автоконцерн сообщил о намерении стать мировым лидером на рынке электромобилей.
С помощью общедоступных показателей «РБК Инвестиции » разобрались, почему это сообщение вызвало такую мощную реакцию и как намерения Volkswagen способны повлиять на акции автопроизводителей.
Расстановка сил: Tesla стоит в 4 раза дороже VW, но зарабатывает в 8 раз меньше
Принципиально отличает Tesla от других крупнейших и дорогих автокомпаний то, что она производит исключительно электромобили, обладающие, впрочем, привлекательными характеристиками.
Другие производители электрокаров тоже стоят дорого, но инвесторы готовы переплачивать
Такие соотношения капитализации и выручки говорят о том, что именно производство электромобилей является той самой привлекательной для инвесторов фишкой. Поэтому они готовы платить значительную премию за акции производителей электромобилей.
С другой стороны, чтобы покупка акций по таким ценам была оправдана результатами компании, у производителей электрокаров должна быть возможность многократно нарастить выручку. Отношение стоимости компании к выручке (P/S) у Tesla составляет 19,2, у NIO — 28,3, у Xpeng — 28,8, у Li Auto — 15,1. В то же время среднее P/S крупнейшей десятки автопроизводителей составляет 0,6.
Производители электрокаров показывают пока неплохие темпы роста. Например, среднегодовой рост выручки по итогам трех лет у Tesla составил 21,4%. У NIO эти темпы роста в среднем 79,7% в год, у Xpeng — 152,1%. В то время как выручка лидеров автопрома почти у всех снижалась. Если Tesla удастся поддержать такие темпы роста, то для увеличения выручки до уровня Volkswagen ей потребуется около 11 лет.
Но для наращивания выручки придется неизбежно отвоевывать долю на рынке. Сейчас Tesla продает около 500 тыс. автомобилей в год. При неизменной ценовой политике увеличение выручки в 30 раз потребует производства 15 млн автомобилей — то есть для покрытия переоцененности Tesla должна продавать машин практически столько, сколько продают Toyota и Volkswagen вместе взятые. За 2020 финансовый год Toyota продала 9,5 млн автомобилей, а Volkswagen поставил на рынок 9,3 млн.
У NIO, Li Auto и Xpeng значения EBITDA и вовсе отрицательные. Мы сравнили их именно по маржинальности EBITDA, поскольку этот показатель не учитывает долгосрочные производственные затраты и, напротив, доходная часть EBITDA учитывает возврат денег от ранее сделанных затрат. Тем самым мы при сравнении уже учли, что эти производители электрокаров — растущие компании.
Так что подкрепление стоимости финансовыми результатами может стать для производителей электрокаров серьезной проблемой. Тем более что производство электромобилей уже перестает быть их козырной картой.
Автогиганты хотят отвоевать рынок электрокаров у Tesla — и у них есть для этого все возможности
Уже сейчас гиганты автопрома продают значительное количество электрокаров. Toyota в 2020 году продала 1,96 млн автомобилей с электрическим двигателем. Правда, подавляющее большинство из них — гибриды, в которых электродвигатель работает от батареи, заряжаемой классическим двигателем внутреннего сгорания. Продажи чистых электрокаров Toyota составляют только около 5,5 тыс. единиц. Volkswagen в 2020 году продал 212 тыс. электромобилей, а это уже почти половина продаж Tesla.
Электрификация автопарка набирает обороты в планах производителей. Jaguar (входит в Tata Motors) и Volvo (принадлежит Zhejiang Geely) собираются полностью перейти на электромобили. Сама Geely представляет премиальные электрокары. Свои новинки в электромобилестроении презентуют Audi (входит в Volkswagen) и даже Brabus.
Есть ли ресурсы у классических автопроизводителей, чтобы развивать автомобильную «электрификацию»? Отчетность показывает, что более чем. То, насколько компания способна финансировать долгосрочные вложения, можно оценить по размеру EBITDA.
На практике это означает, что планы Volkswagen и других автогигантов по развитию электрического автопрома подкреплены серьезными возможностями. А реализация этих планов может вполне изменить соотношение позиций компаний и на фондовом рынке.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram
Акции Tesla обвалились на 7% после слов Илона Маска о сделке с Hertz
«Я хотел бы подчеркнуть, что контракт еще не подписан. Спрос на Tesla гораздо больше, чем производство, поэтому мы будем продавать автомобили Hertz только с той же маржой, что и обычным потребителям», — написал Маск в своем аккаунте в Twitter.
If any of this is based on Hertz, I’d like to emphasize that no contract has been signed yet.
Tesla has far more demand than production, therefore we will only sell cars to Hertz for the same margin as to consumers.
Hertz deal has zero effect on our economics.
Заказ на 100 тыс. автомобилей — примерно десятая часть электрокаров, которые Tesla может производить за год. Hertz заявила, что заплатит за автомобили полную цену. Представитель Hertz Марк Филдс сообщал Reuters, что основную часть заказа составляют электрокары Model 3.
Условия сделки предполагали, что Tesla должна полностью выполнить заказ к концу 2022 года. В результате электромобили должны составить более 20% мирового парка автомобилей Hertz. Сама Hertz планирует построить собственную инфраструктуру для зарядки электрокаров.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Что с Tesla? Она упала
Свершилась мечта всех тех, кто с завидной регулярностью шортил все эти годы Tesla (NASDAQ: TSLA ) – за прошедшую неделю котировки снизились почти на 12%.
Вопрос: заработали ли на этом господа-шортисты «былых времен»? Боюсь, что предыдущий безумный рост котировок этой компании давно их (практически всех) оставил без штанов. Более того, мы с вами понимаем: чем меньше открыто шорт-позиций по бумаге, том больше у нее шанс упасть.
Впрочем, могло ли быть иначе после того, как Маск обьявил о продаже 10% пакета акций? И самой оригинальной из всех идей, что мы наблюдали за последнее время, была просьба о помощи зала? Зал посоветовал продать. Бумага упала.
Кто во всем виноват? Уж точно не Маск! Все претензии к «залу».
Нас волнует другой вопрос: можно ли рассматривать данные действия Маска как нарушение этического кода? Впрочем, о чем это мы? Ведь даже руководители ФРС нам показывают – не до кода сегодня. Не до этики! Кого они волнуют, когда речь идет о серьезных деньгах?
Какие последствия могут наступить, и для кого?
С 2018 года Илон Маск обязан отдавать на проверку юристу все заявления о Tesla. Тем не менее, последние действия генерального директора производителя электрокаров показывают на то, что «плевать он хотел» на эти правила. Так, в 2020 году, нарушая договоренности о согласовании своих заявлений, Маск написал, что акции Tesla «переоценены, на его взгляд».
Поскольку не так давно Комиссия уже «проспала» ситуацию с членами правления ФРС, да и по реддитам ситуация весьма и весьма творческая, под руку вполне может подвернуться горячий парень Маск. Надо же показать мастер-класс по ловле мышей… А тут такая жирная мышь сама на эшафот просится 😉
Акции Tesla упали в пять раз из-за сплита: зачем компании это нужно, чего ждать инвесторам
Вслед за Apple, компания Илона Маска также провела сплит акций – специальную биржевую процедуру дробления акций. В результате их цена снизилась в пять раз. Зачем компании был нужен этот шаг, и как он повлияет на инвесторов – разбираемся в нашей новой статье.
Бурный рост был обусловлен в том числе опережающим ростом продаж в Китае и распространению электромобилей в мире в целом. Впоследствии руководство Tesla решилось на сплит акций в пропорции 5:1. Что это значит, и зачем понадобилось компании?
Компания решила проводить сплит в пропорции 5:1 – это значит, что одна акция «распадается» на пять. То есть каждый держатель акции получит еще 4 дополнительных. Цена одной новой акции при этом падает – в случае Tesla в пять раз, – но общая капитализация компании не изменяется.
Главный смысл этого шага – сделать владение акциями более доступными. Ровно такой же мотивацией руководствовалась Apple, которая также недавно объявила об очередном сплите.
Для новых инвесторов, очевидно, сплит открывает новые возможности по вложению в акции одного из самых быстрорастущих автопроизводителей мира. Для текущих инвесторов компании ситуация особенно не меняется, поскольку они получают дополнительные акции. В краткосрочной перспективе в первые дни после сплита акции могут немного падать в цене – это может несколько нарушит стратегии тех, кто планировал совершать операции со своими акциями в конце августа-начале сентября. Но этот эффект быстро пройдет.
Ситуация для таких игроков в ближайшее время не изменится к лучшему – котировки с большой вероятностью продолжат рост после сплита. Кроме того, Tesla показывает прибыль в течение четырех кварталов подряд. Помимо прочего, это дает основания для включения акций автопроизводителя в индекс S&P 500.
Купить акции Tesla и других американских компаний из России можно без необходимости открывать отдельный брокерский счет у зарубежных брокеров. С помощью рынка иностранных ценных бумаг Санкт-Петербургской биржи инвесторы могут покупать 500 ликвидных акций ведущих компаний всех секторов мировой экономики, в том числе все акции индекса S&P 500.
Чтобы совершать операции с такими акциями, вам понадобится брокерский счет – открыть его можно онлайн.
Читайте обзоры, аналитику рынков и инвестидеи в Telegram-канале ITI Capital