Почему у других заметить ошибку легче чем у себя почему
Почему ты легко замечаешь в чужом тексте ошибки, а в своем — не видишь
Даже если ты имел в школе по русскому языку твердую пятерку и наизусть знаешь, как зовут не только Ожегова, но и Розенталя, то все равно сто раз делал обидные и нелепые опечатки. Более того, не только делал, но еще и отправлял письмо адресату с этой опечаткой или сдавал с ней отчет. (И нет, тот случай, когда ты в мессенджере назвал Таню Ирой, не считается опечаткой, уж извини!)
Почему мы делаем опечатки, вполне очевидно: это обычные механические ошибки при быстром наборе. Но вот почему чаще всего мы не замечаем их в собственном тексте, вопрос гораздо интереснее. Оказывается, винить стоит наш собственный мозг.
Психолог Том Стаффорд из Университета Шеффилда (Великобритания) посвятил изучению опечаток несколько лет и одну научную работу. И вот к какому выводу он пришел.
Стаффорд считает: «Когда ты пишешь, ты пытаешься передать смысл. Это задача очень высокого уровня. Как и в случае со всеми задачами подобного рода, мозг обобщает простые составные части (например, превращает буквы в слова и слова в предложения) для того, чтобы сосредоточиться на более сложных задачах (например, объединении предложений в сложные идеи)».
Когда мы читаем тексты других людей, мы понимаем смысл, задействуя меньшую мощность мозга, чем когда мы создаем текст самостоятельно, и это помогает сосредоточиться на частях и увидеть ошибки и опечатки. Но когда мы перечитываем собственный текст, мозг достраивает картину, которую мы хотели передать, и (если очень сильно обобщить) мы видим не то, что есть, а то, что должно быть. Поэтому заметить опечатки в своем тексте в несколько раз сложнее, чем в чужом.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Частенько мы делаем опечатки, которые не можем найти даже перечитав несколько раз свою писанину. Однако, если мы предложим кому-то другому прочитать наш текст, то он обычно очень быстро находит наши опечатки.
Почему мы делаем опечатки, вполне очевидно: это обычные механические ошибки при быстром наборе. Но вот почему чаще всего мы не замечаем их в собственном тексте, вопрос гораздо интереснее. Оказывается, винить стоит наш собственный мозг.
Психолог Том Стаффорд из Университета Шеффилда (Великобритания) посвятил изучению опечаток несколько лет и одну научную работу. И вот к какому выводу он пришел.
Стаффорд считает: «Когда ты пишешь, ты пытаешься передать смысл. Это задача очень высокого уровня. Как и в случае со всеми задачами подобного рода, мозг обобщает простые составные части (например, превращает буквы в слова и слова в предложения) для того, чтобы сосредоточиться на более сложных задачах (например, объединении предложений в сложные идеи)».
Когда мы читаем тексты других людей, мы понимаем смысл, задействуя меньшую мощность мозга, чем когда мы создаем текст самостоятельно, и это помогает сосредоточиться на частях и увидеть ошибки и опечатки. Но когда мы перечитываем собственный текст, мозг достраивает картину, которую мы хотели передать, и (если очень сильно обобщить) мы видим не то, что есть, а то, что должно быть. Поэтому заметить опечатки в своем тексте в несколько раз сложнее, чем в чужом.
Почему у других заметить ошибку легче чем у себя почему
Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков ее зарождения
М.В. ГАМЕЗО, И.А. ДОМАШЕНКО
Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека»
Издание третье, дополненное и исправленное
Педагогическое общество России
Гамезо М.В., Домашенко И.А.
Учебное пособие соответствует программе курса «Психология человека». Большую часть атласа составляет иллюстративные и схематизированные материалы, позволяющие создать у студентов наглядные представления о содержании курса. Каждая глава снабжена кратким словарем понятий, справочными материалами, а также вопросами и заданиями. Заключает атлас «Психологический практикум».
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, а также для всех, кто изучает курс «Психология человека».
© Гамезо М.В., Домашенко И.А., 2001 © Педагогическое общество России, 2004
Введение. Знаковое моделирование и преобразование учебной информации как условие и средство овладения знаниями. 5
Информационно-методические материалы по темам
II. Задачи и методы современной психологии. 24
III. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека. 43
IV. Личность. Теория личности. 60
XI. Мышление и воображение. 172
Данная книга является учебным пособием к курсу «Психологии человека» для студентов, изучающих психологию, поэтому, естественно, ее содержание соотнесено с программой по психологии человека.
Узловые вопросы и основные понятия, а также вопросы и задания по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса психологии. Фактическое содержание информации, включенной в атлас, порой выходит за рамки программы и призвано удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а иногда и просто любознательности в познании себя и других людей.
Выбор формы атласа для решения сформулированных задач объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что приемы знакового моделирования, в том числе и графического, широко использованного в книге, являются весьма эффективным средством освоения учебной информации. Во-вторых, с помощью фотографий и других иллюстративных материалов мы стремились по возможности полнее связать теоретические положения психологической науки с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в педагогической сфере. Нельзя не учитывать и тот факт, что психологический материал может и должен быть живым, привлекательным не только по содержанию, но и по форме.
Практическое использование атласа возможно в ходе аудиторных занятий как непосредственно, так и путем создания по материалам атласа диапозитивов и диафильмов, а также
при самостоятельной работе студентов. Поскольку печатные иллюстративные материалы к курсу общей психологии отсутствуют, атлас может быть полезным пособием и для преподавателей психологии.
Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий, которые даны в пособии по каждой теме, а также решение задач психологического практикума — само по себе увлекательное занятие, но в то же время это существенный элемент глубокого овладева-ния психологией.
Хотелось бы обратить внимание еще на одну деталь пособия. Художественные заставки к каждой главе, как и многие другие иллюстративные материалы, по идее должны нести особый смысл. Отнеситесь к ним заинтересованно и в меру критично. Если вы найдете свой способ выражения соответствующей информации — зарисуйте его. Это лучший прием постижения истины.
В заключение считаем своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность:
кандидату психологических наук Анатолию Васильевичу Бычкову за помощь в разработке графических моделей ряда разделов книги;
Александру Сергеевичу Орлову за техническую помощь в подготовке и печати иллюстративных материалов;
Мирону Владимировичу Сагалову за выполнение натурных фотографий и решение режиссерских задач;
Ирине Серафимовне Климовой и Инне Валентиновне Зыриной за творческий труд по созданию образцов различных эмоциональных состояний, представленных в книге.
И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
КАК УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ОВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и созданные ими предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.
По мере овладения родным (естественным), а затем и специальными языками наук (математики, физики, химии и т. д.) возможности человеческого познания возрастают, они выходят далеко за рамки личного опыта, Для человека открывается доступ к сокровищам знаний, накопленных человечеством на протяжении всей истории.
Естественные национальные языки, языки наук, как и другие способы передачи информации, в современной науке принято рассматривать как с и с т е м ы знаков. Важность знаков заключается не только в том, Чт ° они замещают реальные предметы и явления мира, но и в том, что они Ыступают как орудия познания, как средство добывания знаний, выходящих за пределы непосредственных Данных восприятия.
Под знаком в современной семиотике 1 понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (явлений, действий) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем.
Почему у других заметить ошибку легче, чем у себя?
Это связано с отличительной чертой человеческого зрения, не зависимо от его остроты:
Есть у зрения особенность одна,
Всех людей она объединяет.
Всяк в у себя в глазу не разглядит бревна,
Это зависит от самооценки человека)имхо)
Если посмотреть на себя свежим критическим взглядом, то у себя тоже будут видны все ошибки, нужно лишь много раз смотреть. А получается зачастую, что на других смотрим внимательно и пристально, а на себя совсем не смотрим критическим взглядом.
Потому что все мы изначально мало склонны к самокритике и гораздо легче видим ошибки в других людях! А вот адекватно оценить и принять критику в свой адрес могут только сильные люди! А еще более сильные сами умеют замечать ошибки в себе )))
Есть же хорошая такая старинная русская поговорка:»В чужом глазу и соринку видим, а в своём и бревно не заметим!».Я так думаю, что да, действительно, очень сложно бывает оценивать свои поступки и действия по отношению к окружающим!Каждый человек индивидуален и пусть так будет!Мы разные и этим интересны друг другу в этом мире!Самокритика-это здорово!Главное не дойти только до самоуничижения!Стараться поступать по совести и возможностям!)
Есть такой механизм психологической защиты-проекция. Мы видим в других людях их «ошибки» которые свойственны нам самим, естественно отрицая у себя такие «косяки». За другими же наблюдать «полезней» видно больше ).
Человек просто напросто не может признать ошибку, тут выступает термин самокритика на каком уровне она у человека
Так получилось,что встретились с одним человеком на просторах интернета.В принципе,была возможна взаимная помощ.Нашли общую тему,и он меня спрашивал мое мнение по вопросу.Я ему тут-же все рассказал,а сегодня посещают такие мысли,что если-бы перенес вчерашний ответ на сегодня-завтра,то до него лучше бы дошло.Хотя,с другой стороны,в этих мыслях какой-то неуловимый подвох-так нельзя.
Обычно замечаю, такое сложно не заметить. Ведь если мужчина влюблен, он будет искать вашего внимания, приглашать куда-то, да и вообще, скорее всего, признается в своих чувствах очень быстро. Но как-то раз было, что не заметила. Мужчина был моим коллегой, мы были в отношениях «привет-привет», он даже на меня не смотрел. Но он был женат, да и я замужем, может, дело было в этом. Он мне признался в том, что я ему нравлюсь, в командировочной поездке (мы оба были нетрезвы, нас вместе отправили за сигаретами). Естественно, дело никуда не зашло, т.к. он мне даже не особо нравился (т.е., неприятия не было, но и ответных чувств тоже).
Доброго времени суток!Да ничего не нужно отвечать,загадочно улыбнуться и перевести разговор на другую тему,ваша личная жизнь только ваша,и не надо впускать туда посторонних,есть у вас отношения или нет,это касается только вас.Но так как люди всегда любят совать нос в чужую жизнь,то вашими козырями будут загадочная улыбка,невозмутимость,уверенность и минимум информации.
Замечал и не раз и даже самому интересно от чего это зависит.К примеру в машинах во всех тоже свой запах но то можно обьяснить ароматизаторами а вот с чем связан то какой запах царит в доме это большая тайна.
А мне кажется,что не обязательно освящать машину.Автомобили освящают с целью защиты от аварий, угонов и т. п. Если сам водитель этого автомобиля искренне верит в Бога, произносит необходимые ежедневные молитвы и живет, стараясь соблюдать 10 заповедей и не делать 7 смертных грехов, то с ним и так ни чего не случится. А, если и случится, то все обойдется с меньшими потерями для здоровья и финансов. Бывает в жизни так, что нет рядом церквей и священнослужителей, что бы совершить ритуалы, зато вера и молитвы всегда с вами. Можно, конечно, и про священников, освящающих автомобили, высказать что-то,но люди не могут их осуждать, только Бог им судья.
Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида
Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.
Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.
Исследования П.К. Анохина, НЛ. Бернштейна показали, что сформированные перцептивные образы, становясь акцепторами действия, обуславливают обратную афферентацию и регулируют протекание исполнительной деятельности.
Восприятие объединяет основные существенные признаки и сопоставляет воспринятое с прошлым опытом.
В исследованиях установлено, что в акте восприятия начинается управление действием.
Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т. д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта.
Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. Так, зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, слуховое восприятие начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука, а осязание определяется сложным взаимодействием тактильно-моторных анализаторов.
(Таб. 10.3)
Рис. Дополнение данных ощущения в восприятии.
И.М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в процессе приобретения опыта соединяются в единую отражательную систему.
Глаз в процессе зрения совершает своеобразные движения поиска объекта. При рассматривании различных предметов можно зафиксировать многочисленные и очень сложные движения глаз. Исследования показали, что характер движений зависит от степени осведомленности об объекте, его сложности, значимости для личности.
Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий: (Таб. 10.4)
СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ | |
Восприятие — познавательный психологический процесс, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. | |
Предметность | Целостность |
Выражается в отношении сведений о мире. Выделение фигуры на фоне. | Восприятие есть всегда целостный образ предмета. |
Структурность | Константность |
Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру. Отнесенность к классу явлений. | Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. д. |
Осмысленность | Избирательность |
Восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Обобщение в назывании. | Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. |
поиск объекта;
— выделение наиболее характерных его признаков;
— опознание объекта, т. е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.
Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности носит название апперцепции.
Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать одновременно. Эта особенность характеризует избирательностьвосприятия. Избирательность восприятия зависит от интересов и в значительной степени от установок личности.
Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение.
Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро. ). Опыты Роршаха доказали, что только некоторые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.
(Рис. 10.5)
Рис. 10.5 (а, б, в, г). Стимульный материал теста Роршаха
Восприятие характеризуется константностью, — относительным постоянством. Если бы восприятие не было константным, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее.
Восприятие взаимосвязано с речью. Слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к определенной категории.
Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру на данном рисунке. Мы воспринимаем не отдельные обрезки прямых линий или определенную совокупность штрихов, а видим сразу же квадрат, окружность, треугольник. Незавершенность рисунка восполняется нашим опытом, знаниями.
Восприятие связано с мышлением, с пониманием сущности предмета и протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?».
Восприятие не определяется просто набором раздражителей. Показательными с этой точки зрения являются так называемые «двойственные изображения».
Рис. 10.6 Силуэтный рисунок
Рис. 10.7 Незавершенные фигуры
В рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием.
К факторам восприятия, обеспечивающим выделение фигуры из фона(по М. Вертхаймеру), относятся (примеры на рисунках):
1. Сходство. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, текстуре и т. д. (столбики или строки крестиков и ноликов).
Рис.10.8
Рис. 10.9 Вазы и лица
Рис.10.10 Лицо и дерево
Рис. 10.11 Где фигура, а где фон?
2. Близость. В фигуру объединяются элементы, близко расположенные (две узкие вертикальные полосы).
3. «Общая судьба».Если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру (фактор можно подтвердить опытом с точками, нанесенными на два стекла).
4. «Вхождение без остатка».На рис. IX. 12 — три широкие вертикальные полосы.
5. «Хорошая линия».Фактор определяет избирательность восприятия
Рис. I0. 12.
Рис. 10. 13 (а, б, в).
Рис. 10.15. Треугольник Пенроуза: поэлементно (А) — все правильно, но целостное восприятие (Б) обнаруживает нереальность изображенного
двух и более пересекающихся или касающихся линий (на рис. воспринимается, как правило, прямая и изогнутая, хотя их можно воспринять как две изогнутые, показанные на рис).
6. Замкнутость.Из двух или серии взаимосвязанных замкнутых и разомкнутых фигур воспринимаются замкнутые (на рисунке— квадраты и окружности).
7. Установка или поведение наблюдателя.
8. Прошлый опыт. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например: собакаестмясо или: кошкаловитмышей).
Каждая часть образа восприятия приобретает значение лишь при соотнесении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей.
Процесс движения глаз при зрительном восприятии можно зафиксировать на фотопленке с помощью киносъемки зрачка одного глаза или отражаемого луча в зеркале специальной присоски. Результаты этой фиксации на примере рассматривания изображения Нефертити с помощью присоски А.Л. Ярбуса изображены ниже.
Глаз — подвижный орган, способный совершать движения относительно воспринимаемого объекта.
Движения глаз разнообразны по форме. Выделяют два основных типа движений глаз:
прослеживающие— слаженные, плавные движения, они помогают глазу непрерывно фиксировать перемещающийся объект;
саккадические— быстрые скачки глаз, наблюдаемые при рассматривании наблюдаемых объектов.
Рис.10.16 Нефертити и запись движения глаз при ее рассматривании
Важнейшим механизмом зрительного восприятия пространства является механизм фузии,лежащий в основе бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).
Э. Гибсон и Р. Уорк провели опыт с детьми от 6,5 до 14 месяцев на восприятие глубины. Ребенок помещался в центре стола, покрытого толстым стеклом с клетчатой подстилкой. При этом стекло наполовину свешивалось со стола на высоте 1,5 м над полом, покрытым той же клетчатой подстилкой. Из 36 испытуемых на зов матери подползали к безопасному краю стола 75% детей, к краю с «обрывом» — лишь 8%, 62% детей оставались при
Рис.10.17 Воздушная перспектива
этом на месте, а 30% — уползали в противоположном направлении.
Опыт говорит о раннем развитии механизмов зрительного восприятия глубины.
Для восприятия глубины немалое значение имеют мускульно-двигательные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц.
В процессе восприятия пространстваразличают восприятие величины, формы, объемности и удаленностипредметов. При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаимоположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.
Форма — один из более информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т. е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. В ряде случаев, наоборот, контур выявляется лишь как элемент данной фигуры. На рис. (а и б) в равной мере намечены контуры равностороннего треугольника. Вместе с тем воспринимаются эти фигуры по-разному.
Рис. 10.18. Линейная перспектива
При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).
Восприятие времени— это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, время тянется медленно.
При воспоминании событий прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями — как короткие.
Рис. 10.19 Какая линия является продолжением линии АБ?
Рис. 10.20. Иллюзия неравенства сторон (перенос размеров площади на длину сторон)
Рис. I0.21. Почему вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных?
Рис. I0.22.Почему линия АБ кажется короче линии АС?
Рис. I0.23. Какое расстояние длиннее: между клювами верхней пары птичек или клювами нижней пары?
Рис. I0.24. Иллюзия контраста яркостей предмета и фона
Рис. I0.25. Какая палуба длиннее?
Рис. I0.26. Является ли окружностью замкнутая кривая?
На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное долго не наступает.
Восприятие движений — это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде.
Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.
Вопросы и задания по теме
1. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности?
2. Исследования показали, что при рассматривании объекта глаз никогда не остается в покое: он совершает скачкообразные движения, останавливаясь на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксируя их, а затем переходя к следующим деталям. Если человек рассматривает портрет, его взор скачкообразно перемещается по отдельным частям этого портрета, выделяя те детали, которые несут максимальную информацию.
Объясните, какую роль играют движения глаз в сложном зрительном восприятии. Почему процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта?
3. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом.
4. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. д.). Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется?
Рис. I0.27 Параллельны ли горизонтальные линии?
Рис. 10.28 Правый верхний угол квадрата кажется не прямым, а острым
Рис. 10.29 Прямолинейные стороны квадрата кажутся изогнутыми
Рис. I0.30. Равные кубы по мере удаления по законам линейной перспективы кажутся больше
5. Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?
6. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека?
7. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга на белом фоне последний кажется меньше. Какая закономерность восприятия проявляется в этом примере?
8. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком.
9. Чем объяснить, что слепорожденные, прозревшие после удачно сделанной операции, вначале и различают ни формы, ни величины, ни удаленности предметов?
Рис. I0.31. Горизонтальные прямые линии за счет фона искривляются
Рис. 10.32. Оцените на глаз размеры окружностей и кругов в центрах фигур
Рис. I0.33. На фоне концентрических окружностей прямые кажутся изогнутыми
Рис. I0.34. Иллюзия искажения формы квадратов
Рис. I0.35. Иллюзия смещения. Прямо ли нарисованы буквы?
Рис. I0.36 Роль группировки при подсчете объектов
10. Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие. Наблюдательность —. качество личности, необходимое для успешной деятельности вообще, а для учебной — особенно.
Подберите конкретные примеры проявления наблюдательности.
Какие условия, по вашему мнению, способствуют развитию наблюдательности.
ПАМЯТЬ
Узловые вопросы темы
1. Понятие о памяти. Физиологический, биохимический и психологический подход к раскрытию механизмов памяти.
2. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная и эмоциональная.
3. Индивидуальные особенности и типы памяти.
4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Условия, способствующие успешному хранению информации.
Основные психологические понятия по теме
Амнезия — отсутствие памяти.
Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.
Забывание — процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.
Запоминание — психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.
Мнемоника — совокупность приемов, облегчающих запоминание.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.
Память механическая — память, основанная на повторении материала без его осмысливания.
Память оперативная — вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности.
Память смысловая — вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
Память непроизвольная — запоминание без специальной установки.
Память произвольная — память, основанная на запоминании со специальной установкой.
Представление — образ ранее воспринятого.
Проактивное торможение — ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию.
Реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.
Узнавание — проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.
Эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого. (Таб. 11.1)
Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти.
Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности.
Успешность памяти зависит:
— от степени завершенности действий запоминания;
— от интересов и склонностей личности;
— от отношения личности к той или иной деятельности;
— от эмоционального настроя;
— от волевого усилия.
. Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук — физиологии, биохимии, психологии.
Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей (ассоциаций);
биохимики — с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;
психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.
Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности.
Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.
В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается: