Почему то многие считают что если
Портфель для словесника
Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников
Вариант 4 ЕГЭ – 2021 И.П.Васильевых, Р.А.Дощинский
(1 )Как и многие другие виды спорта, катание на коньках требует большего мастерства, чем кажется на первый взгляд. (2)Если человек впервые встал на коньки, то ему, скорее всего, предстоит снова и снова падать и вновь подниматься на ноги, и надо будет потренироваться, прежде чем он научится плавно скользить вперёд и благополучно останавливаться. (3) физические законы этих движений на удивление просты как для обычных коньков, так и для роликовых: по ровной поверхности на коньках человек катится равномерно прямолинейно — по инерции.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Человеку, впервые вставшему на коньки, необходимо будет потренироваться, прежде чем он научится плавно скользить вперёд и благополучно останавливаться, потому что законы физики, регулирующие равномерное прямолинейное движение, просты.
2) Мастерство катания на коньках приобретается долгими тренировками, хотя физические законы движения на коньках просты: по ровной поверхности на коньках человек движется равномерно прямолинейно — по инерции.
3) Законы физики, регулирующие равномерное прямолинейное движение, достаточно просты, их нужно использовать человеку, впервые вставшему на коньки, ведь ему предстоят длительные тренировки, прежде чем он овладеет умением кататься.
4) Физические законы движения на коньках просты: по ровной поверхности на коньках человек движется равномерно прямолинейно — по инерции, однако овладение мастерством катания на коньках требует длительных тренировок.
5) Человек не научится кататься на коньках, несмотря на длительные тренировки, если он не будет использовать знание законов физики: по ровной поверхности на коньках человек движется равномерно прямолинейно — по инерции.
2. Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДВИЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
снятА ногтЯ
пломбировАть бухгАлтеров
окружИт
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Можно раздвинуть все три створки в одну линию и полностью ПЕРЕГОРОДИТЬ помещение, отодвинуть одну панель, сдвинуть их вместе.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ идеал является выражением потребности в прекрасном.
К нормируемым расходам для целей налогообложения относят и ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ расходы.
Иногда малышу было сложно РАЗГРАНИЧИТЬ события, происходящие в действительности, и те, которые полностью принадлежат миру его воображения.
В натуральных ОРГАНИЧНЫХ удобрениях содержатся все необходимые растениям элементы питания.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Различные обряды принадлежат к наиболее сложным и архаичным образцам народного фольклора.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НАКЛЕЙ на тетрадь ДЕВЯТИСТАМИ кнопками
УМОЛК ненадолго громко КУДАХЧЕТ
КРЕМЫ мягкой текстуры
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
B) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с косвенной речью
Д) нарушение в образовании предложно- падежной формы местоимения
1) Когда княгиня Ольга предлагала сыну принять христианство, юный князь отвечал, что «как же мне одному принять другую веру».
2) Для выявления особенностей климата как типичных, так и редко наблюдаемых, необходимы многолетние метеорологические наблюдения.
3) Дружинники поддерживали и являлись советниками князя.
4) Отправив сообщение, старшина тяжело рухнул на стоявший возле шкафов маленький диван и моментально уснул: всю прошлую ночь поступала новая оперативная информация, в результате чего за прошедшие сутки он спал не больше двух часов.
5) Необходимо напомнить правило, согласно которого при принятии специальной нормы, регулирующей определённый круг отношений, она имеет приоритет в сравнении с нормой общей.
6) Покинув палубу теплохода, на берегу тоже почему-то никого не оказалось.
7) Ф.А. Абрамов утверждал, что «в слове сокрыта самая великая энергия, известная на земле, — энергия человеческого духа».
8) Заложенная в памятнике Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому идея гражданского долга и подвига во имя Родины как нельзя более отвечала делам и чувствам победившего русского народа в Отечественной войне 1812 года.
9) Макроклиматический район должен иметь более или менее однородные климатические условия, отличающие его от других районов.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..дгорье, пер..расчёт, пр..дписание
2) ра..чётный, бе..вольный, во..клицать
3) пр..менить, пр..рождённый, пр..свистывать
4) без..мянный, по..мка, из..сканный
5) раз..гревать, пр..возглашать, от..гнуть
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) нерасчётл..вый, разворач..вать
2) перевыполн..л, станц..вать
3) расплывч..тый, коч..вать
4) расклан..ться, удосто..лся
5) диков..нка, вздраг..вать
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Появление часов в четырёхсотлетней гробнице китайского вельможи признано одной из (НЕ)РАЗГАДАННЫХ тайн истории.
Кто-то начинает восхищаться уверенным и одарённым человеком, а кто-то отнюдь (НЕ)ОДОБРИТЕЛЬНО отзывается о нём как о человеке с явно завышенной самооценкой. Богатое воображение (НЕ)БЫЛО сильной стороной брата даже в детстве, когда все дети в семье что-то сочиняли.
Катя громко окликнула вечно ничего (НЕ)ЗАМЕЧАЮЩЕГО вокруг во время прослушивания музыки одноклассника.
От страха Михаська даже (НЕ)ПОНИМАЛ, где бежит, он понемногу начал приходить в себя, только когда очутился на улице с оживлённым движением.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Влияние КАКИХ(ЛИБО) питательных веществ на сосуды и состояние здоровья зависит (ОТ)ТОГО, в каком количестве они поступают в составе пищи.
Эта предосторожность, КОНЕЧНО(ЖЕ), была необходима для сохранности вновь обретённого произведения искусства, ПОТОМУ (ЧТО) оно было сделано из необычного материала — кожи животного.
Дежурная СРАЗУ (ЖЕ) предложила Варюше своё спальное место на продавленном диванчике, пояснив, что сама (ВСЁ)РАВНО не ложится, боясь уснуть.
(С)НАЧАЛА необходимо представиться, а (ЗА)ТЕМ предоставить выбор: «Оставьте ваше сообщение» или «Позвоните по добавочному телефону».
Каждый раз, когда Томашевский обращался к садовнику с простым вопросом, тот отвечал невнятно и невпопад, (КАК)БУДТО ЧЕГО(ТО) опасался.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Третьяковская галерея расположе(1)а в здании, образова(2)ом из реконструирова(3)ого дома Павла Михайловича Третьякова и ряда разновреме(4)ых пристроек.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дружина делилась на старшую (1) включавшую послов и княжеских управителей (2) имевших свою землю (3) и младшую (4) жившую при князе (5) и (6) обслуживавшую его двор и хозяйство.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Начинай серенаду (1) скворец!
Сквозь литавры и бубны истории Ты — наш первый весенний (2) певец (3)
Из берёзовой консерватории.
Открывай (4) представленье (5) свистун!
Запрокинься головкою розовой,
Разрывая (6) сияние струн (7)
В самом горле у рощи берёзовой.
(Н.А. Заболоцкий)
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вторая половина XVIII века ознаменована (1) появлением классицизма (2) одной из основных (3) черт (4) которого (5) было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Утром пригрело солнце (1) а (2) когда (3) ночной туман превратился в лёгкую дымку (4) и растаял у подножия гор (5) то вдали проявились их величественные силуэты.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Белые ночи — феномен природы, визитная карточка Санкт-Петербурга. (2)Многие считают, что белые ночи — главная достопримечательность города. (З)Действительно в это время из туристов мало кто спит, много гуляющих. (4)Особенно интересно посмотреть в это удивительное время на разводные мосты: в Петербурге вообще мостов много, из них разводных — 20. (5)Момент разведения мостов — это необычное зрелище для туриста, а для местного жителя целая проблема. (б)Некоторым горожанам приходится ждать 4-5 часов, когда мосты снова сведут, чтобы попасть домой или в другое место, находящееся на противоположной стороне. (7)Отметим, что с 2017 года два моста — Дворцовый и Троицкий — разводятся на 15 минут раньше, чем в предыдущих годах: это сделано по просьбе компаний, которые проводят экскурсии по рекам и каналам города.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
(1)0днажды на урок алгебры вместо нашей математички пришёл новый учитель — мужчина. (2)От самого его появления, внешности и первых произнесённых слов на нас повеяло чем- то необычным.
(З)Представьте себе невзрачного, бледного — без единой кровинки в лице — человека, с сияющими глазами, в отутюженных брючках, кургузом пиджачке и при галстуке. (4)Галстук нас, дураков, просто сразил. (5)Ничего подобного мы до сих пор не видели. (6)Но галстук что! (7)Мы были совершенно ошарашены его вступительной речью. (8)Ничего подобного мы ещё не слыхивали.
(9)Новый учитель, Николай Иванович Иголкин, сразу обратился к нам:
— Мы будем с вами изучать математику! (10)Вы знаете, что это за наука? (11)Нет, вы не знаете, какая это наука! (12)Математика — это наука о строении Вселенной!
(13)Он стоял перед нами ну прямо как какой-нибудь Наполеон: одна рука — на столе, словно опирается на карту сражения, другая — за бортом пиджака. (14)Он так и вошёл — с одной рукой на груди, что придавало всей его не очень казистой фигуре горделивую и, как вы догадываетесь, немного смешную осанку.
— (15)Да, дорогие мои, всей Вселенной. (16)Волшебные сочетания сил и элементов, порядок и стройность в движении электронов и небесных светил, чудесные соотношения атомов, которые составляют материю, — всё это математика. (17)Это не сухая, не скучная наука. (18)Она позволяет решать самые сложные задачи, которые ставит перед нами физика и всё, с чем мы сталкиваемся в жизни. (19)Она даёт возможность сделать сложное простым и понятным. (20)Я буду учить вас находить красивые и ясные решения, прозрачные, как небо!
(21)Мой сосед по парте толкнул меня в бок. (22)На его лице было сложное выражение. (23)Это и ироническая ухмылка, как в ту минуту наверняка и у меня, и у остальных сорока гавриков нашего класса. (24)Это и удовольствие — ещё бы! (25)Не каждый день удаётся послушать подобные речи. (26)Наконец, физиономия его отражала затаённую надежду: может быть, этот невесть откуда свалившийся нам на голову поэт от математики не станет преследовать нас с такой въедливостью, как это делала математичка. (27)Вместо ежедневного решения задач и примеров будем вдохновенно рассуждать о красоте и ясности, о гармонии и разуме Вселенной!
(28)Скажу сразу, жестоко ошибся мой друг. (29)Новый учитель даже подкрутил гайки. (ЗО)Если математичка ограничивалась простым заучиванием, то Иголкин добивался понимания того, что мы заучиваем, почему так, а не иначе решаем задачу.
(31)Не успели мы как следует прочувствовать его речь, как он изумил снова. (32)Нет, не словами. (ЗЗ)Своей правой рукой, которую вынул из-за борта пиджака. (34)Вместо ладони с пальцами у него оказалась двупалая клешня. (35)Улыбки с наших лиц сдуло. (36)Мы, замерев, смотрели на эту клешню, на мел, который она держала и который выписывал на доске аккуратный и ровный ряд чисел.
(37)Урок начался. (38)Он прошёл при стойком оцепенении всего класса. (39)Мы, дети военных лет, хорошо понимали, что может стоять за этой страшной рукой.
(40) Ни о своём ранении, ни о пребывании на фронте Иголкин никогда не рассказывал.
(41) Мы не знали, где он воевал, в каком звании, сколько, был ли ещё ранен, имел ли награды.
(42) Учитель демонстративно игнорировал свою изувеченность. (43)Он работал, учил нас алгебре, геометрии и не давал спуску нерадивым и лентяям. (44)Он бы, несомненно, завоевал целиком и полностью наш класс, если бы не его манера высокопарно изъясняться. (45)Теперь-то я понимаю, что это происходило от его влюблённости в математику, от горячего желания привить эту влюблённость нам.
(46)Что и говорить, наш возраст, то, что нас, мальчишек, была такая орава, а учитель ничем не выдавал своих трудностей, даже упорно писал именно правой рукой, хоть это давалось ему очень нелегко, — всё это мешало проявлению добрых чувств. (47)Привыкнув к его руке, мы проявляли бездушие. (48)Я признаюсь в этом с горьким упрёком, и прежде всего самому себе. (49)Какие-то душещипательные эпизоды из прочитанных книг трогали чувствительные струны моего сердца, а живой человек, который находился рядом, понимания, сочувствия не вызывал.
(50)Мы проявляли жестокость. (51)Вывести Иголкина из себя нам ничего не стоило.
(52) И нам было неведомо, отчего изуродованная рука нашего учителя вдруг багровеет.
(53) Откуда нам тогда было знать, что это происходит от прилива душевной боли? (54)Но один самый обыкновенный подслушанный разговор перевернул наши души.
(55)Весной мы с одноклассниками, Фимой и Аликом, пошли в Струковский сад. (56)Этот городской сад, с густыми зарослями кустов, крутыми склонами, многочисленными тропинками, занимал большое пространство на высоком берегу Волги. (57)Сбежали мы друг за другом по одной такой тропке на склоне, налетев в самом низу, к общему восторгу, друг на друга, как вдруг Алик, отлетевший в кусты, поворачивается к нам и с вытаращенными глазами шепчет:
— Тихо. (58)Там Иголкин.
(59)Мы с Ефимом осторожно раздвигаем кусты и видим, что на дорожке, как раз под нами, идёт Иголкин с каким-то мальчишкой. (60)Мы замерли. (61)0ни же, как нарочно, остановились.
— (62)Поедем мы с тобой на рыбалку, непременно поедем, — почему-то не очень весело говорил Иголкин, — вот погоди, спадёт вода, да и у меня в школе работы поубавится.
— (6З)Ничего не поубавится! — сердито возразил мальчишка. — (64)И мама говорит, что ты с утра до вечера в школе пропадаешь, а у тебя здоровье. (65)Ты вон каждый вечер лекарства пьёшь. (66)И чего ты за них переживаешь? (67)Они же тебя терзают, просто изводят!
(68)«Терзают». (69)«Изводят». (70)Эти с горечью и гневом произнесённые маленьким мальчишкой слова как-то остро резанули. (71)Я воспринял их как слова, направленные непосредственно в нас. (72)И мне стало не по себе.
—(73)Они ещё несмышлёныши, — возразил наш учитель. — (74)Вроде тебя. (75)Ты пойми, ведь некоторые из них, совсем безнадёжные, стали понимать, соображать, у них появился интерес к математике. (76)Да, да, я вижу. (77)А ты лучше посмотри, как красиво!
(78)Он стоял в своей обычной горделивой позе, с правой рукой за бортом пиджака, и смотрел на реку, на заволжские дали. (79)Он словно возвращал нас к этой стихии, к этому врачующему душу простору, перед которым хотелось избавиться от всякой скверны. (80)Пусть её и не слишком много накопилось к тому времени в наших ребячьих душах, но избавиться хотелось решительно, полностью, раз и навсегда.
(81)Когда мальчишка взял Иголкина за руку и повёл прочь, мы услышали ещё несколько фраз.
— (82)А ты бы смог подбить три танка?
— (83)Хватит мне и одного.
— (84)А он сколько раз по тебе выстрелил?
— (85)Раза три, точно не помню…
(86)Голоса их поглотил весенний разноголосый шум сада. (87)Мы вылезли из кустов, спустились вниз на дорожку. (88)Играть расхотелось. (89)Не сговариваясь, присмиревшие, мы молча пошли к Волге.
(По И.Ф. Смольникову*)
*Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.) — писатель, автор более двадцати книг, а также разнообразных очерков и статей, посвящённых преимущественно литературе и изобразительному искусству.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
24. Из предложений 50—54 выпишите один фразеологизм.
25. Среди предложений 21-33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного и личного местоимений и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Повествуя об учителе математики — фронтовике Николае Ивановиче Иголкине, рассказчик открывает читателю то, что до определённого момента было скрыто и от самих школьников, используя такую форму речи, как (А) ____ (предложения 62—67 и 73—77, 82—85). Свои чувства, возникшие в момент, когда многое становится известно о человеческом подвиге учителя, рассказчик выражает, используя лексическое средство — (Б) ___ («не по себе» в предложении 72, «раз и навсегда» в предложении 80). Яркость, образность речи влюблённого в свой предмет учителя создают приём — (В) ___ (предложения 10—11), троп — (Г) ____ («волшебные сочетания сил и элементов», «чудесные соотношения атомов» в предложении 16, «красивые и ясные решения» в предложении 20) и другие выразительные языковые средства».
1. эпитет
2. метафора
3. сравнение
4. фразеологизм
5. парцелляция
6. восклицательные предложения
7. вопросно-ответная форма
8. диалог
9. цитирование
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами- иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Чувство собственного превосходства – черта неуверенных в себе людей
Все мы наверняка знаем высокомерных людей, которые постоянно хвастаются своими успехами. С гордо поднятой головой они ведут себя так, словно знают абсолютно все, и никто никогда не сможет подняться до их уровня. Все действия этих продиктованы исключительно чувством собственного превосходства. Они думают, что лучше всех остальных, являющихся, в свою очередь, либо их поклонниками, либо жертвами.
«Раздутость человеческого эго находится в прямой зависимости от степени его неуверенности в себе», – Рафаэль Кальбет.
Таким людям чуждо понятие скромности. Их поступками управляет гордыня и заносчивость, с помощью которых они пытаются показаться выше других людей. Но не скрывается ли за подобным поведением что-то большее? Быть может, оно прячет какую-то глубокую внутреннюю проблему?
Превосходство и самообман
Задумайтесь о людях, которые вечно запугивают окружающих. Они не настолько сильные, какими кажутся, потому что на самом деле чувствуют острую необходимость навредить другим, посеять среди них страх и вызвать к себе уважение. Но глубоко внутри они вовсе не храбрые. Нет, у них есть много скрытых серьезных проблем, которые они и проецируют на окружающих.
То же самое происходит и с людьми, которые считают себя лучше остальных. За всем своим неуважением, проявляемым ими по отношению к своим друзьям, прячется гораздо более глубокая проблема, которую они тщательно стараются скрыть. Это вынуждает их надеть маску самодостаточности, что, впрочем, ничуть не облегчает их положение.
Люди как вид хорошо преуспели в умении отрицать свои проблемы. Так, даже если они посмотрят в глаза суровой реальности, им все равно хватит смелости отрицать ее. Иногда это вызвано страхом, а иногда смущением. Самая большая проблема самонадеянных людей заключается в их патологической неуверенности в себе.
Конечно, фундаментальная роль здесь отводится самооценке. В данной ситуации вы можете чувствовать либо собственное превосходство, либо неполноценность. Чувство превосходства маскирует внутреннюю неуверенность посредством высокомерного обращения с другими людьми и их унижения с целью улучшить свое самочувствие.
Они смотрят на вас свысока
Один из факторов, который может заставить человека вести себя высокомерно с другими, это издевательства, пережитые им в детстве. Вполне возможно, что в университетские годы он резко изменил свое поведение, тем самым пытаясь защитить себя от будущих атак и притеснений.
Поэтому он верит, что должен при первой же встрече продемонстрировать людям уверенность в себе, чтобы те даже не подумали издеваться над ним. Личности вроде этих никогда не признают своих ошибок, обвиняя в них кого-либо еще. А еще они педантичные и надменные, будучи о себе настолько высокого мнения, что искренне считают себя объектом для подражания окружающих.
Чтобы укрепиться в своем чувстве превосходства над другим, этим людям нужно, чтобы за ними следовали и обращали на них внимание. В противном случае они будут считать себя неудачниками. Вот почему у них такая склонность к мелодраматизму и почему они шутят о своих руководителях, тем самым показывая людям, кто здесь главный на самом деле.
К несчастью для них, рано или поздно всему этому приходит конец. А когда это случается, страдает только их самооценка. Игнорирование проблемы лишь усугубляет ее. И когда ее уже нельзя будет решить, она обернется против вас с такой силой, что едва ли вы сможете устоять на ногах.
«Поначалу самообман – это уютное убежище, но затем оно превращается в холодную темницу», – Мария Хесус Торрес.
Прятаться под маской – это всегда плохая идея. Лучшим решением станет сознательное повышение своей самооценки до уровня, который позволит почувствовать уверенность в себе. Если же вы выставляете себя тем, кто заставляет страдать окружающих, то это не принесет желаемого облегчения, а если и принесет, то лишь ненадолго. Глубоко внутри вы все равно будете страдать от этой ужасной пустоты и сомнений в себе.
Поэтому каждый раз, когда вы оказываетесь рядом с теми, кто страдает от мании величия, будьте бдительны. Они не виноваты в том, что ведут себя именно так. Все дело в их ужасном прошлом. Если у вас есть возможность протянуть им руку помощи, сделайте это. Если нет – отстранитесь, позволив им идти своей дорогой до тех пор, пока им не удастся решить свою проблему самостоятельно.
Теперь вы знаете, что любой, кто преувеличивает свои достоинства (уверенность в себе, силу, храбрость или ум) и считает себя лучше всех остальных, делает это, потому что на самом деле у него очень низкая самооценка. Это способ защитить себя, даже если такое поведение делает больно кому-либо еще.