Почему страшно летать на самолете что делать
Как не бояться летать на самолете
Ежеминутно в каждом аэропорту планеты поднимается в воздух самолет с пассажирами на борту. 70 % сидящих в салоне людей испытывают страх полета, что вполне естественно. Вот только не каждый способен справиться со своей фобией. Чтобы понять, как не бояться летать на самолете, следует разобраться в причинах этого страха.
Причины страха
Страх летать на самолете – это естественный признак, свойственный любому человеку. Одни люди умеют его заглушать и игнорировать, другие, «раздувая из мухи слона», превращают все в фобию. Происходит это по многим причинам, и корни проблемы заложены в подсознании.
Напряженное состояние в полете
Обратите внимание! Какова бы причина страха при полете ни была, необходимо разобраться, насколько это фобия (или всего лишь неуютное ощущение непривычной обстановки).
Симптоматика
Аэрофобия – не единственный вид страха, которыми страдают люди. Есть боящиеся высоты и замкнутого пространства, а также незнакомой компании. Именно эти страхи могут стать причиной приступа паники. Чтобы понять, насколько вы аэрофобны, следует примерить на себя нижеприведенные симптомы описываемой проблемы:
Обратите внимание! Если даже половина этих признаков у вас присутствует, вы – аэрофоб, для которого полет становится настоящим наказанием.
Как сгладить ситуацию
Когда человек подчиняется своим страхам, это перерастает в серьезную болезнь. Если путешествие самолётом не воспринимается, как естественное событие, его можно сделать более спокойным. Для этого нужно просто отвлечься от своей фобии, переключившись на что-то другое.
Дополнительная информация! Вами были приняты все меры, а паническое состояние не отпускает? Тогда займитесь дыхательной гимнастикой. Делаются упражнения так: сначала глубоко вдохните воздух ртом, задержите его в легких на 5 сек., затем выдохните и еще 4 сек. не дышите. Повторите действия несколько раз: это поможет очень быстро успокоиться.
Профессиональная помощь
Если страхи полетов присутствуют уже давно, а путешествие самолетами – частая вынужденная реальность, без помощи специалиста здесь не обойтись. Стоит уделить серьезное внимание своему психоэмоциональному состоянию, посвятив ему достаточно времени.
Тренажер виртуальной реальности
Лекарственные препараты, назначаемые врачом для полета, можно разделить на 2 вида: накопительные и быстрого действия. К первой группе относятся те, что принимаются в несколько этапов – непосредственно перед вылетом, а затем через каждые полчаса-час. Вторая группа препаратов имеет достаточную концентрацию успокоительного, чтобы 1 таблетки хватило на несколько часов воздействия.
Лечение проводится медикаментами седативного и противотревожного характера, тормозящими нервные импульсы, снимающими спазмы и судороги в мышцах.
Важно! Каким именно препаратом лечить аэрофоба, врач решает сам, исходя из индивидуальных особенностей пациента, состояния его психики, причин, вызывающих страхи, и запущенности проблемы.
Прибегать постоянно к данным средствам не следует, так как к большинству из них может возникнуть привыкаемость. Этот способ лечения аэрофобии должен носить кратковременный характер, и применяться к тем, кто путешествует самолетами не так часто.
Сам человек может подготовиться к будущему полету заблаговременно. Недели за 3 до предстоящего путешествия можно начать принимать ежедневно глицин или экстракт валерьянки в дозах, указанных в инструкции. Это поможет снизить нервное напряжение и избежать стрессовой ситуации.
Законы физики
Некоторых людей панически пугает полет именно из-за оторванности от Земли. Не все осознают принцип действия аэродинамики, поэтому не до конца понимают, как такая тяжелая металлическая махина с кучей пассажиров на борту и большим объемом багажа может удерживаться в воздухе на протяжении нескольких часов.
Если вы летите впервые, чтобы успокоить свое воображение и перестать бояться, стоит ознакомиться с некоторыми конструктивными особенностями самолетов:
Технический осмотр самолета перед полетом
Дополнительная информация! Чтобы произошла неординарная ситуация, судьбе придется постараться, ведь каждый самолет перед вылетом тщательно проверяют технические службы. Пользуются они специальными диагностическими устройствами, так что неисправную технику не допустят даже на взлетную полосу. На терминалах усилен таможенный досмотр, что исключает попадание на борт опасного багажа.
Советы «бывалых»
Не стесняйтесь признаться окружающим – «я боюсь летать на самолете». Среди ваших знакомых найдутся уже неоднократно летавшие. Они знают, что делать, чтобы побороть свою боязнь. Примите к сведению их советы.
Впечатлят вас и отзывы сторонних людей, которые научились подчинять свои страхи:
Если не лечить фобию
Когда невозможно избежать полета, а ты панически этого боишься, начинаются проблемы не только психологического плана. Если не научиться справляться со страхами, фобия поглощает человека полностью, превращая в угрюмого неврастеника.
Важно! Любой вид фобии будет быстро прогрессировать, если подчинить ей свою психику и отказаться от помощи профессионалов.
Надеясь, что справится сам, человек прибегает к употреблению мощных психотропных препаратов или алкоголю. Чем чаще возникает необходимость в перелетах, тем быстрее развивается вредная привычка. Такой допинг не облегчает ситуации, а делает ее еще более запущенной.
Алкоголь в условиях низкого давления и сухого воздуха в салоне самолета может спровоцировать дурноту (порой с рвотой). Организм находится в подвешенном состоянии, и даже малая доля алкоголя на высоте нескольких тысяч метров от Земли способна вызвать сильное опьянение, в результате которого наступает упадок сил. От этого у пьяного человека сразу же ухудшается настроение, и паника наваливается с еще большей силой.
Видео
Если вы осознаете, что подвластны фобии, не стоит этого стесняться и скрывать. У каждого человека имеются свои комплексы и страхи, от которых лучше избавиться, а не загонять их внутрь себя. Аэрофобию можно преодолеть, если внимательно изучить свой страх, вникнуть в конструктивные особенности самолетостроения и понять принципы аэродинамики.
Тысячи человек ежедневно пользуются услугами авиакомпаний, совершая множественные перелеты в течение года, и продолжают спокойно жить, любить, работать. Они на собственном опыте поняли, что риск быть жертвой авиакатастрофы микроскопически мал. Это должно стать для вас действенным аргументом. Так стоит ли бояться самолетов?
Если боишься летать, значит, готов умереть. Пилот — об аэрофобии пассажиров
Лётчик Лёха — он же пилот авиакомпании «Победа» Алексей Кочемасов — рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.
Кадр фильма «Вид сверху лучше». © kinopoisk.ru
Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога — и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься — почему же люди бояться летать?
Так пилот авиакомпании «Победа» Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха, начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся — аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.
Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. — Прим. Лайфа) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы — почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?
Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.
Вторая группа людей — это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.
Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас — ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.
Третья группа — самая сложная — им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь — за две недели или за месяц, — они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: «Никто не погиб», «Пострадавших нет». Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.
Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе — штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки — это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.
Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.
Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт — паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет «выйти» в полёте.
«Как говорили классики, знание — сила», добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.
А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.
Взлёт — посадка
Кадр фильма «Вид сверху лучше». © kinopoisk.ru
Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не «бежит», но ещё не летит, потом отрыв — и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный — среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать — там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы — теракты.
При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять «бочку». Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь — хоть вверх ногами.
Турбулентность
Не все компании мира в принципе обходят «болтанку» — азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете — верят в реинкарнацию.
Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде — есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300—400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.
Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.
Старый самолёт
Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах — значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи «Я люблю тебя, Маша», слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле — надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.
Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов — 17 лет. Самый молодой — у «Победы»: у нас самолётам двух лет нет.
Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, «детские болезни» есть, так и здесь — вылезают всё время какие-то мелкие пакости.
Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.
Боюсь летать на самолёте: что делать, как преодолеть страх перед полётами
Почему появляется страх перед полётом?
Во-первых, самолёт — это относительно молодой вид транспорта. Во-вторых, новости о страшных катастрофах и трагедиях очень часто мелькают в сети – СМИ охотно освещают подобные темы. Человека эта информация, конечно же, пугает. Но статистика показывает, что самолёт — самый безопасный вид транспорта. Случаев с трагическим концом, связанных с полётом, в 1000 раз меньше, чем случаев с авариями на дороге. И в-третьих, у людей мало опыта перелётов. Редко кто летает каждый день, поэтому всякий раз полёт вызывает у человека опасения. Если бы путешествия на самолётах для всех были обычным делом, например, как вождение авто, страха было бы гораздо меньше. Те, у кого работа связана с постоянным передвижением по миру, относятся к перелётам гораздо проще.
Страх появляется в тот момент, когда человек лишается возможности выбора. Пассажир оказывается в безвыходном положении — ограниченное со всех сторон воздушное судно угнетает и вызывает страх. Конечно, кому хочется быть запертым в «железной коробке» на высоте 10 000 метров.
«Страх полётов – очень распространённое явление. В замкнутом пространстве и тем более на высоте человек теряет контроль над ситуацией. В случае непредвиденных обстоятельств он не может остановить рейс и выйти за пределы самолёта», — говорит психотерапевт Евгений Немтин. Страх потерять контроль над ситуацией пробуждает в нас самые неприятные переживания. «Знание того, что полёт может обернуться трагедией, вызывает панику и тревогу. Сопровождается это учащённым дыханием и сердцебиением, тошнотой и укачиванием в самолёте. Аэрофобия может привести даже к потере сознания», — объясняет психотерапевт Ольга Палеха.
Как справиться со страхом?
1. Сконцентрируйтесь на позитивном будущем
Вопреки выражению «процесс важнее результата», в случае полёта, прежде всего, важен результат — вот на нём и сконцентрируйтесь. Тем более что у многих перелёт чаще всего связан с посещением новых городов и стран. Во время полёта представляйте, сколько интересного вас ждёт впереди — достопримечательности, новые знакомства, опыт, яркие впечатления, успешная реализация проекта, который вас ожидает в пункте назначения.
2. Попытайтесь отвлечься
Обязательно берите с собой на рейс наушники, включайте свой любимый плейлист или приятную музыку — это настроит вас на спокойный лад и поможет отвлечься от того, что происходит на борту. Плюс под любимый трек легче визуализировать позитивное будущее и предвкушать путешествие.
3. Примите удобное положение
Привести мысли в порядок поможет максимально устойчивое положение — в телесной психологии этот способ называется заземлением. С помощью этой техники получится быстро взять эмоции под контроль и восстановить связь с реальностью. Точками опоры сидя должны быть ягодицы и стопы – центры тяжести приходятся именно на эти части тела. Всякий раз, как вес тела смещается вперёд или назад, возвращайтесь в исходное положение. Для устойчивости нужно как бы крепко «врасти» ногами в пол. Снимите обувь и каждой стопой наступайте на пол – это даст ощущение опоры и почвы под ногами — в прямом смысле этого слова.
Практикуйте осознанное дыхание — практика поможет насытить мозг кислородом и прийти в состояние покоя и равновесия. Особых навыков и условий для этого не потребуется. Практику можно выполнять и в людном месте – никто не узнает, чем вы заняты. Сделайте глубокий вдох, затем медленный выдох. Ни о чем не думайте, просто дышите, как получается. Повторяйте технику каждые 20-30 минут по 30 циклов дыхания.
5. Объединяйтесь с интересными людьми
Приятная компания поможет преодолеть страх. Идеально летать вместе с родными и друзьями — присутствие рядом важных людей даст ощущение спокойствия, опоры и поддержки. Если такой возможности нет, объединяйтесь с другими интересными людьми и попутчиками — например, с соседом в самолёте. Во время общения время пролетит быстро.
6. Подготовьтесь перед полётом
Физиологический аспект тоже очень важен. Пейте много воды и выспитесь перед предстоящим путешествием — в среднем для взрослого человека это 7-9 часов. В этом случае у вас будет достаточно энергии, чтобы выдержать перелёт.
Резюмируем
Чтобы хорошо перенести полёт и перестать паниковать, подготовьтесь морально и физически. В самолёте уводите фокус внимания на приятные мысли о предстоящем путешествии, включайте любимый плейлист и концентрируйтесь на позитивном будущем.
По возможности найдите интересного собеседника или прочтите книгу, например, — «Лёгкий способ перестать бояться летать» от автора Алексея Герваша. И не забывайте рационализировать происходящее — периодически напоминайте себе, что самолёт — самый безопасный транспорт.
В случае если вы не можете даже переступить порог самолёта, обратитесь к психологу. Всякое может быть — возможно, вас в детстве кто-то напугал или вы попадали в аварию. Неудачный опыт с полётом, сильная турбулентность, экстренная посадка тоже могли стать причиной беспокойства. Найти истоки страха очень важно, но с этим поможет разобраться только грамотный специалист.
Как победить аэрофобию: истории людей и мнения профессионалов
«Афиша Daily» поговорила с людьми, у которых путешествия на самолете вызывают страх, об их ощущениях на борту и способах преодоления тревожности, а психолог и разработчик приложения для аэрофобов объяснили, чем страх отличается от фобии и как справиться с нервозным состоянием.
Истории аэрофобов
«Аэрофобия дала о себе знать после нескольких неприятных перелетов. В 9-м классе я летел с родителями чартерным рейсом из Турции в Новосибирск. В Сибири была аномально низкая температура. Самолет при подлете не смог выпустить шасси. 40 минут мы летали над аэропортом, никто ничего не объяснял, у стюардесс были бледные и испуганные лица. После этого капитан корабля сообщил, что нас отправляют на запасной аэродром, который находился в Абакане. Над Абаканом мы снова кружили какое-то время. После долгих попыток приземлиться самолет все-таки выпустил шасси. К нам подъехали аварийные службы и стали проверять двигатели. Больше половины рейса не полетело последующим рейсом в Новосибирск, люди поехали поездом. Я запомнил на всю жизнь отчетливую мысль о том, что мы все могли погибнуть. Через несколько дней после полета у меня начали седеть брови. Потом происходили другие подобные истории: то возгорание на борту, то аварийная посадка. Был случай с отваливающейся обшивкой в салоне, иногда приходилось лететь в грозу, когда за окном иллюминатора сверкают молнии. Один раз даже частично разгерметизировался аварийный люк — оттуда дико дуло, и изнутри он покрылся слоем инея.
Я изучал физику полета, читал книги на эту тему. Но сильно боялся турбулентности. Причем это иррациональный страх. Сознание отключается, начинается паническая атака, и я ничего не могу сделать с собой. Учащается дыхание, увеличивается пульс, бросает в пот. Ощущения такие, будто у тебя сердечный приступ.
Я летаю очень часто — около 4–5 раз в месяц. С этим связана моя работа. Из-за частоты всегда что-нибудь случается. Немного усиливает страхи и информация о событиях на Ближнем Востоке. Я физически ощущаю тревогу, когда пролетаю над большими водными пространствами.
Я обращался к психотерапевту, который специализируется на лечении аэрофобии. Некоторые успехи были. Но больше всего мне все равно помогает алкоголь в сочетании с успокоительными. Стюардессы часто относятся с пониманием и не делают замечаний, когда я выпиваю на борту. Мне приходится иногда объяснять, что я аэрофоб «со справкой» и что лучше дать мне выпить, чем видеть меня в неадекватном состоянии во время панической атаки. Еще перед полетом я стараюсь покурить, чтобы снять стресс. Когда я лечу с человеком, который боится полета еще больше меня, я чувствую себя увереннее, могу начать успокаивать встревоженного пассажира. Однажды практически откачивал незнакомую девушку, которая сидела в кресле рядом.
Неплохо помогает дыхательная гимнастика. В стрессовых ситуациях 10 глубоких вдохов и выдохов могут снять напряжение и нервозность. Кстати, любопытно, что аэрофобия немного уменьшилась после рождения сына. Мне кажется, что я оставил потомство, теперь не стоит так бояться смерти: выполнил свой долг, продолжил род».
«Впервые я оказалась на борту уже взрослой — летела на стажировку в Голландию.
Раньше путешествовала только на поезде или на машине. У меня не было представления о том, что происходит во время полета. Когда самолет начал разгоняться, я вцепилась в кресло. Кроме того, мы летели как раз тогда, когда в Исландии было сильное извержение вулкана. Буквально за день до нашего полета аэропорт Амстердама начал принимать рейсы, до этого летать было слишком опасно из-за смога. Было жутковатое предчувствие, что мы попадем в облако пепла и не долетим.
После аэрофобия стала проявляться постоянно. Из-за боязни летать я решила посоветоваться с друзьями, лучше узнать технические стороны и особенности полета. Мне объяснили, что самолет устроен таким образом, что вероятность падения из-за неисправности ничтожно мала. Шутили, что даже разваливающийся самолет все равно как-то долетит. Я перестала бояться неполадок, но оказалось, что никто не исключает возможность нападения террористов или плохой погоды.
До полета я обычно ощущаю небольшую нервозность, но это терпимо. Все самое неприятное начинается во время взлета, еще меня очень пугает турбулентность. Хотя я знаю, что это временная тряска, у меня начинается паника, я бледнею, цепляюсь за кресло. Появляются мысли о том, что все плохо закончится, сомнения, приземлимся ли мы. Напряжение обычно длится в течение всего полета. Мне становится легче, когда самолет начинает выходить на посадку. Я думаю, что раз долетели до аэропорта, то точно уже ничего плохого не случится. Больше всего меня пугает ощущение бесконтрольности, а еще все усиливается за счет моей клаустрофобии.
Я стараюсь справиться со страхом сама. Узнала много информации об особенностях полета, обычно выбираю авиакомпании, в истории которых меньше аварий и падений самолетов. Так у меня возникает чувство некоторой защищенности.
Когда перед вылетом происходит демонстрация правил техники безопасности, я всегда с большим вниманием слежу за показом. Некоторые пассажиры даже посмеиваются, что я придаю такое значение процедуре, которую многие считают формальностью. Также обращаю внимание на поведение стюардесс. Если они ведут себя спокойно, то тряска меня не так сильно беспокоит.
Когда я лечу с друзьями, стараюсь больше с ними общаться, чтобы отвлечься и не думать о плохом. Если я одна, то могу найти себе «жертву», с которой буду болтать во время полета, чтобы снять напряжение. Однажды попробовала выпить чуть больше вина, чтобы расслабиться. Я действительно перестала нервничать, но, когда мама с ребенком на соседних креслах стали поглядывать на меня странно из-за моей излишней болтливости и активной жестикуляции, я поняла, что выпила лишнего. После этого страшно было проходить паспортный контроль: думала, что меня могут не пустить в страну (я летела в Голландию) из-за моего состояния. С тех пор стараюсь снимать стресс другими способами».
«Самый запоминающийся случай произошел со мной в 2013 году. Тогда я поехала домой к маме в Кировскую область, а потом собиралась вернуться к мужу в Финляндию и отметить с ним Новый год. И проспала поезд, который бы довез меня до Финляндии с пересадкой. Я нашла нужный самолет, но сразу начала искать причину, чтобы не лететь. Меня ждало у дома такси, но я просто не смогла в него сесть. Мне казалось, что со мной точно на борту случится что-то ужасное. В итоге я не села в такси и пропустила самолет. Долго плакала, когда пыталась объяснить мужу, что мне помешало улететь.
Таких историй с тех пор накопилось много. Чем ближе дата полета, тем больше я начинаю переживать. Могу сдвигать даты, за что приходится доплачивать. Из-за аэрофобии я страдала и морально, и финансово. Совсем недавно мне хотелось прилететь на концерт Земфиры в Москве. Эта поездка для меня была связана с позитивными эмоциями, ожиданием встречи с близкими друзьями и выступлением любимой певицы. Но меня снова мучило желание отменить путешествие. В итоге билет на концерт пропал.
Моя аэрофобия проявляется странно. Все неприятные ощущения предшествуют полету. Когда я сажусь в самолет, то страх уходит. Понимаю, что уже некуда отступать. Как будто вытянула лотерейный билет, просто надо дождаться, что будет в конце.
Перед полетом, чтобы себя успокоить, я начинаю больше общаться с окружающими незнакомыми людьми. Во мне просыпается разговорчивость, которая мне обычно не свойственна. Могу начать болтать с пассажирами еще в очереди на регистрацию. Замечала, что если лечу с человеком, который вовсе не боится полетов, то мне становится намного легче. Я смотрю в эти глаза, полные уверенности, и не так сильно переживаю. Звоню близким, говорю, что скоро полечу на самолете, а они буднично отвечают, не пугаются, как будто это что-то опасное. Их реакция меня успокаивает.
До сих пор обращаю внимание, что в день до отлета пытаюсь жить по полной, так, как будто это последний день в моей жизни».
Способы справиться с аэрофобией
Почему возникает аэрофобия?
«В психологии различают два состояния аэрофобии. Первое — это страх лететь на самолете, состояние тревоги, напряжения, связанное с полетами. 80% россиян испытывают из-за этого дискомфорт. Такой страх, как правило, хорошо контролируемый, не мешает повседневной жизни человека, из-за страха человек не меняет своих планов. А второе состояние — это когда у человека боязнь полетов является проявлением более глубоких тревожных переживаний, началом невроза.
Страх летать на самолетах часто провоцируется несколькими факторами. Во-первых, состояние полета является неестественным для человека, поэтому этот опыт вызывает тревогу. Во-вторых, в данной ситуации человек должен полностью положиться на другого человека (пилота), он оказывается зависим от других людей и от обстоятельств, сам не может ничего контролировать.
Такие люди, как правило, говорят о том, что если бы они смогли сами изучить строение самолета и перед полетом сами проверить его исправность, познакомиться лично с пилотом и убедиться в его профессионализме, то им было бы нестрашно лететь.
На борту изменяются границы личного пространства: много людей находится в ограниченном пространстве, каждый человек оказывается на виду. Если у человека есть неуверенность в себе, страх социальной оценки, чувствительность к нарушениям личных границ, то нахождение в самолете тоже будет вызывать тревогу.
Если страх проявляется только в чувствах, в мыслях и никак не влияет на поведение (боится, но все равно летит), человек ничего не предпринимает, чтобы избежать полета, нет выраженных соматических проявлений, то это нормальная тревога. Избавиться от нее можно любым способом, которыми человек успокаивается и в любых других ситуациях. Кого-то успокаивает общение во время полета, кто-то, наоборот, отвлекает себя музыкой, кино, сладостями.
Когда мы говорим про фобию, то здесь у человека проявляются ярко выраженные вегетативные реакции: потеют ладони, учащается сердцебиение, сковывается дыхание, меняется общее физиологическое состояние. Тело реагирует на ситуацию как на сигнал опасности. Могут возникать навязчивые мысли, когда человек прокручивает в голове варианты катастрофы (смотрит информацию о катастрофах в интернете), не может переключиться на другие дела. В этом случае человек старается избегать полетов: ездит только в те страны, в которые можно добраться на поезде, отказывается от важных командировок (которые связаны с полетом).
Такие страхи могут выражаться в панических атаках: приступах паники на борту самолета, с которыми справиться самостоятельно очень сложно. Когда мы имеем дело с невротическим страхом, то за ним часто стоят другие фобии: клаустрофобия, агорафобия, социофобия. Это не просто страх, это сигнал, что накопилось слишком много эмоционального напряжения. Как правило, это не сиюминутный стресс, который имеет место здесь и сейчас, а длительно накопленное, часто имеющее глубокие корни в прошлом опыте состояние крайнего эмоционального напряжения, скрытого глубокого внутри личностного конфликта. Часто сочетание травматического опыта в прошлом с текущим неразрешимым эмоциональным напряжением (регулярные стрессы) может привести к появлению фобий.
В каждом конкретном случае причины различны: кто-то пережил стресс, потерю близкого человека, имеет противоречивые, напряженные близкие отношения. Например, женщина зависит по жизни от властного мужчины, который полностью контролирует ее жизнь. Когда она оказывается в самолете, появляется страх зависимости от неизвестного человека. Соответственно, она будет стараться избегать самолетов (контролировать или изменить близкого она не может, а избегать самолетов может).
Страх можно регулировать: его причины человек может сам понимать и осознавать, а когда мы имеем дело с фобией, то причины человеком не осознаются. Фобия усугубляется, когда человек старается сдерживаться и не признает (не говорит), что ему страшно, боясь социального осуждения. Если во время полета человек начинает испытывать страх, о нем нужно обязательно рассказать стороннему человеку, чтобы ему помогли справиться с его эмоциональным состоянием.
Бывает, что фобия возникает как посттравматический шок, когда человек пережил реально опасную (аварийную) ситуацию во время полета».
Как избавиться от фобии?
«Лучше обратиться к врачу неврологу-вегетологу, если есть ярко выраженные изменения тела во время стресса. Если есть просто страх, то может помочь психотерапевт. Врач может назначить препараты, которые проверены временем, тогда полет пройдет совсем в другом ключе. Очень многие люди используют для успокоения алкоголь, но есть препараты, которые действую активнее и быстрее.
Врач определит, какой вид терапии наиболее эффективен в конкретном случае: медикаментозная, краткосрочная медицинская психотерапия или курс длительной работы с психологом для пересмотра и изменения отношений с собой и значимыми людьми. Медикаментозный путь дает быстрый результат, но не гарантирует, что в новой стрессовой ситуации симптом не вернется. Медицинская психотерапия позволяет справиться с самими симптомами фобии, работа с психологом меняет целостное ощущения себя.
Справиться с фобиями можно, и, конечно, это не приговор — важно найти тот путь, который подходит именно вам».