Почему рухнули акции тесла
Акции Tesla рухнули на подозрениях Илона Маска в манипуляциях рынком
Внимание привлек последний пост Илона Маска якобы о намерениях продать 10% акций Tesla. Предприниматель запустил опрос среди своих подписчиков, стоит ли ему продавать акции компании на 20 миллиардов долларов или нет. Он пообещал поступить со своими акциями так, как решит аудитория.
В комментариях к этому посту инвесторы отмечали, что такая выходка Илона Маска может обернуться для них потерей денег. Так и случилось. Торги 8 ноября открылись падением акций Tesla.
Управляющий партнер Red Sharks Ventures Александр Матвеев, у которого также есть акции Tesla, идею Илона Маска, напротив, поддержал. Он заявил, что акции компании переоценены, поэтому для основателя компании продать акции является наиболее разумным решением. Высвободившиеся деньги он мог бы направить на другие проекты, или на личную жизнь вне компании.
Акции Tesla выросли с начала года на 72%. Вместе с тем, этот рост был обеспечен не столько успехами в производстве электромобилей, столько громкими заявлениями самого Илона Маска. Ранее предпринимателя уже не раз обвиняли в попытках манипулировать рынком. Так, например, после того, как предприниматель заявил, что Tesla не будет продавать свои машины за биткоины, курс данной криптовалюты обрушился. После Илон Маск публиковал еще один пост о намерениях его компании продать ранее купленные биткоины, после чего курс валюты упал еще на 10%.
Комиссия по ценным бумагам и биржам ранее оштрафовала Илона Маска на 20 миллионов долларов, а также постановила согласовывать каждый твит про Tesla с юристами компании.
Что с Tesla? Она упала
Свершилась мечта всех тех, кто с завидной регулярностью шортил все эти годы Tesla (NASDAQ: TSLA ) – за прошедшую неделю котировки снизились почти на 12%.
Вопрос: заработали ли на этом господа-шортисты «былых времен»? Боюсь, что предыдущий безумный рост котировок этой компании давно их (практически всех) оставил без штанов. Более того, мы с вами понимаем: чем меньше открыто шорт-позиций по бумаге, том больше у нее шанс упасть.
Впрочем, могло ли быть иначе после того, как Маск обьявил о продаже 10% пакета акций? И самой оригинальной из всех идей, что мы наблюдали за последнее время, была просьба о помощи зала? Зал посоветовал продать. Бумага упала.
Кто во всем виноват? Уж точно не Маск! Все претензии к «залу».
Нас волнует другой вопрос: можно ли рассматривать данные действия Маска как нарушение этического кода? Впрочем, о чем это мы? Ведь даже руководители ФРС нам показывают – не до кода сегодня. Не до этики! Кого они волнуют, когда речь идет о серьезных деньгах?
Какие последствия могут наступить, и для кого?
С 2018 года Илон Маск обязан отдавать на проверку юристу все заявления о Tesla. Тем не менее, последние действия генерального директора производителя электрокаров показывают на то, что «плевать он хотел» на эти правила. Так, в 2020 году, нарушая договоренности о согласовании своих заявлений, Маск написал, что акции Tesla «переоценены, на его взгляд».
Поскольку не так давно Комиссия уже «проспала» ситуацию с членами правления ФРС, да и по реддитам ситуация весьма и весьма творческая, под руку вполне может подвернуться горячий парень Маск. Надо же показать мастер-класс по ловле мышей… А тут такая жирная мышь сама на эшафот просится 😉
Акции Tesla обвалились на фоне опроса Маска о продаже части его пакета
На Мосбирже котировки на минимуме падали до ₽79 020 за акцию, что на 8,1% ниже закрытия пятницы, 5 ноября.
Снижение в акциях производителя началось на новости о предстоящей продаже крупной доли в компании гендиректором Tesla Илоном Маском. Глава Tesla в выходные запустил опрос в Twitter, в котором спросил пользователей, стоит ли ему продать 10% из принадлежащих ему акций компании, чтобы уплатить налоги.
«В последнее время слишком много говорят о том, что нереализованная прибыль — это средство уклонения от уплаты налогов, поэтому я предлагаю продать 10% моих акций Tesla», — написал Маск.
I will abide by the results of this poll, whichever way it goes
По американским законам, владелец акций не платит налог на прибыль до тех пор, пока не продаст их. Прибыль, полученная только на бумаге, называется нереализованной.
Большинство из 3,5 млн пользователей Twitter, которые прошли опрос — 57,9%, — поддержали идею о продаже акций, 42,1% оказался против.
В 2018 году Маск отказался от зарплаты. Вместо этого было принято решение, что в течение десяти лет его работа будет вознаграждаться опционами, которые Маск получит, если выполнит поставленные цели по росту выручки, EBITDA и капитализации Tesla. Этим шагом бизнесмен хотел убедить акционеров в том, что намерен серьезно работать над достижением поставленных целей.
«Нереализованная прибыль как средство ухода от налогов», про которую пишет Маск — актуальная тема на повестке дня в США. Так, в июне Маск оказался среди миллиардеров, упомянутых в расследовании Pro Publica о том, как сверхбогатые уклоняются от уплаты налогов. Кроме того, он стал мишенью для членов Конгресса, которые настаивают на налогообложении миллиардеров.
«Платит ли вообще самый богатый человек мира налоги, не должно зависеть от результатов опроса в Twitter, — процитировал Bloomberg сенатора от штата Орегон Рона Уайдена. — Пришло время подоходного налога для миллиардеров».
«Все это закончится слезами». Инвесторы о феномене Tesla
Такой рост акций Tesla многие аналитики считают неоправданным. По их мнению, по фундаментальным показателям компания сильно переоценена. «Рост цен на акции и тот факт, что Tesla стоит больше, чем Fiat Chrysler, General Motors и Ford вместе взятые, не имеет ничего общего с реальностью», — сказал Боб Лутц, который занимал руководящие посты в Ford, Chrysler и General Motors.
Перспективы и прогнозы
Другие, наоборот, придерживаются мысли, что рост акций отражает перспективы бизнеса компании и ее технологий. Инвесторы вкладываются в акции в надежде на их будущий рост. И у них есть на то причина. Последние три квартала бумаги Tesla показывали прибыль, и такого же результата ждали и от второго квартала 2020 года. Но наступила пандемия, и компании пришлось остановить работу сборочного завода в Калифорнии.
Поэтому многие аналитики сомневались, что второй квартал 2020 года будет для компании прибыльным. Однако Tesla снова всех удивила. Компания сообщила, что поставила на рынок значительно больше новых автомобилей и спортивных внедорожников, чем ожидалось: 90,7 тыс. автомобилей во втором квартале, на 4,9% меньше, чем в таком же периоде прошлого года. Однако аналитики предполагали, что из-за пандемии поставки упадут на 24%.
Это четвертый подряд прибыльный квартал для Tesla. А значит, теперь у компании есть возможность попасть в индекс S&P 500. Для того чтобы бумагу включили в этот индекс, нужно, чтобы компания показывала прибыль за четыре последних квартала, включая самый последний. Если Tesla попадет в S&P 500, это вызовет приток средств в акции компании со стороны фондов, инвестирующих в индексы.
Боязнь упустить возможность
Вряд ли сейчас найдется хоть один инвестор на рынке, который смог бы остаться в стороне от феномена Tesla. Все разделились на два лагеря — тех, кто верит в компанию несмотря ни на что, и тех, кто ждет, когда этот карточный домик рухнет. Первые инвестируют в акции, боясь упустить потенциальную прибыль, и чуть ли не молятся на Tesla. Своим энтузиазмом они заражают и других более неопытных инвесторов.
«Это вечное человеческое желание быть частью толпы, или то, что мы сегодня назвали бы FOMO — fear of missing out, страх упустить», — пишет американский журналист Джейсон Цвейг в своей колонке о феномене мыльных пузырей на фондовом рынке.
Мы спросили у российских инвесторов, что они думают по этому поводу и почему решили инвестировать в бумаги компании или, наоборот, почему обходят ее стороной. Вот что они ответили.
Роберт Закиев, частный инвестор
Я смотрю на безумный рост акций Tesla со стороны, но сам пока покупать не планирую — слишком высокий риск потерять капитал. Текущая цена, на мой взгляд, — это чрезмерный оптимизм инвесторов. Они думают, что компания захватит рынок беспилотных автомобилей и грузовиков и выйдет на лидирующие позиции по продаже автомобилей во всех странах. Сложно сказать, что будет с Tesla через пять — десять лет.
Инвестирование — наука о вероятностях наступления того или иного сценария будущего, которое мы не можем с точностью предсказать. Акции могут еще вырасти, так как многие инвесторы смотрят на прошлое и проецируют его на будущее. Но котировки также могут упасть и уничтожить чей-то капитал. Поэтому я бы не стал вкладывать жизненно важные накопления в Tesla и оставил деньги в более надежных акциях с хорошей дивидендной доходностью. Я отношу себя к консервативным инвесторам, которые больше заботятся о том, как сберечь капитал, нежели о том, как его быстро приумножить с помощью рискованных инвестиций типа биткоина или акций Tesla.
Российский инвестор, который предпочел остаться анонимным
Я делаю расчеты перед покупкой самостоятельно. И по Tesla вижу только феерическую доходность. Мнения псевдоэкспертов, которые пропустили весеннее падение рынка, меня особо не интересуют — я думаю своей головой. Недавно на одном из каналов об инвестициях эксперт решил «шортить» Tesla. Но акции не падали, и у него случился маржин-колл. Так что, можно сказать, он получил красные шорты от Илона Маска.
Сергей Попов, частный инвестор
Я покупал и продавал Tesla много раз — всего у меня было несколько десятков сделок. Покупал в основном перед выходом отчетов, продавал после выхода, когда бумага сильно выросла. Всего за девять месяцев удалось заработать около 100% прибыли. Сейчас я уже не покупаю эти акции на долгий срок, торгую только внутри дня, потому что слишком много рисков, особенно в преддверии отчета.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Акции Tesla обвалились на 7% после слов Илона Маска о сделке с Hertz
«Я хотел бы подчеркнуть, что контракт еще не подписан. Спрос на Tesla гораздо больше, чем производство, поэтому мы будем продавать автомобили Hertz только с той же маржой, что и обычным потребителям», — написал Маск в своем аккаунте в Twitter.
If any of this is based on Hertz, I’d like to emphasize that no contract has been signed yet.
Tesla has far more demand than production, therefore we will only sell cars to Hertz for the same margin as to consumers.
Hertz deal has zero effect on our economics.
Заказ на 100 тыс. автомобилей — примерно десятая часть электрокаров, которые Tesla может производить за год. Hertz заявила, что заплатит за автомобили полную цену. Представитель Hertz Марк Филдс сообщал Reuters, что основную часть заказа составляют электрокары Model 3.
Условия сделки предполагали, что Tesla должна полностью выполнить заказ к концу 2022 года. В результате электромобили должны составить более 20% мирового парка автомобилей Hertz. Сама Hertz планирует построить собственную инфраструктуру для зарядки электрокаров.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»