Почему ребенок зеркалит буквы и цифры что делать
«Почерк Леонардо»: что делать, если ребёнок пишет зеркально
Многие родители дошкольников сталкиваются с такой проблемой: ребенок начинает писать, но делает это зеркально. И возникает масса вопросов: это норма? Или срочно к специалистам? Наш блогер, психолог Елена Каштанова, рассказывает, что такое зеркальное письмо и нужно ли сразу бить тревогу.
Зеркальное написание букв и слов часто еще называют «почерком Леонардо», потому что многое, написанное Леонардо да Винчи, было сделано именно зеркально. В быту родители чаще просто говорят — «он зеркалит», когда дошкольник пишет в зеркальном отражение.
Что такое зеркальное написание букв
Это означает, что ребенок пишет некоторые буквы (или цифры), повернутыми в другую сторону или вверх ногами. Например, печатные R и Я, С и ꓛ, (право-лево). Письменные: т и ш (отражение по вертикали).
Нормально ли это
«До семи лет — абсолютно нормально», — рассказывает логопед Людмила Поплавская, один из авторов программы «Зазеркалье» для 1-2 классов, направленных на улучшение пространственных представлений.
Маленькие дети нередко путают буквы, когда читают и пишут. Но если дети старше 7 лет допускают частые ошибки в написании букв, отображая их зеркально, это может говорить о проблемах с чтением или письмом. При этом зеркальное написание букв не обязательно свидетельствует о том, что у ребенка дислексия или дисграфия.
Дислексия, дисграфия, дискалькулия: что такое трудности в обучении и почему об этом важно знать
Какие еще могут быть причины, по которым ребенок пишет буквы зеркально:
· недостаточно сформированные пространственные представления;
· не усвоил образ букв и путает их;
· есть трудности зрительного восприятия.
Перерастают ли дети «отзеркаливание»
Большинство детей перерастают зеркальное письмо, так как лучше осваивают навыки чтения и письма. Но некоторым, всё же, нужна помощь.
Если ребенок продолжает писать буквы зеркально к концу 1-го класса, имеет смысл обратиться к специалистам: логопеду и нейропсихологу.
Как помочь ребенку дома
Важно
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении: причины, что делать? Как исправить зеркальное написание букв и цифр у детей: советы, упражнения
Почему ребенок, первоклассник пишет цифры и буквы зеркально.
Из статьи вы узнаете, является ли проблемой написание ребенком буквенных и цифровых символов зеркально, стоит ли беспокоиться и как исправлять ситуацию.
Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении: причины
Что является причиной появления зеркального письма у детей? Изучение этого феномена проводится с учетом специальных выборок: зеркальное написание рассматривается как дисграфия, также выделяется феномен правшей с «пишущей» правой рукой.
Записи в дневнике Леонардо да Винчи
Дисграфия наблюдается у детей начальной школы
Леонардо да Винчи в многочисленных дневниках писал зеркально, о чем свидетельствуют последние исследования. В честь гения этот феномен и обрел название «почерк Леонардо». Такой способ написания наблюдается у детишек с типичным развитием.
Дети, у которых наблюдается дисграфия, отличаются особым восприятием 3D объемного изображения (трехмерного) – когда правое или левое поля центрального или периферического зрения фиксируют пространство в искаженном варианте.
Зеркальное письмо у детей
Локализацию обратной перспективы можно сравнить со своеобразным «окном». В этом участке и кроется дефект ближнего 3D пространства, который именуется в научной среде «пространством Лобачевского».
Символы и цифры, попадая в пространство Лобачевского, оказываются зеркально перевернутыми как в вертикальном направлении, так и в горизонтальном. Зеркальный почерк наблюдается при попадании в процессе письма буквы или цифры в зону дефекта. Ребенок просто воспринимает изображение «как видит».
Переучивание леворукого ребенка писать правой рукой — одна из причин дисграфии
У ребенка с дисграфией связь между полушариями головного мозга сформирована в недостаточной степени
В чем же кроются причины того, что ребенок зеркалит (пишет зеркально)?
Пример зеркального почерка у ребенка
Среди факторов оптической дисграфии можно назвать следующие:
Какие дети находятся в зоне риска возникновения зеркального письма?
Обнаруживается зеркальное написание у детей 6-7 лет
Как исправить зеркальное написание у детей: советы
Как вовремя выявить предпосылки возникновения «почерка Леонардо»?
Феномен дисграфии у детей
Потому исправлять «почерк Леонардо», который имеет место в случае написания некоторых букв – не имеет смысла. Нужно избавляться от проблемы в целом.
Советы по устранению зеркального написания:
Причины возникновения дисграфии
Видео: Дисграфия у детей и песочная терапия
Видео: Дисграфия. Причины и следствия
Как исправить зеркальное написание букв и цифр у детей: упражнения
Упражнения для коррекции «зеркального» письма:
Видео: Дисграфия: проблемы при чтении
Почему ребенок пишет буквы и цифры в зеркальном отражении
Написание букв и цифр слева направо считается нормой, но иногда дети отображают графические знаки в обратном или перевернутом направлении. Обычно этот феномен наблюдается в дошкольном возрасте. Ребенок зеркалит буквы и цифры, потому что ему так удобно, причиной такого написания является восприятие зрительных и пространственных образов. В большинстве случаев подобное явление носит временный характер и не нуждается в коррекции. Если зеркальное написание становится устойчивой привычкой, а специальные упражнения результатов не дают, справиться с проблемой помогают психологи, логопеды и неврологи.
Зеркальный почерк у детей, причины и предпосылки
Неправильное написание цифр и букв до школы допустимо и является показателем нормы. Сохранившееся зеркальное отображение в возрасте 7–8 лет — это уже отклонение, требующее коррекции. Чем старше дети, тем сложнее их переучить писать зеркально. Чтобы не возникало трудностей в школе, нарушение нужно устранить и сделать это необходимо до того, как малыш сядет за парту.
Склонность к зеркальному почерку внимательные родители замечают еще до школы. Нарушение выявляется при рисовании, когда малыши начинают изображать на листе кружочки, галочки, линии, зигзаги и т. д. Протестировать можно на палочках. Обычно они пишутся сверху вниз. Если видите, что ваш сын или дочь делают это в обратном направлении, скорее всего, есть склонность к зеркальному почерку. Обратите внимание, как ребёнок ориентируется в пространстве и с какими трудностями сталкивается в незнакомой обстановке. Ошибки при определении правой и левой руки, путаница в предлогах, неумение сравнивать форму и величину предметов — всё это предпосылки зеркального почерка.
Прежде чем приступать к коррекционным занятиям, важно выявить причину письменных искажений. Зеркальное написание букв и цифр детьми никак не связано с наследственностью. Это приобретённый навык, на формирование которого влияют разные факторы и обстоятельства. Выделим основные:
Особенность писать справа налево считается одним из проявлений оптической дискографии. Проще говоря, созданный в голове образ не ассоциируется со словом. Воспроизвести это слово ребёнку сложно, отсюда огромное количество искажений и ошибок в написании.
Причиной зеркального почерка может стать раннее обучение навыкам письма. Цифры и буквы начинают привлекать деток в 3–4 года. Сначала они их просто изучают и запоминают названия. Со временем пытаются найти знакомые знаки в текстах и пробуют воспроизводить самостоятельно. Такая увлеченность и тяга к освоению нового радует большинство родителей, но не все знают, что в раннем возрасте детки воспринимают буквы и цифры как рисунок, а не как символ, и им все равно, в какую сторону будут повернуты знаки. Не спешите обучать грамотности и загружать малышей занятиями. Отделы мозга, отвечающие за освоение письма, созревают к 7–8 годам. До этого возраста «незрелость» может стать причиной зеркального почерка.
Написание в зеркальном отражении может быть связано с неврологическими отклонениями: задержка речевого развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, эпилептический синдром и т. д. Коррекция в таких случаях бесполезна. Прежде чем учить писать правильно, ребёнка нужно вылечить. Только врач может выявить причины, прояснить ситуацию и сделать необходимые назначения.
Как отучить ребёнка писать буквы и цифры зеркально, общие рекомендации и упражнения для коррекции
Не паникуйте и не ограничивайте желание что-то писать, если увидели, что буквы или цифры получились корявыми. Дошколята только учатся стилю написания и осваивают умение двигать рукой в нужном направлении. Маленьким детям трудно выполнять сразу несколько задач, поэтому свои ошибки они могут просто не заметить.
Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире цифр и букв и все делал правильно, добавьте в распорядок дня коррекционные упражнения и сделайте их максимально интересными.
Начать необходимо с развития правильной ориентации в себе. Ребёнок должны четко усвоить где правая и левая рука, безошибочно находить правый глаз, левую ногу и т. д.
На следующем этапе усваиваются пространственные представления. Дети учатся определять местоположение предметов относительно своего тела (дверь справа, окно слева и т. д.). Постепенно задачу усложняют определением расположения предметов по отношению друг другу (ручка справа от тетради, телевизор слева от дивана). Чтобы новые знания закрепились и сохранились в памяти, заниматься желательно каждый день.
Знакомство с буквами и цифрами должно быть ненавязчивым и увлекательным. Развесьте в комнате яркие, привлекающие внимание, картинки и плакаты с буквенными и цифровыми знаками. Пусть малыш запоминает, как они выглядят. Со временем это вызовет желание отобразить их самостоятельно.
Занимайтесь, играя и учитывая возраст. Можно рисовать цифры и буквы, используя трафареты. Выстраивайте их из кубиков, лепите из пластилина и слоеного теста, конструируйте из макарон, счётных палочек, веточек и других подручных материалов. Ребёнку не должно быть скучно – это главное правило, которое распространяется на любые обучающие и коррекционные занятия по исправлению зеркального написания.
Дети-левши первые в группе риска среди тех, кто имеет склонность зеркалить буквы и цифры. Если к 6 годам левая рука оказывается доминирующей, внимательно следите за поведением и пространственной ориентацией. Чтобы зеркальность написания не закрепилась, ребёнок еще до школы должен освоить основы расположения окружающих предметов.
Письменные упражнения
Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. Более результативной будет работа над ошибками по исправлению 1–2 буквы и цифры в день.
Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки. Выделим 3 группы:
С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку. Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).
Убедившись, что ребёнок пишет правильно, продолжайте отслеживать его письменные работы. Привычка писать в зеркальном отражении может вернуться. Для профилактики проверяйте направление письма и своевременно исправляйте ошибки.
Выводы
В норме зеркальное написание цифр и букв должно пройти в начальной школе. Если этого не происходит, нарушение приобретает устойчивый характер. Закреплённый навык искажает мышление, что негативно сказывается на умственных способностях и успеваемости школьников. Помочь детям могут врачи и сами родители. Заметив отклонения, приступайте к коррекционным занятиям. Если не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Главное, не оставлять ошибки в написании букв и цифр без внимания и надеяться, что с возрастом всё наладится.
Если ребенок пишет зеркально
Евгения Ларина
Если ребенок пишет зеркально
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю – «смотрят» в правую сторону; 3, Л, У, Ч, Э, Я – в левую.
Зеркальное написание букв бывает свойственно переученным левшам. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. А также могут писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
Это связано с недостаточной зрелостью межполушарного взаимодействия, недостаточной специализацией каждого полушария, а также недостаточно устоявшимся вектором восприятия (в русской культуре – слева направо).
Предпосылки «зеркального» письма можно выявить, когда ребенок еще не владеет грамотой. Нужно взять два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, сделал то же самое. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально. С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки.
Особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.
Решать проблему нужно именно в дошкольном возрасте, не дожидаясь появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их предупредить.
1.Развитие зрительной памяти:
А) «Что появилось в ряду»?
Ребёнок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на первой странице, назвать их, затем, перевернув страницу,ответить на вопрос: «Что появилось в ряду?»
Б) Рассмотрите вместе картинку, пусть ребёнок постарается запомнить все детали. Затем закройте книжку и задайте ребёнку вопросы по картинке,например: «Кто сидел за столом?», «Какого цвета была рубашка у ёжика?», «А у белочки?», «Что лежало под столом?», «Был ли на полу коврик?»…
2. Развитие ориентировки в пространстве, в собственном теле и на листе бумаги.
Начинаем с различения правой и левой руки. Учим различать понятия «вверху» и «внизу». Затем учим ориентироваться в собственном теле, например, находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.
Следующий этап – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенкузадаются вопросы о местонахождении различных предметов: Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?
Потом можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка, ручка слева от тетради и т. п.
И только после этого ребенок сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п.
3. Развитие мелкой моторики рук. Использование массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, заданий на дорисовывание частей предметов, узоров; работа с ножницами, пластилином, рисование акварелью, восковыми и школьными мелками, карандашами, фломастерами, пальчиковыми красками…
4. Учим сопровождать пальчиком по ходу написания буквы, строчки письма.
5. Написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево).
6.Мультисенсорный подход к изучению букв:
— Лепка букв, например, из солёного теста. Высота букв должна быть не меньше 5 см, а образец с буквами должен находиться перед глазами;
— Изображение букв с помощью всего тела;
— Письмо рукой огромных букв в воздухе;
— Развитие тактильных ощущений посредством дермалексий (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
— Моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв.Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К).Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
7. Распознавание зашумленных (наложенных друг на друга, заштрихованных и т. п., недописанных, перевернутых букв.
8. Кинезиологические упражнения (смотрите следующую статью).
Необходимо выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».
Перед глазами ребенка всегда должны быть плакаты с изображением букв алфавита.
В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо, так и за способом написания каждой буквы. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв.
Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр.
«Если ваш ребенок начал заниматься с логопедом». Памятка для родителей Поверьте, у него будет хорошо поставлена речь, даже если сейчас имеются речевые проблемы. Вы сможете этого добиться, если готовы хорошенько.
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы? 1 Различает ли ребенок понятия «справа» и » слева»? Ребенок должен уметь выполнять задания правильно: покажи свое левое ухо, правую ногу.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?» Консультация для родителей: «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УБИРАТЬ ЗА СОБОЙ ИГРУШКИ?» Многие родители не хотят мириться с положением,.
Консультация для родителей: «Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки» Консультация для родителей: «Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки» Подготовила: Коновалова Наталья Михайловна, воспитатель.
Консультация для родителей «Если ваш ребенок гиперактивен» Консультация для родителей будущих первоклассников. «Если ваш ребенок гиперактивен» Подготовила и провела консультацию воспитатель:Перевалова.
Консультация для родителей и воспитателей ДОУ «Если у вас ребенок с СДВГ» Консультация для родителей и воспитателей ДОУ «Если у Вас ребенок с СДВГ…» Воробьева Ирина Евгеньевна, воспитатель комбинированной группы.
Консультация для воспитателей ДОУ «Что делать если ребенок перебивает» Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, часто приходится сталкиваться с подобной ситуацией. Особенно, когда малышу очень хочется.
Рекомендации для родителей «Если ребенок агрессивный» Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Давайте прежде всего разберемся в причинах детской агрессивности.
«Почерк Леонардо»: что делать, если ребёнок пишет зеркально
Зеркальное письмо или зеркальный почерк – феномен, при котором человек пишет справа налево. Что делать, если ребенку удобней писать не так, как принято в кириллице, и сами буквы выглядят так, будто написаны в зеркальном отражении? Если вы заметили подобное нарушение письма у своего ребенка, помогите ему справиться с этой проблемой. В этой статье мы ответим на такие вопросы: что такое зеркальное письмо, причины развития этого нарушения, и как можно помочь малышу научиться писать правильно.
Что такое зеркальное письмо?
Зеркальное письмо также называют почерком «Леонардо», так как многие записи этого уникального человека были написаны в зеркальном отражении. На протяжении веков многие хотели найти ответ на вопрос, почему же да Винчи сделал свои записи, используя именно зеркальный почерк?
Существуют три основные теории:
На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.
Ребенок пишет в зеркальном отражении: норма или патология?
У маленького ребенка нервная система и головной мозг развиваются с определенной, запрограммированной от природы скоростью, поэтому теми или иными навыками малыш полноценно сможет овладеть лишь в подходящем для этого возрасте, когда созреют все необходимые для данного действия функции нервной системы и отделы головного мозга.
Однако некоторые родители, и даже педагоги, будучи одержимы идеей раннего развития, не учитывают этого, и стараются форсировать процесс обучения. И тогда дитя, у которого еще не сформировались, как следует, процессы зрительного анализа, синтеза и пространственные представления, начинают учить читать и писать. В результате малыш читает, но не понимает смысла прочитанного, а пишет «почерком Леонардо» – в зеркальном отображении.
Скорректировать последствия раннего обучения бывает порой непросто, поэтому не следует начинать учить кроху чтению и письму до тех пор, пока он не научился различать правую и левую руки, сравнивать предметы по форме и величине, различать направления в пространстве. То есть, до того, как приступать к обучению грамоте, малыша следует научить различать предметы по таким признакам как: больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче. Также он должен уметь называть направления в пространстве: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Перед обучением письму важно научить дитя еще и правильно употреблять предлоги, обозначающие расположение предметов друг относительно друга (перед, за, около, над, под).
Всеми вышеперечисленными навыками дети овладевают в возрасте 5-6 лет, поэтому обучать письму до 5,5 лет не нужно. У некоторых детей, чаще это касается мальчиков, соответствующие отделы головного мозга развиваются чуть медленнее. Таким образом, дети до 7-8 лет могут ошибаться в написании букв и цифр, и это абсолютно нормально.
Если же вас гложут сомнения, не пора ли обратиться к дефектологу, то попробуйте провести простой тест: покажите ребенку, неправильно написавшему буквы в слове, правильный вариант написания и спросите, написано ли у него так же, как на образце. Если у малыша нет никаких нарушений в развитии, то он сам увидит свою ошибку.
Неврологические проблемы
Иногда непросто понять, как научить ребенка писать буквы правильно. Зеркальное написание может сочетаться с другими проблемами неврологического характера. Это могут быть задержки в речевом развитии или нарушение работы опорно-двигательного аппарата. Такие причины сигнализирую о том, что отделы мозга, которые отвечают за правильную работу этих функций, развиты недостаточно хорошо.
Читайте также: Агрессия у детей от 1 до 3 лет
В таких случаях необходима консультация невропатолога, который проведет дополнительные исследования и определит, какие именно отделы требуют коррекции. Может оказаться, что такая особенность развития не нуждается в терапии и со временем все придет в норму. В противном случае врач может порекомендовать пройти курс реабилитации с медикаментозным лечением.
Развитие пространственного мышления
Прежде чем решать, как научить ребенка писать буквы в правильном положении, необходимо убедиться, что это действительно необходимо.
Читайте также: Путешествие с ребенком: чем занять непоседу
Консультация детского психолога и невролога во многом прояснит ситуацию. Но и родителям не нужно терять чувство меры – паниковать из-за того, что трех- или четырехлетний малыш написал букву в зеркальном отражении не стоит. В этом возрасте дети только пробуют силу своих рук, приноравливаются к стилю написания, пытаются сдвинуть руку в нужном направлении. Из-за множества задач, которые необходимо решать одновременно, ребенок может не обратить внимания, что он написал букву неправильно.
Разумеется, не стоит ограничивать малыша в желании что-то написать, не обязательно с самого начала акцентировать внимание на зеркальное написание. Лучше всего добавить в распорядок время для дополнительных занятий, которые помогут ребенку развить несовершенные функции.
Для занятий понадобятся:
— Прописи; — Альбомные листы; — Плакаты с алфавитом; — Книги с яркими рисунками; — Соленое тесто для ручного труда; — Краски и кисти. — Упражнения могут меняться и дополнять друг друга. Важно, чтобы малыш заинтересовался и расширял свои навыки.
Самым первым базовым упражнением, решающим, как научить ребенка писать буквы правильно, станут прописи. Не обязательно искать магазинный вариант, лучше всего сделать их самостоятельно:
Возьмите чистый альбомный лист; Разлинуйте его по вертикали, лучше не делать слишком частые полоски, пусть буквы будут крупными; В начале каждой полосы напишите печатную букву, решите, одинаковые они будут или на каждой строчке разные; Теперь ребенок может приступать к занятиям – максимально похоже написать такую же букву, как у вас. Договоритесь, что он должен написать не меньше пяти образцов. Такие занятия помогут ребенку увереннее чувствовать себя в мире букв.
Читайте также: Воспитание мальчика без отца
Одним из интересных и результативных подходов может оказаться лепка из соленого теста. Такое упражнение развивает творческое мышление и оказывает влияние на мелкую моторику ребенка. Не стоит лепить весь алфавит за один раз, лучше всего каждый день посвящать только одной букве. После окончания лепки можно раскрасить букву яркой краской, или придумать с ней интересную историю.
Лайфхаки и упражнения для коррекции зеркального письма
Разделяем лево и право
Начинайте коррекцию зеркального письма с тренировки ориентации в пространстве. Ребенок должен четко чувствовать и понимать, где у него левая рука, а где правая и уметь правильно показывать что с какой стороны от него находится.
Если ребенку с ходу сложно понять, где право и лево, нарисуйте красным фломастером галочку на правой руке, а зеленым – на левой руке. Для девочек можно использовать лак для ногтей и накрасить по одному ногтю на каждой руке разными лаками.
Благодаря данному упражнению ребенок вскоре привыкает, где какая сторона и ему становится легче ориентироваться.
Далее усложняйте задачу. Начинайте спрашивать ребенка, с какой стороны относительно него находятся предметы. Сначала тренируйтесь дома, а потом и на улице.
Когда закрепление восприятия предметов по сторонам относительно ребенка прошло успешно, приступайте к следующему этапу. Возьмите книгу и ручку. Положите на стол. Спросите ребенка, с какой стороны относительно книги находится ручка. Затем поменяйте предметы местами и спросите снова.
Занимайтесь каждый день, пока навык «лево-право» не станет автоматическим.
Учимся дорисовывать недостающие элементы
Для этих занятий купите раскраски, где необходимо самостоятельно дорисовывать недостающие элементы. Важно, чтобы в процессе рисования ребенок вел линию куда нужно, а не вверх, вниз или вбок. Помогайте своей рукой, если у него не получается.
Это упражнение тренирует зрительно-пространственное восприятие, благодаря чему ребенку становится легче писать.
Палец-ручка
Для упражнения подойдет букварь с прописным алфавитом и пропись. Желательно, чтобы буквы были большого размера. Положите перед ребенком книгу и попросите его несколько раз провести пальцем по букве. Особое внимание уделяйте тем буквам, которые ребенок пишет зеркально. Затем возьмите пропись и скажите, чтобы ребенок правильно дорисовал букву. В конце упражнения он должен написать букву сам.
Это занятие помогает отработать и закрепить правильное написание букв.
Составляем буквы из палочек
Вам понадобятся пластиковые палочки для счета или спички. Предложите ребенку собрать из палочек букву и трансформировать ее в другую букву. Например, из буквы «Т» можно сделать «Г». Также можно собрать несколько букв, состоящих из одинакового количества палочек, например трех (И, А, П, Н).
Это упражнение помогает освоить написание печатных букв, благодаря чему ребенку легче перестраиваться на прописные.
Обводим прописные буквы
Тут вам нужно будет сделать несколько ксерокопий прописного алфавита. Возьмите одну копию и попросите ребенка обвести несколько букв. Затем, чтобы был эффект, так же как и в упражнении «Палец-ручка», попросите ребенка написать отработанные буквы самостоятельно. Чем больше раз ребенок будет обводить одну букву, тем быстрее научится писать ее правильно.
Постепенно отрабатывайте весь алфавит и вскоре увидите положительные результаты.
Причины зеркального написания
Если ваш ребенок зеркалит буквы и цифры первое что необходимо сделать, это разобраться в причинах этого. Причин зеркального написания может быть множество.
Кроме того, стоит сказать для малыша достаточно сложно разобраться в правильности написания букв, так как русский язык имеет две группы букв, которые отражаются как с права налево так и обратно. Это буквы.
Консультация «Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв»
Консультация «Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв»
Однако, последние исследования показали, что так называемый «почерк Леонардо», названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. У детей с дисграфией регистрируются специфические особенности восприятия 3D объёмных (трёхмерных)
пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле, на границе центрального и периферического зрения. Причём, только в ближнем 3D пространстве
(это расстояние от 0 см до 30-40 см)
. В
«окне дефекта»
пространство расположено в виде обратной перспективы. В этих пространствах изображение бывает
зеркально перевёрнутым. Поэтому, когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит»
, то есть в
зеркальном отображении. Можно предположить, что у детей с дисграфией имеются нарушения восприятия 3D объёмных трёхмерных пространств. Причём, именно ближнего пространства. В дальнем пространстве нарушения могут, как фиксироваться, так и отсутствовать. В ближнем 3D пространстве имеется дефект в виде своеобразного «окна»
, в котором расположена обратная перспектива, или так называемые
«пространства Лобачевского»
. В этих пространствах изображение бывает
зеркально перевёрнутым как по вертикальной оси, так и горизонтальной. Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит»
, то есть в
зеркальном отображении.
По-видимому, обнаруженные закономерности нарушений восприятия с одной стороны расширяют наше понимание патофизиологических механизмов дисграфии у детей и могут быть одним из диагностических критериев. С другой стороны, обнаруженные патогномоничные феномены, могут служить маркером эффективности психофизиологической и/или нейропсихологической коррекции.
Копируя с образца, дети совершают гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти. Феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль играют не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка,но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркальное написание букв и цифр оказывает то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать
Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии,в основе которой лежат:
• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений (т. е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;
• недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;
• недостаточная сформированность буквенного гнозиса.
Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве, то ему будет сложно усвоить и роздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили»
на правую. Эти дети часто пишут отдельные
буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках — например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, что зеркальное письмо — то есть, справа налево для большинства европейских народов — связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.
Однако, последние исследования показали, что так называемый «почерк Леонардо», названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. В журнале Journal of Educational Psychology недавно была опубликована статья французских психологов Жан-Поля Фишера и Юссефа Тазути, посвященная тому, какими причинами вызвано зеркальное письмо у пятилетних детей.
Авторы поставили перед собой два основных вопроса. Первый заключался в том, чтобы выяснить характер связи между зеркальным копированием букв и цифр с образца и написанием их по памяти, а второй — как зеркальное написане отдельных символов приводит к зеркальному написанию целых слов, в частности, собственного имени.
Ученые провели три серии экспериментальных исследований в школах Франции, чтобы ответить на эти вопросы. Оказалось, что копируя с образца, дети совершают гораздо меьнше зеркаьлных ошибок, чем при письме по памяти. Слабая, но значимая корреляция, была выявлена между зеркальным написанием символов и своего имени. Удивительно, что уровень школьной успеваемости также положительно коррелировал с зеркальным написанием, хотя сила этой корреляции были намного меньше, чем в случае правильной ориентации букв. При этом другие ошибки — например, орфографические, но совершаемые в правильной ориентации слева направо — отрицательно коррелировали с успеваемостью.
В результате исследований авторы пришли к выводу, что феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль могут играть не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркаьлное написание букв и цифр оказывало то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать.
Литература:
Почему ребенок пишет зеркально?
Написание текста справа налево принято называть зеркальным письмом. Впрочем, это не такая уж и редкость, особенно у детей. Удивляться тут нечему, ведь к тем же левшам мы относимся довольно спокойно, и не считаем это чем-то необычным. По мнению ученых, зеркальный почерк может быть обусловлен особенностями пространственного мышления ребенка, а также отклонениями в формировании зрительных образов. Такие дети часто путают левую руку с правой. Причиной зеркального почерка может стать ускоренное обучение письму печатными буквами. Ребенок просто не успевает связать значение буквы с ее формой.
Ученые называют зеркальное письмо «почерком Леонардо». Именно так писал гениальный ученый свои дневники. Французские психологи Юссефа Тазути и Жан-Поль Фише, изучавшие феномен зеркального письма у детей, попытались выяснить его причины. Исследования проводились в двух направлениях. Первое касалось взаимосвязи зеркального письма с его написанием по памяти. В результате второго, ученые пытались выяснить, как зеркальное написание отдельных букв влияет на написание отдельных слов и фраз. В итоге целого ряда экспериментов было установлено, что минимальное количество ошибок ребенок совершает, когда пишет текст с образца. При написании зеркального текста по памяти, их количество многократно возрастает. Также было выяснено, что собственное имя ребенок пишет зеркальным почерком без ошибок. Меньше их допускают и те дети, которые учатся прилежно. При правильной ориентации письма ситуация была прямо противоположной.
Получается, что феномен зеркального письма никак не связан с какими-то психическими отклонениями ребенка, касающимися нарушений его пространственной ориентации. Не влияют на это леворукость и пол. Он может возникать у вполне нормальных детей, гармонично развивающихся. Происходит это в процессе приобретения письменных навыков, и зависит от контекста, то есть, от того, как ребенок написал свою первую букву, и в какой части страницы он это сделал.
То есть, зеркальное письмо, все же, имеет непосредственное отношение к особенностям зрительно – пространственного восприятия ребенка, и кроме того, может быть обусловлено болезнями слухового аппарата и речевыми расстройствами. В этом случае ребенку трудно дается обучение. Склонность к зеркальному почерку проявляется у пятилетних и семилетних малышей. Это связано с тем, что именно в этом возрасте происходит формирование их пространственного восприятия предметов и образов. И если эта система еще недостаточно сформирована, то ребенок может неправильно воспринимать и запоминать символы, а значит, будет писать их зеркально. По мере взросления все становится на свои места, и ребенок начинает писать правильно.
Проверить правильность зрительной ориентации ребенка можно довольно просто. Достаточно собрать из палочек, какую-то несложную фигуру, и попросить его сделать то же самое. И если ребенок соберет ее в зеркальном отражении, значит, виновато его несовершенное пространственное воображение, благодаря чему, он вполне может писать буквы зеркально.
Чтобы ребенок научился писать правильно, он, прежде всего, должен уметь правильно ориентироваться в окружающем пространстве. Перед тем, как учить его писать, он должен четко знать, где лево, а где право, где верх, а где низ. Прекрасный эффект достигается и в том случае, если предложить ребенку копировать несложные фигуры и рисунки. Только после того, как он научится выполнять эти задания, можно приступать к написанию букв.