Почему происходит расслоение первобытного общества и к чему это привело
Разложение первобытно-общинного строя
Вы будете перенаправлены на Автор24
Первобытнообщинный строй — это исторически первая общественно-экономическая формация, среди выделяемых марксистской философией. Первобытный тип общества характеризуется минимальным развитием производительных сил, которому в свою очередь соответствуют бесклассовое общество и производственные отношения так называемого первобытного коммунизма.
Причины разложения первобытнообщинного строя
Примерно в V-IV тысячелетии до н.э. первобытное общество вступило в стадию разложения. К факторам, способствующим этому, относятся:
Складывается патриархат: счет родства по материнской линии сменяется счетом родства по отцу. Соответственно изменяются формы семейных отношений; возникшая патриархальная семья была основана на частной собственности. Подчиненное положение женщин сказалось, в частности, на том, что обязательность единобрачия была установлена только для женщин, в то время как для мужчин допускалась полигамия (многоженство).
Такое положение засвидетельствовано в древнейших документах Египта и Двуречья, относящихся к концу IV-началу III тысячелетия до н.э. Такую же картину подтверждают древнейшие исторические источники, появляющиеся в некоторых племенах Китая и предгорий Передней Азии во II тысячелетии до н.э.
Готовые работы на аналогичную тему
Зарождение имущественного неравенства
Усиление обмена, рост производительности труда, постоянные войны –все это вело к возникновению внутри племен имущественного расслоения. Имущественным неравенством порождалось и общественное неравенство. Со временем складывалась верхушка родоплеменной аристократии, фактически ведавшая делами. В племенном совете заседали знатные общинники, они же ведали культом богов, выделяли военных вождей и жрецов из своей среды.
Наряду с общественной и имущественной дифференциацией внутри родовых общин происходит также дифференциация между отдельными родами внутри племени. Выделяются богатые и сильные роды с одной стороны, и ослабевшие и обедневшие с другой. Первые из них со временем превращаются в господствующие, а вторые становятся подчиненными. В результате частых войн в подчиненном положении могли оказаться целые племена или группы племен.
На протяжении долгого времени, несмотря на общественное и имущественное расслоение общины, представители верхушки родовой знати еще должны были считаться с мнением общины. Однако все чаще родовая верхушка злоупотребляет в своих интересах трудом коллектива, а рядовые общинники уже не могли спорить с могуществом знати.
Таким образом можно указать следующие признаки распада родового строя:
Результаты археологических раскопок в различных частях мира подтверждают такие выводы. Примерами служат знаменитый Майкопский курган, находящийся на Северном Кавказе и датируемый II тысячелетием до н.э. или пышные погребения вождей в Триалети. Колоссальные размеры могильной насыпи, обилие драгоценностей, погребение с телом вождя насильственно убитых рабов: все это подтверждает власть и богатство вождей и нарушение условий первоначального равенства в племенах.
Разрушение первобытнообщинных отношений разных регионах мира произошло не одновременно. Также разнообразными были конкретные модели перехода к следующей формации: некоторыми народами были образованы раннеклассовые государства, другими рабовладельческие. Некоторые народы, миновав рабовладельческий строй, сразу перешли к феодализму, а некоторые (народы Америки, Австралии) к колониальному капитализму.
Переход от родовой общины к соседской
Благодаря росту производительных сил были созданы предпосылки для развития системы дарообменных отношений, укрепления связей между разными социальными организмами, Переход от парного брака к патриархальному, а позже к моногамному, укрепил семью, которая начала обособляться в рамках общины. Общинная форма собственности дополняется личной. Укрепление семьи и индивидуализация производства означали ослабление первобытнообщинного коллективизма в целом.
С развитием производительных сил (переход к орудиям труда из меди, бронзы и железа) и укреплением территориально-соседских связей между семьями раннюю первобытную общину сменяет первобытная соседская земледельческая община, для которой характерны сочетания парцеллярного индивидуального производства с общей собственностью на землю, общинного и частнособственнического начал. Развитие такого внутреннего противоречия создало условия для возникновения классового общества и государства.
Первобытнообщинный строй является отправной точкой в истории человечества.
Самая протяженная по времени общественно-экономическая формация существовала на ранней стадии развития у всех народов.
Важнейшим этапом в истории первобытных людей стала неолитическая революция, связанная с переходом от присваивающего типа хозяйства к производящему. С углублением общественного разделения труда и ростом его производительности внутри первобытного общества усилился обмен, возникли избытки прибавочного продукта, что послужило основой для появления имущественного неравенства и частной собственности. Первобытный строй был сменен классовыми обществами.
Причины разложения первобытного общества и возникновения государства и права.
Возникновение государства и права как естественноисторический процесс. Пути и формы возникновения государства.
С марксистской точки зрения происхождение государства обусловлено образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов классообразования в сфере материального производства и послужила неолитическая революция.
Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.
Семьястановится социальной формой материальной обособленности членов рода, ибо и частная собственность, и наследство сосредоточиваются в рамках отдельной семьи.
Таким образом, крупные общественные разделения труда происходят как внутри племен, так и между ними, а специализация общественного производства приводит к увеличению результатов труда и обмена продуктов между ними.
Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике, разложение ранее существовавших коллективных форм производства, распавшихся под влиянием совершенствования орудий труда и проникновения в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.
На этом этапе первобытнообщинная организация начинает испытывать кризис власти, по-тому что возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы первобытнообщинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам.
Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к возникновению государства.
Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.
Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали геогра-фические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Этот путь возникновения государства именуют западным или европейским.
По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государства (сказанное относится прежде всего к Германии и России).
Хотелось бы подчеркнуть следующее. Возникновение государства и права рассматривает-ся наукой как естественноисторический процесс.
Во-первых, это означает, что это было не одномоментным действием, а длительным, длящемся во времени процессом, прошедшем многие стадии. Постепенно определенные черты родовой организации отмирали, на смену им приходили черты государственной власти.
Во-вторых, сам процесс формирования государства носил естественноисторический характер. Т. е. государство возникло естественно, в ходе исторического развития общества как объективная необходимость.
На всех территориях земного шара родовая органи-зация рано или поздно исчерпывала себя, обретая новые, не свойственные ей по определению чер-ты. И во всех случаях на смену родовому строю приходила именно государственная организация общества. Из этого напрашивается вывод, что государство являлось единственно возможной аль-тернативой дальнейшего развития общества. Государство стало объективно обусловленной фор-мой человеческой организации, в силу исторических условий пришедшей на смену родовому строю. Все это и позволяет характеризовать возникновение государства как естественноисторический процесс.
Разложение первобытнообщинного строя. Появление государства
Эпоха первобытной или родовой общины. Эпоха открывается возникновением первых прочных форм социальной организации – рода и родовой общины. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяли как родовой строй. Род или родовая община – это объединение людей, основанное на действительном или предполагаемом кровном родстве, а также общности имущества и труда. Членов рода объединяет кровное родство, совместный коллективный труд и общность имущества.
Происхождение государства и права.
Чтобы теоретически правильно подойти к вопросу о государстве и праве, необходимо рассмотреть их историческое происхождение.
Человечество прошло в своем развитии ряд этапов, каждый из которых отличается определенным уровнем и характером общественных отношений (культурных, экономических, религиозных). Самым крупным и длительным этапом в жизни общества было время, когда не было ни государства, ни права. Этот период охватывает тысячелетия, от появления на земле человека и до возникновения классовых обществ и государств. В науке за ним закрепилось название первобытного общества или общинно родового строя. Первобытная организация была самой протяженной в истории человечества. По мнению ученых, археологов, её нижняя грань датируется временем не менее 1.5 миллионов лет назад, а некоторые авторы относят ее и к наиболее отдаленному времени. Верхняя грань первобытности колеблется в пределах последних 5 тысяч лет.
В Азии и Африке первые цивилизации возникли на рубеже четвертом-третьем тысячелетия до н.э, в Европе – в первом тысячелетии до н.э, в Америке – в первом тысячелетии н. э, в других частях земного шара – еще позднее.
Первобытное общество в своем развитии прошло следующие эпохи:
1. Эпоха праобщины или первобытного человеческого стада. Содержанием эпохи является преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованного от пралюдей, и она характеризуется завершением биологического развития самого человека.
Родовой строй у многих народов проходил в 2 этапа:
1. Матриархат (материнский родовой строй).
2. Патриархат (отцовский родовой строй).
Для рода, как первичной организации первобытного общества присущи следующие признаки:
1. Род – это личный, а не территориальный союз. Объединение людей не связывалось с какой-либо территорией. Рода могли перемещаться, но их организация при этом сохранялась.
2. В родах существовало общественное самоуправление. Управление родовой общиной, в которую входило от нескольких десятков до нескольких сотен человек, осуществлял старейшина, который избирался всеми членами рода. Должность старейшины- не наследственная, и могла быть замещена любым членом рода, как мужчинами, так и женщинами. На время военных действий, возникающих в результате столкновений между родами, избирался военачальник. Выборный старейшина и военачальник трудились наравне с членами рода, и род в любое время мог их сместить. Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытнообщинную демократию (потестарная власть).
3. Для рода свойственно единство, взаимопомощь и сотрудничество. Возникшие вопросы решались общим собранием всех членов рода, а старейшина приводил эти решения в жизнь. Споры между членами рода разрешались обычно теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением и оно, как правило, состояло в наложении обязанностей за провинность. Крайняя форма наказания – изгнание из рода.
Род также давал защиту всем своим членам от внешних врагов, как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести. Таким образом, род является основной начальной ячейкой человеческого общества при первобытнообщинном строе. Отдельные рода объединялись в более крупные объединения. Образовывались племена.
4. Эпоха первобытной соседской общины. Во многих, хотя и не во всех обществах, эта эпоха открывается появлением на смену камню металла и повсюду прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности, ростом избыточного продукта, распространением грабительских войн из-за накопленных богатств. Общественная власть не была анархией, хаосом. Совместная жизнь и коллективный труд требовали поддержания определенного порядка, соблюдения определенных правил поведения. Такими правилами поведения стали обычаи, которые не требовали создания особого аппарата принуждения, основывались на привычках, традициях, авторитете старших поколений, нравственных, религиозных воззрениях людей. Нормы первобытного общества называют мононормами.
Следующий эволюционный этап в развитии общественного производства был связан с переходом от присевающего хозяйства к производящему (скотоводство, земледелие). Этот процесс, по данным археологии, этнографии начался 10 – 12 тысяч лет назад и продолжался у некоторых народов несколько тысячелетий. Этот процесс получил название неолитической революции, поскольку произошел в период позднего неолита на рубеже перехода к эпохе бронзы. Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, он справедливо обозначается как революция. Такая периодизация позволяет для теории государства и права четко определить, какие формы организации власти функционировали в обществах с присваивающей экономикой, а какие в обществах с производящей экономикой. Все эти стадии, эпохи прошли все племена и народы, вставшие на путь цивилизации.
Причины разложения первобытно-общинного строя
Первобытно-общинная коллективность возникла не в результате исторически сложившегося обобществления высокоразвитых средств производства, а в результате слабости, ограниченности обособленной личности.
И существовать эта первобытная коллективность могла лишь до тех пор, указывал Маркс в письме к В. Засулич, пока производительные силы были крайне слабы.
Первобытно-общинный, родовой строй «предполагал крайне неразвитое производство,— писал Энгельс,— следовательно, крайне редкое население на обширном пространстве, следовательно, почти полное подчинение человека чуждой, противостоящей ему, непонятной внешней природе, что и находит свое отражение в детски-наивных религиозных представлениях. Племя оставалось границей человека как по отношению к чужаку из другого племени, так и по отношению к самому себе: племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках. Как ни импозантно выступают перед нами люди этой эпохи, они, тем не менее, совсем не отличаются друг от друга, они не оторвались еще, по выражению Маркса, от пуповины первобытной общины». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, 1948, стр. 240.)
Определяющей причиной гибели первобытно-общинных, в том числе и родовых, учреждений явилось развитие производительных сил, рост производительности труда и связанный с этим рост богатства. Постепенное совершенствование орудий производства, переход от каменных к металлическим орудиям труда привели в конце концов к коренному перевороту в способе производства. Железный топор дал возможность в более широком масштабе расчищать землю под пашню, а развитие земледельческих орудий превратило земледелие в одну из основных отраслей труда. Приручение животных: быка, лошади, верблюда, дало возможность превратить их в тягловую силу. Выделилось в самостоятельную отрасль труда скотоводство, и вместе с тем произошло первое крупное общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия.
Новые орудия производства открыли экономическую возможность осуществлять производство (земледелие, скотоводство и ремесло) не силами всей общины, а в одиночку или силами отдельной семьи. В связи с этим родовая община распадается на семьи. Первоначально это были большие патриархальные семьи, состоявшие из нескольких поколений ближайших родственников. Затем эта большая патриархальная семья распалась на небольшие моногамные семьи, состоявшие из мужа и жены и их детей.
Из десятилетия в десятилетие на пастбищах за счет естественного прироста все более увеличивались табуны лошадей и стада крупного рогатого и мелкого скота. Мало-помалу накапливалось богатство пастушеских племен, но вместе с тем оно уже переставало быть достоянием общины или рода, а становилось достоянием отдельных семей.
Развитие производительных сил привело к появлению общественного разделения труда, к росту обмена и возникновению частной собственности на средства производства. Частная собственность зародилась как результат развития производительных сил и общественного разделения труда. Обособленный, общественно разделенный труд неизбежно вел к частной собственности на средства производства и на продукты производства, так же как до этого общий, совместный труд обусловливал общественную собственность на средства производства.
В. И. Ленин указывал, что «пока. все члены первобытной индейской общины вырабатывали сообща все необходимые для них продукты,— невозможна была и частная собственность. Когда же в общину проникло разделение труда и члены ее стали каждый в одиночку заниматься производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке, тогда выражением этой материальной обособленности товаропроизводителей явился институт частной собственности». (В. И. Ленин, Соч., т. 1, изд. 4, стр. 136)
Развитие производительности труда в сельском хозяйстве, в скотоводстве, а затем и в ремесле привело к возрастанию прибавочного труда и прибавочного продукта; это придало особую ценность рабочей силе и повысило спрос на нее. Возникла экономическая возможность эксплуатации человека, возможность рабства и экономическая потребность в рабстве. Стало выгодным превращать военнопленных в рабов.
Первоначально возникло домашнее рабство, которое носило лишь подсобный характер и не могло изменить самой структуры первобытно-общинного строя; основной труд попрежнему выполнялся членами общины. Но рабство начало оказывать разлагающее влияние на весь экономический уклад первобытного общества. Развитие домашнего рабства было внутренне связано с ростом производительности труда и увеличением богатства, с ростом обмена и возникновением частной собственности на средства производства.
Первоначально в частную собственность превращались домашняя утварь, домашний скот, а затем уже и рабы. Земля, пастбища, леса, воды еще долго составляли собственность родовой общины или племени. Стада скотоводческих племен, являвшиеся первоначально собственностью рода, также превращались в собственность сначала патриархальных семейных общин, а затем обычных моногамных семей.
Патриархальная семейная община была и для земледельческих народов переходной формой от первобытной родовой общины к сельской общине. В письме к В. Засулич Маркс писал:
«Все более ранние первобытные общины покоятся на кровном родстве своих членов. Разрывая эту сильную, но узкую связь, сельская община более способна расширяться и выдерживать соприкосновение с чужими.
Затем, в ней дом и его придаток, двор, уже являются частной собственностью земледельца, между тем как уже задолго до введения земледелия общий дом был одним из материальных оснований прежних форм общины.
Наконец, хотя пахотная земля остается общинной собственностью, она периодически переделяется между членами сельской общины, так что каждый земледелец обрабатывает за свой счет назначенные ему поля и присваивает себе лично плоды этой обработки, между тем как в более древних общинах хозяйство ведется сообща, а распределяют только продукты». («Архив К. Маркса и Ф. Энгельса», кн. 1, Гиз, М. 1930, стр. 272.)
Развитие частной собственности и обмена вело к росту имущественного неравенства, к росту богатства у одних семей и обнищанию других. Частная собственность на средства производства, обмен, а затем деньги породили самые низменные страсти — грязную и пошлую жадность, грубую страсть к наслаждению, расхищение общинного имущества, разбойничьи войны с целью грабежа других народов, войны ради захвата рабов.
Все эти процессы привели в конце концов к падению первобытного общества. Былое первобытное, примитивное равенство исчезло. Появились богатые и бедные, рабы и рабовладельцы, господствующие и подчиненные. Средства производства отделялись от непосредственных производителей— трудящихся и обращались в частную собственность рабовладельцев. Первобытная община распалась на антагонистические классы, из нее возникло рабовладельческое общество. Все это явилось в то время новым мощным фактором прогресса, открывшим более широкие просторы для развития производительных сил, чем изжившая себя первобытно-общинная собственность. Таким образом, вопреки мнению буржуазных ученых не всегда существовали частная собственность и разделение общества на классы.
Первоначальной, самой ранней формой общественного устройства был общинно-родовой строй, основанный на общем труде и первобытно-общинной собственности на средства производства. Через эту форму общественного устройства прошли все народы. Она существовала сотни тысяч лет. Следы ее еще долго сохранялись у всех цивилизованных народов в виде общинной собственности на землю, леса, на выгоны или общие пастбища, луга. Первобытно-общинные отношения затем превратились в препятствие для развития производительных сил, и потому они должны были пасть. В результате развития производительных сил на смену общинно-родовому строю пришло рабство.